Умственное развитие ребенка дошкольного возраста выготский

Умственное развитие ребенка дошкольного возраста выготский thumbnail

Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста.

В исследованиях ученых Л.А. Венгера [2], Л.С. Выготского [5], И.Я. Каплунович , Ж. Пиаж , Г.А. Урунтаевой , дошкольный возраст определяется как период, оптимальный для развития мышления ребенка, формирования его познавательной активности. По мнению Л.С. Выготского в дошкольном возрасте мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер [4].

В дошкольном возрасте дети учится воспринимать информацию, думать, говорить, а также начинают овладевать различными способами взаимодействия с предметами, усваивает определённые правила и начинает управлять своим поведением. Развитие мышления происходит при активном овладении ребёнком деятельностью, как практической, так и познавательной, которые имеют социальное происхождение.

По мнению Л.С. Выготского, основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними [4]. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности – познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Экспериментальные исследования и наблюдения в области возрастной и педагогической психологии позволяют охарактеризовать некоторые особенности развития мышления в дошкольном возрасте.

Наглядно-действенное мышлениеразвивается, начиная с конца 1 года до 3х лет. Это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Как пишут С.В. Велиева, А.В. Степанова, решение задачи осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств [1]. На начальной стадии развития ребенка такое манипулирование происходит спонтанно и неосмысленно. Он соотносит друг с другом те или иные предметы или части предметов, которые воспринимает в данный момент как наглядно, так и при помощи действий. Собирание пирамидок, складывание кубиков есть не что иное, как процесс постижения мира предметов в наглядно-действенной форме, процесс развития наглядно-действенного вида мышления. Далее характер действий начинает приобретать осмысленность и определяется уже качествами предмета, с которым взаимодействует ребенок. К 3 годам дошкольники проделывают более сложные манипуляции, тем самым постигая в непосредственных действиях и более сложные способы сочленения деталей и предметов [1].

Наглядно-образное мышлениеразвивается у детей в возрасте 4-6 лет. Л.С. Выготский пишет о том, что связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше [4]. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не обязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле), хотя широко используют слова (но слова играют еще роль обозначения предметов, а не как отражение существенных свойств предметов). Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, – считает В.С. Мухина. Показателями наглядно-образного мышления являются: способность воссоздавать зрительный образ по представлению, группировка предметов по образцу, пространственно-временная ориентировка.

В своем исследовании Ж. Пиаже пишет о том, что в старшем дошкольном возрасте преобладает действенная форма мыслительной деятельности, но в мыслительном процессе происходят заметные изменения, в отличие от раннего дошкольного возраста. Круг мыслительных задач расширяется в этом возрасте особенно быстро. Дети старшего дошкольного возраста все более самостоятельно выбирают и применяют различные способы и приемы решения стоящих перед ними практических задач. Получение знаний является обязательным условием мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Усвоение знаний происходит в результате мыслительной деятельности, представляет собой решение мыслительных задач. Ребенок не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительных операций, направленных на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мыслительного процесса и используется в мыслительных действиях ребенка для решения последующих задач.

Читайте также:  Форма выписки история развития ребенка

Согласно исследованиям, проведенным В.С. Мухиной, основу развития мыслительной деятельности составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как их может использовать. По мнению автора, процесс развития мышления в старшем дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление совершенствуется, переходя на более высокий уровень, который, по мнению Л.С. Выготского, характеризуется следующими закономерностями:

действенному решению задачи предшествует мысленное ее решение, данное в словесной форме. В связи с этим изменяется и сущность выполняемых ребенком действий, которые становятся исполнительными, т.к. поставленная задача решается в уме, то есть словесным путем, до начала действия;

в соответствии с происходящими изменениями изменяется и сущность мыслительного процесса, который из действенного становится словесным, планирующим, критическим;

действенная форма мышления не отбрасывается, но остается в резерве, и при столкновении с новыми умственными задачами ребенок вновь прибегает к действенному способу их решения [5].

Вышеназванные изменения в процессе мышления детей старшего дошкольного возраста обусловлены: расширяющейся практикой ребенка, все более полно и многообразно усваивающего опыт взрослых; нарастающими в соответствии с возможностями потребностями ребенка, побуждающими его к постановке и решению новых, все более разнообразных и сложных задач; возрастающим значением речи.

