Учимся читать развития ребенка i

Учимся читать развития ребенка i thumbnail

С какого возраста учить ребенка читать?

Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

Ребенок точно готов учиться читать, если он:

  • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
  • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
  • различает понятия право-лево, верх-низ;
  • правильно выговаривает буквы;
  • проявляет интерес к буквам и чтению.

Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
Время пришло. Не упускайте момент.

Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Учимся читать развития ребенка i

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
  • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

Учимся читать развития ребенка i

Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

  • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
  • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

Учимся читать развития ребенка i

  • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

Учимся читать развития ребенка i

Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

  • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
  • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

«Живые буквы»

Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

развивающие игры и задания для детей

Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.

Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

  • изучать буквы и звуки;
  • научиться читать по слогам;
  • читать целыми словами.
Читайте также:  Развитие мотивов поведение ребенка в дошкольном возрасте

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

«Тайные письма»

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

письма игра для обучения чтению

Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

Читайте книги вместе с ребенком

Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

Предложите развивающие задания в форме игры

Источник

Обучение чтению важный и в то же время сложный процесс для ребенка. Родителям или педагогу необходимо увлечь ребенка, чтобы любовь к чтению осталась на всю жизнь.

При обучении ребенка чтению стоит соблюсти ряд правил:

– самый оптимальный возраст для обучения это 5-6 лет;

– не заставляйте, обучение должно проходить в игровой форме;

– проявите терпение;

– занятие не должно превышать 10 минут;

– выберите подходящую для вас методику.

В настоящее время методик обучения чтению очень много. Рассмотрим самые популярные из них, и постараемся выбрать самую оптимальную.

Звуковой метод (буквенно -слоговый)

Вначале обучение изучаем буквы и учимся их произносить, затем переходим к слогам, потом к целым словам. Этот метод самый популярный его используют практически во всех школах.

Плюсы:

-метод развивает фонетический слух (развивает правильное произношение);

-избавляет от дефектов речи;

-обучать можно в любом месте.

Минусы:

-не подходит ля раннего развития;

-поначалу ребенок не понимает, что читает.

Метод обучения по кубикам Зайцева

В основе этого метода лежит обучение по складам (согласная с гласной, согласная с мягким или твердым звуком), которые изображены на кубиках. Придумал этот метод педагог из Санкт-Петербурга Зайцев Н.А.

Плюсы:

-игровая форма обучения;

-возможность обучения с раннего возраста;

– заниматься можно недолго по времени;

-хорошо подходит для левши (такие дети лучше понимают целое слово, а не отдельные буквы).

-ребенок быстро осваивает чтение.

Минусы:

– дети при чтении частенько плохо проговаривают окончание слова;

– детям сложно разбирать слово на части, по составу (так как воспринимают его целым);

-дорогостоящие пособия.

Обучение по карточкам Домана

Эта методика подойдет для обучения чтению в раннем возрасте. Детям показывают карточки с написанными на них словами, и четко проговаривают их. Обучению названию букв и звуков в этом методе не учат.

Плюсы:

– возможность обучения с раннего возраста;

– игровая форма;

-способствует расширению кругозора малыша;

Читайте также:  Развитие речи ребенка в процессе воспитания и обучения

– хорошо развивается память.

Минусы:

– сложности обучения в школе, при разборе слова и обучения грамоте;

-трудоемкость (нужно подготовить огромное количество карточек);

-возникают проблемы при чтении написанного по-другому.

Методика Марии Монтессори

Сначала по данной методике дети учатся писать буквы (с помощью специальных вкладышей). А затем уже происходит изучение букв. Ребенок с помощью взрослого называет звук и проводит пальчиком по букве на карточке (буквы из шероховатой бумаги). Далее из букв дети учатся складывать слова.

Плюсы

-возможность раннего обучения;

-игровая форма;

– параллельно (с помощью Монтессори-материалов) развиваются: мышление, логика, мелкая моторика;

– дети учатся сразу читать про себя

Минусы

– методика больше подходит для детского сада, нежели для домашнего обучения;

-трудоемкость при организации;

-дорогостоящий материал.

Методика Ольги Соболевой

Каждая буква по методу Соболевой обыгрывается в стихотворениях, сказках, ее можно слепить,нарисовать, при этом создается ее запоминающийся образ-ассоциация. Постепенно буквы превращаются в слоги, и ребенок учится читать. Информация о букве преподносится для любого типа восприятия (визуалов, кинестетиков и аудиалов) с точки зрения психологии.

