Учет анатомо физиологических особенностей в физическом развитии ребенка
Учет анатомо-физиологических особенностей детей в организации их двигательной деятельности
Упражнения на физкультурном занятии в дошкольном учреждении подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особенностей детей.
В результате применения физических упражнений, можно выделить разные виды эффектов и наиболее значимые для детей дошкольного возраста – отставленный (текущий), появляющийся после нескольких занятий и кумулятивный (суммарный), который появляется после длительного периода занятий. Необходимость учета подобного воздействия физических упражнений связана с особой пластичностью детского организма и неоправданное манипулирование компонентами нагрузки на занятиях может привести к нежелательным последствиям.
Для дошкольников характерна несовершенная регуляция сердечной деятельности. Мышечные усилия нередко вызывают нарушения правильного ритма работы сердца и одышку. При организации физического воспитания необходимо учитывать малый резерв увеличения систолического выброса сердцем крови у детей. Поэтому, определяя физическую нагрузку для каждого ребенка, необходимо ориентироваться, прежде всего, на частоту сердечных сокращений (ЧСС).
Другой особенностью реагирования детского организма на физическую нагрузку является слабая переносимость гипоксии (кислородного голодания). Поэтому при работе с детьми следует помнить, что физическую нагрузку необходимо увеличивать осторожно и постепенно.
Восстановительный период в дошкольном возрасте имеет свои особенности, которые выражаются в меньшей (по сравнению с более старшими детьми и взрослыми) скорости протекания восстановительных процессов, требующих достаточного отдыха. Однако это верно лишь по отношению к значительным физическим нагрузкам. При малой и средней интенсивности работы восстановительные процессы протекают даже быстрее, чем у взрослых. Восстановительный период неодинаков у разных детей. Его длительность связана с индивидуальными особенностями ребенка и уровнем его физической подготовленности.
Одной из важных задач физического воспитания дошкольников является профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Как известно, позвоночник человека выполняет четыре основных функции: опорную, двигательную, амортизационную и защитную.
Выполнение позвоночником функции опоры заключается в том, что он принимает на себя вес многих частей тела, передает его на таз, через таз – на ноги и через стопы – на опору. Элементами, выполняющими опорную функцию, являются тела позвонков, диски и связки. Как необходимое условие, при котором система отдельных позвонков соединяется в прочную опору, выступает напряжение мышц. В частности, у детей наблюдается более подвижный и неустойчивый позвоночник и требуется большее напряжение мышц для его удержания.
Двигательная функция позвоночника реализуется через движение в межпозвоночных суставах. Эластичность дисков и связок влияет на уровень подвижности позвоночника. Но и их участие в движениях позвоночника осуществляется благодаря динамической работе мышц шеи и туловища.
Реализация амортизационной функции позвоночника происходит во время взаимодействия с опорой при выполнении ходьбы, бега, прыжков и бросковых движений. Силе толчков противодействует сила упругости межпозвоночных дисков, суставы и связки.
Ведущая роль в амортизации принадлежит мышцам ног, туловища и шеи. Эти мышцы смягчают ударную волну по подобию сжатия пружины и гасят ее, увеличивая изгибы позвоночника.
Защитная функция позвоночника заключается в предохранении спинного мозга от внешнего воздействия.
Для мышц шеи и туловища, играющих активную роль в выполнении перечисленных функций, характерно так называемое статическое напряжение. Величина этого напряжения зависит от веса тела и отклонения туловища от вертикального положения. Максимальной величины оно достигает в положении наклона туловища под прямым углом и вытянутых вперед рук. Статический режим работы для мышц является неблагоприятным, так как они не имеют периодов отдыха, что ведет в свою очередь к ухудшению в мышцах кровообращения и питания, в то время как работа, связанная с движениями тела, создает периоды напряжения и расслабления.
Напряжение мышц и при статической и при динамической работе, прежде всего, направлено на создание опоры, для чего происходит сжатие всех тканей позвоночника. Хорошая опора является необходимым условием увеличения напряжения мышц для изменения положения головы или туловища, что в свою очередь ведет к усилению компрессии позвоночника.
Основную нагрузку при движении туловищем и удержании поз принимают на себя мышцы спины. Так, при разгибании туловища из положения наклона вперед они совершают работу по преодолению веса туловища, а при медленном сгибании – уступают его весу, удерживая от падения.
