Умники и умницы развитие ребенка

Умники и умницы развитие ребенка thumbnail

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления

«Умники и Умницы»

Содержание

  1. Пояснительная записка.

    1. Общие сведения о кружке

    2. Комплектование группы

    3. Цели и задачи кружка

    4. Формы организации детей

    5. Формы работы с детьми

    6. Методы работы

    7. Актуальность кружка

  2. Сведения о руководителе кружка

  3. Время проведения кружка

  4. Перспективно-календарный план работы кружка

    1. Для детей 4-5 лет

  5. Программно-методическое обеспечение работы кружка

  6. Ожидаемые результаты

  7. Мониторинг

Пояснительная записка

1.1. Общие сведения о кружке

Рабочая программа кружка «Умники и Умницы» обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Социальными заказчиками деятельности кружка «Умники и Умницы» являются родители воспитанников.

Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:

• Интеллектуальное развитие детей

• Развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти

Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год.

Занятия в каждой группе проводятся 1 раза в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год. Продолжительность занятий в средней группе – 20 минут.

1.2. Комплектование группы.

Группа в соответствии с возрастом детей.

Наполняемость

1

Средняя группа

12 – 15

1.3. Цели и задачи кружка «Умники и Умницы»

Цель.

Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.

Задачи.

1. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

2. Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.

3. Обогащение опыта самопознания дошкольников.

1.4. Формы организации детей

  • Индивидуальные

  • Подгрупповые

  • Групповые

1.5. Формы работы с детьми

  • Игра

  • Ситуативный разговор

  • Беседа

  • Рассказ

  • Чтение

  • Интегративная деятельность

  • Проблемная ситуация

  • Интерактивная деятельность

1.6. Методы работы с детьми

  • Словесные.

  • Наглядные.

  • Практические.

1.7. Актуальность кружка

Характеристика мышления

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.

Возрастные особенности мышления у дошкольников

За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.

Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов.

В старшем дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление.

Мышление – сложный психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью – основой абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления.

Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Именно это и является целью занятий с детьми.

  1. Перспективно-календарный план

4.1. Для детей 4-5 лет

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ

ОКТЯБРЬ

  1. Обобщение предметов. Научить обобщать предметы разных групп.

  2. Сравнение предметов. Умение сравнивать геометрические фигуры. Умение находить сходство предметов с геометрическими фигурами. Умение находить сходство геометрических фигур с предметами.

  3. Построение геометрической мозаики. Умение расставлять геометрические фигуры по образцу.

  4. Игра «Раньше и сейчас». Умение сравнивать старинные предметы с современными.

  5. Сравнение предметов. Умение находить общее в разном и разное в общем.

  6. Сравнение предметов. Умение группировать предметы по форме.

  7. Сравнение общих предметов. Умение находить одинаковые предметы из общего.

  8. Сравнение предметов по размеру. Умение сравнивать предметы по размеру и давать умозаключения.

НОЯБРЬ

  1. Сравнение предметов по массе. Умение сравнивать предметы по массе и доказывать ответ.

  2. Сравнение предметов по скорости движения. Умение определять ускорение движения предметов.

  3. Виды транспорта и их скорость передвижения. Умение называть транспорт и сравнивать его скорость передвижения.

  4. Сравнение предметов по расположению. Умение находить парные картинки.

  5. Сравнение предметов по назначению. Умение находить предметы по назначению.

  6. Игра «Подбери по смыслу». Умение сравнивать предметы по различным признакам.

  7. Анализ мыслительной деятельности. Умение мыслительно разбирать предметы на составные детали.

  8. Устойчивость предметов. Умение определять уровень устойчивости предметов.

ДЕКАБРЬ

  1. Решение задач на логику. Умение решать задачи на логику и уметь объяснять решение.

  2. Игра «Профессии». Умение знавать профессии и определять их деятельность.

  3. Противоположные качества предметов. Умение находить противоположные качества к предметам.

  4. Противоположные действия предметов. Умение находить противоположное действие к предмету.

  5. Противоположные времена года и суток. Умение определять времена года и части суток.

  6. Противоположность предметов относительно друг друга. Умение использовать предлоги в речи.

  7. Игра «Чей малыш?». Умение правильно определять и называть детенышей данных животных.

  8. Игра «Нелепицы». Умение увидеть неправильное и объяснить.

ЯНВАРЬ

  1. Части и целое. Умение находить недостающие части из целого.

  2. Игра «Кто где живет?». Умение определять и называть место обитания животных.

  3. Игра «Кто чем питается?». Обработка навыка группировки предметов.

  4. Классификация предметов по локальным признакам.

  5. Классификация предметов по функциональным признакам.

  6. Классификация предметов по назначению.

  7. Дифференцированная классификация. Умение различать видовые различия предметов.

