Умственное развитие ребенка в возрасте 4 лет

Умственное развитие ребенка в возрасте 4 лет thumbnail

В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.

Физическое развитие ребенка 4 лет

К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:

  • Уверенно прыгать с места и с разбега;
  • Бегать, быстро меняя направление;
  • Стоять на одной ноге;
  • Взбираться по веревочной лестнице;
  • Преодолевать препятствия;
  • Ходить и стоять на цыпочках;
  • Кувыркаться вперед;
  • Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.

Физическое развитие ребенка 4 лет

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана Монтессори-среда, в которой есть все, что нужно для развития малышей в соответствии с возрастом и их потребностями.

К 4 годам обычно становится понятно, какой канал восприятия мира развит у ребенка лучше всего: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) или тактильный (кинестетический). Так, к примеру, некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребенок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать гармоничному развитию малыша.

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Итак, интеллектуальное развитие ребенка в 4 года характеризуется следующими умениями и навыками:

  • Считать до 5;
  • Знать некоторые цифры и буквы;
  • Знать основные геометрические фигуры;
  • Сравнивать предметы;
  • Определять положение в пространстве (перед, за, над, под, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, посередине);
  • Собирать пазлы;
  • Выполнять задания по образцу;
  • Находить лишнее, исправлять ошибки;
  • Знать времена года и их признаки;
  • Знать названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.

Развить интеллект ребенка и также весело провести время в кругу семьи помогут различные игры.

  • Мышление детей 4 лет является образным. Чтобы думать о предмете, им не обязательно видеть его. Для этого четырехлетки используют образы, сохраненные в памяти.
  • Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что произвело на них впечатление.
  • В этом возрасте внимание малышей становится избирательным и целенаправленным, но четырехлетки все еще не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности. Именно поэтому умственный труд должен обязательно чередоваться с физической активностью.
  • К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.

Развить интеллект ребенка

Развитие речи у детей 4 лет

В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.

Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте.

Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.

Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.

Развитие речи у детей 4 лет

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Многие замечают, что девочки в 4 года разговаривают лучше мальчиков, у них более развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи. Однако так бывает далеко не всегда. Мальчики в этом возрасте также могут говорить развернутыми предложениями и обладать прекрасной дикцией. Кроме того мальчишки обычно, физически более развиты, а также лучше ориентируются в пространстве и обладают хорошей памятью.

В среднем, мальчики четырех лет выше своих ровесниц (средний рост – мальчиков от 99 до 105,5 см, средний рост девочек – 97 – 103 см). У мальчишек более развиты мышцы, поэтому по весу они обычно тоже немного больше девочек (средний вес мальчиков – 16-18 кг, а девочек – 14-17 кг).

Выводы

Итак, 4 года – это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.

Читайте также:  Антропометрические показатели физического развития и здоровья ребенка

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть множество увлекательных занятий, посещая которые Ваш малыш сможет в полной мере раскрыть свои врожденные таланты и способности, а также справиться с трудностями, возникающими в ходе развития. Для детей 4 лет в нашем клубе проводятся общеразвивающие занятия, занятия по подготовке к школе, английскому языку, логопедические занятия, фитнес, художественная и танцевальная студии и многое другое. А в мини детском саде или группе полного дня малыш не только сможет узнать много нового и интересного, но и в полной мере насладиться общением со сверстниками, которое столь важно в этом возрасте. Ждем Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.

Источник

Последнее обновление статьи: 18.01.2017

4 года – возраст, когда малыши уже много умеют делать самостоятельно: кушать, одеваться, убирать игрушки. Некоторые неплохо разговаривают и способны решать простые логические задачки. У четырехлетних детей происходит интенсивное развитие психики и интеллекта – они любознательны, активно познают мир вокруг себя и проявляют новые для себя эмоции.

Особенности интеллектуального развития детей 4-х лет

В возрасте 4-х лет малыши активно интересуются окружающим миром и задают множество вопросов – что, где, почему и т.д. Они могут внимательно смотреть заинтересовавшую передачу по телевизору, с удовольствием слушают сказки, рассматривают книжки. В этот возрастной период очень важно терпеливо отвечать на все вопросы ребенка доступным ему языком.

