Учебный план в доу центра развития ребенка

«Рассмотрено»

«Утверждено»

На Педагогическом совете                    

МБДОУ детского сада №3«Теремок» Протокол от   30.08.2019 г. № 1  

Приказом  от  30.08.2019 года № 45  

МБДОУ детского сада №3 «Теремок»

Учебный план

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок»

по дополнительному образованию

на 2019 – 2020 учебный год

р.п. Климово

Пояснительная записка

Учебный план по дополнительному образованию на 2019- 2020 учебный год является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации дополнительного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №3 «Теремок»

Учебный план по дополнительному образованию разработан в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015г.);
  • Письмо Рособрнадзора от 10.09.2013 N 01-50-377/11-555 «О соблюдении прав граждан при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъектов Российской Федерации и о нарушениях законодательства Российской Федерации об образовании в части обеспечения государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Уставом МБДОУ детского сада № 3 «Теремок»;
  • Положением об оказании дополнительных образовательных услуг в МБДОУ детском саду № 3 «Теремок».

Учебный план по дополнительному образованию определяет содержание дополнительного образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей воспитанников, родителей (законных представителей) и дополняет содержание ООП ДОУ.

Реализация учебного плана предполагает учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Учебный план по дополнительному образованию обсуждается и принимается Педагогическим советом и утверждается приказом заведующего детским садом.

Основной задачей дополнительного образования является формирование потребности ребенка в познании, физической активности, творческой реализации, что является необходимым условием полноценного развития личности ребенка, и в значительной мере облегчит переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Важным фактором определения уровня здоровья является физическое развитие воспитанников. В последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей, их физического развития. В связи с этим культура здоровья является составляющей общей системы культуры, поэтому популяризация разных видов спорта должна начинаться уже в дошкольном возрасте. С этой целью в ДОУ организована спортивная деятельность для детей старшего возраста по баскетболу. Это удовлетворит естественную биологическую потребность детей в движении, будет способствовать всестороннему физическому развитию и воспитания у них потребности систематически заниматься спортом.

На современном этапе обучение в начальной школе ведется по развивающим образовательным программам. Для успешного овладения содержанием этих программ, будущему первокласснику необходимо владеть базовыми знаниями и умениями. Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наряду с эмоционально психологической и физической готовностью) является приоритетной для успешного обучения.

Успешное освоение программ начальной школы зависит от подготовки дошкольников. Одно из таких условий – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Дополнительная программа по подготовке к обучению грамоте на основе современных методик, направлена на развитие речи детей, формирование предпосылок учебной деятельности, развитие познавательных способностей, овладение навыками чтения, подготовку к обучению грамоте, посредством чего создается прочная основа для успешного изучения русского языка в школе.

Введение дополнительного образования в подготовительной к школе группе «В стране Сообразилии» направлено на достижение следующих целей: интеллектуального развития детей (формирование элементарных математических представлений, целостной картины мира, расширение кругозора), познавательных интересов через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельности, способность решать поставленные задачи, что также необходимо для подготовки детей к обучению в школе.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. И задача педагогов – заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, развивать познавательные, творческие и художественные способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук, создавать условия для развития творческой активности детей,  

чтобы развить у него разнообразные способности, подготовить ребёнка к обучению в школе. Этому способствуют занятия продуктивной художественной деятельностью в «Юных волшебниках».

Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Для обеспечения полноценного формирования познавательных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста, необходимо создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Этому способствуют занятия с детьми по дополнительной образовательной деятельности в объединении «Почемучки» в средней группе. Особое внимание уделяется развитию познавательных процессов, личностной и эмоциональной сфер, коммуникативных умений, воли и интеллекта.

Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, развить творческие и актерские способности детей (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы), в этом учебном году запланирована работа в детском объединении  «Театр сказок» с детьми старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Календарное развитие ребенка до года

С целью расширения кругозора детей и развития их творческих способностей в ДОУ организованы дополнительные образовательные услуги по программам дополнительного образования:

«Подготовка к обучению грамоте» старшая группа (1), подготовительная группа (1) по программе «От звука к букве» Е. Колесниковой, М, «Ювенто», 2005;

«В стране Сообразилии» в подготовительной группе (1), разработанной по программе «Сообщество» Кирстен К. Хансен, Роксана К.Кауфманн, Кейт Бэрк Уолш;

 «Театр сказок» в старшей группе (1), разработанной на пособиях М.Д. Маханева «Театральные занятия в детском саду» М. Сфера. 2003;

         «Почемучки» в средней группе (1),  разработанной по программе Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А.  «Цветик-семицветик».