Важную роль в состоянии позвоночника играют мышцы пояса верхних конечностей. К поясу верхних конечностей относятся ключицы и лопатки. Последние крепятся к позвоночнику только посредством мышц и создают определенную опору для рук. Изменение напряжения мышц зависит от веса рук и от их положения. Напряжение невелико при движении согнутыми руками и наибольшее при движениях вытянутых рук под прямым углом к туловищу. Статический режим работы мышц при удержании вытянутых рук на весу вызывает максимальное напряжение и содействует возникновению сильной компрессии позвоночника. Для расслабления мышц и снижения компрессии позвоночника необходима опора для рук. Примером такой опоры служит постановка рук на пояс, гребни таза, закладывание рук за борта одежды и т.д. Таким образом, мышцы плечевого пояса становятся вспомогательными дыхательными и сокращаются лишь на вдохе, участвуя в поднимании ребер и расслабляясь на выдохе. Подобное чередование напряжения и расслабления мышц улучшает в них кровообращение и при этом попутно происходит облегчение дыхания.
Усиление опорной функции позвоночника происходит при работе руками. Движение рук вызывается сокращением мышц, и возникающее мышечное напряжение сопровождается прижиманием суставных поверхностей друг к другу.
Происходит фиксация суставов. При этом, чем дальше от туловища вытянуты руки, тем большее напряжение требуется для фиксации суставов.
Наибольшее напряжение имеет место при работе пальцами, если руки находятся на весу, поскольку необходима фиксация всех вышерасположенных суставов руки, а также лопатки, являющейся опорой для всей руки. Чем дальше от пальцев расположены суставы рук, тем крупнее должны быть мышцы этих суставов и тем сильнее должно быть их напряжение для фиксации. Мышцы, фиксирующие лопатку, начинаются на голове, ребрах и позвоночнике. Пока эти части тела не зафиксированы, отсутствует опора для указанных мышц. Фиксацию осуществляют соответствующие группы мышц, вызывая сжатие позвоночника и ребер. Поскольку позвоночник является опорой всем частям тела, на него падает основная нагрузка. С повышением темпа работы пальцами требования к опоре возрастают. В связи с этим увеличивается напряжение всех мышц, укрепляющих опору, и соответственно нарастает компрессия суставов и позвоночника. Чем мельче и быстрее движения, тем скорее развиваются заболевания позвоночника.
Состояние мышцы в покое не должно характеризоваться повышенным тонусом. Это верно лишь для работающей мышцы при ее сокращении. Если мышцы тверды в состоянии покоя, это значит, что они не могут эффективно расслабиться. Соответственно, кровообращение в них нарушается, и ухудшаются обменные процессы. Чем хуже расслабление, тем менее эффективно последующее сокращение мышц.
Начинать учить расслаблению необходимо с общего расслабления и самый простой способ – полежать в удобной позе. Общему расслаблению способствует расслабление мышц, имеющих самое большое представительство в центральной нервной системе: мимические, мышцы, обеспечивающие речь, мышцы кисти и пальцев.
Для расслабления мимических мышц следует использовать упражнения, вызывающие положительные эмоции. Общему расслаблению содействуют упражнения для группы глазодвигательных мышц. Отмечено, что движение глаз сопровождается напряжением определенных групп мышц.
Усилить эффект расслабления можно сочетанием движений глаз с дыханием.
Поскольку мимические мышцы слабые, тонко дифференцированные, во избежание их переутомления все упражнения следует выполнять в медленном темпе при небольшом количестве повторений (не более 6-8 раз).
Содействует расслаблению и упражнения для речевой мускулатуры. Целесообразно выполнять их на вдохе, на выдохе расслабляться. Например, на вдохе выдвинуть вперед нижнюю челюсть, на выдохе расслабиться. Способствует расслаблению зевание (или его имитация).
Расслабления мышц кисти и пальцев можно достичь потряхиванием кисти и упражнениями с максимально возможным разгибанием пальцев.
Общему расслаблению содействуют и дыхательные упражнения. Наибольшим расслабляющим эффектом обладают упражнения на уменьшение частоты дыхания, изменение продолжительности вдоха и выдоха, а также дыхательные упражнения с участием вспомогательных мышц вдоха. Условия применения дыхательных упражнений должно исключить явление гипервентиляции.
