Учет возрастных особенностей развития ребенка
«УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТEЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.
Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях.
От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности (а потребности ребенка в каждом возрасте разные).
Возраст или возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возрастной период со своим неповторимым содержанием – особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью – имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, другой – позже.
Начальные возрастные периоды образуют детство – целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности.
Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. В развитии ребенка наступает момент, когда его возросшие возможности, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.
Развитие (по Л.С. Выгодскому) – это появление нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, то есть качествами и свойствами, которых не было раньше в готовом виде.
Подробная структура психологического возраста представлена в таблице 1. «Психологические особенности детей дошкольного возраста».
Таблица 1 «Психологические особенности детей дошкольного возраста»
Показатели | Возрастная группа | ||||
2 – 3 | 3 – 4 | 4 – 5 | 5 – 6 | 6 – 7 | |
Ведущая потребность | Потребность в любви | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка | Потребность в общении; познавательная активность | Потребность в общении; творческая активность | Потребность в общении |
Физиологическая чувствительность | Высокая чувствительность к физическому дискомфорту | Высокая чувствительность к дискомфорту | Уменьшение чувствительности к дискомфорту | Уменьшение чувствительности к дискомфорту | Индивидуально, у большинства низкая |
Ведущая функция | предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность | Восприятие | Наглядно-образное мышление | Воображение | Воображение, словесно-логическое мышление |
Игровая деятельность | Предметно-манипулятивная, игра «рядом» | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация | Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения | Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью |
Форма общения | Ситуативно-личностное | Ситуативно-деловое | Внеситуативно -деловое | Внеситуативно – деловое + внеситуативно – личностное | Внеситуативно – личностное |
Отношения со взрослыми | Источник защиты, ласки и помощи | Взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству | Взрослый – источник информации | Источник информации, собеседник | Источник эмоциональной поддержки |
Отношения со сверстниками | Мало интересен | Мало интересен | Интересен как партнер по сюжетной игре | Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении | Собеседник, партнер по деятельности |
Наличие конфликтов | Со взрослыми («Я сам») | Со взрослыми как продолжение («Я сам») | Отсутствуют | Отсутствуют | К 7-ми годам – кризис, смена социальной роли |
Эмоции | Сильной модальности, резкие переходы | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта | Более ровный, старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости | Преобладание ровного оптимистического настроения | Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания |
Способ познания | Манипулирование предметами, их разбирание | Экспериментирование, конструирование | Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование | Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их внутренне устройство | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые | Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями |
Произвольность познавательных процессов | Восприятие, внимание и память непроизвольные | Внимание и память непроизвольные | Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре | Развитие целенаправленного запоминания | Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения |
Воображение | Начинает фантазировать; доизобразительное рисование (каракули) | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) | Репродуктивное; появление элементов творческого воображения | Развитие творческого воображения | Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, дразнилки, стихи) |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов | Знания о предметах и их свойствах расширяются, организуются в систему и используются в различных видах деятельности | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности |
Внимание | Объем внимания 2 – 3 предмета | Быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5 – 10 мин. Объем внимания 3 – 4 предмета | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10 – 15 мин. Объем внимания 4 – 5 предметов | Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15 – 20 мин. Объем внимания 8 – 10 предметов | Интенсивное развитие произвольного внимания. Удерживает внимание 20 – 25 мин. Объем внимания 10 – 12 предметов |
Память | Узнавание, кратковременная. Объем памяти 2 – 3 предмета из 5 | Эмоционально окрашенная информация. Преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3 – 4 предмета из 5 | Кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4 – 5 предмета из 5, 2 – 3 действия | Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5 – 7 предметов из 10, 3-4 действия | Интенсивное развитие долговременной памяти. Объем памяти 6 – 8 предметов из 10, 4 – 5 действий |
Мышление | Наглядно-действенное | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному (переход от действий с предметами к действиям с образами) | Наглядно-образное | Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического | Элементы логического развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления |
Речь | Словосочетаниями, понимает глаголы | Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные | Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли | Формирование планирующей функции речи | Развитие внутренней речи |
Условия успешности | Разнообразие развивающей среды | Разнообразие окружающей среды и партнерские отношения со взрослыми | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь | Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле |
Новообразования возраста | 1.Возникновение речи и наглядно-действенного мышления. 2.Развитие нового отношения к предмету, имеющему назначение и способ употребления. 3.Зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. | Самопознание, усвоение первичных нравственных норм | 1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. 3.Появление элементов сюжетно-ролевой игры. | 1.Предвосхищение результата деятельности. 2.Активная планирующая функция речи. 3.Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. 4. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). | 1.Внутренний план действий. 2.Произвольность всех психических процессов. 3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными. 4.Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. 5.Возникновение первой целостной картины мира. 6.Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника. |
Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.
Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.
Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:
– знание и понимание детей;
– любовь к детям;
– основательный теоретический баланс;
– способность педагога размышлять и умение анализировать.
Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Каждому присущи свои возможности и ограничения в развитии.
Целью воспитания является воспитание всесторонней, гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному.
А индивидуальный подход обеспечивает это личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребенка. Без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом.
Темперамент – это врожденное качество, и изменить его невозможно!!!
Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.
При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у сангвиника – распыленность интересов; у холерика – несдержанности, резкости; у флегматика – вялости, безучастности к окружающему; у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.
Подробные характеристики типов темперамента детей представлены в таблице 2 «Психологические особенности типов темперамента».
Таблица 2 «Психологические особенности типов темперамента»
Тип темперамента | Характеристика | Акцент в воспитании |
1 | 2 | 3 |
Сангвиник | Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности. При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветреными и легкомысленными. |
|
Холерик | Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него обычное явление. Легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками. Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности. |
|
Флегматик | Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне редко занимает позицию лидера среди других детей. Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Флегматик легко засыпает, а вот разбудить его порой бывает непросто: малыш капризничает, ноет, а потом полдня жалуется на вялость и сонливость. |
|
Меланхолик | Застенчив, робок, нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу. Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они нередко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки. |
|
Задача взрослых – создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Помните: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты – результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.
С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Список использованной литературы
- Дошкольная психология / Урунтаева Г.А. – М., 1998г.
- Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Ковальчук Я.И. – М., 1981г.
- Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Практические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей / авт-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011.
Источник
Автономное учреждение дополнительного образования детей
Городской Дом детского творчества
Доклад на тему:
«Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основа дифференцированного обучения детей».
Подготовила: педагог ДО
Казыева Б.Б.
Радужный 2014
Содержание
1. Введение.
2. Принцип учёта возрастных особенностей детей на занятиях дополнительного образования:
– старший дошкольный возраст;
– младший школьный возраст (1 ступень).
Принцип учёта индивидуальных особенностей детей на занятиях дополнительного образования.
Понятие «индивидуализация» обучения. Сущность дифференциации обучения.
Использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей (дошкольный и младший школьный возраст).
Заключение.
Список использованных ресурсов.
1. Введение. (1 слайд)
Индивидуальный подход в обучении детей, как мы знаем, должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.(2 слайд).
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
2. Принцип учёта возрастных особенностей детей на занятиях дополнительного образования. (3 слайд).
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагог регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных занятий. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
– Старший дошкольный возраст 5-6 лет. (4 слайд).
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие
движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которого усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящих к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.
В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми и опыт подчинения. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение, опосредованное образом другого человека. Также большое значение и влияние на умственное развитие дошкольника оказывает обучение, в котором важнейшую роль играет распределение функции между участниками процесса учения.
– Младший школьный возраст (7-11) лет. (5 слайд).
Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Понятие «индивидуализация» обучения. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей на занятиях дополнительного образования. (6 слайд).
В обучении детей всех возрастов большое значение имеет учет их индивидуальных особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании. Индивидуальные особенности ребёнка в первую очередь обусловливаются типом нервной системы. Выделяются 4 основных типа нервной системы: ФЛЕГМАТИК, САНГВИНИК, ХОЛЕРИК И МЕЛАНХОЛИК. Остановимся немного на них.
ФЛЕГМАТИК. (7 слайд).
Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, но медлителен и в работе, и разговоре с другими людьми. Эмоционально возбудим слабо, но чувства глубокие постоянные.
Воспитание ребёнка с данным типом нервной системы должно быть направленно на закрепление положительных черт его характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если же взрослые будут постоянно попрекать ребёнка за медлительность, он может замкнуться, начать проявлять равнодушие, а иногда и грубость.
В работе с детьми этого типа надо иметь терпение и выдержку. Поощрять детей надо за проявление активности, быстроты в движениях.
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФЛЕГМАТИКОМ
Демонстрация практического результата выполняемой работы.
Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).
Использование положительных методов воздействия.
Поддержка начинаний ребёнка, проявления им собственной инициативы.
Работая с ним, надо: учить поторапливаться во всем, фантазировать.
САНГВИНИК (8 слайд).
Сильный, уравновешенный, подвижный тип; характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Ребёнок с данным типом нервной системы подвижный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключится с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки. При воспитании ребёнка этого типа нужно поддерживать в нём такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребёнка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Ребёнок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать у него перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает их творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С САНГВИНИКОМ
Чёткая постановка целей деятельности.
Возможность демонстрации ребёнком его достижений.
Одобрение и поддержка взрослого.
Учёт интересов ребёнка в порученном деле.
Работая с таким ребёнком надо знать, что основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать “ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ”.
ХОЛЕРИК(9 слайд).
Сильный, но неуравновешенный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. У него процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Такой ученик не всегда умеет сдерживать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки напористы.
