Учет уровня физического развития ребенка

Наблюдая за интенсивным физическим изменением детского организма, многие мамы задумываются над вопросом: а насколько хорошо развит ребенок, соответствуют ли его показатели нормам детей его возраста? Давайте разбираться, как нужно оценивать физическое развитие ребенка, что нужно учитывать.
- Как оценить физическое развитие ребенка
- Оценка физического развития ребенка дома
- Таблица норм физического развития детей
- Основные этапы физического развития детей
- Особенности физического развития мальчиков и девочек
- Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС
- Важные компоненты физического развития по ФГОС
- Как улучшить выносливость детского организма
- Закаливание
Как оценить физическое развитие ребенка
Правильно, если оценку физического развития малыша делает педиатр. По правилам каждый ребенок должен проходить осмотр врача в установленные сроки: до года – ежемесячно, с года до 3 лет – ежеквартально, после 3 лет – минимум раз в год. Специалист должен обратить внимание на ряд показателей, свидетельствующих о физическом развитии мальчиков и девочек:
- Масса тела. Взвешивание проводится утром, малыш должен быть голым или в чистом подгузнике. Его кладут на весы, фиксируют показатели. Детей старше 2-х лет измеряют стоя.
- Рост. Детей до 2-х лет измеряют на специальном столе. Ножки и голова упираются в перегородки, пальчики смотрят вверх. Рост ребенка с 2-х лет измеряется с помощью стадиометра. Врач ставит ребенка спиной к шкале, без обуви. Стопы полностью на полу, колени разогнуты.
- Окружность головы. Врач накладывает градуированную ленту для измерения по линии над бровями, ушами малыша, по широкой части головы сзади.
- Окружность груди. Проводится на выдохе. Врач располагает ленту на уровне груди спереди, под лопатками сзади.
Эти измерения очень важны для оценки общего развития малыша, анализа скорости и уровня развития тела ребенка. Физические показатели могут стать сигналом о необходимости дополнительного исследования, если, например, голова непропорционально большая, вес значительно уступает росту и т. д.
При желании такую оценку могут проводить и родители дома, но если вы нашли несоответствия, не расстраивайтесь раньше времени, обратитесь к педиатру за консультацией.
Оценка физического развития ребенка
Оценка физического развития ребенка дома
Чтобы провести оценку физического развития ребенка в домашних условиях вам понадобятся:
- Весы;
- Линейка до 1 м для ребенка до года или стадиометр (правильно приклеенный к ровной вертикальной поверхности);
- Портновский сантиметр для измерения окружности головы и груди.
Измерения детей до года лучше проводить вдвоем, чтобы пока один взрослый проводил замеры, второй фиксировал ребенка. Измерив рост, вес, окружность головы и грудины сверьте данные с нормами физического развития детей определенного возраста.
Обращаем ваше внимание, что каждый ребенок индивидуален и его показатели могут отличаться от установленных норм без сопутствующих патологий. Для корректной оценки физического развития детей, которые выходят за рамки норм, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он оценит гармоничность развития, сравнит динамику прибавки по всем показателям, при необходимости назначит дополнительные исследования
Таблица норм физического развития детей
Нормы веса мальчиков с рождения до 17 лет