Растет познавательная способность ребенка, активно развивается память и формируется логическое мышление. Малыш учится сравнивать и группировать предметы по форме, цвету и размеру. Внимание становится более устойчивым.

В этом возрасте ребенок начинает тянуться к сверстникам и интересуется различными совместными играми. Он учится общаться, дружить и всячески взаимодействовать с другими детьми. Задача родителей подсказывать малышу, как нужно поступить в той или иной ситуации.

Что должен знать и уметь ребенок в 4 года?

Психологами и педагогами был разработан базовый список знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок 4-х лет. Внимательно понаблюдав за малышом, родители могут понять насколько правильно идет его интеллектуальное развитие. При необходимости можно скорректировать его с помощью игр, развивающих мышление. Считается, что у ребенка в 4 года должны быть сформированы определенные логические, математические и речевые способности.

Математические умения:

  • знает и понимает количественные понятия – много, мало, один;
  • умеет считать до пяти;
  • способен различать элементарные геометрические фигуры – квадраты, круги, треугольники;
  • владеет понятиями «верх», «низ», «слева», «справа»;
  • может сравнить количество предметов и определить, где больше или меньше.

Для детей 4-х лет знакомство с математикой должно проходить в игровой форме – вы можете вместе считать машины, деревья, цветы и т.д. Для объяснения простых примеров можно использовать все что угодно – яблоки, кубики, карандаши и т.д.

Логическое мышление:

  • умеет группировать предметы по форме, цвету, размеру;
  • понимает значение обобщающих понятий – транспорт, посуда, игрушки;
  • понимает расположение предмета в пространстве – близко, далеко;
  • собирает разрезанную на 2-4 части картинку;
  • строит по образцу различные постройки – пирамидки, башни;
  • находит различия и сходства предметов;
  • может найти предмет по описанию;
  • определяет в группе лишний предмет и может объяснить свой выбор.

В 4 года идет у детей активное развитие логического мышления. Малыши начинают строить причинно-следственные связи, сравнивать предметы по различным признакам, анализировать их свойства, сходства и различия.

Окружающий мир:

  • ориентируется во времени и умеет определять утро, день, вечер и ночь;
  • знает основные цвета;
  • различает и называет домашних животных и звуки, которые они издают;
  • знает некоторые профессии;
  • может назвать время года по картинке;
  • различает погодные явления.

Дети 4-х лет очень любознательны – они активно интересуются всем, что происходит вокруг. Задача родителей в этот период – поощрять желание крохи узнавать что-то новое, отвечать на интересующие его вопросы.

Речевое развитие:

  • знает около тысячи слов;
  • строит предложения из нескольких слов;
  • способен пересказать небольшую сказку или рассказ;
  • учит наизусть короткие стихи;
  • знает свое имя и фамилию, возраст и город, в котором живет;
  • может поддержать беседу – умеет задавать и отвечать на вопросы.

К возрасту 4-х лет у детей формируется довольно большой словарный запас. Речь становится более выразительной и эмоциональной. Развивается способность к воспроизведению многосложных слов.

Повседневные навыки:

  • нанизывает крупные бусины или пуговицы на нить;
  • застегивает молнию и пуговицы на одежде, самостоятельно развязывает шнурки;
  • умело управляется с ложкой и вилкой;
  • может довольно долго и заинтересованно играть в понравившуюся игру – собирать пазлы или мозаику, строить из конструктора, рисовать.

В 4 года многие из детей уже довольно самостоятельны, хотят и могут многое делать без посторонней помощи.

Графические навыки:

  • может рисовать линии разной длины, простые геометрические формы и фигуры;
  • соединяет точки линиями;
  • умеет раскрашивать и заштриховывать картинки, не выходя за края контура.

В 4 года большинство детей хорошо управляются с карандашами, кисточками и фломастерами. Могут при помощи взрослого рисовать простые картинки.

Помните, что понятие «норма развития» достаточно широкое – одни дети едва поспевают за сверстниками, другие, наоборот, опережают. Причин, по которым ребенок «не успевает» множество. Однако в большинстве случаев достаточно больше времени уделять общению и совместным играм, чтобы восполнить пробелы в знаниях малыша.