Как отмечает А.А, Люблинская, развитие лексико-грамматического строя речи позволяет детям старшего дошкольного возраста не только осмыслить саму задачу, но и осознать способы ее решения . Включаясь в практическую деятельность ребенка, речь, даже сначала только слышимая, как бы изнутри перестраивает процесс его мыслительной деятельности, превращая практическое действие в сложное по структуре умственное действие. Такое умственное действие развертывается на уровне обобщенных знаний и осуществляется путем использования все более обобщенных способов оперирования ими. Взаимосвязь речевого и умственного аспектов развития, овладение родным языком в дошкольном детстве отражено в теории речевого развития. Развитие мышления совершается в двух планах – в вербальном и невербальном, непосредственно в действенном плане и в плане речевом. Оба эти плана взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в действенном плане, все более разумное оперирование вещами является и предпосылкой и результатомсловесно-логического мышления, способствующего формированию разумной практической деятельности ребенка.

Словесно-логическое мышление возникает не сразу. По мнению Л.С. Выготского, начальные формы мышления дошкольника — наглядно-действенное и наглядно-образное, взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности, осуществляющейся на базе лексических, грамматических и других речевых средств [5]. Таким образом, предпосылки словесно-логического мышления определяет общую стратегию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Словесно-логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации посредством языка и речи. Ребенок выполняет действия со знаками по фиксированным правилам (математические операции, логические рассуждения и т.п.). Суть этих действий заключается в выделении и соотнесении существенных параметров объекта. По мнению А.А. Люблинской, особенностью словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста является искание и установление самых разнообразных связей, существующих в действительности между разными сторонами одного явления и между различными явлениями окружающего мира . Связи всегда обозначены определенными словами. Так, если ребенок хочет найти причину, то спрашивает: почему?, когда хочет установить связи цели – для чего? зачем? К каждой группе слов задается вопрос в определенной форме, а отвечая, пользуемся определенными словами.

Становление словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста проходит в несколько этапов. На первом ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается ими при решении задач, а на втором этапе познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений.

Таким образом, на этапе завершения дошкольного образования к моменту поступления ребенка в школу у ребенка сформировано наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, являющееся базисным образованием для развития словесно-логического мышления, составляющего основу успешного обучения в школе.

Читайте также:  Коммуникативное развитие ребенка в под гр

Наглядно-образное мышление является основным видом детей старшего дошкольного возраста, которые постепенно овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям и обобщениям. Практическое владение законами грамматики, сложившееся к старшему дошкольному возрасте, «чувство языка» позволяют детям грамматически правильно оформлять разнообразные суждения, выражая достаточно сложные отношения между предметами, явлениями; например, причинно-следственные, условные, целевые. Предпосылками развития словесно-логического мышления является овладение детьми старшего дошкольного возраста операциями словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

Рудакова Виктория Алексеевна воспитатель МБДОУ 17 «Родничок» Кемеровская область, город Мыски.

Список используемой литературы

Велиева, С. В., Степанова, А. В.Специфика развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет // Культурологический подход в дошкольном образовании: психолого-педагогический аспект [Текст] / отв. редактор Т. Н. Семенова. – Москва, 2016.- С. 90-92.

Венгер, Л. А. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер. – Москва : Просвещение, 2006. – 248 с.

Венгер, Л. А., Дьяченко, О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – Москва : Просвещение, 1999. – 268с.

Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1999.- 350 с.

Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. – Москва : Изд-во АПН, 1960. – 92 с.

Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. – учебное пособие для вузов. – Москва : Университет, 1999. – 332 с.

Запорожец, А. В. Избранные психологические исследования [Текст] / А.В. Запорожец. – Москва : Наука, 1986. – С. 56.

Источник

Фамилия ,имя ,отчество педагога :Гуляева Оксана Николаевна- воспитатель высшей категории, «Отличник РС(Я)»

Место работы: МБДОУ «Детский сад «Кэскил» с.Туора-Кюель МР «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)»

Научная теория Л.С.Выготского и ее применение в современном дошкольном образовании.

Научная школа, созданная Л.С. Выготским, основывается на таких положениях, как:
– личность в своей основе имеет социальную и историческую природу;
– развитие личности происходит целостно;
– культурное развитие личности заключается в присвоении общественно выработанных форм поведения посредством речевых знаков;
– для понимания природы психического развития личности необходимо выйти за рамки индивидуального и обратиться к истории человеческой культуры и искусства;
– обучение ребенка должно быть построено таким образом, чтобы оно вело за собой развитие.

