Творчество в развитии личности ребенка школьника

Творчество в развитии личности ребенка школьника thumbnail

Развитие творческого потенциала личности младшего школьника как одно из важных звеньев современного образования.

Школа создает самое ценное – будущую нашу смену. От учителя и воспитателя ГПД во многом зависит , какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к труду, к жизни. Начальная школа – это старт для любого ученика. Именно здесь дети открывают новые пути и знания, любознательные находят ответы на свои вопросы. В начальной школе ребята получают не только знания, но и постигают азы мудрости. Младшие школьники с удовольствием бегут в школу, где их ждут внимательные учителя и воспитатели. Ведь школа – это не только уроки, но и встречи с друзьями, праздники, это место рождения коллектива – класса, группы, который должен стать дружной семьей. Начальная школа живет своей активной жизнью. Здесь проводятся разнообразные мероприятия. Для развития творческого потенциала младших школьников в нашей школе организованы кружки, секции, но немаловажная роль отводится и группе продленного дня. Ведь пребывание в коллективе развивает у детей умение договариваться друг с другом, взаимовыручку – все это пригодится в дальнейшей жизни. В ГПД есть все возможности для всестороннего развития личности ребенка. Там проводят викторины, конкурсы, праздники, дети мастерят поделки, а затем с гордостью демонстрируют их на выставке. Ведь главная задача ГПД – это создать условия для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению.

В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы, предписанные стандартными требованиями, и осознанно оценивать свою деятельность. Развитие творческой способности должно стать одним из важных звеньев современного образования.

Творчество – форма деятельности, приводящая к созданию нового. У истоков творчества лежит не внешний фактор, а внутреннее начало личной деятельности. Слово «творчество» – родственное слову «творить», в лучшем смысле этого слова. В современной психологии существует две точки зрения на творчество.

1. Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).

2. Наиболее распространённое определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту. Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся учёных, художников, которые создают общественно значимые продукты. Но эти элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли. Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. Например, там, где нет образца, а ученик сам находит что – то новое, то здесь выступает творческое мышление. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Сами по себе способности, талант, воспитание, образование еще не делают человека творцом. Можно сколько угодно оперировать знаниями, полученными в учебном процессе, но ничего нового не создавать. Необходимо самому измениться, научиться удивляться миру, видеть его тайны и проблемы, отличные от других, взращивая в себе, таким образом, свой идеал. Можно говорить о наличии творчества лишь там, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, где присутствует, прежде всего, внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества.

Надо ли развивать творческие способности учащихся? Конечно, надо. Развивать творческие способности ребенка – это значит развивать креативность. Креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Развитие креативности позволяет решать следующие задачи:

– научить находить решения в нестандартных ситуациях;

– развивать оригинальность мыслительной деятельности;

– анализировать проблемную ситуацию с разных сторон;

-развивать свойства мышления, необходимые для плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся современном мире.

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащие в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Основными составляющими творческой личности младшего школьника являются:

– уверенность в своих силах;

– доминирование эмоций радости;

– отсутствие боязни показаться странным и необычным;

– любовь к фантазированию;

– способность быть самим собой, слышать свое «Я».

Развивать творческие способности проще во внеурочное время. Дети здесь очень сильно проявляются, потому что нет жёстких рамок. Они могут вносить свои предложения, исправления в происходящее. Не боятся ошибок, отрицательных отметок. Реализация творческого потенциала младшего школьника требует участия взрослого, направляющего деятельность ребенка. С его помощью ребенок более быстро накапливает опыт путем его обогащения и уточнения (что является необходимым условием развития творческого мышления), вырабатывает умение создавать новые образы разными способами.

Поэтому основными видами деятельности первоклассников в ГПД является игра и клубный час.
Ведущей деятельностью становится игра: «В ней, с одной стороны, благодаря ролевому действию, происходит усвоение этических норм, с другой — формирование самого механизма личностного поведения, то есть механизма подчинения своего поведения образу, данному в идеальной форме, в форме представления… Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре.
На каждом этапе жизни ребенка решаются определенные психологические задачи. Согласно Дж. Хэвигурсту, психологическими задачами младшего школьного возраста являются следующие.

Ребенок должен:

— овладеть физическими навыками, необходимыми для обычных игр;
— обрести целостную установку по отношению к самому себе;
— научиться взаимодействовать со сверстниками;
— овладеть адекватной мужской или женской социальной ролью;
— развить базовые навыки в чтении, письме и счете;
— усвоить понятия, необходимые для повседневной жизни;
— развить совесть, мораль и шкалу ценностей;
— достичь личностной независимости;
— выработать отношение к социальным группам и институтам.

