Творческое развитие ребенка секреты аппликации шаг за шагом

Творческое развитие ребенка секреты аппликации шаг за шагом thumbnail

Натэлла Удикова
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»

Цель мастер-класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников.

Задачи: Познакомить педагогов с нетрадиционными видами аппликации, показать приемы и этапы выполнения аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности. Побуждать использовать нетрадиционные техники для развития детского творчества.

Оборудование: нитки шерстяные, картон, кисточки, клей ПВА, ножницы.

Ход мастер-класса:

– Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

– Поговорим?

– О чём?

– О разном и о прочем.

– О том, что хорошо.

– И хорошо не очень.

– Чего-то знаешь ты.

– А что-то мне известно.

– Поговорим?

– Поговорим. Вдруг будет интересно…

Вступление

Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) – создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

Для аппликацииможно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.

Об этом же говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума.»

Аппликация – одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная.

Нетрадиционные техники аппликации помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.).

Аппликация из салфетки

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

возможность создавать шедевры без ножниц;

развитие мелкой моторики маленьких ручек;

развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

широкие возможности для проявления креатива.

Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.Дети 3-4 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления

Аппликация из гофрированной бумаги

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Силуэтная аппликация

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Аппликация из засушенных растений

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Читайте также:  Игра для развития ребенка 3 лет фигуры

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Аппликация из ниток.

Удивительный материал – нити!Что только с ними ни делают: шью, вяжут,плетут: ковры, гобелены, панно; вышивают удивительные по красоте картины. Изделия в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.

Техника аппликации из нитей очень интересная, увлекательная. Освоив элементарные приемы работы в данной технике, на основе полученных знаний можно создавать собственные работы. Проявляя в этих работах креативность, творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых.

Ветка рябины и ягоды вишни.

Пошаговый процесс выполнения работы

1. Сначала необходимо подготовить нитки. Складываем нитку в несколько раз и аккуратно нарезаем ее. Раскладываем получившиеся кусочки по разным вазочкам в зависимости от цвета.

2. Затем берем картон и рисуем шаблон, в данном случае это ветка рябины, и ягоды вишни. Теперь приступаем к оформлению аппликации.

3. Сначала целыми нитками проклеиваем веточки рябины и вишни. После этого необходимо густо промазать рисунок клеем. И начинаем заполнять рисунок, выкладывая листочки нитками.

4. Затем нужно оставить поделку сохнуть. Спустя несколько часов необходимо встряхнуть аппликацию, тем самым убрав не приклеившиеся нитки. Работа готова.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, а затем и учится в школе, Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, пальчиковые упражнения, а также нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации.

Творческое развитие ребенка секреты аппликации шаг за шагомТворческое развитие ребенка секреты аппликации шаг за шагом

Источник

Хайруллина Надежда Александровна
Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Большое значение для воспитания и обучения детей дошкольного возраста имеет детское изобразительное творчество. Так, аппликация способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей, развитию творческих способностей. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе аппликацией с применением нетрадиционных техник. Художественная аппликация с применением нетрадиционных способов работы с бумагой, с использованием различных материалов и техник является адекватным видом деятельности, позволяющим целенаправленно развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Понимая значимость данного вида деятельности для творческого развития дошкольников, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 18 г. Комсомольска-на-Амуре разработана дополнительная образовательная программа по обучению детей 5 – 6 лет аппликацией с использованием нетрадиционных техник и материалов «Цветик-семицветик».

Новизна данной программы заключается в том, что детям даётся понятие, что творить можно чем угодно и как угодно. Программа раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы все без исключения занятия построены на использовании нетрадиционных методов и способов развития творчества детей: для аппликации используются различные материалы (пайетки, нитки, лоскутки ткани, вата, спички, природный материал, крупа различных видов). Формируются умения выполнять аппликацию из различных видов бумаги (бархатная, фольгированная, гофрированная, самоклеющаяся). Усваиваются различные техники аппликации (мозаичная, декоративная, обрывная) и различные действия с бумагой (скручивание, сминание, обрывание, как нетрадиционный способ работы с данным материалом.