Попытаемся рассмотреть эти понятия применительно к системе современного образования ,в частности дошкольного. С самого рождения ребенок начинает учиться – выражать свои эмоции и желания; затем ходить, говорить. В основе научной школы Л.С. Выготского лежат идеи культурно-исторической теории развития. Это концепция психического развития человека, которая была разработана в 20-30 гг. ХХ века при участии таких известных ученых как А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия. По мнению Л.С. Выготского, человек – существо прежде всего социальное. Личность есть понятие социальное. Личность возникает в результате культурного развития. Если говорить о современном образовании, то очень важно, какой взрослый (педагог, родители) оказывается рядом с ребенком в момент “вхождения” маленького человека во взрослый мир, “в культуру”.Развитие психических функций заключается в следующем: каждая функция, заложенная генетически, с течением времени преобразуется в высшую психическую функцию: формируется память, мышление, воображение, произвольность и т.д. Все это формируется во взаимодействии ребенка со взрослым в дошкольном возрасте. В настоящее время данная теория весьма актуальна. В нашем обществе происходят изменения относительно функций образования, профессионального статуса педагога. Возрастает необходимость в развитии личности обучающихся. Обучение и развитие направлено на качественное изменение человека, на развитие его способности к самореализации, способности адаптироваться к стремительно меняющемуся миру. В дошкольном возрасте это развитие набирает бешеные темпы. Своеобразным орудием такого развития, по мнению Л.С. Выготского, является слово (знак).Здесь необходимо сказать еще об одной идее, выдвинутой великим ученым Л.С. Выготским. Это теория “О зоне ближайшего развития”, которая основана на двух понятиях – зоне актуального и зоне ближайшего развития. Зона актуального развития или действия – наличный уровень подготовленности учащегося, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить самостоятельно без помощи взрослого. Зона ближайшего развития характеризует процесс взаимосвязи между развитием и обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности, он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Читайте также:  Упражнения для развития логического мышления ребенка

Именно в таком ключе должны работать сегодня педагоги современного образования, начиная с раннего возраста в дошкольном учреждении. Такое обучение ведет к формированию в будущем личности, успешной в разных видах деятельности; личности, способной на повышение квалификации с учетом своих интересов и потребностей.

И наоборот, полагал Л.С. Выготский, если взаимодействие осуществляется относительно того содержания, которое ребенок уже освоил, развития не происходит. Современный педагог обязательно должен помнить об этом. Да, в зоне актуального развития работать проще. Но наша задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с детьми.Источник развития, по Л.С. Выготскому, находится вне ребенка, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве Первое условие связано с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор развития). Сохранность биологической (натуральной) основы обеспечивает возможность развиваться в соответствии с возрастом. Но этого не достаточно, необходимо второе условие – благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальныйфактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития (то есть общения со взрослыми и сверстниками), а также для развития всех видом деятельности. Третье условие необходимое для нормального развития – активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, коммуникативная. В нашем «педагогическом багаже» пока мало разнообразных образовательных форм совместной деятельности взрослого с детьми, которые бы соответствовали современному дошкольному образованию, были интересны дошкольникам. Чем больше в «багаже» педагога будет разнообразных современных форм работ с детьми, тем ярче, богаче и насыщеннее становится жизнь дошколят. Результатом моего поиска стала тематическая папка или лэпбук. Придерживаясь принципами Л.С.Выготского принципами индивидуализации ребенка , я выбрала для себяэту форму работы,начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети.Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО предметно-развивающей среде. В группе мною созданы лэпбуки по теме: «Лето», « Профессии», «Дикие животные Якутии» , «Детский сад».Дети тоже принимали участие .Вырезали картинки ,клеили кармашки. Лэпбук применяю, как и индивидуальной работе с детьми,так и в групповой работе. При использовании лэпбука в работе у детей развивается речь ,логическое мышление и суждение ,дети учатся анализировать и рассуждать. Лэпбук -это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания в детском саду , это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых знаний. Ведь как много может дать ребенку дошкольный возраст, его детские годы! И наша обязанность – помочь своим подопечным прожить этот период полноценно и ярко. Думая об этом, мы вспоминаем слова Л.С. Выготского: “Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой”. Такое обучение было названо развивающим. Идея его стала популярной во многих странах. И не будем забывать, что все эти гениальные идеи были сформулированы Л.С. Выготским в двадцатые годы прошлого века. В настоящее время, они весьма актуальны. Это мощный инструмент для новых психологических исследований и развития наших детей.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Выготский Л. С. Психология. – М., 2002.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Психология. – М., 2002.

3. Психологический словарь, 2000.

Источник