По мнению Э. Эриксона, одного из крупнейших авторитетов в области возрастного развития при проведении занятий соблюдаются условия безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.
Для этого нужно:

Читайте также:  Детский центр развития ребенка изюминка

— восхищаться каждой идеей ребенка так же, как восхищаются его первыми шагами;
—позитивно подкреплять все идеи и ответы ребенка;
— использовать ошибку как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
— максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей;
—создавать климат взаимного доверия;
— обеспечивать ребенку независимость в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.

Непременным условием проведения занятий является положительная поддержка деятельности детей: исключается всякая ее критика, воспитатель принимает и выслушивает все, что говорят дети.
Клубные часы для первоклассников проводятся в игровой форме.

 Для младшего школьника игра – наиболее доступный, освоенный и желанный вид деятельности, в процессе которого он получает и перерабатывает из окружающего мира знания, впечатления и тем самым познает его. В то же время игра является такой деятельностью, посредством которой ребенок не только познает окружающий мир, но и воздействует на него, меняет и преобразует в соответствии со своими интересами, представлениями и потребностями. В своих играх дети не просто копируют и воспроизводят то, что видели в реальной жизни, а комбинируют и преобразуют свои впечатления, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, с эстетической деятельностью.       

1 «Перевирание» сказки.

– Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка…

– Не Желтая, а Красная!

– Ах, да Красная. Так вот, позвал ее папа и …

– Да нет же, не папа, а мама.

– Правильно. Позвала ее мама и говорит: « Сходи к тете Розине и отнеси ей…

– К бабушке она велела сходить, а не к тете…

       
       И так далее.

       Такова схема старой игры в “перевирание” сказок, ее можно проводить в любом классе. Но эта игра серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Дети в отношении сказок достаточно консервативны. Им хочется , чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, им приятно эти слова узнавать, снова испытывать волнения как при первой встрече. Но наступает момент, когда ребенку это надоедает, и он ждет чего – то новенького. Переставленная на другие рельсы знакомая сказка заставляет ребенка пережить ее заново. Это первый серьезный момент. Второй момент состоит в том, что участник ее должен интуитивно произвести самый настоящий анализ сказки.2. Сказка “наизнанку”.

       Это один из вариантов игры в “перевирание” сказок состоит в умышленном и более органичном “выворачивании наизнанку” сказочной темы.
       Так, например, Красная Шапочка злая, а волк добрый…
       Все согласно первоначальному варианту, но как в зеркале : то, что было справа, оказалось слева.

       Метод “выворачивания сказки наизнанку” годится не только для пародирования, с его помощью можно нащупать исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом другом направлении.3. А что было потом?

       Сказка закончилась, тем не менее для того, что было потом, всегда найдется. Действующие лица потому и называются действующими: мы знаем как они себя ведут и в каких отношениях друг с другом. Суть этой игры снова в интуитивном анализе сказки. Обыгрывается ее структура, организующаяся ее система, причем отдается предпочтение одной из тем.4. Салат из сказок.

       Пиноккио очутился в домике Семи Гномов, он будет восьмым питомцем Белоснежки, привнесет в старую сказку свою жизненную энергию, и сказка волей – неволей дает среднеарифметическое, где суммируются два характера, Пиноккио и Белоснежки. Подвергнувшись такой обработке, даже самые стертые образы оживут, дадут новые ростки, и из них нежданно – негаданно произрастут новые цветы и плоды. Есть свое очарование и у гибридов.5. Красная Шапочка на вертолете. (дополнительный герой или предмет)

Нередко можно наблюдать такую игру : детям дают слова , подсказывающие сюжет Красной Шапочки :”девочка”, “лес”, “цветы”, “волк”, “бабушка”, плюс шестое слово, постороннее, “вертолет” и они должны придумать историю.
       Организованные подобным образом игры приобщают учащихся к миру прекрасного и прежде всего к литературе. Они учат видеть и понимать красоту слова, побуждают к творчеству, оказывают положительное эмоциональное воздействие, пробуждают чувства восхищения, радости, в том числе и более сложные эстетические чувства, развивают воображение и творческие способности. Таким образом, данные игры можно рассматривать как важное психолого-педагогическое средство в развитии творческого потенциала личности младшего школьника.

