Умственное развитие готовности ребенка к школьному обучению
«Умственная и психологическая готовность ребенка к обучению в школе».
Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Подготовить старших дошкольников к обучению в школе – одна из главных задач воспитателей, психологов и родителей. Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать и писать, оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги и родители. Даже если ребенок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей восьми лет, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти. Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижения определенного уровня физической зрелости. Зачастую в школу приходят дети, не готовые к понимаю организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, сложно представляют их социальные роли, не знают, когда с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться – учителя или соседа по парте.
Таким детям не просто найти свое место в коллективе, включиться в учебный процесс. При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача в каком-то деле надолго приводит у ощущению своей неполноценности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего резко снижается. Поглощенные своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению. Социально компетентный ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего ни кого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру.
Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их причину. Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а тихо подойдет к воспитателю и попросит.
Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», замедленным «мямликам», застенчивым «нелюдимам», юным «агрессорам». Они требуют особого внимания при подготовке к школе, и процессе обучения в первом, втором классе. Такие дети вряд ли смогут сами готовить уроки, им обязательно потребуется помощь родителей. Если же малыша, еще не готово психологически к обучению в школе, родители все-таки отдают в лицей или гимназию, то необходимо сделать все необходимое для обеспечения щадящего режима.
В целом же, независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.
Источник
В общем уровне умственного развития ребенка, владении умениями и навыками, необходимыми для изучения предусмотренных образовательными программами предметов, оказывается интеллектуальная готовность к обучению в в школе. При оценке умственной готовности ребенка к школе учитывают ее общую осведомленность с окружающим миром, мировоззрение, уровень развития познавательной деятельности и познавательных процессов; наявнис во предпосылок для формирования учебных умений и учебной деятельности в целомм.
Знания об окружающем мире, мировоззренческие представления ребенка проявляются в том, что она знает о себе и свое ближайшее окружение: семью, свою улицу, село, город, людей, их труд, обычаи, праздники, явления п природы. Важным показателем умственного развития ребенка является системность знаний и представленийь.
Уровень осведомленности, мировоззренческие представления дошкольника лучше выяснить в условиях беседы. В ней, как правило, используют вопрос о домашний адрес, имя и фамилию ребенка; как зовут папу, маму, ба абусю, дедушки, где и кем они работают, какие, кроме родного, она знает города, в какой стране живет; как называются дни недели, времена года, месяцы, которых диких и домашних животных она может назвать; откуда берет ться зерно, муку, из чего пекут хлеб, шьют одежду, изготавливают мебель, какие у нее любимые сказки, книги, игры и т.п.. Одни дети на эти вопросы отвечают интересно и содержательно, другие даже не знают дома шньои адреса, названия родного городата.
За ответами дошкольников можно сделать выводы об умственной готовности, умственные возможности, индивидуальный и групповой уровень осведомленности, роль родителей в формировании общего развития и направлен ности ребенка, над чем необходимо работать педагогам. Результаты диагностической беседы свидетельствуют о кругозор, ориентацию детей в окружающем мире. Зачастую они дают основания для таких выводовв:
1) у ребенка четкие, содержательные представления, она свободно и правильно их выражает;
2) ребенок имеет некоторые представления, но выражает их достаточно бедно;
3) у ребенка обедненный запас представлений (фрагментарные, несвязанные), ему трудно выражать
Уровень развития познавательной деятельности можно определить и с помощью системы индивидуальных заданий. Для выяснения развития восприятия, наблюдательности используют наборы предметов, отличающихся я по длине (полоски), высотой (брусочки), шириной (ленты), цветом планы и схемы для конструирования (задание на правильное расположение мебели в комнате, составления картины из частиц, нахождение выхода в лабиринте) и ин.
О развитии связной речи детей можно сделать обоснованный вывод на основании анализа их ответов во время беседы или перевода сказки, рассказы (перед тем их следует отчетливо, спокойно прочи итаты ребенку). Когда ребенок рассказывает стихотворение, сказку, важно обратить внимание и на интонационную выразительность, образность его речи. Для диагностирования склонности к языковой творчества малыша предлагают придумать ты рассказ, сказку по определенной теме (названием); закончить начатое рассказы; придумать начало ситуации; составить загадку про определенный предмет т.п.. В разговоре с ребенком на основании выполнения им специа ьних упражнений выявляют и качество произнесения им звуков, развитие навыков для овладения родным языком, чтением, письмоммом.
