Умственное развитие детей в домах ребенка

Умственное развитие детей в домах ребенка thumbnail

Наше время – время ломки, перестройки, коренных перемен. Меняются взгляды на многие вещи, проблемы, происходит утверждение нового мировоззрения, новых жизненных ценностей. Но и в наше время одной из важнейших задач остается – «воспитание молодёжи в духе уважения к свободе и человеческому достоинству».
Процесс воспитания процесс многогранный. Он включает в себя эстетическое, умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Но развитие всех сторон личности связывает умственное воспитание.
Поэтому ему уделяется особое внимание.
Дети, воспитанники закрытых детских учреждений, дети особенные. Мнение, что они отстают в психическом развитии от сверстников ошибочно. По некоторым параметрам дети даже опережают своих сверстников, воспитывающихся в обычных условиях, по некоторым отстают даже от младших детей. Отстают они существенно в образном мышлении, в процессах воображения, в спонтанно развертывания фантазий. Выявленная скованность, не развитость воображения, характеризуются сниженной эмоционально -окрашенностью познавательной активности, слабой любознательностью.
Умственное воспитание, процесс, связанный с развитием всех сторон личности. Оно включает в себя и ознакомление детей с предметами, ознакомление с общественным явлениями. но важнейшей задачей является развитие умственных способностей воспитанников.
Исследования советских психологов, педагогов, практика обучения и воспитания убедительно доказывают, что способности детей развиваются в процессе обучения и воспитания, в процессе деятельности самого ребёнка.
Неуправляемый поток информации, обилие различных сведений идёт от разнообразных явлений жизни, содержание которых ребёнку непонятно, да и не предназначено детям. Такие дети требуют особого внимания. Задача воспитателей и педагогов, работающих с такими детьми направить интересы детей, его познавательные активность по правильному пути.
Представление ребёнка о жизни неверны и предстоит сложный и долгий путь по коррекции его жизненных норм, устоев.
Важность этой задачи определяется тем, что, в общем, и умственном развитии любовь к знаниям, стремление к их усвоению обогащают духовный мир человека
Само по себе познавательной отношение не преобразуется в познавательный интерес, формирование познавательных интересов, как условие воспитания пытливости ума осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
“Воспитатель не должен забывать, – говорит Ушинский, – что учение, лишенное всякого интереса и взятое силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателя – убивает охоту к учению, без которой он далеко не дойдет, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, т.к. не всё в учение интересно”. (т.10 с.251).
Процесс обучения должен базироваться на имеющихся у каждого ребёнка и никогда не насыщающейся фундаментальной потребности в новых впечатлениях, новых знаниях и способах познавательной деятельности.
для реализации и развития этой потребности необходимо, чтобы эти знания были действительно новыми для ребенка и в тоже время тесно связывались с теми, которые у него уже есть.
Неучет всего этого ведет к тому, что познавательные потребность гаснет, дети теряют интерес знаниям и к процессу их приобретения, а педагогу придется пользоваться искусственными приём ми активизации познавательной деятельности.
У младших детей не может быть стойкого познавательного интереса. Многие отдают предпочтение изобразительной деятельности, лепки. Но они заниматься не толком этим. На данном этапе очень важен индивидуальный подход. Робкие, застенчивы е дети не проявляют интереса не потому, что ко всему безучастно, а потому что у них не хватает уверенности или они бояться вступать в контакт с другими детьми и с взрослыми.

