Участие бизнеса в развитии ребенка
Если в Европе и Америке уже давно стало привычным передавать бизнес из поколения в поколение, то в России эта практика не столь распространена. На Западе многие семьи воспитывают детей, вовлекая их в тонкости семейного бизнеса с юного возраста. Таким образом, дети получают те качества и навыки, которые помогут им в жизни независимо от того, чем они будут заниматься. О том, как привить детям азы бизнес-мышления, порталу Biz360.ru рассказала серийный предприниматель Юлия Пескова.
Досье
Юлия Пескова, 37 лет, креативный директор и совладелец интернет-магазинов
Kawaii Factory (подарки и аксессуары) и
Monoroom (модная одежда для девушек) в России, учредитель и директор агентства отдыха и путешествий
DreamyDays Thailand на острове Самуи в Таиланде. Училась на физика, но научной деятельности предпочла предпринимательство.
Зачем мы это делаем
Мы с мужем и нашим партнёром – другом детства – начали первый совместный проект в 2006 году. С тех пор бизнес разросся до нескольких разносторонних предприятий в России и Азии, но крупнейшей по-прежнему является самая первая компания – Kawaii Factory. Она производит милые подарки и аксессуары уникального дизайна, продаёт их оптом и в розницу через интернет и сеть собственных и франчайзинговых магазинов.
Нашим сыновьям 10, 7 и 3 года. Мы активно погружаем их в бизнес Kawaii Factory. Благо, специфика такова, что дети с большим интересом включаются в это.
Каждый родитель хочет дать своим детям всё самое лучшее. Но понимание того, что именно следует давать, может быть очень разным. Можно дать «здесь и сейчас», балуя своего отпрыска и потакая всем его желаниям. А можно давать в долгосрочной перспективе, воспитывая в ребёнке понимание, что «всё самое лучшее» – это результат его и только его труда. Исходя из одного и того же родительского посыла, кто-то воспитывает избалованного, капризного, изнеженного подростка, за которого мама с папой решат все вопросы. А у кого-то вырастает ответственный, волевой, успешный в любых начинаниях и готовый бороться с жизненными трудностями человек.
Мы начинаем относиться к своим детям, как к взрослым людям, когда они достигнут трёх лет. Ощущать себя «большими» им чрезвычайно нравится. Они уверены, что у взрослых такая интересная и лёгкая жизнь, а главное – они могут делать всё, что хотят, когда хотят, с кем хотят и ни у кого не спрашивать разрешения. Детям нравится примерять на себя образ взрослого и мечтать: «ах, как же хорошо будет, когда вырасту!». Они представляют себе равные возможности со своими родителями. Здесь очень важно дать им чёткое и правильное понимание, что же значат эти «возможности», и какова их цена.
Давать ребёнку возможность быть «большим», не значит – подыгрывать ему в равенстве возможностей. Не следует позволять детям распоряжаться ресурсами семьи, как своими собственными. Это неизбежно ведёт к беде, так как ребёнок ещё не осознает взаимосвязи между тем, какие усилия необходимо приложить, чтобы получить что-то. Более того – он ещё не понимает ценность тех или иных вещей и событий. Поэтому для родителя очень важно именно своим примером показывать, как достигается получение разного рода благ.
Нужно объяснять, например, сколько необходимо трудозатрат для покупки мороженого и iPad, iPad и квартиры, в которой ребёнок живет. Ребёнок не осознаёт разницы между ценностью разных вещей. Для него и небоскрёб, и стаканчик пломбира находятся в одном разряде – папа купит (а если не купил, значит просто не захотел покупать).
Это же касается и событий. Чем раньше малыш научится понимать разницу между походом в кино, поездкой в условный санаторий «Клязьма» с бабушкой и трёхнедельным путешествием по лучшим лоджам Кении и Танзании с перелётом бизнес-классом, тем лучше.
У всего есть цена, и она оплачена старанием, умом, ответственностью и трудом. Эти знания очень быстро приносят свои плоды: ребёнок понимает взаимосвязь между всем, что он имеет, и той энергией, которую родители вложили в это. Он начинает уважать получаемое. А также осознаёт свою способность и готовность к достижению этих возможностей.
Шаг за шагом
Я уверена, что погружение в предпринимательство похоже на обучение ходить – ребёнок учится не благодаря каким-то наставлениям и правилам, а только на собственном опыте и ошибках. Пошёл, упал, встал, понял, как делать не надо, снова пошёл, упал, встал. Пока не окрепнешь и не осознаешь все необходимые движения и приёмы, чтобы не падать, не сможешь идти как можно дальше.