В адресованных воспитателям дошкольных учреждений изданиях есть задача, которыми можно воспользоваться для выяснения уровня развития памяти, мышления, воображения
О наличии психологических предпосылок, способствующих формированию в школе учебных умений и учебной деятельности, свидетельствуют результаты восприятия ребенком высказанных взрослыми задач, инструкций, правил л, способность действовать в соответствии с их требованиями.
Психологической предпосылкой успешного усвоения начального курса математики является адекватное требованиям школы владения ребенком математическими представлениями. Для его выяснения используют задачи, которые дают с позволяет выявить, умеет ли ребенок считать, до каких пределов и насколько осознанно он это делает, ориентируется в натуральном ряде чисел (знает место каждого числа, его состав, образование), обладает прям й, обратной, порядковой счетом, умеет добавлять и вычитать по одному и по два, решать и самостоятельно составлять задачи. По результатам выполнения этих задач, как правило, детей распределяют на и ки группыи:
-. Дети, у которых есть первичные математические навыки, которые правильно выполняют задания и могут их аргументировать, объяснить;
– дети, которые правильно выполняют задания, но не могут объяснить ход их выполнения;
– дети, которые не умеют решать задачи
Итак, умственная готовность к школе включает систему показателей, по которым можно сделать достаточно объективные выводы об интеллектуальном развитии ребенка. Такие выводы могут быть слишком разнообразными в в деталях, как и сами дети. Одни из них имеют богатый кругозор, активные, внимательные, вдумчивые, но не умеют читать, другие достаточно хорошо читают, не проявляя при этом достаточной интеллектуальной активности то что. На основе этих сведений выстраивают индивидуализированные, личностно-ориентированную образовательно-воспитательную работу с первоклассникамами.
Источник
Школьное обучение опирается на определенный уровень интеллектуального развития ребенка. Первоклассник сможет справиться с учебной нагрузкой при условии, что его познавательные процессы достигли необходимой ступени развития, а кругозор включает базовые знания об окружающем мире. И родителей с приближением поступления их дитя в первый класс интересует, больше всего, интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Суть интеллектуальной готовности к школьному обучению
Многие родители уделяют пристальное внимание развитию интеллекта своего ребенка. Для этого окружают малыша соответствующими игрушками, учат анализировать и замечать признаки предметов и явлений, вовлекают его в логические рассуждения, рано обучают чтению. Всё это развивает интеллектуальные способности, входит в интеллектуальный багаж дошкольника и становится опорой ему в школьном обучении.
Прослеживается важнейшая закономерность. Если ребенок уже имеет интеллектуальную подготовку, значит, это произошло благодаря возросшим возможностям его познавательных функций.
Если же познавательная сфера достигла определенного уровня, то дошкольнику по силам систематическая учебная нагрузка, которая ожидает его в школе.
С точки зрения физиологии, интеллектуальная готовность к школе является отражением функционального созревания структур головного мозга. Ребенок оперирует существенным объемом знаний, активно задействует мыслительные операции, постигает основные связи между объектами – следовательно, его мозг достиг необходимой физиологической стадии развития. И наоборот – если появился определенный уровень сформированности мозговых структур, первоклассник справится с учебной нагрузкой школьника.
Не знания, которыми оперирует дошкольник, подтверждают, что он готов к школе, а способность к усвоению информации.
В связи с вышеизложенным обоснованием можем сделать вывод, что интеллектуальная готовность ребенка к школе это необходимый уровень каждого познавательного процесса, дополненный осведомленностью об окружающем мире и способностью воспринимать и усваивать новые знания. Этот аспект развития дошкольника также называют интеллектуальной зрелостью, и он является только частью психологической готовности к школе.
Компоненты интеллектуальной готовности к школе
Как и каждое структурное понятие, готовность к обучению в школе, связанную с интеллектуальной зрелостью, удобно изучать и диагностировать как совокупность компонентов.
Ориентируясь на нормативные показатели развития всех по отдельности компонентов, психологи и педагоги определяют уровень готовности дошкольника к школьному обучению. Затем на основании диагностики составляют довольно ясную картину, что еще должна охватить интеллектуальная подготовка к школе для конкретного ребенка, если в этом есть необходимость.
В качестве основных выделяют следующие компоненты интеллектуальной готовности детей к обучению в школе:
- Зрелость познавательных процессов
- Речевое развитие
- Осведомленность
- Познавательный интерес
Актуальное развитие познавательных процессов
Все процессы познания к концу старшего дошкольного возраста должны выйти на определенную ступень развития. Только при таком условии первоклассник справится с многозадачной школьной нагрузкой.
