Учет уровня физического развития ребенка

Учет уровня физического развития ребенка thumbnail

Наблюдая за интенсивным физическим изменением детского организма, многие мамы задумываются над вопросом: а насколько хорошо развит ребенок, соответствуют ли его показатели нормам детей его возраста? Давайте разбираться, как нужно оценивать физическое развитие ребенка, что нужно учитывать.

  • Как оценить физическое развитие ребенка
  • Оценка физического развития ребенка дома
    • Таблица норм физического развития детей
  • Основные этапы физического развития детей
  • Особенности физического развития мальчиков и девочек
  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС
    • Важные компоненты физического развития по ФГОС
  • Как улучшить выносливость детского организма
    • Закаливание

Как оценить физическое развитие ребенка

Правильно, если оценку физического развития малыша делает педиатр. По правилам каждый ребенок должен проходить осмотр врача в установленные сроки: до года – ежемесячно, с года до 3 лет – ежеквартально, после 3 лет – минимум раз в год. Специалист должен обратить внимание на ряд показателей, свидетельствующих о физическом развитии мальчиков и девочек:

  • Масса тела. Взвешивание проводится утром, малыш должен быть голым или в чистом подгузнике. Его кладут на весы, фиксируют показатели. Детей старше 2-х лет измеряют стоя.
  • Рост. Детей до 2-х лет измеряют на специальном столе. Ножки и голова упираются в перегородки, пальчики смотрят вверх. Рост ребенка с 2-х лет измеряется с помощью стадиометра. Врач ставит ребенка спиной к шкале, без обуви. Стопы полностью на полу, колени разогнуты.
  • Окружность головы. Врач накладывает градуированную ленту для измерения по линии над бровями, ушами малыша, по широкой части головы сзади.
  • Окружность груди. Проводится на выдохе. Врач располагает ленту на уровне груди спереди, под лопатками сзади.

Эти измерения очень важны для оценки общего развития малыша, анализа скорости и уровня развития тела ребенка. Физические показатели могут стать сигналом о необходимости дополнительного исследования, если, например, голова непропорционально большая, вес значительно уступает росту и т. д.

При желании такую оценку могут проводить и родители дома, но если вы нашли несоответствия, не расстраивайтесь раньше времени, обратитесь к педиатру за консультацией.

Физическое развитие

Оценка физического развития ребенка

Оценка физического развития ребенка дома

Чтобы провести оценку физического развития ребенка в домашних условиях вам понадобятся:

  • Весы;
  • Линейка до 1 м для ребенка до года или стадиометр (правильно приклеенный к ровной вертикальной поверхности);
  • Портновский сантиметр для измерения окружности головы и груди.

Измерения детей до года лучше проводить вдвоем, чтобы пока один взрослый проводил замеры, второй фиксировал ребенка. Измерив рост, вес, окружность головы и грудины сверьте данные с нормами физического развития детей определенного возраста.

Обращаем ваше внимание, что каждый ребенок индивидуален и его показатели могут отличаться от установленных норм без сопутствующих патологий. Для корректной оценки физического развития детей, которые выходят за рамки норм, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он оценит гармоничность развития, сравнит динамику прибавки по всем показателям, при необходимости назначит дополнительные исследования

