Умственное развитие ребенка м 1950
А.
Н. Леонтьев
Умственное развитие
ребенка как процесс
усвоения человеческого
опыта
Умственное
развитие ребенка качественно отличается
от онтогенетического развития поведения
животных. Это отличие определяется,
прежде всего, тем, что главным в
развитии ребенка является отсутствующий
у животных процесс усвоения или «присвоения»
опыта, который накоплен человечеством
на протяжении общественной истории.
В
отличие от животных у человека имеется
опыт еще одного рода. Это усваиваемый
им общественный, исторический опыт. Он
не совпадает ни с опытом видовым, биологически
наследуемым, ни с опытом индивидуальным,
с которым его часто неправильно смешивают.
Достижения
исторического развития людей закреплялись
и передавались от поколения к
поколению в особой форме, а именно
в форме экзотерической, внешней. Эта новая
форма накопления филогенетического (точнее,
общественно-исторического) опыта возникла
у человека в силу того, что специфическая
для него деятельность – это деятельность
продуктивная. Такова, прежде всего, основная
деятельность людей – их трудовая деятельность.
Впервые
всесторонний научный анализ этой деятельности
был дан К. Марксом. Деятельность
человека, осуществляющая процесс производства
(как материального, так и духовного),
запечатлевается в своем продукте;
то, что на полюсе человека проявлялось
в действии, в движении, то на полюсе продукта
превращается в неподвижное свойство.
Это превращение и представляет собой
процесс, в котором происходит «опредмечивание»
человеческих способностей – достижений
общественно-исторического развития вида.
В
каждом предмете, который создан человеком,
– от ручного орудия до современной
счетной электронной машины – воплощен
исторический опыт человечества и вместе
с тем воплощены те умственные
способности, которые в этом опыте
сформировались. То же и, может быть, еще
более ярко выступает в языке, в науке,
в произведениях искусства.
Итак,
в отличие от филогенетического
развития животных, достижения которых
закрепляются в форме изменения
самой их биологической организации,
в развитии их мозга, достижения исторического
развития людей закрепляются в тех материальных
предметах и в тех идеальных явлениях
(язык, наука), которые люди создают.
Более
сложным и вместе с тем гораздо
более важным для нас является
другой процесс – процесс усвоения,
или присвоения, отдельными индивидами
достижений духовного развития предшествующих
человеческих поколений, воплощенных
в созданных ими объективных предметах
и явлениях.
Ребенок
не приспосабливается к окружающему
его миру человеческих предметов
и явлений, а делает его своим, т. е. присваивает
его. Различие между процессом приспособления
в том смысле слова, в каком он употребляется
по отношению к животным, и процессом присвоения
состоит в следующем. Биологическое приспособление
– это процесс изменения видовых свойств
и способностей субъекта и его врожденного
поведения, который вызывается требованиями
среды. А процесс присвоения – это
процесс, который имеет своим результатом
воспроизведение индивидуумом исторически
сформировавшихся человеческих свойств,
способностей и способов поведения. Иначе
говоря, это процесс, благодаря которому
у ребенка происходит то, что у животных
достигается действием наследственности:
передача индивиду достижений развития
вида.
Возьмем
самый простой пример. В окружающем
мире ребенок встречается с фактом существования
языка, который представляет собой объективный
продукт деятельности предшествующих
человеческих поколений. В процессе своего
развития ребенок делает его своим языком.
А это значит, что у него формируются такие
специфически человеческие способности
и функции, как способность понимать речь
и способность говорить, такие функции,
как речевой слух и артикуляция. Эти способности
и функции не являются врожденными, а возникают
в онтогенезе. К жизни их вызывает, прежде
всего, факт существования в окружающем
ребенка мире самого языка. А наследственные,
биологические особенности ребенка составляют
лишь необходимые условия возможности
формирования этих способностей и функций.
Процесс
присвоения отдельными индивидами опыта,
накопленного людьми на протяжении истории
человеческого общества и воплощенного
в объективных продуктах их коллективной
деятельности, – процесс, который одновременно
является процессом формирования у него
человеческих способностей и функций
– это всегда активный процесс. Чтобы
овладеть предметом или явлением, нужно
активно осуществить деятельность, адекватную
той, которая воплощена в данном предмете
или явлении. Объективно эти действия
и операции воплощены, даны в предмете,
но для ребенка, субъективно, они только
заданы.
Приводит ребенка к тому, что у него развиваются
требуемые действия, способности и функции,
необходимые для их осуществления тот
факт, что его отношения к окружающему
миру опосредствованы его отношением
к людям, что он вступает в практическое
и речевое общение с ними.
Итак,
сказанное может быть резюмировано
в следующих положениях.
Главный
процесс, который характеризует психическое
развитие ребенка – это специфический
процесс усвоения, или присвоения, им достижений
развития предшествующих поколений людей,
которые в отличие от достижений филогенетического
развития животных не фиксируются морфологически
и не передаются путем наследственности.
