Учебные программы для центра развития ребенка до 5 лет

Инга Боргоякова
Рабочая программа развивающего центра «Успех» для детей 4–5 лет

Рабочая программа развивающего центра «Успех» разработана на 2017- 2018 учебный год для детей 4 – 5 лет.

Педагог курса Боргоякова Инга Андреевна.

Паспорт программы:

1. Полное название «Сопровождение в развитии умственных способностей у детей дошкольного возраста».

2. Автор программы Боргоякова Инга Андреевна.

3. Дата создания 2017г.

4. Характеристика программы предусматривает:

развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;

развитие общения и речи;

развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.

5.Направление деятельности: познавательное развитие.

6.Сроки реализации: 2017-2018 учебный год.

7.Возраст дошкольников: 4 – 5 лет.

8. Цели и задачи программы:

Развитие умственных способностей в комфортной среде;

формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание);

развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки;

развивать самостоятельность и инициативу;

развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей;

обогащать опыт самопознания дошкольников;

воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;

воспитывать коммуникативные навыки.

9. Краткое содержание программы:

9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.

9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.

10. Прогнозируемые результаты:

10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.

10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность.

11. Перспективы развития.

У детей будут развиты:

-мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);

-познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);

-мелкая моторика рук и глазомер;

-творческие способности и фантазия, способность к моделированию и

конструированию;

-проявится интерес к интеллектуальным играм;

-сформируется стремление доводить дело до конца.

Пояснительная записка:

Рабочая программа развивающего центра «Успех» обеспечивает развитие внимания, восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематический план рассчитан на 9 месяцев.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий 45 минут.

Актуальность программы:

Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь). Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет программа развивающего центра «Успех».

Новизна программы:

В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей,к которым можно отнести:

– использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;

– подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;

– проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

– свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Всё это способствует развитиюинтеллектуальных базовых способностей: внимание, восприятие, память, воображение, мышление.

Программапозволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным, работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Принципы, лежащие в основе программы:

1. Принцип развивающего обучения.

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников,выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2. Принцип постепенности.

Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

4. Принцип доступности.

Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

5. Деятельностный принцип.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).

Формы организации детей:

– индивидуальные;

– подгрупповые;

– групповые.

Формы работы с детьми:

– игра;

– ситуативный разговор;

– беседа;

– проблемная ситуация.

Методы работы с детьми:

– словесные (беседа, загадки);

– наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов);

– практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).

Читайте также:  Карта динамического развития ребенка пмпк

Планируемые результаты:

К концу обучения по программе, предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

При этом у детейформируются следующие основные навыки и умения:

– выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

– объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

– пользоваться приемами логической обработки информации, формировать и развить навыка самоконтроля.

В период учебного процесса:

– дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек);

– сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам);

– обобщают (по выделенным признакам);

– подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;

– с помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или

возрастанию величины; понимают слова «побольше», «поменьше», «большой», «маленький», «одинаковые»;

– подбирают предметы по заданному признаку;

– ориентируются одновременно в подборе: (цвет и величина, форма и цвет);

– выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4

цветов (красный, желтый, синий и зеленый); выбирает один из 2 предметов,

запоминает названия и повторяет за взрослыми);

– пользуются предметами-заместителями;

Способы определения результативности программы.

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является организация фото-выставки достижений детей.

Условия реализации программы.

1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.

2. Методическое обеспечение программы.

3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.

4. Взаимосвязь с семьей.

Примерное тематическое планирование.

1. Развитие внимания.

Игра «Знакомство»

Приветствие разных стран

Знакомство с правилами этикета (приветствие)

Игра «Путаница»

2. Развитие восприятия.

Игра «Стрелка покружись»

Решение поставленной задачи

Игра «Фрукты-овощи»

Игра «Узнай по голосу»

3. Русский фольклор. Масленица.

Игра «Дотронься до солнышка»

Фантазийное моделирование

Русские народные забавы

4. Ориентирование на плоскости листа и в пространстве.

Игра «Назови соседей»

Соедини пойдёшь и что найдешь?»

Математический диктант «Сказка по точкам»

Игра «Куда»

Источник

Лика
Программа блока дополнительного образования в группе раннего развития для детей от 3-х до 5 лет

Актуальность данной программы.

Состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Педагогическая целесообразность.

Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к педагогам, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выготский Л. С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на “зону ближайшего развития”. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка осуществляется только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал. Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка – дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Один из выдающихся отечественных психологов – А. В. Запорожец считал дошкольные годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение, а обогащение детского развития. Обогащение в первую очередь предполагает развитие способностей детей, становление активной, творческой личности ребенка.

Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях интегрированные методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников, открыть многогранный мир знаний, ощущений и эмоций.

Цель программы:

Содействовать разностороннему развитию целостной личности ребенка; формировать интеллектуальные и познавательные способности каждого ребенка. Данная цель конкретизирована рядом задач:

Развивающие:

• Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.

• Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

• Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

• Развитие мышления, памяти, внимания.

• Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.

• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

• Гармоничное развитие психофизических качеств ребенка.

• Создание условий с использованием здоровье сберегающих технологий в учебном процессе для развития личности ребенка.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к предметному окружению.

• Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)

• Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

• Воспитывать нравственные качества личности.

• Содействие в формировании адекватной самооценки, способности сопереживания;

Обучающие:

• Формирование базисных математических представлений.

• Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирование.

• Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием.

• Способствовать умению детей называть свойства предметов.

• Активизировать речь детей. Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.

Читайте также:  Развитие ребенка в школу рк

• Развитие зрительно-пространственной ориентации.

• Развивать коммуникативные навыки.

• Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.

• Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.

Отличительные особенности.

В основе рабочей программы «Совята» лежит комплексный подход к разностороннему развитию личности ребенка. Решения этих задач осуществляется с помощью интегрированных образовательных блоков:

• Приветствие, круг Марии Монтессори.

• Нейропсихологическая гимнастика.

• ФЭМП с элементами развития ориентировки в пространстве.

• Двигательно-речевые игры (логоритмика).

• Развитие мелкой моторики. Сенсорное развитие.

• Подвижные игры.

• Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация).

• Прощание. Игры с песком, релаксация.

Сетка занятий.

Вторник 16-00 до 16-45ч

1. Приветствие, Круг Марии Монтессори.

2. Нейропсихологическая гимнастика:

• Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность.

• Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие).

• Упражнения на координацию тела (развивает межполушарное взаимодействие).

3. ФЭМП с элементами развития ориентировки в пространстве.

4. Двигательно-речевые игры. Логоритмика.

5. Развитие мелкой моторики. Сенсорное развитие.

6. Прощание. Волшебный песок.

Четверг 16-00 до 16-45ч

1. Приветствие, Круг Марии Монтессори.

2. Нейропсихологическая гимнастика:

• Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность.

• Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие).

• Упражнения на координацию тела (развивает межполушарное взаимодействие).

3. Продуктивная деятельность.

4. Двигательно-речевые игры. Логоритмика.

5. Развитие мелкой моторики. Сенсорное развитие.

6. Прощание. Волшебный песок.

Возрастные особенности психического развития детей.

(от трех до пяти лет).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность) постепенно уходят, ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей. Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования усовершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. У детей четырёх-пяти лет активно развивается наглядно-образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Также ребёнок учится устанавливать простые логические закономерности, классифицировать предметы и подбирать к ним родовые понятия. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет. Ребёнок может одновременно говорить и выполнять движения. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу. В этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В этот период память уже более произвольна. К двигательной и эмоциональной памяти «подключается» зрительная и слуховая память. Объём памяти постепенно возрастает, и ребёнок пятого года жизни более чётко воспроизводит то, что запомнил. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15, изображенных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, конструировании. Дети продолжают сотрудничать с взрослыми в практических делах (совместные игры, активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (Почему? Зачем? Для чего, в стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикции. Интерес детей вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: замысливание будущей конструкции и осуществление поиска способов ее исполнения.

