Творческое развитие ребенка в социализации
Ерохина Ю.А.
г. Мичуринск МБДОУ №24 «Светлячок» ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
С начала жизненного пути ребенок участвует процессе социального взаимодействия. Первичный опыт общения малыш приобретает еще до того, как обрел способность воспроизводить звуки.
Понятие «социализация» обозначает процесс трансформации личности посредством освоения социально – ценностных ориентаций общества, культуры, исторического опыта, принятых правил и норм поведения.
В педагогике термин «социализация», как правило, связывают с понятиями «обучение» и «воспитание».
Высокий уровень социализации человека является важным показателем степени его адаптации к жизни в обществе. Дошкольник постепенно совершенствуется под влиянием окружающих людей, адаптируется, приучается нести определенную ответственность за свои действия.
В современном обществе востребован активный индивид с высокоразвитыми творческими способностями, гармонично взаимодействующий с окружающими, эффективно и грамотно решающий поставленные задачи.
Социальное развитие личности формируется в деятельности от самовосприятия к самореализации и социально ответственному поведению.
Именно в дошкольный период берет свое начало процесс социализации личности ребенка. Начинает формироваться связь ребенка с ведущими областями бытия: миром людей, предметов и явлений природы.
Инновационные процессы, проходящие в системе образования, в первую очередь направлены на создание механизмов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности, формирование активной жизненной позиции каждого из воспитанников. Именно в детском саду реализуется начальный адаптационный период социальной жизни человека.
В период дошкольного детства социальное окружение способствует формированию системы ценностей и привычек ребенка, вырабатывается характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества и основы социальных отношений. В дальнейшем это предопределяет стиль жизни и жизненный план человека.
Целью деятельности педагогического сообщества является развитие у детей дошкольного возраста навыков, нужных для адекватного поведения в обществе, содействующих созданию оптимальных условий для развития личности ребенка.
В процессе становления личности дошкольника заметную роль играют разнообразные виды творческой деятельности. Творчество является механизмом совершенствования и прогресса в любой сфере деятельности.
Навыки работы по заданному образцу и с учетом определенных правил, выполнение инструкций педагога формирует необходимый фундамент для развития определенных навыков взаимодействия с товарищами и окружающими взрослыми, но и является залогом будущей успешной учебной деятельности.
Занятия творчеством приучают малышей быть аккуратными, усидчивыми, наблюдательными и терпеливыми, быть более доброжелательными по отношению к сверстникам.
У детей совершенствуются воображение, креативное мышление и фантазия. Занимаясь творческой деятельностью, дошкольники находятся в обстановке игры. Процесс социализации доверительной и игровой атмосфере проходит мягче и быстрее, что способствует погружению в творческий процесс и раскрепощению воспитанников.
Овладение навыками изобразительной деятельности тесно связано с развитием волевых качеств личности ребенка, обеспечивает эмоциональное, образное мышление и воображение, прививает желание трудиться и добиваться положительного результата.
У ребенка занимающегося творчеством крепнет ощущение собственной личностной ценности, постепенно формируются социальные контакты, умножается чувство самоконтроля. Помимо всего перечисленного, творческая деятельность способствует снижению уровня тревожности и личностных переживаний, в других условиях кажущимися непреодолимыми. Ребенку дошкольного возраста легче выразить с помощью зрительных образов испытываемые чувства и эмоции.
В рамках организации коллективных форм сотворчества у ребенка начинает формироваться умение договариваться со сверстниками, такие качества, как взаимопомощь, терпимость и позитивное отношение к результатам труда других детей группы.
В отдельных случаях, когда ребенок в силу особенностей состояния здоровья не имеет возможности говорить или слышать, тогда изобразительная деятельность порой оказывается единственным средством проясняющим чувства и убеждения маленького человека.
Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, предопределяющие успешность осуществления творческой деятельности. Способности к занятиям творчеством зависят от множества личностных качеств ребенка, таких как:
– умение обнаруживать то, что могут не замечать другие;
– за небольшой временной промежуток формировать массу различных небанальных идей;
– без труда соотносить различные понятия;
– готовность к познавательной деятельности;
– применять знания, полученные в процессе решения одной задачи, к решению другой;
– прицельно создавать условия, в которых объект максимально полно отображает свою суть.