Нижняя граница веса | Средний вес | Верхняя граница веса | |
Новорожденный | 2,7 кг | 3,3 кг | 4,7 кг |
1 месяц | 3,6 кг | 4,5 кг | 5,1 кг |
2 месяца | 4,2 кг | 5,6 кг | 7,1 кг |
3 месяца | 4,9 кг | 6,4 кг | 7,5 кг |
4 месяца | 5,1 кг | 7 кг | 7,9 кг |
5 месяцев | 6,1 кг | 7,5 кг | 8,3 кг |
6 месяцев | 6,6 кг | 7,9 кг | 9 кг |
7 месяцев | 7,1 кг | 8,3 кг | 9,2 кг |
8 месяцев | 7,5 кг | 8,6 кг | 9,3 кг |
9 месяцев | 7,9 кг | 8,9 кг | 9,5 кг |
10 месяцев | 8,3 кг | 9,2 кг | 11 кг |
11 месяцев | 8,6 кг | 9,4 кг | 11,2 кг |
12 месяцев | 8,9 кг | 9,6 кг | 11,5 кг |
2 года | 11 кг | 12,2 кг | 14,5 кг |
3 года | 13 кг | 14,3 кг | 17,4 кг |
4 года | 14,4 кг | 16,3 кг | 21,2 кг |
5 лет | 16 кг | 18,3 кг | 24,2 кг |
6 лет | 18 кг | 20,5 кг | 27,1 кг |
7 лет | 20 кг | 22,9 кг | 30,7 кг |
8 лет | 22,1 кг | 25,4 кг | 34,7 кг |
9 лет | 24,3 кг | 28,1 кг | 39,4 кг |
10 лет | 26,7 кг | 31,2 кг | 45 кг |
11 лет | 27 кг | 35 кг | 50 кг |
12 лет | 28 кг | 40 кг | 58 кг |
13 лет | 30 кг | 46 кг | 66 кг |
14 лет | 34 кг | 50 кг | 73 кг |
15 лет | 38 кг | 54 кг | 80 кг |
16 лет | 44 кг | 58 кг | 84 кг |
17 лет | 49 кг | 62 кг | 87 кг |
Нормы веса девочек с рождения до 17 лет
Нижняя граница веса | Средний вес | Верхняя граница веса | |
Новорожденная | 2,65 кг | 3,2 кг | 4,5 кг |
1 месяц | 3,6 кг | 4,2 кг | 5,5 кг |
2 месяца | 4,2 кг | 5,1 кг | 6,6 кг |
3 месяца | 4,8 кг | 5,8 кг | 7,5 кг |
4 месяца | 5,1 кг | 6,4 кг | 8,2 кг |
5 месяцев | 5,9 кг | 6,9 кг | 8,8 кг |
6 месяцев | 6,3 кг | 7,3 кг | 9,3 кг |
7 месяцев | 7,1 кг | 7,6 кг | 9,8 кг |
8 месяцев | 7,5 кг | 7,9 кг | 10,2 кг |
9 месяцев | 7,9 кг | 8,2 кг | 10,5 кг |
10 месяцев | 8,3 кг | 8,5 кг | 10,9 кг |
11 месяцев | 8,6 кг | 8,7 кг | 11,2 кг |
12 месяцев | 8,7 кг | 8,9 кг | 11,5 кг |
2 года | 10,8 кг | 11,5 кг | 14,8 кг |
3 года | 12,5 кг | 13,9 кг | 17 кг |
4 года | 14 кг | 16,1 кг | 21,5 кг |
5 лет | 15,8 кг | 18,2 кг | 24,9 кг |
6 лет | 17,5 кг | 20,2 кг | 27,8 кг |
7 лет | 19,3 кг | 22,4 кг | 31,4 кг |
8 лет | 21,4 кг | 25 кг | 35,8 кг |
9 лет | 24 кг | 28,2 кг | 41 кг |
10 лет | 25 кг | 31,9 кг | 46,9 кг |
11 лет | 26,5 кг | 34 кг | 51 кг |
12 лет | 27 кг | 39 кг | 63 кг |
13 лет | 32 кг | 43 кг | 69 кг |
14 лет | 37 кг | 46 кг | 72 кг |
15 лет | 42 кг | 50 кг | 74 кг |
16 лет | 45 кг | 53 кг | 75 кг |
17 лет | 46 кг | 57 кг | 76 кг |
Нормы роста мальчиков с рождения до 17 лет
Нижняя граница роста | Средний рост | Верхняя граница роста | |
Новорожденный | 46 см | 50 см | 56 см |
1 месяц | 51 см | 53 см | 56,5 см |
2 месяца | 54 см | 58 см | 62 см |
3 месяца | 56,5 см | 61 см | 63 см |
4 месяца | 57,6 см | 63 см | 65,3 см |
5 месяцев | 61,1 см | 65 см | 67 см |
6 месяцев | 63 см | 67 см | 69 см |
7 месяцев | 65,1 см | 69 см | 71,1 см |
8 месяцев | 66,8 см | 70,6 см | 73,1 см |
9 месяцев | 68,2 см | 72 см | 75,1 см |
10 месяцев | 69,1 см | 73,3 см | 76,9 см |
11 месяцев | 71,3 см | 74,5 см | 78,5 см |
12 месяцев | 72,5 см | 75,7 см | 79,5 см |
2 года | 83,5 см | 87,8 см | 93 см |
3 года | 91 см | 96,1 см | 102 см |
4 года | 94 см | 103,3 см | 111 см |
5 лет | 94,9 см | 105 см | 111,7 см |
6 лет | 100,7 см | 110 см | 119 см |
7 лет | 106,1 см | 116 см | 125,8 см |
8 лет | 111,2 см | 121,7 см | 132,3 см |
9 лет | 116 см | 127,3 см | 138,6 см |
10 лет | 120,5 см | 132,6 см | 144,6 см |
11 лет | 125 см | 135 см | 151 см |
