Участие семьи в развитии ребенка
Роль семьи в развитии ребенка.
Общаясь с другими родителями сначала в детском саду, а потом и в школе, сталкиваешься с таким подходом некоторых родителей к учителям и воспитателям, что за воспитание наших детей они (воспитатели или учителя) получают деньги, вот и пусть воспитывают. Такими родителями совершенно не учитывается тот факт, что все же основное воспитание и развитие ребенок получает в своей семье. Сегодня я хочу поделиться своими мыслями на эту тему и узнать ваше мнение.
В последнее время в периодических изданиях и в Интернете появилось много статей о том, что такое развитие ребенка в семье. Главный вывод, который напрашивается после изучения всей этой информации, сводится к тому, что в хорошей семье будет хороший ребенок, а в плохой семье – плохой. Причем нет конкретного определения «хорошей» и «плохой» семьи.
Так что же такое семья?
Википедия дает такое определение: «Семья – социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Роль семьи в развитии ребенка – это очень немаловажный фактор.
Вспомните свое детство, то, что осталось в вашей памяти… Какая была атмосфера в родительском доме, или, может быть, какое-то приятное событие, запомнившееся своей неповторимостью, а может быть, страх, который был вами пережит в связи с каким-то непонятным для вас происшествием… Именно психологическая атмосфера в доме во многом определяет роль семьи в развитие ребенка, в большой степени влияет на становление маленького человека, как личности, именно семейный микроклимат накладывает глубокий отпечаток на последующее развитие ребенка.
Семейная погода.
А как часто мы, родители, задумываемся о том, что влияет на внутрисемейный климат? Атмосфера в семье обусловлена взаимоотношениями всех членов семьи, проживающих совместно. И в то же время просто необходимо обращать внимание на степень родительского эмоционального участия в переживаниях детей, авторитетность родителей и степень их контроля за детьми. Если отношение к ребенку эмоционально нейтральное, холодное, то это самым неблагоприятным образом отражается на ребенке. Такие методы воспитания ослабляют, обедняют и просто затормаживают развитие ребенка. Любой малыш нуждается в эмоциональном тепле, но и оно не должно быть чрезмерным. Иначе ребенок может быть настолько привязан к родителям, что уже во взрослом возрасте он будет не способен начать жить самостоятельно.
Проблемы ребенка или семьи?
Но в любой семье возникают трудности. Наверняка и каждый из вас сталкивался с определенными так называемыми кризисными моментами в жизни. Психологи утверждают , что иногда трудности, которые могут сопровождать развитие ребенка в семье, могут быть отражением проблем, возникших внутри самой семьи. Это может быть признаком нарушения нормальных отношений для этой отдельно взятой семьи. В таком случае необходима помощь не только ребенку, но и всей его семье.
Как ребенок воспринимает свою семью?
Ребенок дошкольного или младшего школьного возраста не может себе представить другую семью, чем та, в которой он живет. Другими словами, у самого ребенка не может быть плохой или хорошей семьи, он живет в привычном для себя мире. Вы, наверное, встречали такие семьи, где на ребенка не обращают внимания, или, наоборот, заставляют его учиться с утра до вечера, или ребенок может страдать от физических наказаний. Каковы бы ни были внутрисемейные отношения, семья не является для ребенка и его восприятия чем-то травмирующим. Ребенок в такой семье не понимает, что его семья негативно воздействует на его развитие и воспринимает такие отношения как норму. Но от этого роль семьи в развитии ребенка не становится менее глобальной. Воспитание такими методами приводит к искажениям и проблемам в развитии ребенка.
Оценки родителей.
Особое внимание надо обратить на то, как оценивают родители своего ребенка. Чаще всего оценка ребенка происходит сама собой, родитель просто дает своему малышу характеристику, как положительную (аккуратный, умный, послушный), так и отрицательную (непоседливый, хитрый, медлительный). И даже такая «мелочь», как вскользь оброненное слово, может помешать гармоничному развитию ребенка. Если малышу постоянно давать оценки, то это приводит к определенному видению себя, что может провоцировать определенные поступки (например, раз вы говорите, что я – плохой, то я таким и буду). Ребенок может привыкнуть к оценкам других, ему не нужно будет задумываться о своем внутреннем состоянии, заниматься осознанием своих эмоций, мыслей, влечений. В итоге может вырасти человек, не имеющий своей точки зрения, и зависящий от мнения других людей.
Развитие ребенка в неполной семье.
На развитие ребенка оказывают влияние оба родителя. А каково развитие мальчика или девочки в неполной семье? Многочисленные исследования на эту тему в основном сводятся к тому, что жизнь ребенка в неполной семье отличается от жизни детей в полных семьях, что существенно влияет на особенности личного развития ребенка. Неполная семья зачастую сталкивается не только с материальными проблемами, но и с тем, что один родитель не может реализовывать две роли – матери и отца – одновременно.
