Учебная деятельность и психическое развитие ребенка
Период обучения в школе является качественно новым этапом психического развития человека. Ведь в это время психическое осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включенности в нее самого школьника.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что это ^ этап интенсивного социального развития психики, ее основных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований, так и в новообразованиях в личностной сфере и в формировании субъекта деятельности. Соединение в учебной процессе познавательной деятельности с трудовой подготовкой и нравственным, а также эстетическим воспитанием означает вместе с тем усиление социального развития по всем его направлениям. Отмечая важность учения в течение всей жизни человека, С.Л.Рубинштейн писал, что в школьные годы учению принадлежит особенно существенная роль; к этому периоду полностью можно отнести следующее положение: ребенок развивается обучаясь. По мнению психолога, ^в этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек.
Усвоение суммы знаний и умений является одним из главных продуктов учебной деятельности, который обеспечивается функционированием целого комплекса психических форм и механизмов.
Отличительная черта психического развития школьника состоит в том, что оно носит прогрессивный и вместе с тем противоречивый, гетерохронный характер. Учебная деятельность обеспечивается развитием первичных и вторичных свойств индивидной организации.
Учебная деятельность характеризуется определенной структурой, включающей мотивационную сферу, операционный механизм и конечный результат процесса усвоения новые знания и умения.
Перестройка мотивационной сферы социального плана является выражением тех качественных изменений, которые происходят в личности учащегося за время его учебы в школе.
Включение в учебный процесс означает последовательное решение разнообразных актуальных и перспективных задач: вначале освоение новой социальной позиции школьника, затем позиции члена социальной малой группы, и перспективная задача ^ определение своего положения в обществе. Таким образом, посредством учебной деятельности решаются задачи достижения разных социальных статусов.
Другим основным компонентом учебно-познавательной деятельности являются разнообразные способы и приемы овладения учебным материалом, которые должны быть усвоены школьником в процессе его обучения и воспитания. Б.Г.Ананьев рассматривал их как проявление общего социального развития, как конвергенцию общественного и индивидуального, поскольку операционные механизмы той или иной деятельности, в том числе учебно-познавательной, носят конкретно исторический характер, зависят от уровня техники и культуры.
Различные способы и приемы, которыми овладевают учащиеся в школе в процессе учебной деятельности, имеют принципиальное значение для интенсивного психического развития человека. Таким образом, именно с формированием в школьном периоде операционного механизма связано дальнейшее развитие интеллектуального потенциала взрослого человека.
Следующим основным компонентом учебно-познавательной деятельности является ее продуктивность, выраженная в приобретении новых знаний. В школьном возрасте происходит не только увеличение объема информации, но и качественная перестройка знаний, развитие понятийных, логических структур. Можно выделить следующие основные этапы и черты качественных изменений знаний в процессе усвоения разного рода учебного материала. Во-первых, в процессе овладения понятиями осуществляется переход от функциональных, конкретных и наглядных признаков к абстрактным свойствам. Во-вторых, в школьные годы в развитии знаний наблюдается переход от несущественных признаков к существенным. В-третьих, на протяжении школьного обучения происходит формирование все более сложных систем понятий разного рода.
Формирование субъекта учебной деятельности, направленного на приобретение новых знаний и умений, предполагает развитие и включение его в структуру трех основных блоков:
функционального, операционного и мотивационного. Учебный процесс ввиду его систематичного и многосложного характера требует формирования у школьника определенных качеств субъекта деятельности, таких, как целенаправленность, усидчивость, самоконтроль, трудолюбие, организованность, обеспечивающих длительное и успешное усвоение знаний. Благодаря развитию этих качеств и структуры субъекта в целом уже в процессе овладения знаниями у школьника формируется общая психологическая готовность к будущей трудовой и образовательной деятельности. Однако, в силу существенных различий между субъектом учебно-познавательной и субъектом трудовой деятельности одной из важных и осознанных задач школы является трудовое воспитание, которое необходимо для формирования готовности к труду, с точки зрения прежде всего специальной трудовой направленности и в плане развития операционального состава первоначальных трудовых навыков и умений.