12 лет | 136 см | 140 см | 163 см |
13 лет | 141 см | 147 см | 170 см |
14 лет | 148 см | 153 см | 176 см |
15 лет | 154 см | 160 см | 181 см |
16 лет | 158 см | 164 см | 186 см |
17 лет | 162 см | 169 см | 189 см |
Нормы роста девочек с рождения до 17 лет
Нижняя граница роста | Средний рост | Верхняя граница роста | |
Новорожденная | 45,4 см | 49,1 см | 52,9 см |
1 месяц | 49,8 см | 53,7 см | 57,6 см |
2 месяца | 53 см | 57,1 см | 61,1 см |
3 месяца | 55,6 см | 59,8 см | 64 см |
4 месяца | 57,8 см | 62,1 см | 66,4 см |
5 месяцев | 59,6 см | 64 см | 68,5 см |
6 месяцев | 61,2 см | 65,7 см | 70,3 см |
7 месяцев | 62,7 см | 67,3 см | 71,9 см |
8 месяцев | 64 см | 68,7 см | 73,5 см |
9 месяцев | 65,2 см | 70,1 см | 75 см |
10 месяцев | 66,5 см | 71,5 см | 76,4 см |
11 месяцев | 67,7 см | 72,8 см | 77,8 см |
12 месяцев | 68,9 см | 74 см | 79,2 см |
2 года | 80,7 см | 86,4 см | 93 см |
3 года | 84 см | 95,1 см | 102,7 см |
4 года | 94,1 см | 102,7 см | 111,3 см |
5 лет | 100 см | 109 см | 119, см |
6 лет | 105 см | 115 см | 125 см |
7 лет | 109 см | 120 см | 131,7 см |
8 лет | 115 см | 126,6 см | 138,2 см |
9 лет | 120,3 см | 132,5 см | 144,7 см |
10 лет | 125,8 см | 138 см | 151 см |
11 лет | 129 см | 142 см | 157 см |
12 лет | 137 см | 147 см | 163 см |
13 лет | 143 см | 152 см | 168 см |
14 лет | 147 см | 157 см | 171 см |
15 лет | 150 | 162 см | 173 см |
16 лет | 151 | 167 см | 174 см |
17 лет | 152 | 170 см | 175 см |
Окружность головы мальчиков с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности головы | Средний показатель нормы окружности головы | Верхний показатель нормы окружности головы | |
Новорожденный | 33,2 см | 34 см | 35,5 см |
1 месяц | 35,3 см | 36 см | 37,9 см |
2 месяца | 37,3 см | 38 см | 40,3 см |
3 месяца | 38,8 см | 39,5 см | 41,6 см |
4 месяца | 40,2 см | 40,8 см | 42,9 см |
5 месяцев | 41,2 см | 42 см | 44 см |
6 месяцев | 42 см | 42,7 см | 45,3 см |
7 месяцев | 42,8 см | 43,7 см | 46,1 см |
8 месяцев | 43,6 см | 44,2 см | 46,8 см |
9 месяцев | 44 см | 44,8 см | 47,4 см |
10 месяцев | 44,6 см | 45,4 см | 48 см |
11 месяцев | 45 см | 45,9 см | 48,6 см |
12 месяцев | 45,3 см | 46,2 см | 49,1 см |
2 года | 47,6 см | 48,1 см | 50,5 см |
3 года | 48,6 см | 49,5 см | 51,5 см |
4 года | 49,6 см | 50,2 см | 52,4 см |
5 лет | 50,1 см | 50,7 см | 53,1 см |
6 лет | 50,6 см | 51,2 см | 54 см |
7 лет | 51 см | 51,6 см | 54,5 см |
8 лет | 51,4 см | 52 см | 55 см |
9 лет | 51,7 см | 52,5 см | 55,5 см |
10 лет | 52 см | 52,8 см | 56 см |
11 лет | 52,3 см | 53,2 см | 56,3 см |
12 лет | 52,6 см | 53,5 см | 56,7 см |
13 лет | 52,8 см | 53,7 см | 57,3 см |
14 лет | 53 см | 54 см | 57,5 см |
15 лет | 53,2 см | 54,3 см | 57,8 см |
16 лет | 53,4 см | 54,4 см | 57,9 см |
17 лет | 53,5 см | 54,6 см | 58 см |
Окружность головы девочек с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности головы | Средний показатель нормы окружности головы | Верхний показатель нормы окружности головы | |
Новорожденная | 33 см | 34 см | 35,5 см |
1 месяц | 34,8 см | 36 см | 38 см |
2 месяца | 36,3 см | 37,4 см | 39,8 см |
3 месяца | 37,7 см | 38,5 см | 41,3 см |
4 месяца | 38,9 см | 39,7 см | 42,4 см |
5 месяцев | 39,9 см | 40,7 см | 43,5 см |
6 месяцев | 40,8 см | 41,5 см | 44,3 см |
7 месяцев | 41,7 см | 42,5 см | 45,3 см |
8 месяцев | 42,3 см | 43,2 см | 45,9 см |