Таблица норм физического развития детей

Нормы веса мальчиков с рождения до 17 лет

Нижняя граница весаСредний весВерхняя граница веса
Новорожденный2,7 кг3,3 кг4,7 кг
1 месяц3,6 кг4,5 кг5,1 кг
2 месяца4,2 кг5,6 кг7,1 кг
3 месяца4,9 кг6,4 кг7,5 кг
4 месяца5,1 кг7 кг7,9 кг
5 месяцев6,1 кг7,5 кг8,3 кг
6 месяцев6,6 кг7,9 кг9 кг
7 месяцев7,1 кг8,3 кг9,2 кг
8 месяцев7,5 кг8,6 кг9,3 кг
9 месяцев7,9 кг8,9 кг9,5 кг
10 месяцев8,3 кг9,2 кг11 кг
11 месяцев8,6 кг9,4 кг11,2 кг
12 месяцев8,9 кг9,6 кг11,5 кг
2 года11 кг12,2 кг14,5 кг
3 года13 кг14,3 кг17,4 кг
4 года14,4 кг16,3 кг21,2 кг
5 лет16 кг18,3 кг24,2 кг
6 лет18 кг20,5 кг27,1 кг
7 лет20 кг22,9 кг30,7 кг
8 лет22,1 кг25,4 кг34,7 кг
9 лет24,3 кг28,1 кг39,4 кг
10 лет26,7 кг31,2 кг45 кг
11 лет27 кг35 кг50 кг
12 лет28 кг40 кг58 кг
13 лет30 кг46 кг66 кг
14 лет34 кг50 кг73 кг
15 лет38 кг54 кг80 кг
16 лет44 кг58 кг84 кг
17 лет49 кг62 кг87 кг

Нормы веса девочек с рождения до 17 лет

Нижняя граница весаСредний весВерхняя граница веса
Новорожденная2,65 кг3,2 кг4,5 кг
1 месяц3,6 кг4,2 кг5,5 кг
2 месяца4,2 кг5,1 кг6,6 кг
3 месяца4,8 кг5,8 кг7,5 кг
4 месяца5,1 кг6,4 кг8,2 кг
5 месяцев5,9 кг6,9 кг8,8 кг
6 месяцев6,3 кг7,3 кг9,3 кг
7 месяцев7,1 кг7,6 кг9,8 кг
8 месяцев7,5 кг7,9 кг10,2 кг
9 месяцев7,9 кг8,2 кг10,5 кг
10 месяцев8,3 кг8,5 кг10,9 кг
11 месяцев8,6 кг8,7 кг11,2 кг
12 месяцев8,7 кг8,9 кг11,5 кг
2 года10,8 кг11,5 кг14,8 кг
3 года12,5 кг13,9 кг17 кг
4 года14 кг16,1 кг21,5 кг
5 лет15,8 кг18,2 кг24,9 кг
6 лет17,5 кг20,2 кг27,8 кг
7 лет19,3 кг22,4 кг31,4 кг
8 лет21,4 кг25 кг35,8 кг
9 лет24 кг28,2 кг41 кг
10 лет25 кг31,9 кг46,9 кг
11 лет26,5 кг34 кг51 кг
12 лет27 кг39 кг63 кг
13 лет32 кг43 кг69 кг
14 лет37 кг46 кг72 кг
15 лет42 кг50 кг74 кг
16 лет45 кг53 кг75 кг
17 лет46 кг57 кг76 кг

Нормы роста мальчиков с рождения до 17 лет

Нижняя граница ростаСредний ростВерхняя граница роста
Новорожденный46 см50 см56 см
1 месяц51 см53 см56,5 см
2 месяца54 см58 см62 см
3 месяца56,5 см61 см63 см
4 месяца57,6 см63 см65,3 см
5 месяцев61,1 см65 см67 см
6 месяцев63 см67 см69 см
7 месяцев65,1 см69 см71,1 см
8 месяцев66,8 см70,6 см73,1 см
9 месяцев68,2 см72 см75,1 см
10 месяцев69,1 см73,3 см76,9 см
11 месяцев71,3 см74,5 см78,5 см
12 месяцев72,5 см75,7 см79,5 см
2 года83,5 см87,8 см93 см
3 года91 см96,1 см102 см
4 года94 см103,3 см111 см
5 лет94,9 см105 см111,7 см
6 лет100,7 см110 см119 см
7 лет106,1 см116 см125,8 см
8 лет111,2 см121,7 см132,3 см
9 лет116 см127,3 см138,6 см
10 лет120,5 см132,6 см144,6 см
11 лет125 см135 см151 см
12 лет136 см140 см163 см
13 лет141 см147 см170 см
14 лет148 см153 см176 см
15 лет154 см160 см181 см
16 лет158 см164 см186 см
17 лет162 см169 см189 см
Читайте также:  Особенности музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах

Нормы роста девочек с рождения до 17 лет

Нижняя граница ростаСредний ростВерхняя граница роста
Новорожденная45,4 см49,1 см52,9 см
1 месяц49,8 см53,7 см57,6 см
2 месяца53 см57,1 см61,1 см
3 месяца55,6 см59,8 см64 см
4 месяца57,8 см62,1 см66,4 см
5 месяцев59,6 см64 см68,5 см
6 месяцев61,2 см65,7 см70,3 см
7 месяцев62,7 см67,3 см71,9 см
8 месяцев64 см68,7 см73,5 см
9 месяцев65,2 см70,1 см75 см
10 месяцев66,5 см71,5 см76,4 см
11 месяцев67,7 см72,8 см77,8 см
12 месяцев68,9 см74 см79,2 см
2 года80,7 см86,4 см93 см
3 года84 см95,1 см102,7 см
4 года94,1 см102,7 см111,3 см
5 лет100 см109 см119, см
6 лет105 см115 см125 см
7 лет109 см120 см131,7 см
8 лет115 см126,6 см138,2 см
9 лет120,3 см132,5 см144,7 см
10 лет125,8 см138 см151 см
11 лет129 см142 см157 см
12 лет137 см147 см163 см
13 лет143 см152 см168 см
14 лет147 см157 см171 см
15 лет150162 см173 см
16 лет151167 см174 см
17 лет152170 см175 см

Окружность головы мальчиков с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности головыСредний показатель нормы окружности головыВерхний показатель нормы окружности головы
Новорожденный33,2 см34 см35,5 см
1 месяц35,3 см36 см37,9 см
2 месяца37,3 см38 см40,3 см
3 месяца38,8 см39,5 см41,6 см
4 месяца40,2 см40,8 см42,9 см
5 месяцев41,2 см42 см44 см
6 месяцев42 см42,7 см45,3 см
7 месяцев42,8 см43,7 см46,1 см
8 месяцев43,6 см44,2 см46,8 см
9 месяцев44 см44,8 см47,4 см
10 месяцев44,6 см45,4 см48 см
11 месяцев45 см45,9 см48,6 см
12 месяцев45,3 см46,2 см49,1 см
2 года47,6 см48,1 см50,5 см
3 года48,6 см49,5 см51,5 см
4 года49,6 см50,2 см52,4 см
5 лет50,1 см50,7 см53,1 см
6 лет50,6 см51,2 см54 см
7 лет51 см51,6 см54,5 см
8 лет51,4 см52 см55 см
9 лет51,7 см52,5 см55,5 см
10 лет52 см52,8 см56 см
11 лет52,3 см53,2 см56,3 см
12 лет52,6 см53,5 см56,7 см
13 лет52,8 см53,7 см57,3 см
14 лет53 см54 см57,5 см
15 лет53,2 см54,3 см57,8 см
16 лет53,4 см54,4 см57,9 см
17 лет53,5 см54,6 см58 см

Окружность головы девочек с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности головыСредний показатель нормы окружности головыВерхний показатель нормы окружности головы
Новорожденная33 см34 см35,5 см
1 месяц34,8 см36 см38 см
2 месяца36,3 см37,4 см39,8 см
3 месяца37,7 см38,5 см41,3 см
4 месяца38,9 см39,7 см42,4 см
5 месяцев39,9 см40,7 см43,5 см
6 месяцев40,8 см41,5 см44,3 см
7 месяцев41,7 см42,5 см45,3 см
8 месяцев42,3 см43,2 см45,9 см
9 месяцев42,9 см43,7 см46,6 см
10 месяцев43,5 см44,3 см47,2 см
11 месяцев43,9 см44,8 см47,8 см
12 месяцев44,2 см45 см48,2 см
2 года46,6 см47,3 см49,7 см
3 года48,1 см48,6 см51 см
4 года48,6 см49,3 см51,9 см
5 лет49,1 см50 см52,5 см
6 лет49,6 см50,3 см52,8 см
7 лет50 см50,7 см53,3 см
8 лет50,3 см51 см53,6 см
9 лет50,6 см51,3 см53,9 см
10 лет50,8 см51,5 см51,1 см
11 лет51 см51,7 см54,3 см
12 лет51,2 см51,9 см54,6 см
13 лет51,4 см52 см54,8 см
14 лет51,5 см52,1 см55 см
15 лет51,6 см52,2 см55,2 см
16 лет51,7 см52,3 см55,3 см
17 лет51,8 см52,4 см55,4 см

