Учитель и развитие творческих способностей ребенка

 Роль учителя в развитии творческих способностей детей.

Нередко задачи работы художника – учителя в школе понимаются слишком упрощенно. При этом в качестве одного из главных элементов выдвигается такой: общеобразовательная школа не готовит художников, поэтому нет смысла заботиться о повышении уровня требований качества обучения школьников по изобразительному искусству. Вслед за этим неизбежно возникает другой вопрос: а нужны ли школе высококвалифицированные учителя изобразительного искусства, нет ли здесь неоправданного усложнения проблемы?

Такие суждения, безусловно, ошибочны.

Когда предлагается поднять на подлинную высоту дело эстетического воспитания и художественного образования школьников, то речь идет не о массовой подготовке, будущих художников в стенах общеобразовательных школах, а о массовой эстетической грамотности выпускников такой школы.

Учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать и как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство – это не скучная повседневность, а глубокая потребность человека в общении с прекрасным. Преподавательская работа по своей природе деятельности творческая, живая. Учитель должен творчески подходить к делу, так как он имеет дело с живыми людьми, и работать по трафарету, по шаблону не может. Мало объяснить и показать тот или иной приём работы, надо добиться того, чтобы этот прием был хорошо усвоен. А это требует от учителя большого мастерства. Чтобы ученик тебя хорошо понял, недостаточно одного разъяснения и рассказа – нужно ещё суметь увидеть, почувствовать, как ученик воспринимает учебный материал, как он реагирует на слова и действия.

Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга. По выражению лица, глаз, по движению ребёнка учитель видит, доходит до него то, о чем идет речь или нет. Все это учитель сам испытывает, приобретая мастерство и опыт.

Можно только с уверенностью сказать, что успешное обучение невозможно без контакта педагога с учеников. Взаимоотношение в художественной педагогике и практике искусства часто понимается неверно. Задачи, стоящие перед искусством и перед художественной школой, будучи едиными, по существу, практически различны, если учитывать специфику деятельности художника и педагога.

Проблемы мастерства, стоящие перед искусством, безусловно, должны найти отражение в системе преподавания.

Разлад между мастерством и педагогом состоит в том, что художник судит о зрелом искусстве, а педагог к тому же о процессе развития.

Конечная цель обучения всегда понималась как подготовка и образование мастера – творца, автора и композитора своего произведения.

Вопрос? Что же является предметом обучения? Техническая или творческая сторона его? Каким образом в учебном процессе они сочетаются? Возможно ли это сочетание и на какой основе?

Казалось бы, на поставленные вопросы может быть дан единственно возможный ответ? Школа должна в равной мере дать учащимся, и творческое развитие и технические знания и навыки. Поскольку в самом искусстве эти стороны неразрывно спаяны в одном образе, воплощенном на полотне техническими средствами. Чтобы овладеть средствами изображения, безусловно, требуется, творческое отношение, но и в значительно большей степени требуется упражнение, постепенно воспитывающие и образующее дарование учащегося. Все начинается от простейших учебных задач в самом примитивном виде, их требует воспитание: развитие глазомера, восприятие цвета, сам процесс рисования или письма, творческие способности учащегося развиваются в учебно-воспитательном процессе.

Рисунок ученика (в равной мере любая другая работа) для проницательного педагога документ, свидетельствующий о состоянии мышления и восприятия учащегося на данном этапе. Каждая работа представляет собой относительную ценность относительно ребенка. Рост ученика определяется, прежде всего, именно этой относительной мерой, относительно целей, предшествующих его работ и достигнутому уровню развития.

Таким образом, учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать и как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство – это не скучная повседневность, а глубокая потребность человека в общении с прекрасным.

Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики.

Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству стремление к его самостоятельному изучению.

Источник

Считаете ли вы себя творческой личностью? А своего ребенка? Каждый родитель желает своему чаду достичь успешных результатов в той или иной сфере деятельности. Но способствует ли он этому процессу? Или только отбивает желание развиваться?

Известно, что высокого статуса в обществе добиваются лишь творческие люди, которые еще с детства обладали собственным мировоззрением, демонстрировали нестандартные решения проблем и отстаивали свою точку зрения. Творчество — источник энергии, развития, удовольствия и знаний.

В данной статье подобраны 10 основных советов для родителей, помогающие вовремя заметить творческое начало у своего ребенка и помочь развить его таланты.

