Учитывается прежде всего при разработках методик развития движении ребенка

Учитывается прежде всего при разработках методик развития движении ребенка thumbnail

Ирина Горюнова
Формирование основных движений у дошкольников с учетом возрастных особенностей

Нельзя недооценивать значение основных движений. Ребенок, не владеющий в достаточной степени своими движениями, часто испытывает неуверенность в своих силах, проявляет беспомощность, он боится самостоятельно преодолевать препятствия, которые возникают на его пути.

Ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие – эти движения являются основойдля всестороннего физического развития ребенка: укрепляет мышцы, способствует развитию сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной систем, а так же воспитанию физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость и др.)

Если говорить о проблемах современных детей, то, прежде всего, нужно сказать, что потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, если раньше почти все дети посещали различные кружки и спортивные секции, то сейчас предпочтение отдается телевизору, компьютеру, в лучшем случае так называемым «сидячим играм» (мозайка, лото, пазлы).

Поэтому весьма важной задачей физического воспитания дошкольников является формирование у них правильных навыков основных движений, которыми они пользуются в своей жизни – бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Они называются основными потому, что человек пользовался ими с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападений. Эти движенияи в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (ходьба и бег) являются средствами передвижения; другие используются в естественных условиях (прыжки через канаву); третьи (ходьба и бег на месте, ходьба скрестным шагом, бросание и ловля мяча и др.) применяются для решения задач физического воспитания.

Ко времени перехода в школу дети должны овладеть не только хорошим физическим развитием, но и достаточным объемом навыков и умений. Все что поможет детям быстро включиться в новый режим школьной жизни, связанный, помимо всего прочего с необходимостью длительного сидения в однообразной позе за партой и напряженной интеллектуальной деятельностью на уроках.При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребенок может стать лишь в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой. Выработка прочных двигательных навыков облегчает деятельность человека в быту и труде. Для выполнения уже привычного действия не требуется большого внимания, движение выполняется почти автоматически. Вместе с тем прочные навыки позволяют действовать более уверенно в новых для человека условиях, творчески использовать свои умения в зависимости от обстоятельств.

Дети младшего дошкольного возраста отличаются большой двигательной активностью, стремлением к самостоятельности. Они уже уверенно, хотя и своеобразно, выполняют наиболее употребительные основные движения – ходьбу, бег, некоторые виды лазанья, подскоки, элементарные движения отдельными частями тела. У них имеется некоторый двигательный опыт, приобретенный в быту, играх с игрушками и пособиями, есть определенный круг представлений об окружающих явлениях, опыт общения с взрослыми и детьми.

Движения у малышей несовершенны, неточные, сознательное управление движениями еще не ограниченно. Это объясняется недостаточным развитием опорно–двигательного аппарата, нервной системы организма в целом.

Малыши быстро утомляются. Поэтому они могут выполнять задания с небольшой нагрузкой, в процессе которой происходит чередование движений с различным напряжением возбуждающих и успокаивающих детей.

Движения дети выполняют схематично, несогласованно, часто замедленно. Объяснения они понимают лучше, если видят, как взрослый выполняет движение, и одновременно двигаются сами. В любом задании дети должны почувствовать удовлетворение, получить положительную оценку.

На пятом году жизни ребенка происходят существенные изменения в работе отдельных систем организма, определенные качественные сдвиги в развитии речи, мышления, всех сторон психики.

Под руководством взрослого дети могут дать элементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Определенная устойчивость внимания, развитие двигательной памяти, мышления, воображения, позволяет постепенно перейти к новым формам обучения. Дети уже в состоянии сначала посмотреть на показ упражнения, спокойно выслушать объяснение, а затем уже выполнить задание.

К этому периоду позвоночник в основном сформирован, хотя ещё податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличивается удельный вес, сила мышц, улучшаются их функции. Это положительно сказывается на быстроте, темпе, ритме движений. Дети старшего дошкольного возраста лучше осваивают движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Более точными и техничными становятся движения отдельных частей тела (например, прямую ногу вытянуть вперед, поставить на носок, оттянуть его и повернуть наружу).

На шестом году жизни детям становится доступным анализ свойств и качеств движений, различных мышечных ощущений, овладение весьма тонкими и сложными координациями. Они могут различать в содержании движений не только его основные элементы, но и детали. На седьмом году жизни дошкольники начинают осваивать более тонкие движения в действии. Движения выполняются более осознанно, точно и самостоятельно.