Окружность груди мальчиков с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности грудиСредний показатель нормы окружности грудиВерхний показатель нормы окружности груди
Новорожденный32,3 см33,5 см36 см
1 месяц34,1 см35,4 см38 см
2 месяца35,7 см37 см40 см
3 месяца37,3 см38,4 см42,1 см
4 месяца38,8 см39,8 см43,5 см
5 месяцев40,1 см41,1 см45 см
6 месяцев41,4 см42,4 см46,3 см
7 месяцев42,5 см43,4 см47,5 см
8 месяцев43,5 см44,4 см48,5 см
9 месяцев44,3 см45,2 см49,3 см
10 месяцев45 см46 см50 см
11 месяцев45,6 см46,6 см50,8 см
12 месяцев46,1 см47 см51,2 см
2 года48,4 см49,5 см53,2 см
3 года49,7 см50,8 см54,6 см
4 года51,2 см52,4 см55,8 см
5 лет52,8 см54 см58 см
6 лет54,4 см56 см60,2 см
7 лет56,2 см57,9 см62,3 см
8 лет58 см60 см64,8 см
9 лет59,6 см61,9 см67,1 см
10 лет61,4 см93,9 см69,8 см
11 лет63 см66 см72,1 см
12 лет65 см68 см74,9 см
13 лет66,9 см70,2 см78,2 см
14 лет68,6 см73,1 см81,8 см
15 лет72,6 см76,3 см85,7 см
16 лет76,1 см80 см89,9 см
17 лет80,1 см82,9 см92,2 см

Окружность груди девочек с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности грудиСредний показатель нормы окружности грудиВерхний показатель нормы окружности груди
Новорожденная31,8 см33,2 см35,7 см
1 месяц34 см35,3 см37,4 см
2 месяца35,7 см37,2 см39,1 см
3 месяца37,3 см38,7 см40,5 см
4 месяца39,1 см40,4 см42,1 см
5 месяцев40,5 см41,7 см43,5 см
6 месяцев41,6 см42,9 см44,9 см
7 месяцев42,8 см44 см46 см
8 месяцев43,7 см44,9 см46,9 см
9 месяцев44,5 см45,6 см47,8 см
10 месяцев45,2 см46,2 см48,1 см
11 месяцев45,8 см46,8 см49,3 см
12 месяцев46,3 см47,3 см49,9 см
2 года48,6 см49,5 см52,5 см
3 года49,1 см50,3 см54 см
4 года50,4 см51,6 см55,1 см
5 лет51,6 см53 см56,9 см
6 лет53 см54,8 см58,6 см
7 лет54,6 см56,3 см61 см
8 лет56,3 см58,2 см64,5 см
9 лет58 см60 см68 см
10 лет60,1 см62 см71,3 см
11 лет62,2 см64,4 см74,5 см
12 лет64,5 см67,2 см77,6 см
13 лет66,8 см70 см80,9 см
14 лет69,6 см73 см83,5 см
15 лет72,9 см76,2 см85,5 см
16 лет75,9 см78,8 см87,1 см
17 лет78 см80,7 см88 см
Читайте также:  Развитие трехлетнего ребенка что необходимо

Основные этапы физического развития детей

С рождения и до 17-18 лет все дети проходят через несколько этапов физического развития, для каждого из которых характерны свои особенности.

  • Груднички. Их развитие делят на несколько этапов:

В первые два месяца ребенок учится держать голову.

К трем месяцам малыш переворачивается на живот. Позвоночник укрепляется. Малыш разжимает кулачки, хватает руками предметы.

В 4 месяца ребенок подтягивается.

На 5-м месяце жизни малыш задерживается в положении сидя.

В полгода у детей возникает значительный скачок в развитии. Они самостоятельно садятся, ползают, встают у опоры.