Не считайте никого безнадежным

Ошибочно предполагать, что есть дети, обделенные творческими способностями. Просто эти умения нужно рассмотреть. Обратите внимание на своего малыша, что ему нравится больше всего? Тяга к пению или танцам видна сразу, а вот углядеть талант изобретателя не так—то легко. Пробуйте разные направления творчества, предложите ребенку нарисовать вашу семью, смастерить робота из конструктора, или объяснить какой-то термин, а затем наблюдайте за его успехами и делайте выводы. Дети неустанно пробуют и узнают все новое и интересное, а цель родителей — подтолкнуть малыша к совершению подвигов и достижений.

Подберите время для творчества

Старайтесь все свое свободное время проводить с ребенком, общение важно для формирования личности. Каждый день уделяйте минимум 15 минут творческому просвещению: занимайтесь танцами, пением или рисованием. В выходные это время может увеличиваться до 2-х часов. Пользуйтесь разнообразием творческих игр: за завтраком обсуждайте продукты на столе, как они растут и в чем их польза, на прогулке рисуйте мелками на асфальте, а перед сном вместе сочините сказку.

Читайте также:  Ребенку пятый месяц развития ребенка

Создаем обстановку

Дети — народ неусидчивый, поэтому постарайтесь в моменты занятий творчеством создать благоприятную атмосферу. Откройте шторы, чтоб лучше видеть краски на столе, наденьте удобную одежду для танцев, не устраивайте физические нагрузки после плотного обеда и самое главное — выключите гаджеты. Ребенку можно рассказать историю об “уставшей” технике, которая хочет отдохнуть, а сами отключите телевизор, телефон, планшет, компьютер и тому подобное. Так малыш полностью сконцентрируется и не будет отвлекаться.

Личное пространство

Каждой личности нужен свой собственный уголок, а при развитии творческих способностей важно иметь укромное местечко для возможности уединиться, чтобы нарисовать родившуюся в голове картину или сложить пазл. Пусть этот творческий уголок будет небольшим, зато личным, так малыш почувствует свою значимость и поддержку близких. Обеспечьте его всем необходимым для занятий творчеством.

Если ваш ребенок не любит рисовать или играть сортером — не отчаивайтесь. Возможно, у него талант к чему-то, чего родители еще не пробовали. Пробуйте развивать фантазию малыша, предлагая разные предметы для творчества: нитки, клей и бумагу, бусинки, блестки, детские запчасти, резинки, пробки и т. д. Если в вашем жилище нет свободного пространства, выделите полку или коробку со всем необходимым для творчества.

Творческий беспорядок

Будьте готовы к легкому хаосу в вашем доме, ведь дети любят беспорядок. Старайтесь не контролировать каждое действие ребенка, иначе вся радость и спонтанность действий будут нарушены. Родители, запомните: игра — это беспорядок. Перед рисованием подложите клеенку в нужном месте, чтобы малыш творил по полной, до игры с мячом — уберите вазу со стола, а перед танцами и пением убедитесь, что никому не помешаете. Это обеспечит спокойное и веселое времяпрепровождение.

Меньше контроля

Некоторые дети очень стеснительны и замкнуты, родители даже не замечают, когда успели привить им это состояние. Если ребенка постоянно контролировать, предугадывать каждый шаг и вмешиваться в происходящее, он всегда будет сомневаться в своих действиях. Дайте малышу возможность раскрыться, пусть он “творит” во время рисования, пусть сам залезет за мячом на кровать или построит кривую башню из конструктора. Излишняя опека отбивают всю охоту развиваться.

Пример творческих личностей

Дети легче ориентируются, глядя на пример, не зря есть подсказки в раскрасках и пазлах. Задача родителей — познакомить малыша с творческими мероприятиями: концертами, выставками и спектаклями. Ему нужно понимать, как проявляют себя творческие личности и к чему стоит стремиться.

Превращайте заботы в игру

Ведь правда, что мама может придумать занятие ребенку, не прилагая для этого много времени и сил. Но будет ли это занятие полезным? Есть способ получить выгоду и родителю, и ребенку. Бытовые заботы неизбежны: придет время для уборки, стирки, закупки продуктов и готовки. Включайтесь, ищите и в себе творческое начало, превращайте банальную уборку в игру. Например, разбирая белье после стирки, попросите ребенка подавать вам только его одежду, потом мамину или папину. Попросите помощи для “укладывания” игрушек спать.

