Умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков

Умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков thumbnail

Как правило, развитие речи у ребенка – один из самых волнующих вопросов для родителей. Считается, что развитие речи служит показателем и умственного развития ребенка.
Умственное развитие ребенка: Развитие речи.

Это не всегда верно. И имеет, скорее, обратную тенденцию: при задержке речи у ребенка замедляются навыки общения и обучения. На запаздывание речи могут влиять различные факторы: от перенесенных инфекций до слабого мышечного тонуса лица и плохого слуха.

Признаки проблем развития речи у дошкольников

Поскольку, чем раньше выявляются эти проблемы, тем успешнее с ними можно справиться, врачи рекомендуют обращать внимание на следующие настораживающие признаки:

  • 3-4-месячный ребенок не проявляет ответной реакции на вашу улыбку и жесты.
  • 7-месячный ребенок не лопочет и не повторяет за вами простые звуки.
  • Годовалый ребенок не говорит простых слов, например «мама» или «дай».
  • В активной лексике полуторагодовалого малыша менее 10 слов.
  • Речь 2-годовалого ребенка могут разобрать только родители, бабушка или няня.
  • В активной лексике ребенка в возрасте 2,5 лет менее 25 слов.
  • У ребенка с рождения до 5 лет рот постоянно открыт, наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов), или у ребенка возникают трудности с сосанием или жеванием.

Если у ребенка наблюдаются эти признаки, то это повод обратиться к врачу.

Активная и пассивная лексика ребенка

Но что, если, например, к двум годам ребенок может произносить лишь несколько слов, но в то же время вам кажется, что он вас хорошо понимает, выполняет ваши просьбы или слушает, как вы читаете ему книжку? Стоит ли беспокоиться в этом случае? Чтобы это понять, необходимо принимать в расчет два аспекта речевого развития. Ребенок пользуется как «активной», так и «пассивной» лексикой. К «пассивной» лексике относятся те слова, которые ребенок понимает. Если «пассивная» лексика у двухгодовалого ребенка развита, он хорошо понимает обращенную к нему речь и может выполнять простые просьбы.

К «активной» лексике относятся слова, которые ребенок может произносить и которыми он пользуется для общения. От 2 до 3 лет «активная» лексика должна возрасти до примерно 300 слов. Каждый месяц в словаре ребенка должно появляться несколько новых слов. Кроме того, ребенок должен уметь строить простые фразы из двух слов, например «Дай сок!» Но термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука одному и тому же объекту, например звуки «Ба» должны всегда означать «бабушка». Кстати, первыми словами ребенка обычно становятся не просто те, которые они слышат чаще всего, а наиболее часто слышимые односложные слова или фразы из одного слова: «Нет!», «Пока!», «Дай!»

Если вам кажется, что развитие «активной» лексики ребенка запаздывает, понаблюдайте, насколько хорошо он пользуется жестами. Например, ребенок может не смочь сказать «Мама, я хочу есть. Дай мне банан.». Но он может взять вас за руку, отвести на кухню и показать пальцем на банан. Если ваш ребенок может использовать для общения с вами комплекс жестов, значит его развитие совершенно нормально, и его «активная» лексика скоро придет в норму. А пока вам следует обязательно придавать звукам ребенка значение слов. То есть, если ребенок показывает на мяч и говорит «Мя», вам нужно ответить «Да, это мячик.»

Если же у ребенка плохо развита и «активная» и «пассивная» лексика, то следует обратиться к врачу. Примите также в расчет то, что речевое развитие мальчика может слегка запаздывать по сравнению с речевым развитием девочек. Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек. Правда, у мальчиков с запаздыванием речевого развития и в два раза чаще диагностируются проблемы со слухом или с распознаванием речи.

Как ускорить речевое развитие ребенка?

