Творческое развитие ребенка в спорте

Творческое развитие ребенка в спорте thumbnail

Наиля Кашафутдинова
Физическая культура и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей является одной из актуальных педагогических проблем. Развивая двигательное воображение на занятиях по физкультуре, мы одновременно решаем и другие психолого-педагогические задачи. Если раньше мы обучали основным видам движений, формировали двигательные навыки, то сейчас рассматриваем приобщение к физической культуре как творческий процесс. Наша задача сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье ребенка.

Преимущества интегрированных занятий:

• позволяет избежать перегрузок детей;

• обеспечивает комплексность и системность процесса коррекционно-развивающего обучения;

• дает возможность в интегрированной форме творчески использовать полученные навыки;

• способствует развитию восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления;

• позволяет вовлечь каждого ребенка в активную деятельность.

Василий Александрович Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!».

Для развития творческих способностей необходимо создавать определенные условия:

• физическое развитие детей;

• создание обстановки, стимулирующей развитие творчества;

• предоставление ребенку самостоятельности;

• доброжелательная помощь ребенку;

• комфортная обстановка.

Со старшей группы детям предлагаю самим придумывать упражнения. К этому возрасту у них уже накапливается богатый двигательный опыт, дети предлагают интересные упражнения, задания, которые все вместе осваиваем. При выполнении ОРУ или утренней гимнастики даю возможность выбора атрибутов по желанию. Детям это очень нравится. Заметила, что дети больше выбирают ленты на палочках, султанчики, обручи и, конечно, мячи. Может не у всех получается, но возможность проявить самостоятельность дает ощущение своей значимости, уверенности в себе.

В старшем дошкольном возрасте дети уже способны придумывать свои правила на знакомую игру, а в дальнейшем придумывать новые игры. Это дается не всем детям. Причинами являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.

В развитии творческих способностей помогают нам включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Подражая животным ребенок двигается мягко, плавно. Им присуща природная красота движений, которая у взрослых теряется. Упражнения, основанные на подражании животным, служат сохранению и развитию изначально заложенной простоты и гармоничности детских движений. Они дают хорошую физическую нагрузку, комплексно развивая все мышцы и системы организма. А главное дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы. В создании образа ребенку необходимо использовать пластику движения, мимику лица, передать голосом характер персонажа.

Подвижные сюжетно-образные игры со словами, диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивные дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания.

В своей практике стараюсь разнообразить сюжетные подвижные игры, включаю и народные, беру из журналов, из опыта других педагогов, а также придумываю сама.

Физическая культура и развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастаТворческое развитие ребенка в спорте

Использование сюжетных занятий дает возможность каждому ребенку на короткое время побывать в сказке, в Космосе или подводном царстве, ощутить себя сказочным персонажем, выполняющим важные и ответственные задания. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, развивает воображение («шагаем по сугробам», «летим в Космос», «попали на необитаемый остров» и др.). Используя музыку, способствуем более эффективному перевоплощению детей и вхождению в сюжет.

Творческое развитие ребенка в спорте

Ритмопластика и ритмические танцы также развивают творческую двигательную активность, умение чувствовать характер, ритм, темп музыки. Музыкально-ритмические движения способствуют развитию пластики движений, умение красиво двигаться, формированию осанки. На каждый спортивный праздник стараюсь подготовить с детьми ритмические танцы с разными спортивными атрибутами.

Творческое развитие ребенка в спорте

Еще в своей работе использую игры с пиктограммами «Эмоции». Детям они безумно нравятся. Упражнения с пиктограммами:

• Какое настроение на рисунке?

• Попробуйте изобразить!

• Один ребенок изображает, другие угадывают.

• Догадайтесь, почему у него такое настроение? Как можно помочь?

Творческое развитие ребенка в спортеТворческое развитие ребенка в спортеТворческое развитие ребенка в спорте

Двигательные импровизации, творческие задания.

Творческое развитие ребенка в спорте

Предлагаю рассмотреть различные ситуации, к которым нужно подобрать соответствующее настроение. Например, ситуация «мальчик упал, больно ушибся, а другой посмеялся над ним», «разбил мамину любимую вазу», «потерял маму» и т. п.

Творческое развитие ребенка в спорте

Какое чувство возникает? Изобрази! Или «покажи как старый человек ходит!».

Почему так? Воспитывается у детей чувство сострадания к пожилым людям. Можно предложить передать друг другу какой-нибудь предмет, например книгу как «кирпич», «цветок», «хрупкую вазу» и т. п.