 «Юные волшебники» в старшей группе (1) по программе И.А. Лыковой «Программа художественного воспитания, обучения, развития детей 2 – 7 лет». И: Цветные ладошки» 2010;

 «Школа мяча» в подготовительной группе (1) с применением методического пособия Адашкявичене Э.Й. «Баскетбол для дошкольников» М., 1983.

Учебный план по дополнительному образованию

МБДОУ детского сада №3 «Теремок»

на 2019 – 2020 учебный год.

№п/п

Дополнительная образовательная деятельность

Количество часов в неделю/год

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготови -тельная

группа

    «Подготовка к обучению грамоте»

    1/33

    1/32

      «Театр сказок»

      1/33

        «Юные волшебники»

        1/28

          «В стране Сообразилии»

          1/32

            «Школа мяча»

            1/27

                  «Почемучки»

              1/26

              Итого

              1/26

              20 мин.

              3/94

              75 мин.

              3/91

              90 мин.

              Образовательный период  по дополнительному образованию с 01.10.2019г. по 29.05.2020г.

              Начало дополнительной образовательной деятельности во второй половине дня с 15.40, 16.15.

              Занятия по дополнительному образованию  для детей в возрасте от 4 до 7 лет организуются 1 раз в неделю. Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет:

              – в средней группе – 20 мин.,

              – в старшей группе – 25 мин.,

              – в подготовительной группе – 30 мин.

              Режим дополнительной образовательной деятельности

              на 2019- 2020 учебный год

              Дополнительная образовательная деятельность

              Возраст  детей

              Дни недели

              Ф.И. О. педагога

              Продолжи-тельность

              «Почемучки»

              Направление:

              познавательное развитие

              Средняя группа

              Цель – развитие познавательных способностей

              Понедельник

              15.40 – 16.00

              Избасарова Н.И.

              1 раз в неделю

              20мин.

              «Школа мяча» 

              Направление:

              физическое развитие

              Подготовительная группа

              Цель –

              развитие физических качеств и укрепление здоровья, обучение  детей дошкольного возраста игре в баскетбол

              Понедельник 15.40 – 16.10

              Мельникова Е.Н.

              1 раз в неделю 30мин.

              «Юные волшебники» Направление:

              художественно-эстетическое

              Старшая группа

              Цель – творческое развитие

              Понедельник

              16.15-16.40

              Гребенник Е.А.

              1 раз в неделю

              25мин.

              «Подготовка к обучению грамоте»

              Направление:

              познавательное развитие, речевое развитие

              Подготовительная группа

              Цель – речевое развитие

              Вторник 15.40 – 16.10

              Избасарова Н.И.

              1 раз в неделю

              30мин.

              на платной основе

              «В стране Сообразилии»

              Направление:

              познавательное развитие 

              Подготовительная группа

              Цель – развитие познавательных способностей

              Среда

              15.40 – 16.10

              Климова Н.Я.

              1раз в неделю

              30 мин.

              «Подготовка к обучению грамоте»

              Направление: познавательное развитие, речевое развитие

              Старшая группа

              Цель – речевое развитие

              Среда

              15.40 – 16.05

              Избасарова Н.И.

              1 раз в неделю

              25 мин.

              на платной основе

              «Театр сказок» 

              Направление:

              художественно-эстетическое

              Старшая группа

               Цель – творческое развитие

              Пятница

              16.15-16.40

              Дегтярева О.Н.

              1 раз в неделю

              25мин.

              Методическое  обеспечение

              Дополнительная образовательная деятельность

              Используемая методика

              Ф.И. О. педагога

              Направление:

              познавательное развитие

              «Почемучки»

              Средняя группа

              Цель – развитие познавательных способностей

              Куражева Н. Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик» « Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет» – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012

              Чистякова М. И. «Психогимнастика» М., 1990.

              Катаева Л.И. « Работа с застенчивыми детьми» М.: Книголюб, 2004.

              Шорохова О.А. «Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2006

              Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Козлова И.А., Тузаева А.С. «Цветик-Семицветик» Рабочая тетрадь. 70 развивающих заданий для дошкольников 4-5 лет.

              Избасарова Н.И.

              Направление:

              физическое развитие

              «Школа мяча»

              Подготовительная группа

              Цель – развитие физических качеств и укрепление здоровья, обучение детей дошкольного возраста игре в баскетбол

              Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников.  М., 1983.

              Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.

              Аркин. Е.А. Дошкольный возраст. М.,1990

              Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость.  М., 1981.

              Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье!»: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М., 2004.

              Волошина Л.М., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта. М., 2004.

              Н.С. Голицына, Е.Е. Бухарова  Физкультурный калейдоскоп для дошкольников- М.6 Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

              О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

              Мельникова Е.Н.