Игры, развивающие интеллект

Развивать интеллектуальные способности ребенка можно самостоятельно. Для этого существует большое количество различных игр и упражнений, способствующих формированию логического мышления, тренирующих память и внимание.

Читайте также:  История развития ребенка форма 112 у 2016

«Из чего состоит»

Хорошее упражнение для детей 4-х лет, которое учит анализировать, думать и искать ответы. Оно не требует особенных условий и материалов. Суть состоит в том, что вы просите малыша рассказать, из чего состоит тот или иной предмет. Во время прогулки можно спросить у него, из чего состоят цветы, машины или деревья. Для того чтобы кроха смог ответить на эти вопросы, необходимо во время игр или рассматривания картинок акцентировать его внимание на мелких деталях, рассказывать о них и перечислять их названия.

«Где можно увидеть»

Это упражнение отлично развивает мышление, внимание и память. Вы можете спросить у ребенка, где можно увидеть дерево, автомобиль, стул, кошку, кастрюлю и т.д.

«Съедобное — несъедобное»

Развивающая игра, которая учит ребенка думать и рассуждать. Прежде чем начать играть, необходимо объяснить малышу, что значит съедобное и несъедобное.

Очень полезными для детей 4-х лет являются и графические развивающие задания.

«Соедини по точкам»

Эта игра позволяет малышу понимать последовательность действий и способствует развитию моторики, что особенно полезно, ведь в 4 года уже можно начинать готовить руку к письму. Суть игры заключается том, что ребенок должен последовательно соединить несколько точек, чтобы в итоге получилась картинка.

«Дорисуй предмет»

Полезная для детей игра, развивающая воображение и способность выделять из целого отдельные составные части. Это должны быть изображения простых, хорошо знакомых крохе предметов или геометрических фигур.

Заданий и игр, способствующих умственному развитию детей 4-х лет, очень много. Выше перечислены самые простые игры, в которые можно играть дома, на прогулке либо в поездке. Они способствуют развитию мышления и воображения крохи, побуждают его к новым знаниям в игровой форме.

Умственное развитие ребенка зависит от многих факторов. Не стоит сравнивать своего малыша с другими и добиваться соответствия всем перечисленным нормам и требованиям – эти данные можно использовать лишь в качестве ориентира, который позволяет понять, чему нужно уделить повышенное внимание. Упражнения и игры, формирующие логическое мышление и развивающие память, должны быть веселыми и занимательными для ребенка.

Источник

Родителей, которые беспокоятся о развитии своих детей, интересует, что должен уметь ребенок в 4 года. В этом возрасте малышу важно гармонично развиваться — физически и психологически.

Развитие ребенка в 4 года.

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

В четырехлетнем возрасте ребенок в состоянии самостоятельно подниматься и спускаться по вертикальной лестнице, играть с мячом (ловит его двумя руками, кидает об пол). Отмечается формирование навыка прыжков как в высоту, так и в длину.

Дети этого возраста быстро бегают и преодолевают небольшие препятствия (ступени, кочки, корни деревьев и проч.). В четыре года важно научить ребенка ходить по тонким брусьям, невысоким бордюрам, потому что в этом возрасте формируется координация движений.

В возрасте 4 лет у детей формируется мышечная масса и укрепляется костная ткань. Растущий организм требует активности, поэтому родителям следует поощрять спортивные игры ребенка, но необходимо избегать чрезмерных физических нагрузок.

Умственное развитие в 4 года

Дети уже могут обрабатывать большой объем информации, запоминать и передавать ее. Навыки речевого общения совершенствуются. Ребенок осознает себя как личность, может выражать свое мнение. Родителям следует проявить терпение и деликатность, чтобы направить умения ребенка в нужном направлении.

Улучшение памяти

Математика

К 4 годам ребенок различает геометрические фигуры без подсказок взрослых, отличает их по размеру, понимает, что значит «больше» и «меньше», знает цифры от 0 до 10, свободно считает до 5 предметов. Навык сложения и вычитания формируется к 5 годам.

