Уголок природы как средство всестороннего развития личности ребенка

Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитываются познавательное  отношение к природе, желание ухаживать за объектами, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве. В процессе наблюдений за обитателями уголка природы у детей формируются представления о растениях как живых существах, их потребностях, о росте и развитии, изменении жизни в зависимости от сезона. Дети знакомятся со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. Важен эстетический вид уголка природы.

Уголок природы также является   одним из элементов экологической развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль: формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически деятельного отношения к миру природы. Научно-познавательная функция уголка природы направлена на формирование у детей системы знаний, представлений о многообразии мира комнатных растений, о специфических морфофункциональных особенностях растений различных климатических зон и географических областей. А также на развитие у детей мыслительных процессов и операций, таких как: анализ, сравнение, обобщение, а также таких психических процессов и качеств, как внимание, память, воображение, наблюдательность. Эмоционально-нравственная функция позволяет созданию у детей положительных эмоций, способствует воспитанию бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Деятельно-практическая функция направлена на формирование у дошкольников умений и навыков по уходу за растениями.  Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи воспитания и образования. Например, весной можно наблюдать  за ветками тополя, посаженными в банку с водой, а затем рисовать  их с натуры. По мере набухания почек, а затем появления первых листочков замечаем изменения и отображаем их в рисунках. Также, периодически в уголке природы  находятся временные объекты  – лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать за «огородом» на окне. Кроме наблюдательности, у них формируется чувство ответственности за начатое дело. В  среднем дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и наша задача – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характер дошкольников в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, надо создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества. Для этого можно  составить план работы в уголке живой природы на сезон. Дети, наблюдают, выполняют поручения по уходу за растениями, следят за календарем природы и погоды.  Во время ежедневных наблюдений ребята замечают и рассказывают, что изменилось (например, появились новые листья,  бутоны, цветы). Ежедневно дети смогут  отмечать состояние природы, выставлять соответствующую картинку в календаре. Поощрять детей, отмечать наиболее наблюдательных, старательных и активных – для детей это будет стимул к саморазвитию. Кроме названных объектов, в уголке природы могут  находиться: альбомы, книги, энциклопедии, дидактические игры содержащие материал природоведческого характера; различные природные материалы и поделки из них, сделанные совместно с родителями. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее.  Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.  Материалы и оборудование для трудовой деятельности (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т.д.) и опытнической деятельности хранятся в закрытой полке и свободном доступе для детей.

При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но, не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно- образовательной работы.

Требования при организации в ДОУ уголков природы

• уголок природы должен быть ярким и красочным;

• стеллажи, полки обязательно закреплены;

• календарь природы в каждой возрастной группе;

• недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

• цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

• оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

• природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

• оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

В процессе воспитания у детей любви к природе важно включать различные тематические праздники и развлечения, в ходе которых ребята учатся быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде. Это такие праздники как:  «В гостях у Осени», «Здравствуй  лето»,  «День Земли» и другие. Проведение  таких праздников способствует формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому на планете, воспитывает бережное отношение к природе. Во время таких мероприятий обычно проводятся соревнования, игры, конкурсы, устраиваются выставки детских рисунков, фотоматериалов, что также способствует эмоционально-положительному отношению детей к природному окружению.        

Источник

Галина Володкович
Консультация для воспитателей «Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В системе дошкольного воспитания многие задачи экологического образования можно решать через организацию деятельности детей в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости. Наконец, художественно-творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в мире.

Итак, правильно организованная деятельность детей в уголке природы позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. К сожалению, воспитатели зачастую не полностью используют все многообразие методов и приемов организации деятельности детей в уголке природы, ограничиваясь лишь таким приемом, как дежурства.

Кроме того, совместная работа по изготовлению природных композиций, кормушек, заготовлению корма для животных, уход за ними сближает детей и их родителей, дает ребенку ощущение, что он делает что-то правильное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются все-таки родители, а не воспитатель и сверстники.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования мы считаем организацию развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Чтобы предметный материал, предложенный детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности, мы формируем у них максимум знаний и способов действий, на которые можно опереться: знакомим их с природой, воспитываем любовь к ней через доступные средства.

