Учебные требования и уровень развития ребенка пример
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,
ВЫДАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Общие сведения:
ФИО ребёнка
Дата рождения «18» мая 2010 года рождения
Адрес регистрации по месту жительства/фактического проживания:
Мать:
Отец:
Законный представитель
С кем фактически проживает ребёнок с семьей.
Контактная информация семьи
История обучения ребёнка до обращения на ПМПК:
Обучался ли где-либо до поступления в эту указанную организацию: нет
Оставался ли на второй год , в каких классах (для детей школьного возраста) нет
Причины перевода из другой образовательной организации (-)
Детализованная информация об условиях и результатах обучения ребёнка в образовательной организации:
класс/группа третий
программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная Основная общеобразовательная программа начального общего образования
форма обучения (очная, очно-заочная, заочная; на дому, дистанционно) очная
возраст поступления в образовательную организацию, сколько времени находится в образовательной организации 7 лет,3 мес., обучается третий год (3 класс)
особенности адаптации ребёнка к данной образовательной организации. Период адаптации прошел спокойно. Виктория очень тихая, замкнутая, друзей практически нет.
степень подготовленности к школьному обучению: абсолютно не готов, слабо подготовлен, подготовлен удовлетворительно. Удовлетворительная готовность к школе. Умела держать ручку, зналанесколько цифр. Называла цвета, животных. Слабая осведомленность в окружающем мире.
какую динамику дал в процессе обучения: почти никакой, очень слабую, недостаточную, достаточную Динамика недостаточная.
отношение к учебной деятельности (для детей школьного возраста). Учебная мотивация сформирована в полном объеме..
сформированность учебных навыков (для детей школьного возраста) Испытывает сложности при овладении программным материалом, обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки. Программный материал по письму и чтению усваивает не в полном объеме. Учебные знания и умения не соответствуют возрастной норме. За время обучения у девочки наблюдается определенная динамика в развитии познавательной деятельности.
сформированность коммуникативных, игровых, навыков самообслуживания (для детей школьного возраста) Коммуникативные, игровые и навыки самообслуживания сформированы в полном объеме.
реакция ребёнка на словесную инструкцию педагога. В учебной деятельности нуждается в организующей помощи учителя.
как успевает ребёнок, в чём заключаются особенности или трудности усвоения программы
(для детей школьного возраста).Слабая успеваемость по учебным предметам. Недостаточный объем знаний и умений.
характер ошибок (для младшего щкольного возраста)
……. испытывает сложности при овладении программным материалом, обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки, низкую успеваемость по русскому языку, литературному чтению.
Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. Вика не старается принимать активное участие в ходе урока. Работоспособность низкая, на занятиях пассивна, никогда не тянет руку, любит отмалчиваться.
Прочность запоминания словесного материала низкая. Воспроизведение учебной информации (правил, текстов) часто неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал на уроке может не всегда, в сложных ситуациях испытывает затруднения.
Общий темп деятельности средний, успевает за общим темпом работы в классе. Но допускает много ошибок.
Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое до конца, из-за того, что не до понимает материал.
По русскому языку трудно давался перевод печатной буквы в письменную. Характеристику отдельных согласных звуков дает, но допускает ошибки. Путает гласные с согласными. При письме под диктовку допускает орфографические ошибки, не всегда соблюдает границы предложений, что связано с неумением применять изученные правила. При списывании допускает пропуск буквы и слова, допускает орфографические ошибки. Не может самостоятельно выполнять звуко – буквенный анализ, выделять в словах общую часть (корень), путает части речи, трудности по нахождению главных членов предложения. Словарные слова запоминает с трудом. Допускает очень много ошибок. Не умеет находить ошибки и исправлять их без указания учителя. Навык самоконтроля развит слабо.
Чтение. Техника чтения –52 слова в минуту, при чтении искажает слова, пропускает буквы, не дочитывает окончания, часто читает слово несколько раз. Не отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста, т.к. чтение не осознанное.
Стихи наизусть учит слабо. Пересказывает прочитанные произведения не полно. Из списка прочитанных произведений по изученному разделу затрудняется выделить рассказы, стихотворения, сказки. Словарный запас ограничен.
По математике. Математические знания недостаточны. Логические операции мышления (анализ, исключение, обобщение, абстрагирование) развиты очень слабо. Усвоила вычислительные навыки в пределах 100. Тяжело даются примеры с переходом через десяток, а также при сложении и вычитании двузначных чисел, не владеет математическими терминами. Допускает ошибки при решении задач, не может составить краткую запись задачи. Решает задачи в 1-2 действия, с помощью учителя. Допускает ошибки при сравнении величин. Допускает ошибки при решении уравнений. Трудности с таблицей умножения, а также с геометрическим материалом.