К ним нужно быть особенно внимательным, вовремя заметить проявление любознательности, интереса или способности к какому нибудь роду деятельности.
Юра привез при поступлении в детский дом с собой книги, карандаши и тетрадку. Некоторое время мальчик никому не хотел показывать содержимое тетради. Потом выяснилось, что мальчик мечтает научиться писать, учит буквы. В тетрадочке он пытался написать те буквы ,которые выучил. Таким образом, у мальчика уже сформировался начальный интерес к учебе. Остаётся только поддерживать его познавательный интерес, стимулировать познавательную активность.
С этим воспитанников было легче работать, чем с другими детьми. Ему давались усложненные задания, давались индивидуальные поручения. Он охотно помогал другим детям, тем самым развивая и свои умственные способности.
Умственное воспитание осуществляется в разнообразных видах деятельности. Главная роль принадлежит обучению на занятиях, в дидактическую играх, в упражнениях. При правильной организации педагогического процесса обучения детьми знаний, умений, навыков и к формированию мыслительную процессов, развитию умственных способностей ребёнка.
Конечно, многое ребёнок усваивает в процессе непосредственного восприятия жизненных явлений, в порядке личного опыта. Но полученные таким образом знания часто бываю ошибочным, случайными, мало содействуют умственном у развитию.
Обучение в детском доме должно строится с учетом доступности.
Работа по активизации умственной деятельности детей школьного возраста имеет ряд особенностей, Оно достаточно сложное в условиях детского дома. Согласно психологическим исследования лишь незначительная часть подростков не испытывает затруднений в процессе обучения. Уже в младшем школьном возрасте у многих детей, к сожалению, угасает потребность в интеллектуальной активности. Так появляются дети негативно относящиеся к учебе, умственной работе, что постепенно приводит к неумение мыслить, думать – это главное отличительное качество интеллектуально- пассивных детей.
Однако иногда ребёнок бывает без вины виноватый. Ведь самая распространенная причина, порождаются неумение мыслить, нежелание учиться, лень и безответственность – это недостаток в развитии мышления.
Воспитатель предстоит долгий процесс восполнения недостаточного развития интереса у детей к учебе, к приобретению новых знаний – процесс активизации мыслительной деятельности детей и интеллекта детей.
Потребность детей к новым знаниям растет, если она поддерживается взрослыми.
На начальном этапе формирования активности детей привлекут собственно только игровые действия. Игра должна служить эмоциональным фоном, постепенно она превращается в игру- работу.
В детских домах, где большая часть детей – ученики среднего и старшего школьного возраста, работа по активизации умственной деятельности имеет целый ряд особенностей. Нежелание детей учиться, проблемы в школе, низкая успеваемость, нежелание е выполнять домашнее задание-всё это характерно для детей воспитанников детских домов и всё это влечёт снижение умственной активности.
Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием воспитанников. Но неправильно бы умственное развитие ребёнка определять объемом усвоенных им знаний.
Развить ум, овладеть необходимыми умственным и операциями, логическими приёмами мышления помогает решение различных логических задач, головоломок, некоторые компьютерные игры познавательного характера, викторины. Содержание такого материала должно помогать закрепить и расширить знания детей, помогать в преодоление каких либо затруднений в обучении, есть одно “Но”. Все эти игры, викторины не должны восприниматься, как процесс предолжения обучения т.к. э это разрушит саму сущность игры.
Если у ребёнка не хватает знаний, дети ищут ответы в других источниках. Процесс поиска ответа тоже способствует повышению познавательного интереса, а это в свою очередь активизирует мыслительную деятельность, повышая его любознательность.
С детьми старшего возраста, а в настоящее время в детских домах дети в основном старшего возраста, надо использовать немного отличные формы работы. Одной из самых удачных является беседы: индивидуальные, групповые. Во время бесед детям предлагается спрашивать обо всем, что их интересует. Активность детей возрастает, они узнают, что- то новое для себя, начинают задавать вопросы, потом дети делятся информацией другими детьми и процесс запущен. С учетом заинтересовавшей детей информации подбираются темы для новых бесед, разговоров.
