Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка

Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка thumbnail

Министерство образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

ЭCCЕ

ПО КУРСУ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Тема: Особенности социальной ситуации развития современного ребёнка.

Выполнил:

Терешко Валентина Владимировна

слушатель группы Одинцово,

учитель математики

Муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения Барвихинская средняя

общеобразовательная школа

Одинцовский район

Московской области

Москва 2014

 Социальная ситуация развития – совокупность отношений ребенка с микросредой его развития, которая определяет динамику и содержание психических изменений в ведущей деятельности (по Л.С. Выготскому), т.е. специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми.

В современной России социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его бытие социальное, в обстановке которого приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Как продукт возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований — особый знак распада старой развития социальной ситуации и складывание новой, что сопровождается возрастными кризисами.

Периоды социальных катаклизмов оказывают очевидное влияние особенностей исторической эпохи, на особенности его развития, иначе говоря, зависимость психического развития детей от сильного воздействия факторов социальной среды.

В связи c стремительным классовым расслоением общества изменяется социальное окружение детей не только в каждом регионе России, но и в каждой отдельно взятой школе, классе.

Важным фактором социальной ситуации, определяющим направления и особенности психического развития, являются те общественно-образовательные учреждения, которые посещает ребенок. Ориентация на массовую систему дошкольных учреждений, в целом характерная для нашей культуры, существенно повлияла на «психологию родителей», точнее на их социально-воспитательные установки. Современный ритм жизни и занятости родителей существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей.

Обязанность педагога неустанно напоминать родителям о том, что самые лучшие, элитные дошкольные и школьные учреждения, не способны заменить непосредственное общение с родителями, участие их в жизни детей. Творческие совместные задания, участие в конкурсах, подвижные и сюжетно-ролевые игры, проведенные вместе вечера – все это оказывает на развитие личности ребенка, особенно в дошкольном и раннем школьном возрасте, очень важное влияние. При этом переоценена важность так называемых элитных  занятий большим теннисом, конным спортом и т. п. Весьма часто в погоне за «большими возможностями» для своих детей, родители отдают все силы и все свое время работе, пытаясь «дать ребенку все самое лучшее», тогда как он нуждается прежде всего в участии и понимании.

В стране недавно введена школьная форма, призванная создать равенство, нивелировать разницу в достатке семей. Во-первых, разница в достатке семей давно существует не столько между детьми в одном классе, сколько между разными школами. Вероятность соседства за партой сына уборщицы и сына депутата/прокурора/бизнесмена/шоумена близка к нулю. А в тех школах, где важны способности и такое соседство вполне возможно, форму обычно не вводят и детям, как и педагогам, неважно, у кого родители богаче. Во-вторых, разница в достатке все равно будет видна. Кроме формы, есть обувь, кроссовки и костюм на физкультуре, верхняя одежда, часы, телефон, способ проводить каникулы и еще много всего. Социальное неравенство существует – задача родителей и учителей научить детей достойно справляться с этим обстоятельством, не уравнивая ценность человека с ценностью его вещей.

В последнее десятилетие возросли требования социальной среды к детям (в первую очередь в системе образования), наряду с недостаточным пониманием возрастных, психологических и физиологических особенностей ребенка. Частично эти проблемы пытаются решить с помощью реформ системы образования. С реформированием связаны разнообразие учебных заведений, разный уровень навыков учителей, различные подходы к образованию и т.д. Данные изменения благоприятно сказываются на процессе дифференцированния обучения, необходимого для развития мышления учащихся.

Одной из самых острых социальных проблем является  заметное ухудшение здоровье детей всех возрастов, включая и детей из относительно благополучных социальных групп. Возможно, это связано не только с социальными процессами, но и с плохой экологической ситуацией, с ухудшением физиологического здоровья матерей, с обесцениванием традиционных семейных ценностей т.д. Таким образом, основной задачей педиатров и детских психологов является выявление различных отклонений в каждый период жизни ребенка с целью их дальнейшей коррекции.

Значимым фактором, влияющим на развитие ребенка, является семейное воспитание. В связи с трансформацией института семьи и брака произошли глубокие изменения в детско-родительских отношениях и условиях семейного воспитания. Среди многочисленных проблемных категорий детей, появившихся вследствие острого социального неблагополучия последнего десятилетия можно выделить следующие основные группы: это социально дезадаптированные дети (беспризорные, не посещающие школу и бродяжничающие дети, а также дети-сироты), дети из остро неблагополучных семей (дети беженцев и переселенцев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей, часто становящиеся жертвами насилия и, в свою очередь, вовлекаемые в преступные действия), дети из распавшихся семей, дети из условно благополучных семей.

