Творческое развитие ребенка с помощью компьютера

Творческое развитие ребенка с помощью компьютера thumbnail

Использование ИКТ для развития творческих способностей

Автор: Красюк Светлана Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №190 г. Новосибирска

С древних времен талантливые люди появлялись сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, что способствовало развитию человеческой культуры. В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё разнообразнее и сложнее. Растут требования к действиям человека, которые не должны быть стандартными и привычными, к мышлению, умению быстро ориентироваться и адаптироваться к новым условиям, творческому подходу к решению проблем. Так как почти во всех профессиях доля умственного труда непрерывно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на технику, то становится очевидным, что без развития творческих способностей интеллект человека не сможет делать прогрессивные открытия, двигать науку вперёд. А сама техника может помочь в развитии интеллекта, творческих способностей человека? В этом могут помочь информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Стоит задуматься, как, когда их можно применить и что же нужно развивать с их помощью?

Часто в обыденном сознании творческие способности отождествляют со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и др. Что же такое творческие способности на самом деле?

По определению Л. С. Выготского «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое. » Индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода – это и есть творческие способности. В творческие способности человека входят:

  • стремление к познанию,

  • стремление к открытиям,

  • свободное воображение,

  • фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретения, открытия,

  • живость ума,

  • умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное,

  • умение применять на практике, в жизни применять полученные знания.

Перечитывая ФГОС, можно заметить, что почти все эти составляющие встречаются в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» среди результатов личностных и метапредметных УУД (универсальных учебных действий), так как стандарт ориентирован на становление личностных характеристик такого выпускника, который должен стать творческой личностью.

Обучая детей в начальной школе, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы сохранить и развить пытливость ума, желание учиться, находить необычное во всём, что видят вокруг качества, с которыми ученики приходят в первом классе в школу. Очень часто всё это незаметно исчезает во время учёбы, когда учащимся постоянно нужно что-то заучивать, повторять по образцу, заниматься репродуктивной деятельностью.

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно»– сказал А. Дистервег. Настроить мышление детей на работу важно с раннего возраста, в школе мы можем только помочь этому, продолжив этот процесс. Не все дети рождаются талантливыми, но стать творческими личностями им могут помочь родители, воспитатели и учителя. Если всем работать сообща, то результаты порою получаются очень высокие.

Для эффективного развития творческих способностей младших школьников нужно создать определённые условия:

– проявление и развитие творческих способностей каждого;

– включение заданий, которые выполняются с учётом воображения;

– организация сотворчества в детском коллективе;

– использование ситуации выбора;

– использование технологий развития творческого мышления.

Сотворчество детей организовывают почти все учителя, используя коллективные формы работы в парах или группах. Если в группы продуманно распределены участники, то такая работа помогает развитию и сильных, и слабых учеников. Чувствуя поддержку лидеров или сильных учеников, ученики с заниженной самооценкой начинают увереннее выполнять задания. В этот момент может произойти чудо: во время такой работы появляются творческие личности, рождаются таланты. Чтобы сохранить такие работы (творческие отчёты групп, выступления по защите выполнения задания группой), хорошо использовать современную технику: документкамеру, фотоаппарат, видеокамеру. В своём классе, подводя итоги, я давала задание детям сфотографировать коллективную работу, либо снимала видео о выступлении группы с отчётом.

Творческие способности человека могут развиваться в совершенно разных сферах деятельности. Ведь само творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Его отличительной чертой является уникальность результата. Чтобы человек смог творить, он должен придумать что-то сам, а не повторить или скопировать чью-либо работу. На уроках технологии в начальной школе часто детям предлагают сделать работу по шаблону, повторить всё по инструкции, но необходимо дать им возможность, как можно раньше выполнять работу по-своему, опираясь лишь на технологию поделки. Оформить результат своей деятельности, создавая его уникальным, непохожим ни на один другой, дополнив эстетическими элементами, может даже первоклассник. Чтобы помочь ученикам в этом, при объяснении выполнения работы необходимо показывать различные варианты, которые легко найти среди многочисленных образцов в Интернете.

Читайте также:  Здоровье и развитие речи ребенка

Среди большого разнообразия видов творчества каждому человеку можно найти направление для развития своих способностей. Это может быть как хобби, так и профессиональная деятельность. Здесь важно найти что-то близкое, чтобы это нравилось, увлекало самим процессом и результатами. Главное, не опускать руки при первой неудаче и не лениться.

Необходимым элементом творческой деятельности является воображение. Работа над ним начинается с самого раннего возраста, но систему упражнений для первоклассников можно организовать как на уроках, так и на занятиях во внеурочной деятельности, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор.

