Умственное развитие ребенка с нарушением речи

Доклад к педагогическому совету на тему:

«Развитие умственных способностей детей в группе с нарушением речи с помощью игровых приемов»

Федосова М.А.

В  раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления «вплетено» в практическую игровую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действительность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Однако вначале значение слова (понимание его) слито с конкретным предметом, т.е. еще не несет в себе обобщения. Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи «по-своему», действенным путем. Формирование наглядно-дейспвенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяются  через практические действия.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма – наглядно-образное мышление, которое проходит в своем развитии две стадии. Первая соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая ему предлагается. На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий.

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию. Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют cловесно- логическим.

Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами-представлениями ребенка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.

С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия.

В конечном счете рассуждение начинает проводиться не вслух, а про себя; оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логическою мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи. Итак, возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению может быть ускорен путем специально организованного обучения.

Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает некоторые специфические особенности их мышления.

При изучении особенностей наглядно-образного мышления с помощью детского варианта цветных прогрессивных матриц Дж. Равена (М.А.Фотекова) было обнаружено, что контингент младших школьников по успешности выполнения заданий неоднороден и представлен разными группами. Наиболее успешная группа по результатам выполнения наглядных заданий характеризуется негрубой речевой патологией (недостатки звукопроизношения и слабость владения грамматическим строем). Около 37% детей с ОНР показали низкий уровень успешности решения наглядных задач. Было обнаружено, что только у 7 % учеников речевой школы особенности познавательной деятельности приближаются к показателям, присушим нормально развивающимся сверстникам.

В процессе исследования были получены следующие результаты: у детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обусловливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают к ним интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочении самоорганизации (В.А. Ковшиков, Ю.А.Элькин, 1979).

Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии. Дети отстают в словесно-логическом мышлении.

На логопедических занятиях,  помимо развитии речи и мелкой моторики, включены задания на развитие ВПФ, а особенно мышления. Для этого применяются дидактические игры, логические задачи, стихи -небылицы с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарной запаса дошкольников. Все игры подобраны по лексическим темам.

ГРИБЫ – ЯГОДЫ

Словесная игра «Назови и объясни».

Взяли мы с yтpa корзинки

И пошли в лесок

И нашли мы под осинкой

Маленький грибок. Какой? (Подосиновик.)

А у Пети с Васей

Руки словно в масле.

Отгадайте, малыши,

Какой гриб они нашли? (Масленок.)

Самый яркий и красивый

И полезный для зверей.

Не клади его в корзину:

Он опасен для людей! (Мухомор.)

Вопросы. Что это за гриб? Какую пользу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?

Словесная игра «Объяснялки»: объяснить происхождение названий грибов (ягод): подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор (земляника, черника).

Логические задачи. На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? {Три.) Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек – маленькие, земные. Кто больше соберет грибов? (Девочки.) Сколько грибов можно вырастить из семян ели? (Ил семян ели нельзя вырастить грибы.) Пошли две девочки лес за грибами, а навстречу дна мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (две девочки.) Шли двое, остановились, дин у другого спрашивает! «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему на белая?». – «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине.)

Читайте также:  Значение обучения творческому рассказыванию для развития личности и речи ребенка

ОВОЩИ – ФРУКТЫ

Логические задачи. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре  четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три.) Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: руша или персик? (Груша.) На столе лежат два апельсина и четыре банана, сколько овощей лежит на столе? (На толе лежат только фрукты.) На столе – четыре груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре.) В корзине три мандарина. Как их разделить между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по одному мандарину и один мандарин остался в корзине? (Отдать мальчику мандарин в корзинке.)

Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты». У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.

Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь?. У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с па-бором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи» и т.д.).

Небылицы.Дети находят несуразицы в тексте.

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор

И увидел, как на грядке

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез,

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко.

Только Машенька пришла,

Сразу овощи нашла.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОГОРОД

 Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

УДИВИТЕЛЬНАЯ ГРЯДКА

 У меня на грядке Крокодил растет!!!

А в Москве-реке Огурец живет!

Я боюсь, ребятки,

Что за этот год

Вырастет на грядке

Страшный бегемот.

