Уход за ребенком с целью развития

Что значит ухаживать за ребенком, особенно новорожденным, в общих чертах может представить себе каждый. Покормить, помыть, переодеть, подержать, развлечь, помыть, опять покормить, помыть, переодеть, покачать, уложить спать, переодеть, покормить, уложить спать… и так далее.

Развивающий уход предлагает добавить к каждому обыденному действию и ежедневному ритуалу по уходу за ребенком дополнительный, особый смысл.

Покормить грудью, зная, что даешь лучшее не только для питания, но и для развития и стимуляции мозга. Переодеть и подержать на руках, но так, чтобы позволить маленьким растущим мышцам ребенка поработать, дав им небольшую посильную нагрузку. Помыть и покачать – только в правильной физиологичной позе. Уложить спать – но так, чтобы не нарушить привычный ритм жизни всей остальной семьи. Одно из преимуществ и отличительных особенностей методик развивающего ухода – это включение ребенка в повседневную разнообразную деятельность взрослых.

Узнайте, почему развивающий уход необходим современным детям. (Ссылка)

Развивающий уход

  • Стимулирует развитие ребенка и его реабилитацию после родов

  • Налаживает гармоничные отношения и связи внутри семьи

  • Организует естественный уход за ребенком и решает бытовые вопросы

  • Обеспечивает полноценный отдых для матери и профилактику послеродовой депрессии

Хотите?

Все это абсолютно реально и довольно просто. Для развивающего ухода не нужно покупать дорогого оборудования или заказывать особенные «развивающие» игры и пособия. Все, что нужно, (и даже больше), как правило, заботливые родители и сами уже придумали, купили или сделали.

Помните, что лучшее развивающее занятие для ребенка первых месяцев жизни – это быть включенным в интересную, насыщенную разнообразной деятельностью, жизнь родного взрослого человека. Любое специальное «развивающее занятие» или «уникальная методика» – всего лишь один из вариантов стимуляции мозга младенца, не более и не менее эффективный по сравнению с другими, обеспечиваемыми развивающим уходом (ношение на руках и в слинге, грудное вскармливание, вестибулярная гимнастика, высаживание и тд).

Давайте разберем подробнее составляющие развивающего ухода.

Элементы развивающего ухода за новорожденным

Грудное вскармливание

Самый эффективный метод развивающего ухода – неограниченное грудное вскармливание. Грудь матери в данное время является идеальной развивающей средой, сочетающей в себе различные способы стимуляции (вкусовая, тактильная, зрительная, слуховая, обонятельная, двигательная). Важно обеспечить ребенку контакт «кожа к коже» и доступность груди (кормление по требованию), не забирать, пока сам не отпустит сосок. Это не только способствует развитию ребенка и восстановлению клеток мозга, но и помогает наладить полноценное грудное вскармливание.  В период новорожденности и до конца первого года жизни закладывается базовое доверие к миру и эмпатия. Важны любовь к ребенку, быстрый отклик на сигналы ребенка, телесный контакт (прикосновение к ребенку и его к миру, грудное вскармливание, ношение на руках, совместное пребывание).

Холдинг (подробнее…)

Один из самых важных элементов развивающего ухода – холдинг: ношение на руках и в приспособлениях (слинг с кольцами, ортослинг, слинг-шарф) горизонтально минимум 3 часа в день (сон, кормление, прогулки). В слинге удовлетворяются в любой момент важнейшие потребности малыша: в еде, тепле, безопасности, впечатлениях, общении, во сне, в проявлении материнской любви, движениях, писать и какать. В то же время, использование слинга позволяет разгрузить руки и спину маме, облегчая ей жизнь и сохраняя здоровье.

Для комфортного и вместе с тем развивающего холдинга используем естественные лечебно – физкультурные позы для новорожденного. Используя эти приемы, вы позволяете работать мышцам ребенка, тренируя их. Например, при переодевании ребенка каждый раз, поворачивая его с бока на бок, вы даете необходимую нагрузку и вместе с тем обучаете его самостоятельным действиям.