9 месяцев | 42,9 см | 43,7 см | 46,6 см |
10 месяцев | 43,5 см | 44,3 см | 47,2 см |
11 месяцев | 43,9 см | 44,8 см | 47,8 см |
12 месяцев | 44,2 см | 45 см | 48,2 см |
2 года | 46,6 см | 47,3 см | 49,7 см |
3 года | 48,1 см | 48,6 см | 51 см |
4 года | 48,6 см | 49,3 см | 51,9 см |
5 лет | 49,1 см | 50 см | 52,5 см |
6 лет | 49,6 см | 50,3 см | 52,8 см |
7 лет | 50 см | 50,7 см | 53,3 см |
8 лет | 50,3 см | 51 см | 53,6 см |
9 лет | 50,6 см | 51,3 см | 53,9 см |
10 лет | 50,8 см | 51,5 см | 51,1 см |
11 лет | 51 см | 51,7 см | 54,3 см |
12 лет | 51,2 см | 51,9 см | 54,6 см |
13 лет | 51,4 см | 52 см | 54,8 см |
14 лет | 51,5 см | 52,1 см | 55 см |
15 лет | 51,6 см | 52,2 см | 55,2 см |
16 лет | 51,7 см | 52,3 см | 55,3 см |
17 лет | 51,8 см | 52,4 см | 55,4 см |
Окружность груди мальчиков с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности груди | Средний показатель нормы окружности груди | Верхний показатель нормы окружности груди | |
Новорожденный | 32,3 см | 33,5 см | 36 см |
1 месяц | 34,1 см | 35,4 см | 38 см |
2 месяца | 35,7 см | 37 см | 40 см |
3 месяца | 37,3 см | 38,4 см | 42,1 см |
4 месяца | 38,8 см | 39,8 см | 43,5 см |
5 месяцев | 40,1 см | 41,1 см | 45 см |
6 месяцев | 41,4 см | 42,4 см | 46,3 см |
7 месяцев | 42,5 см | 43,4 см | 47,5 см |
8 месяцев | 43,5 см | 44,4 см | 48,5 см |
9 месяцев | 44,3 см | 45,2 см | 49,3 см |
10 месяцев | 45 см | 46 см | 50 см |
11 месяцев | 45,6 см | 46,6 см | 50,8 см |
12 месяцев | 46,1 см | 47 см | 51,2 см |
2 года | 48,4 см | 49,5 см | 53,2 см |
3 года | 49,7 см | 50,8 см | 54,6 см |
4 года | 51,2 см | 52,4 см | 55,8 см |
5 лет | 52,8 см | 54 см | 58 см |
6 лет | 54,4 см | 56 см | 60,2 см |
7 лет | 56,2 см | 57,9 см | 62,3 см |
8 лет | 58 см | 60 см | 64,8 см |
9 лет | 59,6 см | 61,9 см | 67,1 см |
10 лет | 61,4 см | 93,9 см | 69,8 см |
11 лет | 63 см | 66 см | 72,1 см |
12 лет | 65 см | 68 см | 74,9 см |
13 лет | 66,9 см | 70,2 см | 78,2 см |
14 лет | 68,6 см | 73,1 см | 81,8 см |
15 лет | 72,6 см | 76,3 см | 85,7 см |
16 лет | 76,1 см | 80 см | 89,9 см |
17 лет | 80,1 см | 82,9 см | 92,2 см |
Окружность груди девочек с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности груди | Средний показатель нормы окружности груди | Верхний показатель нормы окружности груди | |
Новорожденная | 31,8 см | 33,2 см | 35,7 см |
1 месяц | 34 см | 35,3 см | 37,4 см |
2 месяца | 35,7 см | 37,2 см | 39,1 см |
3 месяца | 37,3 см | 38,7 см | 40,5 см |
4 месяца | 39,1 см | 40,4 см | 42,1 см |
5 месяцев | 40,5 см | 41,7 см | 43,5 см |
6 месяцев | 41,6 см | 42,9 см | 44,9 см |
7 месяцев | 42,8 см | 44 см | 46 см |
8 месяцев | 43,7 см | 44,9 см | 46,9 см |
9 месяцев | 44,5 см | 45,6 см | 47,8 см |
10 месяцев | 45,2 см | 46,2 см | 48,1 см |
11 месяцев | 45,8 см | 46,8 см | 49,3 см |
12 месяцев | 46,3 см | 47,3 см | 49,9 см |
2 года | 48,6 см | 49,5 см | 52,5 см |
3 года | 49,1 см | 50,3 см | 54 см |
4 года | 50,4 см | 51,6 см | 55,1 см |
5 лет | 51,6 см | 53 см | 56,9 см |
6 лет | 53 см | 54,8 см | 58,6 см |
7 лет | 54,6 см | 56,3 см | 61 см |
8 лет | 56,3 см | 58,2 см | 64,5 см |
9 лет | 58 см | 60 см | 68 см |
10 лет | 60,1 см | 62 см | 71,3 см |
11 лет | 62,2 см | 64,4 см | 74,5 см |
12 лет | 64,5 см | 67,2 см | 77,6 см |
13 лет | 66,8 см | 70 см | 80,9 см |
14 лет | 69,6 см | 73 см | 83,5 см |
15 лет | 72,9 см | 76,2 см | 85,5 см |