Художественно-творческая деятельность представляет богатый выбор видов работ с детьми дошкольного возраста с целью их социализации. Это может быть:
– рисование (кисть, карандаш, пластилин, выдувание, монотипия);
– лепка (тесто, пластилин, глина, пластик, папье-маше);
– аппликация (бумага, опилки, ткани, природный материал, декупаж, коллаж;
– работа с бумагой (оригами, кирикоми, квиллинг, торцевание, объемная аппликация);
– вязание (крючок, плетение (макраме, сложенные газеты, бумага);
– театральная деятельность (использование жестов и мимики в заучивании стихов, упражнения на общую координацию, диалоги, самодельный кукольный театр (бибабо, театр на крышечках, перчаточные куклы, использование и изготовление реквизита и костюмов, масок). На занятиях театральной деятельностью осуществляется эффективное овладение общепринятыми нормами поведения.
Формы работы по формированию социальных качеств и усвоению основ социальных отношений многообразны. Это может быть и самостоятельная работа, и часть интегрированного процесса, и организация досуга или свободного времени.
Сплав театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры, позволяет объединить детей общей идеей, заинтересовать интересной деятельностью, продолжая быть игрой.
Многообразие вариантов творческой деятельности предоставляет возможность создать ситуацию успеха: дети овладевают важным личностным качеством – уверенность в своих силах. Зная, что, каждый силен в своем, одному удается лучше рисование, а другому что-то другое, дети не испытывают чувства зависти.
В процессе овладения навыками художественно-творческой деятельности дошкольники проявляют неподдельные эмоции, что развивает их способность к взаимопомощи, позволяет накопить наиболее позитивный социальный опыт. Позитивный настрой, спокойствие и терпение в общении – лучший показатель успешной социализации воспитанников что позволяет сделать вывод о том, что художественно – творческая деятельность является очень эффективным средством социализации детей дошкольного возраста.
Список литературы
Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан.университета, 1988 г. – 238 с.
Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. – М., 1991.
Вопросы воспитания: системный подход/ Под общ ред. Л.Н.Новиковой.- М.,1981.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. – М.: АСТ, 2008 г. – 671 с.
Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы/Ред.-сост. А.Н. Тубельский и А.О. Зверев. – М., 2002.
Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. – 2-е изд., доп. – Л.: Наука, 1991 г. – 141 с.
Корчак Я. Воспитание личности. – М.:Просвещение,1992.- 286 с. 187. Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: Политиздат, 1990.- 493 с.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
Источник
Развитие творческих способностей детей как условие социализации
Михайлова С.М.
МБОУ ЗАТО СЕВЕРСК «СОШ» №84
636070, г.Северск, Томской обл., пр. Коммунистический 101
Обучение детей в школе – процесс социальный. Он включает в себя широкий круг вопросов: овладение навыками, умениями, знаниями, формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.
Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей детей. Творчество – форма активности и самостоятельной деятельности, в процессе которой человек отступает от образа и стереотипа, экспериментирует, изменяет окружающий его мир, создаёт нечто новое для себя и других людей. Творчество связано с возможностью мыслить, выбирать различные варианты, искать решения в нескольких направлениях, например, эстетическом и художественном.
Значительный вклад в разработку вопроса, связанного с эстетическим воспитанием и художественным развитием личности, а также поиском новых форм сознательного участия школьников в «повседневном жизненном творчестве», художественно-практической деятельности внесли ученые – педагоги А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий . Они рассматривали эту деятельность, как важнейший компонент в жизни детей, действенное воспитательное средство для эффективной социализации личности.
В 1995 году в «СОШ» №81 города Северска был создан Театр моды, в котором принимали участие учащиеся 6 – 10 классов. За 16 лет сменилось 5 составов театра, было разработано и выполнено более 20 коллекций.
Театр моды – это творческое коллективное дело, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений. Оно творческое ещё и потому, что всегда выступает в разных вариантах, учащиеся постоянно выявляют свои новые возможности. И чем богаче содержание коллективного творчества, тем сильнее его воспитательный эффект в формировании мировоззрения, нравственного, трудового, эстетического умственного и физического воспитания.
Успешность воспитания обеспечивают:
– многомерность и полифункциональность воспитательного пространства в Театре моды;
– создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
– активизация всех видов деятельности и психических процессов;
– профессиональное мастерство учителя;
– преемственность между старшими и младшими учащимися в использовании форм методов и средств воспитательного воздействия;
– привлечение родителей к сотрудничеству в воспитании и творческом развитии своих детей.
