Умственное развитие ребенка беседа с родителями

Умственное развитие и умственное воспитание старших дошкольников.

 В старшем дошкольном возрасте проявляются свои особенности умственных способностей. В данном возрасте происходит быстрый рост всех познавательных процессов, мышление играет важную роль в освоении ребенком окружающего пространства. Дошкольник проникается любознательностью, пытается ставить доступные его возрасту познавательные цели и задачи, охотно решает их путем различных исследований и экспериментов. Старший дошкольник учится рассуждать более логично. Бывает очень забавно слушать малыша, который приходит к своим умозаключениям, делает интересные логические выводы. От причины к следствию Замечено, что трехлетние малыши в состоянии найти причину явления. Если игрушка упала и сломалась, ребенок уже может сказать, почему это произошло. Но сказать о следствии явления могут более старшие дети. Перед поступлением в школу дошкольники умеют делать выводы наперед, ведь в этом возрасте развиваются особенности всех видов мышления, логические процессы мышления развиваются наиболее интенсивно. В старшем дошкольном возрасте развитие умственных способностей идет наиболее высокими темпами. Сейчас нужно больше беседовать с детьми, давать знания, развивать все стороны детской личности, ибо в более старшем возрасте дети становятся менее восприимчивы к личностному формированию. Умственное воспитание, задачи его развития у старших дошкольников Многие думают, что вложив багаж знаний в маленькую головку, умственное воспитание ребенка можно считать полностью реализованным. Осмелюсь отметить, что эти люди не правы. О задачах умственного воспитания старших дошкольников хорошо сказано в “Программе воспитания в детском саду”. Там мы видим следующие задачи: формирование первичных представлений детей о явлениях, происходящих или находящихся вокруг, становление и развитие основных психических процессов, к которым относим мышление, память, внимание и другие, развитие интеллектуальных сторон личности дошкольника, воспитание у детей самых первых приемов в осуществлении умственной деятельности. Коротко остановимся на каждой из задач. Каждый день для ребенка – старшего дошкольника – это встреча с новым жизненным фактом, явлением. Но приобрести знания ребенок может только под непосредственным руководством взрослого. Встречаясь с чем-то незнакомым, у ребенка появляются вопросы, но ответы без взрослого он найти не сможет. Конечно, в некоторых случаях, наблюдая за определенного рода явлениями, ребенок приобретает опыт познания, но это свойственно не всем детям. Выше мы уже говорили о типах детей, которые не способны сосредотачиваться на чем-либо в силу своего темперамента или вида умственного развития. Вот тут и состоит роль воспитателя в формировании у детишек первичных представлений об окружающем. Разъясняя и объясняя, а в большинстве случаев, демонстрируя на наглядных материалах, взрослый знакомит малыша с окружающим миром. Приобретение знаний об окружающей действительности осуществляется через средства становления психических процессов, в чем и состоит вторая задача умственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста. Необходимо уделять внимание развитию ощущений и восприятия, памяти и мышления, воображения и речи. Познав окружающее через психические процессы у ребенка идет умственное воспитание и интенсивный рост уровня интеллектуальных умений и навыков. Дошкольник научается обследовать предметы, выделять существенные и несущественные признаки, сравнивает и различает. Это еще называют логические мыслительные процессы, к которым также относят анализ и обобщение. Данные умения и навыки способствуют успешному и эффективному овладению знаниями. Основными приемами для развития умственной деятельности выделяют организацию собственного опыта ребенка. Это осуществляется через представление наглядных материалов. Используют возможности наблюдения и экспериментирования. Особенно детям интересны эксперименты с природными явлениями . Когда налив в стакан воду и поместив ее в морозильную камеру, на другой день ребенок видит, что в стакане что-то твердое. А если стакан поместить в теплую воду, то это твердое выпадает из стакана в виде второго стакана, то ребенок с удовольствием познает, что происходит с жидкостью при помещении ее в холодную среду. Такие опыты очень полезны для детей. Посредством чего осуществляется умственное развитие ребенка? Игру часто называют практикой развития. Ей же принадлежит и важная роль в воспитании старшего дошкольника. В игровой деятельности возможно формирование основных психических процессов, от которых зависит очень многое, если не все. Когда дети играют, они много общаются, и в этом время хорошо развивается речевая активность. Придумывая сюжет игры, формируется воображение. И это способствует дальнейшему перенесению игровых умозаключений в бытовые ситуации ребенка. В игровых ситуациях мышление формируется через обобщение различных образов и явлений. Игровые предметы – заместители помогают ребенку оперировать в пространстве, а это приводит к становлению логики, умственных возможностей малыша. Мы видим, как ребенок играет, но не видим, как в это время идет умственное развитие, развиваются психические процессы, появляются умственные наклонности. Обучение ребенка эффективнее всего осуществляется исключительно в той деятельности, которая для него ближе всего. А у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Логично заключить, что именно в этой деятельности мы и получим лучшие результаты в умственном развитии старшего дошкольника.