Требование бережного отношения к состоянию опорно-двигательного аппарата ребенка необходимо учитывать при обучении технике основных видов движений: ходьбе, беге, прыжков, метании и выполнении общеразвивающих упражнений.
Методика профилактико-коррекционных занятий предусматриваетвыполнениеследующих правил:
Подбор и выполнение комплекса общеразвивающих упражнений, обучение основным движениям должны реализовываться в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает:
– исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе позвоночника в передне-заднем направлении;
– выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений в суставах верхних и нижних конечностей и туловищем;
– упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей;
– для исключения проявления гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и натуживание; это, в первую очередь, касается упражнений, направленных на развитие силы.
Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов выполнения может привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы. Альтернативные, «правильные» упражнения предполагают более эффективную работу для развития силы и эластичности мышц и более удобны для выполнения. Методические рекомендации к выполнению физических упражнений для реализации их оздоровительной направленности представлены в таблице. Они касаются наиболее часто используемых упражнений и учитывают анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста. Предлагаемые рекомендации можно условно разделить на две группы. К одной группе относятся предложения по изменению методики применения самих упражнения, к другой – изменения исходных положений.
В программном содержании в каждом возрастном периоде происходит постепенное увеличение и усложнение в выполнении отдельных видов ходьбы, бега, прыжков. Подобную необходимость диктуют свойственные детям дошкольного возраста анатомо-физиологические и функциональные особенности стопы: костный аппарат стопы имеет во многом еще хрящевую структуру, связки эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы. Формирование при помощи физических упражнений рациональной техники ходьбы, бега и прыжков происходит одновременно с естественным развитием двигательных функций.
Становление навыка ходьбы происходит в возрасте 5-6 лет врезультате постоянного упражнения.При этом наблюдается усиление отталкивания стопой, выполнение активного переката, устранение неблагоприятных сотрясений тела и пассивности большей части мышц. Недостаточное отталкивание является причиной застоя крови в венах голени и излишних вертикальных колебаний тела. С переходом на повышенную двигательную активность избыточные постоянные колебания при ходьбе и беге уже не гасятся естественными амортизаторами, а передаются на коленные и тазобедренные суставы, а затем и на позвоночник. В результате проявляется и плоскостопие, и остеохондроз. Именно эти патологии опорно-двигательного аппарата имеют тенденцию к омоложению и диагностируются уже в 8-9 лет.
Источник
Анатомо-физиологические особенности ребенка, их учет в процессе занятий физическими упражнениями
Сохраняющаяся тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения требует изменения отношения к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. К особенностям организации следует отнести учет возрастных особенностей детей.
Возрастные особенности — это характерные для определенного периода жизни человека его анатомо-физиологические и психические качества. Для чего нужны знания возрастных особенностей педагогу, работающему в области физической культуры с детьми дошкольного возраста? Направления их учета указаны на рис. 11.
Таким образом, знания и учет особенностей возрастного развития ребенка в процессе занятий физическими упражнениями позволят:
- 1. Организовать нужный объем двигательной активности.
- 2. Проводить диагностику физической, функциональной подготовленности.
Рис. 11. Основные направления учета особенностей возрастного развития дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями
- 3. Подобрать упражнения и инвентарь.
- 4. Проводить профилактику нарушений стопы, осанки.
- 5. Регулировать физическую нагрузку при развитии физических качеств.
- 6. Осуществлять взаимодействие занимающихся в процессе выполнения физических упражнений.
- 7. Подобрать нужную методику обучения движениям.
Учебный материал данной главы достаточно полно освещен в пособиях прошлых лет и доступен для изучения, поэтому мы ограничимся лишь основной информацией, касающейся особенностей возраста ребенка-дошкольника.
Педагогу, работающему с детьми, важно знать основные положения о главных чертах возрастного развития:
- • Развитие ребенка совершается постепенно и последовательно.
- • Между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоничное, всестороннее развитие.
- • Различные стороны психической деятельности детей участвуют в процессе развития не одновременно, и скорость их развития и энергия не одинаковы.
