Универсальная методика индивидуального развития ребенка говорящий логопед

Читая комментарии, я вижу, что многие родители, имея ребёнка с тяжёлым нарушением речи, даже в больших городах сталкиваются с фразами от педагогов вроде: “Приходите после 5 лет“. Такие вещи специалист говорит не потому, что до 5 ждать допустимо, а потому, что он либо не умеет работать с подобными нарушениями и рассчитывает, что когда ребёнок корявенько заговорит, с ним можно будет работать традиционными методами, либо просто не хочет связываться.

Однако при алалии ждать до 5 лет недопустимо – ребёнок с ней без занятий может молчать и до 7, и до 10 лет. А если это алалия с сенсорным компонентом или аутизм, то бонусом к отсутствию речи можно получить ЗПР, а то и умственную отсталость. Поэтому сегодня я хочу показать методику для вызова речи у алаликов, которая помогла лично моему сыну заговорить, чтобы родители не ждали у моря погоды и могли попробовать вызвать речь сами.

фото из открытых источников

Определяем и формируем “готовность к речи”

Чтобы эта методика успешно сработала у вас, ребёнок должен быть “готов” к речи. Что значит готов?

  • Должно быть развито подражание;
  • Развито внимание – необязательно фантастическое, но чтобы хоть 5 минут на одном задании ребёнок мог концентрироваться;
  • Ребёнок вступает в контакт (немного понимает обращённую речь или может коммуницировать при помощи карточек) – нужно, чтобы объяснить ему принцип работы.

Если чего-то из этих пунктов нет, лучше не браться за вызов речи, так как это будет попытка нагородить “дом без фундамента”. По моему опыту с сенсомоторной алалией у сына скажу, что работа над вызовом осознанной речи ведётся в таком порядке, в каком у ребёнка развивались бы психические функции не будь у него никаких проблем:

  1. Сначала ведётся работа над вниманием ребёнка к происходящему – нужно поработать с общеразвивающими безречевыми занятиями (пирамидки, сортёры и прочее), уча ребёнка концентрироваться хоть на чём-нибудь;
  2. Через некоторое время параллельно подключается работа над пониманием речи и подражанием;
  3. Когда становится понятно, что ребёнок, пусть не идеально, но довольно стойко, владеет нужными навыками, можно начинать пробовать запускать речь.

Как правило, при чистой моторной алалии над подобными вещами работать не требуется – ребёнок всё это может, но не может говорить. С такими детьми можно пробовать сразу приступать к вызову речи.

Сенсорная, сенсомоторная алалия и РАС обычно требуют отработки всего вышеперечисленного. Если вы не знаете что делать, то у меня на канале уже есть статьи как развить все эти “ступеньки к речи” – ниже я добавлю ссылки на некоторые из этих материалов.

Для тех, у кого ребёнок всё нужное может и умеет, показываю сработавшую у нас методику.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка с дцп

Вызов речи

Честно скажу, не знаю как она называется, но у многих алаликов и детей с тяжёлыми нарушениями речи я видела нечто подобное. По принципу напоминает метод Новиковой-Иванцовой. Выглядит она вот так (листать галерею можно стрелочками вбок – ниже размещу описание каждого этапа):

картинка 1

картинка 1

картинка 1

Картинка 1 – так как у алаликов и аутистов, как правило, слабое слуховое внимание, звуки и то, как они звучат, проще учить через картинки, так как зрительное восприятие у таких детей обычно не нарушено. Ребёнку предлагается поместить указательный палец на начало стрелки и медленно вести руку по стрелке к смайлику, гудя как паровоз “У-у-у!”. таким образом ребёнок отрабатывает все три стрелки.

Ниже расположены “Кнопочки пианино” – это игровая пальчиковая гимнастика. Ребёнку надо поочерёдно коснуться пальцами кнопочек, произнося при нажиме “У-у-у”: большим пальцем нажать на зелёную, указательным на красную, средним на голубую и т.д.

Картинка 2 – Здесь должны быть слова с изучаемой буквой (нужно 10-15 шт.). У меня пример со словами из урока с буквой “А”. По произношению они могут казаться невозможными для алаликов, тем не менее, ребёнку надо их за вами повторять.

Обратите внимание: на этапе вызова речи не важно какого качества слова у ребёнка. Он может их произносить почти неузнаваемо, коряво, главное, чтобы просто произносил и практиковался. Пока идёт работа на выход из алалии исправлять не нужно!