  • Больше разговаривайте с ребенком, начиная с самого его рождения. Всегда отвечайте на младенческий лепет и агуканье.
  • Больше читайте малышу, задавайте вопросы, и обсуждайте вещи, которые составляют окружающий ребенка мир.
  • Показывайте ребенку окружающие его вещи и называйте их. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.
  • Используйте в своей речи как можно больше описательных слов и синонимов. Например, вместо того, чтобы попросить малыша дать вам просто «машинку», скажите «Дай мне маленькую красную машинку», даже если других машинок в зоне видимости нет. Чем больше слов он слышит, тем активней будет его лексика.
  • Разучивайте с ребенком стишки и песенки.
  • Всегда внимательно и терпеливо выслушивайте, если ваш ребенок хочет вам что-то сказать.


Марина Аль-Рабаки

Также по теме

Умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков

03.02.2005

Как развить речь малыша?

Сопровождайте словами все свои действия, например, с кулаками и игрушками. А когда ребёнок начнёт за вами повторять, спрашивайте его, что он делает.

Умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков

29.11.2007

Разговаривать с малышом важно и нужно

Уже с момента своего рождения ваш малыш ведет с вами настоящий диалог, в котором он отвечает мимикой и жестами. Эта форма общения очень важна для полноценного развития малыша.

Умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков

05.09.2017

Двуязычие у детей

Билингвизм – это полноценное владение двумя языками. Половина населения земного шара двуязычны. Такое явление обусловлено политическими, социальными и экономическими причинами. Людей, которые могут в равной степени пользоваться двумя языками называют билингвами. Их отличает коммуникабельность, общительность, гибкость ума и нестандартный подход в решении проблем. Именно поэтому все больше родителей стремятся научить своих детей дополнительному иностранному языку. В материале этой статьи мы обсудим преимущества и недостатки детского билингвизма.

Обсудить любой вопрос, связананием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!

Источник

Не успел ребенок родиться - а мама с папой уже с нетерпением ждут, когда же он произнесет первое слово. И волнуются: ну почему же кроха еще не говорит? А уж если сравнивать малыша с детьми многочисленных знакомых, то и вовсе легко растревожиться: у тех ребенок в полтора заговорил, у этих в год, а нашему уже два - а он молчит! Когда же придет пора заговорить малышу? И как понять, что он находится на соответствующем его возрасту уровне развития речевых навыков?

Во сколько дети начинают говорить?

Ребенок учится говорить на протяжении первых двух лет жизни. Задолго до произнесения первого слова малыш изучает правила языка и то, как взрослые используют слова для общения.

Читайте также:  Сайт центра развития ребенка 4 камышлов

Постепенно кроха начинает издавать звуки - с помощью языка, губ, неба и зубов (сначала плачет, в месяц или два - агукает, а затем дом наполняется веселым лепетом). Ближе к шести месяцам звуки превращаются в слова: «мама» и «папа».

С этого момента ребенок без устали запоминает информацию. И уже в два года он начнет самостоятельно формировать предложения из двух-четырех слов. Малыш постоянно совершает умственные, эмоциональные и поведенческие скачки - и использует новые слова для описания того, что он видит/слышит/чувствует/думает и хочет.

Интересно знать: если семья билингвальная (двуязычная), развитие речевых навыков ребенка происходит одинаково на обоих языках.

До рождения

Некоторые ученые считают: развитие речевых навыков начинается еще в утробе матери. Как малыш привыкает к сердцебиению мамы, так он настраивается и на звук голоса - и способен различать материнский голос среди других.

1—3 месяца

Плач - первая форма общения ребенка. Для каждой ситуации малыш использует другие звуки: пронзительный крик означает, что он проголодался, хныканьем кроха просит поменять подгузник. Когда ребенок подрастет, у него появится поразительный репертуар интонаций.

Что касается способности ребенка понимать язык, то он осознает, как звучат слова и как строятся предложения, слушая окружающих.

4-6 месяцев

На этом этапе ребенок болтает, сочетая согласные и гласные («ба-ба» или «я-я»). Через полгода малыш отзовется, когда его окликнут по имени.