Плюсы

– игровая форма;

-расширяется словарный запас;

– раскрытие творческого потенциала у ребенка;

-параллельно происходит развитие воображения, логики, фантазии, внимания, памяти;

-возможность обучения с раннего возраста;

-подходит для детей с разным типом восприятия информации;

Минусы

– больше подходит для детей творческих;

-отсутствие системы.

Методика Сергея Полякова

Занятия проходит в 7 ступеней. Всего их 70, в основе развивающие игры. Обучаются читать складами,предварительно изучив буквы.

Плюсы

-игровая форма;

-занятия короткие;

-небольшое количество пособий.

Минусы

-занятия проходит, четко по плану не прерываясь, иначе придётся начинать заново.

Методика Надежды Жуковой

В основе метода традиционный подход, дополненный оригинальными особенностями. Н.Жукова логопед с 30 летним стажем. Прежде чем приступать к обучению чтению ребенка с помощью этого метода необходимо сначала познакомиться с буквами.

Плюсы

-идеально подходит для домашнего обучения;

– доступность пособий.

Минусы:

-не подходит для раннего развития.

Методика Чаплыгина

Методика похожа на методику Зайцева, но у Чаплыгина она упрощена. На кубиках (их 30) изображены также склады, нет разделения на гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие и звонкие.

Плюсы:

-кубики изготовлены из дерева;

– игровая форма обучения;

-подходит для раннего развития.

Минусы:

-не подходит для группового обучения;

-дорогостоящий набор кубиков;

-нужно постоянно придумывать новые игры для поддержания интереса ребенка.

Как видите, методик обучения много и перечисленные в этой статье далеко не все. Какую же выбрать? Даже педагоги спорят на этот счет. Но самое главное, обучение должно проходить в игровой форме. Так как игровая деятельность, это ведущая деятельность у дошкольников. Выбирая, методику учитывайте индивидуальные особенности ребенка.

Личное мнение:

Каждая методика хороша по своему, но все же традиционная или основанная на ней остаётся вне конкуренции. Её можно дополнить, например, творческим подходом Ольги Соболевой и некоторыми Монтессори материалами. При желании можно взять и другие элементы из различных методик. И самое главное, учитывайте интересы, увлечения своего малыша, и тогда обучение пройдет легко, без сложностей!

Возможно, Вам будет интересно:

15 интересных и необычных способов выучить с ребёнком буквы.

Источник

Как научить ребёнка читать — вопрос, который однажды встаёт перед каждым родителем. Есть много методик, рекомендаций и советов экспертов, как лучше это делать. Мы же нашли приложения, которые должны облегчить процесс обучения и заинтересовать малыша.  В сегодняшней подборке — приложения под iOS и Android, которые помогут выучить алфавит, научат читать и станут первой интерактивной библиотекой ребёнка.

Учим алфавит:

АБВГДейка для детей 

«АБВГДейка» — первый шаг в увлекательный мир литературы, ведь это приложение призвано помочь малышу освоить азбуку. Изображения букв, которые ребёнку предлагается запомнить, озвучиваются и сопровождаются яркой иллюстрацией. Тематический стишок на каждую букву помогает лучше понять, как они складываются в слова, и подключает ассоциативную память. Буквы приведены в печатном и прописном начертании. 

Для закрепления знаний малыш может воспользоваться другими режимами приложения. «Буквенная песня» поможет заучить последовательность букв в алфавите. В режиме «Рисуем буквы» ребёнок будет обводить буквы по трафарету, чтобы запомнить их написание. Сделать игру более интересной помогает весёлый тигрёнок, готовый подсказать последовательность действий, и возможность сменить цвет карандаша. «Учим буквы» позволяет развить внимательность: среди всех букв, расположенных хаотично, малышу надо найти какую-то одну, предложенную игрой. При правильном ответе ребёнок увидит красочную иллюстрацию. Скачать приложение можно бесплатно, однако полный пакет букв откроется только после покупки полной версии приложения. 

Скачать: AppStore

Цена: бесплатно, есть платный контент

Похожие приложения: «Говорящая азбука», «Весёлый алфавит», «Букварио».

Азбука

Приложение предлагает изучить алфавит русского, английского, испанского и португальского языка. Чтобы процесс принёс детям не только пользу, но и удовольствие, обучение проходит в интерактивной форме. После выбора языка малышу предлагается выполнить задания.

Читайте также:  Все для развитие ребенка трех лет

Первая группа заданий направлена на изучение букв. Ребёнок зарабатывает конфетки-баллы, выполняя упражнения: нужно обводить букву и нажимать на изображение предмета, название которого начинается с изучаемой буквы. Все задания озвучиваются. Изучать буквы можно только в прямом порядке, новая открывается только после того, как все упражнения по предыдущей выполнены.