Оценка движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Детей интересует качество движений, их привлекает форма соревнования. Они начинают понимать красоту, грациозность движения.

Новые двигательные навыки формируются легче, дети почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений. Появляется возможность выполнения упражнений в разных вариантах. Дети многое умеют, и усложнение работы с ними идет не только за счет усложнения самого материала, увеличения требований к качеству выполнения движений.

Однако необходимо понимать, что любая формапроизвольной деятельности ребенку 6-7 лет еще трудна: физическое и нервное напряжение не может быть длительным. Поэтому новые движения сочетаются с чувственными движениями. Старших дошкольников увлекают разнообразные виды деятельности – игровая, учебная, бытовая, трудовая.

Использование основных движений в дозировке доступной детям, и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей. Совершенствуя основные движения, наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно.

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъем от проявленных двигательных действий. Необходимо стремиться поддерживать у ребят интерес к движениям.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»

Особенности развития движений у детей от 2 до 6-го года жизни.

Составила:

инструктор по физической культуре

Кузнецова Е.Ф.

Дошкольный возраст (3 – 6 лет) характеризуется значительными изменениями в физическом и моторном развитии ребенка. К середине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения, хотя их окончательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Существенно изменяются пропорции тела. Осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности психики ребенка этого возраста обусловливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественного игрового, содержания. Недопустимы перегрузки организма ребенка упражнениями, связанными с большими силовыми напряжениями и утомлениями.

В младшем дошкольном возрасте (2 – 3 года) важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным и непреложным элементам повседневной жизни. В этот период необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур.

В среднем и старшем дошкольном возрасте (4 – 6 лет) необходимо воспитывать интерес ребенка к освоению новых видов физических упражнений, к повышению уровня своих физических способностей, стимулировать стремление к участию в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Закаливание желательно сделать привычным элементом режима дня. Все это позволит ребенку хорошо подготовиться к началу учебы в школе.

Уже к 5 годам у ребенка существенно улучшается координация движений. Именно в этот период происходит процесс освоения навыков рисования, лепки, изготовления игрушек из бумаги и картона. Вместе с тем более интенсивное развитие крупных мышц еще затрудняет выполнение точных движений пальцами и кистью.

В дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности еще характерна неустойчивость нервных процессов. Хотя условно рефлекторные связи возникают в раннем детстве, из-за преобладания процессов возбуждения над процессами торможения они легко разрушаются. Поэтому не следует рассчитывать на прочное освоение ребенком этого возраста сложных двигательных умений и действий. Большее физиологическое и психологическое значение имеет сам процесс освоения нового, в том числе и в сфере физической культуры.

Вместе с тем в условиях все большего совершенствования анализаторной деятельности коры большого мозга ребенок приобретает способность к логическому мышлению, анализу и обобщению отраженных в его сознании явлений окружающей среды. Возникает способность сосредоточить на некоторое время внимание на каком-либо одном роде занятий или предмете. Сочетание стремления к подражанию с желанием проявить собственную инициативу, творчество повышают активность ребенка, побуждают его к деятельности.

У детей дошкольного возраста начинают проявляться типологические особенности высшей нервной деятельности, формируется характер, проявляются личностные мотивы и интересы, которые, правда, весьма нестойки. Дети этого возраста очень восприимчивы к реакциям взрослых на их поведение. Поощрение и похвала вызывают сильные положительные эмоции. Формируются основы дисциплины поведения, умение и желание подчинять свои действия правилам игры, требованиям родителей и воспитателей, интересам коллектива.

Главная задача физического воспитания ребенка 3-го года жизни – освоение и совершенствование новых видов движений пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений. Содержание моторной активности ребенка обогащается за счет совершенствования навыка ходьбы, перемещений в усложненных условиях (ходьба по веревочке, по доске, перелезание через бревно), спрыгивания с небольшой высоты, прыжков в длину с места, подскоков на двух ногах, подбрасывания и ловли мяча, произвольных изменений положений ног, рук, туловища и головы, плавания и упражнений в воде, игр на воздухе и в помещении.