Не исключено, что вы услышите и первое «мама» или «папа» (что растопит мамино сердце), но ребенок еще не ассоциирует эти слова с вами. Малыш поймет значение слов позже, когда ему исполнится год.

Попытки ребенка говорить напоминают длинные монологи на иностранном языке, где слова соединены вместе. Для ребенка это - игра, он экспериментирует, создавая всевозможные смешные звуки с помощью языка, зубов, неба и голосовых связок.

Независимо от того, говорите ли вы по-русски, по-английски или по-японски, детская болтовня звучит одинаково. Не исключено, что малыш предпочитает конкретные звуки («ка» или «да»), повторяя их снова и снова - потому, что ему нравится, как они звучат и  как он произносит их.

7-12 месяцев

Болтая на детско-инопланетном наречии, малыш сохраняет такой сосредоточенный вид, словно его «речь» полна важного смысла. Это потому, что кроха пробует тон и выражения, похожие на те, что используете вы. Поощряйте ребенка говорить, беседуя и читая вместе. Если малыш в год не говорит, это вариант нормы.

13—18 месяцев

Теперь ребенок говорит одно или пару слов, понимая, что они означают. Он практикуется в интонациях, повышая тон, когда задает вопрос. Кроха понимает важность речи, когда использует общение для удовлетворения собственных потребностей.

19-24 месяца

Малыш говорит 50 слов (если меньше - это вариант нормы), но понимает гораздо больше, чем способен сказать. Теперь кроха запоминает новые слова каждый день, так что следите за языком! Ребенок способен даже связать два слова вместе, составив основные предложения (по типу «Дай мне!»).

В 2 года ребенок использует предложения из двух-четырех слов и поет легкие мелодии. Малыш начинает постепенно сообщать, что ему нравится и что не нравится, что он думает и чувствует. Местоимения способны сбить его с толку, поэтому он скорее скажет «Вася несет » вместо «Я несу».

25-36 месяцев

Не исключено, что у малыша займет некоторое время поиск подходящего слова, но постепенно на это потребуется меньше времени. Он овладевает местоимениями - «я», «вы» и «ты».

В 2-3 года словарный запас ребенка продолжает расширяться, и он понимает львиную долю того, что ему говорят. Малыш уже объединяет существительные, глаголы, наречия в простые предложения («Я сейчас иду»).

К трем годам дети превращаются в активных собеседников. Они способны вести длительный разговор, а окружающие понимают подавляющую часть их речи. Малыши с радостью послушаются, если вы попросите сделать за один раз два и более дела («Возьми книгу и положи на полку»).

Как помочь малышу заговорить?

Чтобы малыш заговорил, помогите крохе в развитии речевых навыков, предоставляя интересную для него среду общения. Вот что требуется делать:

Говорите. Это не означает болтать непрерывно, но говорите с ребенком, когда вы вместе. Описывайте, что вы делаете, указывайте на вещи, что окружают вас, задавайте вопросы и пойте песни. (Используйте чистую речь, не поддавайтесь искушению сюсюкать и лепетать. Малыш учится говорить чисто и четко, слушая, как говорите вы.)

Читайте. Чтение ребенку - чудесный способ пополнить его словарный запас, показать, как составляются предложения. Младенцем кроха восхищается звучанием вашего голоса, а подросшим малышом - удивляется сюжетам и картинками. Когда он подрастет, то сумеет легко пересказать события любимой книжки. 

Слушайте. Когда ребенок говорит с вами, оставайтесь внимательным слушателем - смотрите на малыша и с любопытством относитесь к его рассказу. Кроха склонен говорить, когда знает, что вы заинтересованы в этом.

Что делать, если ребенок не разговаривает?

Никто лучше вас не сумеет определить уровень развития речи вашего ребенка. Если у него наличествуют перечисленные ниже признаки и вы беспокоитесь по этому поводу, обсудите шансы задержки развития речи или проблем со слухом с педиатром. Последний, если потребуется, направит малыша к логопеду для оценки ситуации.

