Учреждение дошкольного образования и школа пространство развития ребенка
«Детский сад и школа – единое пространство развития ребёнка»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
С 1 января 2016 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.
Цель: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Задачи:
Развивать любознательность; формировать у старших дошкольников основы умения учиться
Развивать способность самостоятельно решать творческие задачи;
Формировать творческое воображение, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
Развивать коммуникативность (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольном уровне:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Реализации общих целей так же способствуют психолого-педагогические условия:
На дошкольной ступени:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
– построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
-опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
-направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
Наш детский сад много лет тесно сотрудничает с татарской гимназией №14 имени Хади Атласи на основе договора и утверждённого плана работы.
Формы осуществления преемственности:
Работа с детьми:
экскурсии в школу;
посещение школьной библиотеки;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);
ежегодно воспитанники подготовительной группы 1 сентября идут в гимназию поздравлять первоклассников, выпускников детского сада.
совместное проведение акции «Мин татарча сөйләшәм»
Взаимодействие педагогов:
совместные педагогические совещания (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
Сотрудничество с родителями:
Мы проводим:
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволило нам добиваться положительных результатов в работе.
У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.
Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует успешной адаптации детей к школьному обучению.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Сафиуллина Айгель Фидаисовна
воспитатель,МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида № 2 «Батыр»
Бугульминского муниципального райна
Республики Татарстан
Источник
Татьяна Гайнатуллина
Консультация «Центр образования — единое воспитательное пространство детского сада и школы»
За 2015-2018 годы в г. Уфе возникло 14 Центров образования, в том числе, в Советском районе –2: Центр образования № 15 и № 26.
Все новое – это хорошо забытое старое. Так в конце 70-х – начале 80-х гг. прошлого века Д. Б. Эльконин вместе со своим последователем и соратником В. В. Давыдовым уже разработали подробный проект Детского центра. В 90-е годы идея объединения школы и детского сада нашла отражение в программах, непосредственно нацеленных на комплексное обеспечение преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней: «Золотой ключик» (1996, «Из детства – в отрочество» (1997, «Преемственность» (1999, «Сообщество» (1999). Сегодня, в условиях реструктуризации системы российского образования, тема приобретает особую актуальность.
Центр образования № 26 открылся 29.12.2015 года. Он представляет собой единое образовательное пространство учеников и детей дошкольного возраста. В одном четырехэтажном здании находятся и школа на 637 человек, и детский сад на 120 воспитанников. В детском саду располагаются 5 групп, в том числе группа кратковременного пребывания.
Цель нашего учреждения: обеспечить реализацию успешного развития каждого ребенка на ступенях дошкольного и школьного образования на основе единства обязательных требований.
Для того чтобы достичь этой цели нужны условия, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех видах их деятельности. Первым условием является предметно-пространственная развивающая среда. В нашем учреждении, когда детский сад и школа находятся в одном здании, детям представлен широкий спектр развивающих модулей. Воспитанники не только могут использовать центры и уголки групп, но также – кабинеты школы. В актовом зале ребята выступают в качестве артистов и зрителей, лыжная база, физкультурный зал, хоккейная площадка на улице служат как средства развития физических способностей детей дошкольного возраста. В шахматном классе занимаются и ученики, и воспитанники. Там проходят дополнительные платные занятия – кружок «Королевство шахматных наук», а также шахматно-шашечные турниры. В Центре образования находятся музей Боевой славы и Этнографический музей, созданные педагогами школы. Стало хорошей традицией – проведение экскурсий с дошкольниками в музеи, столовую, медкабинет Центра образования. Кроме того, воспитанники детского сада полюбили ходить в библиотеку. В классах для воспитанников детского сада проходят дополнительные платные услуги во вторую половину дня – «Грамотейка» и «Английский дошколятам». Их проводят учителя начальной школы. Таким образом, когда ребенок из детского сада переходит в школу, он не испытывает стресс, так как в это учреждение он уже ходил, знает его кабинеты, знает учителя, к которому он пойдет в первый класс. Результаты диагностики стрессоустойчивости детей,поступивших в первый класс в 2016-2017 учебном году показали: адаптация у детей, пришедших в первый класс из других детских садов длилась в среднем 1,5 месяца, а у детей детского сада Центра образования 1-2 недели. У них не было плаксивости, агрессивного настроя к учебному процессу. Заболеваемость у детей, пришедших из детского сада Центра образования в первом классе была значительно ниже их одноклассников.