В настоящее время дети очень мало читают. Надо постараться привлечь их внимание к чтению, к книгам (пусть даже это электронный вариант), как основному источнику получения знаний.
Хотелось бы отметить роль телевидения и интернета. Очень большой поток информации хлынул на детей. Надо научить детей правильно фильтровать этот поток, отсеивать ненужную и больше сказать, вредную информацию, оставить лишь то, что действительно не навредит психике детей.
Это сложно, но возможно. Направить интерес в нужное русло, по нужному направлению.
Следует обратить внимание на ряд компьютерных игр, телевизионных игр, передач, которые несут ребёнку знания в некоторых областях наук, расширяют его кругозор, обогащают его интеллектуальный запас.
Сейчас существует очень много каналов телевидения, где можно получить много знаний о природе, технические знания и другую полезную информацию.
Планируя свою работу, ставя перед собой задачу, развитие умственных способностей, нельзя упускать из внимания то, что все дети в группах школьники. И задача воспитателя поддерживать у них интерес к учебе, познавательную активность.
Для этого воспитателям надо скоординировать свои действия с действиями учителей в школе, необходимо планировать подготовку домашнего задания так, чтобы поддерживать интерес к обучению.
Воспитатель должен приучать детей к умственном у труду, воспитывать потребность в нём. Он должен предоставить возможность детям стать более инициатичными, раскованными, проявлять инициативу, умение нестандартно мыслить. Рассматривая педагогические факторы, обеспечивают реализацию закономерностей умственного развития следует уделить особое внимание самостоятельной работе.
Современные требования усиления роли и доли самостоятельной работы в учебно-воспитательном процессе, обусловлены объективной необходимостью активизации познавательной деятельности обучаемых. Именно самостоятельная работа призвана обеспечивать усвоение новой информации, но и помогать детям формировать умения и навыки самостоятельного приобретения знаний. Активизация умственной деятельности в этом случае заключается в реконструировании, преобразование структуры и содержание ранее усвоенной информации. Это предполагает необходимостью анализировать данное описание объекта, различные возможные пути выполнения заданий, возможность выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически следующее решение.
Наряду со всех способами, методами активизации умственной деятельности, не стоит забывать и о практической преобразующей деятельности. Этот вид деятельности, позволяет активизировать и углублять познание, избежав при этом пагубно перегрузок. В практической деятельности активизируются все самые важные познавательные процессы, в том числе и мышление.
Для познающего, мыслящего человека положительным результатом является не только успешное решение проблемы, но даже и её “нерешение”; Неудача в попытке её решить – тоже продукт мышления как деятельности и она тоже способствует формированию важнейших новообразований в психике: у человека формируются всё более адекватные способы мышления, познания, вырабатываются новые знания, способы умственных действий, мотивы, чувства, способности, а также отношение к тому, что он делает.
Задача воспитателя в детском доме направить свою деятельность на ознакомление детей с окружающей жизнью, на усвоение знаний и применение их в разных условиях (умение распоряжаться знаниями) на овладении е способами умственной деятельности, формирование умственных способностей, развитие любознательности и познавательных интересов, активизации интеллекта.
Воспитатель должен развивать разум человека, дать ему известный объём сведений, должен зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть не достойной, ни счастливой….. ( Ушинский К.Д.)
Все формы организации обучения, все программы целью ставят развитие личности ребенка, его умственных способностей, эмоциональное благополучие.
Различные программы, все без исключения включают в себя ряд базисных направлений и целей в соответствии с возрастом и одним из базисных направлений является развитие умственных способностей.
Проблеме активизации умственной деятельности посвящено много и психологических и педагогических исследований. И все исследования сходятся на следующем: умственная активность закладывается и развивается уже в дошкольном детстве. Её развитие обусловлено обучающими воздействиями взрослых и способствует формированию личности, которая бы “приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной человека”.