Творческое развитие ребенка в спорте

Не приходится объяснять ребенку, как напрячь те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит по памяти тяжесть кирпича, или бережное обращение с хрупкой вазой. Также выполняются упражнения на релаксацию: ребенку сложно сознательно расслабить мышцы, а вот если он в образе тающего мороженого – совсем другое дело! Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.

Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастет менее социально активным, заорганизованным.

Развитие двигательного творчества формирует ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.

Творческое развитие ребенка в спорте

Источник

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодняшняя статья поможет родителям правильно приучать детей к спорту.

Читайте также:  Сайт о развитии ребенка у совенка

Кто из отцов не приобретал с момента рождения шахматы, футбольные мячи, фитоболы, скакалки и прочие спортивные товары в надежде вырастить чемпиона или чемпионку. Одни родители хотят реализовать свои амбиции, а другие  —  вырастить здорового малыша, дав ему возможность самостоятельно выбрать занятие по душе.

devochki_na_detskoy_ploschadke

Спортивное развитие ребенка формирует не только целеустремленность и волю к победе, но и ловкость, гибкость, выносливость. Множество секций проводит набор в группы с 3 лет, потому что в этом возрасте дети слушаются тренера. К тому же к трем годам можно сделать выбор, каким видом спорта ребенку стоит заниматься.

Большинство родителей приобретают специальные детские комплексы, которые помогают заниматься спортом с юного возраста. А что делать родителям, у которых маленькая однокомнатная квартира, где с трудом семья помещается?

А если финансовая составляющая семейного бюджета слишком маленькая? В украинском городе Харькове в каждом дворе деревянные детские комплексы, позволяющие заниматься с ребенком любой возрастной категории. Да и в школьных дворах устанавливают специальные тренажеры для занятий спорта.

devochka_v_suhom_baseyne

Но не во всех городах местные власти выделяют средства на развитие спорта среди детей с младенческих лет. Поэтому поговорим о том, как самостоятельно подготовить ребенка с рождения для занятий в спортивной секции.

Рекомендации к проведению занятий

Для того чтобы развивающие упражнения приносили удовольствие и результат, необходимо следовать советам:

  1. Проводить занятия, когда ребенок здоров, сыт, весел.
  2. Оптимальный вариант проведения тренировки — в форме игры. Потому что так познается мир. Например, в игре «Колобок и лиса» в роли героя сказок выступает мяч. Суть задания — катить игрушку, убегая от мамы в роли зверушек. Можно и на пластиковые бутылки наклеить изображения героев произведения и играть в боулинг.
  3. С детьми от года и трех лет проводить тренировку не более 15 минут. Начинать нужно с 5 минут.
  4. Не ругать, если малыш не желает заниматься или у него не получаются упражнения.
  5. Хвалить даже за маленькое достижение.
  6. Тренировки стоит проводить за час до приема пищи.

Способы спортивного развития детей от года до пяти лет

Для полноценного физического развития малыша в три месяца, полгода и девять месяцев педиатры обязательно рекомендуют водить ребенка на массаж. Так ли важны эти возрастные рамки, ведь в поликлинике велика вероятность подцепить вирусную инфекцию?

deti_v_setke

Важны, потому что занятия массажем с раннего возраста выполняют такие функции:

  • Координация движений;
  • Влияние на двигательную активность;
  • Повышение тонуса мышц.

Опытными мамами проверено волшебное действие массажа, помогающее малышам опережать сверстников в физическом развитии. Навыки ползанья, сидения у таких детей приобретаются гораздо раньше.

В частном порядке даже поликлиничный массажист за приемлемую цену согласиться приходить к вам домой. В интернете много видеороликов, посвященных правильному детскому массажу. На этом этапе родителям стоит приобрести фитбол, чтобы выполнять упражнения с маленьким человеком.

Этот спортивный инвентарь пригодится для занятий спортом до 3—4 лет.

deti_na_ulice

Важным этапом для спортивного развития младенца является приобретение специального круга для новорожденных. Маленького человека можно легко научить плавать и нырять.

У них отсутствует страх. Занятие плаваньем укрепляет мышцы, развивает дыхательно-кровеносную систему. Преимуществом этого вида спорта является универсальность — отсутствие ограничений по любым критериям.

В первый год жизни маленькое чудо осваивает навыки ходьбы. На этом отрезке жизни игры с мячом — самые лучшие.

Родителям надо приобрести несколько мячей: маленькие с пупырышками, для игр на детской площадке, для дома. Во дворе нужно научить малыша пинать ногой мяч, кидать и ловить его.

na_batite

Не все сразу будет получаться, но терпение и систематические занятия помогут добиться результата. Некоторые отцы в год пытаются научить сыновей висеть на турнике.

