Уход за ребенком его развитие от 3 лет до 6 лет
Здравствуйте всегда, мой дорогой читатель! Рада новой встрече с Вами. Даже убеленные сединой люди часто вспоминают детство как лучший период своей жизни. Возраст от 3 до 6 лет жизни – замечательный и интересный. Что нужно учесть при воспитании ребенка этой возрастной группы, чтобы оставить позитивный след в душе своего любимца?
Подпишитесь на канал, пожалуйста, и/или оставьте комментарий. СПАСИБО!
«Счастливая пора» – так можно сказать о дошкольном периоде, когда ребенку от 3 до 6 лет. Чем он такой замечательный? Об этом поговорим сегодня.
После 3х лет Ваш ребенок вступает в дошкольный период. Это новая эпоха в его жизни. Возраст очарования, непосредственности, любознательности.
Это возраст, когда воображение ребенка начинает работать так ярко, интенсивно, что бывает трудно отличить, где выдуманное, а где реальность.
Это возраст, когда игра и жизнь объединяются настолько, что жить не играя нельзя и невозможно определить, ребенок сейчас играет или нет.
Это возраст активных действий. Ребенка трудно удержать на месте, он постоянно что-то делает, куда-то стремится, о чем-то мечтает. Желание что-то делать: бегать, прыгать, рисовать, играть с игрушками, говорить – переполняет ребенка.
Это возраст, когда в жизнь ребенка входят сверстники, всерьез и надолго. Общие игры, ссоры, привязанности, согласия и разногласия начинают заполнять круг его интересов.
Возраст познания, активных действий, удовольствий!
Это возраст, когда каждый день приносит что-то свое, новое. Ребенок открывает мир: знакомится с людьми, природой, окружающими предметами, узнает, что существует добро и зло.
Это возраст, когда ребенок способен рассказать об увиденном, услышанном, о том, что его волнует, о чем мечтает.
Впечатления дошкольного детства наша память хранит очень долго, а может, и всю жизнь, порой согревая человека добрыми яркими картинками из своего детства.
Я, например, запомнила на всю жизнь своего музыкального руководителя в садике: это был молодой человек (что уже является необычным), высокий, в очках, с копной кудрявых волос на голове, немного стеснительный и неуклюжий в своих движениях. А мне он казался каким-то необыкновенным, чарующим, почти принцем!
Одним словом, детство – самая счастливая пора в жизни, в которой многие писатели и поэты черпали свое вдохновение.
Дошкольное детство приносит и необыкновенное удовольствие взрослым, находящимся рядом с детьми. Ребенок еще очень привязан к маме и папе, воспитательнице и пока он полностью открыт миру и окружению, его непосредственность завораживает. Увы, позже это уйдет, к сожалению.
И в то же время дошкольник – это уже достаточно самостоятельный человек со своими желаниями, представлениями. С ним можно делать различные дела, его можно увлечь, заинтересовать, замотивировать рассказами, играми, занятиями.
Общаясь с дошкольником, взрослые как бы заново проживают свое собственное детство.
Главное дело в жизни дошкольника – это игра. Игра – это деятельность, которая открывает новое и неизведанное, учит очень многому (строить, лечить, одевать, развивать память, логику – всего не перечесть), доставляет удовольствие дошкольнику, помогает найти друзей и мириться при ссорах…
С помощью игры взрослые могут исправить какие-то слабые качества ребенка. Например, невнимательного ребенка можно увлечь игрой в разведчиков и тогда он научится подмечать все то, чего раньше не замечал, не придавал значения, научит быть дисциплинированным.
Игра для ребенка-дошкольника – это главная составляющая его развития, воспитания и даже перевоспитания. Подробнее об этом в статье «На что способна игра для дошкольника: развитие, воспитание, перевоспитание»: https://zen.yandex.ru/media/id/5c15ff1646809400ae8d761b/na-chto-sposobna-igra-dlia-doshkolnika-razvitie-vospitanie-perevospitanie-5e982b2c092ca94c38d6af13
Резюме. Возраст ребенка от 3х до 6 лет – это возраст дошкольного детства – насыщен появлением различных новообразований, позволяющих ему расти, становиться более самостоятельным, открывать мир.
Родители, учитывая все особенности этого возраста, могут помочь своему ребенку проживать счастливую пору в своей жизни. Будьте счастливы и вы, дорогие родители!