При организации предметно-развивающей экологической среды мы предусматриваем:

– подбор неопасных и хорошо контактируемых с детьми животных, являющихся типичными представителями эколого – систематических групп, имеющих выраженные признаки живого, яркие индивидуальные характеристики, дифференцированные потребности, интересные особенности поведения, вызывающие у ребенка желание вступать в общение; несложный уход, что позволяет дошкольнику почувствовать ответственность за их состояние и свою значимость (попугаи, аквариумные рыбки, черепахи, улитки, морская свинка);

-содержание живых существ в условиях, близких к естественным, при которых они остаются здоровыми, что вызывает у ребенка положительные эмоции: клетки для попугаев, оборудованные поилками, емкостями для корма и песка, зеркалами; просторная клетка для морской свинки с импровизированным домиком, чтобы зверек в любой момент мог спрятаться; террариумы для улиток и черепах и т. д. ;

-наличие постоянного и удобного для детей места хранения инструментов и материалов для осуществления деятельности в природе;

-подбор дидактического материала для решения задач экологического образования детей (календарь погоды, наглядный иллюстративный материал, дидактические игры, гербарии, муляжи животных, фруктов и овощей и др.);

— возможность практикования детьми освоенного опыта, проявления заботы о живых существах, самостоятельного получения знаний (материал для проведения элементарных опытов, развития трудовых навыков).

Содержание уголка природы

Календари природы:

— по времени года;

— месяцам;

— дням недели;

— частям суток.

Дневники наблюдений:

— за состоянием погоды;

— птицами;

— ростом растений на огороде на окне, в уголке природы;

— протеканием эксперимента, связанного с растениями

Мини- лаборатория:

— прозрачные пластмассовые емкости разных размеров;

— ситечки;

— воронки;

— пипетки;

— мерные ложечки;

— клизмочки;

— разные по емкости шприцы;

— краски пищевые;

— магниты и железные стружки;

– лупы;

– микроскоп и т. д.

Муляжи, модели:

— овощи;

— фрукты;

— насекомые;

— животные и птицы Краснодарского края, пустыни, леса, морские животные и животные Полярного края.

Модели среды обитания:

— аквариум;

— лес;

— степь;

— пустыня;

— тундра

Природный материал:

— шишки разных хвойных растений;

— ракушки;

— камушки;

— веточки;

— соломка;

— желуди;

— косточки абрикосов и слив;

— скорлупки разных орехов;

— яичная скорлупа,

— семечки арбуза, дыни, кабачков

Огород на окне:

— минитеплицы;

— ящики;

— кашпо;

— тазики;

— дендрарий;

— прозрачные емкости с водой, опилками, песком, черноземом

для наблюдений за ростом растений в разных условиях;

— растения (свекла, помидор, морковь, чеснок, лук, салат и др.)

Инструменты для трудовой деятельности:

— лейки;

— грабельки;

— лопаточки;

—пульверизаторы;

— тряпочки;

— кисточки;

— тазики;

— ножницы;

— емкости для хранения корма для животных и рыб;

— фартуки для детей;

— повязки для дежурных

Дидактический материал:

Развивающие игры:

«Живая и неживая природа», «Как зовут тебя, деревце?», «Чей малыш?», «Фрукты-овощи», «Вершки и корешки», «Садоводы и овощеводы», «Зоологическое лото» и др.

Альбомы для рассматривания:

«Красная книга Забайкалья», «Наши меньшие братья» (домашние питомцы, «Живая планета» (изображения животных, с жизнью которых познакомили детей) и др.

Различные панно, сделанные совместно с детьми из серии «А мыс ними знакомы.».

Альбомы с тематической подборкой стихотворений, пословиц, поговорок, загадок, примет (по временам года, животные, птицы, растения и т. д.).

Оформленные в виде альбомов картотеки экологических игр, опытов, лекарственных и комнатных растений.

