Укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

Укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие thumbnail

Закаливание детей в домашних условиях.

     Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.

Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического характера, так и материального. При этом зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым. Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.

Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией,  направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1 — 2 раз в год.

Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих  нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на

всех других функциях организма —  улучшаются  аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение.

Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3 — 10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.

Основными правилами закаливания являются следующие:

1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.

2. Непрерывность. Если холодовой фактор воздействует на организм систематически, многократно, происходит выработка быстрой реакции кровеносных сосудов на влияние низкой температуры воздуха, воды. Напротив, хаотичность проведения закаливающих процедур, длительные перерывы уменьшают сопротивляемость организма, могут привести к противоположному эффекту.

3. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как « огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.

4. Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду.

5. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит  к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не

вызывала никаких отрицательных явлений.

6. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.

7. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле — необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.

8. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4 — 5 раз в день, каждый раз не менее 10 — 15 минут.

9. Детям 1, 5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2, 5 — 3, 0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2, 5 — 3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.

Специальными закаливающими мероприятиями являются: ультрафиолетовое облучение, гимнастические занятия, массаж, воздушные, свето-воздушные, водные процедуры, в том числе плавание, рефлексотерапия, сауна.

В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.

Источник

Отказ от ответсвенности

Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте
Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.

Читайте также:  Возрастные индивидуальные особенности развития ребенка

От чего зависит здоровье ребенка, и как его укрепить?

Врачи-педиатры часто говорят родителям, что здоровье ребенка необходимо укреплять. Это поможет ему меньше болеть, быть активным и веселым, безболезненно реагировать на смену обстановки. А как правильно укреплять детский иммунитет?

Что влияет на здоровье ребенка?

На здоровье маленького человека влияют следующие факторы:

  1. Физическая активность. Если ребенок много двигается, то ему не страшны плохая осанка, плоскостопие, пассивность и слабый иммунитет. Важно поощрять двигательную активность ребенка, а вместо игр на планшете или компьютере предлагать ему побегать во дворе или записаться в спортивную секцию.
  2. Правильное питание. Дети любят сладости, газировку с сиропом, мороженое. Не нужно потакать ему в этом. Из детского рациона стоит исключить продукты с подозрительным составом. Его повседневное меню должно состоять из круп, овощей, фруктов, мяса, рыбы, молочных продуктов.
  3. Пребывание на улице. Постоянное сидение дома может привести ребенка к аллергии на домашнюю пыль. Прогулки на свежем воздухе должны стать неотъемлемой частью режима дня. Это повышает защитные силы организма и закаляет его. Кроме того, после прогулок дети отличаются хорошим аппетитом, охотнее засыпают.
  4. Режим дня. Он строится на биологических особенностях функционирования организма. Важные его составляющие – сон и еда. Стоит следить, чтобы эти действия совершались в примерно одно и то же время. Если малыш посещает детский сад, то его домашний режим должен стать продолжением расписания сада. Важно соблюдать его и в выходные дни, особенно это касается тихого часа.
  5. Закаливание. Закаливание позволит малышу не заболеть даже в период сезонных простуд или гриппа. Также этот процесс вырабатывает высокий уровень сопротивляемости организма к изменениям окружающей среды.
  6. Приучение к порядку. Гигиена тела и одежды – важные критерии здорового образа жизни. С раннего детства кроху нужно учить мыть руки после улицы, туалета, перед едой. Когда он немного подрастет, пусть учится есть аккуратно, следить за порядком в своих вещах и одежде.
  7. Прививание интереса к здоровому образу жизни. Малышу стоит рассказывать о пользе закаливания, прогулок, спортивных занятий, демонстрировать ему личный пример. Если заставлять его делать все это, то интерес быстро пропадет.

Особенности оздоровления детей в зависимости от возраста

В разном возрасте важно учитывать разные аспекты развития ребенка. Что это значит:

  1. Грудной и ранний возраст. Родители должны постепенно формировать у ребенка правильные привычки.
  2. Дошкольный возраст. У ребенка формируется осанка, поэтому важно следить, чтобы он сидел правильно. Также формируется его нервная, дыхательная, выделительная система.
  3. Школьный возраст. Многие первоклассники начинают страдать от проблем со зрением, поэтому важно защищать глаза ребенка, не позволять ему много сидеть за компьютером. Несмотря на домашние задания и новые обязанности, важно оставлять время на физическую активность.
  4. Подростковый возраст. Подростку стоит обеспечить психологическую поддержку и душевный комфорт. У него появляются новые интересы, возможны конфликты с родителями, одноклассниками, учителями. Важно отмечать и замечать его достижения. Потом они могут перерасти в увлечение или даже профессию.