Знакомя учеников с различными видами творчества на уроках литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, музыки, технологии, необходимо научить их не бояться пробовать свои силы в создании собственных произведений. Первый опыт у каждого ребёнка бывает разным, но похвалить его за фантазию, неординарность, смелость нужно всегда. Младшие школьники радуются возможности стать авторами сказки, стихотворения, загадки, логической задачи и др. Компьютер может помочь ребёнку оформить его произведение, сделать ярче, эстетичнее, проверить ошибки. С первого класса я стараюсь помочь ученикам при выполнении проектов, творческих заданий, советуя дополнить работу своими фотографиями, иллюстрациями из Интернета, печатаю готовые работы на цветном принтере в кабинете.

Выставка самых интересных работ радует глаз на стенде творчества. Во втором, третьем классе ребята начинают осваивать составление презентаций, которые очень хорошо дополняют выступления детей с докладами, сообщениями на различных уроках, а затем и на НПК. Проектор помогает представить эти презентации на экране, а дополненные музыкой они становятся ещё интереснее.

Психологическая обстановка и наличие свободного времени необходимы для творчества как взрослым, так и детям. Очень хорошо, если в семье и в детском коллективе создана тёплая дружелюбная атмосфера для творческого процесса и возвращения ребёнка из поиска и собственных открытий. Нужно уметь взрослым постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к необычным идеям, несвойственным в реальной жизни. Нельзя использовать замечания и осуждения. Даже самый уверенный ребёнок очень переживает свои неудачи, только не всякий показывает это другим.

Каждый ребёнок талантлив по-своему. Он выбирает определённое направление для занятий после уроков: в музыкальной или художественной школе, кружке по шахматам, танцевальной студии. Но на занятиях в классе можно развивать универсальные творческие способности, которые помогут в успешном осуществлении любого вида творческой деятельности: быстроту(способность высказывать максимальное количество идей), гибкость

(способность находить широкое многообразие идей), оригинальность, законченность. Для этого хорошо использовать рабочую тетрадь Холодовой О. В. «Умники и умницы», в которой очень много интересных развивающих логических заданий. На уроках и факультативных занятиях я часто использую материал этой рабочей тетради, заранее сканируя необходимые страницы и демонстрируя изображение на белой доске. Ученики выполняют задания в своих тетрадях, а я или отвечающий ученик помогаем им, показывая правильный вариант ответа, вписывая его маркером в оставленные пробелы.

Проблемное обучение – хорошая возможность для развития сообразительности, самостоятельности, воображения, интуиции, которых не хватает для успешного обучения младшим школьникам. Решая проблемные задачи, дети учатся мыслить, доказывать свою точку зрения. Различные материалы для этой работы можно найти в Интернете, можно учить учеников такому поиску с первого класса.

Ученые и педагоги разработали программы и методики творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), работа по ним даёт отличные результаты для развития творческих способностей.

Читайте также:  Ребенок в утробе матери развитие смотреть онлайн

Почему ИКТ могут очень результативно способствовать развитию таких способностей? Их применение создаёт положительный эмоциональный настрой, влияющий на развитие творческого начала, позволяет активно включаться в процесс, развивая воображение и фантазию, помогая увидеть новое решение в различных видах техники, обогащая первоначальный замысел, давая результату стать выразительнее. Разработано большое количество компьютерных программ, предназначенных для развивающего обучения детей. Такие программы направлены на развитие познавательных, творческих способностей, обучение детей работе на компьютере в увлекательной, интересной форме. Цель программ – научить ребёнка самостоятельно мыслить, развивать фантазию и воплощать свои идеи на практике. Общее знакомство с компьютером начинается с рисования на экране дисплея, а продолжается игрой и моделированием различных процессов и ситуаций. Используя информационные технологии, можно поддержать мотивацию к учению на высоком уровне, организовав на занятиях проектную и исследовательскую деятельность. Такие занятия помогут детям младшего школьного возраста в развитии беглости, гибкости мысли, оригинальности, любознательности, точности и смелости. Каждый ученик должен хотеть учиться, уметь учиться и не терять веру в свои возможности. Если обучение проходит в игровой форме, то детям нравится сам процесс, экспериментирование, а не стремление выиграть. Учитель должен стремиться сделать содержание предметов богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учеников разнообразными, творческими.

Для выявления и развития творческих способностей продуктивно используют психологические тренинги, они помогают в преодолении психологических барьеров. Самоуверенность и высокая самооценка всегда помогут появлению и развитию творческого человека. А кроме них необходимы такие личностные черты:

1) независимость;

2) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

3)открытость ума – восприимчивость к новому и необычному;

4) развитое стремление к красоте.

Часто, всё, что создаёт младший школьник, носит неоконченный характер. Взрослые могут ему помочь, необходимо его научить не просто фантазировать, а реализовывать свои замыслы, заканчивая свои пусть совсем небольшие произведения. Хорошо помогают в этом творческие папки(электронные носители), куда ребёнок будет собирать свои рисунки, сказки, стихи. Это можно делать и дома, и в школе. Важно, чтобы работа учителей и родителей была согласована.