Неполные семьи возникают по-разному. Число женщин, рожающих ребенка «без мужа», повышается, заканчиваются разводом многие браки. В современном мире стало обычным явлением воспитание ребенка одним из родителей. Чаще всего неполная семья негативно влияет на развитие ребенка и формирование его личности.
Статистика
Есть мнение, что дети, которые выросли без отца, нередко имеют повышенный уровень тревожности, пониженный уровень притязаний, у таких детей невротические симптомы встречаются чаще, мальчики могут с трудом общаться со сверстниками, становиться драчливыми и грубыми. Ребенок может начать бунтовать против зависимости от матери, но может вырасти вялым и пассивным. А еще у детей из неполных семей чаще наблюдается нарушение самооценки.
И в то же время нельзя сказать однозначно, что семью надо сохранять «ради ребенка». Для гармоничного развития личности ребенка важнее доброжелательная атмосфера в доме, чем наличие обоих родителей, которые постоянно ссорятся.
Влияние семьи на развитие ребенка неоспоримо. Семья оказывает огромное воздействие на то, кем вырастет ваш малыш, каким будет его место в обществе.
Источник
Реакция игнорирования
Семья – самая важная социальная группа в обществе. Она играет важную роль в жизни и развитии ребенка, удовлетворении его физических и эмоциональных потребностей, а также в моральном воспитании. Какие ошибки часто допускают родители в воспитании?
Обучение и воспитание ребёнка в семье
Одна из главных ролей семьи в обществе заключается в создании условий, в которых дети могли бы учиться позитивным ценностям, отношениям, поведению и навыкам на протяжении всей жизни. Родители должны научить своих детей быть ответственными за свой выбор, принимать участие в образовании своих детей, преподавать необходимые жизненные уроки. Ценности, формирующиеся в семье, влияют на выбор, который члены семьи делают как внутри, так и вне своей семьи в течение всей жизни.
Воспитание детей зависит от семейного опыта, который накоплен всей историей, традициями и культурой данной семьи.
Родители защищают и материально обеспечивают детей
Когда дети рождаются и растут, они сильно зависят от своих родителей и других членов семьи, которые заботятся о них. Семья нужна, чтобы защитить и материально обеспечить детей, любить их и оказывать эмоциональную поддержку.
Ребёнок нуждается не только в пище, одежде и крове, чтобы выжить, но у него также есть эмоциональные потребности. Дети, да и каждый из нас, хочет, чтобы его любили, понимали и поддерживали. В идеале члены семьи любят друг друга безусловно и поддерживают во всём, независимо от обстоятельств.
В такой семье каждый, и маленький ребенок, обучающийся катанию на велосипеде, и подросток, пытающийся пережить свой первый разрыв, и молодой женатый взрослый с детьми, которого только что уволили, может найти утешение в любви и эмоциональной поддержке своей семьи.
Доверительные отношения в семье
Ошибки современного воспитания
Семейные ценности за последние несколько десятилетий значительно изменились в связи с тем, что более 40 процентов из рожденных детей приходится на незамужних женщин. Это семьи, в которых мать заменяет отца. Растет число семей с неродным отцом, вследствие повторного брака матери.
По различным причинам многие из детей живут без своих родителей (ныне здравствующих) в доме бабушки и дедушки или родственников. При этом родительская роль в воспитании детей, особенно в долгосрочной перспективе, значительно снижается.
Вместо того, чтобы воспитывать своих детей в духе добра и благородства, целеустремленности и взаимопомощи, помогать ребёнку искоренить его личностные дефекты и усвоить хорошие качества, большинство сегодняшних родителей считают, что покупать дорогую одежду и продукты питания, платить высокую плату за образование – это их единственная обязанность. Они не понимают, что все это заставляет детей желать только материальных удовольствий, подпитывающих в них недостатки.
Вместе с тем, только счастливые родители могут породить счастливое поколение. Научить детей быть счастливыми возможно при доверительном общении родителей с детьми. Однако большинство современных родителей живут в спешке и стрессе. Когда мать и отец постоянно находятся в стрессовом состоянии, детям не хочется разговаривать с ними, делиться своими идеями, мыслями и проблемами.
Можно выделить несколько основных ошибок в поведении родителей, которые негативно сказываются на воспитании ребёнка:
- Привычка всегда жить прошлым не позволяет родителям понять своих детей, которые в силу своей природы легко забывают свое прошлое и всегда живут в настоящем. Поэтому дети счастливы здесь и сейчас. Когда родители вспоминают события прошлого и продолжают нести на себе бремя плохого опыта, с которым сталкивались в прошлом, они не могут слышать и понимать своих детей. Вывод – стараться жить настоящим, чтобы услышать своего ребёнка.