Общество последовательно отвергло православную, а затем и коммунистическую и национально-патриотическую идеологию, но ничего не дало взамен, образовался духовный вакуум. Такой ситуацией незамедлительно воспользовались различные организации, в том числе организованные преступные группировки, религиозные и философские секты. Относительно недавняя реабилитация православия как основы института брака и семьи уже оказывает постепенное влияние на улучшение социального климата в стране в целом. Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. 

Ускорение темпов развития компьютерных технологий, увеличение влияния средств массовой информации, возникновение глобальной сети Интернет, рост популярности социальных сетей, модификация информационного пространства привела к изменению не только межличностного общения, но и технологий школьного образования.

Таким образом, изучение изменений социальной ситуации развития в изучении детства позволяют органично вписать онтогенез личности ребенка в социально-исторический контекст. 

Источник

Раньше ребенку для счастья достаточно было мяча, санок, коньков и велосипеда. Сегодня вместо детских уличных забав повсеместно властвуют планшеты и приставки Xbox. Как и в былые времена, взрослым трудно осознать истинные проблемы современных детей. Ясно одно – нужно вернуть любимое чадо из виртуальной иллюзии в реальное существование. Но стоит ли игра свеч, если сама реальность претерпела безвозвратные изменения?

Читайте также:  Таблица сильных и слабых сторон развития ребенка с овз

Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка

Дети 21 века быстрее взрослых приспосабливаются к прогрессу: легко осваивают компьютерную технику и чувствуют себя во всемирной паутине как рыба в воде. При этом они не читают книг и испытывают проблемы в живом общении. Но сегодняшние дети не хуже своих сверстников из прошлого. Они просто иные. Возможно, их особенности завтра станут нормой в развитии личности.

Пытаемся разобраться, как найти контакт с подрастающим поколением, чтобы совместными усилиями преодолеть возникающие трудности.

Истоки детских проблем

Мир без прошлого 

Современные родители – родом из СССР. Начавшиеся после распада Союза перемены привели к полной смене социальных и нравственных приоритетов. Уверенность в завтрашнем дне, которой так гордились в стране победившего социализма, сменилась полной неуверенностью.

Отработанная схема, когда поступление в институт гарантировало получение стабильной работы, разрушилась. Сегодня миром правит предприимчивость, деловая хватка, личные амбиции. Дети, родившиеся на заре XXI века, не могут следовать традициям прошлого.

Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка

В современном обществе с раннего возраста нужно быть готовым к борьбе за выживание. Погоня за успехом начинается слишком рано. Первоклассники, а иногда и дошкольники, зациклены на достижении лучших результатов. Родители и учителя постоянно сравнивают их с лидерами, но не все способны преодолеть завышенную планку. В итоге – эмоциональные срывы, конфликты в семье, депрессии и апатия.

Насыщенность информации 

Проблемы современных детей связаны с тем, что с рождения на них обрушивается лавина информации. Развивающие электронные игрушки, телевизоры, планшеты, компьютеры заменяют ласковые мамины колыбельные и бабушкины сказки. В отличие от человеческой теплоты и добра, электронные носители бездушны. Они не способны оградить ребенка от зла, насилия и жестокости нашего мира. 

Исчерпывающие ответы предоставляются по клику компьютерной мышки, поэтому ребенку уже не требуются личные исследования и эксперименты. Его мозг работает только как приемник всевозможных новостей, рекламы, видео и прочего контента. При этом воспитатели замечают, что дети разучились выдумывать игры, фантазировать, сочинять. 

От переизбытка информации ребенок не в состоянии концентрироваться, становится рассредоточенным и гиперактивным. Обилие сцен насилия в компьютерных играх, где успех зависит от количества убитых персонажей, делает его равнодушным к извечным проблемам жизни и смерти. 

Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка

Компьютер вместо двора

Дворовая территория была важнейшей средой общения и социальной адаптации малыша. В современных условиях дети, приходя из школы, не бегут играть во двор. Большинство из них приникает к волшебному экрану компьютера, самозабвенно погружаясь в виртуальные приключения. В реальном мире подростки становятся беспомощными и неспособными конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Проблема свободного доступа в интернет заключается в неумении детей и подростков фильтровать информацию. Их привлекает только то, что кажется интересным, запретным или необычным.