              Направление –

              Познавательное развитие, речевое развитие

              «Подготовка к обучению грамоте» 

              Старшая  группа

              Цель – познавательно – речевое развитие

              Программа «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2015 г.

              Е.В. Колесникова «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет» М, «Ювента» 2006г.

              Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.

              Маханева МД. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», М. ТЦ «Сфера», 2010.

              Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». -М.:Просвещение,1991.

              Ушакова О.С. «Придумай слово» М.: Просвещение 1996г.

              Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи.  

              Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.

              Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.

              Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.

              Синицына Е.И. «Умные слова» М, «Лист», 1997г.

              Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М, «Просвещение», 1988г.

              Избасарова Н.И.

              Направление – Познавательное развитие, речевое развитие

              «Подготовка к обучению грамоте»

              Подготовительная группа

              Цель – познавательно – речевое развитие

              Программа «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2015 г.

              Е.В. Колесникова «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет» М, «Ювента» 2006 г.

              Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.

              Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.

              О.М. Рыбникова «Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет».Волгоград. Учитель, 2011г.

              Эльконин Б. Методика обучения чтению. Москва «просвещение», 1999г.

              Волина В. «Учимся играя! », Москва «Новая школа», 1994г.

              Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом».-М.:Просвещение,1991г.

              Ушакова О.С. «Придумай слово» М.: Просвещение 1996г.

              Дельта, С – П, 1997г.

              Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.

              Синицына Е.И. «Умные слова» М, «Лист», 1997г.

              Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М, «Просвещение», 1988г.

              Избасарова Н.И.

              Направление –

              художественно -эстетическое:

              «Юные волшебники»

              Старшая группа

              Цель – творческое развитие

              И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения, развития детей 2-7 лет». И: Цветные ладошки» 2010г.

              Г.С. Чернов «Пластилиновые вороны».

              Кискальт «Солёное тесто».

              И.А. Лыкова «Я леплю из пластилина»., Карапуз, 2008г.

              И.А. Лыкова «Я делаю аппликации». Карапуз, 2008г.

              И.А. Лыкова «Я создаю поделки». Карапуз, 2008г.

              И.А. Лыкова «Я собираю гербарий». Карапуз, 2008г.

              В.А. Пудова «Игрушки из природных материалов».М, 2010г.

              О.В. Павлова «Худ. труд». М, 2010г.

              Н.А.Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков,2008

              Е.В. Потапова «Изодеятельность и художественный труд с использованием современных материалов» М., 2012г.

              Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Досуг и творчество детей». М., 2007г.

              Гребенник Е.А.

              Направление-

              Познавательное развитие

              «В стране Сообразилии»

              Подготовительная группа

              Цель – развитие познавательных способностей

              Программа «Сообщество» Кирстен К. Хансен, Роксана К.Кауфманн, Кейт Бэрк Уолш

              «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение».

              «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника» Л.Ф. Тихомирова, Ярославль «Академия развития».

              «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Л.В. Артемова, Москва «Просвещение» 2002г.

              «Дидактические игры в детском саду» А.К. Бондаренко, Москва «Просвещение» 2001г.

               «Чего не свете не бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева, Москва «Просвещение» 2001г.

              «Развивающие игры с малышами» Т.В. Галанова, Ярославль «Академия развития», 1996г.

              «Развивающие игры для дошкольников» Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева, Ярославль «Академия развития», 1996г.

               «Проверяем знания дошкольника-тесты» С.Е. Гаврина, Киров «Весна», 2007г.

              «Веселые задачки для маленьких умников» С.Е. Гаврина, Ярославль «Академия развития», 2006г.

              Климова Н.Я.

              Направление

              художественно –эстетическое:

              «Театральная студия» 

              Старшая группа

              Цель – творческое развитие

              М.Д. Маханева «Театральные занятия в детском саду» М. Сфера. 2003г.

              Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников» М. «Просвещение» 1991год.

              А.В. Щёткин «Театрализованная деятельность в детском саду» М. «Мозаика- синтез 2008г.

              Т.Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам» М. «Просвещение». 1982г.

              Т.П. Петрова «Театрализованные игры в детском саду» М. Школьная пресса. 2000г.

               Т.Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам» М. «Просвещение»  1982г.

              И.В. Штанько «Воспитание искусством в детском саду» М. ТЦ «Сфера» 2007г.

              М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми» С.П. «Паритет» 2006г.

              С.Альфимович «Театр Петрушки в остях у малышей» Минск. 1969 г.

              Дегтярева О.Н.

              Читайте также:  Основа развития ребенка с нарушением зрения

              Разработала ст. воспитатель Избасарова Н.И.