Восприятие приобретает устойчивое свойство дифференцирования. Это свойство отвечает за выделение главного из общего фона. Дошкольнику необходима способность правильно воспринимать зрительную информацию и передавать ее при обучении письму. Маленькому школьнику крайне важно умение воспринимать словесную информацию и слышать то главное, о чем говорит учитель.
Именно это свойство восприятия проверяют психологи, когда просят дошкольника срисовать значки или определить цвет, пояснить значение схожих в звучании слов (например, лук – луг) или произнести новые понятия.
Мышление детей в школе зразу же получает высокую нагрузку. Поэтому важно развивать умение анализировать и сравнивать, находить общие признаки и объединять объекты в группы.
Аналитическое мышление помогает ребенку постигать связи между предметами и явлениями, использовать функцию обобщения. Логическое мышление обеспечивает понимание ребенком смысла содержания, причинно-следственных связей.
Способность замечать внешние признаки и внутренние взаимосвязи проверяют у дошкольника заданиями на исключение лишнего из группы предметов, сравнение картинок, нахождение аналогий.
Память в школе активно задействуется как оперативная, так и долгосрочная. Особенно важным становится свойство произвольности. Если ранее дошкольник запоминал исключительно то, что ему интересно, то в школе гораздо большая часть информации потребует при запоминании волевых усилий.
Благодаря развитию логического мышления и речи дошкольники интуитивно подключают логическое запоминание. Для новой интересной им информации они ищут аналогии и связи с ранее усвоенными знаниями и таким образом запоминают нужные сведения.
Речевая подготовка
Речевой уровень как компонент готовности к школе подразумевает требования к пониманию речи дошкольником, словарному запасу и развитию связной речи.
Словарный запас старшего дошкольника состоит примерно из 4000 слов. Важным показателем является «глубина» знания определенной тематики. Например, если ребенок говорит о мебели, то как много он может назвать предметов мебели для дома или для сада. Перечисляя одежду, способен ли назвать 10 наименований, которые надевает женщина? Длинный ли перечень получается, если речь идет о детской одежде?
Связность речи дошкольника легко проверяется, если предложить ему несколько картинок, раскрывающих определенный сюжет, и попросить рассказать, что отражено на картинках. При достаточном развитии связной речи дети логично и последовательно описывают происходящее, упоминают причины и следствия, делают выводы.
Осведомленность и кругозор
Осведомленность в старшем дошкольном возрасте охватывает бытовые темы, мир природы, популярные и доступные знания о транспорте, факты из космических и спортивных тем и многое другое. Важно не только то, что ребенку знакомы понятия из разных сфер, важно, использует ли он их в своей речи, входят ли они в активный словарь.
Интерес к познанию
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе напрямую связана с познавательным интересом. Чаще всего дети, отличающиеся любознательностью, рано обучаются чтению и счету. Практически каждый такой ребенок имеет широкий кругозор.
Желание получить новые знания, потребность самостоятельно выполнять задания, стремление делать выводы на основе полученной информации, увлеченность и сосредоточенность при выполнении умственной работы проявляются в том случае, если ребенком движет познавательный интерес. На основе интереса в дальнейшем формируется устойчивая познавательная мотивация.
Обучаемость как составляющая интеллектуальной готовности
Раскрывая проблему готовности детей к школе, специалисты акцентируют внимание на таком показателе как обучаемость.
Данная характеристика представлена двумя этапами интеллектуальных операций:
- Усвоение правила действий.
- Перенос данного правила на выполнение аналогичных заданий.
Особую сложность для дошкольника представляет второй этап. Для того чтобы не только выполнить идентичное задание вслед за учителем, но и применить освоенный алгоритм в другом подобном упражнении, ребенок должен задействовать все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Тех детей, которые справляются с задачей, характеризует системное мышление, что свидетельствует о высоком уровне развития интеллекта.
Хорошая обучаемость и выраженность компонентов интеллектуальной готовности ребенка к школе свидетельствуют о том, что этапы развития в дошкольном возрасте пройдены с максимальной пользой.
Возможно, подготовка к школе еще необходима в отношении социальных или эмоционально-волевых качеств. Дошкольное детство завершается, и ребенку предстоит освоиться в новой для него роли ученика с новыми обязанностями и учебными премудростями. Но, если интеллект к этой нагрузке готов, есть шанс облегчить школьную адаптацию.