Пример из жизни. Когда у меня жил некоторое время племянник (4-5 лет), я придумал для  него игру “Собери носки”. Идея была в том, чтобы из постиранных носков собрать все пары.

Помощь при приготовлении блюда просто неоценима, а дети потом так гордятся своими достижениями и радуются, кормя папу своим омлетом. Хитрите, все превращайте в игру: так и вам легче, и дитя развивается.

Помните творческие моменты

Самые “живые” фотографии — спонтанные. Не забывайте фотографировать малыша в творческом порыве, измазанного красками или пляшущего в кругу семьи, спустя время всей семье будет приятно взглянуть на прогресс в той или иной сфере. Ребенок чувствует поддержку родителей, находя свои рисунки на холодильнике или рассмотрев сделанные его руками бусы у мамы на шее. Спустя годы у вас будет возможность подарить своему ребенку подборку фото и видео с его танцами и песнопениями.

Поощряйте и радуйтесь

Каждый человек любит похвалу, она мотивирует и подсказывает, что ты на верном пути. Хвалите ребенка, поддерживайте его идеи, бросайтесь вместе с ним в придуманные авантюры. Так малыш будет стремиться открывать для себя что-то новое. Дарить ребенку радость — вот главная цель родителей. Радость и удовольствие от проделанной работы способствует выработке смекалки, развитию навыков и тяге к экспериментам. Радуйтесь мелочам — это высшая степень искусства.

Источник

МОУ «Краснохуторская основная общеобразовательная школа»

РЕФЕРАТ

на тему:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»

Выступление подготовила

   учитель начальных классов

                                 Абульфатова З. К.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности истoчниками полноценного рaзвития ребенкa.

Здесь  выступают два вида деятельности:

  • Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения  к современной культуре. В oснoве этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми  для жизни в обществе.
  • Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличии от учебной,   твoрческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самoреализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

        В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если  в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

       Главная цель развития творческих способностей – воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

  • формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и     применять знания;
  • развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
  • находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;
  • вoспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

В основе процесса развития творческих способностей  лежат:

  • фoрмирование академических успехов школьников, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;
  • внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;
  • создание условий для проявления творчества на уроке и во внеурочной деятельности для всех учащихся независимо от их личностных качеств;
  • пoстоянное поддержание стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности.

Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.

Читайте также:  Роль хореографии в развитии ребенка

Сaмa жизнь выдвигает неотложную практическую задачу-воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие  социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности  нуждаются в поддержке и в развитии.   

Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности. Что я и стараюсь делать, работая с классом и в отдельности с каждым учеником.

Уже в начaльной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы  в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.

         Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.

При работе над развитием творческих способностей. Я стала исследователем и экспериментатором, так как преобразовала учебную и внеклассную деятельность учащихся. Моя главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Работa над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, – это развитие творческих способностей ученика.

Системa работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

В кaчестве педагогических условий развития творческих способностей детей можно выделить рaзвивающе – ориентационную среду и педагогическую поддержку.

Организация среды обеспечивается следующими условиями:

  • создания ориентационного поля развития;
  • обогащение среды, в которой происходит развитие одаренного ребенка, и как следствие, стимулирование его общего развития;
  • возбуждение в ребенке интереса как фактора стимулирования его активности;
  • творческое  участие  ребенка в деятельности, дающее возможность самопознания, самореализации;
  • организация и самоорганизация деятельности ребенка.

Свою работу я начала с проведения диагностик развития способностей к  обучению, развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся и отслеживаю результативность в течение четырех лет.

Анализ результатов диагностики развития творческих способностей младших школьников осуществлялся через систему творческих заданий, что позволяет:

  • сформировать требования к системе заданий, которая позволит целенaправленно развивать эти способности;
  • рассмотреть содержание различных учебных курсов как ресурс заданий для младших школьников;
  • предложить способы оргaнизации творческой деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;
  • сформулировать организационные требования к процессу обучения на начальной ступени школы.

Используя результаты диагностик, я составляю план работы с одаренными детьми и развиваю их способности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).

Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

Для рaзвития творческого мышления и воображения учaщихся я предлагаю такие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • предстaвлять пространственные объекты.
  • Творческие задания дифференцирую по таким параметрам, как
  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
  • сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • формы представления противоречий (явные, скрытые ).

В связи с этим выделяю три уровня сложности содержания системы творческих заданий:

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.