Сомнительные видеоматериалы, включая порнографические, форумы со «взрослыми» беседами, пропаганда наркотиков и оружия, сайты с суицидальными темами явно не предназначены для неустойчивой детской психики. Но как оградить поколение NEXT от материалов категории 18+?

Наложить абсолютное вето на интернет – мера крайне непопулярная. Оптимальным выходом из ситуации будет установка специальных фильтров, которые блокируют сомнительные сайты.

Гиперопека

На социальную изоляцию детей повлияла и чрезмерная забота родителей. В современном мире участились случаи киднепинга, терроризма, поэтому мы боимся отпускать любимое чадо на улицу одного. Многие школы выдают детей после занятий только в руки сопровождающим. Самостоятельными современные тинэйджеры становятся довольно поздно, как правило, после 12 лет. Но привычка во всем полагаться на маму или бабушку сохраняется гораздо дольше.

Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка

Проблемы дошкольников и младших школьников

Специалисты отмечают в поведении дошколят некоторые особенности, которые совместными усилиями врачей, родителей и воспитателей еще поддаются коррекции. Среди них:

  • Ухудшение мелкой моторики и концентрации: неумение завязывать шнурки, аккуратно укладывать вещи, собирать самостоятельно портфель

Чтобы выработать навыки самообслуживания, занимайтесь с ребенком аппликацией, завязыванием узелков, плетением макраме и другими видами рукоделия.

  • Задержка развития, дефекты речи

При поступлении в школу дети все чаще имеют недостаточный словарный запас, не выговаривают сложные звуки, плохо воспринимают речь на слух. В результате письмо и чтение даются им с трудом. Учителя порекомендуют в таких случаях занятия с логопедом. Но если бы молодые родители не забывали читать вслух, проговаривать скороговорки, считалки, логопедических проблем удалось бы избежать.

Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка

  • Недостаток концентрации и внимания

Такие непоседы не высиживают до окончания урока, быстро отвлекаются, не доведя дело до конца. Они могут не слышать учительские замечания, не сразу реагируют на родительские наставления. Творческие способности остаются нереализованными из-за банальной неусидчивости.

  • Отсутствие любознательности

Современные дети как будто рождаются всезнайками. «Сто тысяч почему» – это не про них. Учителя жалуются, что им трудно заинтересовать школьников. Научные истины и исторические факты явно проигрывают в конкуренции со зрелищными компьютерными играми.

Продвинутые педагоги прибегают к мультимедийным аргументам, задействуя на уроках презентации и другие видеоформаты. Однако эксперты советуют не сбрасывать со счетов методики старой школы, в которой первостепенное значение имела энергетика преподавателя. Постарайтесь найти ребенку учителя или репетитора по призванию, который произведет на ребенка впечатление и увлечет его изучаемым предметом.

Проблемы детей старшего школьного возраста

  • Неумение дружить

Постоянное сопровождение взрослых не дает детям завести друзей по интересам на этапе взросления. А легкое общение в соцсетях снижает ценность понятия «дружба». Сочувствие, взаимовыручка для современной молодежи – лишь книжные термины, про которые они пишут сочинения.

Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка

Лучший способ отвлечь ребенка от виртуала – заинтересовать его командным спортом или иным увлечением, в которых присутствует элемент соперничества. Азарт и желание побеждать в состязаниях подарят подростку накал страстей и выброс адреналина, сравнимый с виртуальными боями.

  • Непризнание авторитетов

Еще недавно дети относились ко взрослым как к безусловному примеру для подражания. В современном мире приоритеты изменились. Довольно часто можно наблюдать, как мама просит помочь малыша разобраться с новой техникой, и тот без труда справляется со сложным механизмом.

Негативизм к родительским советам всегда был свойственен взрослеющему поколению, но в наши дни он достиг апогея. Кто же правит бал в умах подростков? Все тот же вездесущий интернет. Примером для подражания стали известные личности, блогеры, адепты и гуру всех мастей.

Постарайтесь интересоваться, чем «дышит» ваш ребенок, какие сайты посещает, чем увлекается и чьим мнением дорожит. Главное – сохранить доверительные отношения. Тогда при необходимости удастся своевременно скорректировать появляющиеся проблемы.

  • Зависимость от гаджетов

Культовый предмет № 1 для современного подростка – навороченный мобильник. С ним он просыпается и засыпает, посредством него общается со знакомыми, слушает музыку и делает тысячу полезных дел.