Внимание! Для того чтобы укреплять здоровье ребенка, не достаточно просто давать ему витамины из рекламы и кормить специальными продуктами для детей. Здоровье касается образа жизни в целом, привычек, навыков гигиены, психологического комфорта.

Отказ от ответсвенности

Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте
Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.

Рецензент: Дарья Киншт Специалист по клинической диетологии и нутрициологии, материнству, здоровью и правильному питанию, аспирант кафедры педиатрии НГМУ.

Оцените статью

(1 голосов, в среднем 5)

Источник

изместьева
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития

Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»

Образовательная область: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая.

Планируемый результат:

Дети проявляют интерес к здоровье-сберегающей жизнедеятельности, первоначальным нормам здорового образа жизни.

Дети демонстрируют такие качества, как наблюдательность и любознательность.

Дети взаимодействуют друг с другом и воспитателем

Цель: развитие представлений о правильном питании в процессе выполнения практических заданий, знакомство с витаминами. Формирование у детей здорового образа жизни.

Задачи режимного момента

Воспитательные задачи:

Закрепить у детей знания о правильном питании, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной

Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание быть всегда чистым и опрятным

Читайте также:  Реклама в истории развития ребенка ярославль

Воспитывать самостоятельность, активность.

Развивающие задачи:

Уточнить понятия «Витамины», рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.

Развивать наблюдательность и любознательность

Развивать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Учить детей понимать в чем польза, а в чем вред некоторых продуктов питания.

Обучающие задачи:

Сформировать у детей знания о правильном питании, знания о важности правильного питания.

Учить детей вести здоровый образ жизни

Учить детей проявлять аккуратность в процессе умывания, заботится о себе, о своем здоровье.

Формирование у детей представления о полезных и вредных продуктах питания;

Оздоровительные задачи:

Учить детей оказывать оздоровительное воздействие на организм, через соблюдение правил личной гигиены.

Способствовать оздоровлению детского организма.

Вызывать у детей стремление употреблять в пищу полезные продукты, вести здоровый образ жизни.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма в процессе беседы, воспитание через взаимодействие, выдвижение системы положительных целей.

Принципы обучения: принципы наглядности, доступности, систематичности и последовательности.

Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа, метод стимулирования (поощрение).

Методы обучения: метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием, информационно-рецептивный метод (объяснение, указания).

Средства воспитания и обучения: письмо от Доктора Айболита, карточки с заданиями, карточки с изображением продуктов, инвентарь для сюжетно-ролевой игры «Магазин»(корзинки, муляжи продуктов, касса,медали, познавательное видео.

Список использованной литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 октября 2013 г. N 1155

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

Источник

Укрепление здоровья дошкольников.

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. А знаете ли вы, что счастливый ребенок  – это, прежде всего здоровый ребенок?

По мнению врача-педиатра Е.О.Комаровского,  «ни  качеством, ни количеством  

педиатров  проблемы  здоровья   детей решить  нельзя.  А нельзя, скорее  всего, потому,  что  упомянутое здоровье в  гораздо  большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров, вместе взятых».

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального 

благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Именно поэтому  очень важно  уже  в дошкольном  возрасте у детей вырабатывать привычку к регулярным занятиям физической культурой. 

Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

Забота о воспитании здорового ребенка является ежегодной задачей в работе нашего образовательного учреждения. Усилия работников МКДОУ постоянно направлены на оздоровление воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду мы относим:

– организацию режима гигиенических условий жизнедеятельности детей;

– организацию здорового сбалансированного питания;

– организацию  лечебно-профилактической  работы  с  детьми  и  сотрудниками,

физическое воспитание детей.

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей. Растущий организм нуждается в движении.

Для обеспечения необходимой двигательной активности каждого ребенка в дошкольном учреждении, наиболее эффективными формами оздоровления являются:

• утренняя гимнастика

• организованная образовательная деятельность по физической культуре

• подвижные игры и физические упражнения на прогулке

• оздоровительный  бег на воздухе

• гимнастика после дневного сна

• физминутки и динамические паузы

• физкультурные праздники, досуги, развлечения

• дыхательная гимнастика и др.

Потребность  в  движении, в двигательной активности  ученые  называют кинезофилией  – врожденной биологической потребностью человеческого организма, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Полное удовлетворение данной потребности особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. У малоподвижных детей чаще всего наблюдается отставание моторного  и  психического  развития, и они  в большей  мере  подвержены простудным заболеваниям. 

Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта.

Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов, стимулируют   развитие   речи,   творческие   способности,   фантазию. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти,   инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Читайте также:  Отставание в психоэмоциональном развитии ребенка

Движения являются существенным компонентом любого вида детской деятельности (игровой, театральной, учебной, конструктивной и др.)