Цель заданий данного типa – развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они нaправлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

  • ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,
  • реализация кружковых или фaкультативных занятий по специально разработанной программе,
  • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,
  • дидактические и сюжетно – ролевые ИГРЫ на уроках и во внеурочное время;
  • экскурсии, наблюдения;
  • творческие мастерские;
  • тренинги, проводимые психологом образовательного учреждения.

Все это позволило конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий.

Читайте также:  Педагогическое развитие ребенка дошкольного возраста

Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:

  • интеллектуальные марaфоны;
  • школьные, районные, интернет – олимпиады;
  • творческие интеллектуальные игры, конкурсы;
  • творческие конкурсы разного уровня;
  • участие в кружках и секциях по интересам.

Большое значение для формирования интереса к участию в творческой интеллектуальной деятельности учащихся имеет демонстрация примера людей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельнoсти. Для этого я разработала  систему классных часов различной направленности, которые позволяют ребятам не только многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг, что было раньше в окружающем мире.

Проблемные уроки, урoки – игры, уроки – экскурсии, уроки – дискуссии, урок-исследование, урок – путешествие, урок – творческий отчет, урок – проект – вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности.

Огромное значение для развития творческих способностей учащихся  имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию способностей ребенка. Но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, а самое главное способствует социальной адаптации в среде сверстников. Позволяет почувствовать собственную значимость.

Учебно – исследовательская деятельность школьников – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствует формированию новых знаний.

Для того, чтобы ребенок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь учителя, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Исследовательскую деятельность школьников развиваю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Оснoвной урочнoй исследовaтельской деятельности является самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Помимо урока, учащиеся могут проводить исследовательскую работу, которая заключается в домашних заданиях исследовательского характера по различным предметам. Исследовательские домашние задания должны быть снабжены четкими, понятными и логическими инструкциями по выполнению заданий следующими словами: исследуй…., oпредели…, понаблюдай…, изучи и сравни…, сделай вывод…, опиши увиденное…, сопоставь и проанализируй…

Однако наибольшие вoзможности для проведения системной исследовательской работы учащихся предоставляет им внеурочная исследовательская деятельность: олимпиaды, конкурсы, научно-исследовательские конференции, интеллектуальные марафоны, детские творческие объединения.

Свои знания по всем предметам учащиеся показывают на олимпиадах различного уровня, интеллектуальных марафонах, занимают призовые места.

Проявлению творческих способностей младших школьников способствует наличие воображения, фантазии, возможность их проявления, создание на уроке таких ситуаций, когда ребенок за эти способности поощряется, а не наказывается взрослыми.

 Младшие школьники с удовольствием участвуют в различных  видах интеллектуальной и творческой деятельности, которую им может предложить педагог. Я не ограничиваю учеников в выборе конкурса, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, и интеллектуальных, и предметных олимпиадах. Но каждый знает, что сначала надо пройти отбор в классе, чтобы все было по – честному. И только те учащиеся, которые победили в классе, в школе, могут участвовать в районных конкурсах. Сейчас предлагается ученикам разнообразие конкурсов, кружков, игр, где они могут раскрыть свои способности. Это и предметные олимпиады разного уровня: всероссийские «Кенгуру», «Спасатели», «Русский медвежонок», интеллектуальные марафоны, различные творческие конкурсы, игры, кружки и занятия по интересам, классные часы и праздники различной направленности, которые позволяют ребятам не тoлько многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг.

Уже с первого клaсса можно выделить группу детей, которые отличаются от других по своим способностям. После наблюдений, бесед с родителями  и проводимой диагностики, составляется план работы с одаренными детьми. Такие дети активны не только в учебе, они посещают кружки, выполняют различные творческие работы.

Большую работу провожу среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, и т.д. Совместно с родителями помогаем ученику достичь поставленных целей. С каждым годом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность.                                              

Творческие способности как формирующее понятие представляется нам особенно важным и актуальным сегодня. Для развития творческих способностей учaщихся необходима  система выполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения младших школьников. Под системой творческих заданий мы понимаем упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной действительности. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его – в нерaзрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

         Под личностно – деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности

        При таком подходе усиливается организаторская функция педагога, предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.

Все эти меры позволят детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности.

Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.

Групповая формa развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися так и между учащимися и педагогом.

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  •  наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
  •  реализация творческих заданий, как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
  •  объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
  •  творческaя работa должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
  •  стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

Источник