Такие игры лучше отложить до двухлетнего возраста. Машина-толокар станет любимым спутником на прогулке.

В полтора года дети начинают осваивать навыки спуска-подъема со ступенек. Мамам надо набраться терпения и сопровождать чадо в целях соблюдения безопасности.

Некоторые ребята пробуют прыгать с высоты. Чтобы не получить переломы лучше на площадке найти невысокий бордюр или пень и позволить ребенку тренироваться.

Дополнительно с игрой в футбол, можно добавить игру в баскетбол дома. Для этого понадобятся корзина для игрушек, игрушки, мячи.

na_detskoy_ploschadke

Правило игры простое — попасть в корзину мягкими игрушками, мячами. Такой способ прививает два навыка: складывания игрушек, меткость.

Еще одной игрой на развитие меткости может служить пластмассовая пирамида с кольцами. На палочку надо закинуть все кольца по порядку.

Но существенной преградой для спортивного развития может стать такая физиологическая особенность — склонность к вывихиванию плечевого сустава.

Эта проблема устраняется с помощью оказания медицинской помощи травматологом. Но 30% детей вывихивают суставы непредсказуемо. Этим детям можно заниматься плаваньем и шахматами. Другие виды спорта врачи не рекомендуют для занятий.

dati_na_cachelah

В 2 года дети с удовольствием играют в игры с обручем. Катить игрушку — любимая игра детворы. В этом возрасте можно начинать небольшую зарядку в сопровождении задорной детской музыки:

  1. Походить по кругу медленно.
  2. Побегать по кругу.
  3. Бежать вприпрыжку.
  4. Прыжки на месте.
  5. Поползать, как черепахи.

В принципе любой детский клуб раннего развития подскажет, как правильно проводить занятие. В таких обучающих заведениях педагоги строят для детей полосу препятствий, в которой закрепляются основные навыки физической активности.

Читайте также:  Беременность и половое развитие ребенка

В домашних условиях можно собрать каштаны, желуди и предложить малышу походить по ним.

Купив беговел, любимое чадо научится держать равновесие.

fizicheskoe_razvitie_detey_v_detskom_sady

В 3 года большинство детей идут в дошкольные учреждения, которые занимаются физической активностью. В это время родителям в зависимости от характера и предпочтений малыша целесообразно отдать его в спортивную секцию.

Агрессивным детям понравится на единоборствах. Любители бегать найдут свое призвание в легкой атлетике. Мамы девочек предпочитают выбрать гимнастику в качестве детского кружка для своих принцесс. При проблемах с позвоночником целесообразно отдать малыша корректирующую гимнастику.

В 4 года любимое чадо пора обучать езде на велосипеде, чтобы играть с друзьями во дворе. При систематических занятиях в 5 лет ребенок умеет кататься на велосипеде, бегать, прыгать, лазить.

Таким образом, спортивное развитие — залог здоровья малыша. Правильно подобранный комплекс упражнений принесет свои плоды, когда чадо начнет хвастаться достижениями.

Рекомендация Получите БЕСПЛАТНО запись онлайн вебинара:
«Ребенок от рождения до года. Ответы на вопросы».
+ Бонус для подписчиков — 18 статей о раннем развитии малыша.Чтобы скачать вебинар перейдите по ссылке >>>

Источник

Библиографическое описание:

Казанцева, Н. С. К вопросу развития креативности детей в детско-юношеских спортивных школах / Н. С. Казанцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3114/ (дата обращения: 22.12.2020).

Одной из задач современной системы образования
провозглашается установка на развитие креативной личности, способной
ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Закон РФ «Об образовании» создал правовые предпосылки для
перехода от транслирующей, унитарной, идеологизированной,
тоталитарной системы образования к системе вариативной,
гуманистической, творчески развивающей [4].
В настоящее время не существует единого всеми
признанного определения понятия «креативность», поэтому
из множества определений мы предлагаем опираться на толкование
термина «креативность» А.В. Петровского и М.Г.
Ярошевского, которые считали, что креативность – это уровень
творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий
относительно устойчивую характеристику личности. Считаем это
определение наиболее подходящим в рамках проблемы исследования.

По мнению ряда авторов, одним из приоритетных
условий развития креативности является нерегламентированность
образовательной среды (В.С. Кузин, Б.М. Теплов и др.), что в полной
мере присуще микроклимату учреждений дополнительного образования
детей, где исторически сложилась особая воспитательная развивающая
среда, позволяющая эффективно решать задачи комплексного развития
личности. Но, к сожалению, не все учреждения дополнительного
образования направлены на формирование и развитие креативности
ребенка.