16 лет | 75,9 см | 78,8 см | 87,1 см |
17 лет | 78 см | 80,7 см | 88 см |
Основные этапы физического развития детей
С рождения и до 17-18 лет все дети проходят через несколько этапов физического развития, для каждого из которых характерны свои особенности.
- Груднички. Их развитие делят на несколько этапов:
В первые два месяца ребенок учится держать голову.
К трем месяцам малыш переворачивается на живот. Позвоночник укрепляется. Малыш разжимает кулачки, хватает руками предметы.
В 4 месяца ребенок подтягивается.
На 5-м месяце жизни малыш задерживается в положении сидя.
В полгода у детей возникает значительный скачок в развитии. Они самостоятельно садятся, ползают, встают у опоры.
- Дети до двух лет. Продолжают формироваться кости, происходит замедление роста. Особое внимание родители должны обратить на осанку, убедиться, что стопы малыша развиваются, как нужно.
- К двум годам ребенок умеет: ходить, стоять на носочках, подпрыгивать, подниматься по лестнице.
- Ребенок на третьем году жизни. Может держаться на одной ноге, поймать мяч с большого расстояния и бросить его обратно.
- Дети старшего дошкольного возраста. В 4 года поступают в детсад, где всесторонне развиваются, благодаря постоянным занятиям с воспитателями. Диагностика развития проводится во время гимнастики. За малышами наблюдает медицинский работник. Он должен предупредить родителей, если ребенок отстает по каким-то параметрам.
- Физическое развитие младших и средних школьников измеряет врач педиатр на ежегодном осмотре, дополнительно в рамках уроков физкультуры учитель оценивает способности каждого конкретного ребенка, отмечает наиболее сильные и слабые стороны школьника. К 12-ти годам окончательно формируется скелет ребенка, поэтому важно следить за осанкой.
- С 9 до 14 лет нет четких норм роста, веса. Педиатры берут средние показатели. Причина — гормональная перестройка организма. Скачок роста может произойти в любое время. Однако, следует помнить про наследственную предрасположенность. Если у родителей маленький или средний рост, то ребенок вряд ли вырастет высоким.
Особенности физического развития мальчиков и девочек
Физическое развитие детей дошкольного возраста по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС)
Цель физического развития по Федеральным государственным образовательным стандартам, ФГОС, — привить детям основы физической культуры, понимание необходимости укрепления своего организма.
Вот основные пункты программы ФГОС:
- Укрепление здоровья, хорошее физическое развитие.
- Повышение работоспособности.
- Развитие двигательных качеств: ловкость, сила, выносливость.
- Воспитание моральных качеств: настойчивость, смелость, дисциплинированность.
- Формирование привычки регулярно заниматься спортом.
Любые методики воспитания детей основываются на комплексном подходе к решению задачи. Родители и воспитатели должны учесть возраст, пол ребенка, особенности его характера, состояние здоровья, наличие наследственных заболеваний. Только тогда физические упражнения, игры, умственные занятия принесут малышу удовольствие и пользу.
Важные компоненты физического развития по ФГОС
В программу ФГОС входит несколько важных методов, развивающих физическое здоровье детей:
- Утренняя гимнастика. Ежедневные тренировки по утрам приучают ребенка к дисциплине. Упражнения лучше проводить на улице.
