Уменьшительно ласкательные формы существительных в развитии речи ребенка
Юлия Поплова
Игры и упражнения, направленные на образование и усвоение существительных в уменьшительной форме.
Упражнение «Веселые бубенцы»
Цель: Упражнять детей в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме с суффиксом –к- и активизировать их употребление в речи.
Материал. Бубенцы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришла посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Достает бубенцы). Это веселые бубенцы, они звенят только тогда, когда ребята правильно выполняют задание. А задание вот какое. Я буду называть вам слово, а вы подберете к нему ласковое слово.
(дети образовывают уменьшительно – ласкательную форму от слов: дочь, береза, машина, рука, корова, лошадь, книга, рыба, подруга, голова)
Упражнение «Позови ласково»
Цель: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с использованием суффиксов –очк-, -ечк-, -оньк-, – еньк-.
Воспитатель: ребята, к нам сегодня в гости пришел в гости знаменитый фиксик Нолик.
Он очень любит играть с ребятами. Нолику вы, ребятки, очень понравились и он хочет познакомится с вами. Назовите ему имя вашего соседа ласково, например, Катя – Катенька, Миша – Мишенька.
(Дети образуют уменьшительно – ласкательную форму от слов: Лена, Ангелина, Никита, Ира, Саша, Кристина, Юля, Лёша, Илья, Сережа, Полина, Алёна. Воспитатель помогает детям, если они затрудняются в подборе правильной формы)
Упражнение «Волшебная бабочка»
Цель: закреплять умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк-, -ечк-, -оньк-, – еньк-. Понимать значение данных суффиксов.
Материал: игрушечная бабочка.
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела бабочка, она волшебная, На кого бабочка сядет, тот сразу становится ласковым, добрым и может говорить со всеми ласково. Хотите проверить? (сажает бабочку на ребенка и произносит слово кнопка, а ребёнок говорит ласково (кнопочка).
(Дети образуют уменьшительно – ласкательную форму от слов: папа, киса, река, мама, деревня, коза, глаза, дочь, кружка, банка, вилка, ступень, береза)
Упражнение «Скажи ласково»
Цель: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с использованием суффиксов –ушк-, -ышк-, -иц-, – ец-, -ц-.
Материал: карточки с картинками.
Воспитатель: ребята, посмотрите, на картинку. Это (солнце). Подскажите, как мы можем назвать его ласково? (солнышко)
(Дети подбирают ласковые слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.Предлагаемые слова: платье, голова, покрывало, дело, лужа, перо, дерево, воробьи, трава, дом)
Упражнение «В гости к кукле Кате»
Цель: Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, активизировать их употребление в речи.
Материал: кукла Катя, игрушечная мебель, посуда, одежда.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в гости к кукле Кате. Кукла Катя маленькая, поэтому мы её можем назвать куколка. А будем звать её Катенька. У Катеньки и посудка и мебель и даже одежда тоже маленькие. Поэтому все эти предметы мы с вами попробуем назвать ласково.
(Дети называют существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.Даны слова: стол, стул, зеркало, диван, чашка, ложка, вилка, блюдце, тарелка, сковородка, кастрюля, пальто, платье, носки, туфли)
Упражнение «Фиксик и человек».
Цель: Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Материал: картинка с изображением фиксика и человека
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. На ней изображен фиксик Нолик со своим другом Димой. Они очень разные. Давайте мы их сейчас сравним. Посмотрите на человека – это Дима, у него есть лоб. А посмотрите на Нолика – у него лобик. У человека ухо, а у фиксика – ушко. (дети подбирают существительные с уменьшительно – ласательными суффиксами к словам – нос, глаз, шея, рука, нога, рубаха, брюки, ботинок, палец)
Упражнение «Поход в зоопарк»
Цель: закреплять умение детей образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Материал: игрушки животных со звуком.
Воспитатель: ребята, мы с вами попали в необычный зоопарк. Здесь все звери молчат, пока их не назовут ласково. Хотите услышать, какие звуки произносят звери в этом зоопарке? Тогда подойдем к игрушке и назовем ласково. (Предлагаемые игрушки животных – лиса, заяц, собака, кошка, волк, медведь, овца, коза)
Упражнение «Письмо от Нолика»
Цель: закреплять умение правильно образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами
Материал: письмо от фиксика Нолика.
Воспитатель: Посмотрите ребята, наш друг Нолик прислал нам письмо. Откроем его? В письме вместо нескольких слов – рисунки. Давайте вместе его прочитаем.