Этот
процесс осуществляется в деятельности
ребенка по отношению к предметам
и явлениям окружающего мира, в
которых воплощены эти достижения человечества.
Такая деятельность, однако, не может сформироваться
у ребенка сама собой, она формируется
в практическом и речевом общении с окружающими
людьми, в совместной деятельности с ними;
когда цель такой деятельности специально
состоит в том, чтобы передать ребенку
определенные знания, умения и навыки,
то мы говорим, что ребенок учится, а взрослый
учит.
Иногда,
кажется, что в этом процессе ребенок лишь
приводит в действие свойственные ему
от природы способности и психические
функции, что от них и зависит успех. Но
это не так. Его человеческие способности
формируются в самом этом процессе. Это
положение и составляет содержание второго
принципа, характеризующего умственное
развитие ребенка.
Источник
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Умственное развитие ребенка : из цикла лекций по педагогике для родителей : стеногр. публ. лекции, прочит. в Центр. лектории О-ва в Москве / А.Н. Леонтьев
М. : Правда
Место издания
О произведении
Библиотека
Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И.Молчанова-Сибирского
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале.
Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
Вопрос влияния различных видов двигательной активности на психическое развитие человека давно привлекал внимание и изучался учеными с целью целостного познания человека в единстве физического и умственного развития.
Физиолог И.М. Сеченов связывал двигательные функции человека с функциями высших отделов центральной нервной системы. Он отмечал: «…Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».
Биолог и педагог П.Ф.Лесгафт в психологических исследованиях доказал, что в процессе освоения физических упражнений ребенок учится не только управлять движениями, но и также учится анализировать возникающие ощущения и впечатления. Ученый рассматривал физические упражнения не только как средство физического, но и интеллектуального и нравственного развития человека. Физическое и психическое развитие взаимосвязаны между собой в общем процессе развития личности с самого периода рождения ребенка.
Современные психологические исследования также отмечают, что разнообразные двигательные упражнения обеспечивают единство физического и умственного развития ребенка (Голощекина МП., Валлон А., Агеевец В.У., Венгер JI.A., Карпов Ю.В., и др.).
В современной детской психологии используется такое понятие, как психомоторика, поясняющее как «объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями». Т.е. под психомоторикой понимается реализация психической деятельности через двигательную активность, что является особенностью развития ребенка в дошкольный период жизни.
Согласно данным науки психофизиологии двигательная активность с раннего возраста идет в параллели с развитием высших психических функций человека.
Движение является высокоэффективным возбудителем внимания, двигательными компонентами которого являются глазодвигательная активность. При осуществлении простейших действий с помощью зрения, осязания и других анализаторов ребенок вынужден учитывать характеристики используемых предметов (размер, форму, местоположение), ориентируя на них свои действия и регулируя свои мышечные усилия.
В то же время сенсорные системы, в первую очередь, зрение, оказывают значительное влияние на развитие двигательной сферы ребенка. Навыки сосредоточение глаз на предмете и слежение за движущимися предметами развиваются раньше двигательной активности по направлению к этим объектам. Дальнейшее же развитие двигательной сферы происходит с участие и контролем сенсорных систем. Осуществление двигательных функций является основой для развития представлений ребенка о времени и пространстве. Например, М.М. Кольцова отмечает, что представление порядка может возникнуть только на основании понимания последовательности действий, совершаемых ребенком.
В процессе онтогенетического развития головного мозга человека происходит усиление межполушарного взаимодействия, которое обусловлено ускорением процесса миелинизации нервных волокон мозолистого тела. У маленьких детей этому процессу содействует бимануальная координация, т.е. целенаправленные и сочетаемые движения двумя руками. А такое двигательное движение, как ползание, помимо стимуляции моторных зон коры головного мозга, также способствует улучшению межполушарного взаимодействия. Согласованные движения перекрестных рук и ног (левая рука – правая нога), регулируемые противоположными полушариями мозга, способствуют развитию ассоциативных связей и создают условия для большего раскрытия потенциала мозга. При освоении данного движения у ребенка появляется потребность использовать одновременно оба глаза, и он начинает их сводить.
Ползание ребенка позволяет также развивать и тактильную чувствительность. Благодаря информации от проприорецепторов, которые сообщают о расположении частей тела человека относительно друг друга, у ребенка создается пространственное представление о своем теле, получившее название схемы тела. Именно на этапе ползания закладывается навык ориентации в пространстве, и формируются предпосылки для овладения грамматикой родного языка.
Клинический психолог Е.С. Лебедева отмечает, что при недостаточно развитой координации движений, работы каждого полушария и межполушарного взаимодействия, у ребенка в школе возможны проблемы при письме: он пишет буквы в зеркальном отражении, имеет плохой подчерк и гряз в тетрадках. Таким образом, если пропустить данный этап физического развития, также будет пропущен важный этап развития мозга человека.