Мини-комплекс упражнений, основанных на врожденных рефлексах

Можно начинать выполнять с самого рождения мини-комплекс для новорожденных, основанный на врожденных рефлексах, эффективно стимулирующий мозг. Первые пять дней (когда ребенок еще выходит из родового стресса) выполняется 2 раза в день, затем можно до 10 раз в день.

Комплекс: ползание + автоматическая походка + повороты за ножку + приподнимание с хватательным рефлексом при здоровой шее (при отсутствии рефлекса подтягивания головки не отрываем головку от пеленальника) .

Плавание (подробнее…)

Начать уроки плаванья с грудничком можно после 14 дней, когда полностью заживет пупочная ранка. Здесь главное помнить, что любовь к воде и плаванью важнее для малыша, чем техника плаванья и нырянья. Вода способствует разнообразной стимуляции – тактильной, обонятельной, вкусовой, вестибулярной, двигательной. Всегда следите за состоянием и настроением малыша и не перегружайте его. Мы также рекомендуем обратиться за помощью к специалисту по раннему плаванию для лучшего обучения.

Комплекс “Пестование младенцев” (подробнее…)

Материнский массаж, вестибулярная гимнастика, пение, игры. Комплекс включает в себя все стимуляции для спасения «спящих клеток» и формирования сильной личности. Комплекс “Пестование младенцев” это материнский массаж и вестибулярная гимнастика, материнское пение, традиционная пластика (плавные народные танцы это и утешение, и веселая совместная игра с новорожденным), пальчиковые игры, развивающие игры, душевные воздействия.

Данный комплекс основан на рекомендациях Института развития мозга Филадельфия и дополнен остеопатами, ортопедами, педиатрами, специалистами петербургской школы массажа и лечебной физкультуры. Ритм выполнения комплекса задается ритмом аутентичного фольклора, что, по мнению К.Юнга, способствует оздоровлению через архетип предков. Полностью все элементы вводятся не позже, чем с 1 месяца возраста малыша!

Каждый день в течение 100 первых дней жизни

  1. лечебно-физкультурные приемы при уходе – постоянно,

  2. ношение в слинге не менее 3 часов в день,

  3. качание на мяче и руках по желанию ребенка (минимум ношения на руках 9 месяцев).

  4. полный комплекс материнского массажа -1 раз в день,

  5. массаж живота – при каждом пеленании,

  6. плаванье в ванне 1 раз в день вечером после прогревания малыша физкультурой (фрагментом комплекса пестования),

  7. мини-комплекс 10-15 раз в день с любым элементом вестибулярной гимна¬стики – по желанию родителей. Мини комплекс можно выполнять 2 раза в день , если нет серьезных проблем и есть другие виды стимуляции (ношение в слинге + неограниченное грудное вскармливание + утром комплекс пестования , а вечером плаванье).

Читайте также:  Особенности развития ребенка в постнатальный период

Дорогие родители! Все методики развивающего ухода просто и гармонично вписываются в повседневные ритуалы заботы о малыше. Применение их в жизни абсолютно реально и совсем не затруднительно. Вы можете убедиться в этом сами, посмотрев полностью видеопособие «Развивающий уход за младенцем». В этом фильме все методики показаны на примере одного дня из жизни семьи с ребенком.

Источник

В этом разделе учебного курса объясняется, как оценить уход в целях развития и дать рекомендации. См. схему КОНСУЛЬТИРУЙТЕ МАТЬ.

Рекомендации по уходу в целях развития касаются как больного, так и здоровогоребенка.

Посещение амбулатории больным ребенком дает отличную возможность оценить уход в целях развития ребенка во время болезни.

Рекомендации по различным возрастным группам даны в разных колонках. Вы должны знать все рекомендации по уходу в целях развития, но нет необходимости давать рекомендации для всех возрастов одной матери. Помните, что рекомендации по уходу в целях развития ребенка должны соответствовать, не только возрасту, но и навыкам ребенка.

Вначале вы должны задать матери вопросы, чтобы выяснить, как ребенку обеспечивается уход в целях развития. Затем дайте только те советы, которые подходят возрасту и навыкам ребенка и приемлемы в данной ситуации.