Буду признательна Вам за подписку на канал и отклик в виде комментария или лайка. СПАСИБО!
Источник
Возраст от 3-х до 6-ти лет – очень интересный и важный период в жизни малыша. Ведь именно сейчас ребенок переходит из состояния «малыш и мама одно целое» в состояние «я – отдельная независимая личность». И хотя независимость трехлетнего малыша еще, конечно, понятие достаточно условное, но то, что кроха меняется и взрослеет, с этим мы спорить не станем.
Как же именно это происходит, что поможет родителям понять, что их любимый малыш уже встал на путь взросления?
Основные признаки психологического развития трехлетнего малыша:
- ребенок осознает себя как личность и начинает психологическое отделение от матери, именно с этим фактором связан возрастной кризис 3-х лет.
- строит предложения с употреблением предлогов «Я», «ты» «он», «она». Раньше для описания действий ребенок использовал свое имя, например, говорил «Маша пошла», а теперь кроха говорит «Я пошла».
- осознает свой пол и сознательно причисляет себя к мальчикам или девочкам. В этот период для ребенка характерны ролевые игры: с куклами в «дочки-матери» для девочек, с машинками, пистолетами и футбольным мячом – для мальчиков.
Рассмотрим основные моменты психологического взросления ребенка от 3-х до 6-ти лет подробнее.
Социализация
Начиная с трех лет, ребёнок начинает процесс выхода за пределы своего семейного круга и в жизнь малыша входит активное общение со сверстниками. Ведь недаром когда сыночку или дочке исполняется три годика, многие родители задумываются о том, что ребенку пора посещать детский садик, записывают его на курсы раннего развития.
Что дает ребенку полноценное общение со сверстниками, чему он сможет научиться во время совместных игр:
- подчинять свои желания общим правилам игры;
- сформировать суть понятий «хорошо» и «плохо»;
- познакомиться с эмоциями и поведением других детей;
- стать более самостоятельным;
- научиться новому.
В возрасте от 3-х до 6-ти лет, благодаря активной социализации, ребенок постепенно учится оценивать окружающий мир, людей, адекватно воспринимать собственные действия.
С возрастом у ребенка меняются сюжеты для игр: если в возрасте 3-4 лет они были ограничены подражанием взрослым, семейными, бытовыми сюжетами и содержали в основном предметные действия (кормим куклу, катаем машинку, строим домик из кубиков), то ребенок 5-6 лет, по мере взросления и освоения нового, обращает внимание на более сложные моменты, например человеческие отношения.
Также игра становится более длительной по времени:
- в 3-4 года малыш может увлеченно заниматься одним делом не более 15 минут, затем ему необходимо переключиться на что-то другое;
- в 4-5 лет одна игра может продолжаться 20-30 минут;
- в 5-6 ребенок способен увлечься игрой на 30-40 минут, а после некоторого отдыха вернуться к ней, в случае если она интересна.
Читай также: Игрушки для детей от 3 до 6 лет
Психологические особенности
В возрасте от 3-х до 4-х лет у малыша формируется понятие интонации произносимых слов: ребенок в состоянии по голосу понять недовольство своим поведением, обиду, иронию, грусть.
В этом возрасте ребенок, в основном, уже не путает единственное и множественное число, женский и мужской род, умеет делить предметы на группы по различным признакам, но иногда может назвать вчерашний день завтрашним и наоборот, перепутать понятия «обед» и «ужин». Также затруднения у малыша вызывает необходимость понимать время по часам.
Читай также: Как научить ребенка определять время: просто о сложном
Ребенок открыт новым знаниям, живо интересуется, для чего предназначен тот или иной предмет и что из него можно сделать. Благодаря именно этому интересу некоторые малыши разбирают на части, а порой и ломают свои игрушки, для того, чтобы понять, как они устроены внутри.
Самостоятельность и желание делать все именно так, как ему хочется – достаточно острая тема в возрасте 3-4 лет. Родителям такого малыша необходимо набраться терпения и попытаться организовать ребенка с помощью постоянного ежедневного распорядка и слаженности своих действий, а также помнить, что несмотря на все протесты, если у малыша возникнут какие-то трудности или он почувствует себя усталым, маленький бунтарь, хотя бы на время, но обязательно вернется под родительскую опеку.