Проведенные исследования О.В.Фроловой на тему становления движений у нормальных детей и детей с аномальным развитием доказывают важность условий, в которых растет и развивает двигательную активность ребенок. Важными факторами для становления произвольных движений в дошкольном возрасте является игра и словесное сопровождение движения. Только в процессе игры движение может стать полноценным, а слово помогает упорядочить, сконструировать и организовать само движение. Авторы делают вывод о том, что для детей с аномальным развитием движение ведет за собой значительное расширение их возможностей, а также возникновение и развитие игры.
Психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец считают, что личность развивается в процессе деятельности, а для ребенка ведущей деятельностью является игра. Игровая деятельность выражается в таких движениях, как манипуляция игрушками, во взаимодействии с окружающими взрослыми, детьми и предметами. Чем разнообразнее выполняемое движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка.
М.М.Кольцова, Е.А. Аркин и другие отмечают тесную взаимосвязь между двигательной и эмоциональной сферами, подчеркивая, что вызываемые движениями ощущения являются для ребенка ценными. Каждое исполненное движение, связанное с вставанием, ползанием, ходьбой и другие, вызывает у ребенка яркие эмоциональные реакции. В связи с эти потребность ребенка в двигательной активности рассматривается в качестве одной из основных и жизненно важных потребностей. При отсутствии необходимых условий для развития двигательной сферы у ребенка возникает эмоциональная вялость. М.М. Кольцова отмечает, что дефицит движения провоцирует формирование стереотипных движений (например, сосание пальцев, раскачивание тела вперед назад), которые в короткий промежуток времени становятся автоматическими, и которые сложно поддаются корректировке.
На развитие центральной нервной системы оказывают влияние афферентные импульсы от проприорецепторов, которые возникают при сокращении скелетных мышц. Например, на формирование моторной речи оказывают влияние движения пальцев рук: голосовые реакции детей 10-13 месяцев развиваются более совершенно при тренировке конкретных движений. При этом влияние проприоцептивных импульсов с мышц рук на созревание коры больших полушарий существенно только в детском возрасте, т.к. именно в данный период идет формирование речевой моторной зоны мозга.
В течение первых лет жизни ребенка формируется как понимание речи окружающих людей, так и собственная активная речь. При этом учеными, изучающими деятельность мозга и психику детей, выявлена взаимосвязь между развитием движения рук и речи.
В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи в большинстве случаев имеется при частичном недоразвитии моторики. А.В. Запорожец и др. ученые указывали, что произвольные движения формируются у ребенка при участии речи. Е.М. Мастюкова выявила корреляционную зависимость между динамикой развития моторики и речи у детей с церебральной патологией на всех этапах развития детей. По результатам электрофизиологическое исследование Т.П. Хризманом и М.И. Звонаревой было выявлено, что при выполнении ребенком ритмических движений пальцами значительно усиливается согласованная деятельность височных и лобных отделов мозга.
Исследования М.М.Кольцовой доказали, что пальцы рук имеют свое представительство в коре больших полушарий мозга человека. Она отмечает, что речевая реакция напрямую зависит от тренированности пальцев. Эти данные также подтверждаются закономерностями, обнаруженными американским ученым В.Пенфилдом: каждый участок двигательной коры связан с определенной частью тела, и области двигательной коры больше по площади у тех частей тела, которые выполняют более разнообразные функции. В его Карте двигательных и сенсорных зон коры головного мозга человека видно, что наиболее обширными являются зоны, управляющие мышцами кисти рук и мимическими мышцами.
В случае же функциональных или органических нарушений в отделах речевого аппарата возникают различные трудности в моторной деятельности, которые в дошкольном периоде препятствуют процессу обучения речи, а в дальнейшем приводят к различным ее расстройствам.
Таким образом, рассмотрев вопрос влияния двигательной активности человека на развитие высших психических функций, можно сделать следующие выводы.
Многие исследования и мнения ученых подтверждают единство физического и умственного развития на базе формирования двигательной активности с раннего возраста. Выше было рассмотрено, каким образом двигательные функции ребенка обеспечивают формирование различных видов восприятия. Важным моментом является своевременное освоение такого двигательного акта, как ползание, поскольку оно стимулирует развитие моторных зон коры головного мозга и способствует улучшению межполушарного взаимодействия. Это, в свою очередь, закладывает навык ориентации в пространстве, и формируются предпосылки для овладения грамматикой родного языка. Было также отмечено, что чем разнообразнее выполняемое движение, тем больше информации поступает в мозг, и тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что двигательная активность является одним их существенных факторов, оказывающих влияние на развитие высших психических функций ребенка.
Психолог Зульфия Габдрахманова
(с) Габдрахманова З. Ш.
Источник