Умственное развитие ребенка посредством дидактической игры

 «Роль дидактических игр

в интеллектуальном развитии дошкольников»

                                                                     «Без игры нет, и не может быть полноценного                                                                                                                                   умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка                вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал.  Интеллектуальные  способности это не талант, а умение, которое можно выработать.

Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Некая сумма знаний и умений или способность эти знания и умения усваивать и анализировать? Психологи говорят, что интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка, и только от взрослых зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

Интеллектуальные  способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие   интеллектуальных  способностей имеет особое значение для подготовки  детей  к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет  ребёнок  ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Интеллектуальные  способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К.Крупская писала: «Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных».

 Дети  познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше  ребёнок  играет в детстве, тем быстрее  интеллектуально  и духовно взрослеет, тем способнее и увереннее он будет. Важно не  навязывают  детям  игры по своему разумению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание  ребёнка , а  присматриваться к  детям  и бережно направлять их стремления.

Почему игра столь благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребёнка, усвоения им знаний, умений? В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путём их поэтапного изменения и «вращения» в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности.

У дошкольника ведущую роль в его интеллектуальной жизни играет роль практического взаимодействия с предметами. Этот опыт дополняется зрительными представлениями. Тем не менее, развитие интеллекта осуществляется по мере овладения всеми тремя формами представления информации: в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. То есть подача информации должна осуществляться разными способами (визуально-пространственными, чувственно-сенсорными, словесно-символическими). Предпочтение одного из способов подачи информации ведет к формированию поверхностного представления о мире. Развитие интеллекта предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного «языка» представления информации на другой и обратно. Для формирования объектной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия необходимо познакомить дошкольника с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значение вещей, жестов, слов, событий и т. п. Но эти значения не разрознены, а объединены в определённые структуры.

Мышление ребёнка связано с его знаниями. И к 6 годам его умственный кругозор уже достаточно велик. В исследованиях выявлены интересные данные относительно знаний, которые формируются у детей в дошкольном возрасте. Здесь обнаруживаются две противоречивые тенденции. Первая – в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объёма и углубление чётких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребёнка. Вторая – в процессе мыслительной деятельности возникает и растёт круг неопределённых, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределённость знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определённые знания. На протяжении дошкольного возраста получают развитие и формы мыслительной деятельности: понятие, суждение, умозаключение. Развитию мышления шестилетнего ребёнка могут способствовать все доступные ему виды деятельности. При этом необходимо организовать условия, способствующие углубленному познанию того или иного объекта.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются в ходе НОД и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью НОД. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.

В игре ребенок приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми,  поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Дидактические игры, направленные на интеллектуальное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.).

Читайте также:  Тест на определение отклонений развития ребенка

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком лёгкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если по своей сложности игры не соответствуют возрасту детей, то они не могут в них играть и наоборот – слишком лёгкие задачи не возбуждают у них умственной активности. Исследования отечественных психологов и педагогов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений, навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

1. с игрушками и предметами;

2. настольно-печатные;

3. словесные.

Большую ценность в интеллектуальном развитии детей представляют словесные игры (народные загадки, молчанка, запретное слово). Эти игры возбуждают умственную активность. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью и мышлением.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.

Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей, но и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.

Используемая литература:

1.А.К.Бондаренко “Дидактические игры в детском саду”-М., 1991г. 
2. А.И.Сорокина”Дидактические игры в детском саду”-М.,1982г, 
3. А.И.Максаков, Г.А . Тумакова “Учите ,играя”-М.,1981г. 
4. Д.В. Мендерицкая Воспитателю о детской игре М.,1982. 
5. Р.И.Жуковская” Игра и её педагогическое значение”-М.,1975г

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

1. “Запретное слово”. Игра для развития произвольного внимания и находчивости. Для нее не требуется никакого материала, поскольку она словесная. Суть ее состоит в следующем: ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово “нет “. Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, ” Ты спишь в ванной? “, ” Снег белый?”, “Ты умеешь летать? ” и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы – отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.

2. “Запрещенное движение”. Ребенок повторяет за воспитателем все упражнения зарядки, кроме одного “запрещенного” (прыжка или, например, хлопка).

 3. “Разведчик”. Начните игру из коридора. “Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке”. Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка, нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.

4. “Секретное письмо”. Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы “прозрачными красками на прозрачной бумаге”. Следующее секретное послание писать малышу.

5. “Наблюдатель”. Сядьте с ребенком перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое (“прозрачное, похожее на маленький домик”) вы видите. Можно играть и так: “Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате”.

 6. “Архитектор”. Вы – архитектор, ребенок – строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.

7. “Волшебное слово”. Сначала следует договориться, какие же слова считать `волшебными`. `Волшебными` можно считать слова на букву `М` или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно – обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении `волшебных слов` ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).

 8. “Шерлок Холмс”. Игра на развитие наблюдательности. Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает “сыщику ” угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.