Своеобразие и сложность учебно-познавательной деятельности школьного периода заключается в том, что она осуществляется преимущественно в условиях непосредственного общения с учителями и учениками класса и школы. Субъектом познания ребенок становится по мере того, как он научается быть объектом и субъектом общения: приобретает умение слушать учителя и учеников класса, реагировать на их воздействия.
Становление сложных социальных психологических структур в период школьного обучения, так же как и элементарных психологических образований, осуществляется главным образом в учебно-познавательной деятельности. Это означает, что развитие личности и индивидуальности происходит по мере того, как в процессе учения складываются субъектно-деятельностные структуры. Школьник, становясь субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательных воздействий, в то же время приобретает личностные свойства и личностное отношение к тому, что он делает, к процессу обучения в целом. Наиболее отчетливо роль учебно-познавательной деятельности в формировании и перестройке личностных структур проявляется в мотивационной сфере.
Поскольку учебно-познавательная деятельность является ^ведущей^ в формировании личности школьного периода, постольку наиболее зрелыми оказываются именно те качества, которые в этой деятельности реализуются и которые обеспечивают ее успешное выполнение (добросовестность, аккуратность, ответственность и др.).
Источник
Учебная деятельность. Становление, формирование, развитие.
Психологическую теорию учебной деятельности сформировали главным образом отечественные психологи Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина, А.К.Маркова. Учебная деятельность понятие многогранное, так как иногда определяется синонимом обучения и научения. Также, она рассматривается как специальная форма социальной активности, выявляя себя познавательными и предметными действиями, то есть как ведущая деятельность младшего школьного возраста. По Эльконину, учебная деятельность – это вид деятельности учеников, цель её в усвоении ими теоретических знаний, умений, навыков через дискуссии и диалоги.
Сама концепция учебной деятельности сложилась на основе принципа единства психики и деятельности. Обучение должно решать одновременно несколько задач – обеспечивать познание и обеспечивать психическое развитие. Эльконин и Давыдов разработали концепцию учебной деятельности, где эти задачи реализуются формированием у школьников и студентов теоретического мышления с помощью специальной организации учебной деятельности. Субъект познания, то есть учащийся, должен суметь познать научные понятия теоретического типа, также отразить в своей деятельности логику научного познания, и конечно уметь переходить от абстрактного к конкретному. В учебной деятельности образовательный процесс толкуется как развитие психических новообразований и познавательных способностей. Через выстраивание предметного содержания учебный предмет формирует познание учащегося. Ученик здесь находится в роли «познающего новое» в специально организованных условиях. А источник развития познавательной активности заключается в организованном обучении. Поэтому чем лучше созданные условия обучения, тем легче будет идти развитие учащегося.
Результатом учебной деятельности является изменение субъекта познания, развитие у него теоретического мышления, а именно рефлексии, планирования, анализа, абстракции и обобщения.
Учебная деятельность, как и любой вид деятельности, имеет свои особенности. Это такая деятельность, которая побуждается только адекватными мотивами, а именно мотивами личностного роста, то есть она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач. Это деятельность, заключающая в себе овладение общими способами действия в области научных понятий. Результат этой деятельности в изменении психических свойств и поведения учащегося.
Рассматривая такое понятие как «учебная деятельность» необходимо остановиться подробнее на её структурных элементах. Основная составляющая это понимание учащимся учебных задач, она помогает ему овладеть новыми способами действий и обобщенными отношениями изучаемых знаний. Еще один элемент это выполнение учащимся учебных действий, которые направлены на выявление ведущих принципов, моделирование отношений, приобретение способов перехода от общего к частному и наоборот. Ну и конечно третья составляющая это осуществление учеником контроля и оценки, то есть учащийся сопоставляет свои результаты с образцом, и при несовпадении корректирует их.
Также в структуре учебной деятельности выделяют потребности и мотивы учебных действий. Потребность учебной деятельности это стремление ученика овладеть теоретическими знаниями из какой либо научной области. Потребность учебной деятельности уточняется в мотиве, здесь общее стремление ученика к овладению теоретическими знаниями направлено на усвоение общего способа решения задач.
Чтобы у учащихся сформировалась учебная деятельность следует овладеть учебными действиями, необходимо чтобы их деятельность стала именно деятельностью по решению учебных задач, также важно чтобы в учебном процессе главенствующее место занимали саморазвитие и самовоспитание. Формирование учебной деятельности – есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя [1].
Становление учебной деятельности заключается в развитии каждого из элементов учебной деятельности и их взаимосвязей, в развитии операционального и мотивационного компонентов учения, важно присутствие развивающего и воспитывающего аспектов учебной деятельности, ну и конечно изменение учащегося в субъекта своей учебной деятельности.
Управление учителем становлением учебной деятельности учащегося, это и есть процесс формирования учебной деятельности. В процесс этого управления входит совершенствование учащимся каждой составляющей учебной деятельности, взаимосвязь этих составляющих, а также переход некоторых элементов к учащемуся для самостоятельного обучения им.
По В.В.Репкину учебная деятельность возникает тогда, когда появляется потребность понять объективное обоснование каких либо действий. Многие ученые считают, что учебная деятельность рождается посредством перехода от игровой деятельности ребенка, но есть мнение, что в игре у малыша лишь возникают какие-то свойства и особенности, а учебная деятельность впоследствии на них опирается. Таким образом, игра создает предпосылки для развития учебной деятельности. Формирование учебной деятельности начинается с решения практических задач. Этот процесс значим для ребенка, так как происходит овладение каким-либо практическим умением. Далее, эта практическая задача превращается в практически-познавательную, здесь способ и результат расчленяются в сознании ребенка. Затем, учебная задача превращается в учебную по смыслу, она становится учебно-практической, то есть ребенок должен найти способ для решения практической задачи. Здесь важно чтобы задача поиска способа решения стояла не в частном, а в общем виде. Это задает ребенку путь к самостоятельному решению последующих задач. Также стоит отметить, что ставит задачу, условия и выделяет неизвестное учитель, поэтому ученик здесь еще не субъект учебной деятельности. Становление субъекта начинается дальше, с возникновением учебного интереса, учащийся чувствует, что может что-то сделать, какое-то открытие, что-то новое для себя. Ребенок уже может не только организовать действие, но и осуществить контроль над ним. Это была первая стадия – ребенок стал участником деятельности коллективно-распределенной. На следующем этапе в обучение вводится система понятий. Здесь ребенок находит общий принцип построения действий, и он уже способен самостоятельно строить действия. Учебно-практическая задача становится учебно-исследовательской, а интерес учащегося здесь учебно-познавательного характера. Далее, на третьем этапе учебно-познавательный мотив превращается в побудительный мотив, практическое действие перевоплощается в операцию, а практическая задача становится учебно-теоретической. При смене этапов меняются особенности общения между участниками учебной деятельности, и их формы организации взаимодействия.
Функция учителя в учебной деятельности состоит в её организации, а не в передаче знаний. Он занимается постановкой задач и организует их решение. Учитель должен глубоко знать свой материал, отлично ориентируясь в нём, умея найти что-то новое. Ведь решение задачи – это достижение какой-то цели, а чтобы поставить цель необходимо исходить из какого-то нового знания. Деятельность здесь совместно распределенная, коллективная, и учитель выступает как участник идеи.
Нагляднее всего рассмотреть деятельность учителя в рамках структуры учебного занятия. Оно имеет три части: мотивационно-ориентировочная, операционально-исполнительная, рефлексивно-оценочная. В первой части учитель «уравновешивает» знания учеников, нужных для выполнения учебной деятельности. Создает мотивацию учебной деятельности и задает цель деятельности, то есть ставит учебную задачу. Планирует деятельность по усвоению новых способов действий, и выбирает для этого средства и методы. На следующем этапе учитель должен создавать предпосылки для ввода ученика в процесс решения учебно-практических задач. Здесь учитель приводит ученика к тому, что ему нужно самому овладеть общим способом действий. Также его деятельность направлена на предоставление образца общего способа действий и плана его овладения, а также на использование учащимися плана общего способа действия для аргументации хода решения учебных задач. Результатом выше перечисленного становится достижение цели учебной деятельности – учащиеся познают общий способ решения задач. В третьей части выполняется оценка своей деятельности, рефлексия, и обучение получения позитивных эмоций от решения задачи.