Дорогие друзья! Ко мне в гости приезжал мой давний знакомый гномик, он рассказал мне интересную историю. Эта история мне очень понравилась и я решил поделиться ей с вам.
Однажды гномик вышел из своего ___ и отправился в маленький лес. В лесу были красивые ___, зеленела ___, пели песенки маленькие. Гномик шел по ___ и пришел к. Гномик увидел маленьких ___, они плескались и резвились в воде. Они были веселые, смешные. Рядом с ___ был ___, на котором росла. Вдруг ___ зашевелился. Гномик испугался. Это рвал ___ маленький. ___ увидел гномика и с радостью угостил его. Они подружились и целый день играли, веселились, а вечером Гномик отправился в свой ___. Ложась спать в свою___ Гномик улыбался, он радовался, что у него появился новый друг.
Источник
Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.
В ходе нормального речевого развития из всех имеющихся в языке суффиксов ребенок раньше всего усваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы. Согласно А.Н. Гвоздеву, первые случаи употребления форм с этими суффиксами отмечаются в речи детей приблизительно в возрасте 1г.2м.22дн. В период с 1г.8м. до 2л.2м. наиболее часто употребляются суффиксы -к-, -ок-, -очк-, -ечк-.
Это можно объяснить двумя причинами. Первая из них состоит в том, что он очень часто слышит от взрослых слова с этими суффиксами: его просят дать ручку, почистить зубки, помыть личико, лечь в кроватку и т. п. Поэтому ребенок легко запоминает именно такие формы слов.
Вторая причина заключается в том, что добавление к словам
уменьшительных суффиксов менее всего изменяет смысловое значение слов. Например, кроватка так и остается кроватью, то есть предметом для сна, и только как бы уменьшается в размерах. . Добавление же к словам других суффиксов обычно резко меняет их смысловое значение.
Однако при всей сравнительной легкости усвоения общего смыслового значения уменьшительных суффиксов дети в то же время не могут сразу усвоить сами эти многочисленные суффиксы и научиться правильно их употреблять. Это приводит к тому, что на ранних этапах речевого развития они заменяют более редко встречающиеся суффиксы более распространенными. Так, усвоив смысловое значение уменьшительности суффикса -ик-, по аналогии со словом столик они говорят лошадик вместо лошадка, петушик вместо петушок, лампик вместо лампочка и т. п.
Все сказанное свидетельствует о том, что очень важно каждому ребенку дошкольного возраста оказать своевременную помощь в более быстром и легком усвоении им как уменьшительных, так и всех других суффиксов .
Вот некоторые игры и упражнения , которые помогут вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1.Игра «Кто самый внимательный?».
Педагог раздает детям карточки – символы с изображением кружков большого и маленького размера и дает задание: «Когда я буду говорить про большие предметы, показывайте карточку с большим кружком. А когда про маленькие – карточку с маленьким кружком». Далее педагог произносит ряд существительных в начальной форме и уменьшительно-ласкательной форме. Дети на слух различают эти формы и поднимают нужную карточку. Слова произносятся с одинаковой интонацией, чтобы дети при дифференциации ориентировались только на морфемный состав слова.
2.Динамическая пауза. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот». Он объясняет правила: «Я буду говорить про большие предметы, а вы про маленькие» и бросает мяч по очереди всем детям. Затем логопед говорит про маленькие предметы, а дети про большие.
3.Игра «Мама и дочка».
Взрослый показывает картинки с изображением мамы и дочки и говорит: «Мама учит дочку и выполняет действия с большими предметами. Слушайте. Мама завязывает шарф. Дочка делает то же самое с маленькими предметами. Скажите, что делает дочка?» Дети отвечают: «Дочка завязывает шарфик». Таким образом изменяются и другие фразы, предложенные логопедом.
4.Игра «Изменялки».
Педагог:
– Будем с мячиком играть, предложения изменять. Я буду каждому из вас называть предложение и бросать мячик. Вы изменяйте предложение так, чтобы в нём появились ласковые слова, и бросайте мячик обратно.
– Собака догоняет зайца. (Собачка догоняет зайчика.)
– Мама вяжет носок. (Мамочка вяжет носочек.)
Белка грызёт шишку. (Белочка грызёт шишечку.)
-Папа читает книгу. ( Папочка читает книжечку.)
– Лена надевает юбку. (Леночка надевает юбочку.)
5.Игра «Из чего?»
Педагог:
-Герой рассказа « Незнайка» Сиропчик очень любит варить и угощать вареньем своих друзей. Давайте назовем ягодки , которые мы собрали для нашего угощенья.( малинка,брусничка,вишенка, и т.д.)