Вторая группа заданий разработана по принципу «Повторяй за мной»: ребёнку озвучивают букву и три слова, которые с неё начинаются, задача малыша — повторить и посмотреть сопроводительные картинки.

В «Игре с буквами» нужно соединить буквы с их контурами. На экране появляется буква, после того, как её озвучат, необходимо перетащить её в подходящую ячейку. В задании появляются строчные и прописные буквы из числа тех, что уже открыты в первой группе заданий.

Есть и ещё одна игра, где малышу нужно подобрать картинку со словом, которое начинается на заданную букву. Как и в предыдущей игре, здесь доступны только картинки по уже пройденным материалам.

В приложении можно изменить настройки звука и вибрации, избавиться от рекламы (к слову, не очень навязчивой) с помощью неприметной кнопки «Для родителей». Там же пользователям предлагается купить полный набор букв за 119 рублей. Если этого не сделать, изучение алфавита с помощью приложения придётся прервать.

Скачать: PlayMarket

Цена: бесплатно, есть платный контент (119 рублей)

Похожие приложения: «Азбука, цифры, цвета, фигуры», «Весёлая азбука».

Читаем слоги

Учимся читать по слогам. Учим слова, слоги, звуки

Чтение может быть увлекательным процессом даже на самом первом этапе складывания букв в слоги, если подойти к обучению творчески. Это приложение-игра ориентировано на малышей, которые уже знакомы с буквами и готовы пойти дальше в изучении русского языка. С помощью программы ребёнок может разобраться с твёрдозвучащими и мягкозвучащими слогами, а затем прочесть первые слова.

Помимо обучающей части, в приложении есть игра на повторение и закрепление материала. Малыш выбирает, какую букву нужно вставить для написания слова. Чтобы не запутаться, дана подсказка — изображение загаданного предмета или животного. После четырёх угаданных слов включается проверка чтения, но её можно отключить в настройках. 

Приложение ярко оформлено, качественно озвучено и анимировано. По задумке разработчиков, ребёнок может пользоваться им самостоятельно, поэтому управление интуитивно понятно и просто.

Если вы можете назвать себя приверженцем методики Зайцева, то это приложение придётся вам по вкусу: оно работает по тому же принципу, что и кубики. Слова в игре поделены на склады, ребёнок учит звуки и их сочетания, а не отдельные буквы. 

Скачать: AppStore

Цена: бесплатно

Похожие приложения: «Слоги», «Обучтение».

Читай сам по слогам

Приложение ориентировано на детей, которые уже знают буквы, и готовы продолжить освоение русского языка. Меню выполнено в виде паровозика с вагончиками, нажав на которые можно выбрать уровень игры: «Слоги», «Слова», «Такси» и «Багаж».

На первом из них малыш может прослушать и повторить сочетания согласных и гласных звуков. Ребёнку нужно выбрать последовательность: сначала гласная, затем согласная или наоборот, а также указать букву, в сочетании с которой он хотел бы услышать остальные. Например, выбираем параметр «гласная-согласная» и букву «П», чтобы услышать слоги [ап]-[еп]-[ип] и так далее. Озвученные буквы появляются на экране. Можно остановить показ, нажав на значок «Пауза», пролистать буквы побыстрее с помощью стрелочки или выключить звук. Прохождение этого уровня позволяет малышу запомнить слоги и подготовиться к следующему этапу обучения — чтению.

Уровень «Слова» — это игра, в которой четыре слова разбиты по слогам, а части их расположены вперемешку в разных концах экрана. Ребёнок должен соединить первый слог с последним, чтобы получилось слово. Слоги при перетаскивании последнего к первому скрепляются, позволяя прочесть, что вышло. Если малыш понял, что ошибся, можно нажать «Отмена» и попробовать ещё раз. Количество попыток не ограничено, за каждое правильно составленное слово ребёнок получает 10 баллов.

На уровне «Такси» можно прочесть слова разной сложности, проносящиеся в верхней части экрана. Всего пять подборок по 25 слов и проверка.

«Багаж» — это подобие конструктора: чтобы получилось слово, малыш должен выстроить кубики-буквы в правильной последовательности. Не запутаться помогает подсказка, которая висит в правой части экрана — изображение предмета, название которого надо угадать. Буквы и слова в игре озвучиваются.

Скачать: PlayMarket

Цена: бесплатно

Похожие приложения: «Читаем по слогам»,  «Лунтик. Учимся читать»

Больше приложений – в полной подборке на сайте проекта Media Kid

Источник