Осенью на грядке

Крокодил поспел!

Огурец в Москве-реке Всех лягушек съел!

А в Москве-реке

Клюнет на крючок…

(Как вам это нравится?)

Страшный кабачок!

 Ох! Когда ж на грядке

Будет все в порядке?!

ДЕРЕВЬЯ

Логические задачи. На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут) На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут.) На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое.)

Игра «Посади дерево». Играют двое. У каждого игрока по десять деревьев (у одного – елочки, у другого – березки). Игровое поле – доска 16×16 клеток.

Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача – образовать цепочку из трех деревьев. За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.

Словесная игра «Чересчур». Дети должны ответить на вопросы воспитателя.

Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много?(Заболят зубы, живот) Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть.)

Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? {Зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает ~ будет много воды. Деревъя смогут впитывать влагу и быстро расти,) А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? {Лес весной может захлебнуться: когда снег начнет таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть.) А если снега в лесу очень мало? (Деревьям будет холодно, они могут замерзнуть и погибнуть.) Может ли лес начать борьбу за снег? С кем ему придется вступить в борьбу? (С ветром)

Увлекательная история о том, как ветер уносит снег в свое царство-государство. Ветер о сугробы-подушки бока свои вьюгой чешет, песни поет, в буран – ревет, завывает, А деревья по краю леса сгибаются до земли стволами. Веточками цепляются друг за друга – непроходимую стену возводят. Бьется ветер, да силы теряет, пока сквозь щелочки пролезает – устает. Никак ему пальчиками-сквознячками снежок в лесу не ухватить. Выстоял лес, дождался солнышка красного.

ПТИЦЫ

Логические задачи. Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? {Ни одной, все улетели.) Летела стая гусей: два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? {Три гуся.) От чего плавают утки? (От берега.) На одном берегу цыплята, на другом – утята Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова? {Утята, цыплята не умеют плавать) По дороге прыгал воробьи: один среди двух и три в ряд один кпереди и два позади. Сколько бы ло воробьев? {Три воробья.) Прилетел  два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Четыре.)

Над рекой летели птицы:

Читайте также:  Развитие ребенка в полтора года занятия

Голубь, тука, две синицы.

Два стрижа и пять свиней.

Сколько птиц? Ответь скорей!

(Пять.)

Небылицы

Взлетела сорока высоко,

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки живут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассветом,

Что в морс сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы.

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

МЕБЕЛЬ

Логические задачи. У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (Пять.) Чего больше в квартире – стульев или мебели? Что может быть как горячим, так и холодным? Утюг, холодильник, плита.)

Небылицы.

ПУТАНИЦА

Это стул – на нем лежат.

Это стол – на нем сидят.

Вот кровать – на ней едят.

В шифоньере гости спят.

В холодильнике платья висят,

А на диване продукты лежат.

Словесная игра «Концовки». Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

Если стол выше стула, значит, стул… {ниже стопа). Если диван шире кресла, значит, кресло… Если обеденный стол длиннее журнального стола, значит, журнальный стол… Если сервант ниже шифоньера, значит, шифоньер… Если магнитофон меньше телевизора, значит, телевизор… Если диван мягче кресла, значит, кресло… Если книжный шкаф дороже кровати, значит, кровать… Если холодильник выше плиты, значит, плита-

Игра «Переставим мебель». Игровое поле разделено на шесть частей, пять из них заняты мебелью, шестая -свободна. Требуется поменять местами шкаф и диван так, чтобы при перестановке на каждой части находилось не более одного предмета.

ПОСУДА, ПИЩА

Хитрые вопросы. Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп.) По чему повар ходит в белом халате? (По иолу.) Что никогда не поместится в любую кастрюлю? (Ее собственная крышка.) Чего больше на кухне: кастрюль или посуды? (Посуды) Из какой посуды нельзя ничего съесть? {Из пустой)

Словесная игра «Родственники», Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

Сахарный песок – родственник Песка, потому что…. Река – родственница Песка, потому что… Ветер – родственник Песка, потому что…. Стекло – родственник Песка, потому что…. Дорога -родственница Песка, потому что….

