У ребенка нет мотивации отсталое развитие

Лобная доля – дирижер всего мозга. В ней концентрируются внимание, целенаправленные действия, критичность, эмоционально-волевая сфера. При нарушении её функционирования, соответственно, имеем массу проблем у ребёнка: сложности сосредоточения, переключения внимания, проблемы с мелкой и крупной моторикой (ребёнок неуклюжий, тяжело учится движениям, особенно тонким, например, письму), крики-психи, неумение ждать и требования в духе “подай здесь и сейчас“, некритичность.

Примерно до 5 лет лобные доли в принципе в норме незрелы, поэтому сказки про белого бычка рассказы в духе “Трёхлетний ребёнок обязан себя хорошо вести у нормальных родителей“, как правило, голословие от тех, кто, скорее всего, детей только на картинках видел. Малышей безусловно надо воспитывать, но в таком возрасте воспитание это больше закладка “на будущее” и в полной мере ждать, что они будут идеально владеть собой и показывать образчик этикета за редкими исключениями не приходится именно из-за нормальной для этого возраста незрелости лобных отделов мозга.

Но бывает так, что зрелость не приходит, когда должна. Как я уже писала, у детей с аутизмом в некоторых ситуациях это обуславливается тем, что в их префронтальной коре (передняя часть лобных долей) слишком много нервных клеток и связей и им требуется значительно больше времени на созревание, чем в норме.

При различных нарушениях развития без видимой органики причина замедленного созревания нередко лежит на уровне ствола мозга – нижние структуры, в частности ретикулярная формация, по какой-то причине (обычно это родовая травма, асфиксия, гипоксия) не могут качественно передать сенсорную информацию выше. Лобная доля и мозг в целом получают меньше стимулов и, соответственно, замедляется созревание.

Тем не менее, незрелость это не приговор. И даже прямые повреждения, хоть и очень серьёзны по своей сути, поддаются некоторой корректировке. Все потому, что мозг пластичен и способен к восстановлению за счёт наращивания дополнительных связей и упрочнения соединения структур между собой.

Помочь лобной доле созревать быстрее можно путём систематических занятий и воспитательных мер (для волевой сферы):

  • Мышление

Много о том, к чему надо стремиться в плане мышления к школе я писала здесь.

По теме развития лобной доли хочется в первую очередь отметить любые игры и занятия на анализ. Смысл анализа в том, что ребёнок замечает какие-то значимые качества у предмета и по ним отделяет его от остальных.

Самые первые игрушки такого плана это сортёры и пирамидки. Для детей постарше подходят игры серии “Четвертый лишний“, а потом и “Найди общее“. Кроме того, хороши “Найди недостающее“, “Где ошибся художник“, выделение объекта среди множества других. Примеры:

Четвёртый лишний

Четвёртый лишний

Четвёртый лишний

Четвёртый лишний

Четвёртый лишний

Детей предшкольного и школьного возраста уместно выводить на разговоры о литературе/мультфильмах/кино. Это поощрит их анализировать прочитанную/увиденную ситуацию – правильно ли поступили герои, что надо было сделать, чего не стоило делать, ошибки и прочее. Активное рассуждение способствует как развитию речи (внутренней и внешней), так и заставляет не просто хлопать глазами, смотря на мир, но и понимать смысл различных явлений.

Если вы видите, что ребёнку трудно проанализировать даже короткую сказку или мультик, не отчаивайтесь. В таком случае нужно поработать над причинно-следственными связями. Начните с простого анализа ситуаций при помощи задания “Сначала-потом” (хотя бы с двух карточек):

фото из открытых источников

Постепенно количество карточек можно увеличивать, делая историю всё больше, а там и к мультикам/книгам/фильмам получится подобраться.

  • Волевые качества

Опять же, здесь полезна работа с причинно-следственными связями – овладение ими увеличивает терпеливость у ребёнка и снижает требования в духе “здесь и сейчас”, так как он становится более наблюдательным и наконец начинает выделять причину того или иного события. Например, приходит понимание, что мама не может сиюминутно решить ту или иную проблему потому, что у неё заняты руки, например, она моет посуду. Значит надо немного подождать, а не требовать.