Читайте также:  Развитие ребенка до года ведение

Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка

Если еще лет 20 назад человека встречали по одежке, то в современном мире школьники судят друг о друге по марке мобильного телефона, компьютера, айпада и прочих гаджетов. Попробуйте спросить ребенка: «У кого в классе самый крутой мобильник?» Моментально получите развернутый ответ с указанием марки, фирмы производителя и цены, с замечанием, что и ему давно пора обновить свою устаревшую модель.

Родители и учителя пытаются вести активную борьбу с электронным врагом обучения. Дабы дети не играли на уроках и не списывали решение задачек из интернета, в некоторых школах введен запрет на пользование мобильными телефонами. Изъятие у детей гаджетов при входе в учебное заведение одобряют далеко не все, но более разумного способа борьбы пока не придумано.

Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка

Как бороться с компьютерной зависимостью

Задумайтесь, зачем ребенку уходить от реальности? Затем, чтобы переключиться от скучной и неприятной обыденности в мир положительных эмоций. Компьютерная игра позволяет почувствовать себя вместо нерадивого ученика супергероем, спасающим планету.

Там просто стать сильным и смелым, ведь в запасе еще много «жизней». Легко исправить ошибку, просто вернувшись на предыдущий уровень. Так создается великая иллюзия, что можно стать лучшим, если обыграть всех.

Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка

Эти моменты очень притягательны для современных детей, в особенности, мальчиков. Так они могут моментально забыть о собственных проблемах: полученной двойке, о постоянном материнском недовольстве, об отсутствии настоящих друзей и непопулярности у девчонок. Просто нажав на «play». Признайтесь откровенно, если бы в детстве была такая возможность, разве вы не спешили бы прильнуть к монитору?

Какой веский аргумент привести родителям, чтобы преодолеть детскую зависимость от компьютера и прочих девайсов? Прежде всего, осознать, что никакие волшебные слова тут не помогут. Постарайтесь наполнить обыденную жизнь подростков яркими эмоциями. В каждом из них дремлет скрытый талант, попытайтесь найти его и помочь реализоваться.

Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка

Если вместо компьютера, ребенок будет спешить в спортзал, музыкальную школу, на занятия танцами или плаванием, то многие проблемы в его жизни потеряют актуальность.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник



Абашина Анна Дмитриевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и
социализации,  Российский
государственный педагогический университет им.  А.И.
Герцена, Санкт-Петербург
abasha@list.ru

Современная социальная ситуация развития ребенка и способы ее
преобразования

Аннотация
Исследование направлено на решение междисциплинарной гуманитарной
проблемы, связанной с методологией оценивания современных социальных
и социально-педагогических программ, выступающих важным инструментом
реализации процессов поддержки и сопровождения детей в условиях
изменчивого, многополярного социума, характеризующегося постоянно
возобновляемыми рисками. Статья нацелена на выявление основных
тенденций современной социальной ситуации развития ребенка и
способах ее преобразования.

Ключевые слова
социальный риск, традиционная ситуация риска, ситуация риска,
обусловленная транзитивностью современного общества, линейный и
нелинейный принципы преобразования ситуации риска.


______

Anna D.

Аbashina

Candidate of pedagogical sciences,  ass.

professor, Al.Herzen State Pedagogical University of Russia,
Saint-Petersburg
abasha@list.ru

Modern social situation of development of the child and ways of its
transformation

Abstract


This investigation is
carried out  on the solution of the interdisciplinary
humanitarian problem connected with methodology of estimation of the
modern social and social and pedagogical programs acting as the
important instrument of realization of processes of support and
escort of children in the conditions of the changeable, multipolar
society which is characterized by constantly renewable risks.
Article is aimed at identification of the main tendencies of a
modern social situation of development of the child and ways of its
transformation.



Keywords
social
risk, a traditional situation of risk, the risk situation caused by
transitivity of modern society, the linear and nonlinear principles
of transformation of a situation of risk.

_____

Современная социальная ситуация развития ребенка предъявляет новые
требования к социальному функционированию его личности, сопряженные
с формированием индивидуальных способов взаимодействия с социумом,
которые связаны ситуациями риска.  Это, например, социальный риск,
обусловленный как внутренними особенностями личности, так и
политическими, культурными, экономическими механизмами,
существующими в обществе, а также природными явлениями, носящими
случайный или закономерный характер.