- Негативный разговор и подход в виде высказываний, типа «вы ничего не знаете», «вы бесполезны» причиняют детям огромную боль. Физические травмы исцеляются, но боль, причиненная на моральном уровне, не так легко исцелить. Вывод – мы должны быть всегда позитивны в своем подходе и речи, разговаривая с детьми. Наша беседа должна быть такой, чтобы она воодушевляла ребёнка.
- Не признание своих ошибок перед детьми приводит к напряжению и непониманию. Ведь дети видят все наши ошибки. Но, если родители пытаются скрыть свои ошибки или оправдать себя, то дети стараются сделать, то же самое. Вывод – признавать свои ошибки, тогда дети развивают в себе уважение к нам и пытаются подражать, учатся честно принимать свои ошибки. Ведь без ошибок нет опыта.
- Постоянно пытаться найти недостатки у детей – плохая привычка, приводящая к формированию заниженной самооценки у ребёнка. Вывод – стараться замечать и признавать хорошие качества у ребёнка. В результате со временем он осознает и примет свои личностные дефекты и попытается их искоренить. Постоянно акцентируя внимание на достоинствах наших детей вместо того, чтобы находить в них недостатки, мы будем сами в позитивном настроении, и докажем свою любовь к ребёнку, в которой он так нуждается.
- Сохранение своего личного имиджа во время общения с детьми или другими словами, проявление гордыни своим положением в обществе перед детьми, приводит к тому, что ребёнок игнорирует такого родителя. Он чувствует стену непонимания, и даже отчуждения. Вывод – родители должны вести себя естественно со своими детьми, забывая об своей карьере и положении в обществе. Только тогда они смогут оставаться счастливыми и эффективно воспитывать своих детей.
- Говорить авторитетно не стоит с детьми. Они нуждаются в разговоре на равных и с родительской любовью.
- Не учитывать, что у каждого человека своя природа при общении с детьми, значит отрицать, что ваш ребёнок уникален, как каждый человек. Он может иметь свои природные особенности, которые нужно уважать и принимать родителю как данность Всевышнего. Вывод – разговаривая с детьми, не думайте, что вы говорите с таким же человеком, как и вы. У вашего дитя есть другие черты и природные наклонности, которые вы должны принять и любить их вместе с ним.
- Отсутствие общения с детьми обычно связано с занятостью работой. Мы не всегда выслушиваем проблемы наших детей. Поручив ребёнка школе, мы забываем, что учителя чаще озабочены завершением своей учебной программы, а не состоянием ребёнка. В результате дети оказываются в психическом замешательстве. Они теряют уважение и веру в своих родителей, дерзят и не слушают их. Вывод – непринужденный разговор сближает детей и родителей. Поэтому очень важно, чтобы мы находили время, посидеть и непринужденно поговорить со своими детьми, хотя бы 15 минут в день. Это поможет воспитывать счастливого ребёнка.
- Завышенные ожидания родителей дети чувствуют интуитивно. Поскольку, их эго очень мало, они сразу же воспринимают вибрации ожиданий. Это отрицательно сказывается на их самооценке и мотивации, особенно тогда, когда родители их сравнивают с более успешным другом или подругой. Вывод – любите детей без ожиданий. Вместо того, чтобы ожидать, что «мой сын или дочь сохранит и укрепит мою репутацию в обществе», желательно думать: «я люблю своего ребёнка таким, какой он есть, он моё продолжение…».
Итак, семья выступает в роли защитника, чтобы обеспечить наилучшие возможности для жизни детей. На родителях лежит ответственность не только за физическое, но и духовное развитие своих чад. Обязанности семьи – воспитывать детей в любви и праведности, дать им моральный компас, чтобы они отличали добро от зла, научились верить и надеяться на лучшее.
Родители имеют огромную свободу воспитывать детей в соответствии со своей совестью и ценностями (в рамках законов государства).
Помните: только счастливые родители могут воспитать счастливого ребёнка!
Удачи в воспитании!
Текст: Анатомия здоровья
БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШИ ЛАЙКИ И РЕПОСТЫ ЭТОЙ СТАТЬИ!
Источник
Роль семьи в развитии ребенка
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь) Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь) Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее. Типы семейных взаимоотношений В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания: – демократический – авторитарный – попустический При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
о Принимать активное участие в жизни семьи;
о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
о Уважать право ребенка на собственное мнение;
о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться
Источник