Развитие творческих способностей учащихся через Театр моды происходит следующим образом. В Театр привлекаются учащиеся 6-7 классов, когда уже заложены знания по предмету технология по разделам конструирования, моделирования и пошиву одежды. Девочкам предлагается попробовать себя в качестве художников-модельеров, манекенщиц, портних и в сценическом искусстве. Из заинтересованных учащихся создаётся группа из 15-20 человек. На первом занятии из копилки журналов мод выбираются идеи, определяются темы и некоторые очертания будущей коллекции. Каждый может вносить любое, самое фантастическое предложение.
На этом этапе очень хорошо развивается наглядно-образное мышление, основой которого является воображение. Ведь именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Для выбора окончательного варианта коллекции отбирается несколько идей, которые реально могут воплотиться в жизнь. Включается логическое мышление, при помощи которого оцениваются реальные умения, навыки и возможности. Затем создаётся инициативная группа, которая выбирает конкретную идею, разрабатывает эскизы, подбирает и рассчитывает количество ткани и фурнитуры.
На основе эскизов конструируются и моделируются выкройки будущих моделей одежды, применяя полученные знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии. В процессе деятельности формируются основные виды восприятия: глубина творческого процесса, направление и скорость движения, время и пространство. В результате девочки обучаются воспринимать и оценивать формы своих будущих изделий.
После приобретения тканей и всего необходимого для шитья начинается раскрой и пошив изделий. При обработке современных тканей часто возникают сложности, приходится разрабатывать технологию изготовления, экспериментировать. Во время работы могут вноситься какие-то изменения и дополнения. Здесь восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь выступают как важнейшие компоненты творческой деятельности.
Параллельно с пошивом и изготовлением коллекции начинается работа над композицией, подбирается музыка, движения, отрабатывается походка, мимика, жесты. Используются психологические приёмы, позволяющие научиться вести себя на сцене, взаимодействовать с публикой, творчески выражать себя в этой роли. На этом этапе формируется положительная самооценка, уверенность в своих силах и возможностях. В итоге получаются мини-спектакли, которые демонстрируются на сцене школы, а наиболее интересные – на городских и областных конкурсах.
Городские и областные конкурсы направлены на передачу своего организаторского опыта другим коллективам, обмен опытом путём наглядного показа своих коллекций и обсуждения. Эта форма способствует воспитанию у членов коллектива интереса и уважения к опыту другого коллектива, способности сравнивать его с собственным, и перенимать всё наиболее полезное и интересное. Участвуя в конкурсах, подростки учатся переживать неудачи, радоваться достижениям, делиться опытом, впечатлениями, планами. Конкурсы объединяют членов коллектива, а также способствуют привлечению родителей к сотрудничеству в воспитании и творческом развитии детей.
После показов, а также в конце года при подведении итогов проводится анализ работы Театра моды. Его цель – научить учащихся видеть причины успехов и неудач любого дела. При этом выясняется, что удалось, почему, и что не удалось, какие уроки можно извлечь на будущее, что можно сделать, чтобы следующая коллекция была ещё лучше.
Участие в Театре моды развивает самостоятельность у подростков, независимость суждений, оригинальность мышления, богатство отношений. Всё это даёт уверенность в своих способностях и возможностях, позволяет успешно пройти социализацию в нашем обществе. Та атмосфера творчества, которая царит на занятиях, повышает стремление к новому, необычному, и после завершения очередной коллекции у детей возникает желание создавать ещё большую красоту. Именно красота вносит в наш предметный мир ту одухотворённость, которая влияет на подсознание человека, формирует чувства и эмоции, стиль жизни, манеру поведения, деятельности и творчества.
ЛИТЕРАТУРА
Л.В. Кузнецова «Воспитание школьников» – М.: №3 – 2003 – с.23; №10 – с. 17-22; №8 – 2003 – с.3; №2 – 2003 – с.7; №8 – 2002 – с.2-3; №10 – 2002- с.10-11.
Р.С.Немов Психология – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006г. – 688 с.
Б.И.Коротяев Учение- -процесс «творческий» – М.: «Просвещение» 1989г. – 158с.
МБОУ «СОШ №84» г.Северск.
Михайлова Светлана Михайловна -учитель технологии.
Тема: «Развитие творческих способностей детей через Театр моды, как условие социализации»
1. Обучение детей в школе – процесс социальный. Он включает в себя широкий круг вопросов: овладение навыками, умениями, знаниями, формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.
2. Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей детей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Слово творчество происходит от слова «творить», то есть создавать что-то новое, такую возможность можно реализовать в школьном Театре моды.