К первой категории относятся социальный риск, обусловленный
поведенческими особенностями
. Внутри этой группы можно
дифференцировать поведенческие особенности, вызванные незнанием
культурных норм (ребенок-мигрант), их сознательным неприятием (несовершеннолетний
правонарушитель), неспособностью понимания норм, неспособностью
регулировать свое поведение (дети с нарушенной эмоционально-волевой
сферой вследствие врожденных или приобретенных психических
заболеваний, а также возрастных особенностей). В данную подгруппу
входят, в том числе и дети с наркотической и другими формами
зависимостей;

– социальный
риск, связанный с ограниченными возможностями в самообслуживании и
трудовой деятельности (дети-инвалиды);

– социальный
риск, вызванный дефицитом отношений, построенных на любви и
привязанности, иначе дефицитом брачно-родственных отношений (дети-сироты,
неполная семья, одиночество);

– социальный
риск, обусловленный большими функциональными нагрузками, приводящими
к ролевым противоречиям (многодетная семья, неполная семья, приемная
семья).

Во вторую категорию входит социальный риск, связанный с нарушением
прав личности
со стороны государства или конкретных граждан, от
которых ребенок зависим на данный момент;

– социальный
риск, связанный с кризисом нравственных ценностей (молодежь);

– социальный
риск, вызванный политическими конфликтами, военными и
террористическими действиями (дети-беженцы и вынужденные переселенцы,
дети-участники военных действий);

К третьей категории относятся ситуации имущественных и человеческих
потерь
(потеря кормильца, сиротство, миграции и т. д.).

Проводя исследование мы пришли к выводу, что на современном этапе
развития российского общества, социальные риски можно разделить на
две основные группы:

традиционные ситуации риска (сиротство, алкоголизм и др.);
-ситуации риска, обусловленные транзитивностью современного общества
(компьютерная зависимость, издержки рыночных отношений, пропаганда
экстремизма и др.) [1,с.49] .

С психолого-педагогической точки зрения, можно говорить о том, что
транзитивность современного общества связана со следующими
феноменами: кардинальными трансформациями социального пространства и
времени;  усилением социальной неопределенности;  расширением
информационного пространства и усилением его роли, частично
заменяющей межпоколенные связи; увеличением продолжительности
временного периода процесса социализации.  

В настоящее время можно констатировать, что социальные изменения во
многом связаны с появлением не просто новой техники, а нового
технологического пространства. Это привело к новому видению мира,
точнее, к новой картине, образу мира, новой феноменологии восприятия
и мышления. Информационные технологии, в частности, виртуальное
пространство Интернета, становятся важными институтами социализации
современных детей и подростков. Отсюда, в условиях социальной
транзитивности, процесс социализации детей и подростков приобретает
принципиальную противоречивость. С одной стороны, социализация –
трансляция устоявшегося, закрепившегося социального опыта, с другой
– в современной транзитивной ситуации опыт поколений фиксируется
совершенно по-новому. Можно говорить и об еще двух противоречиях:
между фиксацией опыта и постоянной изменчивостью социальной ситуации;
а также между множественностью социальных миров и необходимостью для
личности формулировать свою собственную жизненную позицию.
[2,с.762]

Читайте также:  Развитие ребенка по годам цвета различие



Традиционная ситуация риска связана с ограничениями возможностей здоровья и с семейным
неблагополучием, обусловленным асоциальным поведением членов семьи,
родителей (лиц их заменяющих). Соответственно традиционный путь
решения проблемы (выход из ситуации риска) предполагает:

– детальный анализ уже случившегося с целью выявления негативных
факторов, приведших к нежелательному результату, и позитивных
факторов, которые могут быть использованы в преобразовании ситуации
[3,с.35];

– прогнозирование как предположение относительно возможного влияния
выявленных факторов, представленных в прошлом, на развитие ситуации;

– разработку на основе прогноза варианта решения проблемы,
нацеленного на минимизацию выявленных рисков и актуализацию
выявленных реально существующих ресурсов.

В этом случае разработчик социально-педагогической программы
поддержки и сопровождения ребенка имеет дело с уже свершившимся
фактом: с социально-опасной ситуацией, угрожающей жизни ребенка, или
с трудной жизненной ситуацией, нарушающей процессы социализации.
Разработчик программы обозначает эти ситуации как традиционные
ситуации риска, имея в виду риски, пути минимизации которых
представлены в предшествующем опыте. Разработчик социальной  (социально-педагогической)
программы может опираться на существующий опыт решения подобных (знакомых)
проблем, ориентироваться на риски, которые обыкновенно возникают в
подобных случаях и могут возникнуть вновь, использовать ресурсы,
которые, как правило, привлекаются для их минимизации.