Признаки, на которые стоит обратить внимание

6—12 месяцев

Ребенок не издает никаких звуков; не ищет зрительного контакта с вами; не реагирует на имя или звуки вокруг него в  6 месяцев; не гулит в 9 месяцев; не произносит ни одного слова (включая «мама» или «папа») в 12 месяцев.

13-18 месяцев

Малыш не показывает пальчиком на вещи; не запоминает новых слов; не знает по крайней мере шести слов к 18 месяцам или теряет накопленные речевые навыки.

19-24 месяца

Ребенок ничего не говорит в два года; не указывает на части тела; не способен следовать легким инструкциям; не копирует слова и действия.

25-36 месяцев

Ребенок плохо или мало говорит; еще не использует словосочетания или фразы из двух-трех слов; не выполняет легкие инструкции; говорит бессвязно; его сложно понять.

Если малыш заикается, это не обязательно сигнализирует о проблеме. Заикание - нормальная фаза при готовности ребенка к общению и развитии речевых навыков. Иногда малыш слишком взволнован, рассказывая вам, что у него на уме.

Но если заикание продолжается и после четырех лет, если ребенку тяжело напрягать челюсть или гримасничать, выговаривая слова, обязательно проконсультируйтесь с врачом. Педиатр и логопед проведут тестирование и оценят речь малыша.

Поощряйте попытки малыша говорить

Когда малыш подрастет, он превратится в того еще болтуна - вы еще заскучаете по мирным и тихим дням, когда он спокойно сопел в кроватке! Ребенок наконец поведает вам, что произошло в садике, что он думает о динозаврах и нравится ли ему тот или иной мультфильм.

Источник: https://mdi-toys.ru/razvitie-vospitanie/all/razvitie-rechevykh-navykov-u-rebyenka/

ООО “МДИ” – производитель самых продаваемых деревянных игрушек в России. Почему наши игрушки так хорошо продаются? Просто посмотрите сами, какие они классные – https://mdi-toys.ru

Источник

Детское здоровье

396
2018-07-15

Умственное и речевое развитие ребенка - ZDRAVBUD.NET

Умственное развитие ребенка часто определяют как формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков. Но в настоящее время данное понятие имеет более глубокое значение. Важнее активизировать у ребенка познавательную деятельность, развивать мыслительные процессы – умение анализировать и синтезировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.

Читайте также:  Центр развития ребенка в перми в свердловском районе

Уже при рождении дети отличаются друг от друга, у них различные и физиологические, и психологические задатки. В дальнейшем общее развитие каждого ребенка происходит по своей индивидуальной схеме. Не существует детей с совершенно одинаковым умственным развитием. Уровень умственного развития ребенка зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как врожденные особенности нервной системы, условия жизни, методы обучения, пройденные занятия по умственному развитию и пр.

В современной психологии принято выделять три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, речевое и логическое развитие. Для каждого типа существуют свои возрастные промежутки, во время которых данный тип развивается наиболее успешно.

Эмоциональное развитие ребенка

Начинается с самого рождения и продолжается до полутора лет. Эмоциональная сфера играет важную роль в полноценном интеллектуальном и умственном развитии ребенка. С самого рождения малышу необходима эмоциональная связь с матерью, которая способствует формированию эмоций, в дальнейшем определяющих поведение человека в обществе.

Ни в коем случае ребенка нельзя лишать общения, так как основным источником его чувств являются взаимоотношения с другими людьми, как с взрослыми, так и с детьми. Не мало важную роль в жизни детей играют различные переживания (сочувствие, радость, нежность и др.) они могут испытывать и по отношению к животным, растениям, предметам и явлениям природы. Именно поэтому для успешного эмоционального развития ребенка так важны доброжелательная обстановка в доме, общение, забота, улыбки и похвалы родственников.