Задачи обучения:

По окончании данного раздела вы научитесь:

  • Оценивать уход в целях развития ребенка
  • Выявлять имеющиеся проблемы ухода в целях развития
  • Давать рекомендации по уходу в целях развития для различных возрастных групп

Вы получите навыки:

  • Оценки ухода в целях развития ребенка
  • Определения проблем с уходом в целях развития
  • Консультирования по выявленным проблемам ухода в целях развития

Рекомендации по уходу в целях развития ребенка

от рождения до 4 месяцев:

Эмоциональное развитие

· При рождении здоровый ребенок обладает зрением, слухом и обонянием. Он узнает свою мать по ее голосу, запаху и лицу.

· Отец играет важную роль в развитии ребенка и должен участвовать в оказании ухода.

· Ребенок может научиться многому у своих старших братьев и сестер, подражая и копируя их, поэтому братья, сестры и другие родственники должны участвовать в уходе за ребенком.

· Можно его научить доверять и общаться с вами, успокаивая его в момент стресса.

· Грудное вскармливание – удобное время для объятий, выражения заботы и эмоциональной связи.

Игра

· Обеспечьте ребенкувозможность видеть, слышать, ощущать и двигаться с самого рождения.

· Он вскоре обнаружит свои руки и ноги.

· Свободное движение руками и ногами поможет ему вырасти сильным.

· Он вскоре начнет протягивать руки за объектами и класть их в рот, так как учится путем пробы на вкус и осязания.

· Он будет стараться поднять свою голову, чтобы посмотреть вокруг. Помогите ему, неся его в руках, помогите придержать его головку, чтобы он мог видеть.

· Позволяйте ему перекатываться на безопасной поверхности, чтобы он мог развивать свои мышцы.

Общение

· Смотрите ребенку в глаза и улыбайтесь ему. Самое время общаться, когда вы кормите грудью. Копирование его звуков, жестов, мимики, а также ласковое пение научат его общению.

· Он будет отвечать на прикосновение, взгляд и голос матери. Он будет стараться выразить свои потребности посредством движений, звуков и плача.

Рекомендации по уходу в целях развития ребенка

в возрасте от 4 до 6 месяцев:

Эмоциональное развитие

· Дети любят видеть разных людей и лица, поэтому членам семьи необходимо держать и носить ребенка на руках, улыбаться, смеяться и разговаривать с ним.

· Он сейчас привязывается к своей матери и может чувствовать себя некомфортно с чужими людьми. Если оставлять его с людьми, которых он знает, это поможет ему чувствовать себя в безопасности.

Игра

· Когда он видит свой мир, ему хочется потрогать, попробовать на вкус и изучать. Давайте ему безопасные большие, яркие предметы, чтобы ребенок мог тянуться за ними, а также новые предметы, чтобы ребенок мог разглядывать их. Дайте возможность взять их к себе в рот, что поможет ему учиться и развивать мануальные навыки. Но держите подальше маленькие предметы, которые он может проглотить.

· Если позволять ему сидеть с поддержкой и переворачиваться, это помогает развитию его мышц.

Общение

· Он любит издавать новые звуки, например, визжать и смеяться. Он будет реагировать на чей-либо голос с дополнительными звуками, подражать звукам, которые он слышит и учится заводить разговор с другим человеком.

· Чтобы подготовить его к общению, больше разговаривайте с ним, сопровождайте разговор разными звуками и жестами. Повторяйте его звуки, и разговаривайте с ним о том, что он чувствует, видит и хочет.

Рекомендации по уходу в целях развития ребенка

в возрасте от 6 до 12 месяцев:

Эмоциональное развитие

· Он может не захотеть отходить от вас. Помогите ему справляться со временным разделением, мягко объясняя ему, что вам нужно его оставить, и оставляя его с людьми, которых он знает. Хорошо известны игры в прятки и «ку-ку», которые учат его понимать, что вы не ушли на совсем, когда он вас не видит.

