Умственное развитие ребенка в семье
1 Апрель 2014
admin
Просмотров:
1068
В школе умственная деятельность ребенка приобретает систематический и обязательный характер. Кроме того, учебный труд его строго регламентирован и оценивается учителем. Здесь приходится направлять свое внимание по указанию учителя на решение познавательных, мыслительных задач, запоминание стихов, букв, выполнение вычислений и т. д. Учение потребует от ребенка волевых и умственных усилий, внимания, памяти, усидчивости, умения отвлекаться от постороннего и сосредоточиваться на том, что необходимо для выполнения задания. Умственное воспитание дошкольника в семье способно подготовить к учебе и «облегчить жизнь» и взрослым и ребенку.
Общее развитие
Умственное воспитание ребенка включает развитие мышления, речи, памяти, любознательности, наблюдательности, а также известную ориентировку в окружающей жизни и природе.
Большое значение приобретает развитие у детей произвольного внимания и умения доводить начатое дело до конца.
В первом классе можно наблюдать, как у некоторых учеников возникает утомляемость из-за неумения организовать свою деятельность. Будучи вполне нормальными по умственному развитию, они не справляются с темпом работы: знают, чтО и как делать, но не могут вместе со всем классом работать, не умеют управлять своим вниманием.
Большое значение приобретает развитие познавательных возможностей детей, их самостоятельности и активности.
Задолго до прихода в школу надо знакомить ребенка со всем, что его окружает, с родной природой и трудом людей, однако следует учесть, что большое количество представлений еще не характеризует степени познавательной активности. Важно, как ребенок умеет оперировать этими знаниями, насколько он любознателен, как приучен самостоятельно (соответственно своему возрасту) наблюдать, думать, рассуждать. Вот почему в процессе подготовки к школе семье следует приучать его сравнивать различные предметы, находить в них сходство и различие, устанавливать, из каких частей состоит тот или иной предмет, обобщать. Тогда ему будет значительно легче учиться в школе, где с первых дней обращается внимание на развитие этих психологических процессов.
Развитие речи дошкольника
Умственная подготовка ребенка к школе начинается в семье. Развитие речи, усвоение им родного языка составляет основу его умственной деятельности.
С раннего возраста каждодневно родителям надлежит обращать самое пристальное внимание на развитие речи детей, обогащение их словарного запаса. Надо учить их связно, кратко и правильно говорить.
У детей шестилетнего возраста бывают дефекты речи: замена некоторых звуков (с, ш, к) или неразборчивое произношение звуков, заикание. В таких случаях следует обратиться к врачу-логопеду и по его совету ежедневно заниматься исправлением речи. С этой целью можно намеренно употреблять слова, где есть труднопроизносимые звуки, и поправлять ребенка, пока он не избавится от недостатка.
Родной язык ребенок узнает в семье, и его правильная речь во многом зависит от речи окружающих взрослых. Вот почему родители в разговоре даже с самыми маленькими должны называть вещи правильно. Речь окружающих людей должна быть ясной, понятной, точной и грамотной. Достаточно развитая устная речь ребенка в школе станет главной предпосылкой для успешного обучения и овладения грамотным письмом.
Родители должны помнить требования школы к качеству речи шестилетнего ребенка чистое произношение всех звуков родного языка, внятное произношение слов; умение отвечать на вопросы взрослых, пересказать сказку, рассказ, прочитанные взрослыми, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, связно и последовательно рассказать о своих играх, прогулках. Надо помогать ребенку рассказывать, задавая дополнительные вопросы и обращая его внимание на главное.
Часто дети употребляют в речи так называемые слова-паразиты: «вот», «это», «так», «ну», «знаешь». Шестилетки с трудом владеют интонацией, силой голоса. Большое значение для развития речи детей имеет систематическое чтение им художественной литературы. К 6-7 годам дети должны знать содержание некоторых произведений детских писателей и поэтов (например, А. Барто «Первоклассница», С. Маршак «Откуда стол пришел», В. Осеева «Кто всех глупее», Д. Родари «Чиполино», Л. Толстой «Сказки для детей», К. Чуковский «Мойдодыр», Русские народные сказки). Читая с ребенком басни и сказки, можно разучивать текст по ролям, и он научится лучше владеть своим голосом.
Упражнения по развитию речи, разучивание скороговорок, чтение стихов и пересказывание желательно проводить регулярно, так как только при этом условии могут быть выработаны правильные навыки устной речи.