3.Цель такого творчества – формирование эстетического восприятия мира через интерес к внешнему облику и образу подростков, действенное воспитательное средство для эффективной социализации личности.
4. В 1995 году в «СОШ» №81 города Северска был создан Театр моды, в котором принимали участие учащиеся 6 – 10 классов. За 16 лет сменилось 5 составов театра, было разработано и выполнено более 20 коллекций.
5.Актуальность работы Театра моды – стимулирование творческой активности учащихся, создание условий для их самовыражения, содействие развитию творческого мышления и художественного вкуса.
6. Театр моды – это творческое коллективное дело, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений. Оно творческое ещё и потому, что всегда выступает в разных вариантах, учащиеся постоянно выявляют свои новые возможности. И чем богаче содержание коллективного творчества, тем сильнее его воспитательный эффект в формировании мировоззрения, нравственного, трудового, эстетического умственного и физического воспитания.
7. Успешность воспитания обеспечивают:
– многомерность и полифункциональность воспитательного пространства в Театре моды;
– создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
– активизация всех видов деятельности и психических процессов;
– профессиональное мастерство учителя;
– преемственность между старшими и младшими учащимися в использовании форм методов и средств воспитательного воздействия;
– привлечение родителей к сотрудничеству в воспитании и творческом развитии своих детей.
8.Итог работы Театра моды – реализация творческих способностей учащихся, с опорой на свою индивидуальность. Участие в Театре моды развивает самостоятельность у подростков, независимость суждений, оригинальность мышления, богатство отношений. Всё это даёт уверенность в своих способностях и возможностях, позволяет успешно пройти социализацию в нашем обществе.
Источник
Розалия Аксановна Монастыршина
Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей
Администрация г. Абакана
Городское управление образования
Городской методический кабинет
Сетевой центр «Развивающее образование дошкольника»
Практическая конференция
«Современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных требований»
Тема доклада: «Художественно-творческая деятельность как одно из средств социализации детей с общим недоразвитием речи»»
Монастыршина Р. А.
Воспитатель высшей категории
Логопедической группы
МБДОУ ЦРР д/с «Колокольчик»,
Абакан 2012г.
Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей с ОНР в рамках ФГТ.
Социальный опыт ребенка – это результат специально организованного общественного опыта, то есть «производное» от целенаправленного воспитания и обучения. В детских садах воспитательный процесс реализуется в соответствии учебными программами, отвечающими Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к дошкольному образованию.
Одной из проблем в работе с детьми с общими нарушениями речи (ОНР) является их недостаточная социализация. Социальный опыт приобретается ребенком с помощью людей, которые его окружают.
Более шестнадцати лет я работаю с детьми с ОНР. Первое время меня ставили в тупик неуверенность детей в самых простых делах.Сколько приходилось слышать: «Не буду, не могу, не хочу!».
Тревожность, неусидчивость, рассеянное внимание, кратковременная память, – эти качества детей сводили на нет мои усилия как-то изменить ситуацию. Социализация детей снижена не только из-за того, что они плохо говорят, у них снижен интерес к окружающей жизни, они трудно усваивают общепринятые нормы общения, правила поведения.
Мы, воспитатели должны стать помощниками ребенка в его социальном развитии, что бы он в дальнейшем умело адаптировался в окружающем его обществе, был уверенным, счастливым и самодостаточным. Важно отметить, что для достижения позитивных результатов в социализации, необходимые методы работы должны быть задействованы непрерывно как в детском саду, так и в семье. Зачастую именно различие, непоследовательность требований авторитетных для ребенка взрослых мешает успешной его социализации. В. А.Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его сердце из окружающего мира – от того, в решающей степени, зависит, каким человеком станет малыш».
Таким образом, цель нашей работы – формирование у детей навыков социального восприятия, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующих наилучшему развитию личности ребенка, посредством художественно-творческой деятельности.
Художественно-творческая деятельность, которая помогает общаться с каждым ребенком индивидуально, а значит и настроить его на участие, стала приносить результаты довольно быстро. Правда, удивляло, как пришедшие в группу 4-х летние дети не могли держать карандаш и оставить на листе хоть какой-то след от него.