Воспитание такого ребёнка должно быть направленно на выработку выдержки, умения обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала такого ребёнка развивает у него самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ХОЛЕРИКОМ
Спокойный ровный тон взрослого.
Предъявление чётких и обоснованных требований.
Демонстрация перспектив деятельности.
Положительная оценка деятельности ученика.
Работая с ним, надо: учить думать, а потом делать. Его нельзя ругать при других. Его надо понять и помочь ему держать себя в руках.
МЕЛАНХОЛИК(10 слайд).
Слабый тип нервной системы. Ребёнок с этим типом нервной системы быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. В воспитании таких детей требуется поддержка его начинаний, подбадривания во время работы, поощрение добрым словом. Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.
Дети этого типа нервной системы больно реагируют на резкий крикливый тон. Это может привести к полной заторможенности, тяжёлому состоянию угнетенности и подавленности.
Таким образом, исходя из характеристик каждого типа, нервной системы можно скорректировать общение с ребёнком и действовать в правильном направлении.
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕЛАНХОЛИКОМ
Создание условий для выполнения совместной групповой работы.
Демонстрация достижений ребёнка.
Объективная оценка вклада его действий в общее дело.
Работая с ним, надо:
считаться с ранимостью его психики – не кричать и не давить на него, своё недовольство выражать ровным уверенным голосом, не обзывать его;
помнить, что он нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Быть с ним поласковее и помягче.
Понятие «индивидуализация» обучения. (11 слайд).
Для использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей
необходимо уточнить содержание понятий «индивидуализация» и «дифференциация обучения». Понятие «индивидуализация» определяется как организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.
Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и способностей к учению не у всех учащихся одинаковы. У части из них недостаточно для данного возраста развиты гибкость, подвижность мышления, умение обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, вследствие этого они начинают отставать в учебе. В то же время сильные учащиеся вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что педагог ведет обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.
Сущность дифференциации обучения. (12 слайд).
Дифференциация же в переводе с латинского “differentia” означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Применительно к процессу обучения дифференциация – это как действие, задача которого – разделение учащихся в процессе обучения с учетом особенностей каждого из них и достижения главной цели обучения – получения знаний, умения использовать их в практике. При этом мы знаем, что развитие каждого ученика идет неравномерно: то замедленно, то скачкообразно. Неравномерность развития, как показали исследования, проявляется в более быстром развитии одних функций при некотором замедлении развития других. Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, специфическим отношением к учению и неординарными интересами и способностями. Педагог зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизменно приводит к тому, что “сильные” учащиеся искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к обучению, а “слабые” обречены на хроническое отставание, тем более, что “те, кто относится к “средним”, –тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти, воображения, мышления”. Следовательно, цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей.
Использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей (дошкольный и младший школьный возраст). (13 слайд).
Можно выделить различные модификации дифференциации:
1. По уровню возрастных возможностей.
Учет различий между паспортным и биологическим возрастами ребенка. Известно, что одни дети “взрослее” своих сверстников, а другие наоборот “младше”. Например, мальчики в шестилетнем возрасте в среднем почти на целый год “младше” своих сверстниц девочек, но в школу принимают детей по-паспортному, а не биологическому возрасту (достижение определенной степени развития костно-мышечной, нервной системы и т.д.). Это значит, что дети находятся не в равных условиях.
2. По степени обученности, уровню выработанных навыков (знание букв, умение читать, считать и т.д.).
3. По характеру познавательной деятельности школьников:
репродуктивный тип (от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений);
продуктивный или творческий тип (учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные поисковые и преобразующие мыслительные действия, составлять новый продукт).
4. По характеру нейропсихологических особенностей: (14 слайд).
“левополушарники”, опирающиеся на восприятие и мышление левого, рационального, аналитического полушария (вербальное, абстрактное, дискретное, рациональное, индуктивное мышление больше связано с восприятием будущего времени);
“правополушарники”, реализующие в большей степени целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление (эмоциональное, невербальное, пространственное, одновременное, непрерывное, интуитивное, дедуктивное).
Заключение. (15 слайд).
Таким образом, каждому педагогу, очевидно, что не всех учащихся можно обучать одинаково легко. При любой методике обучения, при самой лучшей её организации одни ученики будут продвигаться успешнее, другие с большим трудом и медленнее. Одни добиваются высоких достижений, больших успехов без особой затраты сил, в сравнительно короткий срок, другие при всём желании не могут подняться так же быстро на такой же уровень. Поэтому, дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне вызван тем, что нет ни одного ребенка, похожего на другого. У каждого свой индивидуальный набор способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, возрастные и индивидуальные особенности даже отдельного ребёнка невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.
Список использованных ресурсов.
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.,2007.
Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. Подготовка ребенка к школе. – М., 2002.
Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М., 2002.
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов – на – Дону.,1999.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.,2004.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,2000.
Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении// Начальная школа 2005. №7.
Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 2000.
Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста – Томск.,1993.
Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.
Источник