6.Игра « Сладости для Пончика»
Педагог:
-Вы узнали , ребятки, кто это? Правильно, наш сладкоежка, Пончик .У него сегодня День рождения и он больше всего ждет сладких подарков. Давайте угостим нашего друга сладостями.
7. Игра « Подарки Машеньке и Ванечке»
Цель: — Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
8. Игра «Четвертый лишний».
На доску выставляются четыре картинки: три картинки с изображением больших предметов и одна картинка с изображением маленького предмета. Например, нос, шарф, домик, куст. Детям предлагается назвать картинки, выделить лишнюю и объяснить, почему она не подходит. Таким образом отрабатываются пять – шесть рядов.
9. Игра«Кто у кого?» . В процессе игры требуются картинки с
изображением животных и их детенышей.
Вначале педагог задает детям загадку про животного. Например: «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?» (Белка).
«А как называют детеныша белки? (Бельчонок)».
«Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?» Для этого вам надо вспомнить детенышей животных».
Педагог называет животных и показывает картинки. Дети вспоминают названия детенышей животных (лисенок, котенок и др.)
10. Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов в стихах и потешках.
1.)Спелую малинку
Собери в корзинку,
А свою картинку
Положи в машинку.
У дорожки выросла
Стройная рябинка,
А с рябинкой рядышком –
Славная осинка.
2.)Лисичка-сестричка
Пила всё водичку
В гостях у синички.
У маленькой птички.
3) Долго я слушал соловушку,
Пока не устала головушка.
Плавает плавно лебёдушка, Вдаль улетает журавушка.
11. Грамматика в рассказах и сказках.
Тема: «Овощи»
Цель: — Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
– Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
Спор в огороде.
Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.
– Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!
– Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!
– Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!
– Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!
– Что — бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!
Так овощи и спорили весь день — кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей — самый хороший и вкусный!»
Источник
Конспект занятия с презентацией по развитию лексико-грамматических категорий «Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами»
Тема: Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Цель: учить правильно использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.
Задачи:
• Совершенствовать навыки словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (с суффиксами –оньк/еньк, -к, ;-онок при образовании названия детёнышей животных);
• Активизировать словарь по теме «Части тела», «Овощи и фрукты», «Домашние животные», «Мебель», «Посуда», «Ягоды», «Цветы»;
• Обучать воспроизведению ритмического рисунка;
• Развивать мелкую моторику, координацию речи и движения;
Оборудование: интерактивная доска , флипчарт «Большой –маленький» (2 вариант –презентация Microsoft Office PowerPoint, игрушечный гном.
1. Организационный момент.
Слайд 1-3: Знакомство со сказочным героем.
Воспитатель: Жил-был в одной сказочной стране гном. Гномик был очень маленький. Все, что его окружало тоже было маленьким. Давай посмотрим и расскажем, как жил гномик, а ты поможешь. А потом мы сходим к нему в гости. На картинках будут те предметы, которые окружали гномика, но так как предметы эти были очень маленькие, называть их нужно будет ласково. Итак, начнем наш рассказ.
Слайд 4:
Воспитатель: Гномик был совсем маленький. Поэтому у него были маленькие уши, мы назовем их ласково…(ушки). Маленькие глаза, мы назовем их ласково…(глазки) . Маленький рот, назовем его…(ротик) . Маленькая голова, назовем ее…(головка) . Маленькие руки, назовем их…(ручки) . Маленькие ноги, назовем их…(ножки) . Маленькие пальцы, назовем их…(пальчики) . А как ласково мы назовем щеки гномика?…(щечки)
А лоб?…(лобик). А ресницы?…(реснички) А брови?…(брочки). А волосы?…(волосики). А шею?…(шейка). А живот?…(животик) А спину?…(спинка). На гномике была одежда и обувь. Назови ласково его брюки…(брючки) .А бант…(банктик) . А колпак…(колпачок) . А ботинки…(ботиночки). .
Слайд 5:
Воспитатель: Жил гномик в доме. Но на картинке дом большой, а у гномика он был совсем маленький. Нажми на дом и посмотри какой он был на самом деле. Назови дом ласково, ведь он такой маленький.
Слайд 6:
Воспитатель: Вокруг домика стоял забор. Он тоже был совсем маленький. Нажми на забор и посмотри какой он был. Назови его ласково.
Слайд 7:
Воспитатель: Гномик обычно шел в свой домик по дороге, которая шла от самого заборчика. Она была совсем маленькая, поэтому назовем ее…(дорожка)
Слайд 8:
Дети рассматривают картинки, проводят сравнение. Воспитатель начинает фразу, а дети её заканчивают.