  8. Ограничение предметов. Умение выделять по определенным признакам одного или нескольких предметов из целой группы.

ФЕВРАЛЬ

  1. Отрицание. Умение мысленно выявлять признак предмета на основе противоположного признака.

  2. Аналогия. Умение выявлять сходные свойства разных объектов.

  3. Систематизация. Умение устанавливать последовательность событий.

  4. Игра «Весёлые вопросы про дом». Умение называть функцию каждой вещи в доме.

  5. Игра «Ягодное варенье». Знакомство с разными видами ягод. Умение из существительного преобразовывать прилагательное.

  6. Игра «Кто как двигается?». Умение определять как двигается то или иное живое существо.

  7. Игра «Убери в комнате». Умение распределить предметы по назначению.

  8. Игра «Насекомые». Умение различать и называть насекомого.

МАРТ

  1. Игра «Чей окрас?». Умение определять животного по его окрасу.

  2. Игра «Чей голос в лесу?». Умение определять животное по его голосу.

  3. Игра «Транспорт». Умение определять и называть виды транспортов.

  4. Игра «Профессии». Умение определять какие предметы используют в своей работе те или иные профессии.

  5. Игра «Фруктовое ассорти». Умение находить половинки фруктов.

  6. Игра «Кто что ест?». Умение находить соответствующую пищу для животного.

  7. Игра «Пальчики». Умение называть названия пальцев на руке.

  8. Игра «Кто кем будет?». Умение определять начальную стадию живого организма.

АПРЕЛЬ

  1. Игра «Дикие и домашние животные». Умение распределять животных.

  2. Игра «Времена года». Умение определять времена года и называть признаки.

  3. Игра «Фрукты и овощи». Умение распределять фрукты и овощи.

  4. Игра «Съедобное – несъедобное»

  5. Игра «Ассоциации». Умение определить логическую взаимосвязь между предметами.

  6. Игра «Логическая цепочка». Умение разложить картинки логическую цепочку.

  7. Игра «Сбор урожая». Умение распределить овощи в определенные корзинки по цвету.

  8. Игра «Четвертый лишний». Умение находить общие признаки у некоторых предметов.

МАЙ

  1. Игра «Ближе-дальше». Умение правильно употреблять понятия «ближе-дальше».

  2. Игра «Шире-уже». Умение правильно употреблять понятия «шире-уже»

  3. Игра «Мягкое-твердое». Умение правильно употреблять понятия «Мягкое-твердое».

  4. Игра «Что из чего сделано?». Умение определять из какого материала сделан тот или иной предмет.

  5. Игра «На лужайке».

  6. Логические задачи.

  7. Логические задачи.

  8. Логические задачи.

.

  1. Программно-методическое обеспечение работы кружка «Юный мыслитель».

Цель

Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.

Программно-методическое обеспечение

Перечень программ и технологий

Программа воспитания и обучения в детскомсаду / Под ред. М. А. Ва­сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мо­заика-Синтез, 2007 г. – 2008 с.

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мо­заика-Синтез, 2010 г. – 224 с.

Перечень пособий

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», – Воронеж, 2007 г. – 78 с.

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». – Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение).

И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М: АРКТИ, 2008 г, – 68 с.

В.М. Доскова, А.Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей»,

  1. Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе кружка «Умники и Умницы» у детей сформировано:

• умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие

• умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)

• произвольная память

• мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

• творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.

• интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».

Дети умеют:

1.выделять самое существенное в предметах;

2. видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;

3. пользоваться различными схемами и планами;

4. рассуждать,

5. делать умозаключения в соответствии с законами логики.

  1. Мониторинг.

Мониторинг развития у детей форсированности логического мышления проводится 1раз в год ( май ).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Умники и Умницы»

Источник

Развитие познавательных интеллектуальных способностей учащихся через реализацию курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

1 слайд. Ориентация современной школы на гумманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания ,умения и навыки,с деятельностью творческой,связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков,которые имеют единственное решение и ,как правило, единственный заранее предполагаемый путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно,эффективно развивать собственный интеллектуальный потенциал.

Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает её (для последних рамки стандартной программы просто тесны),так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и,как следствие,пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности нужно создать условия для развития познавательных интересов.

В основе курса «Умники и умницы» лежит программа О.А Холодовой «Юным умникам и умницам», которая, на мой взгляд, позволяет успешно решать проблемы комплексного развития психических процессов, помогает формированию нестандартного мышления. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.

2 слайд.

Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработан в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей 6 – 10 лет.

Актуальность программы «Умники и умницы», которая входит в обще интеллектуальное направление, определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Содержание программы «Умники и умницы» соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Данная программа формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Основные виды деятельности учащихся:

– решение занимательных задач;

– оформление математических газет;

– участие в конкурсах различного уровня;

– проектная деятельность, творческие работы

– самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

3 слайд. Занятия провожу два раза в неделю по 35 минут. Достоинствами занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.