Небылицы.

ПОВАР-НЕУМЕХА

Повар сварил из картошки компот,

От него у детей разболелся живот.

Повар сварил очень сладкие щи,

В щах апельсины и сливы ищи.

На блюдо сложил мясные конфеты,

Детей угостил шоколадной котлетой.

ОДЕЖДА, ОБУВЬ

Логические задачи. Однажды Степан собрался уходить, надел куртку без пуговиц и говорит бабушке: «Бабуля, я к Дениске сбегаю, а ты, пожалуйста, пришей пока пуговицы к этой куртке. Сколько пуговиц сможет пришить бабушка? (Ни одной.) Мальчик вышел гулять в разных ботинках: один – черный, а другой – желтый. Ребята посмеялись над ним, а он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые?». Помогите мальчику.

КАКАЯ ОДЕЖДА?

Летом, в жаркие часы,

Только майка да Трусы.

А зимою нам нужны

Свитер, теплые штаны,

Шарф, пальто, сандалии,

Шапка и так далее.

Шапка… свитер…

Впрочем, я…

Я запутался, друзья! (Сандалии -летняя обувь)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

  1. ВРЕМЕНА ГОДА (ОСЕНЬ, ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО)
  2. ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ
  3. ФРУКТЫ.
  4. ОВОЩИ
  5. ГРИБЫ (СЪЕДОБНЫЕ, ЯДОВИТЫЕ)
  6. ЯГОДЫ (САДОВЫЕ, ЛЕСНЫЕ)
  7. ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ.
  8. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.
  9. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
  10. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
  11. ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УУБОРЫ
  12. ПОСУДА
  13. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
  14. НАСЕКОМЫЕ
  15. ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН
  16. ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА
  17. СЛУЖЕБНЫЕ МАШИНЫ
  18. ИНСТРУМЕНТЫ
  19. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Источник

Федеральное
агентство по образованию

ГОУ ВПО 
«Удмуртский государственный университет»

Институт 
педагогики, психологии и социальных
технологий

Кафедра
специальной психологии и коррекционной 
педагогики 
 
 

Реферат 

Развитие 
умственных способностей
дошкольников с речевыми
нарушениями
 
 
 

Выполнили:

студентки
гр.41-42

Герасимова 
Д.Д.,

Лекомцева
Е.Н.

Проверила:

Карпова
Н.П. 
 
 
 
 
 
 

Ижевск
2010

Содержание 

Введение
………………………………………………………………………… 
3

Общеобразовательные
и коррекционные задачи умственного 
воспитания дошкольников с нарушениями
речи……………………………………………  5

Основные 
формы обучения и их содержание…………………………………. 
9

Овладение
действиями наглядного моделирования…………………….……
13

Заключение………………………………………………………………………
16

Список 
используемой литературы……………………………………………..
18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Дошкольный 
возраст – период расцвета детской 
познавательной активности. К 3 – 4 годам 
ребёнок как бы освобождается 
от давления воспринимаемой ситуации
и начинает думать о том, что не
находится у него перед глазами.
Дошкольник пытается как-то упорядочить
и объяснить для себя окружающий мир, установить
в нём какие-то связи и закономерности.

     Дошкольный 
возраст является прямым продолжением
раннего возраста в плане общей
сензитивности, осуществляемой неудержимостью
онтогенетического потенциала к развитию.
Это период овладения социальным пространством
человеческих отношений через общение
с близкими взрослыми, а также через игровые
и реальные отношения со сверстниками.
Дошкольный возраст приносит ребенку
новые принципиальные достижения.

     В
дошкольном возрасте ребенок, осваивая
мир постоянных вещей, овладевая употреблением
все большего числа предметов по их функциональному
назначению и испытывая ценностное отношение
к окружающему предметному миру, открывает
для себя некоторую относительность постоянства
вещей.

     В
этот период продолжают бурно развиваться 
речь, способность к замещению, к 
символическим действиям и использованию 
знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, воображение и память.
То есть активно развиваются умственные
способности детей.