Чем раньше такой предпринимательский путь начнётся, тем лучше. Опыт требует новых и новых попыток, навыков и поражений. Ребёнку, который в самом юном возрасте умеет быть ответственным за свои действия и справляться с ударами и неудачами не только на бытовом уровне, но и на социальном, интеллектуальном, эмоциональном – будущее сулит намного больше дивидендов.
По своим детям мы заметили, что младшие с поразительной быстротой учатся у старших. Уступать друг другу дети не любят ни в играх, ни в бизнесе. То, что в 7 лет умел наш старший сын, в 5 лет с лёгкостью делает средний, а младший – уже в 3 года.
Простой пример. В рамках бизнеса наши младшие дети быстро научились понимать, как придумывать дизайн для разных товаров – они просто копировали то, что делал старший (на фото выше – кепка дизайна одного из детей семьи Песковых). Они быстрее разобрались в ассортименте и поняли, что мы можем производить, а что – нет. Со старшим сыном у нас был долгий путь осознания, что, например, мы можем сделать чехол для iPad, но сам iPad придётся купить.
Яблоки и яблони
Чем раньше вы начнёте объяснять своим детям, как устроен мир (и мир бизнеса – в частности), как с ним стоит взаимодействовать, а чего, наоборот, делать не нужно, тем выше шансы добиться успеха. Уже в три года дети способны понимать и принимать участие в том, с чем связан труд их родителей. Сначала – в игровой форме, но и переход к реальным результатам может произойти очень быстро. Тут всё зависит от того, с чем связан бизнес родителя.
Сложно всерьёз вовлечь пятилетнего ребёнка в добычу золота или производство удобрений, но вполне можно в торговый или ресторанный бизнес, швейное или печатное производство. Родитель, как носитель уникального опыта, знает, что в его деле самое интересное и увлекательное. И может понять, что из этого самого увлекательного будет наиболее любопытно его сыну или дочери.
Например, если у вас есть собственная торговая марка, вы можете отвести ребёнка в магазин, где продаются ваши товары и объяснить ему, какой долгий путь они проходят от возникновения идеи в голове до места на полке. Или организовать ему экскурсию по вашему производству, где разрозненные цветные тряпочки превращаются, например, в мягкие игрушки или одежду.
А уж если из этих тряпочек вдруг появляется игрушка, кепка или футболка, которую ребёнок сам придумал (на фото), то его восторгу не будет предела. И вы получите настолько благодарного ученика, что вскоре сможете переходить к менее приятным основам бизнеса. Главное, начать с самых удивительных моментов вашего дела, а когда ребёнок увлечётся, можно переходить к более сложным понятиям и правилам.
Мы каждый раз начинали привлекать своих детей с предложения придумать дизайн для одного из товаров, который им понравился. Например, сделать игрушку по их эскизу или нанести их рисунок на обложку выпускаемой нами тетради (см. фото). Дети включались в это с огромной готовностью. Они видели реализацию своей идеи и её воплощение в жизнь на всех этапах, что заражало их желанием придумывать и создавать ещё и ещё. Кроме этого мы платили им вполне реальные авторские отчисления, которые они накапливали и распоряжались ими по своему усмотрению.
В нашей компании стандартные авторские отчисления – 20% от оптовой цены, из которой вычитается себестоимость и умножается на тираж. Например, мы производим тестовый заказ в 20 игрушек с себестоимостью в 180 рублей и оптовой ценой 350 рублей. Авторские отчисления составляют 6800 рублей: (350-180)х200х0,2.
Заработанные деньги они могут потратить по своему распоряжению. Чаще всего дети покупают на собственные сбережения то, что мы им отказываемся покупать. Нередко они что-то дарят друг другу. И нам тоже, что самое приятное, конечно. Мне вот подарили чехол для телефона, потому что я его всё время разбиваю, а купить новый никак руки не доходили.
Младший партнёр
Вводя ребёнка в курс вашего бизнеса, относитесь к нему не как к подчинённому, а как к младшему партнёру. Дайте ему больше свободы, больше возможностей совершать ошибки. И исправлять их. Пусть он набьёт свои шишки в 10-12-14 лет, пусть терпит крах и возрождается из пепла, всё это ой как пригодится ему в будущем.
Важно помнить – дети изначально всегда стремятся обеспечить себя и свои потребности самостоятельно (тем или иным образом). Главное – не мешать им, не сбивать с толку своей сверхзаботой и выполнением за них каких-то задач. Обязательно нужно показывать пример и направлять в нужное русло их деятельность, поощрять и поддерживать начинания, а если они заведомо губительны, то мягко объяснять, как поступили бы вы.