Читайте также:  Какую роль в развитии речи играет общение ребенка со сверстниками

Условия реализации программы.

Участники образовательной программы детей второй младшей группы (3-4 года) и средней группы (4-5 лет).

Сроки реализации образовательной программы:

один учебный год.

Программа рассчитана на 48 часов, всего 64 занятий, кратность проведения 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Численный состав группы не должен превышать 10 человек.

Ожидаемые результаты.

При работе с детьми по программе раннего развития «Совята» не предполагается, что каждый ребенок получит строго определенный объем знаний по общей для всех программе, т. к. при подаче материала учитывается уровень развития и возможности всей группы и каждого отдельного ребенка. Темп обучения разных детей одного возраста и одного ребенка по разным направлениям может быть неравномерным. Педагог постоянно отслеживает динамику развития каждого ребенка, при необходимости своевременно оказывая помощь. Но при этом не происходит постоянного сравнения уровня достижений ребенка с требованиями традиционной программы для этого возраста. Опыт показывает, что этого достаточно, т. к. обычно дети с благополучной психикой во многом перекрывают традиционные нормативы, и даже дети с задержками в развитии получают необходимые для их возраста знания, умения и навыки. Наполненность и верхняя граница получаемых при этом знаний зависят от индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка. Задача педагога – предоставить возможность оптимального для каждого ребенка объема информации, усвоения и закрепления полученных знаний в систематических самостоятельных упражнениях.

В процессе занятий, у детей, проходящих обучение, по программе раннего развития «Совята» формируются:

• психологическая защищенность;

• уверенность в своих силах;

• навыки самостоятельной деятельности;

• умение использовать полученные навыки на практике;

• коммуникативные умения и навыки;

• гибкость мыслительного процесса, смекалка, сообразительность, пространственные представления;

• представления об окружающем мире и о самом себе;

• сенсорное восприятие;

• мелкая моторика;

• развитая и активная речевая деятельность.

Учебно-методическое обеспечение.

Материалы:

• различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеящаяся и т. д);

• различные виды ткани;

• картон;

• соленое тесто (соль, мука);

• пластилин;

• природные материалы;

• вторичное сырье;

• фольга;

• клей ПВА;

• краски (гуашь, акварель, пальчиковые краски).

• Штамповка, формочки.

Оборудование:

• баночки для воды;

• сортиры;

• крупа мелкая и крупная; аква-гель; песок;

• счетные палочки;

• бусы;

• ленты;

• строительный материал;

• шаблоны;

• салфетки;

• образцы готовых изделий;

• массажные мячи

• нитки, пуговицы, шнурки, молнии и т. д

• пипетки, пинцеты, ложечки и т. д.

Наглядные пособия:

• иллюстрации;

• игрушки;

• мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);

• конструктор (палочки Кюизенера);

• набор геометрических тел (Блоки Дьенеша);

• коллекции бумаги, картона, ткани.

• Фигурки (сказочных героев, животных, птиц, морских обитателей и т. д.

Методическое обеспечение.

Помещение, где проводятся занятия по дополнительному образованию (группа раннего развития «Совята», оборудовано: шестью столами, четырнадцатью стульями, сухим бассейном, коррекционными дорожками, столом ромашка, смарт-доской, столом с подсветкой для игры с песком, мольбертом, тремя стеллажами, в котором хранится материал для работы с детьми (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, математические наборы, «чудесный мешочек», кубики Никитина, пуговицы, крупы, аква-гель и т. д).

Занятия проводятся в смежном с группой кратковременного пребывания помещении. Оснащение, площадь, освещение соответствуют СанПиНу 2.4.1.3049-13, «Санитарно – эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; требованиям пожарной безопасности; требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.

Источник