 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

 1. Незаменимым дидактическим материалом для всякого рода развивающих игр являются карточки всевозможных лото и других игр с изображением животных, предметов обихода, игрушек и т.п. (чем больше разных карточек, тем лучше). Игры на обучение классификации по общим признакам. Признак, по которому проводится классификация, задает взрослый. В дальнейшем задания на классификацию сможет придумывать и ребенок. Классифицировать можно по признакам: большое – маленькое, животные – растения, дикое – домашнее и т.д. Разложенные карточки можно расклассифицировать снова. Например, первое задание было: “отдели домашних животных от диких”, а второе задание может быть: “выбери все карточки, изображающие хищников”. Дальше можно предложить расклассифицировать и хищников, разложив их, например, по росту или по месту обитания (север-юг).

2. Другое задание с карточками: вы предлагаете ребенку разложить все имеющиеся карточки на 2 или 3 кучки, а потом объяснить по какому принципу разделение проводилось.

 3. Еще одна полезная игра с карточками “4 лишний”. 4 карточки отбираете Вы, а малыш находит лишнюю и объясняет, почему он так решил. Задания можно постепенно усложнять: Кто лишний в четверках: `Тигр, волк, рысь, леопард? Щука, окунь, камбала, сом? Аист, журавль, воробей, фламинго?`. Используйте в ваших `трудных четверках` и прилагательные (быстрый, энергичный, крепкий, вертлявый) и наречия (скоро, быстро, неожиданно, мгновенно). 4. Классифицировать можно: игральные карты (по мастям или ранжиру), ракушки, камешки, пуговицы, открытки, любые игрушки.

Читайте также:  Сайт детского сада центра развития ребенка

5. “Клад”. Научите ребенка читать схемы и карты. “Клад” (подойдет конфета) спрятан в комнате. Есть карта комнаты (нарисованная вами), а маленький красный кружочек на карте и есть “клад”.

 6. Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с помощью игрушек-заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс. Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур. Вырежьте из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем предложите ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки. Например, вполне справедливо, если малыш для сказки “Три медведя” выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её

. 7. Отличное задание, развивающее и творческое мышление, и сообразительность – придумывание вариантов необычного использования обычных вещей. Например, стакан. Из стакана можно пить, можно выдавливать из теста кружочки, можно мять картошку, ставить туда ручки и карандаши, устроить в нем маленький террариум, посадив внутрь жука или божью коровку. Каждый игрок предлагает свой вариант. Кто больше?

 8. Учимся читать схемы. Нарисуйте схему-задание для малыша (изобразите фигурками несколько движений зарядки). Пусть ребенок прочтет `шифрованную записку` и выполнит задание.

9. “Угадай-ка”. Ребенок – ведущий, он выбирает какую-нибудь карточку из лото и прячет ее. Взрослый должен узнать, кто нарисован на карточке, задавая вопросы. По правилам игры ведущий может отвечать на любой вопрос только “да” или “нет”. Например, если спрятана карточка с изображением какого-то животного (из зоо-лото): – Это зверь? – Нет. -Птица? – Да. – Большая? -Нет. -Городская? -Да. -Воробей? -Да. Когда правила игры станут ясны, угадывать и задавать вопросы сможет и ребенок. Для начала картинка выбирается из небольшого количества карточек (например, десяти).

10. “Исследователь”. Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком – “исследователи”. Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например, нужно: назвать этот предмет; сказать, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож “на”, отличается “от” (каких – нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, ударить по нему и т. д.

11. “Один лишний”. Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы. Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение.

Источник

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №192» Ново-Савиновского района г. Казани СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД « Развитие умственных способностей дошкольников посредством дидактических игр» Подготовила: Л.С. Гарипова

Слайд 2

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной. Важное значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью образовательной деятельности. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Поэтому темой моего опыта стало «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры»

Слайд 3

Актуальность опыта Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Одним из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу воспитательной работы в старшей группе, в первую очередь, должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Поэтому проблема интеллектуального развития старших дошкольников через дидактическую игру на сегодняшний день имеет особую актуальность.

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры. Дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Длительность работы над опытом Над темой: “Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры” работаю в течение последних 2 лет. За это время составила себе четкое представление о том, что дидактические игры способны развивать интеллектуальную и познавательную сферу ребенка – дошкольника лучше, чем какие – либо другие формы образовательной деятельности. Диапазон опыта Процесс интеллектуального развития старших дошкольников посредством дидактической игры происходит не только на специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы мы – педагоги дошкольного образования были заинтересованы в нем, а дети были активными субъектами этого процесса, проявляли интерес к получению дополнительных знаний. Правильно подобранные и хорошо организованные дидактические игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию воспитанников, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний.