Я на первых этапах давала детям готовые фигурки из бумаги, где ребенка просила нарисовать глазки, пуговицы на рубашке, дальше раскрасить детали фигурки. В результате ребенок получал готовую игрушку и мог начать игру с другим ребенком. Очень часто я использую диалоги Н. Сладкова, хорошо понятные детям, короткие и легко запоминающиеся. За 5 – 10 минут ребенок получил готовую игрушку и обыграл ее с детьми. Получив сразу положительный опыт, ребенок обязательно отзовется и на более сложное задание.
Художественно-творческая деятельность в ее различных формах является универсальным средством в социальном развитии детей,а также в реализации основных принципов ФГТ:
-принцип развивающего образования (От простого к сложному);
-принцип интеграции (использование во всех образовательных областях в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников);
-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, систематичность и последовательность обучения, практическая направленность занятий;
-совместная деятельность взрослого и ребенка, взаимодействие с родителями, сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом;
-преемственность дошкольной образовательной программы с основными программами начального образования.
Художественно-творческая деятельность предлагает широту выбора видов работы с детьми в рамках их социализации:
-рисование (кисть, карандаш, пластилин, выдувание, монотипия);
-лепка (тесто, пластилин, глина, пластик, папье-маше);
-аппликация (бумага, опилки, ткани, природный материал, декупаж, коллаж;
-работа с бумагой: оригами, кирикоми, квиллинг, торцевание, объемная аппликация;
-вязание (крючок, плетение (макраме, сложенные газеты, бумага);
-театральная деятельность – использование жестов и мимики в заучивании стихов, упражнения на общую координацию, диалоги, самодельный кукольный театр (бибабо, театр на крышечках, перчаточные куклы, использование и изготовление реквизита и костюмов, масок. В рамках театральной деятельности осуществляется активное познание общепринятых сценариев поведения.
Сферы применения методов также разнообразны.
Это может быть самостоятельная работа, часть интегрированного процесса, организация досуга, свободного времени. Частая смена видов деятельности не позволяет ребенку скучать и воспринимать педагогический процесс как неинтересное, обязательное занятие. Каждому ребенку найдется дело по душе, и даже свободное от обучения время, дети могут провести за любимым делом. А созданная в группе среда способствует их творческой реализации своей наглядностью и разнообразием.
Крайне важен метод «аналогии», который может быть включен в любой вид деятельности. Смысл этого метода может использоваться, к примеру, в изучении истории, традиций рукоделия, труда и отдыха. А так же в дальнейшем освоении рассматриваемого вида деятельности, а также сравнении с существующим сегодня. Широкий кругозор в различных сферах искусства позволяет ребенку в дальнейшем быть интересным собеседником.
Не секрет, что в последнее время нам приходится сталкиваться и с детской агрессивностью. Наша работа, конечно, должна быть направлена на устранение причин детской агрессии, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Художественно-творческая деятельность увлекает таких детей и частично снимает моменты агрессии.
Соединение театрализованной, сюжетно-ролевой игры «игра в театр», дает возможность объединить детей общей идеей, сплотить на основе интересной деятельности, оставаясь игрой.
Большое количество вариантов творческой деятельностипозволяет создать ситуацию успеха: ребенок приобретает важное личностное качество – уверенность в своих силах. Зная, что, каждый силен в своем, одному удается лучше рисование, а другому что-то другое, дети не испытывают чувства зависти.
Ребенку нравится осознавать, что рисунок или поделка – результат его собственных усилий.
Умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции – создает не только благоприятную почву для развития социальных навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, но и является предпосылкой к будущей успешной учебной деятельности. Это мы видим на примере своих выпускников. Многие дети посещают музыкальную, художественную школы, танцевальные коллективы.
Занимаясь творческой деятельностью, дети становятся более аккуратными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, терпеливыми в работе и в отношении друг к другу. У них развивается креативное мышление, воображение, фантазия.
В освоении методов художественно-творческой деятельности дети проявляют искренние эмоции, что развивает их способность к взаимопомощи, позволяет накопить наиболее позитивный социальный опыт. Радость и улыбки детей, спокойствие и терпение в общении – наилучший показатель их успешной социализации.
Список литературы:
1. Зацепина М. Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности.» Обзор программы дошкольного образования. – М.:ТЦ. Сфера, 2010.
2. Евдакимова Е. С., Додокина Н. В. «Семейный театр в детском саду»: Совместная деятельность педагогов, родителей и детей – Н.: Мозайка-Синтез. 2008.
3. Липовцева А. В. «Социокультурная адаптация детей с речевыми возможностями в процессе художественного творчества» – Барнаул.: Издательство АЛТ ГАКИ, 2008.
Источник