Рекомендуем посмотреть:

Умственное развитие детей в домах ребенка
Коррекционная работа в начальных классах

Умственное развитие детей в домах ребенка
Конспект урока по «Развитию речи и коммуникации» в 0 классе коррекционной школы

Умственное развитие детей в домах ребенка
Сценарий закрытия фестиваля “Обучение без ограничений”

Умственное развитие детей в домах ребенка
Программа для детского дома. Педагогическая диагностика

Источник

Елена Заец
Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка

Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество заболеваний.

В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни:

• Здесь нет близких им людей;

• Круг получаемых впечатлений ограничен;

• Постоянное пребывание в коллективе;

• Недостаточное общение со взрослыми.

Все это влияет на развитие, эмоциональное состояние и поведение детей.

Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка, быстро устают и возбуждаются. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния, подражание друг другу. Стоит одному ребёнку закричать, все дети группы начинают кричать вместе с ним, если воспитатель своевременно не переключит их внимание на что-либо неожиданное и интересное. В результате подражания друг другу легко возникают стереотипные движения, вырабатываются отрицательные привычки (раскачиваются, грызут ногти, клацают зубами и т. д.).

Особенностью этих детей является медленный темп обучения, потребность в более длительном повторении одного и того же материала. Сформированные умения проявляются нечётко, эмоции и речевые реакции недостаточно яркие и разнообразные. Медленно формируется поведение детей на занятиях, так как они быстро устают и отвлекаются. Поэтому длительность занятий и количество детей, участвующих в них, определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы.

У многих детей снижена двигательная активность, недостаточная координация движений, отсутствует ловкость, задержка в развитии мелкой моторики пальцев рук.

У многих детей замедленно развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения в результате чего страдает формирование активности речи.

У многих детей отсутствует яркость и разнообразность впечатлений, медленно овладевают новыми знаниями и умениями, неспособны переносить освоенное и увиденное в самостоятельную деятельность- это приводит к задержке развития игры, игра становится примитивной и однообразной.

Нужно стремиться к тому что бы потребность каждого ребёнка в общении со взрослыми, новых впечатлениях, двигательной активности, положительных эмоциях была удовлетворена.

Для развития эмоций, нужно учить детей:

• Проявлять любознательность к происходящему вокруг.

• Быть эмоционально-сдержанными, спокойно выслушивать просьбы взрослого и выполнять их.

• Проявлять чувство гордости за себя и за сверстников.

• Понимать, что сделал что-то плохое, ожидая при этом отрицательной оценки от взрослого.

• Свою речь насыщать выразительными оттенками, использовать разную тональность звуков.

• Обозначать словами свои эмоциональные состояния (смеюсь, боюсь, плачу, радуюсь и т. д.).

• Сопереживать персонажам при слушании сказок, при просмотре мультфильмов (радоваться, печалиться, сердиться).

• Подпевать, танцевать, реагировать на изменение музыки, выполнять знакомые движения (кружиться, приседать, хлопать, топать).

• Проявлять интерес при рассматривании иллюстраций в книгах

Эмоционально по-разному реагировать на красивое или некрасивое (замечать, различать, сравнивать).

• С интересом наблюдать за некоторыми явлениями, реагировать спокойно.

• Приветливо относиться к людям, отвечать если взрослые о чём-то спрашивают.

• Понимать некоторые эмоциональные состояния взрослых и детей.

•Оценивать ситуацию: сопереживать (если кому-то больно, помогать (если надо помочь, сочувствовать, не шуметь (если кто-то спит, устал).

•Доброжелательно относиться к детям в группе: не выхватывать игрушки, не брать без спроса, меняться игрушками в процессе игры.

• Спокойно играть вместе с другими детьми.

• Выражать свою симпатию детям и взрослым.

Как научить детей правильно проявлять и контролировать свои эмоции? В этом мы педагоги должны помочь детям, т. е. содействовать социальному и эмоциональному развитию детей. Все занятия нужно проводить в игровой форме, постоянно хвалить детей, подбадривать, поощрять, при этом указывать на недостатки в лояльной форме. Широко использовать в своей работе сказки, потому что ранний дошкольный возраст называют возрастом сказок. В сказках есть положительные и отрицательные герои, описывается небывалая доброта, храбрость, находчивость, а высмеивается зло, неряшливость, плохое поведение. Сказка вводит ребёнка в жизнь, учит правильно проявлять свои эмоции. Использование на занятиях обучающих мультфильмов, приводит детей в восторг, вызывает огромную эмоциональную вспышку. Музыкальные занятия так же содействуют эмоциональному развитию детей, учат слушать и слышать музыку, улавливать ритм, отображать его в движениях. Важную роль в развитии эмоций, играет знакомство детей с трудом взрослых и привлечении их к помощи (помочь няне вытереть пыль, выбросить мусор); (помочь медсестре при накрывании на стол); (на прогулке помочь дворнику собрать на участке веточки, камешки).

Все эти факторы свидетельствуют о том, что развитие социальных мотивов и эмоций, является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования личности.

Проблема развития эмоций и чувств является одной из наиболее важных и сложных задач психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности в целом, даёт возможность воспитать активного и гармонически развитого человека.

Источник