Окружающий мир
В умственном воспитании детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие разнообразных представлений об окружающей жизни и природе. Родителям следует обращать внимание на знания детей о стране, родном городе, улице и своей семье. Шестилетний ребенок должен уметь называть свою страну, главный город, город или село, к втором он живет. Поступая в школу, он сам сообщает имя и отчество родителей, где они работают, домашний адрес. Гуляя с детьми на улице, в парке, в лесу, родители должны помнить, что именно от них ребенок получает свои первые знания об окружающей жизни и природе, о правилах уличного движения.
Природа является самым могучим источником умственного развития ребенка. С малых лет надо учить детей любить и понимать красоту родной природы, бережно заботиться о ней. Находясь в лесу, можно рассказывать о деревьях и цветах, характерных для данной местности; показать птиц и животных, а потом почитать соответствующие сказки и рассказы. Чтобы закрепить знания, следует чаще проводить беседы об окружающей природе, умело используя наводящие вопросы. Но объем знаний и впечатлений не должен быть слишком обильным и утомительным.
Математика вокруг нас
Обучение математике в школе требует от ребенка первоначальной ориентировки в величине (больше, меньше, длиннее, короче, толще, тоньше), в расположении вещей (ближе, дальше, слева, справа, вверху, внизу), умения пересчитывать предметы в пределах первого десятка. В связи с этим могут быть успешно применены игры, а также разные небольшие поручения.
Во время прогулки с детьми можно их научить различать правую и левую стороны, дома самые высокие и самые низкие, определять местонахождение аптеки, магазина, сквера справа и слева от нас и устанавливать, какой путь длиннее, а какой короче. К приходу в школу ребенок уже должен этими определениями пользоваться свободно и понимать их относительность.
Постепенно следует приучать малышей распознавать правильность пропорций в построении предмета. Часто на детских рисунках голова куклы больше туловища, руки непропорционально длинные и т.д. Желательно на пропорции предметов обратить внимание ребенка до того, как он начнет создавать поделку или рисунок.
В процессе повседневной деятельности надо готовить детей и к сознательному овладению счетом. Играя или беседуя с ними, родители на предметах окружающей действительности показывают ребенку, что число не зависит от размера предметов. Ребенок должен уяснить, что оно зависит и от расстояния между предметами, от их расположения. Для этого ему дают задание разложить по-разному кубики, а потом предлагают сосчитать их. Число будет неизменным, независимо от того, что изображено. Такие наблюдения будут нужны, когда дети начнут учиться в школе – самостоятельное умение наблюдать поможет им решать задачи разными способами.
Навыки овладение счетом дети получают при выполнении различных поручений: поставить на стол четыре чешки и две тарелки, отнести пять гвоздей брату, принести две луковицы, достать семь картошек, положить в вазу десять конфет. Если ребенок ошибся, полезно с ним выяснить, в чем состоит ошибка.
Ближе к поступлению в школу следует давать более сложные комплексные задания, где счет сочетается с пространственными представлениями или требуется умение выполнять работу по образцу. Перед ребенком кладут лист бумаги и предлагают показать, где верх, низ, правая или левая стороны, левый нижний угол, правый верхний угол и т. д.
Детям легко показать, как идет уменьшение предмета, если от него отрезать часть; научить делить пополам яблоко, конфету. В семье ребенок должен научиться употреблять понятия «пара ботинок», «пара перчаток» и т. д.
Для обучения счету не нужно прибегать к помощи пальцев, а лучше пользоваться игрушками и различными предметами, удобнее всего счетными палочками.
Знакомить с цифрами ребенка можно только после того, как он научится правильно считать. Ребенок должен уметь различать геометрические формы. Он узнает, что такое шар, прямоугольник, треугольник. Родители помогут ему найти в квартире прямоугольные вещи: рама, окно, телевизор, стена, шкаф; треугольные вещи: пепельница, треугольная линейка; шар: мяч, часть люстры, нижняя часть лампочки, яблоко.
С шестилетним ребенком полезно играть на определение количества предметов в одной и другой руке, он указывает, где больше. Можно вырезать несколько цветных полосок разной длины и выяснить, которая из них короче или длиннее. В игровой форме следует научить прямому и обратному счету до 10, сначала по одному, а потом по два. Это желательно делать на конкретных предметах и картинках. Удобны для этого палочки, карандаши, мелкие игрушки и счетное лото.