     Современная
педагогическая наука считает, что 
основными показателями умственного 
развития являются усвоение системы 
знаний, накопление их фонда, развитие
творческого мышления и овладение 
способами познавательной деятельности,
необходимыми для приобретения новых
знаний.

     Как
указывает Г.В.Чиркина, основными 
особенностями познавательной сферы 
детей с речевыми нарушениями 
являются: недостаточная сформированность
и дифференцированность мотивационной 
сферы, недостаточная концентрация
и устойчивость внимания, слабость
в развитии моторики, пространственные
трудности. Без направленной коррекционной
работы эти имеющиеся у детей трудности
в дальнейшем могут принять большую выраженность
и привести к отсутствию интереса к обучению,
снижению объема памяти, ошибкам запоминания,
трудностям в овладении письмом, несформированности
счетных операций, слабому овладению грамматикой.
Для обеспечения нормального развития
ребенка в целом в программу обучения
включается комплекс заданий, направленных
на развитие когнитивных процессов: памяти,
внимания, мышления, воображения и предпосылок
их нормального развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Читайте также:  Особенности депривации психического развития ребенка раннего возраста

Общеобразовательные
и коррекционные 
задачи умственного
воспитания дошкольников
с нарушениями речи

     Умственное 
развитие – это совокупность количественных
и качественных изменений, происходящих
в мыслительной деятельности ребенка
в связи с возрастом, обогащением опыта
и под влиянием воспитательных воздействий.
В дошкольном возрасте быстрым темпом
идет накопление знаний, формируется речь,
совершенствуются познавательные процессы,
ребенок овладевает простейшими способами
умственной деятельности. Обеспечение
умственного развития дошкольника имеет
большое значение для всей его дальнейшей
деятельности.

     Умственное 
развитие ребенка осуществляется под
влиянием социальной среды. В процессе
общения с окружающими он усваивает язык,
а вместе с ним и сложившуюся систему понятий.
В результате уже в дошкольном возрасте
ребенок овладевает языком настолько,
что пользуется им свободно как средством
общения.

     В
«Программе воспитания в детском саду»
определены следующие задачи умственного
воспитания детей дошкольного возраста:

  • формирование
    правильных представлений о простейших
    явлениях окружающей жизни;
  • развитие
    познавательных психических процессов:
    ощущений, восприятий, памяти, воображения,
    мышления, речи;
  • развитие
    любознательности и умственных способностей;
  • развитие
    интеллектуальных умений и навыков, формирование
    простейших способов умственной деятельности.

     В
детском саду для детей с тяжелыми
нарушениями речи воспитателю предоставлены
все возможности для всестороннего формирования
поведения и личности ребенка с речевым
дефектом.

     Компенсация
речевого недоразвития ребенка, его 
социальная адаптация и подготовка
к дальнейшему обучению в школе 
диктуют необходимость овладения теми
же видами деятельности, которые предусмотрены
программой массового детского сада.

     В
процессе овладения этими видами
деятельности воспитатель особое внимание
должен уделить развитию восприятия,
мнестических процессов, мотивации, доступных 
форм словесно-логического мышления.

     Особое 
место должно уделяться развитию познавательных
интересов детей. При этом учитывать своеобразное
отставание в формировании познавательной
активности, которая складывается у детей
под влиянием речевого дефекта, сужения
контактов с окружающими, неправильных
приемов семейного воспитания и других
причин.

     В
задачу воспитателя входит также 
создание доброжелательной обстановки
в детском коллективе, укрепление
веры в собственные возможности,
снятие отрицательных переживаний,
связанных с речевой неполноценностью,
формирование интереса к занятиям. Реализация
указанных задач возможна на основе хороших
знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических
особенностей детей. 

     Теоретической
и методологической основой коррекционного
обучения являются положения, разработанные
в советской дефектологии и логопедии
(Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский
и др.):                              

  1. Принцип развития,
    который состоит в анализе объективных
    и субъективных условий формирования
    речевой функции ребенка.

     Разностороннее 
обследование дошкольника с этих
позиций позволяет выявить ведущий 
речевой дефект и обусловленные 
им недостатки психического развития.
В дальнейшем при планировании коррекционной 
работы это учитывается.