Координация развивается при перемещениях со сменой направления ходьбы и бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом, координация движений кисти и пальцев – в специальных упражнениях, а также при игре с кубиками, пластилином и т.п.

Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно в форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (3 раза в неделю) и различных игр.

Важное место в режиме физической активности ребенка 3-го года жизни занимает утренняя гимнастика. Зарядку нужно проводить ежедневно. Значение утренней зарядки не исчерпывается ее оздоровительной функцией, снятием «заторможенности» ребенка после ночного сна, взбадриванием малыша. Огромная психологическая роль утренней зарядки заключается в воспитании у ребенка привычки начинать день с физических упражнений.

Упражнения для зарядки должны конструироваться из известных и хорошо освоенных ребенком движений. Лучше всего, если взрослый будет выполнять упражнения вместе с ребенком. Это создаст благоприятную эмоциональную обстановку и облегчит ребенку выполнение движений, особенно воспроизведение им темпа и ритма. Количество упражнений в зарядке не рекомендуется более 4 – 5, не считая ходьбы в начале и в заключительной части.

Главная задача физической активности ребенка 4-го года жизни – освоение новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера. Новая черта физической тренировки в этот период – постановка целей в отдельных упражнениях. Такими целями могут быть: пробежать быстро, метнуть далеко, попасть мячом в мишень, далеко прыгнуть, точно воспроизвести движение, быстро отреагировать на команду.

У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начать целенаправленное развитие двигательных способностей – ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости.

Содержание занятий физическими упражнениями обогащается за счет новых движений и новых освоенных ребенком упражнений, действий, видов и форм двигательной активности. Значительное место в занятиях следует отвести подготовке к освоению или частичному освоению базовых элементов движений в спортивных упражнениях – элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом руками и ногами, коротких связок гимнастических упражнений, элементов акробатики, катания на лыжах и коньках, плавания.

Превалирующей формой занятий останется игра, но все в большей мере необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок.

При развитии быстроты основной упор следует сделать на тренировке быстроты реакции и частоты движений в простых упражнениях.

Поэтому, когда мы говорим о необходимости развития у детей этого возраста выносливости, речь идет о способности достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями, но не предполагается развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге или плавании. Специфично и развитие силовых способностей: в этом возрасте оно не предполагает воспитания способности к большим и очень большим физическим напряжениям, связанным с преодолением предельных или близких к ним по величине сопротивлений, например поднятие больших тяжестей, метание тяжелых снарядов и т.п. В большей степени развитие силы обусловливается необходимостью формирования у ребенка способности проявлять незначительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени, точно дозировать мышечные усилия. 6-летние дети уже способны к освоению сложных движений и психологически больше готовы к специализированной тренировке. Однако не следует злоупотреблять этой готовностью детей к систематической узконаправленной тренировке. Нужно создать условия для обогащения их моторики разносторонним опытом, который в будущем окажется полезным при любой спортивной специализации или при осуществлении физической активности с оздоровительными и общеукрепляющими целями. Режим физической активности ребенка 6-го года жизни будет более напряженным главным образом путем расширения средств физической подготовки и увеличения продолжительности занятий, которая может достигать 35 мин.

Продолжительность утренней зарядки в этом возрасте – 15 – 20 мин. 5–6-летние дети находятся в преддверии всплеска интенсивного развития координационных способностей, который произойдет у них на следующий год. Подготовка к этому очень ответственному моменту в развитии моторики человека составляет основу целевой программы физического воспитания детей 6 лет. В этот период продолжается активное развитие двигательных способностей: силы, быстроты, ловкости, гибкости – и совершенствование ранее освоенных видов движений. Все большее место в тренировке начинают занимать движения, выполнение которых связано с включением в активную работу больших мышечных групп рук, ног, живота и спины. При выполнении детьми силовых упражнений важно не допускать перенапряжений. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метаний. Масса метаемых снарядов не должна превышать 100 –150 г. В упражнениях на быстроту большее внимание нужно уделить частоте движений, в упражнениях на гибкость – амплитуде движений, в упражнениях на ловкость – быстроте реакции. В программу занятий 6-летнего ребенка можно включать некоторые упражнения на выносливость: относительно длительные прогулки, пробежки трусцой по 5 – 7 мин. Воспитанию выносливости послужит и увеличение общей продолжительности занятий до 35 мин.