Кстати, волевая сфера это та функция лобных долей, которая часто прекрасно тренируется без тренировки как таковой. В качестве “занятий” тут отлично подходит любая работа по дому – на её базе прививается ответственность, аккуратность и самостоятельность.

Также сюда подходят любые ситуации по преодолению себя – ребёнку надо давать трудные (но выполнимые!) для него задания, начиная с малого объёма и времени. А затем постепенно увеличивать время и сложность. Полезен спорт (о том почему – ниже).

А ещё хороши настольные игры. Они могут быть как довольно сложными, с обилием правил, вроде шахмат, так и попроще – фишки-бродилки, домино. В совместных настольных играх для воли хороши именно правила – необходимость их придерживаться и добавляет ребенку волевых качеств. Правда тут самому родителю важно не потакать и с самого начала не давать нарушать правила. При знакомстве с игрой первое время допускается поддаваться ребёнку в пределах правил, чтобы завлечь в игру.

  • Внимание

Оно крайне важно как для обучения, так и для развития ещё одной функции лобных долей – долгосрочного запоминания. Имея хорошее внимание, ребёнок не будет мысленно “уплывать” на занятиях, а будет слушать и учиться.

Примерно до 6 лет считается нормальным, что малыш по большей части сосредотачивается на чём-то, что ему интересно. А вот после в мозге дозревают механизмы, ответственные за удержание произвольного внимания – “Мне может быть не интересно, но мне нужно сделать эту работу“.

В чём разница между непроизвольным и произвольным вниманием?

Читайте также:  Отставание в речевом развитии ребенка причины

Непроизвольное внимание в основном связано с ориентировочным рефлексом. Сидит малыш, катает мячик и тут в комнате появляется папа с большим воздушным шаром – малыш тут же непроизвольно смещает фокус на него. То есть, такой вид внимания по большей части связан с ориентировкой в окружающей обстановке, выделению в ней изменений и чего-то нового – интересного или опасного.

Произвольное внимание тесно связано с развитием речи. Сначала ребёнок слушает взрослого: “Посмотри, там самолёт” – и смещает фокус внимания на то, что показывает взрослый. Потом ребёнок учится не просто смотреть и что-то слушать, а выполнять действия по словесной инструкции взрослого на занятиях и в быту. И только к 6 годам, когда начинает появляться внутренняя речь, ребёнок слушает инструкции в голове от самого себя, что надо сделать то-то, сосредоточиться на этом, выполнить такое-то задание.

У детей с нарушениями речи проблемы с произвольным вниманием очень часты именно по причине неразвитости внутренней речи. Поэтому тут приходится дополнительно упражняться. Но поскольку произвольное внимание дозревает достаточно поздно, ниже пойдут упражнения для детей 5-6 лет и старше:

1) “Щёки, локти, лоб” – смысл в том, что ребёнок должен показывать только те части тела, которые вы говорите. Например, вы берёте себя за локти и говорите: “Локти“, ребёнок берётся за локти. Потом вы касаетесь руками лба и говорите: “Щёки“. И тут ребёнку надо преодолеть желание схватить себя по инерции за лоб, а среагировать на слово “Щёки” и взяться за них.

2) “Радуга” – похожая на предыдущую игра. Ребёнок с запозданием должен называть за вами цвета. Например, вы говорите: “Красный“. Ребёнок молчит, так как это первое слово. Дальше вы говорите “Зелёный“, а ребёнок называет предыдущее сказанное вами слово – “Красный“, потом вы говорите “Жёлтый“, а он говорит сказанное до этого “Зелёный” и так далее.

3) “Правки” – печатаете (или пишете) произвольный набор из трёх букв вперемешку. Например, ” А О Г О О А Г…” и так далее. Для начала достаточно 1-2 строчек. “А” ребёнок должен зачеркнуть, “О” подчеркнуть внизу, а “Г” обвести.