  • Дети до двух лет. Продолжают формироваться кости, происходит замедление роста. Особое внимание родители должны обратить на осанку, убедиться, что стопы малыша развиваются, как нужно.
  • К двум годам ребенок умеет: ходить, стоять на носочках, подпрыгивать, подниматься по лестнице.
  • Ребенок на третьем году жизни. Может держаться на одной ноге, поймать мяч с большого расстояния и бросить его обратно.
  • Дети старшего дошкольного возраста. В 4 года поступают в детсад, где всесторонне развиваются, благодаря постоянным занятиям с воспитателями. Диагностика развития проводится во время гимнастики. За малышами наблюдает медицинский работник. Он должен предупредить родителей, если ребенок отстает по каким-то параметрам.
  • Физическое развитие младших и средних школьников измеряет врач педиатр на ежегодном осмотре, дополнительно в рамках уроков физкультуры учитель оценивает способности каждого конкретного ребенка, отмечает наиболее сильные и слабые стороны школьника. К 12-ти годам окончательно формируется скелет ребенка, поэтому важно следить за осанкой.
  • С 9 до 14 лет нет четких норм роста, веса. Педиатры берут средние показатели. Причина — гормональная перестройка организма. Скачок роста может произойти в любое время. Однако, следует помнить про наследственную предрасположенность. Если у родителей маленький или средний рост, то ребенок вряд ли вырастет высоким.

Развитие мальчиков и девочек

Особенности физического развития мальчиков и девочек

Физическое развитие детей дошкольного возраста по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС)

Цель физического развития по Федеральным государственным образовательным стандартам, ФГОС, —  привить детям основы физической культуры, понимание необходимости укрепления своего организма.

Вот основные пункты программы ФГОС:

  1. Укрепление здоровья, хорошее физическое развитие.
  2. Повышение работоспособности.
  3. Развитие двигательных качеств: ловкость, сила, выносливость.
  4. Воспитание моральных качеств: настойчивость, смелость, дисциплинированность.
  5. Формирование привычки регулярно заниматься спортом.

Любые методики воспитания детей основываются на комплексном подходе к решению задачи. Родители и воспитатели должны учесть возраст, пол ребенка, особенности его характера, состояние здоровья, наличие наследственных заболеваний. Только тогда физические упражнения, игры, умственные занятия принесут малышу удовольствие и пользу.

Важные компоненты физического развития по ФГОС

В программу ФГОС входит несколько важных методов, развивающих физическое здоровье детей:

  • Утренняя гимнастика. Ежедневные тренировки по утрам приучают ребенка к дисциплине. Упражнения лучше проводить на улице.
  • Физкультурная разминка. Дошкольники не могут заниматься умственной деятельностью долго. Они теряют концентрацию, отвлекаются, капризничают. Если малыш устал, то лучше отложить задания, заняться физкультурой, танцами, подвижными играми.
  • Прогулки на свежем воздухе. Согласно программе ФГОС, с дошкольниками обязательно нужно гулять каждый день. Причем, это не бесцельное времяпровождение на улице. Следует подобрать комплекс упражнений, соответствующий потребностям и индивидуальным особенностям малыша. Здесь особенно важны игры в группах, соревнования, развивающие умение работать в команде, взаимодействовать с другими ребятами. Можно устраивать праздничные спортивные мероприятия, где за победу в конкурсах полагаются призы. Это мотивирует детей достичь цели, проявить свои лучшие качества.
  • Регулярные пробежки. Детям требуются пробежки, чтобы тренировать выносливость организма, развивать силу мышц. Можно сделать трассу с препятствиями для развития координации.

Как улучшить выносливость детского организма

Есть несколько способов развить выносливость у малышей, кроме перечисленных выше:

  • Массаж. Снимет напряжение. Массаж можно сопровождать песней, интересным рассказом.
  • Гимнастика для глаз. Снижает глазное давление, предотвращает проблемы со зрением в будущем. Пусть малыш вращает глазными яблоками, рисуя цифры, следит за различными предметами, останавливает на них взгляд.
  • Тренировка дыхания. Малыш должен развивать легкие. Лучше всего придумать интересный рассказ. Слушая его, ребенок будет выдыхать со звуком, задерживать дыхание.