Речевое развитие у детей

Начинается с самого рождения и продолжается примерно до десяти лет. Развитие речи ребенка тесным образом связано с развитием его интеллекта, творческих способностей и высших психических функций. Уже начиная с рождения малыша необходимо развивать его речь: общаться с ним, отвечать на его младенческий лепет, не обращая внимания на то, понимает ли он вас или нет. Как только малыш начнет говорить, нужно начать разучивать с ним детские стишки, потешки, песенки, тем самым тренируя и память, и речь.

Одним из важных факторов развития речи является развитие мелкой моторики. Что она включает:

  • Пальчиковые игры;
  • Предметные игры;
  • Рисование;
  • Лепка;
  • Конструирование;

Важно отметить, что для правильного речевого развития нужно читать с ребенком книги, обсуждать и пересказывать прочитанное, рассматривать картинки, сочинять рассказы и сказки о любимых персонажей.

Дети рождаются с уникальными способностями к восприятию и изучению любого языка. Родители должны правильно обучать ребенка речи, стараться употреблять как можно меньше уменьшительно-ласкательных, выдуманных слов, так как ребенок может запомнить неправильное произношение.

Логическое развитие

Временные рамки: от года до пяти лет. Важнейшим этапом в развитии умственных способностей ребенка является развитие логического мышления.

Для развития данного типа мышления ребенку предлагают самостоятельно производить логические операции (анализ, сравнение, классификацию, обобщение и др.). Логическое мышления тесным образом связано с развитием слуха, зрения и осязания ребенка, поэтому для стимулирования развития логических и математических способностей нужно проводить сортировку предметов по признакам (величине, форме, назначению предметов и т.д.), прививать интерес к музыке (слушать классическую музыку, играть с музыкальными игрушками).

Для нормального развития ребенка необходимо с самого рождения формировать правильную речь, интеллектуальные знания, эмоциональную и волевую сферу, а также высшие психические функции.

Умственное и речевое развитие ребенка – ZDRAVBUD.NET ZDRAVBUD.NET

Источник

Проблеме интеллектуального развития и воспитания в педагогике уделяется немало внимания. Оно и понятно: воспитание интеллектуальных компетенций подрастающего поколения – залог будущего благополучия не только отдельно взятого ребенка, но и общества в целом. И если ценность темы интеллектуального воспитания очевидна, то пути достижения цели могут быть самыми разными – о них мы расскажем ниже.

Содержание интеллектуального (умственного) воспитания по сути состоит из нескольких направлений, или видов:

  • интеллектуально-нравственное, духовное воспитание (сюда же можно отнести и эстетическое) – формирование нравственной позиции, знакомство с общечеловеческими нормами морали и этики. Важно, чтобы необходимость поступать в соответствии с ними стала внутренней потребностью маленького человека. Обогащение внутреннего мира ребенка, развитие способности видеть прекрасное;
  • интеллектуально-познавательное воспитание – развитие познавательных способностей, любознательности, умения анализировать, глубины и скорости мышления, общей эрудиции, критического, логического и абстрактного мышления;
  • интеллектуально-творческое воспитание позволяет ребенку создавать что-либо новое, придумывать нестандартные решения и претворять идеи в реальность.

Что касается целей и задач интеллектуального воспитания, они понятны любому взрослому. К ним относятся:

  • умственное развитие ребенка;
  • развитие познавательной активности;
  • повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, восприятия.

Интеллектуальное воспитание детей в семье: мероприятия, игры

На уровень развития человека влияют в наибольшей степени два фактора: наследственность и окружающая обстановка.

Поэтому воспитание интеллектуально развитого ребенка немыслимо без участия близких родственников. Если наследственные особенности кардинальным образом изменить невозможно, то в силах родителей создать благоприятную обстановку для правильного развития сына или дочери. Лучше всего это сделать с учетом особенностей интеллектуального воспитания детей разного возраста.

Воспитание дошкольников

Отметим, что программа интеллектуального развития и воспитания дошкольников довольно проста и строится в соответствии с особенностями возрастной психологии и физиологии. Так, в развитии дошкольников велика роль интеллектуальных игр.