4) “Спрятанное слово” – пишете набор букв, внутри которых спрятано слово, например: щзфошцрарафашмсовафлаорфц. Ребёнок должен найти спрятанные слова.

Для детей, которые не умеют читать, но знают буквы, подойдёт следующий вариант: нужно вырезать из газеты кусок текста и в нём обводить определённые буквы, например, “В”. Это упражнение, кстати, часто используется и для профилактики дисграфии.

5) Очень классное, часто сложное и для взрослых, упражнение – тест Струпа. Оно сильно напрягает внимание, заставляя работать сразу обе лобные доли – левую и правую. Смысл в том, то вы не должны читать слова! Вы должны называть цвет слов.

фото из открытых источников

Для начала подойдёт и 1 строчка на 5 слов.

6) “Шифровка” – упражнение, похожее на “Правки“, только без букв. Кстати, оно используется в тесте Векслера:

фото из открытых источников

Также хорошо работает раскрашивание по номерам и рисование по точкам, которые надо соединять по очереди от точки 1 к точке 2 и так далее.

Для детей помладше работа над вниманием тоже ведётся, но больше исходит из интереса ребёнка ввиду физиологической незрелости мозга. Например, могут предлагаться всё те же раскраски по номерам, какие-нибудь интересные лабиринты, построение фигур из конструктора/кубиков по образцу и так далее. Любые занятия и игры с ребёнком всё равно будут развивать его.

Общие рекомендации, которые можно ввести для дополнительного влияния и стимуляции развития лобных долей:

1. Работа над крупной и мелкой моторикой (физическая активность + мелкомоторные игры)

Выполнение крупных и мелких сложных движений стимулирует развитие премоторной коры, которая является частью лобных отделов мозга. Поражение премоторной коры вызывает апраксию (у взрослых) и диспраксию (у детей) – неуклюжесть, связанную с проблемами в планировании и выполнении программы движений.

В премоторную кору входит прецентральная извилина. В ней начинается пирамидный путь – центр управления мышцами.

изображение из открытых источников

Нижние левые отделы прецентральной извилины принимают сигнал от области Брока (отдел мозга, отвечающий за речь) и подают импульсы в артикуляционные структуры (челюсть, гортань и др.) – благодаря этому мы можем говорить. При поражении только этой области развивается афемия – острая дизартрия без афатического компонента. Она очень напоминает моторную алалию/афазию, но при ней теряется исключительно способность говорить. При алалиях/афазиях, обычно нарушается что-то ещё – понимание, чтение, письмо.

Также, то, что прецентральная извилина управляет почти всем телом, даёт нам ответ почему при улучшении у ребёнка навыков крупной и особенно мелкой моторики (отделы управления пальцами и руками находятся ближе к зонам управления ртом) мы наблюдаем скачки развития и улучшения в плане речи.

Собственно, поэтому для развития лобной доли показаны игры на мелкую моторику и физическая активность. Отличным вариантом, работающим и на речь, и на движения, является ритмопластика, а ещё очень желателен спорт. Но в его плане детей с нарушениями развития сложно мотивировать, особенно в раннем возрасте. Тем не менее, есть варианты с бассейном, йогой, ОФП и АФП, а в Москве, например, несколько лет назад открыли “Хрустальные пазлы” – это секция по фигурному катанию для особят.

Читайте также:  Развитие ребенка года до двух лет

И конечно не забываем про велосипеды, самокаты, шведские стенки (если есть) и просто хорошие прогулки и вылазки на детскую площадку.

Качественный сон

Все вроде знают, что сон важен, но не всегда понимают насколько.

Сон необходим закрепления навыков и обучения. А ещё именно во время медленного сна активируется глимфатическая система – она очищает мозг от накопившихся продуктов обмена, что защищает нервные клетки от повреждения.

В общем, без сна развитие будет идти хуже.

Питание

Особенно здесь хочется отметить достаточную калорийность пищи, так как мозг, хоть и весит мало в сравнении с остальными органами и частями тела, зато “кушает” хорошо – на него приходится 25% всех калорий.