Основной целью программы кружка по аппликации является развитие творческих способностей ребенка в аппликации, используя нетрадиционные техники создания образа, композиции. Таким образом, основными воспитательно-образовательными задачами программы кружка по аппликации «Цветик-семицветик»являются:

1. Обращать детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении; учить видеть сходство между предметами и явлениями окружающего мира;

2. Поощрять детей воплощать в аппликативной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, поддерживая личностное творческое начало;

3. Продолжать знакомить с качествами различных материалов (фольга, гофрированная бумага, крупа, яичная скорлупа и т. д., с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

Для того чтобы занятия в кружковой работе по аппликации способствовали формированию творческих способностей, необходимо создавать определенные условия. Одним из условий является использование рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм организации работы с разными материалами. Это не только формирует умения переноса, повышает художественный уровень выполняемых детьми композиций, но и развивает их воображение и творческие способности. Поэтому система организаций деятельности в кружке «Цветик-семицветик» предполагает не только индивидуальную работу, но и другие формы работы:

работу в паре (дети работают на одном общем листе бумаги, предварительно договорившись о том, что вырезать и где располагать на листе);

работу в мини-группе из 4-6 детей (выбирается ведущий, составляется эскиз, распределяются обязанности).

– коллективную работу на одном общем листе ватмана.

Еще одним немаловажным условием успешного развития творческих способностей детей на занятиях по аппликации в условиях кружковой работы является целесообразность структуры самого занятия. Так, общая структура деятельности на занятиях в кружкеобязательно включает в себя:

1. Введение в художественное – творческое пространство.

2. Эмоциональное введение в художественно – изобразительную задачу и формулирование темы, постановка творческих задач;

3. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости) взрослого каждому ребенку.

4. Обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме диалога.

5. Обсуждение всех работ и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность.

Работы кружка по аппликации для детей 5-6 лет организуется один раз в неделю с октября по май, каждое занятие проводится не более 25 минут.

Так, в развитии творческой личности кружковая работа играет незаменимую роль. Кружок способен перенести маленького человека в мир творчества, в какой-то степени приобщить к сокровищам художественной культуры. Он может принести ребенку первую творческую радость, а радость творчества – одна из самых больших радостей на земле, победы над собой, утверждение маленькой личности в мире разнообразия красок, звуков, нравственных чувств.

Источник

Анна Приземина (Толстикова)
Аппликация как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Шелеховского района

«Основная общеобразовательная школа № 11»

Аппликация как средство развития

Читайте также:  Упражнения для развития ребенка в полтора года

художественно-творческих способностей

детей дошкольного возраста

Воспитатель

средней дошкольной группы «Солнышко»

Приземина Анна Валерьевна

Село Введенщина

2015 год

Содержание

1. Введение. стр 2

2. Актуальность. стр 3

3. Элементы новизны. стр. 4

4. Диагностика. стр. 4

5. Виды аппликации. стр. 4

6. Нетрадиционные техники аппликации. стр. 4

7. Особенности обучения детей дошкольного возраста

приемам работы с аппликацией. стр. 6

8. Заключение. стр. 8

9. Литература. стр. 9

Введение

Цель:

Создание условий для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста через ручной труд.

Объект: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Предмет: педагогический процесс использования элементов нетрадиционных техник в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник аппликаций через создание композиций с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой и другим материалом.

• Формировать первоначальные навыки понимания устных инструкций.

• Учить выявлять особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей дошкольного возраста для развития мелкой моторики.

•Закреплять с детьми основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник.

Развивающие:

Способствовать развитию внимания, памяти, логического и пространственного воображения.

• Содействовать развитию мелкой моторики рук и глазомера.

• Формировать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

Воспитательные:

• Воспитывать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Формировать коммуникативные способности детей через создание игровых ситуаций.

• Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материала, умение содержать в порядке рабочее место.