Если ребёнок настаивает на своём плане действий, дайте ему возможность поступить так, как он хочет. Провалы будут формировать в нём силу воли, ответственность и стремление к новым попыткам, уже более обдуманным и, возможно, обсуждённым с вами.
У наших детей были лишь незначительные ошибки. Какого-то серьёзного краха мальчика ещё не испытали, но всё впереди. Пока они только начинают пробовать себя в каких-то самостоятельных решениях.
Я считаю, что уважение к труду (в том числе родителя) формируется только через понимание потерь и цены успеха. Дайте детям первоначальный капитал, пусть они управляют им – решают, как поступить, во что вложить, что закупить или какой вид товара запустить в производство. Потеря всего или, наоборот, успех, заложат понимание причинно-следственных связей, что позволит в будущем просчитывать свои решения далеко вперед.
Ощутить вкус успеха
Дети очень любят хвастаться. И очень любят, когда их хвалят. Помогайте им получать реальный результат от их труда и учите делиться им с другими людьми.
Представьте, какой успех почувствует ребёнок, когда принесёт в школу вещь, которую он создал сам. И она – не абстрактный уродец, смастерённый вчера на кухне, а нечто высокотехнологичное, учитывающее вкусы и тренды сверстников. Например, это будет пара кроссовок, придуманная им, и выпущенная limited edition для всех друзей по их размерам. Мои дети делали так футболки и рюкзаки, значки и пеналы, блокноты и тетради для своих одноклассников (на фото – обложка по их дизайну).
Это – помимо ощущения успеха – в разы повышает популярность ребёнка в социуме. Не оставляйте результаты труда ваших детей между вами или в рамках вашей семьи. Превратите их в генераторы радости (в школе, в кругу друзей, для людей, которые нуждаются в этом), ведь лучшее, что даёт бизнес – это возможность создавать радость для других. Учите этому своих детей с самого начала.
Интерес к бизнесу даёт свои ощутимые результаты не только для развития детей, но и для вашего дела тоже. У нас была ситуация, когда дети пришли из школы и с порога заявили, что нам срочно нужно закупить в наши магазины одну удивительную штуку. Они увидели её у товарища, только что приехавшего из Гонконга. Конечно же, они, в первую очередь, хотели её себе, потому что она поразила их. Но зная наш подход к работе и делу, они сразу же поразмыслили, что мы быстрее купим и привезём это для бизнеса, чем для них. Поэтому они сформировали именно предложение для закупки в Kawaii Factory, а не для себя лично, что очень нас обрадовало. Так в нашем ассортименте у одних из первых в России появились спиннеры – и принесли нам довольно внушительную прибыль. Так что дети уже вносят вклад в бизнес родителей, чему мы очень рады и горды ими.
Кроме этого дети инспектируют наши магазины. Они смотрят на ассортимент с точки зрения других детей, а не взрослых. Это очень важно, так как мерчендайзер раскладывает товар для взрослых или подростков. Наши дети смотрят, какой товар их заинтересовал, всё ли видно. Теперь мы можем располагать на нижних полках детские вещи, чтобы малыши их видели и брали. А на верхних полках ставить то, что их не интересует, но затрагивает их родителей. То есть уже сейчас сыновья нам оказывают реальную помощь в выкладке товара.
Мы не заставляем своих детей заниматься бизнесом наравне с нами. Мы им предлагаем лишь участвовать в этом и делаем всё, чтобы их вовлечь. Сейчас один из наших сыновей хочет стать художником, а другой искателем кладов. Но время изменить позицию ещё есть!
Советы родителям
Только через совместный опыт можно понять, в чём сильные и слабые стороны вашего ребёнка. Быть может, вашему сыну или дочери совсем не подходит то дело, которым вы занимаетесь, и в продолжателях которого его видите. Лучше понять это, когда 40 лет вам, а не вашему наследнику.
Через бизнес и участие в деятельности родителей с раннего возраста ребёнок усваивает и понимает самые важные вещи. Ему никто и ничего не должен, всё имеет цену, и она бывает очень разной. В жизни ребёнка возникают следующие понятия – действие, решение, слово, ответственность, качество, успех, неудача, прибыль. Чем раньше он усвоит эти правила и понятия, тем легче он будет оперировать ими в жизни.
Вес в обществе (пускай на начальном этапе и детском) человеку придают его навыки и умения
– наблюдать, создавать, доводить до конца, получать результат, выстраивать отношения и продавать свои продукты и услуги.
Ребёнок должен понять, что если он создаёт уникальный продукт или услугу, то именно это особенно ценится. И ценится именно потому, что больше нигде нельзя получить такой товар или услугу (кроме как у него).