Речь

Нормы развития речи:

  1. Словарный запас увеличивается.
  2. Дети могут самостоятельно строить высказывания из 4-6 составляющих.
  3. Предложения преобладают простые.
  4. Нередко дети начинают придумывать новые термины.
  5. Ребенок должен уметь произносить звуки без дефектов. Если наблюдаются отклонения в произношении, нужно обратиться к логопеду.
  6. Детям этого возраста несложно описать картинку, используя однородные члены предложения, союзы для связи простых предложений.
  7. Понимать речь детей такого возраста должны окружающие, а не только родители.
  8. Могут назвать свое имя, фамилию и адрес проживания.

Дети самостоятельно могут составлять сложные предложения.

Окружающий мир

Дети различают фрукты, ягоды и овощи, знают основные продукты питания, предметы и вещи, которые их окружают. Видят и понимают, где находятся цветы, кустарники, а где деревья. Дошкольники узнают насекомых, могут назвать домашних животных и времена года, понимают, чем отличается кошка от собаки, лето от зимы и т.п.

Изобразительное искусство

В 4 года дети должны не только описывать происходящее на картине, но самостоятельно и правильно держать в руках карандаш, обводить им несложные рисунки, раскрашивать, не выходя за границы. Ребенок уже может сам нарисовать неровные круги, линии, простые рисунки. Дети различают цвета и оттенки.

Конструирование

С 3 лет ребенок должен уметь пользоваться ножницами и вырезать простые фигуры. Дети возраста 4 лет в состоянии сами сделать аппликацию с помощью ножниц, бумаги и клея. Ребенок умеет сам намазывать бумагу клеем, приклеивать ее в нужное место.

По заданной модели дети должны уметь складывать формы из деталей конструктора.

Познания в музыке

Музыкальное воспитание зависит от занятий с родителями, но в 4 года каждый ребенок должен узнавать музыкальные инструменты, когда видит их на картинке или слышит звуки, которые они издают. Ребенок узнает любимую мелодию и подпевает ей.

Также формируется звуковое восприятие, позволяющее определить, тихая или громкая музыка играет. Начинают закладываться музыкальные способности ребенка.

Дети в 4 года должны узнавать музыкальные инструменты.

Читайте также:  Основной линией развития ребенка не является

Психическое развитие детей 4-х лет

Согласно исследованиям в области психологии, к 4 годам дети чувствуют себя взрослыми, в их лексиконе появляется слово «сам», они стараются избегать помощи взрослых, при этом неосознанно берут с них пример.

Внимание

В 4 года ребенку присуща рассеянность, но дети способны:

  1. Концентрировать внимание на 5-15 минут.
  2. Повторять несложные действия в верной последовательности.
  3. Складывать небольшой пазл без помощи родителей.
  4. Ориентироваться в знакомых местах (двор возле дома, детский сад).

Мышление

Возрастает познавательная деятельность. Через игры дошкольник проявляет следующие навыки, которые сигнализируют о нормальном развитии мышления:

  1. Находит лишний предмет среди похожих.
  2. Собирает и разбирает пирамиды.
  3. Группирует предметы по признакам.
  4. Находит противоположные по значению слова, предметы.
  5. Отличает родной язык от иностранного.
  6. Сравнивает предметы по заданным критериям.
  7. Решает легкие головоломки.

Память

Отмечается пик активности памяти, поэтому в этом возрасте нередко с детьми начинают изучение иностранных языков.

В этом возрасте рекомендуется учить ребенка иностранным языкам, так как именно в 4 года наблюдается большая активность памяти.

Ребенок должен уметь:

  1. Пересказать небольшой рассказ, ситуацию, которая произошла с ним или со знакомым.
  2. Учить наизусть стихотворения.
  3. Самостоятельно находить дорогу из знакомых мест (детский сад, магазин, дом родственников).
  4. Запомнить несколько предметов и перечислять их.
  5. Повторять недлинные фразы, буквы или цифры, которые произнесены вслух.

Эмоциональное развитие

В таком возрасте дети только учатся выражать свои эмоции, хотя это не всегда получается, формируется культура человека, которая определит его дальнейшую жизнь.

Особенности эмоционального развития в этом возрасте:

  1. Дети должны испытывать чувство сострадания при виде чужого горя.
  2. Дети понимают настроение близких людей, боятся чужих.
  3. Различают эмоции, представленные на фотографии.
  4. Усиливается чувство вины и ее признание, за чем должно следовать извинение.