Подготовка к овладению письмом
В умственной подготовке ребенка к школе существенное место занимает подготовка к овладению письмом. Обучение письму – методически сложный процесс, осуществлять который может только квалифицированный учитель. Известно, что в кисти руки много мелких мышц, которые развиваются позднее крупных и нуждаются в тренировке.
Рисование и лепка – наиболее любимые занятия детей, и их надо всемерно использовать как для развития познавательных способностей ребенка, так и для упражнения мелких мышц руки. Подготовке детской руки к письму способствует также штриховка карандашом различных фигур, вырезание кусочков из цветной бумаги по шаблону и наклеивание их (аппликация), изготовление игрушек-самоделок из картона и дерева.
Тренировка памяти
Для подготовки к обучению в школе важно развивать у детей способность к произвольному запоминанию, что достигается путем заучивания стихотворений. К началу занятий в школе ребенок должне знать 10-15 небольших стихотворений. Примеры: Н. Некрасов «Мужичок с ноготок», А. Пушкин «Зима, крестьянин торжествуя…», басни И. Крылова «Лебедь, рак да щука», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», З. Александрова «В школу»). Заучивание небольших стихотворений способствует произвольному запоминанию и развитию речи.
Для развития памяти и речи детей в семье полезно провести цикл регулярных бесед или небольших занятий на 20-30 минут. Они должны начинаться с выразительного чтения уже выученных стихов. Затем родители показывают картинку и просят рассказать, что на ней изображено. Сначала ребенку следует помогать наводящими вопросами, а потом приучить его к связному рассказу, попутно исправляя дефекты речи. Когда он с подобным заданием справится, можно перейти к составлению рассказа о друге или любимой игрушке.
На занятиях нужно давать слова для составления предложений, разучивать скороговорки на трудные звуки, учить рассказывать сказки с соответствующей интонацией для разных действующих лиц.
Очень важно научить ребенка с малых лет любить книгу и уметь с ней обращаться. Ему следует внушить, что книга – результат большого труда многих людей. Свои книги дети должны хранить в определенном месте и непременно в порядке. В случае необходимости надо «лечить» книгу: подклеивать листы, устранять помарки.
Шестилетнего ребенка можно взять с собой в библиотеку и рассказать о ее назначении, о роли книги в жизни людей и правилах пользования библиотекой.
Игра – дело серьезное
Трудно переоценить роль игры в жизни дошкольника и младшего школьника. Дети в игре отражают наиболее яркие впечатления, закрепляют и углубляют знания об окружающей жизни и природе. Игра способствует развитию инициативы, самостоятельности, выдержки. Игра для детей – труд. Игры и игрушки могут быть разного назначения.
Дошкольнику нужны сюжетные игрушки: куклы, зверюшки, машины, строительные материалы. Для развития усидчивости и смекалки необходимы настольные игры (ботанические и зоологические).
Интересы дошкольника неустойчивы. Взрослые должны направить игру, помочь довести ее до конца, но не мешать развитию самостоятельного мышления.
Родители, которые пользуются полным доверием своих детей, легко могут представить себе из их рассказов, в какие игры они играют с друзьями, суть возникающих конфликтов между детьми.
В настоящее время в помощь родителям создано множество пособий для умственного развития ребенка, обучающих игр. Но в них нет смысла, если ребенок обделен вниманием мамы и папы и вынужден заниматься один. Регулярные совместные занятия полезны во всех смыслах.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Источник
надежда савкина
Консультация для родителей «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей
«Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Савкина Н. А.
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был умным, чтобы можно было им гордится. Но не всегда бывает так.
Умственное развитие ребенка во многом будет зависеть от характера повседневного общения его со взрослыми, от влияния, которое оказывают на него родители, а также от того, насколько учитываются возможности детей, их возрастные и индивидуальные особенности.
Некоторые родители считают, будто с воспитанием детей можно не торопиться. «Пусть поиграет, пока мал», — говорят они. В таких семьях дети обычно не приучены к умственному труду, волевому усилию. Они не могут соответственно своим возрастным возможностям выполнить поручение, не умеют доводить начатое дело до конца, сосредоточится на определенной деятельности, часто и беспорядочно переключаются с одного дела на другое и с трудом налаживают взаимоотношения со сверстниками.
Воспитатель, беседуя с родителями, обращает их внимание на недопустимость излишней опеки, ограничения инициативы ребенка. Это тормозит развитие его самостоятельности, отрицательно сказывается на овладении новыми знаниями и умениями.
