Творческое развитие ребенка в кружках

Творческое развитие ребенка в кружках thumbnail

Развитие творческих способностей детей с использованием новых подходов и технологий в кружковой деятельности.

Внешкольная деятельность детей повышает качество и интенсивность решения образовательных задач. Учреждения внешкольного образования и воспитания предлагают сегодня юному поколению широкий спектр образовательных услуг. При этом обучение и воспитание включается в единый уникальный внешкольный педагогический процесс, где обучение (или образование) становится средством воспитания. Этот особый тип образования предполагает формирование личности ребенка в развивающих средах, которые культивируют позитивный психолого-педагогический потенциал свободного времени.

Человеческая цивилизация в своем становлении является повсеместно техногенной и информационной. Цель образования на современном этапе – воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной, а значит, творческой личности, способной решать преобразовательные задачи.

Типичными признаками творческой личности являются: инициативность, настойчивость, самостоятельность, гибкость и критичность мышления, повышенная ценностная ориентация, самокритичность.

Наполнить жизнь современного юного поколения вдохновением, заразить его жаждой познания и творчества можно только с помощью создания условий для реализации творческого потенциала, создания благоприятной среды. У нас, в МБОУ СОШ № 23 этой средой является кружковая работа, объединение «Своими руками», совместно с МБОУ ДОД ЦДТ «Вдохновение», где я являюсь руководителем объединения.

Одно из направлений деятельности объединения – декоративно-прикладное творчество. Основа работы объединения – развитие творческих интересов и склонностей детей школьного возраста.

Цель – эстетическое, творческое и трудовое воспитание школьников.

Основными задачами работы объединения в области декоративно-прикладного искусства являются:

  • знакомство и изучение истоков декоративно прикладного искусства (вязание, ковроткачество, лоскутное шитьё);

  • развитие зрительного восприятия, логического мышления и воображения; развитие творчества и индивидуальности;

  • воспитание высокохудожественного и эстетического вкуса;

  • повышение личной культуры детей;

  • воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и качественно выполнять работу.

Задача – помочь утвердиться, реализовать себя, понять внутренний мир ребенка. Считаю, что только рядом с детьми настоящий педагог сохраняет силу творческого полета.

Декоративно-прикладное искусство – один из важнейших путей эстетического освоения мира человеком.

Актуальность темы продиктована новым содержанием образования и воспитания, которое ориентировано на создание условий для формирования социально адаптированной личности.

Основное направление объединения «Своими руками» – выявление и развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного обучения. Развитие творческой активности детей, приобщение их к мировой и отечественной художественной культуре и в целом формирование развитой, гармоничной, культурной, творческой личности. Цель педагога – обучать их основам художественного ремесла, развить самостоятельное мышление, фантазию, умение видеть и чувствовать прекрасное. Свобода творчества – главная идея. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется ознакомлению с произведениями искусства, беседами об искусстве, применяются разнообразные приемы и методы работы, способствующие развитию самостоятельности, активности ребенка побуждающие его выражать свое мнение, видение мира. Для того чтобы все дети умели логически выстраивать картину изображения, провожу игру, где сочетаются различные технологии воспитательного процесса: сотворчество, коллективное творчество, свобода и творчество, релаксация и поощрение.

Критериями определения творческой работы являются:

  • нестандартность;

  • своеобразность;

  • оригинальность;

  • романтизм;

  • образность;

  • богатство цветоощущения;

  • преобладание собственных эмоций.

Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукт его творчества.

На занятиях кружка я так же использую технологию свободы и творчества. Нравится детям и технология коллективной творческой деятельности. Первоначально нужно обратить ребенка к самому себе: ему нужно самостоятельно выполнить определенное задание. Затем все вместе на большом формате собирают всю композицию из своих индивидуальных работ в единое целое. Таким образом, мы получаем коллективную работу. Например, каждый участник работы вяжет свой оригинальный цветок, либо несколько, затем составляют композицию букета вместе. Получается очень красивая коллективная работа.

В своей деятельности следует опираться на позитивное восприятие ребенка, потому что именно такое отношение педагога может придать ему силы, поддержать и направить его усилия в благоприятное русло. Поощряя ребенка ласковым словом, мы способствуем его адаптации, вере в свои силы.

В работе по развитию творческой активности детей, их личности и индивидуальности основополагающими являются следующие принципы:

  • Принцип свободы выбора. Ребенку предоставляется право выбора. Творческие способности присущи любому человеку, каждому ребенку, и раскрываются они только в условиях, когда человек может проявить себя как личность, реализовать свое «Я». На занятиях никогда не предлагается одна тема всем участникам. Каждый выбирает сюжет для изображения самостоятельно.

  • Принцип открытости. Творческая индивидуальность ребенка- главное для педагога. У каждого свой взгляд на мир, свои интересы, поэтому педагог должен не навязывать свое видение, а вовремя поддерживать, направлять, быть рядом, а не впереди. В творчестве не должно быть ограничений.