Особенно важны для него качественные полиненасыщенные жиры – омега-3, омега-6. Благодаря им формируется миелиновая оболочка нервных клеток – проще говоря, сигналы начинают передаваться быстрее и качественнее.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Лобные доли мозга – место, где рождается личность и где она может умереть

Времена и месяца года – рассказываю, как мне удалось объяснить их смысл ребёнку (для родителей детей с аутизмом и алалией)

О созревании мозга и о том, почему дети с аутизмом, алалией и другими нарушениями развития могут быть так похожи

Источник

В последнее время у детей все чаще возникают проблемы с мотивацией к обучению. А ведь это главный двигатель прогресса в образовательном процессе. Попробуем разобраться, почему. Я выделяю 5 основных причин.

Отсутствие внешней мотивации.

Хорошим примером внешней мотивации служит похвала от значимого человека (не обязательно от родителей, это может быть друг, тренер или троюродный дядя, который также увлекается комиксами, как и сам ребенок). Создавайте для детей «ситуации успеха». Но не стоит указывать им на какие-либо промахи. Это вызывает у детей чувство вины. И в итоге они просто перестают стараться. Детей обязательно нужно хвалить. За все действия, которые мы считаем желательными. И не только за конечный результат, за приложенные усилия тоже. Похвала – это не только самая лучшая мотивация для ребенка, но и основа для будущей самооценки. И еще один важный момент. Хвалить нужно не ребенка в целом, а конкретное действие. Не просто «Какой ты сегодня молодец!», а «Ты так быстро справился сегодня с заданиями по английскому. Молодец!».

Отсутствие внутренней мотивации.

Дети частенько не понимают, зачем им в жизни пригодится тот или иной предмет. Поэтому не хотят прикладывать усилия к познанию. Необходимо связывать любой материал с жизнью и желательно показывать это наглядно. Тогда у детей появляется личный смысл в обучении. Английский язык необходим в путешествиях, обществознание может помочь в бизнесе, литература обогатит словарный запас, анатомия поможет лучше узнать свой организм, а без математики вообще сложно представить нашу жизнь. Применяя постулаты из учебников к реальной жизни, мы разжигаем детский интерес к знаниям.

Нарушение детско-родительских отношений.

Дети часто не хотят учиться, потому что им психологически «плохо» в семье. Мозг занят другим, ребенку не комфортно, ему не до учебы. Поэтому необходимо выстраивать с ребенком доверительные отношения. Он должен чувствовать, что его безусловно любят, просто за то, что он есть. Не за оценки и достижения в учебе, а просто так. Тогда его внутреннее состояние будет спокойным. И тяга к знаниям не заставит себя ждать. Теплые, доверительные отношения в семье – это прекрасный ресурс для детей и отличная мотивация.

Переутомление.

Мотивация также может снижаться просто от усталости и переутомления. Если у ребенка очень загружены дни, несколько кружков и секций, а с утра много занятий, то снижение мотивации – закономерное явление. Я сейчас имею в виду семейное обучение, о мотивации при загруженности современных детей в школе вообще не может быть и речи. На мой взгляд, в день у ребенка не должно быть больше 3 часов напряженной мозговой активности.

Также есть еще один момент. Сейчас столько ресурсов, несущих нам всевозможную информацию. Гаджеты, телевизоры, радио присутствуют в нашей жизни на постоянной основе. И у взрослых повсеместно случается техногенная перегрузка, что уже говорить о детях. Как следствие переутомления снижается и мотивация. А отдыхать необходимо. Но отдых должен быть качественным. Спорт, длительные прогулки пешком, настольные игры, творческие занятия. Старайтесь переключать деятельность ребенка в течение дня.

Отсутствие интереса.

Ребенок с удовольствием и продуктивно занимается только тем, что ему нравится. Необходимо выделить то, что на самом деле его интересует. А затем уже, исходя из этого интереса, развиваться, получать новые навыки и дополнять его другими знаниями. Например, моя дочка любит рисовать. Поэтому все наши образовательные мероприятия завязаны на этом ее интересе. Мы чертим красивые таблички с формулами по математике и правилами русского языка. Она изображает на бумаге героев из литературных произведений, перерисовывает картинки из учебников по биологии, контурные карты по географии.