Закаливание

Закаливание — одно из обязательных средств физического развития по ФГОС. Существует несколько видов закаливания:

  • Прогулки. Если ребенок здоров, то с ним нужно гулять в любую погоду.
  • Умывание прохладной водой, полоскание горла перед сном водой комнатной температуры.
  • Прогулки босиком. Проводятся только летом.
  • Обливание. Школьникам можно обливаться водой, делать контрастный душ. Приучать детей к этой процедуре стоит очень осторожно, начиная с комфортной температуры, увеличивая нагрузку на организм постепенно, формируя привычку.

Таким образом, физическое воспитание — это  неотъемлемая часть жизни любого малыша. Регулярные занятия спортом, подвижные игры, бег, прогулки на свежем воздухе обеспечат полноценное развитие ребенка, благотворно повлияют на состояние его здоровья.

Источник

Цель: обследование физического состояния,
как отдельного ребенка, так и группы в целом в
условиях дошкольного образовательного
учреждения.

Задачи:

  • Выявить уровень физического развития,
    физической подготовленности и
    работоспособности детей.
  • Осуществить индивидуально-дифференцированный
    подход в физическом воспитании детей.
  • Упорядочить запись данных, сбор информации.

Актуальность.

В общей системе образовательной работы МДОУ
физическое воспитание занимает особое место.
Именно в дошкольном детстве в результате
целенаправленного педагогического воздействия
укрепляется здоровье ребенка, происходит
тренировка физиологических функций организма,
интенсивно развиваются движения, двигательные
навыки и физические качества, необходимые для
всестороннего гармоничного развития личности.

Одним из наиболее важных направлений
деятельности старшего воспитателя является
педагогический контроль над реализацией
программы физического воспитания на основе
анализа результатов диагностики физического
состояния воспитанников.

Новизна.

Предложен набор тестовых упражнений и формы
отчетной документации, которые позволяют
проводить массовое обследование детей в
определенные сроки.

Предложенная система мероприятий по сбору,
обработке, анализу информации, оценке и прогнозу
состояния здоровья и физического развития детей
позволяет отслеживать результаты и своевременно
прогнозировать дальнейшую работу.

Научное философское обоснование.

Физическое воспитание детей в ДОУ занимает
особое место. Именно в дошкольном детстве в
результате целенаправленного педагогического
воздействия укрепляется здоровье детей,
происходит тренировка физиологических функций
организма, интенсивно развиваются движения,
двигательные навыки и физические качества,
необходимые для всестороннего гармоничного
развития личности.

Многочисленные научно-практические
исследования выявили тесную взаимосвязь между
показателями физического развития, развития
двигательной сферы и функциональными
возможностями организма ребенка (Н. А. Ноткина, Л.
И. Казьмина, Н. Н. Бойнович).

Соответствие современным достижениям
педагогики.

Материал соответствует требованиям
государственного стандарта и подобран в
соответствии с “Программой воспитания и
обучения в детском саду” под редакцией М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и
“Методическими рекомендациями к программе
воспитания и обучения в детском саду” под
редакцией В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Преемственность.

В данной работе прослеживается связь между
возрастными группами, учитываются возрастные
особенности детей 4 – 7 лет. Предложенные задания
и тесты рассчитаны на детей средней, старшей и
подготовительной к школе групп.

Методы, формы, приемы.

В данной работе для оценки физического
развития ребенка предлагаются контрольные
упражнения и двигательные задания (тесты):

  • диагностика физического развития;
  • диагностика физической подготовленности;
  • диагностика двигательной активности;
  • диагностика функционального состояния.

Преимущество отдается текущим наблюдениям за
двигательной деятельностью детей, как в процессе
самостоятельной деятельности, так и в
организованных формах работы.

Читайте также:  Старший школьный период развития ребенка

Условия реализации.

Использование данного материала позволит
провести обследование физического состояния,
как отдельного ребенка, так и группы в целом, дать
оценку общей картины физического развития детей.
Тестирование можно осуществлять как в рамках
физкультурных занятий, так и в процессе
физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Назначение.

