Учим букву б развитие ребенка

Учим букву б развитие ребенка thumbnail

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б»

Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Б (БЬ)

Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, фломастеры для работы у доски

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и скажите какой звук будем сегодня изучать

Все барашки букву знают,

Только чуточку смягчают.

Известно мне да и тебе,

Что эта буква — буква.

(Б)

Воспитатель: определите каким бывает звук Б

Барабан, багаж, банан (ответы детей Б)белка, бинт (ответы детей (БЬ)

Воспитатель: Правильно, слышится звуки Б (БЬ) Звук Б- согласный, он не поется и мы во рту, когда его произносим, чувствуем преграды. А значит звук Б- согласный, звонкий, бывает мягким и твердым.

Артикуляция звука

Давайте вместе произнесем звук «Б».

II. Основная часть.

Один ребенок делает задание у доски. К доске сегодня пойдет Рома.

(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2 ФГОС) дети пишут букву Б, разукрашивают крышу домика и неваляшку синим и зеленым цветом, в кармане пишут букву Б.)

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

Воспитатель: Посели Рома букву Б на шестом этаже, слева от буквы П. Как ты думаешь рома почему букву Б сюда пишем

Рома: потому что Б и П – парные согласные, -звонкий, П-глухой.

Воспитатель: какую неваляшку выбираем?

Рома: синюю и зеленую с колокольчиком

Воспитатель: почему?

Рома: потому что Б- согласный, звонкий, бывает мягким и твердым.

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

«Разложи буквы по кармашкам неваляшек»

Цели. Проверяем и закрепляем знания ребенка о звуках.

2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

Воспитатель: Обведи букву по контуру;

– Напиши букву по точкам;

– Сам напиши строчку этой буквы.

3. Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память

К сведению педагога: Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные линии, ориентируясь на образец. Такие задания подготавливают ребенка к написанию различных элементов букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель: развивать моторику рук

Здесь ребенок может:

– дорисовать картинку по точкам;

– найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);

– раскрасить картинку;

– найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква)

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б»

5. Игровое упражнение «Зимние забавы»

Цели. Учим ребенка подбирать слова-родственники (однокоренные слова). Расширяем словарный запас по теме «Зимние забавы».

Ход игры. Ребенок стрелкой соединяет на рисунке предметы, названия которых — слова-родственники: снеговик — снег, конь — коньки, лыжи — лыжник. К каждой паре слов устно подбираем «семью» слов: коньки, конь, конюх, конюшня и т. д. Один рисунок (слово) остается без пары (лодка). Ребенок раскрашивает картинки, называет те, которые относятся к «зимним забавам». Здесь он опять находит лишнюю картинку — лодку. Можно предложить ему рассказать о том, какие зимние забавы он знает еще.

6. Игровое упражнение «Нарисуй и сосчитай»

Цели. Учим ребенка правильно согласовывать существительные с числительными до 5. Учим дифференцировать парные согласные звуки Б — Пи определять, какую букву следует писать на конце слова: дуб, гриб, сноп.

Ход игры. Ребенок называет нарисованный предмет (дуб, гриб, сноп, рядом рисует столько этих предметов, сколько указано цифрой (5). Нужно пересчитать нарисованные предметы, называя их количество: один дуб, два дуба. пять дубов. Взрослый следит за правильностью изменения ребенком окончаний существительных и объясняет, как определить нужную букву на конце слова, на примере этих слов. Ребенок определяет и записывает нужную в слове букву под картинкой в схеме.

7. Игровое упражнение «Найди буквы и подпиши картинки»

Цели. Тренируем ребенка в различении звуков Б — П написании букв б, п, а. Учим звуко-буквенному анализу и синтезу слов.

Ход игры. Ребенок называет то, что нарисовано на картинках (снежная баба, папа с ребенком). Взрослый объясняет, что рядом с картинками находятся буквы, из которых можно составить слова баба и папа. Ребенку нужно зачеркнуть неправильно написанные буквы, определить, хватит ли букв для составления слов баба и папа, подписать картинки, нарисовать звуковую и слоговую схемы слов баба, папа. Сравнив слова и схемы, ребенок находит их сходства и различия.

Учим букву б развитие ребенка

Источник

Наталья Хряпина
Конспект занятия по развитию речи на тему «Знакомство с буквой Б»

Цели занятия: познакомить детей с буквой “Б” и с тем, что она обозначает звуки “Б” и “Бь”. Продолжать учить детей интонационному выделению звука в слове; учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; называть слова с заданным звуком.

Читайте также:  Как происходит развитие ребенка с нарушениями ответ

Образовательные задачи: Знакомить со звуком и буквой «Б»; с понятиями «звук», «буква»; учить определять согласный звук; активизировать, пополнять словарный запас.