Слайд 5

Степень новизны Новизна опыта состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыто противоречие между теоретической разработанностью проблемы и недостаточным внедрением идей развития интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактические игры воспитания в практику работы дошкольных учреждений. Обобщены методические рекомендации по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста, а так же по использованию современных дидактических игр. Целью своей работы ставлю: найти пути оптимального решения задач интеллектуального развития старших дошкольников посредством дидактической игры: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки организма, с другой. Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач: · развивать познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь; · развивать любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки; · последовательно увеличивать у детей запас знаний, проводить их упорядочение, уточнение, систематизацию.

Читайте также:  Ленинск кузнецкий центр развития ребенка

Слайд 6

Описание средств достижения цели Для реализации поставленных задач, использую дидактический материал, которым каждый ребенок может пользоваться как индивидуально, так и для групповых дидактических игр. К старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Так, например, в 6-7 лет ребёнок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают только, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на “зону ближайшего развития”. Проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры при организации непосредственной образовательной деятельности: по формированию целостной картины мира, по обучению, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры обращаю особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементов занимательности: поиска, сюрпризности , отгадывания и т.п.

Слайд 7

Организация учебно-воспитательного процесса Учебно-воспитательный процесс стараюсь строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время организованной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. А после образовательной деятельности, во время прогулки или просто в свободное время непроизвольно идет обсуждение среди детей только что полученной информации. В начале каждой образовательной деятельности проводились специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Слайд 8

Во время организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, с детьми проводились игры “Отгадай фигуру”, “Собери фигуру”, “Превращения”, “Чудесный лес”, “Четвёртая картинка” В гости к бабушке», «Помогаем Золушке», «Волшебные палочки» «Веселая карусель».

Слайд 9

Цель этих игр учить детей некоторым способам обозначения: обозначать свойства разных геометрических фигур различными предметами (форма, величина, цвет), учить детей обозначать каждую фигуру, называть её признаки, пользуясь условным изображением, учить детей описывать (называть) геометрические фигуры с помощью принятых условных обозначений.

Слайд 10

« Математический коврик » Игра учит различать и называть геометрические фигуры, цвета; отчитывать определенное количество предметов по образцу; находить ошибку если количество предметов не соответствует числу, записанному цифры, стоящей рядом; находить предмет такой же формы. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, логического мышления, творческих способностей, пространственного воображения.

Слайд 11

Очень люблю применять в своей работе развивающие игры Никитиных, которые основаны на чудо-кубиках , содержащих в себе принцип «от простого к сложному», так как именно он должен был быть толчком к развитию ребенка. Такие игры способны развить не только память и внимание, но к тому же воображение и пространственные представления у детей. Они научатся быстро и легко находить закономерности и без труда научатся систематизировать и комбинировать любой материал. Абсолютно каждая игра с кубиками предоставит ребенку возможность подумать о ее возможном расширении и добавлении чего-то нового. Ребенок сможет сам увидеть резерв своих возможностей, благодаря вариативности игр и использованию игровых моментов. Кубики способствуют самосовершенствованию малышей.

Слайд 12

Дидактические игры, такие как “Задумай число”, “Составь табличку”, “Составь цифру”, “Кто первый назовет, которой игрушки не стало?” и многие другие используются в образовательной деятельности и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. При повторном проведении использовался различный материал: “Чудесное море”, “Чудесная поляна”, “Чудесный парк”. При выполнении заданий этой игры у детей развивалась речь, воображение, логическое Игровая форма обучения – ведущая в дошкольном воспитании, но не единственная. Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела программы воспитания в детском саду, распределяю материал по образовательной деятельности, соблюдая принцип последовательности от простого к сложному. Получаемые в образовательной деятельности знания и умения должны быть устойчивыми настолько, чтобы дети применяли их в играх, при выполнении режима. При выполнении программного материала растет и активность детей, что позволяет им успешнее справляться с поставленной задачей. Очень важно, чтобы организационная образовательная деятельность создавала у детей хорошее настроение, вызывала радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, добиться результата. Эта радость является залогом успешного развития детей дошкольного возраста и имеет большое значение для дальнейшего развития.

Слайд 13

Результативность опыта Результатом своей работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством дидактической игры явились позитивные сдвиги в умственной и интеллектуальной активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников. Значительно увеличился запас знаний детей. Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики. Которая осуществлялась через общение с детьми и родителями. Для его проведения использовала: методы диагностики (наблюдение, анкетирование, беседа). По результатам диагностики уровень усвоения знаний составил:

Слайд 14

Подводя итоги работы по данной проблеме можно отметить: дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы, с удовольствием занимаются, играют. В общении с друзьями используют дидактические игры. Растет интеллектуальная активность детей. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Полученные результаты подтверждают важность использования дидактической игры в интеллектуальном развитии старших дошкольников. Подводя итог выше сказанному, хочется особо подчеркнуть, что дидактическая игра вступает в роли стимулятора для развития интеллекта детей. Важно выбрать такие дидактические игры, которые развивали бы разнообразную умственную деятельность и развивали бы у ребенка именно то, что соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Источник