Средства обучения: наглядные,словесные и практические методы:

• детские наблюдения за этапами выполнения аппликации, подводящими к готовому образцу;

• обследование и сравнение игрушек,

• рассматривание репродукций картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

• использование средств выразительного чтения при объяснении;

• показ способов действия;

• тренировочные упражнения;

• игровые приемы;

• совместный анализ выполненной работы, рефлексия

Большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста имеет художественно- творческая деятельность, в ходе которой они эмоционально- практическим путем открывают для себя окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Научно доказана тесная связь развития руки с памятью, речью, мышлением ребенка и его коммуникативными качествами. Дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики руки, обычно лучше учатся в школе.

Актуальность

Видя неловкие движения детских пальчиков в младшей группе, я с первых дней работы в детском саду большое внимание стала уделять их развитию через обучение детей изготовлению аппликаций. Недаром одной из образовательных областей, выделенных в ФГОС, является художественное творчество, которое объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Именно занятия аппликацией позволяют детям приобрести первый опыт планирования операций и совместной работы в группе, познакомиться с разными материалами и способами их обработки. Занимаясь аппликацией, дошкольники могут приобрести практические умения, которые им пригодятся в дальнейшей деятельности. Эти умения помогут развить мелкие и тонкие движения пальчиков и всей кисти руки, тактильные ощущения, будут способствовать развитию пространственных отношений, распознаванию форм предметов, узнаванию многообразия цветовых оттенков.

С помощью аппликации дети могут научиться считать, обогащать словарный запас, оформлять подарки, делать украшения. Дошкольники, которые регулярно занимаются аппликацией, отличаются аккуратностью, настойчивостью, сосредоточенностью, самостоятельностью, хорошими коммуникативными навыками.

Элементы новизны

Я заметила, что мои воспитанники любят играть с совершенно неприспособленными, на первый взгляд,для игры предметами: колпачками от пластиковых бутылочек, шариками, ватными дисками, бумажными салфетками, частями сломанных игрушек и др. Эту любознательность я и решила использовать при планировании занятий в своей группе. Такие изделия всегда удивляют детей (а также и родителей, развивают фантазию и желание придумать что- то ещё более необычное. Кроме того, аппликации, выполненные из так называемых «бросовых материалов», очень красиво выглядят при умелом их использовании и не требуют дорогих покупок специальных материалов, что очень важно при работе в сельском детском саду.

Конечно, одним из главных составных частей при работе с аппликацией остается цветная бумага и картон, но с привлечением других средств аппликация только выигрывает. Приложение № 1, Приложение № 1.1.

Диагностика

Для составления планирования моей работы, я выявляла уровень освоения элементов аппликационных техник детьми моей дошкольной группы. Диагностируя детей,я использовала следующие методы:

• беседа и игра «угадай-ка» с целью выявления представления об использовании различных материалов в аппликации;

• наблюдение с целью выявления особенностей интереса к изобразительным материалам.

Виды аппликации

При занятиях аппликацией у детей появляется возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую, что позволяет быстрее приобрести композиционные знания, а также создать новые её виды. В предметной аппликации дети учатся вырезать из бумаги и наклеивать отдельные изображения из окружающей жизни (цветы, деревья, животных и птиц и т. п.). Сюжетно-тематическая аппликация воспроизводит какие – то события (снег идет, листья падают). Декоративная аппликация включает в себя умение создавать какой-либо узор для украшения предметов.

Нетрадиционные техники аппликации

Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов – это «кладовая» для развития фантазии, воображения и творчества Изготовление поделок не только сказывается положительно на развитии эстетических чувств ребенка, но и пополняет навыки и умения, которые необходимы детям. Непосредственно-образовательная деятельность по применению нетрадиционных технологий аппликаций способствует развитию зрительной памяти, воображения, оригинальности и индивидуальности каждого воспитанника.

Самыми важными моментами использования нетрадиционной техники являются:

развитие мелкой моторики, что совершенствует сенсорную сферу ребенка;

– многообразие материалов для аппликации и способов крепления, что позволяет активизировать творческое экспериментирование;

– Создание увлекательного образа;

Изучая нетрадиционные техники аппликации,я познакомилась с имеющейся литературой: Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду», Новикова И. В. «Работа с нетрадиционным материалом в детском саду», Афанасьева С. «Мозаичные аппликации».