Автор: Елена Лачина

Спасибо за ваши “Спасибо”. Подписывайтесь на канал.

Ставьте ???? и будьте в курсе семейного обучения.

Опубликовано ЦСО “Хочу Учиться” школьная аттестация онлайн

Для детей на семейной форме обучения

Читайте также статьи автора:

Дислексия и дисграфия у детей. Как быть?

Визуал, аудиал или кинестетик? Как найти подход?

Почему семейное обучение лучше школьного? Какие плюсы мы с дочкой увидели.

Источник

Мотивация учебно-познавательной деятельности  

Читайте также:  Особенности развития ребенка дошкольного возраста по фгос

у детей с умственной отсталостью.

        В наше время большинство дефектологов,  психологов и логопедов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще приходят к выводу, что для более успешного обучения ребенка в школе важно не то, что знает и умеет он, а то, насколько  хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современной дефектологии наиболее остро и актуально.

       В рамках данной проблемы проводились исследования по следующим направлениям: изучение особенностей мотивов учебной деятельности умственно отсталых учащихся (Мирский С.Л., Пинский Б.И., Стадненко Н.М., Ильяшенко Т.Д., Ушакова И.П. и др.), изучение влияния уровня развития познавательных процессов на мотив (Брайтфельд С.Л.). Вопросу формирования мотивов учебной деятельности и развития познавательных потребностей учащихся уделялось самое пристальное внимание. Причем для этого предлагались самые разные способы: путем особой организации уроков (Маркова А.К., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. и др.), путем использования коллективных форм работы (Злочевский С.Е., Золотых Л.К., Матис Т.А. и др.), через определенную систему оценки деятельности учащихся (Амонашвли Ш.А., Лингарт И., Липкина А.И. и др.), через показ значимости знаний для детей (Добрынин Н.Ф.) и т.д.

Однако практически все вышеперечисленные пути  формирования мотивов учебной деятельности касались лишь детей с нормальным интеллектуальным развитием. В отношении умственно отсталых учащихся лишь упоминался тот факт, что положительная мотивация деятельности этих детей способствует более устойчивой и длительной их работоспособности, проявлению настойчивости и самостоятельности в работе, более успешному и эффективному их обучению, что приводит в целом к повышению продуктивности деятельности детей с ОВЗ.

Несмотря на то, что дефектологами неоднократно отмечалась недостаточная мотивация учебной деятельности умственно отсталых учащихся, а также важность того, что при обучении детей данной категории следует учитывать имеющиеся у них потребности, что большое значение необходимо уделять формированию у них умения преодолевать трудности, возникающие в процессе деятельности, что нужно пользоваться индивидуальной нормой оценки и учить детей реально оценивать результаты своей деятельности.

Одним из  самых эффективных методов обучения на настоящий момент умственно отсталых школьников является дидактическая игра. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности учащихся. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.

 Часто в практике работы школы  смешивают дидактическую игру и упражнение. По всей вероятности, это происходит из-за общности учебных задач, которые решаются данными методами. При этом упускается из виду тот факт, что дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения.

Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, изображенный на картинке, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука, затем помещают картинку в домик того или иного цвета.

Мыслительные операции, которые осуществляются умственно отсталыми учениками, должны быть четко дозированы. В противном случае игра становится для детей  утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе освоения детьми игры (особенно это касается младших классов) после показа игровых действий целесообразно, чтобы школьники выполнили их вместе с учителем.

Надо сказать, что роль учителя- дефектолога остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех — и у слабых, и у сильных — создавалось впечатление равноценности их участия. Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций.

Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения, наглядный материал) или введения новых правил.

Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания можно провести игру. Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет  сам учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники.

Если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для той цели игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесет определенную разрядку в общий ход урока.

В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.

Вывод: Одним из эффективных методов обучения умственно отсталых детей является дидактическая игра. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников. Мотивация умственно отсталых учащихся протекает успешнее на основе использования дидактических игр.

Источник