Вторым условием является методическое обеспечение образовательного процесса. Центр образования реализует единую Программу развития. Детский сад строит свою работу по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной на основе программы «От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Совместно с Институтом педагогики БГПУ им. М. Акмуллы разработаны единые диагностические методики, по которым воспитатели и учителя начальных классов проводят мониторинг, а также контрольные срезы. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная карта-маршрут, которую заводят воспитатели и передают ее учителям. В ней записываются данные ребенка, результаты диагностик, проводимые в процессе его развития, а также психофизиологические особенности, которые вносятся педагогом-психологом и медсестрой. Наше учреждение разрабатывает проект Консультационного центра «Шаги в профессию». В котором ведется диагностирование детей по интеллектуальной одаренности, начиная со старшего дошкольного возраста, и дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение его до окончания школы.
Участники образовательного процесса: дети, педагоги и родители (законные представители) получают массу преимуществ от открытия и функционирования единой образовательной среды детского сада и школы. Ребенок, посещая детский сад, находящийся в стенах школы, чувствует себя более значимым (так как дети всегда хотят быть старше, начиная с кризиса трех лет – «я сам», у него поднимается самооценка. У ребенка-дошкольника появляются более старшие друзья – школьники, которыми он также начинает гордится, школьники учатся заботиться о младших, у них воспитывается чувство заботы о ближних, эмпатия. Воспитанникам очень нравится участвовать в мероприятиях со школьниками. За время существования Центра образования начали складываться традиции участия воспитанников детского сада в ежегодных праздниках и мероприятиях, уже ранее проводимых в школе. На Параде успеха теперь чествуют не только победителей школьных олимпиад и конкурсов, но и воспитанников детского сада, победивших на олимпиаде «Мы – гагаринцы!», в конкурсе «Молодо – не зелено» и др. Ко Дню Великой Победы проходит праздник, на который приглашаются ветераны Великой Отечественной войны и члены их семей, а воспитанники вместе со школьниками готовят для них концертную программу. Также создаются совместные театральные проекты.
Педагоги повышают компетентность на совместных педагогических советах, семинарах, методических объединениях. Также команда педагогов Центра образования участвует в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах, где происходит неформальное общение, что сближает коллективы учителей и педагогов детского сада.
Родители также отметили положительную сторону единого пространства детского сада и школы. Особенно это удобно для тех,кто имеет двух и более детей: один посещает школу, а другой – детский сад. Приходят же они в одно учреждение. Когда проводятся общие родительские собрания, один родитель может быть от школы и от детского сада. Когда родители приходят на субботник, они знают, что облагораживают территорию и на данный день, и на будущее, так как ребенок пойдет именно в эту школу. Это является дополнительной мотивацией для привлечения родителей в общественные мероприятия. Также мы внедряем совместные выставки и праздники для детей и родителей школы и детского сада.
Но есть еще ряд проблем в достижении поставленной нами цели. Это кадровое обеспечение – требуются воспитатели и помощники воспитателя. Постоянное обновление технических средств развития детей в современном обществе проникает и в дошкольные учреждения. Нам бы хотелось, чтобы у наших педагогов и детей также были новые информационные ресурсы, развивающее оборудование. И в планах на будущее у нас совершенствование предметно-развивающей среды и детского сада, и школы, а также ждем квалифицированных и желающих применить свои знания на практике педагогов.
Таким образом, можно сделать вывод, что единое образовательное пространство детского сада и школы в стенах одного учреждения является хорошим условием развития всесторонне развитой, конкурентно способной личности ребенка.
Источник
Ольга Вишнивецкая
Пространство детской реализации. Новое в программе «От рождения до школы»
Пространство детской реализации.