- Физкультурная разминка. Дошкольники не могут заниматься умственной деятельностью долго. Они теряют концентрацию, отвлекаются, капризничают. Если малыш устал, то лучше отложить задания, заняться физкультурой, танцами, подвижными играми.
- Прогулки на свежем воздухе. Согласно программе ФГОС, с дошкольниками обязательно нужно гулять каждый день. Причем, это не бесцельное времяпровождение на улице. Следует подобрать комплекс упражнений, соответствующий потребностям и индивидуальным особенностям малыша. Здесь особенно важны игры в группах, соревнования, развивающие умение работать в команде, взаимодействовать с другими ребятами. Можно устраивать праздничные спортивные мероприятия, где за победу в конкурсах полагаются призы. Это мотивирует детей достичь цели, проявить свои лучшие качества.
- Регулярные пробежки. Детям требуются пробежки, чтобы тренировать выносливость организма, развивать силу мышц. Можно сделать трассу с препятствиями для развития координации.
Как улучшить выносливость детского организма
Есть несколько способов развить выносливость у малышей, кроме перечисленных выше:
- Массаж. Снимет напряжение. Массаж можно сопровождать песней, интересным рассказом.
- Гимнастика для глаз. Снижает глазное давление, предотвращает проблемы со зрением в будущем. Пусть малыш вращает глазными яблоками, рисуя цифры, следит за различными предметами, останавливает на них взгляд.
- Тренировка дыхания. Малыш должен развивать легкие. Лучше всего придумать интересный рассказ. Слушая его, ребенок будет выдыхать со звуком, задерживать дыхание.
Закаливание
Закаливание — одно из обязательных средств физического развития по ФГОС. Существует несколько видов закаливания:
- Прогулки. Если ребенок здоров, то с ним нужно гулять в любую погоду.
- Умывание прохладной водой, полоскание горла перед сном водой комнатной температуры.
- Прогулки босиком. Проводятся только летом.
- Обливание. Школьникам можно обливаться водой, делать контрастный душ. Приучать детей к этой процедуре стоит очень осторожно, начиная с комфортной температуры, увеличивая нагрузку на организм постепенно, формируя привычку.
Таким образом, физическое воспитание — это неотъемлемая часть жизни любого малыша. Регулярные занятия спортом, подвижные игры, бег, прогулки на свежем воздухе обеспечат полноценное развитие ребенка, благотворно повлияют на состояние его здоровья.
Источник
Цель: обследование физического состояния,
как отдельного ребенка, так и группы в целом в
условиях дошкольного образовательного
учреждения.
Задачи:
- Выявить уровень физического развития,
физической подготовленности и
работоспособности детей. - Осуществить индивидуально-дифференцированный
подход в физическом воспитании детей. - Упорядочить запись данных, сбор информации.
Актуальность.
В общей системе образовательной работы МДОУ
физическое воспитание занимает особое место.
Именно в дошкольном детстве в результате
целенаправленного педагогического воздействия
укрепляется здоровье ребенка, происходит
тренировка физиологических функций организма,
интенсивно развиваются движения, двигательные
навыки и физические качества, необходимые для
всестороннего гармоничного развития личности.
Одним из наиболее важных направлений
деятельности старшего воспитателя является
педагогический контроль над реализацией
программы физического воспитания на основе
анализа результатов диагностики физического
состояния воспитанников.
Новизна.
Предложен набор тестовых упражнений и формы
отчетной документации, которые позволяют
проводить массовое обследование детей в
определенные сроки.
Предложенная система мероприятий по сбору,
обработке, анализу информации, оценке и прогнозу
состояния здоровья и физического развития детей
позволяет отслеживать результаты и своевременно
прогнозировать дальнейшую работу.
Научное философское обоснование.
Физическое воспитание детей в ДОУ занимает
особое место. Именно в дошкольном детстве в
результате целенаправленного педагогического
воздействия укрепляется здоровье детей,
происходит тренировка физиологических функций
организма, интенсивно развиваются движения,
двигательные навыки и физические качества,
необходимые для всестороннего гармоничного
развития личности.
Многочисленные научно-практические
исследования выявили тесную взаимосвязь между
показателями физического развития, развития
двигательной сферы и функциональными
возможностями организма ребенка (Н. А. Ноткина, Л.
И. Казьмина, Н. Н. Бойнович).
Соответствие современным достижениям
педагогики.
Материал соответствует требованиям
государственного стандарта и подобран в
соответствии с “Программой воспитания и
обучения в детском саду” под редакцией М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и
“Методическими рекомендациями к программе
воспитания и обучения в детском саду” под
редакцией В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Преемственность.