Читай также: Как пережить кризис 3 лет у ребенка: советы для родителей
У ребенка в возрасте от 5-х до 6-ти лет достаточно развита память, он легко запоминает стихи, рассказы, слова песен. В этом возрасте малыши легко осваивают иностранный язык, быстро схватывают новые слова, говорят достаточно бойко. Также малыш постепенно учится понимать причинные связи и отношения вещей: начинает сравнивать и сопоставлять явления, выделять их существенные признаки, оперировать понятиями «материал», «вес», «число».
В этом возрасте малыш не только активно наблюдает за происходящим вокруг, но и делает соответствующие логические выводы (например, под настроение может рассуждать на тему «зачем люди ходят на работу» или «почему я сегодня грустный»), повторяет услышанное и увиденное от других детей и взрослых.
Наша форумчанка Angel35 рассказывает: «Знаете, я не верила во все эти психологические скачки развития, но действительно, после пяти лет дочь стала гораздо лучше говорить, осознанно так, понимаете. И предложения строит достаточно сложные правильно, и даже делает нам с мужем замечания по делу! Начала интересоваться книгами, полюбила читать. Пока я ей читаю, конечно, но и это для нас ого-го какое достижение, раньше бы ей только прыгать или ныть, что не во что играть. В садике воспитательница тоже довольна, говорит: «Я вашей Юле просто не нарадуюсь, прям помощница моя стала, да и вообще детки в группе изменились, стали спокойнее, вдумчивее как-то». Неужели моя веселушка еще станет хоть чуточку внимательнее и усидчивее?»
Отношения с взрослыми у малыша в возрасте 5-6 лет уже не так конфликтны, как ранее: возникающие вопросы решаются с помощью возможности объяснить и договориться. У ребенка в этом возрасте растет интерес и желание общаться и играть с другими детьми, в игре присутствует элемент соревнования.
В возрасте от 5-ти до 6-ти лет ребенок уже начинает рисовать и лепить, пытаясь воспроизвести знакомые предметы и образы. Конечно, фантазия в использовании цвета и формы играет более значительную роль, чем восприятие действительности, и иногда по рисунку крохи взрослому может быть сложно понять, что именно на нем изображено. В этом возрасте деток уже можно отдавать в творческие студии или на подготовительные классы при художественных школах, где педагоги смогут научить ребенка основным принципам рисунка и композиции, научат правильно пользоваться кисточкой и лепить.
А еще маленький умник 5-6 лет с удовольствием выполнит небольшие поручения от взрослых, всячески гордясь своей самостоятельностью, хотя последний факт напрямую зависит от темперамента и особенностей воспитания в семье.
Психолог Наталья Карабута рассказывает:«Некоторые родители, отдав после трех лет ребенка в садик, думают, что теперь развитием малыша будут заниматься специалисты, а они, наконец-то, смогут отдохнуть. Опасное заблуждение, ведь сейчас в жизни малыша начинается новый важный этап – первый период взросления. От того, насколько правильно в периоде от 3-х до 6-ти лет родители выстроят систему воспитания, напрямую зависит, насколько адекватной будет система ценностей малыша, когда он подрастет. В этом возрасте ребенок уже не верит взрослому на слово – он верит своим глазам, не подчиняется приказам, а требует от взрослого доверия, уважения и сотрудничества. Родителям важно научиться строить взаимоотношения с ребенком, понимать друг друга, быть на одной волне».
Читай также: Развитие мышления: какие этапы проходят дети
Развитие речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4-х лет уже неплохо разговаривает, в его словаре около 1000 слов, он легко строит предложения, однако этого еще недостаточно. Для гармоничного развития речи ребенка родителям следует активно разговаривать с крохой, не забывать разучивать простые стишки и песенки, вместе читать книжки, обсуждать новую информацию, спрашивать мнение малыша по тому или иному поводу, помогая ему сформулировать мысль правильно.
В возрасте 3-х лет ребенок еще может не совсем правильно выговаривать некоторые звуки, менять местами буквы в словах. Обычно все эти проблемные речевые факторы исчезают к 4-5 годам жизни малыша, по мере созревания мозговых функций. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.
Инициатива общения исходит и от ребенка, именно в возрасте 3-4 лет малыш обязательно будет испытывать терпение родителей вопросами «Почему?», «Как?», «Отчего?» и «Зачем?». Старайтесь отвечать на все вопросы «почемучки» как можно полнее, рассказывайте ребенку про окружающий мир, пробуждая в нем интерес к познанию нового.