принимает ли участие в организуемых занятиях, как ведёт себя во время занятий (для детей школьного возраста): проявляет заинтересованность, стремление выполнить. Не любит принимать участие в организуемых мероприятиях, предпочитает оставаться в стороне.
в игровой деятельности (для детей школьного возраста): наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей. В игру включается с удовольствием, понимает и принимает правила игры.
развитие моторики: общая моторная неловкость, двигательная расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют. Достаточно развита моторика мелких мышц рук. Ведущая – правая рука.
развитие речи: речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли. Речь окружающих понимает в пределах уровня развития своего интеллекта.
Вероятная причина недостатков в обучении: нет понимания материала, при понимании материала нарушение внимания, понимание материала только при индивидуальном подходе (в классе самостоятельно работать не может), при понимании материала отсутствует мотивация. Пробелы в понимании материала, из-за постоянного отвлечения на посторонние раздражители.
Характеристика обучаемости: Самостоятельно применить полученные знания может, но не в полном объеме. В ходе урока медленно переключается с одного задания на другое.
Виды помощи учителя (объяснение после уроков, подсказка на уроках, прямой показ того, как надо делать). Виктория может работать на уроке самостоятельно, но нужно хорошо разъяснять задание. Выполняет работу с ошибками.
Насколько эффективна помощь: недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата), низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает. Эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности помощь не дает результата.
Соблюдении учебной дисциплины. Соблюдает.
Работоспособность (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству и т.п.). Домашние задания выполняет, но не по заданию. Допускает много ошибок.
Особые трудности (дисфункции), наблюдаемые в учебном процессе (отвлекаемость, утомляемость, невозможность сосредоточиться, недостаток ориентировки на листе бумаги, не различение правой и левой сторон и т.п.) Не отмечаются.
уровень общего развития (степень отставания от большинства детей в классе/группе). Имеет отставание по уровню развития от детей в «норме».
общая осведомленность ребенка о себе (в соотнесении с календарным возрастом) Ребенок имеет достаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире.
взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников. В классе со сверстниками поддерживает дружеские отношения, но, общается всего с одной девочкой из класса. Подруг больше нет. Закомплексованная.
какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.) Дополнительные занятия по русскому и чтению малоэффективны.
отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение и пр.) Мама понимает проблемы неуспеваемости Виктории, но не помогает ей. Вика по устранению своих пробелов по учебе инициативы сама не проявляет, иногда приходится ее заставлять выполнять задания. Без особого желания посещает группу продленного дня.
Потенциальные возможности ребёнка. Вика не посещает кружки и секции. Очень любит творческие занятия: рисование, технология, музыка. Если Виктории продублировать второй раз обучение в третьем классе, то у девочки будет возможность в дальнейшем получить основное образование.
Дата должность
Подпись ФИО
Источник
марина заречнева
Анализ уровня подготовленности к школе
Анализ уровня подготовленности к школе,
«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться».
Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. Поступление в школу – переломный момент в жизни детей. Меняются образ жизни ребёнка, условия его деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества социализации, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности и от развития способностей ребёнка.
К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования. С одной стороны, родители хотели видеть своего ребенка разносторонне развитым, с другой учителя желали, чтоб первоклассник был полностью готов к обучению в школе. Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребенка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущей составляющей. На современном этапе (в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Не случайно компонент личностной готовности не просто включен в «портрет выпускника», а является определяющим этого понятия. Во-первых, он стоит на первом месте из перечисленных компонентов (наряду с познавательным, регулятивным, коммуникативным компонентом). Во-вторых, каждый из компонентов является составляющей частью личностной готовности. Регуляция собственного поведения является характеристикой волевой сферы ребенка, которая является одной из характеристик личности. Познавательный компонент определятся наличием у ребенка мотивов обучения. Если говорить о коммуникации, то умение ребенка общаться, вести себя в коллективе сверстников и выстраивать общение со взрослым опосредуется особенностями его личности. В свою очередь «внутренняя позиция школьника» является основным понятием, характеризующим личностную готовность к школе. Все вышеперечисленное позволяет актуализировать проблему формирования «внутренней позиции школьника».
Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Часть родителей и воспитателей, да и самих детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь дошкольный период жизни. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школьные требования, для этого им необходимо значительное напряжение. Важно заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готов к школьному обучению, т. е. он готов к преодолению трудностей в учении. Школа предъявляет требования к самым разным качествам ребенка.Поэтому естественно возникает вопрос: соответствует ли ребенок столь многообразным требованиям к нему? Так как готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешного обучения в школе, то от ее сфорсированности зависит, как сложиться отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые. Стойкая не успешность в начале обучения опасна тем, что ребенок может потерять веру в свои силы, у него может сложиться заниженная самооценка, могут нарушиться взаимоотношения с родителями, закономерно возникает негативное отношение к учению и стремление избежать учебной деятельности.