Важно: сам родитель должен стабильно показывать образец правильной речи как на занятиях, так и в жизни. Умиляться тому, что ребёнок наконец хоть что-то начал говорить, можно, но сюсюкать и повторять за ним неправильное произношение не надо!

Картинка 3 – такое задание присоединяется после того, как вы пройдёте первые 2-3 буквы. Это обучение чередованию звуков речи. Ребёнок на начале стрелки говорит “А-а-а“, но когда его указательный палец дойдёт до парохода, он должен произнести “У“. Получается более сложное звукоподражание “А-у!“. Для занятия требуется 2-3 таких дорожки для чтения.

Читайте также:  Интересные технологии на развитие ребенка в доу

Это упражнение важно для отработки частого явления при тяжёлых нарушениях речи – артикуляционной диспраксии.

Артикуляционная диспраксия – это проблемы с координацией движений мышц рта.

Например, чтобы сказать слово “Ванна”, наш рот сначала принимает одну артикуляционную позу (положение мышц рта) для произнесения части слова “ва”, а затем другую, чтобы выговорить “нна”. Мы делаем это автоматически, а ребёнок с диспраксией так не может и не понимает как ему переключить мышцы рта с одного слога на другой. В итоге может быть картина, когда малыш может произнести только слова с одинаковыми слогами (мама/папа).

Такие “чтения” сначала гласных по дорожкам, затем гласных с согласными, помогают ребёнку плавно и ненавязчиво учиться переключатся с одной артикуляционной позы на другую.

Как видите, для заданий требуется немного материалов, многие из которых можно нарисовать самим в графических редакторах (стрелки, кнопки и прочее). С исходниками карточек-символов сложно – их у меня нет, но можно позаимствовать эти карточки из методики Новиковой-Иванцовой. Наберите в поиске яндекса (он лучше ищет по картинкам), например, “новикова-иванцова гласные звуки” и вы увидите вагон карточек, которые можно скачать и распечатать. Конечно, не все они будут гласные, но тем не менее, так можно выудить если не всю, то большую часть обучающего материала (пара примеров внизу):

Каков порядок звуков?

Звуки изучаются в том порядке, в каком они в норме входят в строй.

Сначала это гласные: А, О, У, И, Э, Ы.

Затем согласные раннего, а потом и позднего онтогенеза:

Если видно, что какой-то звук ребёнок не может нормально произнести, то это знак, что пока надо задержаться именно на нём + повторять предыдущий материал.

Обратите внимание: при обучении согласным важно соблюдать правильное произношение: надо чётко говорить один звук – не “М-э”, а “М”, к примеру.

Сколько времени потребуется?

Всё индивидуально, но я расскажу про наш опыт.

Читайте также:  Развитие ребенка навыков общения и уверенности в себе

Сыну было 3,10, когда мы начали так заниматься. К первым сознательным, постоянным словам мы шли примерно 2 месяца. Срок не такой уж и большой, но чтобы этого достичь, мы очень плотно работали: 4-5 раз в неделю повторялись задания с нами дома + 2 раза в неделю ребёнок работал частно с логопедом. То есть, суммарно выходило 6-7 занятий в неделю. Через полгода от начала занятий сын начал говорить, пусть простыми и корявыми, но предложениями.

На один звук отводилось примерно 3-4 дня. Бывало, что сыну упорно что-то не удавалось. У нас, например, долго не шла “Ы” – её учили 2 недели. Это нормально, так как от ТНР нельзя ожидать, что ребёнок будет легко справляться.

Каждое занятие проводилось закрепление пройденного до этого материала. Например, ребёнок выучил “А”, “О” и ему давали “У”. Мы учили “У”, но также быстро пробегались по заданиям с двумя предыдущими звуками. Делалось это, чтобы у сына было побольше речевой практики.

Возможно, для кого-то этот материал не станет открытием и я честно скажу, что да, много, долго, занудно и ребёнка утомляет. Но нам он помог! Поэтому я не могу не поделиться им и буду рада, если кто-нибудь тоже увидит результат 🙂

К сожалению, эти занятия не решат все проблемы, если у ребёнка тяжёлое нарушение речи – ему всё равно будет необходим хороший логопед!

Некоторые вещи действительно можно толкнуть и отработать дома, но поставить звуки, сделать массаж, помочь развить слабые стороны речи конкретно вашего ребёнка, направить и объяснить может только хороший специалист.

Спасибо тем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Обещанные ссылки:

Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией

Работа над пониманием речи у детей с сенсорной алалией и аутизмом (существительные)

Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)

Источник