Творчество как условие развития личности ребенка
ТВОРЧЕСТВО, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
С.Ю. Буяновская, МБУ СОШ № 89 СП детский сад “Радужка”.
В данной статье автор, старший воспитатель детского сада, обобщает свой опыт работы в творческой студии, рассказывая об использовании тестопластики, комплексно воздействующей на развитие ребёнка. Дополнительное образование здесь рассматривается как условие, способствующее развитию творческого потенциала детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка. Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников, повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.
Приемы обучения, используемые мною, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина.
Дошкольники работают с соленым тестом в основном вне групповых занятий. В нашем детском саду организована работа по тестопластике в художественной студии «Ступеньки творчества». В ней занимаются дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет).
В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости. Вечерами мы любим, лепить подсвечники, выдумывая разнообразные формы и украшения. Когда работа ребятами завершена, мы выключаем свет и с удовольствием созерцаем игру причудливых теней. Все приходят в неописуемый восторг, хвалят друг друга и мечтательно гадают, на что же все же похожа та или иная тень.
Перед каждым праздником царит особая атмосфера. Мы делаем пряничные украшения и подарки из разноцветного теста, в которое я подмешиваю немного ароматизированного масла, ванили. Детям очень нравится этот запах праздника.
Чтобы научить ребенка лепить недостаточно дать ему одного кусочка теста. Важно показать, как это сделать. Именно поэтому воспитателю самому необходимо уметь рисовать, лепить, мастерить, давая детям возможность наблюдать за процессом созидания изделия. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои навыки.
Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то результат необходимо использовать игровые технологии, через них развивать интерес к тестопластике. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.
Для большей выразительности готовых картинок и фигурок, с большим удовольствием дети используют различные макаронные изделия: колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины. Чтобы придать изделию нужную рельефность они берутся в руки по одной штуке – работа кропотливая, требует усидчивости, точной координации движений и аккуратности, развивает внимание, целеустремленность. А рыбки, букеты цветов в вазе, тортики отличаются необычностью и красочностью. Главная моя задача – научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок найдет то, что ему необходимо для воплощения своей задумки. Или же наоборот, необычайной формы предмет вдохновит ребенка на создание замечательной самоделки.
Чтобы заинтересовать детей, я применяю различные игровые технологии – обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами, с ними можно разговаривать, советоваться, играть.
Во время творческого процесса я рассказываю детям различные приключения, показываю сказки. Обыгрывание помогает привлечь внимание к изображаемому, мотивировать, обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изготовления.
В руководстве изобразительной деятельностью возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения и ролевой речи. Присутствуя на занятиях по тестопластике, дети превращались в “художников”, “мастеров” при помощи различных слов типа: “крибли-крабле-бумс”, “три раза повернись, в художников превратись”, с помощью волшебной палочки.
Предлагая детям определенную роль, я вызываю интерес к заданию, желание выполнить его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет предъявляемые ему требования. Иногда я сама беру на себя какую-либо роль: волшебницы красок, колдуна или бабушки-загадушки, которая перезабывала, все сказки и не может их рассказать.
Мои занятия, основанные на игровых приемах и творческой фантазии, интересны тем, что работы у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное.
Различные игры с красками, тестом, бумагой, новые живописные техники с ними развивают творческую фантазию, изобретательские способности, доставляют детям радость познания и удовольствия от сделанного.
Такие игры особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете.
Ребенок учится получать удовольствие от сделанного своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные.
Главной задачей я считаю приобщение ребенка к художественной культуре, развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту в окружающем мире и вызывая положительные эмоции.
Дети универсальны по своей природе. Они могут многое, если им интересно. А интересно им там, где присутствуют элементы игры, новизна, условия для самовыражения.
Детскими работами украшают группы, изостудию, их дарят малышам, гостям, родителям. На День открытых дверей мы оформляем выставки поделок из теста. Выставка – это очень важный момент в жизни малыша. У ребёнка появляется возможность сравнить свои работы с другими. Он лучше видит свои успехи и упущения. Выставка помогает самоутвердиться и поддерживает интерес к творчеству.
Творческие работы детей нашего детского сада принимают активное участие в городских конкурсах и акциях «Подари детям радость», «Увлекательный мир», «Мастерская Деда Мороза», «Музейный пикник» и другие.