              Источник

              Инга Боргоякова
              Рабочая программа развивающего центра «Успех» для детей 4–5 лет

              Рабочая программа развивающего центра «Успех» разработана на 2017- 2018 учебный год для детей 4 – 5 лет.

              Педагог курса Боргоякова Инга Андреевна.

              Паспорт программы:

              1. Полное название «Сопровождение в развитии умственных способностей у детей дошкольного возраста».

              2. Автор программы Боргоякова Инга Андреевна.

              3. Дата создания 2017г.

              4. Характеристика программы предусматривает:

              развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;

              развитие общения и речи;

              развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.

              5.Направление деятельности: познавательное развитие.

              6.Сроки реализации: 2017-2018 учебный год.

              7.Возраст дошкольников: 4 – 5 лет.

              8. Цели и задачи программы:

              Развитие умственных способностей в комфортной среде;

              формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание);

              развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки;

              развивать самостоятельность и инициативу;

              развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей;

              обогащать опыт самопознания дошкольников;

              воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;

              воспитывать коммуникативные навыки.

              9. Краткое содержание программы:

              9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.

              9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.

              10. Прогнозируемые результаты:

              10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.

              10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность.

              11. Перспективы развития.

              У детей будут развиты:

              -мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);

              -познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);

              -мелкая моторика рук и глазомер;

              -творческие способности и фантазия, способность к моделированию и

              конструированию;

              -проявится интерес к интеллектуальным играм;

              -сформируется стремление доводить дело до конца.

              Пояснительная записка:

              Рабочая программа развивающего центра «Успех» обеспечивает развитие внимания, восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

              Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.

              Читайте также:  Как влияет на развитие ребенка компьютер

              Комплексно-тематический план рассчитан на 9 месяцев.

              Занятия проводятся 1 раз в неделю.

              Продолжительность занятий 45 минут.

              Актуальность программы:

              Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь). Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет программа развивающего центра «Успех».

              Новизна программы:

              В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей,к которым можно отнести:

              – использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;

              – подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;

              – проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

              – свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

              Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Всё это способствует развитиюинтеллектуальных базовых способностей: внимание, восприятие, память, воображение, мышление.

              Программапозволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным, работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

              Принципы, лежащие в основе программы:

              1. Принцип развивающего обучения.

              Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников,выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

              2. Принцип постепенности.

              Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

              3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

              Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

              4. Принцип доступности.

              Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

              5. Деятельностный принцип.

              Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

              6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).

              Формы организации детей:

              – индивидуальные;

              – подгрупповые;

              – групповые.

              Формы работы с детьми:

              – игра;

              – ситуативный разговор;

              – беседа;

              – проблемная ситуация.

              Методы работы с детьми:

              – словесные (беседа, загадки);

              – наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов);

              – практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).

              Планируемые результаты:

              К концу обучения по программе, предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

              При этом у детейформируются следующие основные навыки и умения:

              – выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

              – объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

              – пользоваться приемами логической обработки информации, формировать и развить навыка самоконтроля.

              В период учебного процесса:

              – дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек);

              – сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам);

              – обобщают (по выделенным признакам);

              – подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;

              – с помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или

              возрастанию величины; понимают слова «побольше», «поменьше», «большой», «маленький», «одинаковые»;

              – подбирают предметы по заданному признаку;

              – ориентируются одновременно в подборе: (цвет и величина, форма и цвет);

              – выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4

              цветов (красный, желтый, синий и зеленый); выбирает один из 2 предметов,

              запоминает названия и повторяет за взрослыми);

              – пользуются предметами-заместителями;

              Способы определения результативности программы.

              С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является организация фото-выставки достижений детей.

              Условия реализации программы.

              1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.

              2. Методическое обеспечение программы.

              3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.

              4. Взаимосвязь с семьей.

              Примерное тематическое планирование.

              1. Развитие внимания.

              Игра «Знакомство»

              Приветствие разных стран

              Знакомство с правилами этикета (приветствие)

              Игра «Путаница»

              2. Развитие восприятия.

              Игра «Стрелка покружись»

              Решение поставленной задачи

              Игра «Фрукты-овощи»

              Игра «Узнай по голосу»

              3. Русский фольклор. Масленица.

              Игра «Дотронься до солнышка»

              Фантазийное моделирование

              Русские народные забавы

              4. Ориентирование на плоскости листа и в пространстве.

              Игра «Назови соседей»

              Соедини пойдёшь и что найдешь?»

              Математический диктант «Сказка по точкам»

              Игра «Куда»

              Источник