В Алтайском крае по итогам 2011 года система
дополнительного образования развивается на базе 180 учреждений
дополнительного образования [5]. Среди них: центры дополнительного
образования детей, дворцы детского (юношеского) творчества, дома
детского творчества, станции юных натуралистов, детские школы
искусств, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ),
специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского
резерва (СДЮСШОР),
детско-юношеские спортивно-адаптивные школы. Относительно темы данной
статьи, видится необходимым рассмотреть деятельность детско-юношеских
спортивных школ (ДЮСШ) в контексте развития креативности.

Одним из наиболее популярных видов деятельности у
детей является спорт (25% от общего числа обучающихся системы
дополнительного образования). В настоящее время в системе образования
функционирует 63 учреждения, в том числе 50 детско-юношеских
спортивных школ и 13 детско-юношеских клубов физической подготовки.
Занятиями физической культурой и спортом охвачено более 43 тысяч
учащихся по 32 видам спорта [5].

ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа) — учреждение
дополнительного образования детей физкультурно-спортивной
направленности; призвана осуществлять учебно-тренировочную и
воспитательную работу с юными спортсменами, обеспечивая начальную и
базовую их подготовку для специализации в определенном виде спорта
[2].

Рассмотрев определение термина ДЮСШ, необходимо
отметить, что обучение в спортивных школах направлено на воспитание
профессионального спортсмена, достигающего высоких результатов.
Поэтому обучение строится на физических нагрузках – реализации
спортивной стороны учащегося, не уделяя внимания другим сторонам
личности. Но уровень результатов в современном спорте требует для его
достижения владения не только комплексом физических, но и психических
качеств, которые находятся на предельно высоком уровне их проявления.
По мере повышения уровня спортивных достижений все более отчетливо
возрастают требования к умственной деятельности спортсмена,
неотъемлемым компонентом которой является креативные способности. Тем
самым можно утверждать, что в ДЮСШ кроме основной спортивной
подготовки необходимо развивать креативность учащихся.

Дети, занимающиеся в ДЮСШ, целенаправленно
ориентированы на долгий и трудный путь к высоким спортивным
достижениям. Поэтому такой сложный физический и психологический
процесс занимает большую часть свободного времени учащегося от
общеобразовательной школы, не оставляя ребенку времени на посещение
других учреждений дополнительного образования, с целью развития
разносторонних качеств личности; что является одним из аспектов
креативности. Это вторая причина необходимости развития креативности
учащихся ДЮСШ.

Кроме того, обращаем внимание на принадлежность ДЮСШ к учреждениям
дополнительного образования, основная цель которого —
развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация
дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,
общества,
государства
[3]. Тем самым определяем третью причину, по которой необходимо
развитие креативности для учащихся спортивных школ – ДЮСШ как
составная часть учреждений дополнительного образования обязана
развивать креативную личность учащегося.

Развитию креативности (творчества) в спорте посвящены работы А. В.
Родионова, 1976; А. А. Деркач, 1982; А. А. Исаева, 1982. Но полностью
этот вопрос не изучен [1].

Читайте также:  Задержка речевого развития у ребенка когитум

На настоящий момент в городе Барнауле насчитывается 10 ДЮСШ с
различными видами спорта, такими как: бокс, шахматы, настольный
теннис, хоккей, баскетбол, спортивная аэробика, волейбол, лыжные
гонки, художественная гимнастика, спортивное ориентирование, гребля,
дзюдо, греко-римская борьба, фехтование, каратэ, кикбоксинг,
плавание, фигурное катание, спортивные танцы.

Рассмотрим одну из 10 существующих спортивных школ
города Барнаула – ДЮСШ «Студия – спорт», открытая в
октябре 2001 года; является структурным подразделением КГБУ «Краевой
спортивный клуб», учредитель – управление Алтайского края по
физической культуре и спорту. Отделения ДЮСШ: аэробика спортивная,
гимнастика художественная, танцевальный спорт. Проанализировав цели и
задачи деятельности ДЮСШ «Студия – спорт», можно
выделить: создание благоприятных условий для гармоничного развития
подрастающего поколения, повышения качества воспитания и дарований
детей, подростков, молодежи, а также повышение эффективности их
творческого потенциала [7]. Данная задача указывает на наличие
фактора креативности в обучении учащихся ДЮСШ.