  • Научите ребенка играть в шахматы (о введении в школах обязательных занятий шахматами читайте здесь). Вместе с ним отгадывайте ребусы, головоломки, решайте кроссворды. Неплохо было бы купить адаптированные для дошкольников наборы для опытов по физике и химии, разнообразные конструкторы и развивающие настольные игры (обзор лингвистических игр вы найдете здесь). Лепку, рисование и аппликации также имеет смысл включить в ваш план интеллектуального воспитания.
  • Как можно больше разговаривайте с ребенком. Если он совсем маленький, подойдут потешки, народные сказки. С ребенком постарше, вступившим в возраст почемучек, старайтесь находить исчерпывающие объяснения для всего, что его интересует. Поощряйте вопросы на любую тему и сами спрашивайте, побуждая его мыслить, анализировать, обращать внимание на неочевидные вещи. 
  • Читайте дошкольнику вслух – это не только развивает кругозор малыша, но и способствует сближению родителей и детей любого возраста.
  • Особое внимание следует уделять физической активности – это стимулирует мыслительные процессы. Чем больше подвижных игр будет у ребенка ежедневно, тем лучше. 
  • Полезны для развития сюжетно-ролевые игры, кукольный театр.
Читайте также:  Ребенок отстает в психическом развитии причина

Детский психолог Маргарита Корнилова рекомендует:

Чтобы стимулировать интеллектуальное развитие ребенка и подготовить его к школе, родители начинают усиленное умственное развитие малыша: пишут вместе в прописях, решают задачки… Но для детсадовца лучший способ интеллектуального развития – игра. Играйте вместе с ним и чаще оставляйте наедине с самим собой (без гаджетов!). Сначала он поскучает, а затем начнет возводить дом из подушек (для себя или для плюшевого медведя) или поезд из стульев, придумывать сказки, мастерить совершенно невообразимые наряды для себя и кукол, строить целую флотилию из подручных материалов, рыть тоннель и возводить замки в песочнице. Именно в игре у дошкольника закладываются все необходимые навыки, развиваются фантазия, творчество, инициативность и, конечно, интеллект – все то, что понадобится ему в школе и не только. 

Воспитание школьников

Что касается интеллектуального воспитания школьников, то здесь роль родителей остается по-прежнему важной. Они не должны самоустраняться, полагая, что раз ребенок пошел в школу, то его умственное развитие теперь прерогатива учителей.

  • Поощряйте интерес ребенка к чтению. Знакомьте его с хорошими книгами – можно даже не в строгом соответствии с возрастом, а с некоторым опережением, «на вырост». Обсуждайте прочитанное. Можно предложить ребенку рассказать всю историю или ее часть с точки зрения другого персонажа, а не того, от лица которого она рассказана.
  • Посещайте музеи и тематические выставки, ходите в театр (в том числе и на постановки по произведениям из школьной программы), на экскурсии, мастер-классы и квесты. 
  • Обеспечьте школьнику занятия спортом, правильное питание, свежий воздух и 8–10-часовой сон – ребенку будет легче даваться учеба.
  • Играйте всей семьей в интеллектуальные настольные игры, отгадывайте головоломки. 
  • Если видите, что школьник проявляет явный интерес или склонность к какому-либо предмету и хочет изучать его углубленно, поощряйте это стремление, даже если вам кажется, что такое увлечение ненадолго.

Интеллектуальное воспитание детей в школе: мероприятия, игры

Понятно, что учеба в любом образовательном заведении уже сама по себе имеет целью умственное развитие. Стандартной учебной программы вполне достаточно, чтобы получить необходимый набор знаний и выйти на качественно новый уровень мышления. Тем не менее есть способы, позволяющие сделать процесс обучения более интересным и эффективным. Отметим, что средства и методы интеллектуального воспитания учащихся разного возраста не тождественны друг другу. 