Социальная адаптация

Дети активно заводят новых друзей, не стесняются знакомиться на детской площадке. Необходимо поощрять это умение. Дети еще не умеют уступать, поэтому со сверстниками могут возникать ссоры, которые быстро прекращаются.

В этот период наблюдается гендерное разделение увлечений мальчиков и девочек. Последние помогают маме воспитывать младших детей, делать уборку, интересуются нарядами и куклами.

Мальчики больше времени проводят с папами и перенимают их хобби: увлекаются машинами, компьютерными играми и проч.

Бытовые навыки

В 4 года дети должны знать, как самостоятельно одеваться, есть, уметь понимать свои естественные потребности. Ребенок различает столовые предметы и делает правильный выбор при приеме пищи. Дети способны выполнять мелкие поручения по дому: убрать за собой посуду, сложить одежду в шкаф.

Режим и питание ребенка

Дети нуждаются в сбалансированном питании. Ежедневно в рационе должны присутствовать свежие фрукты и овощи. По утрам рекомендуется кормить ребенка кашей, а на обед сочетать супы и мягкую пищу. Нельзя исключать воду из рациона ребенка.

В норме в организм должно поступать 0,5 л воды за день, в расчет не входят соки, чай, молоко и проч.

Жареные блюда рекомендуется давать ребенку в обеденное время.

Для сохранения здоровья ребенка минимизируйте сладкое. Разрешается употреблять конфеты и шоколад 1-2 раза в неделю. Вводить новую пищу нужно постепенно, чтобы не раздражать кишечник. Жареную и острую пищу лучше не предлагать или оставить ее на обед. На ужин не рекомендуется кормить ребенка тяжелой пищей, иначе это нарушит пищеварение и сон.

Питание должно осуществляться не менее 3-4 раз в день, включая перекусы. Суточная калорийность рацион ребенка, не ведущего активный образ жизни, не должна быть меньше 1700.

Особое внимание уделяется сну. Нельзя исключать дневной сон продолжительностью 1,5-2 часа. Без режима сна нарушатся функции мозга, дошкольник будет уставшим, заторможенным и не сможет показывать тот уровень развитости, который характерен для его возраста. Старайтесь будить и укладывать спать в одно и то же время. Такой режим должен продолжаться до 5 лет.

Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

Нельзя предлагать детям такого возраста чрезмерные нагрузки. Лучшие занятия спортом — на свежем воздухе. Возраст подходит для того, чтобы научиться ездить на велосипеде, играть в подвижные игры с мячом. Можно отводить ребенка на 1 час в неделю в спортивную секцию.

Полезно в таком возрасте заниматься плаваньем, данный вид спорта приводит мышцы в тонус, помогает их формированию.

Шведская стенка — способ занять дошкольника. За счет того, что дети в этом возрасте гибкие и подвижные, они смогут быстро освоить упражнения, которые полезно выполнять для здоровья.

Обучение языку и логическому мышлению

За счет хорошей памяти дошкольник сможет быстро освоить иностранный язык. Обучение проходит в специальных центрах, где преподают педагоги в группах, либо на дому. Изучение языка происходит через игру и просмотр познавательных мультфильмов, поэтому ребенку интересно заниматься.

Родители могут сами преподавать иностранный язык, например, называя предметы сразу на нескольких языках.

В 4 года можно отдать ребенка в специальный центр для изучения языков.

Логическое мышление развивается благодаря решению ребусов, несложных загадок и задач. Настольные и развивающие игры, собирание конструктора — все это положительно сказывается на развитии логики. Существуют специальные образовательные программы, которые способствуют ускоренному и облегченному обучению ребенка.

Творческое развитие ребенка

Творческие навыки можно сформировать с помощью специальных игрушек: музыкальные инструменты, на которых можно сочинять музыку самостоятельно, доски для рисования с возможностью стереть написанное.

У детей в этом возрасте развита фантазия, поэтому им просто закончить начатое предложение или придумать небольшой сюжет на основе заданной ситуации. Походы в кукольные театры, на детские спектакли также положительно скажутся на творческом потенциале ребенка.

Источник