Воспитатель: Рядом с домиком гномика был прекрасный сад. Так как сад был маленький, то мы назовем его…(садик)
В садике росли разные фруктовые деревья и фрукты. Фрукты были маленькие, как сам гномик, поэтому ласково мы назовем их …(фруктики) А теперь нажимай на каждый фруктик, чтобы увидеть какой он маленький и называй его ласково.
Слайд 9:
Воспитатель: А еще у гномика был огород. Маленький совсем, поэтому мы назовем его ..(огородик) В огородике росли маленькие овощи. Нажимай на них и называй ласково.
Слайд 10:
Воспитатель: В домике у гномика была кухня и комната. Так как они были маленькие, кухню мы назовем…(кухонька), а комнату…(комнатка) . Давай посмотрим что было у гномика на кухоньке. Не забывай называть предметы ласково, они ведь были маленькие.
Слайд 11:
Воспитатель: А теперь давай посмотрим что было в комнатке у гномика. Назови все предметы ласково (шкафчик, кроватка, зеркальце, диванчик, креслице, комодик, вазочка).
Слайд 12:
Воспитатель: Рядом с домиком гномика жили домашние животные. Назови всех животных ласково(собачка, кошечка, коровушка, козочка, овечка, лошадка)
Слайд 13:
Воспитатель: Теперь можно пойти прогуляться в лес. Лес этот маленький, поэтому назовем его ласково…(лесочек).Каких лесных зверюшек мы встретили в лесочке? Назови их ласково(лисичка, зайчик).
Слайд 14:
Воспитатель: А что мы набрали в лесу? Назови ласково (грибочки, ягодки, орешки).
Слайд 15:
Воспитатель: Гномик предлагает нам поиграть на этой полянке в мячик. Он будет бросать мячик и появится картинка с предметом. А ты назови этот предмет ласково и нажми на мячик, чтобы бросить его назад гномику( книжечка, шапочка, самолетик..)
Слайд 15:
Воспитатель: Как незаметно прошел день. Назови день ласково……. Наступил вечер. Как мы его ласково назовем?………Пора нам прощаться с гномиком. «Спасибо гномик за гостеприимство, приходи теперь и ты к нам в гости». Очень хороший денек мы провели в гостях в сказочной стране. Спасибо и тебе за внимание и помощь в рассказе. Ты молодец.
Источник
Наименование методической разработки: Формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Автор: учитель-логопед Щеколдина Татьяна Сергеевна
Место работы: ГБОУ Школа № 1272, г. Москва
Краткое содержание методической разработки
Одной из важнейших задач, стоящих перед логопедом, является овладение ребенком дошкольного возраста полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. А это значит, что он должен приобрести достаточно большой словарный запас, научиться правильно строить и грамматически оформлять фразу, овладеть связной речью, правильно произносить все звуки. Для решения данной задачи логопеду необходимо осуществлять работу, включающую в себя различные направления.
Одним из таких направлений является формирование навыка словообразования, так как овладение правилами словообразования – это источник самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса, а также необходимое условие для усвоения правил правописания в процессе школьного обучения.
Основных правил словообразования в русском языке немного и поэтому ребенку с нормально развивающейся речью овладеть ими несложно. Что же касается детей с отклонениями от нормы в речевом развитии, то для них овладение этими правилами представляет большую сложность. Эти дети не проявляют склонности к словотворчеству и, следовательно, основные принципы словообразования не усваивают. В связи с этим, при работе с детьми, страдающими речевой патологией, необходимо осуществлять целенаправленное формирование навыка словообразования в процессе длительных систематических занятий.
Данная методическая разработка была создана с целью определения последовательности работы по одному из разделов словообразования – образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый пункт этой последовательности был наполнен конкретным лексическим содержанием для последующего использования в практической работе с детьми. Данная методическая разработка позволит логопедам-практикам, а также родителям детей с речевой патологией вести эффективную работу по формированию начальных навыков словообразования.
Методическая разработка
Учитывая порядок появления суффиксов в онтогенезе, а также их продуктивность, я предлагаю следующую последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый из пунктов предложенной ниже системы наполнен конкретным лексическим содержанием, что позволяет логопедам – практикам, а также родителям детей с речевой патологией использовать данный материал в работе с детьми, не затрачивая времени на трудоемкий подбор и поиск слов.
Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -к-:
без изменения основы слова
Лексический материал: вата – ватка, лапа – лапка, туча – тучка, гиря – гирька, гора – горка, нора – норка, лопата – лопатка, монета – монетка, малина – малинка, газета – газетка, гитара – гитарка, галоша – галошка.