Даже если у вас нет никакого собственного бизнеса, развивайте навыки предпринимателя в своих детях. Ведь именно предпринимательское мышление научит их воспринимать любые жизненные трудности всего лишь как вызовы, которые нужно преодолеть.
Как воспитать предпринимателя: 44 важных рекомендации родителям.
Миллионер из Подсосново: как школьник зарабатывает на трафике и лидах.
Не трать время зря, бро: история подростка, который делает бизнес.
Источник
Фото: из личного архива
Предпринимательское мышление — один из ключевых «мягких» навыков, необходимых каждому человеку для собственного развития и карьерного роста. Как воспитать лидерство в ребенке уже с ранних лет, — в материале РБК Тренды
Об авторе: Кирилл Сиваковский, руководитель коммерческих проектов «Школа дела».
В России в последние годы предпринимательство для детей и подростков стало популярной темой. Уроки по бизнес-навыкам в школах всерьез обсуждаются в Минпросвещения после соответствующей инициативы президента, Сбербанк активно занимается обучением детей финграмотности.
При этом, вопреки расхожему мнению, предпринимательство существует не только в коммерческой сфере. Более того, отдельно взятый бизнесмен далеко не всегда является предпринимателем, в то время как многие общественные деятели вполне достойны носить это звание.
По сути своей предпринимательство — это инициирование изменений в реальности. Когда человек чувствует внутренний позыв и начинает действовать, он совершает предпринимательский шаг.
Таким образом, предпринимательство — это состояние мышления, в котором человек, испытав потребность менять мир вокруг себя, актуализирует и реализует ее.
Человек может вполне счастливо жить, не имея предпринимательского мышления. Но в этом случае он будет вынужден находиться в процессах, запущенных кем-то другим. При этом он будет не сможет изменить вектор этих процессов. Мы каждый день видим таких людей: они живут по инерции и ничего не меняют, даже если их что-то не устраивает и раздражает. Чтобы избежать подобной модели, необходимо формировать у ребенка предпринимательское мышление.
Но оно не может быть сформировано умозрительно. Было бы очень удобно, если бы можно было просто сказать ребенку, что надо не бояться, а просто брать и делать. Но предпринимательство — это не одноразовый инсайт, а привычка действовать определенным образом изо дня в день, это modus operandi. Причем предпринимательский навык сложнее формировать после 25 лет, поэтому браться за это надо как можно раньше, желательно еще на самых ранних этапах. Итак, как приучить ребенка мыслить и действовать как предприниматель?
Приобщение к труду с детства
С определенного возраста ребенок должен учиться самостоятельно заниматься бытовыми делами — насколько это возможно.
Он должен видеть, что его деятельность имеет значение и позитивно влияет на него и окружающий мир.
Дети любят копировать взрослых — доведите это копирование до результативной деятельности. Крайне желательно, чтобы любые игры как-то отражались на реальности ребенка. Например, он играет в банкира, потому что папа банкир. Результатом этой игры может стать временное переоборудование комнаты под банк, подарок в виде игрушечного телефона для «важных» звонков, приглашение на ужин с родителями. Постепенно игры сменятся более серьезной деятельностью, но в психике человека останется устойчивый рисунок — моя деятельность имеет значение, само по себе ничего не происходит.
Воспитание толерантности к ошибкам
Ребенок должен усвоить, что ошибки — это не смертельно.
Иногда родители, увидев, как ребенок роняет пакет с продуктами, отбирают его и больше никогда не разрешают ребенку помогать. Так формируется страх провала, иллюзия его необратимости.
Хуже всего то, что провал — это разочарование родителя, ведь в определенном возрасте взрослый для ребенка — это высшая инстанция и авторитет. Мнение родителя — это фактически приговор. У взрослого человека с подобным комплексом есть страх деятельности, избавиться от которого иногда крайне сложно. То, что без ошибок не бывает эффективного обучения, еще в 2011 году доказал в своем исследовании психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер. Он изучал нейронные сигналы в мозге, которые отвечают за реакцию на провал. Мозер доказал, что если избегать ошибки или воспринимать их в качестве показателя отсутствия способностей к предмету, то эффективность обучения заметно снижается. Если у ребенка нет страха, то он активнее фокусируется и выдает правильный ответ быстрее.
Развитие упрямства
Родителей часто раздражает, когда ребенок упирается в своем решении, которое кажется им неверным.
Но упорные попытки совершить задуманное, несмотря на провалы, отличают успешных людей.
