Творческое развитие ребенка средствами т

Анжела Кондракова
«Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Но если детство особый период в жизни человека

Который нужно прожить содержательно и радостно.

То спектакль – одно из самых простых

И действенных способов доставлять радость.

Кто из нас не мечтал в детстве окунуться в волшебный мир сказки и превратиться в одного из её героев? Самые робкие дети,неугомонные задумывались: какую роль выбрать? Сколько загадок, возможностей перевоплощения, игры таит в себе сказка.

Помечтали педагоги вместе с детьми, прониклись духом русской народной сказки и решили устроить в детском саду настоящий театр – с артистами, зрителями, декорациями, театральными программками и афишами.

С самых ранних лет ребёнок стремится проявить творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.

В развитие творческих способностей нам помогает театр. Он и развлекает детей, и воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создаёт соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребёнка, повышает уверенность в себе.

С чего начинать? Прежде всего предстояло решить, как и чем именно я буду заниматься с детьми. Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. «Говорят, что в первые шесть лет ребёнок приобретает треть опыта, что он приобретает за всю жизнь.

Начала работать с составления плана работы.Определила следующие задачи своей работы:

Развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности;

– Обогащать словарь детей, активизировать его;

– Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонации);

– Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость. Умение радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачей;

– Поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.

Занятия в театральном кружке строятся на использовании театральной педагогики – технологии актёрского мастерства, по возможности адаптированной для детей, – в ней увлечены игровые моменты. Техника речи, сценическое движение. Этюды без слов и со словами, применение на занятиях аудио записей, знакомство с театральной азбукой.

На первом этапе работы я даю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимике, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм. Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость.

Следующий этап – работы над этюдами, которую проводим постоянно, особенно в период постановки спектакля. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Этюды влияют на развитие памяти, выразительности жеста, на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера.

Третий этап работы – игра. Театрализованные игры позволяют успешно решать многие образовательные задачи, включая развитие речи и музыкальное воспитание, изобразительную деятельность. Игра и драматизация в жизни ребёнка тесно связаны между собой. Фантазии он стремится выполнять в живые образы и действия. Драматизация даёт возможность ребёнку проявить себя в различных видах творчества: песенном, танцевальном, игровом. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки.

Четвёртый этап работы – это техника речи. Она даёт возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, позволяет услышать и полюбить красоту звучащего слова. Хорошее, чёткое произношение зависит также от гибкости и точности движений языка.

Кружок драматизации я виду уже три года. За это время мы изготовили с помощью родителей, с детьми, коллег много атрибутов, масок, костюмов, декораций. И со временем в освобождённом помещении создали театр – студию.В ней имеются: гримёрная, зрительский зал, авансцена.Мы с ребятами ставим сказки: Красная Шапочка на новый лад», Кот, петух и лиса», «Коза – дереза», «Происшествие на лесной опушке», «Теремок». Выступаем со спектаклями на праздниках, в дни открытых дверей, перед родителями.

Проведённая работа с детьми подтвердила целесообразность выбранного мной направления:

– дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения и т. д.)

– речь детей стала более связанной, выразительной, расширился их словарный запас;

– дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;

– они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

– у детей появился интерес к театру, к искусству вообще.

Источник

Марина Столярова
Развитие творческой личности детей средствами театрализованной деятельности

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Читайте также:  Прогноз развития ребенка когда родители пренебрегают игровой деятельности

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Знакомство детей с театром необходимо начинать с ранних лет. Каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию.

Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

В театральной деятельности ребёнок раскрепощается, передаёт свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности; имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Наше дошкольное образовательное учреждение работает в соответствии с ФГОС ДО по направлению художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Одной и задач, поставленным ОУ является приобщение дошкольников к миру театра, развитие творческой личности ребёнка дошкольника средствами театрализованной деятельности. Решение этих задач невозможно без работы по речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому познавательному развитию детей, так как ориентированность современных концепций дошкольного образования является изменение подхода к личности ребёнка, а значит, направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии.

Свою работу педагогическую строю исходя из понимания самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, ценности его своеобразия, опираясь на личностно-ориентированный подход. Исходя из выше сказанного,я поставила перед собой:

Цель: создать оптимальные условия для развития творческой личности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности; объединить усилия педагогов и родителей для развития детей; повысить уровень профессиональной компетентности по теме.

Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.

2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

3. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами театров).

4. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старших групп перед детьми младшего возраста).

6. Способствовать самореализации каждого ребёнка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

Работая в данном направлении со старшими дошкольниками, мною была составлена Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по театрализованной деятельности «Теремок», в основу которой была положена авторская парциальная программа «Театр – Творчество – Дети», Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович (развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства). Реализация данной программы рассчитана на 2 года с детьми 5-7 лет и интегрируется с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ по приоритетному художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.

В дополнительной общеобразовательной программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, впервые научно обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства, использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения: музыкальная, литературная, игровая, коммуникативная, песенная, танцевальная, импровизация, игра на детских музыкальных инструментах, а также драматизация, кукловедение и театральная азбука.

Обогащать знания дошкольников об окружающем мире, развивать музыкально-двигательную эмоциональную сферу, эстетические чувства, формировать социальные навыки общения параллельно помогает интеграция образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО. Данная программа реализовалась в рамках кружковой работы по дополнительному образованию. В зависимости от наполняемости групп занятия проводятся по подгруппам или групповые, а также проводится индивидуальная работа с детьми.

Для каждой возрастной группы разработаны игры и упражнения, пластические этюды, пантомимы, этюды, обучающие детей приёмам кукловождения.

Читайте также:  Развитие ребенка с года сургут

Для каждого вида театра предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие педагогам поставить кукольные и драматические спектакли, провести театрализованные игры, развивающие у детей способности к песенному, музыкальному, игровому и танцевальному творчеству. В соответствии с программой разработан перспективный план на каждую возрастную группу (5-6 лет, 6-7 лет).

Театрализованная деятельностьв детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включение во все виды занятий, в совместную деятельность детей и взрослого в свободное время, осуществление в самостоятельной деятельности детей. Также продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др.) вносятся в содержание праздников. Так, мною проведены осенние праздники с включением драматизации по сказкам «Стрекоза и муравей», музыкальная сказка «Муха-цокотуха»., тематический праздник, посвященный Дню защитника Отечества с использованием драматизации сказки «Каша из топора», новогодние праздники на основе сказок «Снежная королева», «Щелкунчик» и др.

В рамках программы «Теремок» мною составлен и реализован педагогический проект «Театр для всех», целью которого было познакомить детей с разнообразием видов театра, рассказать об истории театра и о его роли в жизни человека, формирование у детей и родителей интерес к театру и совместной театральной деятельности. Так же были поставлены и выполнены соответствующие задачи. Работа над проектом построена в тесной взаимосвязи с сотрудниками ОУ, Сызранского Драматического театра им. А. Толстого.

В ходе реализации проекта использовала разнообразие форм, средств и методов работы с детьми и родителями, законными представителями воспитанников.Это: различные консультации и мастер-классы для родителей, беседы о видах театра; знакомство с театром, его историей и театральными профессиями через экскурсии; совместное посещение детских спектаклей; чтение литературных произведений детям; проведение различные дидактических, настольных, сюжетно-ролевых, словесных игр и упражнений, игр-драматизаций; пластических этюдов; упражнений на мимику, пантомиму и жесты; игры и упражнения на развитие сценической речи, на развитие четкости речи (скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика); упражнения на дыхание; пальчиковые игры; обыгрывание мини-сценки по знакомым произведениям; импровизация под музыку; показ пальчикового и кукольного театров детям младшего возраста; продуктивные виды деятельности детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование); совместное с родителями развлечение с использованием ЭОР и творческих заданий «Путешествие в театральную страну»; создание картотеки игр и упражнений, сборника сказок, придуманных детьми; создание уголка «Театр для детей»; привлечение родителей к изготовлению пособий и игр, атрибутов, костюмов, оборудования, разных видов детского театра в театральный уголок.

Для развития у детей навыков театрализованной деятельности мною было создано дидактическое пособие «Театр за ширмой».В набор входят: коробка, фигурки на палочках, фигурки для театра на прищепках, прищепки, наборы декораций, настольная ширма. Фигурками театра можно действовать, не только пересказывая любимые сказки, но и сочинять свои собственные. Что способствует развитию связной речи, воображения, фантазирования и мелкой моторики рук. Так же пособие можно использовать и в качестве проведения индивидуальной работы с детьми и во время образовательной деятельности по речевому развитию, используя наборы фигурок по выбору педагога, детей, по соответствующей тематике и т. д.