  • Принцип освоения знания через деятельность. Теоретический материал дети осваивают в процессе работы над своими произведениями. Только при наличии определенного минимума общепрофессиональных знаний можно говорить о самостоятельном создании детьми конкретных оригинальных творческих продуктов, об обучении их творчеству.

  • Принцип регулярного контроля. Нельзя представить успешного учебного занятия без отслеживания его качества: настроения обучающихся, степени их заинтересованности, уровня понимания и т.д. Поэтому крайне важно создание на занятиях благоприятной среды, в которой каждый ребенок без особых усилий может применить свои силы, творческие способности, удовлетворить интересы, любознательность, потребность в общении с педагогом и сверстниками.

  • Принцип педагогической техники. Направленный на максимальное использование возможностей, знаний, интересов детей. Для этого необходимо создать условия для самореализации каждого ученика в личностно ориентированном педагогическом процессе через организацию диалога, мыследеятельность, свободу выбора, смыслотворчество, позитивность оценивания, рефлексию.

Говоря о категории «творчество», ученые часто рассматривают ее в тесной взаимосвязи с категорией «развитие». Для развития человека творчество имеет огромное значение, творческая деятельность всегда связана с личностным ростом, в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.

Наш кружок, объединение – это своеобразная школа эмоций, где радость совместных переживаний и открытий определяет единство чувства и разума, где развивается образное мышление – умение учащихся видеть в обычном необычное, некий образ; умение «вдохнуть» в него душу, «заставить жить» и совершать действия.

Только в творческой деятельности может развиваться творческая личность, которая обладает такими характерными особенностями, как фантазия, выдумка, оригинальность, уклонение от шаблона, что так ценно в детском творчестве и чего на своих кружковых занятиях должен добиться каждый педагог.

Дети в своем большинстве – творцы. Педагог призван создать условия, которые способствовали бы творческой раскованности, осознанию каждым ребенком своей значимости, уникальности. В педагогической практике при формировании творческой личности необходимо уделять особое внимание следующим факторам:

  • изучению индивидуальности;

  • формированию условий для проявления внутренней свободы;

  • поощрению самостоятельности и инициативы;

  • вовлечению в творческую деятельность;

  • расширению знаний в соответствующей сфере;

  • развитию образного и интуитивного мышления и фантазии;

  • свободному обмену мнениями, диалогу;

  • критическому мышлению и восприятию собственных результатов;

  • созданию творческих ситуаций путем необычных вопросов, подходов, диалогичности, проблематичности.

Занятия в кружках призваны не только способствовать развитию творчества детей, но и готовить их к жизни, формировать у них понимание необходимости сотрудничества, способствовать их социализации, т.е. воспитывать уважительное отношение к окружающей среде, к разнообразию культур, социальную ответственность за свою судьбу, собственное достоинство и личную честь. Этому способствует включение детей в ситуации диалога, сотворчества, продуктивной деятельности. У детей формируются такие качества, как уважение друг к другу, умение слушать и слышать.

Помимо развития творческой активности детей занятия в кружке содействуют развитию личности ребенка в целом, формированию гармонии в его отношениях. Это включает в себя позитивное отношение ребенка к себе, другому человеку, обществу, государству, и желание приносить пользу другому человеку и обществу. Не все дети одинаковы в развитии. Приходят на занятия и ребята, которые не имеют определенных знаний и навыков, но у них так же проявляется интерес к творчеству. Такие дети требуют к себе большего внимания, помощи и психологической поддержки. Во время работы перед ними ставится посильная задача: выполнить определенное задание самостоятельно.

В группе всегда есть и одаренные дети, которые обладают высоким интеллектом и креативностью, а так же уникальными способностями. Занятия с ними носят развивающий характер. Для таких детей необходимо создать благоприятные условия для реализации потенциальных способностей. В первую очередь – это творческая атмосфера, в которой происходит саморазвитие свободной активной личности. С одаренными детьми проводятся индивидуальные занятия, где они получают дополнительные, более глубокие сведения по направлениям деятельности, а самое главное – приобретают возможность неограниченного творчества, в которое вкладывают свои нестандартные замыслы.

На групповых занятиях такие ребята делают работу очень быстро, поэтому попали в ситуацию самостоятельного поиска, в результате чего создаются нестандартные работы.

Главные цели, преследуемые на занятиях:

  1. Открытие новых перспектив перед каждым ребенком.

  2. Обогащение его как личности.

  3. Развитие в нем жажды открытий, уверенности в своих силах и в себе.

  4. Поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка имеющихся знаний.

  5. Активное вовлечение родителей в творческий процесс и превращение их в союзников педагога.

По наблюдениям, среди кружковцев можно выделить детей, всегда дополняющих свою работу новыми элементами, и детей сосредоточенных только на самой работе так, поскольку они творят самозабвенно, не обращая внимания на окружающих.

Личность формируется, прежде всего, и более всего в процессе труда, трудовых отношениях. Усвоение нормальных человеческих понятий учащимися, происходит в ходе обучения, а так же в процессе общения детей со сверстниками и преподавателем.

Очень часто для ребят руководитель кружка не просто педагог, профессионал в любой области творчества, а человек, который является для ребёнка авторитетом во всем, объектом для подражания.

Ребята, приобретая навыки, постепенно приобретают и важные человеческие качества, такие как общительность, уверенность в своих силах, желание и умение трудиться, доводить начатое дело до конца.

Круг вопросов воспитания, которые требуют индивидуального подхода к учащемуся, очень широк. Один из главных – особенности общения и общительности учащихся. Общение – органически необходимое условие существования и развития человека, его потребности. Общительность – важнейшее свойство его личности. В общении люди познают друг друга, обмениваются информацией, приобретают жизненно важные знания, умения и навыки, учатся познавать людей и самих себя.

Основная цель руководителя кружковой работы – забота о психологическом здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство, тревога), это отражается на его работе.

Достичь поставленной цели мне помогают как дифференцированный подход в обучении, так и развивающие игры. Ведь в процессе игры формируются личностные качества ребенка, развивается его эмоционально-чувственная сфера. Особый микроклимат кружковой работы способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности, приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

Руководитель кружка должен уметь:

  • устанавливать с ребенком тесные дружеские отношения;

  • принимать ребенка таким, какой он есть;

  • сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя

свободно и мог не стесняясь, выражать свои чувства;

  • распознавать эмоциональное состояние ребенка и учить осознавать

свои переживания;

  • уважать его стремление самостоятельно решать свои проблемы и

делать собственный выбор.

Руководитель кружка должен стремиться:

  • экспериментировать с разными художественными материалами;

  • творчески, нестандартно мыслить;

  • хорошо владеть приемами работы;

  • быть профессионалом;

  • уметь создавать собственные проекты.

Кроме того, руководитель кружка должен учитывать пожелания и рекомендации детей и родителей.

Таким образом, особенностями среды кружковой работы определяются основные принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация.

При заинтересованности со стороны родителей, поддержке увлечений ребенка процесс обучения дает зримые результаты. Ребята хорошо и результативно работают, овладевают навыками работы и набираются опыта для личностного роста.

Таким образом, занятия в кружках призваны развивать ребенка, способствовать его самопознанию и самореализации, формировать гармоничную, культурную, активную, творческую личность. А это означает формирование человека – творца своей жизни, хозяина собственной судьбы.

Современное динамично развивающееся производство требует от работников не только высокого уровня образовательной и профессиональной подготовки, но и способности самостоятельно ориентироваться в быстро меняющейся производственной ситуации. А это возможно лишь при условии непрерывного обновления приобретенных знаний и развития творческих способностей.

ДОКЛАД

Районные педагогические чтения «Образование XXI века – взгляд современного человека»

Дополнительное образование: равные условия – разные результаты

тема: «Развитие творческих способностей детей с использованием новых подходов и технологий в кружковой деятельности»

Докладчик: учитель технологии

МБОУ СОШ № 23

Деревцова Людмила Юрьевна

Могзон, 2017

Источник

РОЛЬ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.

Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.

В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания.

Цель  кружковой работы:

Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

1. Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по заготовке и работе с различными материалами.

3. Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.

4. Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа.

5. Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.

6. Создание условий для формирования и развития у детей интереса и любви к народному творчеству.

7. Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.

8. Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.

Процесс работы:

Занятия призваны способствовать развитию у ребят художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.

Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником.

Для формирования творческого потенциала учащихся на дополнительных занятиях, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.

–     репродуктивный (объяснительно иллюстративный);

–     воспроизводящий;

–     проблемное изложение;

–     частично поисковый (эвристический);

–     исследовательский.

Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает при¬менение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

1. Объяснение педагога. Этап теоретического осмысления работы.

2.  Показ. Этап инструктажа.

3.  Попытка выполнения.

4.  Выполнение работы – это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

5.  Контроль. На этом этапе работы учащихся проверяются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления (Е.Я.Гальперин).

Практические методы лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Рассмотрим подробнее содержание некоторых практических методов:

Конструирование – основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.

Решение творческих задач – самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, – побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.

Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.

Существует пять уровней творческой подготовленности учащихся:

1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.

2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.

3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.

5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.

К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности

При организации трудового процесса на занятиях, необходимо также учитывать следующие условия:

–   учебный творческий цикл должен укладываться в определенное время;

–   содержание творческой деятельности должно соответствовать уровню знаний, трудовых умений и навыков учащихся для определенного возраста;

–   для поддержания нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровню производства материально – техническая база и подобраны нужные кадры, владеющие методикой творческой работы с учащимися.

Данные условия требуются для того, чтобы создать для учащихся тот микроклимат, который позволит успешно выполнить поставленную перед ними задачу.

     Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь…

Источник