· Он замечает, когда люди выражает сильную злость, и в результате может расстроиться. Не подвергайте его таким эмоциональным нагрузкам и успокойте его, если такое случится.

· Любовь и время, которые вы ему уделяете, ваш интерес к тому, что он делает и ваша поддержка его любознательности укрепит его уверенность в себе.

Игра

· Ребенок учится и обретает навыки применения своих рук, играя с безопасными чистыми бытовыми предметами как небьющиеся тарелки, чашки и ложки, стуча ими и бросая их, открывая и закрывая крышки, складывая и сортируя предметы.

Читайте также:  Понятие грамматического строя речи и его значение для развития ребенка

· Ребенку нравится бросать предметы и смотреть, как они падают, какой звук при этом производят, и смотреть, как кто-то их поднимает.

· Давайте ему чистые и безопасные предметы домашнего обихода, чтобы он мог держать их в руках, греметь ими или бросать их (это может вызвать раздражение у матери, занятой домашней работой. Но мать должна быть более терпимой, понимая, что ребенок учится посредством этой игры)

· Позволяйте ему свободно передвигаться и играть в безопасной среде, чтобы позволит его мышцам развиваться.

Общение

· Реагируйте на звуки вашего ребенка и на его интересы.Называйте ребенку предметы и имена людей. (Дети имитируют звуки и действия своих старших сестер и братьев, а также взрослых. Им очень нравится, когда другие реагируют на те звуки, которые они издают.)

· Общайтесь с ребенком, пойте для него, придавайте значение его лепету, замечайте и реагируйте, когда он попытается вам что-то сообщить

· Помогайте ребенку научиться пониманию речи и общению.

Рекомендации по уходу в целях развития ребенка

в возрасте от 12 месяцев до 2 лет:

Эмоциональное развитие

· Давайте ему возможность самостоятельно заниматься чем-либо и радоваться тому, чем он занимается, чтобы развивать его самооценку.

· Он может злиться и расстраиваться, когда не может получить все, что он хочет. Поговорите с ним о его чувствах. Он быстрее научится правилам, если их не слишком много, и если они просты и последовательны.

· Он может захотеть все делать самостоятельно и упорствовать. Он может захотеть оставаться младенцем и взрослым одновременно. Можно ему помочь с пониманием этой фазы детства, держа его в руках, когда он хочет быть ребенком и, позволяя ему некоторую степень самостоятельности, когда он хочет быть взрослым.

Игра

· Он начнет более часто и умело использовать одну руку. Позволяйте ему использовать ту руку, которую выбрал мозг.

· Он может практиковать мануальные навыки, когда самостоятельно ест и одевается, рисует, лепит, играет с водой, играет с вещами.

· Давайте ребенку предметы разного размера, которые можно складывать в контейнер, вынимать их оттуда, класть друг на друга (дети любят составлять один предметы на другие, пока те не упадут).

· Выводите его во двор, чтобы он мог бегать, прыгать и лазать.

Общение

· В этом возрасте для него важно учиться говорить и понимать слова. Стимулируйте его познание, наблюдая за тем, что он делает. Используйте каждую возможность завести с ним разговор (например, при кормлении, купании или просто находясь рядом с ним).

· Задавайте вашему ребенку простые вопросы. Реагируйте на попытки ребенка говорить с вами. Играйте с ним в “до свидания”. Играйте с ним в простые игры («хлопать в ладоши», «пока-пока»). Поощряйте его повторять слова. Слушайте его, когда он пытается использовать слова или жесты, это поможет ему научиться разговаривать. Игры, книги, песни, рифмы, рассказы и совместные игры стимулируют его развитие.

Рекомендации по уходу в целях развития ребенка

в возрасте от 2 лет и старше:

Эмоциональное развитие

· Любовь и время, которыми вы его одарили, ваш интерес к тому, что он делает, ваша вера в его успех, и ваша поддержка его любопытства поможет усилить его уверенность в себе и стремление к познанию.