Стремление к самостоятельности проявляется у ребенка очень рано. Едва научившись говорить,малыш уже настойчиво повторяет: «Я сам». Взрослым важно поддерживать это стремление. Ведь самостоятельно, скажем, одеваясь, он может не только приобрести соответствующие навыки, но и узнать (не без помощи взрослых) о назначении отдельных предметов туалета, свойствах материала.
В то же время нельзя и переоценивать возрастные возможности детей. Некоторые родители слишком рано начинают обучать ребенка чтению и письму, нанося тем самым вред его здоровью.Так несвоевременное и неумелое обучение малышей письму и чтению вредно сказывается на физическом их развитии: от долгого сидения за столом ухудшаются осанка и зрение, напряжение при письме может привести к деформированию кисти. Кроме того, неправильные навыки учебной деятельности, выработанные в дошкольном возрасте, усложняют усвоение школьной программы.
Воспитатель должен разъяснить родителям, как вредно отражается на здоровье ребенка, на его нервной системе сообщение сведений, подчас недоступных его пониманию, либо перегрузка разнообразными занятиями.
Определив примерный объем знаний, которыми должен владеть ребенок того или иного возраста, следует анкетировать внимание родителей на необходимости тренировки памяти, внимания, воли, способности анализировать свою деятельность.
О том, как развивать память, следует поговорить особо.
Хорошим упражнением для развития памяти является заучивание стихотворных текстов. Но и здесь нужна мера. Родители должны знать о том, что хотя ребенок дошкольного возраста легко и быстро запоминает наизусть длинные, часто даже непонятные ему стихи и целые страницы текста, злоупотреблять этим не надо, чтобы не допускать переутомления нервной системы ребенка.
Помочь выбрать стихи для заучивания дома с детьми разного возраста может воспитатель. Хороши произведения народного творчества. Они напевны, ритмичны; часто забавные сюжеты привлекают внимание ребят и легко запоминаются ими.
Заучивание и чтение стихов в семье должно приносить радость, не быть принудительным занятием.
Беседуя с родителями, следует предостеречь их от беспорядочного чтения произведений художественной литературы, содержание которых часто не соответствует возрасту ребенка.
Родителям следует серьезно и правильно относиться к вопросам детей.
Отвечать на детские вопросы – дело трудное, требующее знаний, огромного терпения и любви.Главное правило: ответ должен быть кратким, ясным и понятным ребенку данного возраста, произнесен доброжелательным тоном. Получаемая информация об окружающей жизни должна регламентироваться взрослыми и ограничиваться сведениями, доступными детям.
Раскрывая значение для умственного развития ребенка ознакомления его с окружающим, нужно подчеркнуть, как важно акцентировать внимание детей не на внешних, второстепенных признаках предметов и явлений, а на главном Для этого необходимо воспитывать у них умение наблюдать, рассматривать.
Родителям необходимо проводить наблюдения за природой и окружающей действительностью. В процессе знакомства с окружающим дети должны приобретать навыки пользования разнообразными предметами, чтобы у них формировалось правильное отношение к ним как к результату труда человека.
Ознакомление с трудом взрослых имеет целью воспитание уважения к их труду, помогает понять значение труда для всех, вызывает стремление подражать им.
Умственное развитие ребенка всегда происходит в активной практической деятельности.
Источник
Проблеме интеллектуального развития и воспитания в педагогике уделяется немало внимания. Оно и понятно: воспитание интеллектуальных компетенций подрастающего поколения – залог будущего благополучия не только отдельно взятого ребенка, но и общества в целом. И если ценность темы интеллектуального воспитания очевидна, то пути достижения цели могут быть самыми разными – о них мы расскажем ниже.
Содержание интеллектуального (умственного) воспитания по сути состоит из нескольких направлений, или видов:
- интеллектуально-нравственное, духовное воспитание (сюда же можно отнести и эстетическое) – формирование нравственной позиции, знакомство с общечеловеческими нормами морали и этики. Важно, чтобы необходимость поступать в соответствии с ними стала внутренней потребностью маленького человека. Обогащение внутреннего мира ребенка, развитие способности видеть прекрасное;
- интеллектуально-познавательное воспитание – развитие познавательных способностей, любознательности, умения анализировать, глубины и скорости мышления, общей эрудиции, критического, логического и абстрактного мышления;
- интеллектуально-творческое воспитание позволяет ребенку создавать что-либо новое, придумывать нестандартные решения и претворять идеи в реальность.