Рассмотрев учебный план-график нескольких возрастных
тренировочных групп отделения танцевального спорта, мы не обнаружили
наименования предмета, который бы указывал на развитие креативности
учащихся. Таким образом, выявили противоречие в несоответствии задач
деятельности ДЮСШ с планами-графиками конкретных групп отделения
танцевального спорта. Но данное противоречие может быть спорным, так
как, говоря об отделении танцевального спорта, мы подразумеваем
спортивные бальные танцы. В самодеятельных хореографических
коллективах непосредственное занятие танцами, в том числе и бальными
танцами, является средством развития креативности детей. Тем самым,
можно предположить, что и в условиях ДЮСШ креативность развивают
средствами самой хореографии. Но необходимо различать самодеятельные
коллективы бальных танцев от танцевальных спортивных клубов и
отделений танцевального спорта. В обеих организациях изучается один и
тот же материал по бальным танцам, но в первом случае акцент идет на
развитие разносторонней и креативной личности ребенка при помощи
хореографической лексики, приобретая досуговый характер занятий; а во
втором – воспитание спортсмена по бальным танцам, основной
задачей которого является участие и достижение высоких результатов на
соревнованиях; что подразумевает за собой наибольшее количество
физических тренировок. Так как в танцевальном спорте большее внимание
уделяется физическим тренировкам для повышения уровня мастерства
учащегося, в плане-графике тренировочных групп отделения
танцевального спорта не выделены часы, направленные на процесс
развития креативности учащихся, которая в современных условиях им так
необходима.

Таким образом выявили 3 основных причины необходимости развития
креативности учащихся в ДЮСШ:

  1. Реализация спортивной стороны учащегося, не
    уделяя внимания другим сторонам личности.

  2. Занятие спортом – большая часть свободного времени ребенка,
    что не дает возможность посещения других УДО с целью развития
    личности.

  3. ДЮСШ – учреждение дополнительного образования,
    развивающее мотивации личности к познанию и творчеству.

На данный момент на отделении танцевального спорта
ДЮСШ «Студия – спорт» не существует ни одной методики на
развитие креативности учащихся. Следовательно, в организации
тренировочного процесса вопросам развития креативности спортсменов
внимания практически не уделяется. Этому отрицательному фактору
способствует не только профилирующая сторона деятельности ДЮСШ, но и
руководящие лица учреждения, которые, с одной стороны, не выступают
против процесса развития креативности учащихся, с другой – не
способствуют этому. Это объясняется выше прозвучавшей главной задачей
деятельности ДЮСШ и ее ограниченности по учебным часам. Чтобы
воспитать креативную личность в рамках ДЮСШ, необходимо грамотно
ввести занятия по развитию креативности учащихся в учебный график, не
нарушая учебно-тренировочного процесса.

Проанализировав предметы, стоящие в годовом плане-графике
учебно-тренировочной группы отделения танцевального спорта,
предлагаем выбрать предмет «Игры» для реализации
воспитания креативной личности учащегося. Для этого были изучены,
отобраны и адаптированы различные методики на выявление уровня
креативности учащихся на данный момент. Эти методики и тесты были
проведены с учащимися на предлагаемом предмете «Игры»:
диагностическая батарея Торренса, тест «Несуществующее
животное». В дальнейшем планируется провести упражнения на
развитие креативности учащихся группы по учебно-методическому пособию
«Лучшие упражнения для развития креативности» А.Г.
Гребцова [6], а также многие другие игры и методики на развитие
креативности. После чего будет сделан повторный тест на выявление
уровня креативности для сравнения показателей. Результаты и выводы
всех проводимых тестов и методик будут в дальнейшем опубликованы.

Таким образом, введение в один из предметов учебно-тренировочного
плана различных методик по развитию креативности детей будет
способствовать развитию важного качества – креативности, что
приведет к более высоким результатам в спортивной деятельности
ребенка.

Литература:

  1. Деркач,
    А.А., Исаев,
    А.А. Творчество
    тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. – М.:
    Физкультура и спорт, 1982.

  2. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш.
    учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд.
    центр ВЛАДОС, 2003. – С.142

  3. Дополнительное образование детей [Электронный ресурс] / Электр.
    данн. – Режим доступа:
    https://www.dopedu.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey

  4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N
    3266-1[Электронный ресурс] / Электр. данн. – Режим доступа:
    https://ozpp.ru/zknd/obra

  5. Итоги развития системы образования Алтайского края за 2011г.
    [Электронный ресурс] / Электр. данн. – Режим доступа:
    www.educaltai.ru/files/docs/public_report_2011.doc

  6. Лучшие упражнения для развития креативности:
    учебно-методическое пособие/ А. Г. Грецов. – СПб., СПбНИИ
    физической культуры, 2006., — 44с.

  7. Положение о ДЮСШ «Студия-спорт» КГУ «Краевой
    спортивный клуб». – Барнаул, 2001.

Источник