Развивающие задачи: Развивать: слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки; фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно–моторную координацию, память, мышление, двигательную активность.

Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к занятиям, чтению; вызывать интерес и желание учить буквы; умение контролировать собственную речь; формировать умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу,

Оборудование: Кукла Буратино.Картинки: барабан, утюг, рыба, арбуз, топор, игла, ножницы, очки.Картинки: бабочка, бант, барабан, белка, бычок, березка. Картинки со звуком Б и без звука, большая и маленькая, печатная буква «Б».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел в гости веселый человечек (на доску вывешиваются картинки с изображением в такой последовательности: барабан, утюг, рыба, арбуз, топор, игла, ножницы, очки).

Ребята, назовите, что изображено на картинках. Прочитав по первым буквам, Вы узнаете имя Веселого человечка (дети читают: Буратино).

Воспитатель читает стихотворение:

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду ном сует он длинный,

Кто же это?. (Буратино)

Воспитатель показывает детям куклу Буратино.Воспитатель: Ребята, Буратино получил задание, но не может с ним никак справиться, как ни старается и очень огорчается. Он не может отгадать загадки, которые приготовила ему Мальвина.Давайте поможем ему их отгадать:

1. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет (Бабочка)

2. У маленькой Катюшки

Уселся на макушке

Не мотылек, не птичка –

Держит две косички (Бант)

3. Сам пустой, голос густой

Дробь отбивает, шагать помогает (Барабан)

4. Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

5.Встал он прямо у дорожки:

Не идут со страха ножки.

И мычит бедняга: «Му!

Шаг я сделать не могу». (Бычок)

6. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней май сережки дарит ей (Березка).

Ребята, произнесём слова – отгадки: бабочка, бант, барабан, белка, бычок, березка и определим, с какого звука они начинаются (вывешиваются картинки с изображением отгадок). Какой звук слышится в начале слова? – Это звук Б. Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Б, а также познакомим с ними Буратино.

– Давайте вместе произнесем звук «Б». Звуки мы с вами слышим и произносим. Звук «Б» обозначается, записывается буквой «Б». Буквы мы видим и произносим.Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу.

Показ буквы «Б». На доске написать печатную букву «У». Рассмотрите буквуи напишите ее пальчиком: сначала на столе, а затем в воздухе. На что похожа буква Б? Из каких элементов состоит буква Б? Конструирование буквы Б.

Фонетическая зарядка. Как блеет баран? (Бе-е).

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Б»: к, в, р, б, д, м, т, б, ш,ф, л, б.

Давайте с вами немножко поиграем вместе с Буратино. Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся.

Руки в сторону развел, ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение, выполняя движения.). Молодцы!

Затем воспитатель читает сказку «Лесные музыканты», и предлагает запомнить слова со звуком [б, б’].

Лесные музыканты.

Купил баран на базаре барабан,сел на бревно под березкой и ну стучать: бум! бум! бум.Подошел барсук с баяном: – Можно с тобой вместе поиграть?

– Конечно, можно! – обрадовался баран.

Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревно и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались.

– Нельзя ли потише! – просят звери. В музыканты еще громче заиграли.Тут вышла белочка: – Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.

Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали по лесам ходить ИСО всех бублики да баранки требовать. – Если не принесете, – грозят, – как заиграем = вам же хуже будет.

Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту и давай играть да орать! «Ну, – думают, – наедимся сейчас бубликов!». А у бегемота шкура толстая.

– Бис, – бурчит, – браво, браво! Бейте громче, ребята. Уж ребята били, били, да и оглохли сами. Бросили свои инструменты, и с тех пор в лесу тишина. (Г. Юдин). (Ребята называют слова из сказки со звуком [б, б’].) Молодцы, ребята!

Ребята, наш друг Буратино приготовил Вам задания, но думает, что Вы с ним не справитесь. Давайте покажем Буратино, как вы хорошо можете проговорить скороговорки, чистоговорки, пословицы и поговорки, где встречается звук «Б» (дети проговаривают вместе с воспитателем).

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка с 6 месяцев

1.Чистоговорки:

а) Ба-бо-бы – на дворе стоят стол (бы)

б) Бу-бы-ба – из окна торчит тру (ба).

2.Скороговорки:

а) Белые бараны били в барабаны

б) Идут бобры в сыры боры

в) Отлежал бычок бочок.

Не лежи, вставай, бычок!

3.Пословицы и поговорки:

а) Без труда хлеб не родится никогда

б) Была бы охота – будет ладиться работа.

В) Дружба и братство – дороже любого богатства.