Что касается целей и задач интеллектуального воспитания, они понятны любому взрослому. К ним относятся:
- умственное развитие ребенка;
- развитие познавательной активности;
- повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, восприятия.
Интеллектуальное воспитание детей в семье: мероприятия, игры
На уровень развития человека влияют в наибольшей степени два фактора: наследственность и окружающая обстановка.
Поэтому воспитание интеллектуально развитого ребенка немыслимо без участия близких родственников. Если наследственные особенности кардинальным образом изменить невозможно, то в силах родителей создать благоприятную обстановку для правильного развития сына или дочери. Лучше всего это сделать с учетом особенностей интеллектуального воспитания детей разного возраста.
Воспитание дошкольников
Отметим, что программа интеллектуального развития и воспитания дошкольников довольно проста и строится в соответствии с особенностями возрастной психологии и физиологии. Так, в развитии дошкольников велика роль интеллектуальных игр.
- Научите ребенка играть в шахматы (о введении в школах обязательных занятий шахматами читайте здесь). Вместе с ним отгадывайте ребусы, головоломки, решайте кроссворды. Неплохо было бы купить адаптированные для дошкольников наборы для опытов по физике и химии, разнообразные конструкторы и развивающие настольные игры (обзор лингвистических игр вы найдете здесь). Лепку, рисование и аппликации также имеет смысл включить в ваш план интеллектуального воспитания.
- Как можно больше разговаривайте с ребенком. Если он совсем маленький, подойдут потешки, народные сказки. С ребенком постарше, вступившим в возраст почемучек, старайтесь находить исчерпывающие объяснения для всего, что его интересует. Поощряйте вопросы на любую тему и сами спрашивайте, побуждая его мыслить, анализировать, обращать внимание на неочевидные вещи.
- Читайте дошкольнику вслух – это не только развивает кругозор малыша, но и способствует сближению родителей и детей любого возраста.
- Особое внимание следует уделять физической активности – это стимулирует мыслительные процессы. Чем больше подвижных игр будет у ребенка ежедневно, тем лучше.
- Полезны для развития сюжетно-ролевые игры, кукольный театр.
Детский психолог Маргарита Корнилова рекомендует:
Чтобы стимулировать интеллектуальное развитие ребенка и подготовить его к школе, родители начинают усиленное умственное развитие малыша: пишут вместе в прописях, решают задачки… Но для детсадовца лучший способ интеллектуального развития – игра. Играйте вместе с ним и чаще оставляйте наедине с самим собой (без гаджетов!). Сначала он поскучает, а затем начнет возводить дом из подушек (для себя или для плюшевого медведя) или поезд из стульев, придумывать сказки, мастерить совершенно невообразимые наряды для себя и кукол, строить целую флотилию из подручных материалов, рыть тоннель и возводить замки в песочнице. Именно в игре у дошкольника закладываются все необходимые навыки, развиваются фантазия, творчество, инициативность и, конечно, интеллект – все то, что понадобится ему в школе и не только.
Воспитание школьников
Что касается интеллектуального воспитания школьников, то здесь роль родителей остается по-прежнему важной. Они не должны самоустраняться, полагая, что раз ребенок пошел в школу, то его умственное развитие теперь прерогатива учителей.
- Поощряйте интерес ребенка к чтению. Знакомьте его с хорошими книгами – можно даже не в строгом соответствии с возрастом, а с некоторым опережением, «на вырост». Обсуждайте прочитанное. Можно предложить ребенку рассказать всю историю или ее часть с точки зрения другого персонажа, а не того, от лица которого она рассказана.
- Посещайте музеи и тематические выставки, ходите в театр (в том числе и на постановки по произведениям из школьной программы), на экскурсии, мастер-классы и квесты.
- Обеспечьте школьнику занятия спортом, правильное питание, свежий воздух и 8–10-часовой сон – ребенку будет легче даваться учеба.
- Играйте всей семьей в интеллектуальные настольные игры, отгадывайте головоломки.
- Если видите, что школьник проявляет явный интерес или склонность к какому-либо предмету и хочет изучать его углубленно, поощряйте это стремление, даже если вам кажется, что такое увлечение ненадолго.