Работа предназначена в первую очередь
инструкторам по физической культуре и
воспитателям дошкольных образовательных
учреждений. Рассчитано на детей 4 – 7 лет.

Предполагаемый результат.

Диагностика физического развития позволяет:

  • получить объективную оценку уровня физического
    развития и физической подготовленности детей;
  • составить план физкультурно-оздоровительной
    работы с дошкольниками, скорректировать его;
  • осуществить индивидуально-дифференцированный
    подход в физическом воспитании детей.

Действенность, результативность.

В детском саду эту систему оценки физического
развития используется с 2001 года. За это время
усовершенствовалась отчетная документация,
доработана система заданий и тестов. Данные
тесты прошли широкую апробацию и утверждены
Министерством образования РФ, полностью
соответствуют анатомо-физиологическим
особенностям дошкольников; позволяют
прослеживать динамику показателей, дают
возможность сравнительного анализа результатов
тестирования современных детей с данными
прошлых лет.

Диагностика.

В основу диагностики легли разработки
кандидата педагогических наук, доцента кафедры
методики физического воспитания Уральской
государственной академии физической культуры
Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук,
профессора кафедры методики дошкольного
воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я.

Совершенствование физического воспитания
детей дошкольного возраста приобрело особую
значимость в связи с модернизацией образования в
нашей стране. Период дошкольного детства –
наиболее важный в становлении двигательных
функций ребенка, особенно его физических
качеств. Поэтому необходима система контроля
физического развития, физической
подготовленности и работоспособности детей.

Различают такие критерии диагностики
физического развития дошкольников, как учет типа
конституции и пола ребенка и оценка по типам
приростов показателей физических качеств.
Существует также унифицированная методика
оценки физического развития. Данные анализа
позволяют сделать вывод о том, что практическим
работникам ДОУ сложно ориентироваться в этом
разнообразии стандартов, по которым не всегда
можно реально оценить уровни физической
подготовленности детей.

Вышеизложенное свидетельствует о
необходимости разработки единой методики
обследования физического состояния
дошкольников, включающей комплекс доступных
информативных тестов и способов оценки, которые
позволят получить достоверные результаты
контроля. Вместе с тем требуется учет
региональных стандартов физического состояния
детей как критерия организации
физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ,
контроля выполнения программных требований по
физическому воспитанию.

Физическое развитие – это динамический
процесс (увеличение длины и массы тела, развитие
отдельных частей тела и др.) и биологическое его
созревание в том или ином периоде детства.
Всемирная организация здравоохранения
определяет физическое развитие как один из
основополагающих критериев в комплексной оценке
состояния здоровья детей.

Порядок диагностики физического развития и
физической подготовленности следующий:

Определение целей и постановка задач.

Определение критериев оценки уровней
физического развития (Приложение 1).

Разработка плана – программы тестирования
детей.

Подготовка стимульного материала (спортивного
оборудования).

Внесение результатов в “Диагностическую
карту” (Приложение 2).

Обработка и анализ результатов диагностики.

Распределение детей на группы.

Оценка физического развития проводится
медицинской сестрой ДОУ в присутствии
воспитателя группы по общепринятым методикам (В.
В. Бунак). Измеряется рост, вес, окружность
грудной клетки. Показатели физического развития
детей 3 – 6 лет разработаны (Приложение 3).

Длина тела у дошкольников служит одним из
критериев уровня соматической зрелости, а также
является основанием для правильной оценки массы
тела и окружности грудной клетки. Масса тела (вес)
отражает степень развития костной и мышечной
систем, внутренних органов, подкожной жировой
клетчатки. При диагностике физического развития
дифференцируются группы детей с гармоничным
развитием и отклонением в нем.

Оценка физического развития проводится 2 раза в
год (сентябрь, май). Результаты обследования
заносятся в “Диагностическую карту”, в которой
отражены данные физического развития и
показатели физической подготовленности ребенка.
Карта заводится на каждого ребенка и ведется на
протяжении всего пребывания ребенка в детском
саду.