В данной работе прослеживается связь между
возрастными группами, учитываются возрастные
особенности детей 4 – 7 лет. Предложенные задания
и тесты рассчитаны на детей средней, старшей и
подготовительной к школе групп.
Методы, формы, приемы.
В данной работе для оценки физического
развития ребенка предлагаются контрольные
упражнения и двигательные задания (тесты):
- диагностика физического развития;
- диагностика физической подготовленности;
- диагностика двигательной активности;
- диагностика функционального состояния.
Преимущество отдается текущим наблюдениям за
двигательной деятельностью детей, как в процессе
самостоятельной деятельности, так и в
организованных формах работы.
Условия реализации.
Использование данного материала позволит
провести обследование физического состояния,
как отдельного ребенка, так и группы в целом, дать
оценку общей картины физического развития детей.
Тестирование можно осуществлять как в рамках
физкультурных занятий, так и в процессе
физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Назначение.
Работа предназначена в первую очередь
инструкторам по физической культуре и
воспитателям дошкольных образовательных
учреждений. Рассчитано на детей 4 – 7 лет.
Предполагаемый результат.
Диагностика физического развития позволяет:
- получить объективную оценку уровня физического
развития и физической подготовленности детей; - составить план физкультурно-оздоровительной
работы с дошкольниками, скорректировать его; - осуществить индивидуально-дифференцированный
подход в физическом воспитании детей.
Действенность, результативность.
В детском саду эту систему оценки физического
развития используется с 2001 года. За это время
усовершенствовалась отчетная документация,
доработана система заданий и тестов. Данные
тесты прошли широкую апробацию и утверждены
Министерством образования РФ, полностью
соответствуют анатомо-физиологическим
особенностям дошкольников; позволяют
прослеживать динамику показателей, дают
возможность сравнительного анализа результатов
тестирования современных детей с данными
прошлых лет.
Диагностика.
В основу диагностики легли разработки
кандидата педагогических наук, доцента кафедры
методики физического воспитания Уральской
государственной академии физической культуры
Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук,
профессора кафедры методики дошкольного
воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я.
Совершенствование физического воспитания
детей дошкольного возраста приобрело особую
значимость в связи с модернизацией образования в
нашей стране. Период дошкольного детства –
наиболее важный в становлении двигательных
функций ребенка, особенно его физических
качеств. Поэтому необходима система контроля
физического развития, физической
подготовленности и работоспособности детей.
Различают такие критерии диагностики
физического развития дошкольников, как учет типа
конституции и пола ребенка и оценка по типам
приростов показателей физических качеств.
Существует также унифицированная методика
оценки физического развития. Данные анализа
позволяют сделать вывод о том, что практическим
работникам ДОУ сложно ориентироваться в этом
разнообразии стандартов, по которым не всегда
можно реально оценить уровни физической
подготовленности детей.
Вышеизложенное свидетельствует о
необходимости разработки единой методики
обследования физического состояния
дошкольников, включающей комплекс доступных
информативных тестов и способов оценки, которые
позволят получить достоверные результаты
контроля. Вместе с тем требуется учет
региональных стандартов физического состояния
детей как критерия организации
физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ,
контроля выполнения программных требований по
физическому воспитанию.
Физическое развитие – это динамический
процесс (увеличение длины и массы тела, развитие
отдельных частей тела и др.) и биологическое его
созревание в том или ином периоде детства.
Всемирная организация здравоохранения
определяет физическое развитие как один из
основополагающих критериев в комплексной оценке
состояния здоровья детей.
Порядок диагностики физического развития и
физической подготовленности следующий:
Определение целей и постановка задач.
Определение критериев оценки уровней
физического развития (Приложение 1).
Разработка плана – программы тестирования
детей.
Подготовка стимульного материала (спортивного
оборудования).
Внесение результатов в “Диагностическую
карту” (Приложение 2).
Обработка и анализ результатов диагностики.
Распределение детей на группы.
Оценка физического развития проводится
медицинской сестрой ДОУ в присутствии
воспитателя группы по общепринятым методикам (В.
В. Бунак). Измеряется рост, вес, окружность
грудной клетки. Показатели физического развития
детей 3 – 6 лет разработаны (Приложение 3).
Длина тела у дошкольников служит одним из
критериев уровня соматической зрелости, а также
является основанием для правильной оценки массы
тела и окружности грудной клетки. Масса тела (вес)
отражает степень развития костной и мышечной
систем, внутренних органов, подкожной жировой
клетчатки. При диагностике физического развития
дифференцируются группы детей с гармоничным
развитием и отклонением в нем.