Интеллектуальное воспитание детей в школе: мероприятия, игры
Понятно, что учеба в любом образовательном заведении уже сама по себе имеет целью умственное развитие. Стандартной учебной программы вполне достаточно, чтобы получить необходимый набор знаний и выйти на качественно новый уровень мышления. Тем не менее есть способы, позволяющие сделать процесс обучения более интересным и эффективным. Отметим, что средства и методы интеллектуального воспитания учащихся разного возраста не тождественны друг другу.
Варианты для учеников начальной школы
- Ребенок-ведущий с помощью мимики и жестов изображает какое-либо чувство, состояние. Тот из детей, кто первый угадал задуманное, становится новым ведущим. Это упражнение способствует развитию эмоционального интеллекта, учит детей быть внимательными, понимать эмоции и желания друг друга. Социальные навыки, в свою очередь, влияют на школьную успеваемость.
- Учитель называет предмет, а дети по очереди подбирают по одному прилагательному к данному существительному. Повторять слова за другими участниками нельзя. Тот, кто не смог вспомнить подходящее прилагательное, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последним назвал слово.
- Учитель начальных классов из Кемеровской области Светлана Алексеевна Горбикова предлагает такую игру. Педагог называет предмет: например, «вертолет». Дети записывают на листочке слова, близкие к этому предмету по какому-либо признаку: например, «машина» (транспорт), «бабочка» (летает), «отвертка» (принцип вращения) и т. д. Выигрывает тот, кто придумает больше всего таких групп.
Варианты для подростков
Работа с подростками отличается от интеллектуального воспитания младших школьников. Полноценное мышление развивается к 14-15 годам, проходя через несколько стадий:
- сенсомоторного, или наглядно-действенного мышления (к 2 годам);
- дооперационального, или наглядно-образного мышления (к 7 годам);
- конкретных операций, или словесно-логического мышления (к 11-12 годам);
- формальных операций, или абстрактно-логического мышления (к 14-15 годам).
Что же можно предложить подросткам?
- Как ни банально это звучит, но воспитанию интеллектуальных способностей больше всего помогает вдумчивое изучение предметов школьной программы. Ведь именно они развивают логику (физика, химия, математика), грамотную речь (русский язык, литература), память (история, иностранные языки), воображение (музыка, ИЗО, МХК).
- Ирина Васильевна Богуславская, педагог индустриально-судостроительного лицея в Санкт-Петербурге проводит такую игру для учащихся (16–20 лет). Они делятся на две команды, ведущий закрепляет самодельный маятник, приводит его в движение и позади него показывает три репродукции картин. Ученики должны посчитать, сколько колебаний совершил прибор, и запомнить содержание картин. После этого три игрока из каждой команды по очереди дают описание одной из репродукций, а четвертый сообщает, сколько раз качнулся маятник. Выигрывает команда, участники которой дали наиболее правильные ответы. По опыту Богуславской, это упражнение развивает произвольное внимание, что положительно сказывается на учебной деятельности подростков и, как следствие, на оценках.
- Для школьников любого возраста непременное условие интеллектуального воспитания – чтение книг сверх школьной программы. Важное условие: это должны быть не дешевые бульварные издания, а литература хорошего качества, знакомство с которой принесет пользу. Василий Александрович Сухомлинский рассказывал, что педагоги его школы убедились: плохо или медленно соображающим детям для полного усвоения обязательных знаний следует прочитать некий объем дополнительной научно-популярной литературы – не для запоминания, а чтобы активизировать умственную работу, настроить мозг на осмысление и сохранение в памяти основных знаний. Когда Сухомлинский преподавал физику, он давал прочитать неуспевающим ученикам интересные научно-популярные брошюры. В результате дети стали быстрее осмысливать причинно-следственные связи, лучше запоминать информацию. От самостоятельного чтения зависит развитие памяти, абстрактного мышления, уровень интеллектуального воспитания.
- Одна из форм интеллектуального воспитания подростков – воспитание информационной культуры. Для этого вполне подойдут классные часы. Темы могут охватывать самые разные вопросы в виде цикла: от правил поведения в виртуальном пространстве до умения распознавать фейковую информацию. Здесь стоит исходить из интересов и уровня развития конкретного класса. Кстати, об информационной гигиене и правилах поведения в Сети мы подробно рассказывали в этой статье.
Независимо от возраста
Напоследок отметим, что умственному развитию школьников любого возраста способствуют:
- викторины и олимпиады различного уровня по школьным дисциплинам;
- знакомство с биографиями выдающихся ученых, творцов, политических деятелей;
- участие в опытах, проектах, экспериментах.
Автор: Марина Севастьянова
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник