Участие в конкурсах как путь развития ребенка

Участие в конкурсах как путь развития ребенка thumbnail

МУ ДО «Усть-Ордынская детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

НА ТЕМУ:

«Участие в конкурсе, как один из аспектов мотивации детей к самореализации через творчество в условиях дополнительного образования»

Составила: Кожевникова А.С.,

преподаватель МУ ДО «Усть-Ордынская ДШИ»

2015 г.

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии творческих способностей в музыкальной области и практических действий на путик исполнительскому мастерству.

Дополнительное образование, как вспомогательное к основному, помогает осуществить заказ государства. Здесь возможно воспитание настоящего гражданина России, а особенно развитие его творческой составляющей. Творческое развитие детей во все времена было важным вопросом, которому уделяло внимание абсолютное большинство педагогов. Они постоянно придумывали и продолжают придумывать новые средства, приемы и методы, с помощью которых можно решить эту проблему.

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников в дополнительном образовании становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности являются одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Создаются условия для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность на данный момент еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы преподавателя.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и преподавателей ДШИ. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме. Победы и участие детей в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Любой, даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией и потребностями музыкальных школ – это культурное событие, акция, позволяющая осуществить «смотр» наличного состава (контингента) учащихся с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных педагогических сил, помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев.

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся, оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствует развитию гармоничной личности. Приоритетное направление конкурсной деятельности – развитие музыкальной культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве.

Очень важно вовлечение в этот процесс родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. И здесь становится уже не так просто. Исходя из своего личного опыта, я могу выявить три ситуации. Рассмотрим первую из них: и родители и ребенок одинаково высоко заинтересованы в развитии творческого потенциала последнего. Казалось бы, что может быть лучше? Однако тут существуют нюансы, например, у родителей изначально поставлены высокие цели, такие, как призовые места, начиная с первых выходов на конкурсную сцену, а ребенок, в силу недостаточности опыта просто на данный момент этим требованиям не соответствует. Здесь важна работа именно с родителями, необходимо также, как и ребенку, донести, что сразу ничего не бывает, и что именно регулярная работа ВОЗМОЖНО(!) может принести какие-то плоды. У меня в практике было такое, что родители, после неудачного выступления ребенка сказали ему, что в таком случае смысла продолжать конкурсную деятельность нет. Этого допустить никак нельзя. Проводились долгие беседы, в качестве примера я приводила истории тех учеников, которые благодаря долгому, упорному труду, через ряд поражений, таки вышли на достаточно высокий уровень.

Возможна и такая ситуация: ребенок хочет и готов прикладывать усилия, пытаться, проигрывать, извлекать из всего из этого свою пользу, а родители зациклены на учебе в общеобразовательной школе. Здесь понять родителей можно, ведь все мы знаем какая нагрузка сейчас у детей в основной школе и какие высокие требования. А если учесть, что далеко не все конкурсы уровня выше школьного проводятся в выходные, каникулярные или праздничные дни, то тревоги родителей вполне обоснованы. То есть ребенок вынужден пропускать занятия в общеобразовательной школе, что не может не тревожить современных родителей. В этом случае можно провести работу с самим ребенком. Нужно постараться помочь ему правильно и грамотно распределить свое время, чтобы успевать подготовиться к обеим школам.

И, наконец, третья ситуация: родители очень хотят участия в конкурсах и каких-то результатов, а ребенок не проявляет абсолютно никакого стремления и интереса в эту сторону. В этом случае можно попробовать объединить усилия с родителями вместе пытаться пробудить этот интерес различными способами. Это, например, выступления на концертах малого масштаба для начала, игра в ансамбле. Я, например, на один маленький конкурс объединила своих старших конкурсантов с учениками младших классов, получился квартет. Дети смотрят, у них появляется желание научиться играть так же, как старшие, появляются какие-то зачатки интереса.

Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт публичных выступлений. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от взрослых, руководителей участников. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников. Часто бывает, что успех приходит не сразу, и у ребенка появляется страх перед поражением. Тут важно научить его извлекать выгоду из своей неудачи, научить получать опыт из этого. Известная поговорка «Москва не сразу строилась» очень актуальна в этой ситуации. Если педагог сможет правильно настроить ученика, у последнего возникает так называемый спортивный интерес. Ребенок начинает задаваться вопросом: почему его соперники равны ему по возрасту, но у них получается выбиться на вершину пьедестала, а у него нет. Ученик на конкурсах в первую очередь должен слушать других участников, смотреть на них, перенимать их опыт. Что-то он возьмет, что-то пригодится, конечно же не все. Здесь важно чувство меры, чтобы не стать копией кого-то, ведь каждый ребенок уникален, а простое копирование может напрочь перекрыть именно творческую составляющую, что конечно никому не нужно. Таким образом, накапливается определенный багаж из собственного опыта (он уже более спокойно и раскованно чувствует себя на сцене) и личного впечатления от восприятия выступлений других детей. Начинать лучше всего с небольших конкурсов, например, школьных, районных, потом городских. Но планку всегда следует повышать, чтобы не оставаться на одном уровне. Спустя какое-то время, этот багаж начинает давать свои плоды, появляются первые успехи. Начинается вторая стадия самообразования и самореализации. Любому человеку нравится, когда у него после каких-то трудностей начинает что-то получаться. Здесь опять же важно не понижать уровень, занятия становятся более интенсивными, но приносят больше удовольствия, а отсюда и пользы. У ребенка появляется стимул к дальнейшей самореализации, он начинает искать все новые возможности для улучшения своего исполнительского уровня. Например, если на начальном этапе достаточно было прослушать новое произведение в одном варианте исполнения, то теперь, опять же исходя из опыта своих учеников, они начинаю прослушивать не просто несколько вариантов. Дети самостоятельно изучают произведение, в частности я говорю о произведении Равеля «Павана на смерть Инфанты», которое исполняет мой ученик, с разных ракурсов: для начала, он изучил биографию композитора, эпоху, в которой тот жил и творил. Потом он прослушал некоторые известные его произведения, и, в конце концов, ученик прослушал данное произведение в исполнении на разных инструментах, в частности на скрипке, фортепиано, флейте. На мой взгляд, это является ярким проявлением стимула к своей реализации. Также, я неоднократно наблюдала ситуацию, когда мои конкурсанты играют не только свои произведения, но и переигрывают программу друг друга, возникает так называемое «здоровое» соперничество, например, кто лучше сыграет тот или иной пассаж.

Участие в конкурсах дает стимул также и для самообразования. Ученики, слушая других участников, узнают новые произведения, и у них возникает желание самостоятельно ознакомиться с ними. Неоднократно ученики приходили ко мне с просьбой помочь разобраться со сложным местом или взять в программу то или иное произведение.

Конечно, я сейчас привожу в пример своих старших ребят, те, что помладше, пока только начинают свой путь к самореализации, но первые шаги я уже вижу. Все это происходит не сразу, после одного-двух конкурсов, все нарабатывается постепенно, азарт приходит со временем. Наша с вами задача вовремя заметить потенциал и желание, и направить его в нужное русло. И в заключении, хотелось бы сказать о том, что конкурсы и фестивали в первую очередь должны быть в радость, особенно начинающим музыкантам, а те, кто постарше, уже почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к самореализации к продолжению занятий. Творческое развитие учащихся, в процессе выступления на конкурсной сцене, становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.

Источник

Педагогическое чтение  

Тема: «Влияние фестивалей, конкурсов и спартакиад на развитие личности ребенка» 

Подготовила: старший воспитатель ГДО МБОУ Алгачинской СОШ Фатеева Светлана Александровна

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии творческих способностей в дошкольных учреждениях и практических действий на пути к мастерству.

Наша группа дошкольного объединения одна из многих, которая находится далеко от центра Зеи, Амурской области, и не всегда есть возможность, куда-то выехать и показать себя – что мы умеем, какие мы дружные и отчаянные дети. Сейчас очень много в интернете возможностей, чтобы участвовать в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах. И это очень хорошо, но участвуя дистанционно, ребёнок не может ощутить тот азарт и ту силу духа, которую он испытывает в действительности, участвуя и переживая за каждый момент своего выступления и переживания за своего товарища в команде. Последние три года, я стараюсь вывозить детей на различные мероприятия и одних и с родителями. Как приятно наблюдать за творением своего шедевра. Родители и дети вместе получают положительные и нереальные эмоции. Спасибо отделу образования Зейского районного Амурской области за понимание и оказанную помощь в доставке, хотя это и не всегда легко. У нас одна разновозрастная группа и не всегда, получается, достичь тех результатов, которых хочется, то воспитанников не хватает определённого возраста, то детки совсем маленькие. Я не ищу, каких то одарённых детей, все они у нас очень эмоциональные, раскрепощенные, свободные в поведении и в разговоре, и поэтому я как педагог стараюсь заинтересовать всех дошкольников в различных соревновательных мероприятиях, чтобы ощутит тот дух победы и испытать это самому ребёнку. Иногда видя их слёзы, как они переживают, что победа досталась другим, это в них организует и стимулирует вернуться и доказать всем, что они лучшие. И именно с этими слезами у них вырабатывается стержень настойчивости, упорства и силы духа.

Я считаю, что творческое развитие детей является одним из важных вопросов, которому уделяется большое внимание. Ведь только так можно помочь дошкольнику быть лидером для своих сверстников и личностью. Мы постоянно придумываем новые средства, приёмы и методы,   с помощью которых можно решить проблему – неуверенности, стеснительности, зажатости.

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие дошкольников в дополнительном образовании становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей дошкольников, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в дошкольном учреждении является серьезной поддержкой для творчески одаренных и не одарённых детей. Ведь мы и только мы можем раскрыть ребёнка, с которым мы играем, занимаемся и проводим большую часть времени в сутки. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в дошкольнике возможности и раскрываются инновационные формы и подходы к организации образовательного процесса, направленного на творческое развитие личности. Через все пройденные этапы: конкурсы, фестивали и т.д. у ребёнка воспитывается самоконтроль и самостоятельность.

Чтобы выйти на высокий уровень, дети проходят, начиная с маленькой ступени конкурсной программы, и это им помогает понять и критиковать себя. Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение дошкольников к активной конкурсной и концертной деятельности являются одной из составляющих системы образовательного процесса дошкольного учреждения. Создаются условия для оптимального развития одарённых детей, включая тех, чья одаренность на данный момент еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одной из главных направлений в моей работе.

Возможность участия в различных конкурсных мероприятиях является сильнейшим стимулом для упорной работы, как детей, так и педагогов дошкольного учреждения. Организованная конкурсная деятельность стимулирует дошкольников продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме. Победы и участие детей в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Любой, даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией   – это культурное событие, акция, позволяющая осуществить «смотр» наличного состава (контингента) участвующих с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных педагогических сил, помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев.

Как приходится иногда всматриваться в лица детей и понимать, что они переживают, волнуются, радуются, и только тогда выплёскивают наружу свои настоящие эмоции. Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания дошкольников, оказывает благотворное влияние на их развитие  и способствует развитию гармоничной личности. С помощью этого они учатся управлять собой и своими талантами.  

Очень важно вовлечь в этот процесс родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс, чтобы поддержать своего ребёнка и дух коллективизма. И здесь становится уже не так просто. Исходя из своего личного опыта, я могу выявить три ситуации. Рассмотрим первую из них: и родители и ребенок одинаково высоко заинтересованы в развитии творческого потенциала последнего. Казалось бы, что может быть лучше? Однако тут существуют нюансы, например, у родителей изначально поставлены высокие цели, такие, как призовые места, начиная с первых выходов на конкурсную сцену, а ребенок, в силу недостаточности опыта просто на данный момент этим требованиям не соответствует. Здесь важна работа именно с родителями, необходимо так же,  как и ребенку, донести, что сразу ничего не бывает, и что именно регулярная работа ВОЗМОЖНО(!) может принести какие-то плоды. У меня в практике было такое, что родители, после неудачного выступления ребенка, сказали ему, что в таком случае смысла, продолжать конкурсную деятельность нет, ЭТОГО КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ! Проводились долгие беседы, в качестве примера я приводила истории тех дошкольников, которые благодаря долгому, упорному труду, через ряд поражений, таки вышли на достаточно высокий уровень. Возможна и такая ситуация: ребенок хочет и готов прикладывать усилия, пытаться, проигрывать, извлекать из всего из этого свою пользу, а родители зациклены на безразличии ко всему, где бы ни проявлял себя ребёнок (мотивируя это тем, что им некогда и это ни к чему). И мне как педагогу очень жаль таких родителей, которые не хотят наблюдать за результатами своего ребёнка. И я как педагог беру эту ситуацию в свои руки и прошу разрешения у родителей сопровождать и участвовать в мероприятиях.  И, наконец, третья ситуация: родители очень хотят участия в конкурсах и каких-то результатов, а ребенок не проявляет абсолютно никакого стремления и интереса в эту сторону. В этом случае можно попробовать объединить усилия с родителями вместе пытаться пробудить этот интерес различными способами. Это, например, выступления на концертах малого масштаба для начала. Я, например, на один маленький конкурс объединила своих воспитанников: старшую подгруппу конкурсантов с  подгруппой младшей, получился отличный ансамбль. Дети смотрят, у них появляется желание научиться играть так же, как старшие, появляются какие-то зачатки интереса. Участие в конкурсах дает детям возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт публичных выступлений. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от нас  взрослых. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников. Часто бывает, что успех приходит не сразу, и у ребенка появляется страх перед поражением. Тут важно научить его извлекать выгоду из своей неудачи, научить получать опыт из этого. Известная поговорка «Москва не сразу строилась» очень актуальна в этой ситуации. Если я смогу правильно настроить дошкольника, у последнего возникает так называемый спортивный интерес. Он начинает задаваться вопросом: почему его соперники равны ему по возрасту, но у них, получается, выбиться на вершину пьедестала, а у него нет. Участник-дошкольник на конкурсах в первую очередь должен слушать других участников, смотреть на них, перенимать их опыт. Что-то он возьмет, что-то пригодится, конечно же, не все. Здесь важно чувство меры, чтобы не стать копией кого-то, ведь каждый ребенок уникален, а простое копирование может напрочь перекрыть именно творческую составляющую, что конечно никому не нужно. Таким образом, накапливается определенный багаж из собственного опыта (он уже более спокойно и раскованно чувствует себя на сцене, на площадке, в коллективе и т.д.) и личного впечатления от восприятия выступлений других детей. Поэтому мы всегда сначала начинаем с небольших конкурсов, например, дошкольных, а потом уже и районных,  и городских. Но планку всегда следует повышать, чтобы не оставаться на одном уровне. Спустя какое-то время, этот багаж начинает давать свои плоды, появляются первые успехи. Начинается вторая стадия самообразования и самореализации. Любому человеку нравится, когда у него после каких-то трудностей начинает что-то получаться. Здесь опять же важно не понижать уровень, занятия становятся более интенсивными, но приносят больше удовольствия, а отсюда и пользы. У ребенка появляется стимул к дальнейшей самореализации, он начинает искать все новые возможности для улучшения своего исполнительского уровня. Например, если на начальном этапе достаточно было прослушать новое произведение в одном варианте исполнения, то теперь, опять же исходя из опыта своих учеников, они начинаю прослушивать не просто несколько вариантов.

Участие в конкурсах дает стимул также и для самообразования. Дети, наблюдая и слушая других участников, узнают новые произведения, новые упражнения, захватывающие работы и у них возникает желание самостоятельно ознакомиться с ними. Я даже помню один из эпизодов, который случился на спартакиаде, где мы показали себя одной целой командой, и я в них видела воинов и борцов за свою победу за честь нашего дошкольного учреждения. Они подходили и планировали, как лучше выполнить ту или иную эстафету, чтобы опередить противников.

Конечно, это приносит мне огромную радость и в работе с детьми и сближает в работе с родителями, которые уже с уверенностью доверяют мне своих детей и поэтому я вижу их и первые шаги и то как они спотыкаются и плачут и смеются и это очень дорогого стоит.

И хочется поделиться со своими задачами, что мы – педагоги должны вовремя заметить потенциал и желание, и направить его в нужное русло. И в заключении, хотелось бы сказать о том, что бы это не было или конкурсы, или фестивали, или спартакиады в первую очередь должны быть в радость, особенно начинающим  участникам, а те, кто уже почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к самореализации к продолжению занятий. Всё это приводит к развитию дошкольников и в процессе выступления на конкурсной сцене, становится итогом определенного этапа совместной работы воспитателя и ребёнка.

Источник