Итог занятия. Вот вы и справились со всеми заданиями. Давайте напомним Буратино, с каким звуком мы познакомились сегодня? Какой буквой обозначается звук «Б»? Придумайте слова, которые начинаются со звука «Б».

Буратино очень благодарен вам. Он получил сегодня много знаний, благодаря вам. И в награду за ваши старания он вам дарит золотые ключики, чтобы вы могли открыть двери в страну знаний.

Источник

Доброго времени суток, дорогой мой читатель!

Учим букву б развитие ребенкаСегодня я продолжаю рубрику, учим буквы. И мы знакомим детей с буквой «Б».  В прошлой статье, я не заострила ваше внимание, на том, что надо сразу дать детям понятие о звуках и буквах. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

При знакомстве с буквой, так же знакомьте детей с гласными и согласными. Объясняя детям, не надо использовать те правила, которые даются в школе. Объяснение для дошкольника,  должно  быть простым и понятным.

Гласные звуки мы произносим легко и можем их пропеть, а когда произносим согласные, то нам мешают язычок и зубы. И знакомя с очередной буквой, предложите малышу попробовать самому определить гласная это или согласная.

Буква «Б»

Учим букву б развитие ребенка— На что похожа буква?

Буква «Б» проснется рано, буква «Б» как бочка с краном.

Умывайся! Будь здоров! Богатырь Борис Бобров.

В.Степанов

Скороговорки

1. Белые бараныБили в барабаны.2. Бублик, баранкуБатон и буханкуПекарь из теста

Испек спозаранку.

3. Добры бобры идут в боры.

4. Боровик растет в бору,Боровик в бору беру.5. Белый снег, белый мел,Белый заяц тоже бел.А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Е. Измайлов

Чистоговорки

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

Пословицы и поговорки

1. Берегись бед, пока их нет.2. Была бы охота –Будет ладится работа.3. Без дела жить –Только небо коптить.4. Если бы да кабы,Во рту бы росли бобы,И был бы не рот,А целый огород.

Игры

Игра   «Кто внимательный?».

Найдите одинаковый звук в словах: береза, бабочка, баран, берет, белка, Буратино.

Игра   «Кто больше?».

Придумайте слова, начинающиеся со звука [б]. (Береза, булка, баран, бочка, бабочка.)

Игра  «Слоговой аукцион».

1. Придумайте слова, начинающиеся со слога ба(-ня, -нан, -ран);  теперь продолжите слово – боро(-да, -вик).

Выигрывает тот, кто назовет слово последним.

2. Придумайте слова, начинающиеся со слога бу. (Бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино).

Игра «Подбери пару».

По ставьте стрелочку к подходящему по смыслу слову (прилагательному):

блузка брюки банан брат баран

бабушка

больница

бабочка

бодливый белый большой больной бережливый

бархатный

бодрый

быстрый

Игра  «Превращение слов – волшебные цепочки».

1. Замените букву «б» в слове бочка так, чтобы получились новые слова. (Дочка, почка, точка, ночка, мочка, кочка.)

2. В слове бок замените первую букву. (Кок, док, сок, ток, шок.)

3. В том же слове замените вторую букву. (Бак, бык, бук.)

4. В том же слове замените третью букву. (Боб, бог, бор, бой, бот.)

5. А теперь в слове бок заменяйте то вторую то третью букву. (Бак, бал, был, бык, бук.)

6. В слове бак замените одну любую букву. (Бук, лук, лак, мак, рак.)

Игра  «Слова-невидимки».

– В меня волна упрямо бьет.

(Б – – –.)

– Ко мне подходит пароход.

(– – – –.)

– Я установлен у границы.

(– – – –.)

– А подо мной снуют плотвицы.

(– – – –.)

О т в е т : борт, порт, пост, мост.

Игра  «Из одного слова – десять».

Отнимая от слова БОТАНИКА по 4–5 букв, образуйте 10 новых слов. Мы только подскажем их значение, а угадывать будете сами.

1. Водоросли, плавающие густой массой в стоячей или малопроточной воде.

2. Тонкая скрученная пряжа.

3. Лента, завязанная в виде нескольких переплетающихся в середине петель.

4. Крупное учреждение, где хранят деньги.

5. Музыкальный звук.

6. Стеклянный сосуд.

7. Дикая свинья.

8. Род бревен или толстых досок, настилаемых на балки.

9. Травянистое растение, из листьев которого делают то, что я никогда не советую вам пробовать.

10. Вышитый цветной шнурок по краю или шву одежды.

О т в е т : тина, нитка, бант, банк, нота, банка, кабан, накат, табак, кант.

Игра   «Полсловечка за вами».

Бой… (-кот);  бал… (-кон);  буй… (-вол);  бес… (-еда).