Главные целевые установки в процессе физического воспитания детей 7-го года жизни мало чем отличаются от основной направленности физической тренировки предыдущего возрастного периода. В детских дошкольных учреждениях во всех возрастных группах необходимо обеспечить музыкальное сопровождение физкультурных занятий. Оно помогает ребенку освоить темп и ритм, выполнять упражнения с большим напряжением. Тренировки в этот период могут с успехом осуществляться в игровой и соревновательной форме. В домашних условиях можно устраивать соревнования ребятишек, живущих в одном доме, «матчевые» встречи между квартирами, подъездами, привлекая к ним и родителей. Дети и взрослые могут соревноваться по принципу гандикапа: например, взрослый будет метать значительно более тяжелый груз или давать ребенку фору в забеге. Полезны и другие формы состязаний детей и взрослых, например игры с мячом, эстафеты и т. п. В условиях детского дошкольного учреждения можно организовать состязания, эстафеты, игры с мячом между ранее скомплектованными небольшими командами детей одного возраста.

Источник

Елена Маслова
Методические рекомендации по формированию основных движений детей раннего возраста

Консультация для воспитателей

Тема:«Методические рекомендации по формированию основных движений

детей раннего возраста»

Воспитатель: Маслова Е. А

гр. №1 «Клубничка»

Детский сад «Ягодка»

г. о. Новокуйбышевск 2019

Структура, организация двигательной активности с детьми от 1 до 2 лет.

С детьми в возрасте от 1 до 2 лет не целесообразно деление занятия на части, как это имеет место в более старших группах. Занятия следует строить так, чтобы освоение основных движений чередовалось с общеразвивающими упражнениями, которые выполняются одновременно всей группой вместе с воспитателем. Таким образом обеспечивается смена активных движений и кратковременного отдыха, смена разных исходных положений. Особое место отводится планированию, соотношению в каждом занятии нового и знакомого материала, закреплению освоенного и т. д. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течении двух недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазание и бросание, следует включить другие упражнения или ввести изменения в уже знакомые малышам, несколько усложнив их. Занятия по двигательной активности с детьми от1 до2 лет предусматривают ходьбу (развивающую равновесие, ползание (лазанье, бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями. Показ и объяснение происходит одновременно с выполнением упражнений. По возможности воспитатель делает упражнения вместе с детьми. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок, усваивая необходимые движения, могудовлетворять свойственную ему чрезвычайно большую двигательную потребность. С накоплением двигательного опыта и развитием речи количество детей в подгруппах увеличивается. Чтобы дать необходимую нагрузку и обеспечить двигательную активность всех детей, в занятия постепенно вводятся поточный и фронтальный методы организации.

Методические рекомендации по формированию основных движений детей в возрасте от 1 до 2 лет.

Основные движения: ходьба и равновесие, ползание и лазанье, бросание и катание.

Равновесие.

Задача: развивать внимание, сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности, формировать умение ходить по прямой, ускоренной и быстрой ходьбой, развивать умение ходить небольшими группами (стайкой, тренировать подниматься на гимнастическую доску, ставить поочередно сначала одну ногу, затем другую, также спускаться избегая при этом спрыгивания на пол, формировать правильную осанку.

Примерные упражнения

Ходьба к цели по прямой; по дорожке (ширина 30-25 см, длина 2-3 м);

по дорожке из линолеума (ширина 30 см, длина 3-5 м);

по гимнастической доске (ширина 30-25 см, длина 2-2,5м) с помощью взрослого и без него;

подняться на ящик (высота 10-15 см) исойти с него с помощью взрослого;

переступать через ленту (веревка, палка, лежащую на полу или приподнятую на 5-10 см от пола;

подниматься вверх по доске (ширина25см, длина2-2,5м, приподнятой одним концом от пола на 10-15 см, и сходить в низ до конца доски;

между стульчиками, кубиками, булавами, кеглями, «стайкой», по наклонной доске, один конец которой приподнят на 15-20 см от пола, вверх и вниз;

по гимнастической скамейке с воспитателем;

с предметами в руках (с мячом после катания или бросания);

с изменением направления;

перешагивать через кубы, кегли, обручи, палку (высота от пола 10,15,18 см);

подниматься на ящик (высота 15 см) и сходить с него.