Источник
Анна Афанасьева
Готовность ребенка к обучению в школе
Проблема диагностирования готовности к школьному обучению тесным образом связана с задачами воспитательно-образовательной работы ДОУ. От психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой организации всей последующей воспитательной и учебной работы, а также опенки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Готовым к школе считается ребенок, который сможет без особых затруднений освоить школьную программу, находясь в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению это целый комплекс умений и психологических характеристик ребенка.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Задача подготовки детей к школе охватывает все сферы жизни ребенка. На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляются новые формы общения с окружающими – взрослыми и сверстниками – и коренным образом меняется отношение к самому себе. Основная черта этих новых форм общения – произвольность. Другая особенность заключается в том, что сиюминутные и непосредственные желания, а также ситуативные взаимоотношения ребенка, подчиняются логике и правилам всей ситуации в целом. Именно эти формы общения связаны с компонентами ведущей деятельности в младшем школьном возрасте, именно они обеспечивают ребенку безболезненный переход к новому периоду развития и создают условия для формирования полноценной учебной деятельности.
Основная цель психологической работы с детьми дошкольного возраста – выявление уровня готовности к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, – говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.
Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности. Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям. В связи с этим возникают две проблемы, связанные с началом обучения: проблема функциональной готовности детей к школе и проблема адаптации к новым условиям. Школьная зрелость – это такой уровень морфофункционального развития организма ребенка (развитие физических и психических систем организма, при котором ребенок может справиться со всеми требования обучения.
Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению. Выделяют следующие компоненты психологической готовности: интеллектуальная, личностная (или мотивационная, и эмоционально – волевая готовность к школе.
Личностная готовность ребенка к школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети выражают желание идти в школу. Как правило,детей привлекает следующие моменты: «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг.».
Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но оказывается, это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью – учением («Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать»). И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником – совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Не проходит мимо внимания 6-летнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности.
Конечно, общение ребенка с воспитателями и со сверстниками в детском саду, позиция педагогов в вопросах формирования взаимоотношений играют при этом важную роль. Но не менее значимо и то, какое внимание этой проблеме уделяют родители, какова семейная микросреда, какое место занимает ребенок среди братьев и сестер, успела ли душа ребенка потрудиться в семейных условиях, изолируют или приветствуют родители контакты своего ребенка со сверстниками во дворе, как оценивают его поведение, взаимоотношения
Эмоционально – волевая готовность ребенка к школе. Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда в портфеле у тебя новенький значок и хочется поделиться с товарищами по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением, памятью.
К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации.
Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения – это очень важно. Важно в плане развития его личности, важно для создания предпосылок развития воли. Поэтому так необходимо в этом возрасте развить способность действовать по моральным мотивам, отказываться, руководствуясь этими мотивами, от того, что непосредственно привлекает.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Умственное развитие в психологических исследованиях характеризуется с разных сторон, и выделяются разные его критерии. Исследования, проведенные отечественными психологами (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддъяков, позволили установить, что в основе умственного развития детей дошкольного возраста лежит усвоение ими различных видов познавательных ориентировочных действий, причем главная роль отводится персептивным и мыслительным операциям.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Многие считают, что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной многих ошибок при подготовке детей к школе.
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения, хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Показатели интеллектуального развития. Важным аспектом интеллектуального развития является развитие пространственных представлений и образного мышления. Этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания, а также многих других аспектов учебного содержания занятий в первом классе.
Другой показатель интеллектуального развития ребенка – умение ориентироваться на систему признаков. Этот показатель позволит выявить, сколько признаков может одновременно учитывать ребенок при выполнении того или иного задания. Способность ориентироваться на ряд связанных признаков одновременно только складывается к началу школьного обучения, однако она принципиально важна для усвоения учебного содержания.
Тесно связано с интеллектуальным развитием развитие речи ребенка. Шести-семилетний ребенок должен не только уметь формулировать сложные высказывания, но и хорошо понимать смысл различных грамматических конструкций, в которых формулируются объяснения на уроке, даются инструкции к работе, иметь богатый словарный запас.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что при определении «готовности» к школьному обучению необходимо учитывать системный характер проявления индивидуальных качеств в деятельности, а также неравномерность и гетерохронность развития отдельных качеств личности
Источник