«Витаминные азбуки» (оформленные в виде книжек, кубов с рисунками продуктов, в которых содержатся витамины А, В, С)

Систематическая, последовательная, целенаправленная работа с детьми в уголке природы приводит к формированию основ экологического миропонимания. Об устойчивости проявления осознанно-правильного отношения к природе можно говорить только тогда, когда большая работа по экологическому образованию, осуществляемая в детском саду, будет продолжена в начальной школе на основе преемственных образовательных программ и педагогических технологий.

Источник

Тема: Уголок природы в детском саду, как главный объект экологического воспитания в дошкольном учреждении.

На сегодняшний день нет актуальней и важней задачи, чем экологическое воспитание. Экология (от греческого oikos- дом, жилище, родина + logos – понятие, учение).

В основном и первоначальном своем значении – одна из биологических дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих землю организмов, как между собой, так и с окружающей средой.

Экологическое воспитание – достаточно новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в настоящее время. Формирование экологической культуры населения, начало её становления падает на первые семь лет жизни  ребёнка.

Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.

Мы знаем , что человек живёт и размножается за счет природы, но тысячелетиями мы покоряли её, беспощадно убивали животных, вырубали леса. Сейчас пробил тот час, когда надо остановиться. Человеку нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые фрукты и овощи. На смену нам идет новое поколение, и наша главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Ведь став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с  природой, навсегда остается в памяти. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства. Мир огромен, а ребенок, а ребенок еще мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней. Для этого не обязательно детей везти за город, а можно и в саду, на участке, огороде, цветниках знакомить их с родной природой.

Ребенка нужно обучить,  чтобы он не безумно смотрел на природу, а видел и понимал природные явления, связь между ними.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно – природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Сегодня человечество подошло к рубежу, когда остро стоит вопрос: «Быть или не быть человеку на Земле?» это во многом зависит от нас, от того, какое поколение мы воспитаем. К 2015г., свидетельствуют данные всемирного фонда дикой природы, возможно исчезнут десятки тысяч видов растений и животных и мы окажемся перед лицом катастрофического обеднения живой природы Земли. По мнению ряда ученых, ежечасно вымирает один вид растений и животных. Люди должны понимать прямую связь между существованием животных, растений и благополучным существованием человека.

Поэтому большое внимание должно быть уделено экологическому воспитанию детей. Все живое связано с жизнью человека и несет в себе эстетическое. Нравственное, религиозное отношение к растениям и животным. Познание мира природы может научить людей жить в согласии и гармонии с окружающей средой, чтобы сохранить планету пригодной для жизни в будущем.

В решении задач ознакомления детей с природой, воспитание любви к  ней – поможет уголок природы детского сада. Где содержатся комнатные растения  и  некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что  облегчает работу педагога: под руководством ребята систематически наблюдают и  ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними,  дети получают представление о многообразии растительного и  животного мира  на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные. Какие условия для них нужно создавать. Педагог обучает детей проводить сравнительный анализ – сравнивая животных, находить сходства и различия между ними, общее и различное у растений – помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения. При рассматривании растений обращает внимание детей на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают групповую комнату.

Поэтому уголок живой природы оказывает воспитательное значение на детей. Они становятся любознательными, добрыми, чуткими по отношению к окружающим.

Уголок природы способствует формированию лучших черт характера у детей – трудолюбие, уважение к труду взрослых охраняющих и умножающих природные богатства. Так же трудно оценить образовательное значение уголка природы – дети учатся наблюдать, логически мыслить. Уголок живой природы  способствует развитию математических способностей –  «Посчитаем рыбок?», «Сколько лап у кошки?» и т.д., формированию изобразительных умений и навыков, развитию творческих способностей –  рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд на природные темы. Труд в уголке природы способствует развитию мелкой моторики (рыхление земли, пересадка растений и т.д.), что в дальнейшем способствует обучению письму.

В процессе систематического ухода за растениями и животными, у детей появляется интерес к природе. Все это помогает воспитать гармонически развитую личность.