Ползание и лазанье.

Задача: формировать правильную осанку, равновесие, влезать и слезать, не пропуская реек.

Примерные упражнения

Ползание: на четвереньках по прямой, между двумя параллельно положенными веревками (по дорожке)

с подлезанием под рейку, веревку, дугу, стульчик;

подлезание через обруч;

лазание по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 м);

за мячом, который катится;

с перелезанием через гимнастическую скамейку;

с подлезанием под гимнастическую скамейку;

лазанье по лесенке-стремянке (высота 1,5 м) вверх и вниз.

Бросание и катание.

Задача: формировать умение энергично прокатывать мяч, тренировка в бросании.

Примерные упражнения

Бросание и катание: держать мяч обеими и одной рукой;

собирать разнообразные мячи и шарики, самостоятельно класть их в корзину (ящик);

катать мяч вперед или воспитателю;

бросать мячвниз,вперед двумя руками;

скатывать большие мячи с горки, идти за мячом, приносить его;

катать в паре с воспитателем;

перебрасывать мяч (мешочек с песком) через гимнастическую скамейку;

бросать на дальность маленький мяч (мешочек с песком) одной (правой, левой) рукой.

Структура, организация двигательной активности с детьми от 2 до 3 лет.

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребенок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по двигательной активности, используя различные формы двигательной деятельности.

Основной задачей обучения является формирование умения действовать совместно – на основе подражания воспитателю или в соответствии с его указаниями. В этой группе проводятся два занятия в неделю. В первой половине учебного года детей делят на две подгруппы с учетом состояния их здоровья и уровня сформированности двигательных навыков. Продолжительность занятий с одной подгруппой – до 10 минут. Остальные дети в это время играют под наблюдением помощника воспитателя.

Перед началом занятия следует произвести влажную уборку пола и хорошо проветрить помещение, поддерживая температуру воздуха в пределах +20 градусов. Дети должны быть в физкультурной форме: майке и трусах и в тапочках «чешках».К проведению занятия нужно тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план- конспект, заранее подбирать пособия крупный инвентарь и т. д.

Целесообразно строить занятие из трех частей: первой – вводной (ходьба, чередующаяся с бегом); второй – основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются поскоками или бегом. Упражнения повторяются 4-6 раз и проводятся из разных исходных положений. Для упражнений в основных видах движений подбирается1-2 (иногда 3) вида (кроме ходьбы и бега). После основных видов упражнений обязательно проводится игра, в которой принимают активное участие все дети; третьей – заключительной (ходьба или спокойная игра).Такое распределение материала соответствует возможностям детей третьего года жизни и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу. Основные движения нужно распределять с учетом трудности, постепенного усложнения и необходимости повторения материала с разрывом в повторении не более 2 – 3 занятий. Подвижную игру следует проводить в течение двух занятий подряд без изменений, а затем усложнить, создать варианты с тем, чтобы ребенок проявил большую заинтересованность и внимание, преодолел некоторые трудности. Подбирая упражнения, нужно учитывать нагрузку на крупные группы мышц (плечевого пояса, живота, спины, ног); обеспечить чередование нагрузки на все основные группы мышц.На занятиях в первой младшей группе предусмотрены: ходьба, бег, ползание и лазанье, метание и катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми правилами, игровые и общеразвивающие упражнения (с предметами и подражательные). Для этого создаются условия, при которых ребенок третьего года жизни обучается действовать в коллективе. Все построения и перестроения проводятся с помощью воспитателя Воспитателькратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одновременно с показом еще раз объясняет задание, при этом все выполняют движение вместе с ним, а педагог, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей. Малыши со слабым физическим развитием, двигательной подготовленностью, как правило, боязливы, пассивны и выполняют упражнения вяло. Однако, если занятие интересно, у них появляется желание заниматься, при этом качество движений резко меняется. На занятиях двигательной активности в первой младшей группев основном применяется поточный и фронтальный методы организации детей, т. е. поочередное и групповое выполнение заданий, и только по необходимости применяется индивидуальный метод. Движения ребенок осваивает скорее, с большимудовольствием, если умело используется крупный инвентарь и различные игровые приемы, основанные на подражании и непременном участии взрослых. Все это помогает развитию способности быстро реагировать на основные условия.