Источник

Беседа с родителями «Развитие логического мышления у детей»

Уважаемые родители, тема нашей беседы сегодня развитие логического мышления у детей. А кто из вас занимается дома с детьми? Кто, больше занимается? Чем именно? Какие книги используют, откуда берут задания? (Родители высказываются: покупают книжки-ребусы, игралочки, раскраски по логическому мышлению, по занимательной математике.) Одобряю, хвалю, подробней расспрашиваю родителей.
А сегодня хотелось бы поговорить с вами вот на какую тему: «Развитие логического мышления у детей». Наверное, каждый из вас задавался вопросом зачем нужна логика ребенку?
Логическое мышление – залог успеха. Логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления.
Как показывают последние исследования детских психологов, в развитии логического мышления у детей есть постепенный переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. И вам, родителям отводится важная роль научить малыша-дошкольника свободно пользоваться анализом, сравнением, обобщением, классификацией предметов и явлений. Простыми словами, дети с помощью нас взрослых, через игровые занятия обучаются простейшим логическим операциям. Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
От чего зависит логическое мышление? Оно зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях.
Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем распоряжении.
И это не природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Логика – это рассуждение. Логическое мышление – способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно?
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий “подвох” и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОУ. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала.
Логические задачи.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?
5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
Логические игры.
Назови одним словом
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их, одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт – …, птицы – …
Классификация
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
Найди лишнее слово
Детям предлагается четыре картинки или произносится вслух четыре слова, из которых только три можно объединить по общему признаку – форме, цвету, значению. Ребенок называет лишнее слово и объясняет почему он так считает.
Варианты картинок или слов:
Яблоко, слива, огурец, груша (лишнее слово огурец, потому что это овощ, а остальные слова обозначают фрукты).
Молоко, творог, сметана, хлеб
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
Платье, свитер, шапка, рубашка
Береза, дуб, сосна, земляника
Воробей, синица, стрекоза, ворона
Дуб, колокольчик, береза, рябина
Мяч, карандаши, кукла, машинка
«Аналогии»
Ребенку предлагается подобрать слово, аналогично первой паре слов
Варианты слов:
Ложка – кушать, а нож- ….
Пила – пилить, а топор – ….
Тетрадь – писать, а книга – ….
Игла – шить, ножницы – ….
Кровать – спать, стул – ……
Можно разнообразить игру и предложить ребенку исправить ошибку.
«Исправь ошибку»
Муха – ползает, змея – летает.
Пироги – варят, суп – пекут.
Собака мяукает, а кошка лает.
Лицо чистят, а зубы умывают.
Врач – учит, учитель – лечит.
Певица танцует, а балерина – поет.
Ночью светло, а днем темно.
Стимуляция логического мышления с помощью вопросов «Сколько?», «Где?» «Когда?»
«СКОЛЬКО?»
1. Сколько у тебя глаз, ушей, носов, пальцев на правой или левой руке, ноге?
2. Сколько времен года?
3. Сколько дней в неделе?
4. Сколько цветов в радуге?
5. Сколько месяцев в году?
Сколько рогов у коровы?
6. Сколько планет вращается вокруг Солнца?
7. Сколько ножек у стула?
8. Сколько звезд на небе?
Вопрос «ГДЕ?»
1. Где продают лекарства?
2. Где растут фрукты?
3. Где люди могут плавать зимой?
4. Где берут книги для чтения?
5. Где пекут хлеб?
6. Где смотрят спектакли?
7. Где ремонтируют часы?
8. Где люди подстригаются?
9. Где оставляют автомобили, когда ими не пользуются?
Вопрос «КОГДА?»
1. Когда на деревьях появляются листочки?
2. Когда небо темное?
3. Когда люди ужинают?
4. Когда светит Солнце?
5. Когда начинает таять снег?
6. Когда люди завтракают?
7. Когда в доме включают свет?
8. Когда убирают урожай?
Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
Сравнение предметов (понятий)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: “Ты видел муху? А бабочку?”. После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: “Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?”
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера – иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: “Ку-ка-ре-ку!” – и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу – гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю – сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду – и уплыла.

На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.
Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.
Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи- фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.
Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.
Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития детей.
Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время, можно тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада домой. Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени.
Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения. Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности. Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Для ребенка умение мыслить логически включает в себя именно способность анализировать предметы, сравнивать и обобщать их, подвергать классификации и выстраивать систематизированные по определенным признакам ряды предметов. Ежедневно к ребенку через органы чувств поступает огромное количество информации. Взрослые с младенчества учат детей узнавать предметы, понимать различные явления и процессы. Все эти виды деятельности мозг может производить только путем последовательных логических операций. Для того, чтобы достичь хороших результатов, мы с вами совместно должны поработать над этим вопросом. (даю рекомендации родителям какой материал (упражнения, игры, иллюстративный материал, карточки-задания можно использовать в работе с детьми дома) – разработаны на каждого родителя. Предлагая малышу поиграть, вы показывайте и рассказывайте, как действовать с той или другой игрушкой, что можно проделать с тем или иным предметом. Повторяя за нами и исследуя все вокруг себя, малыш учится сравнивать предметы, выделять у них схожие признаки, узнавать предметы одной группы, делать определенные выводы и выполнять самые простые логические задания. Эти знания очень пригодятся и в школе, где потребуется самостоятельно искать закономерности явлений, делать правильные выводы, и во взрослой жизни, чтобы не теряться в сложных нестандартных ситуациях. Очень условно можно выделить три этапа в развитии логического мышления у детей: задания с предметами, задания с картинками, устные задания. При решении логической задачи мозг совершает последовательно такие задачи: анализ, вывод, заключение. Вы должны помнить об этом и, занимаясь с ребенком, в обязательном порядке проговаривать свои мысли и комментировать все свои действия. Потому что очень важно объяснять малышам, почему при этой поставленной задаче вы сделали именно такой вывод, а не другой, приняли такое решение, а не другое.
Рекомендую литературу (где можно почитать и найти). В наше время есть в
книжных магазинах очень много занимательных и интересных книг, логических заданий и игр. Приобретите их пожалуйста для ваших детей, эти книги пригодятся для развития математической подготовки.
Спасибо за ваше внимание и за совместную работу.

Источник