Учет индивидуальности и потенциала развития ребенка

Наталья Михайлова
Учёт индивидуально-возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды

Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру – главнейшее условие психического, социального, физического его развития.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Для детей игра, которую принято называть “спутником детства”, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.

В ДОУ этот мир представляет предметно – развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.

Предметно – развивающая среда – это система условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического и социального становления личности ребенка.

Предметная среда должна включать в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности, обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

В условиях перехода на ФГОС дошкольного образования основными принципами построения образовательной среды, на которые следует опираться педагогам ДОО,становятся основные принципы Стандарта:

-поддержка разнообразия детства;

-сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

В настоящее время самоценность личности в образовательной средеменяет цели образовательного процесса: от усвоения «знаний-умений-навыков» к формированию личности ребёнка и созданию условий для реализации её потенциала. Среда выступает не в пассивной роли «условия» реализации способностей детей, а в качестве эффективного механизма развития этих способностей.

Развивающая среда, ориентированная на индивидуальные траектории развития дошкольников, направлена на формирование общих, универсальных структур психики (когнитивных, мотивационных потребностей, для чего можно использовать разные способы.

Достижение таких возрастных задач развития, как построение иерархии мотивов, формирование личности, развитие произвольности и пространственных представлений обеспечивается на микроуровне (предметная среда, позволяющая компенсировать возникающие трудности или преодолевать характерные для психики ограничения развития) и на макроуровне (среда отношений, стратегически поддерживающих разнообразие индивидуальных вариантов развития личности).

На микроуровне это возможно посредством использования специальных предметов и пространственных ориентиров,предназначенных, например, для леворуких детей, чтобы обеспечить тот же уровень развития мелкой моторики, что и у праворуких. На макроуровне образовательная среда для леворуких воспитанников будет определяться позицией педагога, который разбирается в особенностях психического развития детей-левшей и способен создать благоприятные условия для реализации ребёнком своего психического потенциала.

Учет индивидуальных особенностей детей базируется на гибкости образовательной среды, дифференциации образовательного процесса, психолого-педагогической диагностике. Эффективность воспитательно-образовательного процесса повышается, если среда создаёт условия для приобретения ребёнком опыта и ориентируется на его личные интересы. Индивидуализированная модель образовательной среды предусматривает индивидуализацию обучения, вариативность «режимов жизнедеятельности» .разработку индивидуальных программ сопровождения и коррекции, развёрнутую модель обратной связи со всеми участниками образовательных отношений.

Правильно организованная образовательная среда по сути представляет собой детско-взрослую общность, которая становится зоной ближайшего развития воспитанников ДОО.

На это указывают и принципы дошкольного образования, отражённые в Стандарте :

-полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенчества, раннего и дошкольного возраста,обогащение детского развития,построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования,становится субъектом образования;

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество организации с семьёй;

-приобщение детей к социокультурным нормам,традициям семьи,общества и государства;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-учет этнокультурной ситуации развития детей.

-широта;

-интенсивность;

-осознаваемость;

-обобщённость;

-эмоциональность;

-доминантность;

-когерентность;

-социальная

активность;

-мобильность;

-устойчивость.

Игровая среда и игровое взаимодействие создают условия для безболезненной апробации в социальных отношениях того, что представляет собой личность конкретного ребёнка с точки зрения общества, и одновременно исследования самого общества с личностной позиции. В игре повышается творческая активность не только детей, но и взрослых, формируется позитивный настрой,условия для преодоления внутриличностных и межличностных барьеров.

Образовательная средаДОО может строиться с учетом специфики пола: обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении некоторой,связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности.

Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти на год раньше, чем мальчики. Девочки быстрее осваивают навыки чтения и письма. Поэтому среда для девочек должна быть ориентирована в большей степени на слуховые и тактильные стимулы,вербальную информацию и саморегуляцию. Тогда как среда для мальчиков должна быть представлена зрительными стимулами, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения. Мальчики уже в раннем детстве проявляют уже более высокую исследовательскую активность, которую надо ориентировать в среде, направлять на её конкретные компоненты, которые они могут использовать или реорганизовывать и содержательно наполнять их исследовательскую активность. Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь. Девочки чувствуют себя комфортнее в защищённом. укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки (например на веранде).

Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОО, направленные на общее развитие детей, должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.

При организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Поэтому воспитатели в свободное время могут рисовать, шить, вязать, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы.

Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, педагоги должны стараемся строить свои отношения на взаимном доверии. Ведь родители не только основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда должна вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Поэтому среда в ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

Литература

1. Учёт индивидуально-возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды. Справочник Старшего воспитателя дошкольного учреждения №8, 2014.

2. Е. Лютова, Г. Монина «Эффективное взаимодействие с детьми»Изд-во: «Творческий Центр», Санкт-Петербург, 2011 г.

3. Формирование гендерной идентичности у детей 3-5 лет. Справочник педагога-психолога №1, 2012 г.

Источник

Наталья Адаева
Консультация для воспитателей «Условия формирования индивидуальности личности ребенка»

Жизненный путь личности – это путь становления её индивидуальности под воздействием комплекса уникальных биопсихологических и социальных условий (Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.)

Становление индивидуальности и индивидуализациюразвития человека определяют:

ведущая репрезентативная сенсорная система;

скорость протекания психических процессов;

индивидуальные когнитивные стили;

информационные потребности и познавательные интересы;

специфическая асимметрия мозга;

степень выраженности креативности;

индивидуальный информационный опыт;

уровень сформированности основных компонентов ментального опыта.

Эти и другие биопсихологические особенности человека, социокультурные особенности окружающей среды, ментальность ближайшего окружения обусловливают уникальность содержания и траектории развития человека.

Развитие понимается как динамическое преобразование систем связей и отношений между людьми в событийной общности в процессах социализации (отождествления) и индивидуализации (обособления).

В исследованиях В. С. Мерлина, Л. В. Божович подчеркивается, что формирование индивидуальности (неповторимости) личности человека происходит по мере его включения в общественно необходимые связи под воздействием формирующихся у него личностных качеств, в которых развивающаяся личность гармонирует свои общественные свойства со своими типологическими природными особенностями.

Человек сам создаёт свою индивидуальность своими действиями. В деятельности зарождается, формируется и крепнет индивидуальный стиль человека. Возникает необходимость создания предпосылок формирования индивидуального стиля человека – зоны неопределённости, в которой человек может самостоятельно выбирать и опробовать различные способы действий, останавливаясь в конечном итоге на наиболее экономичных из них, которые привели к успешным результатам и принесли наибольшее удовлетворение.

Если взрослый (даже из благих побуждений) будет регламентировать всё до мельчайших подробностей, то ребенок может превратиться в «механическую игрушку», бездумно воспроизводящую заданные операции. Дети обладают собственной волей и умеют уходить от жёсткого обучения, а многие взрослые обладают здравым смыслом и понимают, что дети должны учиться самостоятельно и самостоятельности.

Окружающий мир предоставляет множество возможностей. Каждый берет (и получает в виде стимулов) из окружающего мира свою информацию, формирует свой уникальный опыт мирочувствования, миродействия, мировоззрения, что и составляет сущностную основу индивидуализации образования ребенка дошкольного возраста.

Поэтому крайне необходимо специально создавать условия для осуществления индивидуализации:

1)обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальностии инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3)установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка,через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:

1. Механизмы (обязательные требования):

– диагностика способностей и склонностей ребенка;

составление траектории успешности ребенкачерез создание ситуации выбора и ситуации успешности:

целенаправленное использование метода проб и ошибок;

расширение спектра материалов, способов деятельности;

учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования);

алгоритмы последовательности действий:

создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;

определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:

а) методы;

б) средства;

в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).

2. Специально организованные занятия в кружках,

3. Специальные образовательные ситуации.

4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,

5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.

Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми,педагог продумывает возможные виды деятельности по реализации темы в развивающих центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели – вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

Литература:

1. Михайлова – Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста / Л. В. Михайлова – Свирская. – Пособие для педагогов ДОО; М.: «Просвещение», 2015.

2. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – СПб.:Агенство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера, 2010.

Источник