Методические рекомендации по формированию основных движений детей раннего возраста от 2 до 3 лет.

Основные движения: ходьба, бег; прыжки; ползание и лазание; бросание, ловля, катание, равновесие.

Ходьба

Задачи: сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности, формировать правильную осанку.

Примерные упражнения

Ходьба стайкой за воспитателем в разные стороны и в заданном направлении;

парами, держась за руки;

по кругу, взявшись за руки;

«змейкой» между стульчиками (кубиками, кеглями);

С переступанием через веревку (палку, кубики, обручи);

друг за другом;

в колонне по одному;

с остановкой и сменой направления по сигналу;

переходящая к бегу и наоборот;

на месте, шаг вперед, вбок;

с предметом (платочек, обруч, флажок и др.).

Бег

Задачи: формировать координацию движений рук и ног, правильную осанку; сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности.

Примерные упражнения

Бег: переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе;

стайкой, гурьбой за воспитателем, убегать от него;

в заданном направлении и в рассыпную;

догонять катящийся предмет;

по дорожке, не наступая на линии (ширина 30-25 см);

бегать непрерывно 30-40 с;

пробегать медленно до 80 м.

Прыжки

Задачи: учить приземлению, толчку; энергично отталкиваться и мягко приземляться.

Примерные упражнения

Прыжки: поскоки на месте на двух ногах;

поскоки на двух ногах с продвижением вперед;

через ленту (веревку) положенную на коврик (ковровую дорожку);

вверх, касаясь предмета, находящегося в 10-15 см от поднятой руки ребенка;

в длину с места на двух ногах, как можно дальше;

с высоты 10-15 см.

Ползание и лазанье

Задачи: формировать правильную осанку, влезать и слезать, не пропуская реек.

ползание,лазанье: ползать на четвереньках по прямой 3-4 м;

подлезать под препятствия высотой 40-30 см (гимнастическая скамейка, лента, рейка, дуга);

ползать по дорожке между линиями (веревками);

ползать с последующим пере ползанием через лежащее на полу бревно или гимнастическую скамейку;

лазать по лесенке-стремянке (высота1,5м, гимнастической стенке вверх и вниз (удобным) способом.

Бросание, ловля, катание

Задачи: формировать умение энергично прокатывать мяч, бросать и ловить удобным способом.

Примерные упражнения

Катание и бросание: прокатывать мяч воспитателю двумя и одной рукой стоя и сидя (на расстоянии 0,5-1,5 м);

катать мяч под дугу, друг другу;

катать мяч с продвижением вперед;

бросать мяч вперед двумя рукам снизу, от груди, из-за головы;

бросать мяч двумя руками воспитателю; стараться поймать мяч, брошенный воспитателем (расстояние 0,5-1 м);

бросать мяч через ленту, через сетку, в сетку (верхний край сетки на уровне глаз ребенка на расстоянии 1-1,5 м);

бросать предмет в стоящую на полу (или на уровне груди ребенка) горизонтальную цель (корзину, ящик, обруч на расстоянии 1 м) двумя руками, правой и левой рукой;

бросать мелкие предметы (маленькие мячи, мешочек с песком, шишки) на дальность правой и левой рукой.

Равновесие

Задачи: сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности, формировать правильную осанку, развивать внимание, координацию движений, ловкость, смелость, самостоятельность.

Примерные упражнения

Ходьба: по прямой и извилистой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м, намеченной мелом, выложенной шнурами на полу;

по шнуру, положенному на полу прямо «зигзагом», по кругу;

по доске;

по наклонной доске (приподнятой одним концом на высоту 20-30 см);

по гимнастической скамейке;

по бревну с плоской поверхностью;

по гимнастической скамейке на четвереньках;

с перешагиванием линии, палки, кубиков, рейки (высота 10-15 см);

с перешагиванием из обруча в обруч, с ящика на ящик;

подниматься на табурет, гимнастическую скамейку (высота25-30 см) без помощи взрослого;

подниматься на носки и снова опускаться на всю ступню;

медленно кружиться на месте.

Используемая литература:

Лайзане С. Я.Физическая культура для малышей: Книга для воспитателя детсада – 2-е Издательство «Просвещение», 1987, с изменениями

www.infourok.ru – Ведущий образовательный портал.

Источник