В уголке природы можно содержать разных животных, знакомство с которыми предусмотрено программой, и все же их количество должно быть ограниченно. Это связано с тем. Что большую часть работы по организации жизни и  ухода за животными,  дети должны выполнять сами, либо с небольшой помощью воспитателя.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

  1. Животных подбирают безвредных, неприхотливых, обязательно прошедших осмотр ветеринара с выдачей заключения. Условия их содержания  должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям.
  2. Сезонных животных необходимо подбирать типичных для определенного класса, характерных для данной местности и интересных для наблюдения.
  3. Нельзя содержать в уголке природы одновременно большое количество животных требующих разного ухода.
  4. Размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей.
  5. Пополнять уголок природы нужно постепенно. По мере того, как дети привыкнут к обитателям и  научатся ухаживать за ними.
  6. После наблюдения животные должны быть отпущены на свободу, за исключением тех. Которые живут постоянно в уголке природы.
  7. Растения должны быть неприхотливыми к уходу за ними, безопасными для жизни и здоровья детей.
  8. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать внимание детей.

Требования к размещению и содержанию уголка природы:

Уголок природы служит не только объектом для изучения растений, животных, но и служит украшением развивающей среды. Его следует размещать на уровне детей,  в хорошо освещенном месте, так, чтобы все объекты хорошо просматривались, были доступны для ухода.

Уголок природы должен содержаться в чистоте-  растения регулярно поливаются, почва рыхлится, один раз в неделю листья протирают. Подкормка растений проводится биологическими веществами. Инструмент для обработки должен находиться в   специально отведенном месте, в чистоте. Вещества для подкормки растений, хранить  в недоступном для детей месте. Уголок природы не должен загромождать игровую комнату, недопустим сквозняк, а также попадание прямых солнечных лучей.

Таким образом, размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить – на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки  и т.д.), вторые вносятся в группу на короткое время – это растения и животные местного края. Жизнедеятельность которых,  особенно интересно и ярко проявляется в те, или другие сезоны (первоцветы весной, насекомые и др.).

Требования к размещению комнатных растений:

Учитывая психологические особенности детей, согласно программе, объем знаний, умений и навыков по уходу и содержанию объектов уголка природы в каждой возрастной группе существенно изменяется. Дети младшей группы знают 2-3 названия растений, а к подготовительной группе называют до 15 растений, описывают их, выделяют лекарственные растения, знают их применение.

Комнатные растения уголка природы являются его постоянными обитателями. Для того чтобы растения украшали групповую комнату, важно знать и учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. При размещении комнатных растений нужно учитывать их биологические особенности, сформированные под воздействием природно – климатических условий.

  1. Тропические растения – Лианы, Эпифиты, экзотические орхидеи нуждаются в обилии света, но не любят прямых солнечных лучей,  им требуется высокая влажность, но не желательны резкие перепады температур воздуха. Они не имеют периода покоя, и их рост продолжается непрерывно.
  2. Субтропические растения – Аспидистра, Сенполия и др. нуждаются в регулярном поливе, привычны к перепадам температур воздуха, имеют период покоя.
  3. Растения пустыни – Кактусы, суккуленты потребляют очень мало воды, предпочитают яркое солнце и жару, легко переносят перепады температур воздуха, имеют период покоя.

Размещая комнатные растения необходимо помнить, что их благополучие зависит от света, тепла, влажности воздуха и полива.

                                        Нельзя:

  1. Допускать резких перепадов температур воздуха – подсыхают и опадают листья
  2. Размещать растения около отопительных систем – там высокая температура и низкая влажность воздуха.
  3. Ставить около входных дверей и вентиляционных отверстий – сквозняки губительны для растений.

Для успешного выращивания комнатных растений необходимо правильно подобрать почвенные смеси. В д/саду подкормка и обработка растений проводится только биологическими веществами, которые должны храниться в отдельном шкафу, недоступном для детей.