Наблюдая за тем, как радуется ребенок, вылепив игрушку или украшение, в которую он вложил свой труд, выдумку, как начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей деятельности, становится более уверен в своих возможностях, приходит понимание значимости моей работы, необходимости использования тестопластики для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Источник
Доклад.
Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка.
Каспирович Валентина Антоновна
учитель русского языка и литературы
высшей категории
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 17»
Работа предназначена для учителей, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников гуманитарного цикла, родителей.
Омск 2011
Лучше учить, лучше воспитывать – настоятельное требование времени. Эффективность педагогического труда во многом зависит от того, насколько каждый учитель познаёт свои возможности в совершенствовании учебного процесса.
Что такое творчество? Как проявляются творческие способности?
Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.
Ребёнок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями, и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика,- отмечает О.Н. Дьяченко,- такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».[1]
Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего «я».
Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приёмы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.
Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: «Это способности находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.
Слово «творчество» происходит от слова «творить», это означает искать, изобретать и создавать.
Соответственно и творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск, создание и конструирование чего-то нового.
Следовательно, основным критерием творчества в познавательной деятельности ученика являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и подбор возможных вариантов движения к цели.
Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, наконец, без воображения и эмоций.
Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образованность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.
Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приёмы.
Важным приёмом (и одновременно условием) творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного для учащихся.
В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения. Как правило, выделяют три уровня: начальный (учащиеся называют готовые, существующие в природе материалы и явления), средний (предлагают предметы или явления, подвергшиеся воздействию человека) и высокий (он основан на образном восприятии и максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению).
Очень важно для мышления образное восприятие. Именно оно помогает нам при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений, описаний исторических событий и т.д. Не случайно мы говорим об образной памяти или образном восприятии. При этом «в образе» неразрывно слиты восприятия внешнего вида предмета, способ действия с ним, знание и отношение человека к этому предмету. «Образ – всегда обобщение… а не наглядная иллюстрация, не фотоснимок с реальности».[2] Полезно познакомить учащихся с конкретными и абстрактными образами. Для этого школьникам предлагается, например, последовательно представить: кошку, которая умывается; лесную поляну в солнечный день; ощущение весны. Этот приём помогает почувствовать разницу между внешним, событийным описанием и описанием, проникнутым отношением и настроением самого человека. От образа к образу возрастает потребность творящего в подборе определённых слов и понятий, которые могли бы наиболее полно передать субъективное восприятие данного образа.
Умение находить в образе неповторимые черты и в то же время «схватывать» главное- качества, которые сродни интуиции. Сегодня всё больше говорят об интуитивных процессах в творчестве, о необходимости доверять догадке, предчувствию.
В основе любой творческой деятельности лежит прогноз – предвидение её вероятных результатов.
Конечная цель определена так: общее развитие и формирование качеств творческой личности, расширение кругозора учащихся. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способностей.
В 1971 г. Джон Гауэн предложил целую серию полезных советов по этому вопросу:
- Создать безопасную психологическую базу ребёнку в его поисках.
- Поддерживать способности ребёнка к творчеству и проявлять сочувствие к ранним неудачам, избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребёнка.
- Быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство.
- Оставлять ребёнка одного и позволять, если он того желает, самому заниматься своими делами.
- Помочь ребёнку учиться строить его систему ценностей не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями.
- Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остаётся один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.
- Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.
- Помогайте ребёнку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолётную идею.
- Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребёнка.
- Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребёнку избежать общественное неодобрение.
Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их творческую активность. Следовательно, необходимо избрать прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей.
Для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что твои творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Обычно учащиеся, показывая свои работы, смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось»; «Я лучше не буду сдавать работу – у меня, наверное, всё неправильно». Иногда эти слова соответствуют истине. Но часто за ними скрывается иное содержание: ребёнку кажется, что он сделал работу хорошо, но он сознательно снижает впечатления от работы, надеясь, что учитель всё равно заметит и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание. Это- ложная посылка и ложное восприятие.
Уже на первых творческих уроках следует объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на творческих уроках. Для этого можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «Ой, у меня не так…» учитель назначает штрафное очко. На последующих уроках эти штрафы не только останавливают забывчивых, но и служат своего рода предупреждением для остальных: любите то, что вы делаете.
Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. На начальном этапе должно преобладать бережное отношение к тому, что создаётся детьми. Возможно, на первых творческих уроках стоит полностью отказаться от критики, выбрать позицию ценностного отношения к творчеству учащихся. В дальнейшем, когда закрепятся доверительные и открытые взаимоотношения между учителем и школьниками, можно (и нужно) сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей. Следует лишь помнить о том, что любая крайность в данном вопросе нежелательна, так как она может сформировать у учащегося неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку.
Дети, обладающие способностью к творческим проявлениям, всегда немного непредсказуемы.
Обращенность социального развития к человеку побуждает считаться с его потребностями и искать методы обучения, естественные для каждого периода развития ребёнка. В восьмых, девятых классах наступает пора нравственного самоуглубления. В это время происходит стремительный рост творческого воображения. Получать знания не в готовом виде, а в процессе решения существенных и интересных для ученика задач стало краеугольным камнем обучения. Поэтому в моей работе используются перцептивные, логические, гностические методы обучения, методы контроля и самоконтроля.
К приёмам, активизирующим интеллектуально-волевую сторону в старших классах творческой деятельности, относится работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, человек использует производное ассоциирование, что составляет основу его мыслительного и творческого процесса.
Ассоциации подразделяются на сходные, контрастные и логические. Вот пример контрастной ассоциации.
Вспомним цитату из «Евгения Онегина»: «…Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились отличить…» К сожалению, большинство наших школьников тоже страдают этим «синдромом Онегина». Но запомнить чередование ударных и безударных слогов в данных стихотворных размерах не так уж сложно, если обратить внимание на то, что в слове хорей ударение падает на второй слог, а в стопе хорея на первый. В слове ямб ударение падает на первый и единственный слог, а в ямбической статье – на второй. Таким образом, учащиеся запоминают, что хорей – это двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на нечётные слоги (1, 3, 5…), а ямб – двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на чётные слоги (2, 4, 6…).
Какие же конкретно формы деятельности учителя должны прививать своим ученикам? Установлены ли вообще такие формы?
Различные формы работы, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей (и фронтальные, и групповые, и индивидуальные).
Невозможно включать всех учащихся в одинаковую работу, необходимо давать задания, приспособленные к уровню их творческого развития и потенциальных возможностей.
– Большое внимание на уроке уделяю слову:
лексическое значение;
этимология слова;
построение словарных гнёзд.
– Лингвистический анализ текста:
сравнение норм словоупотребления в современном русском языке и текстах писателей девятнадцатого века;
сравнение отрывков из художественных произведений первых и окончательных редакций.
– Составление опорных конспектов.
– Литературная разминка.
– Работа с рисунками (изобразить то, что учащиеся представляют, например, в графике. Рассказать, что такое графика как вид изображения и т.д.).
– Редактирование концовки произведения с намеренным изменением её характера.
– Творческий отчёт учащихся (инсценировки, спектакли).
– Работа с рецензиями в старших классах.
– Литературное кафе.
Такие формы организации учебной работы расширяют кругозор учащихся, появляется возможность проявить себя в определенном направлении, открываются новые стороны личности ребёнка, повышается интерес к учению.
Все названные выше приёмы направлены не только на активизацию творческих процессов у одарённых детей, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех учащихся.
Таким образом, деятельность педагога заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества.
Список используемой литературы
- Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. -№ 6. – С.21-25.
- Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. – № 4. – С. 18-37.
- Жуков Т.М. Развитие человека есть развитие его творческих способностей. // Одаренный ребенок. – 2006. – № 1. – С. 46-51.
- Максимова С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века. // Одаренный ребенок. – 2006. – № 2. – С. 9-13.
- Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащихся как условие акмеологически задаваемого развития. // Мир психологии. – 2006. – №4. – С. 174-180.
- Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр. / Свердл. инж. – пед. ин-т. – Свердловск, 1990. – 160 с.
[1] Дьяченко О.Н. Воображение дошкольника. – М., 1991. – С. 9.
[2] Полуянов Ю.Я. Воображение и способности. – М., 1982. –С.6.
Источник