· В этом возрасте он может понимать, что правильно и неправильно. Его можно обучать к тому, как люди должны себя вести, посредством рассказов, песен и игр. Он будет лучше учиться, если ему сначала подсказать, что правильно, и его следует мягко поправлять, чтобы он не стыдился.

· Совместное приготовление пищи и выполнение поручений, сортировка одежды, и выполнение других работ по дому усилит его уверенность в себе и стимулирует его познание.

Игра

· Черчение, написание, разукрашивание, укладывание предметов, и помощь в приготовлении пищи помогает развивать мануальные навыки ребенка.

· Помогите ребенку считать, называть предметы и сравнивать их, подбирать предметы по размерам, формам и цветам. Сделайте простые игрушки для вашего малыша.

· Игра во дворе и с другими детьми обогащает его развитие.

· Поощряйте активную игру и движение. Давайте ребенку возможность ходить пешком, прыгать, бегать, пинать мячик.

Общение

· Слушайте, что он вам говорит, поощряйте ребенка к разговору, отвечайте на его вопросы.

· Позволяйте ему рассказывать обо всем, что он испытал или хочет вам рассказать.

· Научите вашего ребенка рассказывать истории, петь и играть.

· Поощряйте его называть вещи по именам.

· Дети в этом возрасте уже понимают, что плохо, а что хорошо. Вы можете обучить своего ребенка, как следуют себя вести, используя народные сказки, песни и игры.

· Дети лучше обучаются, если они с самого начала слышат правильную речь. Во время становления речи дети делают много ошибок. Исправляя их, можно подавить в них желание говорить, поэтому поправлять детей нужно мягко и осторожно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

В этом разделе учебного курса объясняется, как оценить уход в целях развития и дать рекомендации. См. схему КОНСУЛЬТИРУЙТЕ МАТЬ.

Рекомендации по уходу в целях развития касаются как больного, так и здоровогоребенка.

Посещение амбулатории больным ребенком дает отличную возможность оценить уход в целях развития ребенка во время болезни.

Рекомендации по различным возрастным группам даны в разных колонках. Вы должны знать все рекомендации по уходу в целях развития, но нет необходимости давать рекомендации для всех возрастов одной матери. Помните, что рекомендации по уходу в целях развития ребенка должны соответствовать, не только возрасту, но и навыкам ребенка.

Вначале вы должны задать матери вопросы, чтобы выяснить, как ребенку обеспечивается уход в целях развития. Затем дайте только те советы, которые подходят возрасту и навыкам ребенка и приемлемы в данной ситуации.

Читайте также:  Опрос развитие ребенка до года

Задачи обучения:

По окончании данного раздела вы научитесь:

  • Оценивать уход в целях развития ребенка
  • Выявлять имеющиеся проблемы ухода в целях развития
  • Давать рекомендации по уходу в целях развития для различных возрастных групп

Вы получите навыки:

  • Оценки ухода в целях развития ребенка
  • Определения проблем с уходом в целях развития
  • Консультирования по выявленным проблемам ухода в целях развития

Рекомендации по уходу в целях развития ребенка

от рождения до 4 месяцев:

Эмоциональное развитие

· При рождении здоровый ребенок обладает зрением, слухом и обонянием. Он узнает свою мать по ее голосу, запаху и лицу.

· Отец играет важную роль в развитии ребенка и должен участвовать в оказании ухода.

· Ребенок может научиться многому у своих старших братьев и сестер, подражая и копируя их, поэтому братья, сестры и другие родственники должны участвовать в уходе за ребенком.

· Можно его научить доверять и общаться с вами, успокаивая его в момент стресса.

· Грудное вскармливание – удобное время для объятий, выражения заботы и эмоциональной связи.

Игра

· Обеспечьте ребенкувозможность видеть, слышать, ощущать и двигаться с самого рождения.

· Он вскоре обнаружит свои руки и ноги.

· Свободное движение руками и ногами поможет ему вырасти сильным.

· Он вскоре начнет протягивать руки за объектами и класть их в рот, так как учится путем пробы на вкус и осязания.

· Он будет стараться поднять свою голову, чтобы посмотреть вокруг. Помогите ему, неся его в руках, помогите придержать его головку, чтобы он мог видеть.