В качестве основополагающих аспектов выделяются:
• состояние физического и психического здоровья, уровень морфологической зрелости организма;
• уровень развития познавательной деятельности и речи;
• стремление занять более значимую социальную позицию;
• сформированность произвольности поведения;
• вне ситуативное общение со взрослыми и сверстниками.
Психологическая и социальная готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение – это деятельность, предъявляющая особые требования к личности.
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства. Успех обучения в школе зависит от уровня физической, умственной, психологической и нравственной, мотивационной готовностей.
Под физической готовностью следует понимать уровень физического развития и состояние здоровья ребенка. Общеизвестно, что успешное обучение в школе доступно только здоровым детям. В противном случае учебная нагрузка вызывает напряжение многих процессов в организме и приводит к ухудшению здоровья и снижению работоспособности.
Психологическая готовность к школьному обучению является итогом совместного воспитания и обучения детского сада и семьи. Шесть лет – возраст, в котором ребенок из дошкольника превращается в школьника. Разница между дошкольником и школьником не внешняя, а внутренняя, психологическая. Она определяется тем, как ребенок относится к себе и другим людям, как он выполняет задания, насколько развиты психологические качества, необходимые для усвоения знаний.
Эти качества – внимание, память, мышление, воображение.
В понятие умственная готовность к школе входит несколько взаимосвязанных сторон.
1.Определенный объем знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о труде людей и их профессиях, о событиях и явлениях окружающей жизни.
Важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень их правильности, четкости сложившихся представлений, а также уровень познавательных интересов.
2. Определенный уровень развития речи: ребенок должен уметь вести диалог и отвечать на поставленные вопросы, пересказывать произведения, составлять рассказы на описание предметов и явлений, составлять рассказы по картине и из личного опыта.
Дети должны употреблять в речи в речи простые и сложные предложения, ис пользовать прямую речь, иметь богатый словарный запас, включая не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, местоимения.
3. Особое место в умственном развитии занимает уровень развития умственных способностей.
Очень важно научить детей владеть способами умственной деятельности: умению воспринимать, сравнивать, анализировать предметы и явления, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.
4.Формирование навыков учебной деятельности: обучение элементам грамоты, математики, развитие мелкой моторики (подготовка к письму).
Неотъемлемой частью готовности детей к школе является формирование нравственного облика ребенка, т. е. нравственная готовность.
В понятие нравственной готовности (личностной) входит развитие самостоятельности, организованности, дисциплинированности, умение жить и трудиться в коллективе, быть доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других.
От развития и сформированности этих качеств будет зависеть, насколько обучение в школе станет для ребенка радостным и полезным, как сложатся взаимоотношения с учителями и сверстниками.
Под руководством родителей и воспитателей ребенок приобретает жизненный опыт: усваивает навыки и нормы поведения в обществе, отношение к людям. Пример педагогов и родителей, нравственная атмосфера в детском саду и семье накладывают глубокий отпечаток на всю последующую жизнь детей.
Эмоционально-волевая готовность (мотивационная) заключается в выработке мотивов, побуждающих к учению, формирование произвольности поведения и адекватного поведения. Имеется в виду не просто естественный интерес воспитанников к обучению в школе, основанный на поверхностных представлениях, а развитие стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что в учебе неизбежно у каждого будут встречаться определенные трудности. Нельзя забывать, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Ребенок может хотеть в школу потому, что он получит новый красивый ранец, что статусное положение школьника гораздо важнее и почетнее, что он хочет поскорее стать взрослым. Эти качества составляют «внутреннюю позицию школьника» и являются первым этапом в формировании мотивационной готовности. Этот интерес недолог, он быстро исчезает, если не возникает интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, что является собственно познавательной мотивацией.
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка – дошкольника, трансформации всей социальной ситуации его развития. Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличия определенного уровня развития произвольного поведения, ориентировки в окружающем, мышления и речи, мелких движений кистей рук; сформированного желания идти в школу, определенной мотивации учения, определенного «типа школьной зрелости», достаточного уровня предпосылок учебной деятельности. Поэтому, необходимо выявить степень соответствия возможностей каждого ребенка требованиям школьного обучения.