     2.
Принцип системного подхода, который предполагает
анализ взаимодействия различных компонентов
речи. 

     Применительно
к детям с общим недоразвитием 
речи этот принцип реализуется в 
процессе взаимосвязанного формирования
фонетико-фонематических и лексико-грамматических
компонентов языка. Коррекция нарушений
произношения звуков и слоговой структуры
слов позволяет добиваться нужной четкости
и внятности речи. В то же время развитие
фонематического восприятия подготавливает
основу для формирования грамматической
и морфологической системы словообразования
и словоизменения.

     3. 
Принцип связи речи с другим 
сторонами психического развития,
который раскрывает зависимость 
формирования отдельных компонентов 
речи от состояния других психических 
процессов.

     Обследование 
детей проводится индивидуально и маленькими
подгруппами в беседе, а также при использовании
различных видов игровой и учебной деятельности.

     Важно
выявить особенности памяти у 
детей с общим недоразвитием 
речи в процессе выполнения сложных 
инструкций, включающих два-три элементарных
задания; запоминания последовательного
ряда из нескольких картинок с логической
связью и без нее; при определении изменений
в ряду из двух картинок, при заучивании
стихотворения, текста и т.д.

     Логопед
отмечает скорость запоминания, прочность 
сохранения и легкость воспроизведения.

     Результаты 
обследования фиксируются в речевой 
карте, приводятся примеры образцов
детской речи. Логопедическое заключение
аргументируется данными первичного
обследования. Заполнение речевых карт
заканчивается к 5 сентября.

     Одновременно 
воспитатель группы обследует умения
и навыки каждого ребенка в 
различных видах учебной деятельности,
а также получает представление 
о готовности детей к усвоению
знаний и представлений по математике.
Опираясь на программные требования
соответствующих и нижестоящих возрастных
групп, воспитатель определяет отставание
детей в игровой, физической, изобразительной
деятельности от нормально развивающихся
сверстников. Кроме того, он выявляет и
анализирует индивидуальные особенности
детей.

     Характеристика
воспитателя не должна быть односторонней
и отражать только недостатки ребенка.
Важно отметить положительные стороны
личности ребёнка и его поведения, отношение
к коллективу, к труду, а также приемы индивидуального
подхода, которые оказались наиболее эффективными.
В характеристику в течение, года вносятся
новые данные о развитии ребенка под влиянием
коррекционного обучения.

     В
случае затруднений в установлении
речевого диагноза и усвоении программного
материала характеристики отдельных 
детей обсуждаются педагогическим
коллективом.

     Данные 
комплексного обследования детей используются
при планировании всего коррекционного
обучения.

     В
коррекционных программах, как правило,
выделяется работа по следующим разделам:
моторное развитие, восприятие, внимание
и память, формирование пространственных
представлений, критичность, контроль,
программирование психической деятельности,
развитие мышления. Каждый раздел направлен
на развитие определенной познавательной
способности и когнитивной сферы ребенка
в целом и осуществляется в тесном сотрудничестве
с психологом.  
 
 
 
 
 
 
 

Основные 
формы обучения и их
содержание

     Умственное 
воспитание детей осуществляется в 
процессе:

  • предметной,
    продуктивной деятельности;
  • на занятиях
    в дошкольных учреждениях: при ознакомлении
    с окружающей действительностью,
  • в речевой
    деятельности;
  • в процессе
    формирования математических представлений
    и понятий.

     Предметная 
и продуктивная деятельность.

     Рисование,
лепка и аппликация — виды изобразительной 
деятельности, основное назначение которой 
— образное отражение действительности.

     Изобразительная
деятельность — это специфическое 
образное познание действительности.
И как всякая познавательная деятельность,
она имеет большое значение для 
умственного воспитания детей.

     Занимаясь
рисованием, лепкой, аппликацией, дети
узнают разные материалы (бумага, краски,
глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами,
выразительными возможностями, приобретают
навыки работы с ними. Дети усваивают также
опыт работы с некоторыми орудиями человеческой
деятельности (карандаш, кисть, ножницы).
Овладение этими действиями способствует
умственному развитию детей.

Источник