При работе с аппликациямииз бумаги я регулярно использую различные техники:

«мозаика». Эта техника предполагает выполнение аппликации из кусочков бумаги одного или разных цветов, различных или одинаковых геометрических форм. Приложение № 2, приложение 2.1.

«бумажный комочек». Для изготовления такой аппликации дети используют бумажные салфетки, которые легко сминаются и пальцами скатываются в маленький комочек. Из таких комочков можно изобразить и снегопад, и барашка, и цветочек, и множество самых разнообразных событий и предметов. Данный вид работы с бумагой лучше других способствует развитию мелкой моторики и тактильного восприятия. Приложение № 3

«бумажная полоска – петля». Данная аппликация выполняется из полосок бумаги, которые закрепляются в виде петли в определенном месте.Сюжеты при выполнении данного вида работы самые разные: цветы, снежинки, фигурки животных. Приложение № 4 Приложение № 4.1.

«обрывная аппликация». Этот вид работы особенно подходит для работы в младшей группе, где дети ещё не умеют пользоваться ножницами, и поэтому все необходимые детали отрывают и наклеивают на рисунок. Приложение № 5, Приложение № 5.1.

Читайте также:  При общении в психическом развитии ребенка формируются

«объёмная аппликация». При её изготовлении применяется «бросовый материал»: всё имеющееся под рукой. Это могут быть кусочки меха и кожи, ватные шарики и диски, семена растений, различные крупы, опилки и многое другое. Приложение № 6

«аппликация-коллаж». Данная технология проста в использовании, коллаж можно сделать из любых заранее вырезанных картинок. Приложение № 9

К празднику Урожая в детском саду ежегодно устраивается выставка поделок из природного материала. Обычно в младшей группе мы с детьми делали аппликации из засушенных листьев на темы природы – деревья, рыбки, грибочки. С большим желанием малыши выполняют аппликации из круп, которые оставляют у ребенка приятные тактильные ощущения, заставляют пальчики совершать щипковые движения, перенося крупинки и пуговицы в точное место в соответствии с рисунком. Приложение № 7 Приложение № 7.1.

Перед новогодними праздниками самый распространенный материал в наших аппликациях – вата, ватные диски, ватные шарики. На детских работах оживают барашки, снеговики, зимние сугробы и новогодние ёлки. Вата – очень нежный материал,и дети пытаются производить с ним различные операции: скатывают мелкие шарики, истончают слой ваты, складывают или разрывают ватные диски. Приложение № 8, Приложение 8.1., Приложение № 8.2. Приложение № 8.3.

Особенности обучения детей дошкольного возраста приемам работы с аппликацией

Особенности физического и психологического развития детей младшей дошкольной группы (слабое развитие мелких мышц руки, недостаточная координация движений, фактическое отсутствие самоконтроля) не допускают пользование ножницами, поэтому на нас, воспитателей, ложится большая подготовительная работа. Нужно подготовить необходимые материалы, сюжеты и детали для аппликации на каждого ребенка, готовый образец.

Образовательные программы предусматривают постепенное усложнение технических приемов, которыми дети должны овладеть за определенный промежуток времени. Приложение № 10

На первых занятиях аппликацией с детьми младшей группы я показываю им предметы, которые предстоит изобразить. Они учатся находить предметы геометрической формы вокруг себя, сравнивают по величине и цвету.Для закрепления знаний использую игровые приемы : кто быстрее найдет синий шарик, у кого на одежде изображен маленький квадрат, из каких геометрических форм состоит наш домик в группе и другие.

Таким образом, при подготовке к занятию я подбираю такие задания, которые помогают развивать восприятие детей, формировать умение видеть предмет, выделять его из других.

Важное внимание уделяю осязательному анализу. Поэтому при знакомстве с предметом важное место отвожу процессу его обследования, когда дети находят те его качества, которые нужны для аппликационного изображения. Мы узнаём не только форму, цвет и строение объекта, но и обязательно задействуем тактильные ощущения (мягкий – твердый, гладкий- шероховатый, тяжелый- лёгкий).