Чтобы развивать творческие способности учеников, педагог должен быть сам творческим. Стать творческим учителю могут помочь ИКТ, нужно только продумать, когда и как их использовать. Разнообразный материал по содержанию и форме притягивает внимание всего класса, чего порой учитель не может добиться при фронтальной работе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Применение видеороликов, презентаций, различных тестов, заданий развивающего характера помогает мне провести уроки оригинальнее, проявить своё творчество, заинтересовать учеников, быстрее получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и скорректировать план работы. При использовании современной техники интереснее получается создание проблемы– введение темы в начале урока. Проведение устного счёта на уроках математики радует активностью учеников, результативностью их ответов. Творческие задания по развитию речи на уроках русского языка, опираясь на наглядный материал, анимацию, получаются нестандартными, интересными. Зрительные диктанты с 1 класса, тексты которых появляются на экране по одному предложению, способствуют формированию грамотности у детей разного уровня развития. Прослушивание стихотворений в исполнении настоящих артистов с электронного приложения к учебнику «Литературное чтение» помогает развитию выразительной речи у школьников. Каждый ученик стремится выступить с декламированием, как на сцене. Объяснение нового материала, всегда можно дополнить просмотром видеоролика, выполнением задания из электронного приложения. Это очень помогает на уроках окружающего мира, технологии. Дети часто просят повторить показ этапов выполнения поделки, если не успевают с классом, что очень просто сделать, используя электронные приложения. Физминутки с использованием анимации радуют детей, не требуют уговаривания пассивных учеников. Очень интересно проходят классные часы, внеклассные мероприятия, праздники, когда на них используется презентация, необычные задания на интерактивной доске.

Необычная для моих учеников работа была организована в Технопарке, куда нас пригласили для знакомства с робототехникой. Дети работая в парах, за два часа познакомились с теорией, а затем применили эти знания на практике.

Читайте также:  Церебролизин ребенку при задержки речевого развития

hello_html_m6b6c6385.jpg

Использование средств ИКТ даёт следующие результаты:

  1. повышает качество знаний,

2. вносит радость в жизнь ребенка,

3.продвигает ребенка в общем развитии,

4.помогает преодолеть трудности,

5.позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,

6.создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителяи учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Применение ИКТ существенно расширяет возможности учебного процесса, развивая познавательные, интеллектуальные, творческие способности младших школьников. Хочется, чтобы с наших уроков дети уходили в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.

Литература:

1.Зяблицева М. А. Развитие памяти и воображения у детей /Ростов-на- Дону: Изд-во Феникс, 2005

2.Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М. 2000.

3.Святкова О. Развиваем творческие способности- М.: Изд-во Розовый слон, 2002.

4.Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей – Ярославль: Академия развития, 2001.

Источник

Елена Еловских
Компьютерные технологии как средство развития творческих способностей детей

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования муниципального образования город Нягань «Центр детского творчества»

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Подготовила педагог

дополнительного образования

Еловских Елена Викторовна

2019

Актуальность

Изучение компьютерной графики поможет детям, испытывающим трудности в обучении лучше освоить компьютер, познакомит с дополнительными возможностями использования компьютера, расширить кругозор, проявить творческую фантазию, познакомит детей с профессией графического дизайнера, даст возможность решать новые задачи, ранее недоступные. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству, как основы развития образовательных запросов и потребностей детей, развитие индивидуальности, личной культуры, детской одаренности, коррекция психофизического и умственного развития детей, а так же профилактика асоциального поведения детей и подростков.

Цель

Овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, создание условий для формирования художественного вкуса, мышления и творческого развития путем изучения программы Paint.

Задачи

освоение дополнительных компьютерных возможностей

формирование навыков самостоятельного мышления

получение практических навыков работы с компьютером и современными технологиями

Развивать познавательный интерес, навыки работы с мышью и клавиатурой, воспитывать информационную культуру детей.

Используются методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Публикации по теме:

Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возрастаБумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный.

Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Средняя группа
Доклад Лего- как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Средняя группа Введение Актуальность исследования.

Игры детей в песочнице как средство развития коммуникативных и творческих способностей
Игры детей с песком начинаются с самого раннего возраста и позволяют им реализовать разнообразные потребности, в том числе в творческом.

Консультация для родителей «Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольников»
Консультация для родителей. «Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольников» Ребенок открывает для себя.

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Фольклор является уникальным.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей
Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной.

План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи и творческих способностей детей»
План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи и творческих способностей детей» Выполнила воспитатель.

Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению.

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Театр – это волшебная страна, в которой ребенок радуется, играя, и в игре он познает мир. Мерзлякова С. И. Искусство театра представляет.

Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с ЗПРЗанимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с ЗПР
Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают.

Источник