· Позволяйте ему перекатываться на безопасной поверхности, чтобы он мог развивать свои мышцы.

Общение

· Смотрите ребенку в глаза и улыбайтесь ему. Самое время общаться, когда вы кормите грудью. Копирование его звуков, жестов, мимики, а также ласковое пение научат его общению.

· Он будет отвечать на прикосновение, взгляд и голос матери. Он будет стараться выразить свои потребности посредством движений, звуков и плача.

Рекомендации по уходу в целях развития ребенка

в возрасте от 4 до 6 месяцев:

Эмоциональное развитие

· Дети любят видеть разных людей и лица, поэтому членам семьи необходимо держать и носить ребенка на руках, улыбаться, смеяться и разговаривать с ним.

· Он сейчас привязывается к своей матери и может чувствовать себя некомфортно с чужими людьми. Если оставлять его с людьми, которых он знает, это поможет ему чувствовать себя в безопасности.

Игра

· Когда он видит свой мир, ему хочется потрогать, попробовать на вкус и изучать. Давайте ему безопасные большие, яркие предметы, чтобы ребенок мог тянуться за ними, а также новые предметы, чтобы ребенок мог разглядывать их. Дайте возможность взять их к себе в рот, что поможет ему учиться и развивать мануальные навыки. Но держите подальше маленькие предметы, которые он может проглотить.

· Если позволять ему сидеть с поддержкой и переворачиваться, это помогает развитию его мышц.

Общение

· Он любит издавать новые звуки, например, визжать и смеяться. Он будет реагировать на чей-либо голос с дополнительными звуками, подражать звукам, которые он слышит и учится заводить разговор с другим человеком.

· Чтобы подготовить его к общению, больше разговаривайте с ним, сопровождайте разговор разными звуками и жестами. Повторяйте его звуки, и разговаривайте с ним о том, что он чувствует, видит и хочет.

Рекомендации по уходу в целях развития ребенка

в возрасте от 6 до 12 месяцев:

Эмоциональное развитие

· Он может не захотеть отходить от вас. Помогите ему справляться со временным разделением, мягко объясняя ему, что вам нужно его оставить, и оставляя его с людьми, которых он знает. Хорошо известны игры в прятки и «ку-ку», которые учат его понимать, что вы не ушли на совсем, когда он вас не видит.

· Он замечает, когда люди выражает сильную злость, и в результате может расстроиться. Не подвергайте его таким эмоциональным нагрузкам и успокойте его, если такое случится.

· Любовь и время, которые вы ему уделяете, ваш интерес к тому, что он делает и ваша поддержка его любознательности укрепит его уверенность в себе.

Игра

· Ребенок учится и обретает навыки применения своих рук, играя с безопасными чистыми бытовыми предметами как небьющиеся тарелки, чашки и ложки, стуча ими и бросая их, открывая и закрывая крышки, складывая и сортируя предметы.

· Ребенку нравится бросать предметы и смотреть, как они падают, какой звук при этом производят, и смотреть, как кто-то их поднимает.

· Давайте ему чистые и безопасные предметы домашнего обихода, чтобы он мог держать их в руках, греметь ими или бросать их (это может вызвать раздражение у матери, занятой домашней работой. Но мать должна быть более терпимой, понимая, что ребенок учится посредством этой игры)

· Позволяйте ему свободно передвигаться и играть в безопасной среде, чтобы позволит его мышцам развиваться.

Общение

· Реагируйте на звуки вашего ребенка и на его интересы.Называйте ребенку предметы и имена людей. (Дети имитируют звуки и действия своих старших сестер и братьев, а также взрослых. Им очень нравится, когда другие реагируют на те звуки, которые они издают.)

· Общайтесь с ребенком, пойте для него, придавайте значение его лепету, замечайте и реагируйте, когда он попытается вам что-то сообщить

· Помогайте ребенку научиться пониманию речи и общению.

Рекомендации по уходу в целях развития ребенка

в возрасте от 12 месяцев до 2 лет:

Источник