В возрасте 5-6 лет малыш много думает и уже пытается высказать свои мысли более полно: находит легкие рифмы, создает слова, придумывает новые сказки, выдумывает события и приключения, любит сказки о животных и волшебные рассказы, в которых с помощью храброго главного персонажа добро обязательно должно побеждать зло.
Читай также: Как развивается речь ребёнка
Физическое развитие
Ребенок в возрасте 3-6 летуверенно и хорошо бегает, редко падает, больше из-за невнимательности, а не из-за неумения управлять своим телом, хотя его чувство равновесия еще развито не до конца.
В зависимости от степени мышечного развития, ребенок в таком возрасте уже может совершать достаточно длительные пешие прогулки, особенно если перемежать хождение с отдыхом и возможностью покататься на велосипеде, самокате или роликах.
Читай также: Куда пойти с ребенком: 5 красивых парков Киева
Ребенок уже неплохо прыгает, может перепрыгнуть через невысокий предмет, а вот управляться со скакалкой ему еще удается не очень хорошо.
Детям в возрасте от 3-х до 6-ти лет родители, если есть такая возможность, устанавливают дома спортивные уголки, или так называемые «шведские стенки». Занятия на таких домашних спортивных снарядах позволяют ребенку быстрее укрепить мышцы, сформировать умение хорошо лазать вверх и спускать вниз по лестнице, раскачиваться и крутиться на канате (влезть на него он пока еще вряд ли сможет), подтягиваться на кольцах, висеть на перекладине.
Развитие ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет сложный и важный процесс для малыша и его будущей жизни. Ребенок в этом возрасте достаточно сознателен, умеет разумно мыслить, свободно двигается, умеет управлять своими действиями и понимает последствия и результаты поступков. Период «маленького ребенка» в его жизни завершается, уступая место новому, более серьезному периоду, подготовки к школьному обучению.
Желаем вам с легкостью преодолеть все трудности периода от 3-х до 6-ти и с радостью увидеть, как из вашего вчерашнего крохи вырос умный, добрый, уверенный в своих силах, самостоятельный человек.
Читай также: Как научить ребенка доброте
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции
Источник
Возраст 3-7 лет является важнейшим этапом развития малышей-дошкольников. В этот период происходит закладка фундамента личности: развивается память, психика, появляются новые эмоции, формируется отношение к самому себе. Мамам и папам важно понимать, что происходит с ребенком, и помогать ему раскрывать свои способности и умения.
Мониторинг развития детей 3-7 лет
Мониторинг в случае с детьми дошкольного возраста — это деятельность, направленная на изучение особенностей каждого отдельно взятого ребенка для определения его индивидуальных черт, оценки его развития как субъекта познания, социальных взаимоотношений и деятельности, понимание детских поступков и мотивов, предугадывание модели поведения в зависимости от тех или иных обстоятельств.
И родители, и педагоги в детском саду оценивают следующие моменты, касающиеся маленького человека:
- интересы и склонности;
- особенности личности;
- деятельностные умения;
- поведение в различных ситуациях;
- взаимодействие со сверстниками;
- отношения со взрослыми людьми.
Эмоциональное развитие детей 3-7 лет
В 3-7 лет у детей активно развивается эмоциональная составляющая. Эмоции играют важную роль как для общего развития ребенка, так и для усовершенствования его способностей. Следует научиться понимать его настроение, обращать внимание на взаимоотношения со сверстниками и достижения.
От эмоционального благополучия в этом возрасте зависит успех в жизни. Ласковое и уважительное обращение к маленькому человеку вселяют в него уверенность, и он с удовольствием радует родителей победами. Излишняя строгость приводит к замкнутости и нежеланию заниматься любимым делом.
В дошкольный период закладывается самосознание. Малыши учатся оценивать себя с различных сторон — насколько они отзывчивые, добрые, послушные и старательные. Ключевую роль играют родные люди и близкое окружение. Именно от их поведения напрямую зависит, каким вырастет малыш, по этой причине важно принимать и всячески поощрять его.
У ребенка существенно расширяется палитра эмоций. Кроме радости и грусти ребенок может ревновать, бояться, сердиться. Маме и папе следует больше говорить с крохой и обсуждать все, что он чувствует, учить его разбираться в себе и своих ощущениях. Нужно очень постараться, чтобы малыш получал больше ярких эмоциональных впечатлений, посещал интересные мероприятия, общался со сверстниками обоих полов, ездил с родителями в гости.