Читайте также:  Влияние общения на психическое развитие ребенка в младенчестве

Игра  «Занимательные модели».

Придумайте как можно больше слов по данным моделям:

б – –;   б – – – –;   б – б;   б – б – –;   б – к;   б – нт;   б – лка.

Ответ: бык, бак, бок, бор, боб; белка, булка, буква, баран, банан; боб; бобры; бык, бак; бант, бинт; булка, белка.

Игра  «Перевертыши».

БОБ.     БЕЛ  ХЛЕБ.

Игра  «Буква заблудилась».

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

– Угадайте, какой звук обозначает заблудившаяся буква.

Жучка будку (булку) не доела;

Неохота, надоело.

      

Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

      

На остров налетел ураган,

На пальме остался последний

баран (банан).

      

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была;

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?..

– Первый клин (блин) комом.

– Не ноги (боги) горшки обжигают.

Игра  «Доскажи словечко».

На ветке не птичка –Зверек-невеличка,Мех теплый, как грелка.Кто же это?..   (Белка).      

За окном шумит буран,

За стеной поет…   (баян).

      

Удивился дед Тарас,

Бородой своей затряс:

Сорняки – на гряде,

А морковки – в…   (борозде).

Со мной в поход легко идти,Со мною весело в пути.И я крикун, и я буян,Я звонкий, круглый…   (барабан).      

Из карманов у Аркашки

Вечно сыплются…   (букашки).

      

Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает.

На листке уселась ловко –

Это…   (божья коровка).

      Деревянная девчонкаПеть умеет звонко-звонко!А ну-ка, угадай-ка,Что это?..   (Балалайка).

      

Она весну встречает –

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице – в полоску.

Ты узнаешь…   (березку).

      

Буквы все от «А» до «Я»

На страницах…   («Букваря»).

      У него в полосках спинка,Хвостик легкий, как пушинка.Все запасы, как в сундук,Прячет в дупла…   (бурундук).

      

Ты не бойся – это гусь,

Я сама его…   (боюсь).

      

А водитель спозаранку

Крутит круглую…   (баранку).

      

В этой речке утром рано

Утонули два…   (барана).

Кроссворды

Задание  1. Разгадайте кроссворд, используя первые буквы названий предметов. (Барто.)

Учим букву б развитие ребенка

Какие стихи этой писательницы вы знаете?

З  а д а н и е  2. Отгадайте слово.

Учим букву б развитие ребенка

Перед тобою слово.

На помощь ты приди скорей –Хвост и голову пришей.

Пришел ты в школу первый раз,

Принес его ты в первый класс.

(«Букварь».)

Загадки

Шевелились у цветкаВсе четыре лепестка.Я сорвать его хотел,Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

И. Демьянов

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

(Белка.)

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

(Бочка.)

На обложке «Букваря»

Друг за дружкою стоят

Тридцать три девицы –

Все красавицы.

(Буквы.)

Платье бархатистое,

Узоры аметистовые.

(Бабочка.)

Сидит на ветке,

А не птица,

Есть рыжий хвост,

Да не лисица.

(Белка.)

Снизу – подковка,

Наверху – веревка.

Куда шагает,

И сам не знает.

(Ботинок.)

Не лес, не поле и не море;Ни то, ни се – сплошное горе;Пешком пытаться – только мучиться.А плыть и вовсе не получится.

(Болото.)

В. Лейкин

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.

(Белка.)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И огромную плотину.

(Бобры.)

Кольцо непростое, кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье,

Ну и объеденье!

(Бублик.)

Внутри пустой, голос густой.

Сам молчит, а бьют – ворчит.

(Барабан.)

Эти строители –

Речные жители.

Пилят древесину,

Строят плотину.

(Бобры.)

Что держится весь день

За мамину шею,

А мама не устает?

(Бусы.)

Г. Виеру

За молочною рекою,За кисельными берегамиСтоит гора масляная.Пришли пять братцев,Стали на гору взбираться.

Залезли на вершину –

Снесли горы половину!

                             (Блины.)

Маленькое сдобное,

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребятам всем.

                              (Бублик.)

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он, станет гладко,

Будет ровная площадка.

                             (Бульдозер.)

С букварем шагает в школуДеревянный мальчуган.Попадает вместо школыВ деревянный балаган.Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка?

                    («Азбука», Буратино.)

В пути не смолкает,

Вдаль увлекает,

Сам не шагает –

Шагать помогает.

                    (Барабан.)

Используя художественное слово, предлагайте ребенку найти слова с буквой «Б», определить где она находится в начале, середине или конце слова.

Рекомендую ролик Азбука для малышей буква Б

Оставьте пожалуйста свои комментарии. В следующей статье рубрики Учим буквы познакомимся с буквой «В»

Источник