Прежде всего занятия отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает именно младших школьников.

На занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно,осуществляется.К тому же ребёнок сам оценивает свои успехи.Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность,интерес,желание научиться выполнять предлагаемые задания.Занятия построены таким образом,что один вид деятельности сменяется другим.Это позволяет сделать работу детей динамичной,насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Для проведения занятий «Умники и умницы» предлагается учебный комплект, состоящий из двух тетрадей на печатной основе на каждое полугодие ,методического пособия для учителя,в котором предлагается один из возможных вариантов работы с заданиями,помещёнными в тетради и программы курса.

4 слайд. На кружке «Умники и умницы» основная цель: систематически и целенаправленно развивать познавательные и интеллектуальные способности своих учеников.

5 слайд. Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решить три аспекта учебной цели: познавательной, развивающей и воспитывающей.

Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти,внимания,воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать свою работу).

Развивающий аспект: развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности,как умение анализировать,сравнивать,синтезировать,обобщать,выделять главное,доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей и рук)

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект: воспитание системы нравственных межличностных отношений.

6 слайд. Модель занятия

  • Мозговая гимнастика(1мин.)

  • Разминка(2 мин.)

  • Тренировка психических механизмов,лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.(5 мин.)

  • Отдых:упражнения для снятия глазного напряжения(1 мин)

  • Логическо – поисковые задания( 5 мин)

  • Весёлая переменка (1 мин.)

  • Нестандартные задачи(7- 9 мин)

  • Построение предметных картинок, штриховка

  • Оценивание своей работы

Слайд 7,8,9 Мозговая гимнастика(1 мин.)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС (развитию познавательных способностей). Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежавших в основе творческой деятельности :увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач,убыстряются психомоторные процессы. Предлагаемые упражнения «мозговой гимнастики»: «Качание головой», «Ленивые восьмерки», «Шапка для размышлений», гимнастика для глаз «Моргания», «Вижу палец», «Палец двоится», «Зоркие глазки», «Стрельба глазами», «Письмо носом»

Слайд 10,11 Разминка (2 мин.)

Основной задачей данного этапа является создание у ребят положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

Слайд 12, 13, 14. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей :памяти, внимания, воображения, мышления.( 5 мин.)

Задания,используемые на этом этапе не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств,но и позволяют,неся соответственную динамическую нагрузку,углублять знания ребят,разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

(Тренировка зрительной памяти. Игра «Внимание»)

Отдых:упражнения для снятия глазного напряжения (1 мин)

Эти упражнения укрепляют мышцы век,способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза,улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.

Логическо – поисковые задания (5 мин)

На первом этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предложения, проверять их, делать выводы, «добывать новую информацию,решать кроссворды,пользоваться выразительными средствами русского языка.На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание ответа,решения,но тут же взрослый должен постараться подвести учащихся к обоснованию ответа.При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов,выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенного задания.

На всех этапах логически-поисковые задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка и музыки.Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительной ситуации.

Слайд 16. Весёлая переменка (1 мин.)

Динамическая пауза в составе занятий развивает не только двигательную сферу ребенка,но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

Нестандартные задачи (7-9 мин)

Решение таких задач формирует познавательную активность,мыслительную деятельность и исследовательские умения,привычку вдумываться в слово.Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости,оригинальности и широты мышления., т.е. развитию творческих способностей детей.

Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы. Обеспечить его максимальное развитие.

Дальнейшее развитие российской науки существенно зависит от притока талантливых исследователей, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям,выявляя особенно одарённых учеников.Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности,особенности,таланты.

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию интеллектуальных способностей, являются олимпиады.

Такие олимпиады проводятся и в начальной школе, занимая важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже не большие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка, поэтому на кружке «Умники и умницы» я отвожу работе с наиболее способными учениками класса.На этом занятии ребятам предлагаются оригинальные и познавательные задания из школьных олимпиад по различным предметам.

В результате занятий в кружке «Умники и умницы» дети достигли значительных успехов в своём развитии. Они многому научились и эти умения применяют в учебной работе,что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учёбе. Дополнительные сведения из различных областей жизни ,даваемые учителем, существенно расширяют знания детей о мире, способствуют нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.

Работая над формированием познавательной активности учащихся, я вижу, что ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументированно отстаивают ее. Но самое главное – это то, что у ребенка развиваются его познавательная деятельность и учебная мотивация. Если развиты эти качества, то будет развиваться и мышление. А думающий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Главная формула успеха — это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Формула учительского счастья проста – это, когда получаешь удовлетворение от успешной деятельности твоих учеников, от чувства благодарности в их глазах за полученные знания.

Источник