                Требования к размещению аквариума:

Аквариум – это наиболее точная модель водоема, предназначена для  содержания и разведения растений и животных водной среды, а также для наблюдения за жизнью и развитием водной системы.

Аквариум размещают в хорошо освещенном месте. Но не под прямыми солнечными лучами. Перед зарядкой – аквариум тщательно обрабатывают содой, песок прокалить в духовом шкафу и дать ему остыть. Вода для аквариума берется отстоянная в течение 3-4 суток.

               Требованию к  содержанию птиц в уголке природы:

В уголке природы содержат канарейку или волнистых попугайчиков.

Родина волнистых попугайчиков – Австралия.

Клетки для содержания попугаев наиболее удобными считаются из оргстекла и прутиков из нержавеющей стали. Такие клетки хорошо просматриваются, они пропускают много света и гигиеничны. В клетке должно быть съемное дно для удобства уборки. Также должны быть поилка, кормушка, жердочка для насестов.

Дети старшей и подготовительной группы самостоятельно составляют зерновую смесь, обрабатывают клетку, сменяют воду, ухаживают за птицами.

   Методы экологического воспитания дошкольников:

Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Эта передача осуществляется согласно программе, с использованием различных методов – наблюдения, труд детей в уголке природы, игры с использованием объектов уголка природы, специальные занятия.

Наблюдение.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др.

Видный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

Для проведения наблюдений важным являются три момента:

  1. Наличие природных объектов
  2. Определение содержания наблюдения
  3. Поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Труд в уголке природе.

Экологический подход к организации труда в природе заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания условий для живых существ – обитателей уголка природы. В центре внимания должны быть растения и животные, за которыми осуществляется уход: их состояние и самочувствие, условия, в которых они находятся в данный момент.

Труд по уходу за растениями и животными – это выполнение тех компонентов среды обитания, которые в настоящее время отсутствуют, или их недостаточно, или они не того качества, которое требуется растению или животному в соответствии с их биологическими потребностями.

Труд в уголке природы – это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния обитателей уголка природы, это – сочувствие и жалость, это – желание, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд в природе – это правильные действия и операции с предметами и оборудованием.

В организации труда в уголке природы – необходимо четкое выделение трех этапов:

  1. Наблюдение – осмотр живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций
  2. Трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре
  3. Заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

Игра.

Дошкольное детство – это период игры. Игры в детские годы преобладают над другими делами ребенка. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие.

Известно. Что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области.

Занятия.

        Уголок природы помогает решать задачи экологического воспитания, формировать навыки бережного отношения к живым существам.

Решение таких задач осуществляется в основном вне занятий, но для уточнения и систематизации знаний организуются специальные занятия.

Занятия имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру представленную в конспекте.

Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения:

  1. Первично – ознакомительный – беседа
  2. Обобщающий
  3. Углубленно – познавательный

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников

        Воспитатель является главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры. Владея методами экологического воспитания и конкретной технологией, воспитатель создает обогащенную зеленую зону в группе. Следит за эколого – оздоровительными условиями проживания детей, осуществляет постоянное сотрудничество с ними во всех видах деятельности и дает им пример экологически правильного поведения, взаимодействуя со всеми живыми объектами, которые находятся рядом с детьми.

Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных. Воспитатель должен обладать сам этими качествами. При уходе за обитателями уголка, педагог должен помнить, что его отношение к ним является образцом, которому подражают дети.

Работа с родителями.

        Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Ежегодно должны проводиться общие родительские собрания по вопросу экологического воспитания. На них необходимо разъяснять родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка,  играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказывать об эколого – оздоровительной работе, о пользе походов и экскурсий. Привлекать родителей к активному участию в  акциях, организуемых на базе д/сада – «Посади дерево», Зеленый мир на окне». Организовывать  совместную деятельность (уборка мусора, окапывание и подкормка деревьев, озеленение участка и т.д). Приглашать родителей на специальные занятия, участие в выставках, экологических праздниках, играх – викторинах с целью обогащения экологических знаний.

Только так шаг за шагом мы сможем  привить детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.

Источник