Допустим, ваше чадо упрямо сбрасывает подушки с дивана на пол. На полу им, конечно же, не место, и вы возвращаете подушки назад. Ребенок вновь их сбрасывает. Вы сердитесь и отбираете подушки. Так ребенок с ранних лет усваивает, что его упрямство ни к чему не приводит. Человек, усвоивший этот принцип в детстве, отказывается от повторных попыток после первой же сложности. Поэтому не «ломайте» упрямство ребенка, поборитесь с ним и, в некоторых случаях, поддайтесь, а в некоторых одержите победу. Пусть он усвоит, что иногда упрямство приносит результат, а иногда обстоятельства бывают сильнее.
Поощрение любознательности
Любой ребенок любопытен от природы. Взрослому это может приносить серьезные неудобства. Но любое серьезное изменение в мире происходит в результате тяги к исследованию.
Потому что изменение — это шаг в неизвестность. Совершать его всегда страшно, но дети делают это, потому что любопытство одерживает верх.
Привитие ответственности за решения
Страх перед принятием решений знаком всем. Но у некоторых людей он принимает фатальные формы. Как и у большинства страхов, его корни тянутся из детства. С определенного возраста человек начинает делать осознанный выбор, и на этом этапе он либо усваивает, что это классно и удобно, либо фиксирует, что это рискованное предприятие, которое не вознаграждается.
Ваш ребенок должен решать сам и брать полную ответственность за результат. Ему будет страшно, поэтому вам нужно будет его поддерживать.
Постепенно это превратится в modus operandi. Многие современные родители сетуют на безответственность детей и на их неуверенность в себе. Но им стоит подумать: дают ли они ребенку решать за себя или просто перехватывают инициативу?
Помощь в развитии лидерских навыков
Не все предприниматели прирожденные лидеры. К счастью, умение вести людей за собой можно в определенной степени «прокачивать». По моему наблюдению, лучший способ — отправлять ребенка в детские лагеря и вожатские организации. Дети, прошедшие школу вожатых, чаще всего сильно «взрослее» своих сверстников. Они привыкают работать с коллективом и увлекать его деятельностью. Это не гарантия, что ребенок станет предпринимателем, но это сильно облегчит жизнь уже состоявшемуся предпринимателю.
Воспитание финансовой грамотности
Отношение к деньгам — больная тема для многих взрослых в нашей стране. Люди боятся зарабатывать, не верят, что хороший достаток вообще возможен, стесняются денег, не любят состоятельность или же помешаны на деньгах. Все это берется из детства. Очень важно, чтобы ребенок имел адекватное отношение к средствам.
Есть три направления обучения в данной сфере:
- как зарабатывать,
- как тратить,
- как относиться.
В каждом направлении важен баланс.
Заработок не должен быть слишком простым, но и ассоциироваться с чем-то мучительным тоже не должен. Дайте ребенку возможность помочь по дому. Причем это должны быть не его классические обязанности, вроде уборки своей комнаты, а дополнительные задачи, которые несут ценность для семьи. Постепенно ребенок сможет заработать собственной инициативой. Многие дети продают простые изделия собственного производства или выгуливают собак. Так ребенок учится зарабатывать не только деньги родителей, но и у своего окружения.
Траты должны быть осознанными и не идти только на развлечения или фанатично складываться в копилку. Умение оценить свои вложения — важный навык для предпринимателя, и ребенок с ранних лет способен учиться основам инвестирования, когда откладывает деньги на будущее или с выгодой для себя тратит их на свое развитие. Вопреки сложившимся стереотипам, школьник может создать вполне успешный работающий бизнес. В качестве примера можно указать на массу школьных стартапов, созданных в рамках программы «Школа дела», уроки предпринимательства в лицее НИУ ВШЭ, или разработку школьных стартапов на факультете бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова. Среди проектов, созданных школьниками — продажа бомбочек для ванн собственного производства в Instagram, продажа меда под собственным брендом кофейням и так далее.
Работа с проблемами
Подавляющая часть бизнес-литературы посвящена тому, как найти проблему потребителя, определить ее решение и донести информацию до клиента. Однако мало где написано, что это умение формируется в детстве.
Родительская привычка ограждать от проблем и решать их за ребенка часто приводит к тому, что умение идентифицировать проблему и подсознательно искать ее решение атрофируется.
Если вы хотите воспитать предпринимателя, не делайте все за ребенка, а предложите ему помощь. Еще лучше, если для решения проблемы ребенку необходимо организовать небольшой проект, типа уборки двора или починки забора на даче.
Почти все ключевые предпринимательские навыки заложены в ребенке с рождения. Взрослым нужно уметь бережно относиться к этим «росткам» и стараться их не загубить. Это отнюдь не так просто, как кажется. Если вы хотите вырастить предпринимателя, вооружитесь громадным терпением.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Источник