После такого детального знакомства с предметом постепенно начинаем переходить к изучению материалов для аппликации. С помощью сравнительного анализа узнаем, какого цвета и качества материал выберем, какую форму и величину необходимо использовать в той или иной аппликации. Если в сюжете зимняя тема или животные, берем, по возможности, мягкие материалы – вата, пух, мех, смятая бумага. При подготовке к аппликации на тему «Осень» дети называют чаще желтые, коричневые, синие и серые цвета бумаги. Ознакомление детей с основными цветами происходит в рисовании и в аппликации параллельно.

После того, как дети уяснили формы, цвета и качество материалов, различают необходимые понятия, начинаю знакомить их с непосредственно аппликационной деятельностью. Для этого показываю различные образцы и виды аппликаций: из бумаги, из ваты, крупы. Это вызывает огромное удивление, интерес, желание потрогать, узнать, как и из чего сделано. Как результат, возникает желание детей заняться таким видом деятельности.

Начинаем делать первые аппликации из бумаги. Сначала обсуждаем, какие формы и цвета необходимы для её изготовления. На фланелеграфе показываю, что все детали можно передвигать, достигая наилучшего расположения. При этом дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги,усваивая пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. При этом отмечаю, что на аппликации наше изображение может несколько отличаться от настоящего (мишка пушистый, а наш из бумаги, гладкий; бывают мишки бурые и белые, у нас – коричневый). Далее идет обучение наклеиванию деталей. Приложение № 11

Процесс наклеивания имеет несколько последовательных этапов, которые дети должны усвоить.Моя задача – научить их :

– правильно держать кисть в правой руке и брать нужное количество клея;

– класть шаблон на клеенку вверх нецветной стороной и аккуратно промазывать клеем всю его поверхность;

– осторожно переворачивать смазанную форму и класть в определенное место на листе бумаги клеем вниз;

– прикрывать наклеенный шаблон сверху салфеткой и прижимать форму ладошкой, промакивая лишний клей. Приложение № 12

На первых занятиях, когда дети осваивают последовательные этапы наклеивания, приемы работы показываю на вертикальной поверхности фланелеграфа (чтобы мои действия видели все) с чёткой словесной инструкцией. Обычно привлекаю к такому объяснению детей. Такой вид деятельности может быть повторен несколько раз, чтобы все желающие смогли поучаствовать в точном определении места приклеивания шаблонов. Это позволяет помочь нуждающимся в помощи детям и стимулировать более способных к самостоятельной деятельности.

На следующем, самостоятельном этапе работы с аппликацией необходима индивидуализация обучения. Моя первая задача как воспитателя- помочь тем, кто трудно включается в работу, не может действовать самостоятельно. При этом я должна держать в поле зрения всю группу и не забывать о тех, кто уже освоил этот вид деятельности. С помощью вопросов разной направленности и сложности можно ненавязчиво предложить разные идеи и варианты использования готовых фигурок. Вместо прямого указания как и что сделать, нужно помочь сделать то, что хотят сами дети. При таком подходе обеспечивается нужный уровень отношений, при котором дети могут сохранять самостоятельность, а воспитатель может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. В моей средней группе выделилась подгруппа детей, которые в свои четыре – пять лет хорошо умеют работать с аппликацией: могут самостоятельно подобрать нужные материалы, правильно их расположить и аккуратно приклеить. На выставках детских работ их изделия выделяются своей оригинальностью и качественным выполнением. (приложение №.).

После выполнения каждой поделки мы выставляем их для просмотра, обязательно хвалим каждого автора, предлагаем полюбоваться аппликацией и подумать, где и в каком качестве можно её использовать (для украшения стены в детской комнате, в качестве подарка). Со временем, по мере овладения детьми навыками работы с аппликацией, начинаем тактично анализировать работы по различным направлениям. Позднее я стала обращать внимание детей на ошибки, пыталась научить их увидеть в своих творческих работах. Первое, что видели дети – это аккуратная или небрежная аппликация, сочетаются или не сочетаются цвета и форма.

Заключение

Мой небольшой опыт работы в дошкольных группах показал, чем раньше начинаешь учить детей работать с аппликацией, тем быстрее идет процесс их