Варианты для учеников начальной школы

  • Ребенок-ведущий с помощью мимики и жестов изображает какое-либо чувство, состояние. Тот из детей, кто первый угадал задуманное, становится новым ведущим. Это упражнение способствует развитию эмоционального интеллекта, учит детей быть внимательными, понимать эмоции и желания друг друга. Социальные навыки, в свою очередь, влияют на школьную успеваемость.
  • Учитель называет предмет, а дети по очереди подбирают по одному прилагательному к данному существительному. Повторять слова за другими участниками нельзя. Тот, кто не смог вспомнить подходящее прилагательное, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последним назвал слово.
  • Учитель начальных классов из Кемеровской области Светлана Алексеевна Горбикова предлагает такую игру. Педагог называет предмет: например, «вертолет». Дети записывают на листочке слова, близкие к этому предмету по какому-либо признаку: например, «машина» (транспорт), «бабочка» (летает), «отвертка» (принцип вращения) и т. д. Выигрывает тот, кто придумает больше всего таких групп.

Варианты для подростков

Работа с подростками отличается от интеллектуального воспитания младших школьников. Полноценное мышление развивается к 14-15 годам, проходя через несколько стадий: 

  • сенсомоторного, или наглядно-действенного мышления (к 2 годам);  
  • дооперационального, или наглядно-образного мышления (к 7 годам);
  • конкретных операций, или словесно-логического мышления (к 11-12 годам);
  • формальных операций, или абстрактно-логического мышления (к 14-15 годам).

Что же можно предложить подросткам?

  • Как ни банально это звучит, но воспитанию интеллектуальных способностей больше всего помогает вдумчивое изучение предметов школьной программы. Ведь именно они развивают логику (физика, химия, математика), грамотную речь (русский язык, литература), память (история, иностранные языки), воображение (музыка, ИЗО, МХК). 
  • Ирина Васильевна Богуславская, педагог индустриально-судостроительного лицея в Санкт-Петербурге проводит такую игру для учащихся (16–20 лет). Они делятся на две команды, ведущий закрепляет самодельный маятник, приводит его в движение и позади него показывает три репродукции картин. Ученики должны посчитать, сколько колебаний совершил прибор, и запомнить содержание картин. После этого три игрока из каждой команды по очереди дают описание одной из репродукций, а четвертый сообщает, сколько раз качнулся маятник. Выигрывает команда, участники которой дали наиболее правильные ответы. По опыту Богуславской, это упражнение развивает произвольное внимание, что положительно сказывается на учебной деятельности подростков и, как следствие, на оценках. 
  • Для школьников любого возраста непременное условие интеллектуального воспитания – чтение книг сверх школьной программы. Важное условие: это должны быть не дешевые бульварные издания, а литература хорошего качества, знакомство с которой принесет пользу. Василий Александрович Сухомлинский рассказывал, что педагоги его школы убедились: плохо или медленно соображающим детям для полного усвоения обязательных знаний следует прочитать некий объем дополнительной научно-популярной литературы – не для запоминания, а чтобы активизировать умственную работу, настроить мозг на осмысление и сохранение в памяти основных знаний. Когда Сухомлинский преподавал физику, он давал прочитать неуспевающим ученикам интересные научно-популярные брошюры. В результате дети стали быстрее осмысливать причинно-следственные связи, лучше запоминать информацию. От самостоятельного чтения зависит развитие памяти, абстрактного мышления, уровень интеллектуального воспитания.
  • Одна из форм интеллектуального воспитания подростков – воспитание информационной культуры. Для этого вполне подойдут классные часы. Темы могут охватывать самые разные вопросы в виде цикла: от правил поведения в виртуальном пространстве до умения распознавать фейковую информацию. Здесь стоит исходить из интересов и уровня развития конкретного класса. Кстати, об информационной гигиене и правилах поведения в Сети мы подробно рассказывали в этой статье. 

Независимо от возраста

Напоследок отметим, что умственному развитию школьников любого возраста способствуют:

  • викторины и олимпиады различного уровня по школьным дисциплинам;
  • знакомство с биографиями выдающихся ученых, творцов, политических деятелей;
  • участие в опытах, проектах, экспериментах.

Автор: Марина Севастьянова

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник