Творческое развитие ребенка в процессе работы с природным материалом
Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом.
Способность к творчеству- отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе используя природный материал. Работа с ним таит в себе большие возможности и сближает ребенка с природой. Достаточно внимательно приглядеться к ее дарам, чтобы увидеть: в каждом листочке или корешке деревца таиться волшебство. Из семян подсолнуха, еловых шишек, кукурузных початков можно сделать бесчисленное множество самых разных поделок: сказочных ежат, забавного гнома, Змея Горыныча. Надо лишь суметь увидеть их творчески преломить в себе.
Организуются беседы, направленные на воспитание у детей умения видеть природу, замечать ее красоту, пристально вглядываться в ее краски, формы, бесконечное богатство, любить ее, беречь. В ходе бесед в детях развиваются образное восприятие, фантазия, смекалка, сообразительность.
Необыкновенно интересные поделки создают дети из чешуек шишек ели, сосны, кедра, а также ананаса. Работая с чешуйками шишек, дети проявляют много старания, смекалки, фантазии. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, учебной деятельности в школе. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.
Прекрасным материалом для поделок является пух. Помимо тополиного – основного материала, можно использовать пух чертополоха, одуванчика, ковыля, осота. В такой работе требуются аккуратность, точность, усидчивость. Работы из пуха, как правило, получаются красивыми, легкими, воздушными.
Очень благородный материал – перья птиц. Перед началом работы необходимо обратить внимание детей на эстетическую сторону, аккуратность, соотношение пропорций. Работа с перьями птиц способствует развитию смекалки, выдумки, вызывает восторг и чувство удовлетворения.
Много творческой радости доставляют детям аппликации из иголок хвойных деревьев. Коры, листьев клена и березы, а также из семян клена, стручков белой акации. Косточек разных фруктов и ягод, апельсиновой, мандариновой кожуры, из лепестков тюльпана, розы. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает ребят. Это позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, побуждает к игре.
Дети с большой охотой выкладывают мозаики из природного материала. Особую радость им доставляет работа с опилками, древесными стружками, обыкновенным речным песком, камушками, бисером. Простота, новизна и декоративность радует детей. Экспериментирование с опилками, стружками, яичной скорлупой, окраска их в разные цвета увлекает детей, придает занятиям творческую направленность.
Увлекательная форма деятельности, позволяющая детям своими руками создавать объемные игрушки, фигурки, – это работы с гипсом. Из гипсовых формочек можно выливать фигурки зверей, овощи и фрукты, создавать красивые композиции совместно с природным материалом. Работа с гипсом интересна и полезна. Она способствует развитию представлений ребят о возможности использования этого материала, формирует навыки коллективного труда, дружеские взаимоотношения.
Для изготовления картин можно использовать крупы и семена. Из них могут получиться замечательные композиции. Манную и рисовую крупу легко окрасить в разные цвета. Используем гречневую, перловую, пшеничную, кукурузную крупу, пшено, а также семена помидора, огурца, моркови, редиса, садовых цветов. Мак с успехом используется для создания тонких разделительных линий на рисунке. Очень оригинально и красиво получаются панно из кокосовых стружек. Все эти материалы развивают навыки художественного конструирования, чутье и вкус. Способствует развитию пальчиковой моторики.
Природные материалы, используемые для поделок. Настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха. Особую радость доставляет детям возможность видеть результат своего труда – готовую поделку, картину.
Для формирования устойчивого интереса к работе с природным материалом эффективно использовать устное народное творчество: загадки, потешки, скороговорки, считалки, создающие богатую почву для размышлений, вдохновения, мудрости, воздействующие на ум и чувства ребенка.
Коллективная форма занятий помогает детям создавать интересные, красочные композиции, поделки. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются умения согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.
Источник
Cветлана Ворончихина
Развитие творческих способностей при работе с природным материалом
«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех. ” В. А. Сухомлинский.
Работа с природным материалом – это большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Задача специалистов состоит в том, чтобы в результате разнообразных многократных наблюдений за явлениями природы, за поведением и переживаниями людей у детей накапливались представления и возникали образы, которые в дальнейшем дети могли бы выразить в творчестве. Дети свободны в выборе способов и средств самовыражения. Обсуждая план деятельности, они сами выбирают цвет красок, определяют пространственное расположение предметов на листе, придумывают структуру той или иной конструкции и т. д. Взрослые (родители и специалисты) не имеют права что-либо «исправлять». Если они подправляют какую-либо деталь скульптурки, слепленной ребенком («У тебя неправильно, а так правильно», переставляют детали конструкции, у детей развивается болезненный комплекс неуверенности в себе, и, как правило, они отказываются рисовать, лепить и т. д. В то же время дети, воспитывающиеся и обучающиеся в нормализованных условиях, всегда испытывают чувство радости от результатов труда. Взрослые всегда положительно оценивают работы детей, какими бы «неправильными» они ни были. Ощущение успеха раскрепощает малышей, которые стремятся к общению и с другими детьми, и со взрослыми. Успех исподволь воспитывает в детях веру в себя.
Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, формирование элементарных математических представлений, ручной труд. Очень важно использовать при этом и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.
Поскольку общение с детьми происходит в условиях какой-либо продуктивной деятельности (лепки, рисования, и т. д., драматизации или игры, дети без особого труда понимают сопровождающую эту деятельность речь в любой форме – как устной, так и письменной, и в условиях конкретной ситуации их не вводит в замешательство встреча с разными формами одного и того же слова.
Дети становятся раскованными, естественными в поведении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Они не боятся незнакомой обстановки и незнакомых людей, спокойно принимают новые задания и не ждут подсказки со стороны взрослых, если у них что-то не получается. Они привыкают преодолевать трудности. Дети становятся подвижными,веселыми, инициативными. В их поведении преобладают положительные эмоции.
Педагогу в своей деятельности с дошкольниками необходимо соблюдать следующие задачи:
а) формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки (отбирать корни, ветки, сучки);
б) обучать трем основным приемам построения образа способом “опредмечивания” – умению “изменять пространственное распо- ложение”, “достраивать”, “убирать лишнее”.
Последний прием (к сожалению, его на практике почти не используют) значительно влияет на развитие воображения. Способ “опредмечивание” – основополагающий, поскольку позволяет формировать умение видеть целое раньше частей.Отметим: этим способом дети создают на одной основе несколько оригинальных, существенно отличаемых образов. Именно в основе его усвоения зарождается другой способ – “включение”.
Вся работапроводиться поэтапно: подготовительный и исполнительный.
Чтобы решить поставленные задачи, следует проводить экскурсии в парк (лесопарк, лес). Материал подготавливается заранее. Это могут быть средней величины корни, ветки, сучки, в которых можно “увидеть” конкретный образ. Уже на занятии в групповой комнате кукла Старик-лесовичок поможет развивать ход действия: предложит внимательно рассмотреть разложенный на столе природный материал, представить, на кого похожи его друзья-притворяшки, а затем практически воплотить представленные образы, воспользовавшись еще пластилином и каким-либо мелким материалом. “Практически”означает: ребята в основном будут укреплять фигурки, подсказанные конфигурацией материала, к подставке, определять их пространственное расположение, дополнять образы мелким природным материалом и пластилином.
Для дальнейших занятий также подготавливаются корни, ветки, сучки, отличающиеся от предыдущих тем, что их конфигурация должна вызывать разные ассоциации, так чтобы была возможность сконструировать на одной основе два-три образа. В ходе диалога, рассматривая материал с помощью Старичка-лесовичка, педагог помогает детям разглядеть не одну “тайну”: переворачивая материал в разные стороны, закрывая рукой какую-то его часть или приставляя мелкую деталь, демонстрирует приемы создания разных образов по одной основе. Тем самым педагог подводит детей к освоению трех важных приемов “опредмечивания” природного материала как целостного образа – к тому, что можно изменить пространственное положение, убрать лишнее и достроить. Кроме того, побуждает к высказываниям.
Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности. Так, например, природный материал (различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки и др.) можно использовать на занятиях по лепке. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев.На этих занятиях они знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием накладывают мозаичные узоры из семян, окрашенных тушью в разные цвета, на покрытые пластилином дощечки. Такие занятия тренируют руку, развивают творчество.
Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) “ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии“.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А.Сухомлинский писал: “Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли“.
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления;затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.
Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Однако, как подчеркивает А. Р. Лурия (см.: Запорожец А. В.Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т. 1. – С. 149, роль речи этим не исчерпывается. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера.Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Качество изготовления поделок зависит от грамотного методического руководства со стороны воспитателя (взрослого); уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.); степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами; развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое
влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно- образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Как упоминалось выше, природный материал сам по себе является «кладезем воображения». Кроме того, чисто природные материалы резко отличаются от вышерассмотренных промышленных материалов своей отчужденностью современному технократическому быту. Другими словами из уже приспособленных в некоторой степени к созданию игрушки промышленных материалов, гораздо легче создать некий творческий объект, нежели из совершенно необработанных «подарков природы». Таким образом, очевидно, что создать нечто из «дикого сырья», гораздо сложнее, чем из «цивилизованного».
Следовательно, процесс творения из природного материала стимулирует напряжение и сосредоточение всех умственных и физических возможностей человека, в данном случае дошкольника. При систематических занятиях данным видом деятельности, вследствие упомянутых напряжения и сосредоточения, происходит неизбежное развитие не только определенных физических навыков и умственных процессов в целом, но и развитие всех видов воображения, в частности.
В наибольшей степени это относится именно к творческому (продуктивному) воображению.
Вывод: В древности и вплоть до середины восемнадцатого столетия человек был максимально близок к природе. С конца этого периода и до девяностых годов прошлого века длился период повышенной технократизации всех сфер жизни общества, что, к сожалению, повлекло за собой почти полный отход от основных принципов природного бытия. К счастью, в наши дни человек уже практически научился развивать технику, не забывая о природе.
Вспомнились традиции ушедших поколений, их неразделимые с природой жизненный уклад и художественные ремесла. Очень радует тот факт, что современное общество внедряет возродившиеся принципы, в том числе и в систему образования и воспитания молодого поколения. Как оказалось нововведения сослужили добрую службу физическому и умственному развитию последнего.
Дошкольники с удивлением и восторгом открывают те грани знания, которые еще каких-нибудь десять, двадцать лет назад были бы практически недоступными. И конечно же, в первую очередь, затрагивается воображение детей этой возрастной категории вследствие особенностей сознания данного возраста.
Данная работа показала неоценимое значение творческого (продуктивного) воображения для жизни и творчества индивидуума и необходимость его интенсивного развития в детском саду.
Данная работа также доказала педагогическую необходимость преобладающего применения природного материала на занятиях в детском саду, вследствие наличия огромного развивающего фактора для воображения дошкольников при работе с этим материалом.
Источник