Оценка физического развития проводится 2 раза в
год (сентябрь, май). Результаты обследования
заносятся в “Диагностическую карту”, в которой
отражены данные физического развития и
показатели физической подготовленности ребенка.
Карта заводится на каждого ребенка и ведется на
протяжении всего пребывания ребенка в детском
саду.
Физическая подготовленность ребенка
характеризуется степенью сформированности
навыков основных видов движений (бег, прыжки,
метание), развития физических качеств (быстрота,
сила, ловкость, гибкость), а также функцией
равновесия, координационными способностями.
Оценка физической подготовленности – это
целостный процесс, органически сочетающий в себе
постоянные наблюдения за ребенком в процессе
жизнедеятельности и занятий по физической
культуре, хронометраж основных режимных
моментов и мониторинг физической
подготовленности.
Объективность оценки физической
подготовленности во многом определяется знанием
возрастных особенностей и закономерностей
развития у дошкольников моторной сферы, в том
числе физических качеств.
К числу основных физических качеств относят
гибкость, различные виды выносливости, силовые
качества (мышечную силу), скоростные качества
(быстроту), их сочетание (скоростно-силовые
качества), ловкость, а также координационные
способности (Приложение 4).
Для тестирования физических качеств
дошкольников используются контрольные
упражнения, предлагаемые детям в игровой или
соревновательной форме.
Бег. С дошкольниками проводят бег на
дистанцию 30м, при этом фиксируется время
пробегания дистанции (как одного из показателей
общей физической подготовленности) и отмечаются
качественные особенности бега у каждого из
детей. По команде “Марш!” дети с высокого старта
бегут до флажка или ленты, которые размещаются на
2-3м дальше финишной линии. Это предупреждает
снижение скорости перед финишем.
С началом движения ребёнка включается
секундомер. Останавливается он после
пересечения ребёнком линии финиша. Поочерёдно
пробегают дистанцию все дети. Затем даётся
вторая попытка, В которой дети бегут в том же
порядке, в котором бежали в первый раз. В
протоколе фиксируется время бега в каждой из
попыток, а также записываются качественные
особенности положений туловища, координации рук
и ног, “полёта”, прямолинейность бега у каждого
из детей.
Бег 30м (с) | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | |
10,7-8 | 10,5-8 | 9,8-8,3 | 9,2-7,9 | 7,5-7,8 | 7,0-7,3 |
Метание на дальность. Обследование дальности
метания следует производить на асфальтовой
дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Дорожка
побуждает к большей точности броска в заданном
направлении. Предварительно она размечается
(мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На
концах линии с обеих сторон дорожки ставятся
порядковые цифры, отражающие число метров от
линии броска. Размеченное расстояние должно быть
в полтора раза больше среднего возрастного
показателя дальности метания. Предварительно
всем детям необходимо полностью объяснить
задание, младшим – показать, как нужно выполнять.
Ребёнок производит три броска каждой рукой,
замер осуществляется после каждого броска.
Метают дети мешочки весом 200г. В протоколе наряду
с количественными отмечаются и качественные
показатели отдельных элементов техники
движения:
- исходное положение вполоборота к направлению
метания; - наличие замаха;
- перенос центра тяжести во время замаха на
стоящую сзади полусогнутую ногу; - перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу
во время броска; - энергичный бросок с последующим сопровождением
рукой предмета (мешочка).
Метание мешочка с песком вдаль 200 г (м) | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||||||||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | |||||||
Пр. | Лев. | Пр. | Лев. | Пр. | Лев. | Пр. | Лев. | Пр. | Лев. | Пр. | Лев. | |
2,4-3,4 | 1,8-2,8 | 2,5-4,1 | 2,0-3,4 | 3,0-4,4 | 2,5-3,5 | 3,9-5,7 | 2,4-4,2 | 4,0-4,6 | 4,0-4,4 | 6,7-7,5 | 5,8-6,0 |
Прыжок в длину с места. Для проведения
прыжков нужно создать необходимые условия, то
есть положить мат и сделать вдоль него разметку.
Для повышения активности и интереса детей
целесообразно на определённом расстоянии (чуть
дальше среднего результата детей группы)
разместить три флажка и предложить ребёнку
прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются
результаты от носков ног в начале прыжка до пяток
в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза,
фиксируется лучшая из попыток.
Прыжок выполняется в заполненную песком яму ил
на взрыхлённый грунт. Дети выполняют прыжок по
очереди. Каждый ребёнок выполняет три прыжка
подряд без интервалов. Детям младшего
дошкольного возраста перед началом прыжков
необходимо показать движения. Старшие
дошкольники ?