В ходе своей работы по развитию творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности возникла идея составления мною Авторской парциальной программы по театрализованной деятельности «Театральная палитра» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет, которая включает в себя курс подготовки по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Занятия по театрализованной деятельности содействуют развитию социальной уверенности воспитанников, формированию позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребёнка.

Составленная мною парциальная программа «Театральная палитра» ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, на развитие его природных способностей средствами театрального искусства и интегрируется с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ по приоритетному художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.

Целевой раздел программы состоит из пояснительной записки.

Поставлена цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

2. Приобщать детей к театральной культуре: знакомство с устройством театра, театральными жанрами и видами театра (оперы и балета, юного зрителя, кукольный, драматический, пальчиковый, теневой, театр ложек, народный балаганный театр «Театр Петрушки»).

3. Обучать детей приемам манипуляции с куклами в различных видах театра.

4. Развивать актёрские способности детей, работая над выразительностью их речи, мимики, пластики.

5. Развиватьмузыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, слух и чувства ритма, музыкальное мышление и память.

6. Поддерживать каждое творческое стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя музыкальное движение, позу, речевую интонацию, импровизацию.

Читайте также:  Развитие ребенка от2 лет до 3 лет

7. Развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию, креативность.

8. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.

9. Воспитывать дружеские партнёрские взаимоотношения, умение действовать сообща в коллективном творчестве; направлять усилия на создание добросердечной атмосферы.

10. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности через постановку музыкально-драматических спектаклей, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, концертах, развлечениях.

11. Создавать условий для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,

сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

Сформулированы принципы к формированию программы: наглядность в обучении; доступность; проблемность; развивающий и воспитательный характер обучения; принцип создания условий для раскрытия личностного потенциала детей; принцип доступности материала и его увлекательности; принцип опоры на предыдущий жизненный опыт ребёнка и взращивания его опыта в специально моделируемых ситуациях.И подходы к формированию программы: личностно – ориентированный подход; деятельностный подход; индивидуальный подход; гендерный подход; дифференцированный подход; возрастной подход.

Описаны характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, составлены планируемые результаты освоения программы в виде мониторинга достижения планируемых результатов освоения программы.

В содержательном разделе программы описаны общее содержание; вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; составлен учебно-тематический план, примерное тематическое планирование. А также особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Организационный раздел состоит из: материально-техническое обеспечение программы; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; распорядок дня; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды.

Имеются приложения: терминология театрального искусства; тексты для постановок драматизаций, спектаклей; картотека «Игр и упражнений по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста»; театр теней рук (более подробно с программой и опытом работы по ней можно ознакомиться в ОУ или на сайте ОУ).

В результате проведённой работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности я повысила свой уровень знаний по данной теме; у родителей повысился интерес к театрализованной деятельности и развитию творческих способностей детей; у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы; увлечённое использование театрального уголка детьми в группе в самостоятельной деятельности; повысились показатели «актёрского мастерства» детей (более совершенствуются детские исполнительские умения, развивается чувство партнёрства). А также развивается связная речь детей, происходит обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации); развитию психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии); личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения, коммуникативные навыки).

Практическая значимость: данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Перспективы: продолжение систематической работы в данном направлении.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 г.

2. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.

3. Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. «Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей 3-7 лет» (пособие) М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

4. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности (обзор программ дошкольного образования). М.: ТЦ «Сфера», 2010 г.

5. Комарова Т. С., Соломенникова О. А. Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС ДО. М.: «Мозаика – Синтез», 2015 г.

6. Маханёва М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2009 г.

7. Мерзлякова С. И. «Фольклор-музыка-театр» М; 2003 г. – 2011 с.

8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр – творчество – дети». М.: АРКТИ, 2002 г.

9. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр: Программа «Театр – Творчество – Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. Рекомендовано Министерством образования РФ. М.: АРКТИ 2002 г.

10. Сорокина Н. Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий.Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов». М.: АРКТИ 2004 г.

11. Сорокина Н. Ф. «Пишем рабочую образовательную программу дополнительного образования дошкольников», Журнал «Современный детский сад». 2017 г.

Источник