Особенности развития маленького ребенка в 3, 4, 5, 6 и 7 лет. На что обратить внимание взрослым?
Психологи утверждают, что главной особенностью этого периода является перетекание одного кризиса в другой. Это время называют самым тяжелым для родителей, поскольку малыши становятся упрямыми и упертыми. Мамы и папы также совершают некоторые ошибки, которые только усложняют ситуацию.
У детей с 3 до 4 лет резко меняется характер, происходит интенсивное развитие интеллектуальной составляющей. Преобладающая форма мышления — наглядно-образная. Малыши активно экспериментируют с новыми словами, у них значительно увеличивается словарный запас, они строят длинные сложные предложения.
В таком возрасте малышам важно много двигаться и развивать уже крупную моторику, а не мелкую. Начинается формирование таких навыков, как скорость передвижения, сила, выносливость, гибкость.
Рекомендации родителям:
- больше играть, бегать, прыгать с ребенком, не препятствовать его активным занятиям;
- приучать малыша к гигиеническим процедурам (мыться, чистить зубы, расчесывать волосы);
- посещать парки, музеи и другие места, где ребенок сможет найти ответы на свои бесконечные «почему»;
- чаще общаться с людьми разного пола и возраста;
- проводить время наедине с крохой;
- не заставлять ребенка заниматься чтением или развлекательными играми, если он противится.
В 4-5 лет дети интенсивно растут и развиваются. Они меняются внешне и приобретают все больше взрослых черт. Малыши лучше ориентируются во взаимоотношениях с окружающими и имеют представление о специфике поведения мальчиков и девочек. Главную роль играет процесс познания, дети задают много вопросов и стремятся получить от мамы и папы новую информацию. Продолжает развиваться речь. Малыш уже может пересказывать сказки, интересно и эмоционально рассуждать об игрушках и других предметах вокруг, сочинять занимательные истории.
Рекомендации родителям:
- по-прежнему отдавать предпочтения активным занятиям в виде бега, прыжков, подвижных игр;
- развивать интерес к настольным и логическим играм, конструкторам, пазлам, поощрять ребенка, если он любит это делать;
- постепенно объяснять крохе, как нужно себя вести в обществе, вводить основы этикета;
- стараться читать больше книг, нагружая интеллект;
- позволять малышу помогать по дому (мыть посуду, замешивать тесто, вытирать пыль и т.д.).
В 5-6 лет ребенок стремится к познанию себя и окружающих. Он понимает характер взаимоотношений и выбирает собственную тактику поведения. Появляются новые качества и потребности. Появляется способность к экспериментам, обобщению. Малыш использует интонации в речи. Словарный запас расширяется, при разговоре применяются синонимы и антонимы, слова с несколькими значениями. Дети понимают, как за собой ухаживать, знают, что такое здоровый образ жизни, стремятся к опрятности.
Советы родителям:
- делать упор на физической активности;
- продолжать прививать навыки этикета, но усложнить задачу, делая упор на отношениях с другими людьми, в том числе пожилыми;
- развивать творчество и любознательность, решать вместе с малышом интеллектуальные задачи.
6-7 лет — один из сложнейших периодов. Ребенок постепенно начинает отделять себя от любимой мамы. Он видит себя самостоятельной личностью и свободно общается со сверстниками. Малыши в таком возрасте способны активно отстаивать свою точку зрения и делать нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях. У детей быстро формируются такие двигательные навыки, как усовершенствованные ходьба и бег, прыжки на одной или обеих ногах, в высоту или в стороны.
Советы маме и папе:
- постепенно подготовить ребенка эмоционально к школе, к новой социальной роли;
- читать много книг, в том числе возрастной категории «9+»;
- приучить малыша составлять распорядок дня или недельное расписание;
- больше общаться с ребенком, поскольку он становится очень интересным собеседником.
Развитие ребенка в 3-7 лет накладывает отпечаток на последующую жизнь. По этой причине родители должны внимательно наблюдать за малышом и стимулировать его тягу к новым знаниям, развивать его физически и эмоционально, больше общаться и показывать свою любовь.
автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.
Теперь вы все знаете о развитии малышей с 3 до 7 лет. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!
Источник