- • Развитие может идти средним ходом либо ускоряться в зависимости от различных причин.
- • Нельзя искусственно форсировать детское развитие, важно каждому возрастному периоду дать «изжить себя».
- • При выполнении физических упражнений в организме детей совершается ряд физиологических, психических, биохимических и др. процессов. Положительный эффект от воздействия упражнений будет возможен при условии учета закономерностей физического воспитания и особенностей психофизического развития (табл. 3).
Таблица 3
Анатомо-физиологические особенности дошкольников, их учет в процессе физического воспитания
Системы организма | Возрастные особенности | Учет в процессе занятий |
1 | 2 | 3 |
Физическое развитие | За период дошкольного возраста дети непрерывно изменяются (интенсивно увеличиваются рост, масса тела, окружность головы и грудной клетки). Мальчики до 4 лет растут быстрее девочек | Рекомендуются умеренные нагрузки, стимулирующие процесс физического развития |
Продолжение табл. 3
1 | 2 | 3 |
Костная система | Богата хрящевой тканью. Кости гибкие, податливы благоприятным и неблагоприятным воздействиям. Физиологические изгибы позвоночника формируются до 6-7 лет, его правильное развитие влияет на формирование осанки. Процесс окостенения происходит постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Свод стопы начинает формироваться на первом году жизни, это связано с началом ходьбы. Развитие костной системы связано с мышечной системой | Следить за правильностью поз на учебных занятиях. Длительность объяснения заданий небольшая. Исключать прыжки на твердую поверхность, на полную стопу, с большой высоты. Высота спрыги- вания 30-40 см оптимальна для обучения приземлению. Высота покрытия для приземления — около 5 см. Исключать чрезмерные физические нагрузки (возможна задержка роста костей). Упражнения на профилактику нарушений сводов стопы рекомендуется выполнять без обуви |
Мышечная система | По мере развития движений мышечная масса нарастает, сила мышц увеличивается. Сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем мышцы рук. Мышцы-сгибатели развиты больше, чем мышцы-разгибатели, поэтому у детей дошкольного возраста — сведенные плечи, опущенная голова, сутулая спина. С 4 лет сила мышц туловища у мальчиков выше, чем у девочек | Рекомендуется работа с переменным напряжением и расслаблением мышц, что меньше утомляет ребенка. Динамическая работа способствует активному притоку крови к мышцам и костям. Противопоказаны упражнения, требующие значительных силовых напряжений (переноска тяжестей, лазание с помощью одних рук). Нежелательны асимметричные упражнения |
Продолжение табл. 3
1 | 2 | 3 |
Обмен веществ | Особенность в том, что значительная доля энергии (больше, чем у взрослых) идет на рост и развитие организма. Чем интенсивней рост, тем больше потребность в белке. У мальчиков эта потребность выше | Важно следить за правильным сочетанием белков и углеводов в пище для детей дошкольного возраста |
Сердечнососудистая система (ССС) | В дошкольные годы ССС претерпевает большие изменения в функциональном и морфологическом плане. При рождении артериальное давление (АД) — низкое, ЧСС — высокая (135- 140 уд. в мин.) По мере роста ребенка ЧСС понижается. В младшем возрасте ЧСС колеблется в пределах 85-105 уд. в мин. К 7 годам ЧСС составляет 78-99 уд. в мин. Регуляция ССС несовершенна. Отмечается слабая переносимость гипоксии. По мере роста повышается работоспособность детей. У девочек пульс чаще, чем у мальчиков | Необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки. Не допускать длительных физических и психических напряжений. Знать признаки внешнего и внутреннего утомления. Знать параметры физической нагрузки для младших, средних, старших дошкольников при развитии физических качеств. Ориентироваться на ЧСС, но помнить, что восстановительный период у детей не одинаков |
Дыхательная система | При рождении ребенок имеет частое и поверхностное дыхание. Трахея, бронхи, носовые ходы узкие, поступление воздуха затруднено, дети не могут делать глубокие | С трех лет приучать дышать через нос с акцентом на выдох. Проводить занятия в хорошо проветриваемом помещении. Рекомендуется проведение физкультурно-оздо- |
Окончание табл. 3
1 | 2 | 3 |
вдохи и выдохи. По мере роста нарастает глубина дыхания, ритм становится более устойчивым, уменьшается частота дыхания: [1 год — 40-35 вдохов; 6-7 лет — 24-22 вдоха). У детей 3-7 лет возрастает потребность организма в кислороде. Увеличивается ЖЕЛ | ровительных мероприятий на улице. Учить выполнять упражнения без чрезмерного натуживания и задержки дыхания. Включать звукоречевую дыхательную гимнастику | |