Физическая подготовленность ребенка
характеризуется степенью сформированности
навыков основных видов движений (бег, прыжки,
метание), развития физических качеств (быстрота,
сила, ловкость, гибкость), а также функцией
равновесия, координационными способностями.
Оценка физической подготовленности – это
целостный процесс, органически сочетающий в себе
постоянные наблюдения за ребенком в процессе
жизнедеятельности и занятий по физической
культуре, хронометраж основных режимных
моментов и мониторинг физической
подготовленности.

Объективность оценки физической
подготовленности во многом определяется знанием
возрастных особенностей и закономерностей
развития у дошкольников моторной сферы, в том
числе физических качеств.

К числу основных физических качеств относят
гибкость, различные виды выносливости, силовые
качества (мышечную силу), скоростные качества
(быстроту), их сочетание (скоростно-силовые
качества), ловкость, а также координационные
способности (Приложение 4).

Для тестирования физических качеств
дошкольников используются контрольные
упражнения, предлагаемые детям в игровой или
соревновательной форме.

Бег. С дошкольниками проводят бег на
дистанцию 30м, при этом фиксируется время
пробегания дистанции (как одного из показателей
общей физической подготовленности) и отмечаются
качественные особенности бега у каждого из
детей. По команде “Марш!” дети с высокого старта
бегут до флажка или ленты, которые размещаются на
2-3м дальше финишной линии. Это предупреждает
снижение скорости перед финишем.

С началом движения ребёнка включается
секундомер. Останавливается он после
пересечения ребёнком линии финиша. Поочерёдно
пробегают дистанцию все дети. Затем даётся
вторая попытка, В которой дети бегут в том же
порядке, в котором бежали в первый раз. В
протоколе фиксируется время бега в каждой из
попыток, а также записываются качественные
особенности положений туловища, координации рук
и ног, “полёта”, прямолинейность бега у каждого
из детей.

Бег 30м (с)4 года5 лет6 лет
ДевочкиМальчикиДевочкиМальчикиДевочкиМальчики
10,7-810,5-89,8-8,39,2-7,97,5-7,87,0-7,3

Метание на дальность. Обследование дальности
метания следует производить на асфальтовой
дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Дорожка
побуждает к большей точности броска в заданном
направлении. Предварительно она размечается
(мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На
концах линии с обеих сторон дорожки ставятся
порядковые цифры, отражающие число метров от
линии броска. Размеченное расстояние должно быть
в полтора раза больше среднего возрастного
показателя дальности метания. Предварительно
всем детям необходимо полностью объяснить
задание, младшим – показать, как нужно выполнять.
Ребёнок производит три броска каждой рукой,
замер осуществляется после каждого броска.
Метают дети мешочки весом 200г. В протоколе наряду
с количественными отмечаются и качественные
показатели отдельных элементов техники
движения:

  • исходное положение вполоборота к направлению
    метания;
  • наличие замаха;
  • перенос центра тяжести во время замаха на
    стоящую сзади полусогнутую ногу;
  • перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу
    во время броска;
  • энергичный бросок с последующим сопровождением
    рукой предмета (мешочка).
Метание мешочка с песком вдаль
200 г (м)
4 года5 лет6 лет
ДевочкиМальчикиДевочкиМальчикиДевочкиМальчики
Пр.Лев.Пр.Лев.Пр.Лев.Пр.Лев.Пр.Лев.Пр.Лев.
2,4-3,41,8-2,82,5-4,12,0-3,43,0-4,42,5-3,53,9-5,72,4-4,24,0-4,64,0-4,46,7-7,55,8-6,0

Прыжок в длину с места. Для проведения
прыжков нужно создать необходимые условия, то
есть положить мат и сделать вдоль него разметку.
Для повышения активности и интереса детей
целесообразно на определённом расстоянии (чуть
дальше среднего результата детей группы)
разместить три флажка и предложить ребёнку
прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются
результаты от носков ног в начале прыжка до пяток
в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза,
фиксируется лучшая из попыток.

Прыжок выполняется в заполненную песком яму ил
на взрыхлённый грунт. Дети выполняют прыжок по
очереди. Каждый ребёнок выполняет три прыжка
подряд без интервалов. Детям младшего
дошкольного возраста перед началом прыжков
необходимо показать движения. Старшие
дошкольники ?