В дошкольном образовании существует два фундаментальных понимания того, кто такой ребёнок. Одно из пониманий – ребёнок –это малоопытный субъект. Процесс развития выступает как освоение ребёнком каких-то достижений человеческого общества. Взрослый управляет этим процессом. Это происходит в зоне ближайшего развития (ЗБР). ЗБР — это место встречи первичной и идеальной формы.
Взрослый главный:
• отбирает культурные образцы;
• показывает способы действия;
• Контролирует освоение.
Такая форма называется — развивающее обучение.
Существует и другая точка зрения, в соответствии с которой ребенок по своим возможностям оценивается гораздо выше взрослого. В этом случае ребенок рассматривается как субъект образовательного процесса, то есть сам определяет осваиваемое содержание и управляет временем. Исследователи, придерживающиеся этой точки зрения, считают нежелательным вмешательство взрослого в процесс детской активности.
В новой редакции программы «От рождения до школы» выдвигается новый термин — пространство детской реализации (ПДР, противоположный понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР). Если в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации (ПДР) — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в зоне ближайшего развития ребенок осваивает прошлое культуры, в пространстве детской реализации развитие ребенка происходит за счет создания будущей культуры.Фактически мы имеем два пути развития: в ЗБР — развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР — развитие, ориентированное на будущее. Пространство детской реализации (ПДР) не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок. Мы говорим о том, что пространство реализации — особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребенка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детскую идею, направлен на ее реализацию и получил оформление в продукте. В этом случае дошкольное учреждение даже с относительно небогатой средой при обеспечении пространства детской реализации может быть с образовательной точки зрения более эффективным, чем детский сад с богатой средой.
В связи с этим возникают совсем иные задачи, которые стоят перед дошкольным образованием. Согласно программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», педагоги должны учитывать, что ребенок — существо культуры, которое осваивает культурные нормы, адекватные социуму. Поэтому нельзя отказываться от системы занятий, направленных на освоение идеальных форм и происходящих в пространстве ЗБР. Однако нельзя ограничиваться только этим, иначе образование будет игнорировать интересы ребенка. Поэтому вторая задача, которая стоит перед педагогом, — обеспечить детскую реализацию за счет создания особого пространства, в котором ребенок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом. Эти же задачи стоят и в семейном воспитании. Задача семьи — обеспечить возможность разворачивания пространства детской реализации, где ребенок мог бы воплотить свои идеи. Так, участие детей в обсуждении семейных проблем с правом голоса повышает их уровень морального сознания, что говорит о важности поддержки пространства реализации (Walker, Taylor, 1991). В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников (Веракса Н. Е., Веракса А. Н., 2015). Имеющиеся на этот счет данные позволяют говорить о разворачивании пространства детской реализации, начиная с раннего возраста. В качестве продуктов могут выступать идеи, предложенные ребенком для общего обсуждения, и детские произведения, воплощающие замысел ребенка и выполненные самостоятельно или с помощью взрослого. Выделение двух пространств: зоны ближайшего развития (ЗБР) и пространства детской реализации (ПДР) позволяет говорить о существовании характерного для каждого из них типа общения. Общение взрослого и ребенка в ЗБР фактически направлено на то, чтобы ребенок освоил идеальную форму, и представляет собой по сути дела инструктирование детей. Задача этого типа общения состоит в том, чтобы ребенок понял указания взрослого и подчинился логике структурных отношений, стоящих за системой научных знаний. Пространство детской реализации требует другого типа общения и взаимодействия взрослого и ребенка. В этом случае взрослый должен вслушиваться в голос ребенка, чтобы понять детский замысел и помочь ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности.
С построением пространства реализации связан поиск новых образовательных практик (Formosinho, Figueiredo, 2014). Этот подход, связанный и с удержанием зоны ближайшего развития на занятиях и построением пространства детской реализации, характеризует главное направление развития программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Таким образом, можно сказать, что развитие ребенка в детском возрасте, представленное в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», характеризуется не столько наличием предметно-развивающей среды, сколько возможностью пребывания в двух пространствах: ЗБР и ПДР, т. е. в освоении культуры прошлого и участии в построении культуры будущего.
Два пространства по своей сути противоположены друг другу. Педагогу нужен особвый тип мышления, чтобы увидеть эти пространства.
Литература:
«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
Источник