Огромное наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся русский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал особенное значение влиянию природы на нравственное развитие дитя. По его мнению, природа лежит в базе детского мышления, чувств и творчества. «Я вижу, – писал В.А.Сухомлинский, – воспитательный смысл в том, чтоб ребенок видел, соображал, чувствовал, переживал, постигал, как огромную тайну, просыпание жизни в природе».Систематические экскурсии в природу – принципиальная и обязательная составная часть воспитательной работы в ГПД.. Основная задачка экскурсии состоит в том, чтоб показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. Не сходу дети в таком возрасте начинают чувствовать свое родство с природой. К огорчению, многие приходят в школу с совсем ограниченными, потребительскими представлениями о ней. Предстоит долгий и нелегкий путь к их сердцу. Принципиально осторожно, тонко и ненавязчиво воздействовать в первую очередь на чувства детей.

По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание воспитатель направляет на красоту и обилие окраски осенней природы: на колоритное голубое небо и плывущие по нему облака, на колоритное солнце и пестроту листьев на деревьях. Ребятам отводится время для молчаливого наблюдения и переживания. После этого воспитатель приступает к постановке перед ними заблаговременно осмысленных вопросов: какое сейчас время года? какая погода? А какое сейчас небо? Какие еще признаки осени вы знаете? Куда улетают птицы? Воспитатель дает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям пластинки. Дети замечают огромные вырезы по краям листа, разделяющие его на лопасти. Находят на земле желуди, разглядывают их, узнают, что – это плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами, листьями, корнями. Еще сильнее, чем крик либо нотация, воздействует на малышей притча, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка», – утверждал В.А.Сухомлинский. Мальчики окружили огромного жука. Воспитатель начинает говорить о красе, доброте и полезности для природы этого живого существа. Вопросы, вклинившиеся в рассказ, принуждают ребят приглядеться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Не считая того, у детей возникает чувство непосредственного участия в разработке сказки.
Знакомый мир преобразуется в страну, полную загадок и загадочных событий. Чувства обостряются. Сейчас фантазию детей не приостановить. Сказки, рожденные в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают чувствовать себя частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной.
Сказку продолжают все совместно. Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, время от времени ожесточенных игр расправит крылья и улетит, как они убеждены, к своим детям, и сопровождают это событие удовлетворёнными возгласами. Экскурсия заканчивается игрой. Так перед детьми «открывается расчудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в притче и игре, в своем творчестве, в красе, воодушевляющей… сердце, в стремлении делать добро». Урок любви к природе длится дальше. В рисунках и поделках детей соединяются настоящий мир и сказочные виды. Идет процесс мышления и формирования чувств. Следующие встречи с природой – постоянно праздник и новый шаг к познанию мира. Творческое общение с природой – сильнейший способ всестороннего воспитания и развития в ребенке наилучших человеческих свойств. Уроки творчества посреди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Самым важным и непременным условием развития творческого начала у детей является возможно большая степень их самостоятельности. Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Творческая деятельность формирует у ребенка состояние психологического комфорта, доминанту положительных эмоций: происходит стойкое физиологическое возбуждение мозговых центров удовольствия.

Интерес и удовольствие, сопровождающие его, рождают ситуацию успеха, которая есть главный нерв гуманизации обучения, воспитания. Ситуация успеха – это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Избранные педагогические сочинения. В.А. Сухомлинский – М. 1980г.

2.Психология игры. Д.Б.Эльконин – М. Просвещение 1978г.

3.Избранные психологические труды. Д.Б.Эльконин –М. Просвещение 1989г.

4.Развитие творческой одаренности детей школьного возраста. Е.Л.Яковлева – М. 2001г.

5. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования. А.В.Игнатьева –М. 1998г.

6. Развитие способностей школьников к художественному обогащению на уроках искусства. Е,П. Кобкова – М. 2005г.

7.Развитие творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности. С. Г. Глухова – М. 1997г.

8. Система воспитательной работы в группах продлённого дня В.В. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2009.

9. Воспитательная работа в группе продлённого дня: Практическое пособие С.В. Левчук. – М: АРКТИ, 2007.

10. Организация и содержание работы в группе продлённого дня И.Н. Попова, С.А. Исаева, Е.И. Ромашкова. – М: АЙРИС-ПРЕСС, 2004.

11. Воспитательное пространство в группе продлённого дня Н.Ф. Голованова. СПб.: Детство ПРЕСС, 2002.