На современном этапе развития общества перед нами стоит задача дальнейшего преобразования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения данных задач от педагога требуется умение определить уровень развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе наметить пути коррекционно-развивающей работы. Изучение уровней развития детей является основой как для организации всей последующей воспитательно-образовательной работы, так и для оценки эффективности педагогического процесса в условиях детского сада. Одной из приоритетных задач ДОУ на сегодняшний день, является создание системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, которая должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.
Мониторинг развития представляющий собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы. В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в процессе мониторинга должны исследоваться физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Это в первую очередь, такие интегративные качества,как: уровень физического развития; уровень сформированности культурно-гигиенических навыков; любознательность, активность; эмоциональная отзывчивость; овладение средствами общения и эффективного взаимодействия с окружающими и т. д.
С этой целью, в начале и в конце учебного года, был проведен мониторинг уровня готовности детей подготовительной группы к школе. В этом году 30 воспитанников, являются выпускниками.
После проведения мониторинга уровня готовности детей к школе в начале года,были получены следующие результаты:
Таблица уровня подготовки по основным образовательным областям
на конец учебного года
Уровни
развития
Социально-коммуникативное
развитие Познавательное
развитие Художественно-эстетическое
развитие Речевое развитие Физическое
развитие
Высокий 63% 62% 70% 77% 77%
Средний 37% 38% 29% 23% 21%
Низкий 1% 2%
Таблица уровня подготовки по основным образовательным областям
на конец учебного года
Уровни
развития
Социально-коммуникативное
развитие Познавательное
развитие Художественно-эстетическое
развитие Речевое развитие Физическое
развитие
Высокий 71% 68% 79% 83% 89%
Средний 29% 32% 21% 17% 11%
Низкий
Анализ итоговых показателей овладения детьми необходимыми
навыками и умениями по основным образовательным областям
1.Познавательное развитие:
В течении года особое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми, проводились занятия с детьми, имеющими низкие показателями развития психических познавательных процессов на начало учебного года, родителям были даны рекомендации, проведены консультации по подготовке детей к школе.
2. Физическое развитие
Высокий процент физически развитых детей 6 –7 лет является следствием того, что в течение года большое внимание уделялось
закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств. В течение года ежедневно проводилась утренняя гимнастика, проведены все запланированные спортивные мероприятия и соревнования
большое внимание уделялось мерам по улучшению посещаемости детей (закаливающие мероприятия, работа с родителями)
3. Художественно –эстетическое развитие
Педагогами в течении года большое внимание уделялось проблеме приобщения детей к миру культуры и искусства: дети участвовали в литературных, музыкально-театрализованных проектах, творческих конкурсах, как внутри ДОУ, так и на уровне района и области. Проделанная работа дала высокий уровень развития детей в художественно-эстетического направления.
4. Социально-коммуникативное развитие. В течение года работе с детьми проводились беседы, сюжетно –ролевые игры, подвижные
коммуникативные игры. Группу посещают несколько детей, имеющих
гиперподвижность, что обусловливает проблемы в концентрации
внимания, взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Так же в
подготовительную группу ходят дети не регулярно посещающие
детский сад, эти причины в итоге негативно сказались на социальном
и познавательном развития данных детей.
5. Речевое развитие
Анализ причин среднего уровня речевого развития детей показал низкую заинтересованность родителей к приобщению детей к книге, увлеченность детей другими видами деятельности (компьютерные игры, планшеты, смартфоны).
По результатам был выявлен общий уровень подготовленности детей к школе на начало и конец учебного года
Высокий уровень развития показало 20 воспитанников, что составило 68 % от общего количества выпускников.
Средний уровень 9 воспитанников –29% от общего количества,
Низкий уровнем развития,1 ребёнок -3%
На конец года,были получены следующие результаты:
Высокий уровень развития показало 22 воспитанников, что составило 75 % от общего количества выпускников.
Средний уровень 8 воспитанников –25% от общего количества,
Низкий уровнем развития- не выявлено.
Родителям детей, которые показали средний уровень готовности к школе были даны рекомендации, даны индивидуальные консультации.
Вывод: уровень подготовленности детей к обучению в школе выпускной группы детского сада находится на достаточно высоком уровне, это является результатом работы педагогов и родителей. имеют положительную динамику в сравнении с результатами обследования на начало учебного года. Это стало возможным благодаря, Однако готовность детей к обучению в школе остается актуальной всегда. Поэтому необходимо продолжать работу в данном направлении, консультировать родителей и педагогов по вопросам индивидуализации процесса подготовки детей к школе. Ведь не только педагоги, но и родители играют важную роль в развитии ребенка, готовности ребенка к школьному обучению. С этой целью необходимо повышать уровень родительской компетентности, повышать их образовательный уровень в свете решения задач по подготовке детей к школе.
Источник