Активная и многообразная двигательная деятельность   детей способствует укреплению здоровья, совершенствованию двигательных навыков и умений, развитию двигательных и психических способностей, формированию положительных эмоциональных состояний, воспитанию потребности в реализации двигательных возможностей.

В процессе оптимизации двигательной активности детей в дошкольном учреждении создаются такие условия, которые содействуют решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.

Воспитательные задачи направлены на развитие умственных, духовных и физических способностей детей в их самом полном объеме.

Образовательные задачи направлены на овладение детьми определенным объемом знаний, умений, навыков, физических качеств для их всестороннего развития.

Но заставлять детей заниматься физическими упражнениями не надо, т.к. это, как правило, приводит к обратному результату. Зачастую постоянное использование структуры только традиционного физкультурного занятия ведет к снижению интереса детей. Нужно постараться заинтересовать ребенка. Именно поэтому, наряду с традиционными методиками развития детей в нашем учреждении используются и нетрадиционные подходы к совершенствованию физического здоровья дошкольников.

Использование различных вариантов оздоровительных занятий:

• игровых  – построенных на подвижных играх,

• построенных на музыкально-ритмических движениях,

• сюжетно-игровых,

• занятий – тренировок,

способствует формированию интереса детей к двигательной активности.

Такой подход к организации физкультурных занятий у детей дошкольного возраста повышает интерес к утренней зарядке, физическим упражнениям, спорту, пробуждает потребность в укреплении собственного здоровья и способствует функциональному совершенствованию детского организма.

Обязательным элементом физического воспитания, имеющим большое значение для укрепления здоровья, повышения работоспособности и сопротивляемости инфекции, является закаливание.

Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность организма к вредному действию раздражителей внешней среды.

Закаливание повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям различных погодных факторов, таких как холод, жара, сырость и др. Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на организм, приводят к усилению обмена веществ, повышают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, оказывают благотворное влияние на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка.

При закаливании следует неукоснительно придерживаться определенных правил, первое из которых – постепенность. Необходимо также учитывать состояние здоровья и индивидуальные особенности ребенка. К закаливанию детей, часто болеющих, ослабленных надо подходить очень осторожно, но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребенка закаливания, т.к. именно оно необходимо для его здоровья.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку радость. В качестве средств закаливания широко используют естественные факторы: вода, воздух и солнечная радиация. Влияние закаливающих факторов будет положительным только в том случае, если они отвечают определенным гигиеническим требованиям. Воздух и вода должны быть чистыми и иметь определенную температуру.

Использовать воздух в качестве закаливающего средства необходимо постоянно, во все времена года. Действие воздуха оказывает тройное воздействие: холодовое, химическое (аэроионы), механическое (массирующее). За счет того, что раздражаются кожные рецепторы, изменяются терморегулирующий режим организма и обмен веществ, все процессы в организме начинают протекать более гармонично.

Вода по сравнению с воздухом является более сильным средством закаливания, т.к. обладает большей теплопроводностью и теплоемкостью. Водные процедуры должны быть короче по времени. Закаливание водой проводится с учетом индивидуальных возрастных особенностей ребенка. Наиболее щадящей методикой закаливания являются обтирания, особенно полезные в детском и пожилом возрасте. В качестве закаливающих процедур могут быть использованы умывание, растирание до пояса, мытье рук, обливание их водой, игра с водой, влажное обтирание всего тела, обливание водой под душем.

При закаливании солнечными лучами необходимо помнить, что солнце действует на организм гораздо сильнее, чем вода и воздух. Лучшим периодом для пребывания детей под лучами солнца является время от 10 до 12 часов дня.

Закаливание солнцем может проходить на прогулках в весеннее-летнее время при обычной деятельности детей. Летом на них должны быть облегченная одежда и светлый головной убор.

Традиционные методы закаливания:

воздушные ванны – улучшается состояние тарморегуляторного аппарата;

• обширное  умывание,  мытье  рук  прохладной  водой  по  локоть  – способствует улучшению лимфо – и кровообращения;

• хождение по солевым дорожкам – улучшает протекание нервных процессов;

• массаж ног – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения;

• дыхательная гимнастика – способствует укреплению дыхательного тракта;

• точечный массаж – под его действием организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

• солнечные ванны –  под  действием  лучей  в  коже  образуется  меланин  и начинает синтезироваться витамин Д, что препятствует развитию рахита.

Природа щедро одаривает нас своими благами – солнцем, водой, воздухом. Давайте же пользоваться этими бесценными дарами, которые способны закалить тело и душу, вдохнуть здоровье и помочь вырастить здоровых, крепких и умных детей!

Родители, помните что, занимаясь спортом вместе со своими детьми, вы не только укрепляете собственное здоровье, но и развиваете своих детей, создаете крепкие дружественные отношения в семье, воспитываете в детях уважение и любовь к родителям.

Будьте здоровы!

Источник