Читайте также:  Диагностика умственного развития ребенка 2 года

Источник

Краткий план работы:

  1. Введение
  2. Значение детского творчества для развития личности ребенка
  3. Заключение
  4. Список литературы

Введение

 «Истоки творческих способностей и дарования детей 

 – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут 

 тончайшие ручейки, которые питают источник творческой 

 мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в 

  движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с 
орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для 
этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие 
руки с природой в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, 
чем больше мастерства и творчества в детской руке, тем умнее 
ребёнок». 

 В.А. Сухомлинский. 

Дети, это самое прекрасное, что есть в жизни каждого человека. 
Большинство родителей недооценивают роль творчества в развитии ребёнка. Без занятий творчеством становится невозможным полноценное развитие малыша. 

Эстетическое развитие ребёнка, формирование базиса его личностной культуры не может осуществляться без привлечения детей к занятиям изобразительной деятельности. Развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, способствуют формированию у них интереса к природе, красивым предметам быта, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. 

В.А. Сухомлинский писал, «что ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Важно развить интерес, желание у ребёнка творить красоту, открывать для себя окружающий мир через художественную деятельность, сформировать положительную мотивацию к творчеству, пробудить радость общения с искусством, жажду к изобразительной и декоративной деятельности. Такой подход позволит ребёнку другими глазами взглянуть на окружающий мир, раскрыть себя, обогатить свой внутренний мир, раскрыв индивидуальные способности. 

Значение детского творчества для развития личности ребенка

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, притом не только для творца, но и для других людей. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Неразрывно с понятием творчества связано понятие творческая личность. Очевидно, что, имея цель воспитания творческой личности, педагоги и родители должны иметь представление о том, что же это такое «творческая личность», знать о ее особенностях и закономерностях.

Прежде всего, говоря о творческих характеристиках человека, выделяют следующие: творческая инициатива, критичность, открытость опыту, чувство нового, способность видеть и ставить проблемы, оригинальность, энергичность, независимость, работоспособность, внутренняя зрелость, высокая самооценка.

Кроме того, важно присутствие в личности для того, чтобы ее можно было назвать творческой таких качеств, как возвышенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, чувство успешности, самостоятельность,  креативное самопроявление. Иными словами, творческая личность должна обладать с одной стороны такими качествами, как устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор, с другой стороны — гибкость, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без определенного объема знаний, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако, после достижения определенного уровня развития интеллекта, дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Известно, что люди энциклопедических знаний редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.

Читайте также:  Возможности музыки в психическом развитии ребенка

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов — раскрыть эти способности, развить их.

В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.

Воображение — психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Учитель, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив — основа формирования необходимых качеств личности.

Доказано, что на развитие творческих способностей ребенка, усиливая мотив деятельности и дисциплинируя, значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность.

Основным фактором воспитания является пример, среда. Поэтому сложно переоценить роль окружения ребенка, роль значимых других. Это, прежде всего «учитель» (воспитатель в детском саду), как организатор и руководитель педагогического процесса. Нет сомнений, что огромную роль в воспитании творческой личности ребенка играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Воспитание творческой личности предполагает и наличие педагогического творчества. Творческую личность может вырастить только творческий педагог. То есть необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному развитию творческой личности ребенка. Для этого нужно в педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача педагога — привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:

  • ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;
  • раннее выявление творческих способностей и их направленности;
  • формирование мотивации к творческой деятельности;
  • нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;
  • создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без — включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

Заключение

Таким образом, воспитание творческой личности — насущное требование современного мира. Решая ее, необходимо отталкиваться, прежде всего, от индивидуальности воспитанника. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность ребенка.

Задачи воспитания должны ставиться не в категориях конечного результата, а как задачи развития мотивов ребенка с учетом его возраста, а средства воспитания должны подбираться с точки зрения эффективного их воздействия как на память, так и на мышление, воображение, эмоции.

На выходе из школы ребенок должен обладать собственно творческими качествами, в первую очередь? Общечеловеческими, которые вне меньшей степени характеризуют творческую личность. А именно.

Нравственными качествами: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Иначе говоря, успешная социализация.

Интеллектуальными качествами: рациональность, логичность, остроумие, эрудированность (с учетом вышесказанного), ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмысление жизненных целей.

Волевыми качествами: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, на изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.

Эмоциональными качествами: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека, открытость.

Совокупность нравственных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств,  их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 г. — 93 с.
  2. Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. — 2-е изд., доп. — Л.: Наука, 1991 г. — 141 с.
  3. Сухомлинский В.А. Избр. Пед. Соч.: В 3 т. – М., 1979. – Т.1. – С. 48

Источник