Нервная система | За период дошкольного детства происходит сложный процесс формирования нервной системы. Развитие происходит на базе врожденных безусловных рефлексов. Дифференцировка нервных клеток происходит до 3 лет, к 7 годам почти заканчивается. Центральная нервная система ребенка способна сохранять следы тех процессов, которые в ней происходят, поэтому дети быстро и легко запоминают движения. Условно-рефлекторные связи очень прочны, трудно поддаются переделке. Год от года нервные процессы совершенствуются, но процессы возбуждения преобладают над торможением. Нервная система ребенка неустойчива | Задача взрослых — бережно относиться к формирующейся нервной системе ребенка. Нужно помнить о чувствительности детей к шуму (снижается слух, наступает утомление), избегать громких окриков, свистков, правильно использовать инвентарь. Важно сразу правильно формировать двигательные навыки, так как исправлять их трудно. Чаще менять задания! Выполнять ОРУ из различных исходных положений! Использовать качественную наглядность и показ упражнений |
Таким образом, организм ребенка отличается от взрослого организма не только меньшими размерами, но и особенностями строения и деятельности. К ним относят: высокие энерготраты, быструю утомляемость при статических нагрузках, несовершенные адаптационные возможности растущего организма ребенка.
Рассмотренные нами анатомо-физиологические особенности в полной мере отражаются и на формировании движений ребенка. Последовательность формирования движений у ребенка выглядит так:
- • 1 — движения головой;
- • 2 — движения рук и плечевого пояса;
- • 3 — туловища;
- • 4 — ног;
- • 5 — совместные движения.
Формирование движений ребенка от рождения до семи лет достаточно полно изложено в пособиях последних лет, мы укажем лишь на основные двигательные действия, которыми овладевает ребенок начиная с месячного возраста (табл. 4). За этот короткий период жизни устанавливается связь между кинестетическим и вестибулярным анализатором, развивается «комплекс оживления», совершенствуется двигательный анализатор. Все это происходит благодаря многим факторам, и прежде всего созданию предметно-пространственной среды и систематически выполняемым физическим упражнениям, которые являются условным раздражителем для образования двигательного стереотипа (навыка).
Таким образом, зная двигательные возможности ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, можно не только оптимизировать его физическое развитие, но и минимизировать педагогические ошибки при подборе тех или иных физических упражнений.
Особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста
Таблица 4
Возраст | Двигательные возможности ребенка |
1-2 месяца |
|
3-4 месяца | Поворачивается со спины на бок, меняет положение своего тела. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья. Но движения импульсивные, беспорядочные, неосознанные |
4-6 месяцев | Продолжает развиваться координация мышц спины. Формируются целенаправленные движения рук. Пытается ползать на четвереньках. Сидит при поддержке за одну руку |
7-9 месяцев | Сидит без опоры, встает на колени, начинает ползать с использованием перекрестных движений рук и ног. Встает на ноги, стоит при поддержке за одну руку, влезает на четвереньках на лесенку |
1 год | Самостоятельно ходит. Приседает, выпрямляется без опоры, наклонившись, может поднять предмет |
2 года | Ползает, подлезает и перелезает через различные предметы, играет с мячом (бросает, катает) |
3-4 года | Бегает, прыгает на двух и даже на одной ноге. Ловит и бросает мяч. Ездит на трехколесном велосипеде. Передвигается на лыжах. Может последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд |
5 лет | Овладевает целостными двигательными действиями. Движения более точные, энергичные. Удерживает исходное положение. Сохраняет амплитуду, направление и темп движений. Передвигается на лыжах по слабопересеченной местности. Участвует в играх с ловлей и увертыванием |
6 лет | Успешно осваивает прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазание по канату, метание на дальность, в цель. Катается на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах, плавает. В движениях появляется выразительность, плавность, точность при выполнении ОРУ |
Источник