Здесь разработчик социальной программы использует системную связь «прошлое
– настоящее – будущее»,
то есть усматривает (находит) в прошлом
опыте те возможности, которые могут изменить ситуацию. В этом смысле
путь преодоления ситуации риска ребенка базируется на идеях
линейного принципа конструирования социальной программы
, на
предположениях о том, что заявленные средства решения проблемы с
большей – меньшей долей вероятности приведут к успеху. При этом
возрастает роль анализа личностных качеств и отношений ребенка,
соблюдение меры адекватности предлагаемых средств решения проблемы
личности ребенка и лицам, значимым для его развития из ближайшего
социального окружения.



Ситуации риска,
обусловленные транзитивностью современного
общества

чрезвычайно разноплановы, но при этом можно спрогнозировать и
просчитать возможные негативные или позитивные варианты развития.
Поэтому путь решения ситуации риска, обусловленной социальной
транзитивностью  опирается:

– на предварительный анализ того, что может случиться, если… (например,
у ребенка будет возможность выхода на сайты, связанные с
экстремизмом или ребенок будет чрезмерно погружен в виртуальную
среду и др.);

– на предположение относительно возможного влияния неявно выраженных
тенденций будущего на развитие ситуации, негативных, усугубляющих
ситуацию, позитивных, способствующих ее преобразованию;

– на разработку веера возможных вариантов преобразования ситуации,
связанных с анализом предполагаемых неявно выраженных тенденций.

В данном случае ситуация предстает перед разработчиком программы как
новая, как вызов, требующий актуализации профессионально значимых
качеств, необходимых для поиска решения. Разработчик социальной (социально-педагогической)
программы ориентируется на понятие ситуации риска, имея в виду
ситуации риска
,
обусловленные транзитивностью современного

общества
, минимизация которых не имеет аналогов в предшествующем
опыте. При этом социальная программа, конструируемая в ситуации
социальной неопределенности должна закладывать «контуры новых типов
и способов деятельности, а их генерация выступает как результат и
выражение творческой активности личности» [4,с.98]. В этом смысле,
ситуация риска, обусловленная транзитивностью современного
общества, базируется на идеях нелинейного принципа
конструирования социальной программы
, в которой должен быть
представлен веер средств, основанных на прогнозируемых тенденциях и
возможных вариантах развития ситуации. Отметим также, что во втором
случае, многократно модернизируются и видоизменяются не только
технологические, но структурные элементы самой социальной (социально-педагогической)
программы и она уже представляет собой скорее «социальный
конструктор» (программу – «трансформер») по поддержке и
сопровождению ребенка в ситуации риска.

Литература

1.Расчетина
С.А. Методология разработки социально-педагогических программ
поддержки и сопровождения ребенка в ситуации риска //
Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации
– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2015.- С. 48-54.

2.Abashina
A.Objective
factors for social disintegration of children  under systemic crisis
of modern  russian society

//  Russian
Sociology in Turbulent Times /Mansurov
V.A. -Электронный
сборник статей.
Moscow, 2011.

С.
760-763.

3.Абашина
А.Д. Оценка индивидуальных социально-педагогических программ с
позиции системного и антропологического подходов // Специфика
педагогического образования в регионах России.- 2015.- № 1. -С.
34-37

4.Фельдштейн
Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в
условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития //
Прикладная юридическая психология. – 2010. –  № 2. – С. 90-100

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии


Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 15-06-10014
«
«Методология
оценки социальных программ поддержки и сопровождения ребенка в
ситуации риска»

Literature

1. Raschetina
S. Metodologiya of development of social and pedagogical programs of
support and escort of the child in a risk situation//Continuity of
psychological science in Russia: traditions and innovations – SPb.:
Publishing house of RGPU of A. I. Herzen, 2015. – P. 48-54.

2. Abashina
A.

Objective factors for social disintegration of children  under
systemic crisis of modern Russian society

//  Russian
Sociology in Turbulent Times /Mansurov
V.A. – The
electronic collection of articles. Moscow, 2011. P. 760-763.

3. Abashina
A. Otsenka of individual social and pedagogical programs from a
position of system and anthropological approaches//Specifics of
pedagogical education in regions of Russia. – 2015. – No. 1. – P.
34-37

4. Feldstein
D. Psychology and pedagogical problems of creation of new school in
the conditions of significant changes of the child and a situation
of his development//Applied legal psychology. – 2010. – No. 2. – P.
90-100

Источник