с изменением основы слова:
чередование по звонкости – глухости
Лексический материал: рыба – рыбка, шуба – шубка, голова – головка, борода – бородка, трава – травка, пирамида – пирамидка.
чередование звуков в основе слова
Лексический материал: рука – ручка, щека – щечка, птица – птичка, щука – щучка, черника – черничка, ежевика – ежевичка.
появление беглой гласной и чередование звуков в основе слова
Лексический материал: чашка – чашечка, терка – терочка, вилка – вилочка, миска – мисочка, рюмка – рюмочка, тарелка – тарелочка, бутылка – бутылочка, подушка – подушечка, рубашка – рубашечка, катушка – катушечка, ромашка – ромашечка, заколка – заколочка, лавка – лавочка, будка – будочка, лодка – лодочка, ложка – ложечка, дудка – дудочка, коробка – коробочка.
Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ок-:
без изменения основы слова
Лексический материал: ком – комок, лес – лесок, дым – дымок, веер – веерок, пояс – поясок, якорь – якорек, катер – катерок, колос – колосок, свитер – свитерок, хохол – хохолок, чугун – чугунок, котел – котелок.
с изменением основы слова: чередование звуков в основе слова
Лексический материал: бак – бачок, сук – сучок, кулак – кулачок, башмак – башмачок, каблук – каблучок, пиджак – пиджачок.
Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ек-:
с изменением основы слова: чередование звуков в основе слова
Лексический материал: замок – замочек, мешок – мешочек, носок – носочек, венок – веночек, чулок – чулочек, веник – веничек, фартук – фартучек, чайник – чайничек, горшок – горшочек, платок – платочек, значок – значочек, клубок – клубочек.
Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -очк-:
без изменения основы слова
Лексический материал: ваза – вазочка, роза – розочка, гора – горочка, ванна – ванночка, верба – вербочка, стена – стеночка, парта – парточка, тумба – тумбочка, кофта – кофточка, лента – ленточка, шайба – шайбочка, колба – колбочка, лопата – лопаточка, пальма – пальмочка, корзина – корзиночка, веранда – верандочка, клумба – клумбочка, бритва – бритвочка.
Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ик-:
с изменением основы слова:
чередование по твердости – мягкости
Лексический материал: нос – носик, дом – домик, рот – ротик, шарф – шарфик, холм – холмик, кекс – кексик, куст – кустик, лист – листик, мост – мостик, бант – бантик, кнут – кнутик, плот – плотик, берет – беретик, канат – канатик, пакет – пакетик, халат – халатик, жакет – жакетик, билет – билетик.
чередование по звонкости – глухости и твердости – мягкости
Лексический материал: лоб – лобик, зуб – зубик, таз – тазик, воз – возик, арбуз – арбузик, алмаз – алмазик, клюв – клювик, глаз – глазик, пруд – прудик, плед – пледик, ромб – ромбик, столб – столбик, сервиз – сервизик, сугроб – сугробик, комод – комодик, огород – огородик, пароход – пароходик, паровоз – паровозик.
Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -чик-:
без изменения основы слова
Лексический материал: шкаф – шкафчик, забор – заборчик, сарай – сарайчик, шуруп – шурупчик, футляр – футлярчик, трамвай – трамвайчик.
с изменением основы слова: чередование по твердости – мягкости
Лексический материал: жетон – жетончик, бокал – бокальчик, лимон – лимончик, банан – бананчик, батон – батончик, кулон – кулончик, балкон – балкончик, карман – карманчик, тюльпан – тюльпанчик, фонтан – фонтанчик, кафтан – кафтанчик, фургон – фургончик, барабан – барабанчик, кинжал – кинжальчик, кувшин – кувшинчик, патрон – патрончик, графин – графинчик, флакон – флакончик.
Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ц-:
с изменением основы слова: чередование по твердости – мягкости
Лексический материал: мыло – мыльце, сало – сальце, жало – жальце, шило – шильце, одеяло – одеяльце, зеркало – зеркальце.
Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ышк-:
без изменения основы слова
Лексический материал: перо – перышко, зерно – зернышко, гнездо – гнездышко, пятно – пятнышко, бревно – бревнышко, стекло – стеклышко.
Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -ушк-:
без изменения основы слова
Лексический материал: изба – избушка, голова – головушка, трава – травушка, ива – ивушка, борода – бородушка, рябина – рябинушка.
Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -иц-:
без изменения основы слова
Лексический материал: печенье – печеньице, платье – платьице, кресло – креслице, сиденье – сиденьице, растение – растеньице, ущелье – ущельице.
Источник