Учебная деятельность – это ведущая деятельность младшего школьного возраста. В результате этой деятельности возникают такие новообразования как произвольность учебно-познавательных действий, развитие основ теоретического мышления, самого субъекта этой деятельности. Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов; объяснение возникающих в школьном возрасте основных новообразований невозможно вне анализа процесса формирования учебной деятельности и ее уровня [2]. Формирование учебной деятельности это акт постепенного перемещения исполнения каких-либо элементов учебной деятельности к учащемуся для самостоятельного осуществления.
Список использованных источников
Электронные издания (интернет источники)
1 Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание, 1074. С.49
https://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2391.htm
Учебные издания
2 Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
Черновцова Г.С.
Источник
РАЗДЕЛ 2
1 ОБУЧЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1.3. Основные линии психического развития в процессе обучения и воспитания
Психическое розпиток ребенка как его целостное личностное развитие, осуществляется одновременно ПО трем линиям:
• личностная сфера (развитие социального поведения, направленности, ценностных ориентаций, самосознания);
• психологическая структура и содержание деятельности (возникновение и развитие целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);
• познавательная сфера (становление интеллекта, развитие механизмов познания).
Таким способом человеческий индивид развивается как личность, субъект деятельности и субъект познания.
В ходе организованного учебно-воспитательного процесса изменяются различные аспекты психического устройства ребенка: происходит накопление знаний и представлений ученика, совершенствование и изменение его способов и умений выполнять разнообразные действия, формируются новые установки и ценности, мотивы и интересы, общие качества личности. В целостном развитии ребенка как ученика и воспитанника необходимо выделять три основные направления прогрессивных изменений:
• развитие знаний и способов активности в ходе обучения;
• развитие психологических механизмов применения усвоенных способов действий, прежде всего таких обобщенных приемов умственной деятельности, как абстрагирование, сравнение, обобщения, анализ, синтез и перенос, которые проявляются в разных видах (учебные предметы) и даже типах деятельности;
• развитие общих качеств личности (личностной направленности, психологической структуры деятельности, сознания и мышления).
В последнем случае развитие личностной направленности заключается в формировании ведущего типа направленности личности ученика (на обучение, на узнавание или на взаимоотношения с окружающими). На модели формирования учебной деятельности впервые в онтогенезе происходит становление целостной, завершенной психологической структуры деятельности как таковой с ее мотивационным, ориентировочно-организационным, исполнительским и рефлексивно-оцінковим компонентами. Развитие механизмов сознания и мышления идет по пути от установления ассоциативных связей (зима – холодная, елка – зеленая) как ведущего механизма функционирования сознания первоклассника через конкретный связь (блестящий, твердый, полезный – металл) в начальной школе и конфубулятивний, присущ ученикам средних классов (если снег нагреть, то он потечет) до целостного связи па основе сущностных признаков, который как механизм сознания и мышления старшеклассников является верхушкой развития.
Оптимальными педагогическими условиями развития указанных психологических феноменов есть условия развивающего обучения. Основными педагогическими условиями психического развития в рамках такого обучения являются следующие положения:
• новые действия и способы действий подаются на основе учебной задачи; новое содержание специально выделяется для ребенка и моделируется в теоретически обобщенной форме;
• усвоение идет в обобщенной абстрактной форме;
• формирование направленности ребенка происходит через выделение специфики деятельности, через оценку ее личности в связи с выполнением деятельности. Психолого-педагогическими доминантами такой системы
обучения выступают:
• теоретическое мышление как следствие усвоения теоретических знаний и умений;
• творчество как ядро личности;
• активная личность, которая себя создает;
• рефлексия;
• учебная деятельность, имеющая сложное строение.
Только при условии сочетания их можно надеяться на положительные результаты такого обучения.
Источник