Творческое развитие ребенка на уроке рисования

Творческое развитие дошкольников в рисовании

Рисование для каждого ребёнка, иногда даже и взрослого вызывает положительные эмоции, так как через рисунок можно передать свои мысли. Рисование представляет собой многоступенчатый процесс, так как нужно решить, что рисовать, чем рисовать и как, что стимулирует ребёнка к проявлению творчества и умственных действий.

Психологи используют рисование в процессе диагностики детей, их психического и эмоционального состояния, например, методика в которой дети рисуют игрушку, которой не существует, то есть сами придумывают все её элементы.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Многие дети не знают как правильно пользоваться кисточками, краской, что их пугает в их использовании. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Чтобы увлечь ребёнка в рисовании важно показать, интересные моменты, которые могут быть в рисовании.

Развитие творческих способностей детей средствами рисования – один из самых простых способов формирования у ребёнка воображения, усидчивости и любознательности. Работу по формированию творчества у дошкольника можно проводить индивидуально и группами. Например, детям можно предложить создать общую картинку, чтобы каждый ребёнок нарисовал часть своей картины, а затем все части сложить, чтобы получился целый сюжет. Перед тем как начать рисовать дети придумывают, что будут рисовать, что каждый будет рисовать, важно проговорить историю, которая будет нарисована на листе бумаги. В процессе индивидуальной работыс дошкольнком его нужно направить, а затем дать свободу мыслей, или можно предложить элементы рисунка, а ребёнок фантазирует как их изобразить.

Многие исследователи говорят о том, что чем раньше ребёнок начинает рисовать, тем больше и быстрее он познаёт окружающий мир. В процессе рисования развиваются творческие способности ребенка, ведь создавая рисунок, дошкольник каждый раз создает свой собственный мир иэто чрезвычайно важно для него.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
  • в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Роль рисования в развитии ребенка сложно переоценить. Это одно из любимейших занятий дошколят. Если на более ранних этапах развития рисунки носили схематический характер, то теперь они являются способом самовыражения ребенка.

В процессе рисования важно дать ребёнку «свободу мыслей». Воспитатели и родители не должны вмешиваться в этот процесс, но могут помогать. Учитывая роль рисования в развитии детей дошкольного возраста, в первую очередь родители должны организовать место и обеспечить ребенка всеми необходимыми материалами: красками, кисточками, карандашами, фломастерами, гуашью, бумагой разной фактуры и цвета, кусочками поролона, баночкой для воды и так далее.

Для развития творчества можно проводить игры с детьми, например, игра «Четыре цвета», в которой дети выбирают любые 4 цвета и зарисовывают так лист, чтобы он был весь закрашен этими цветами. Игра «Волшебна клякса» ребёнок делает кляксу в центре листа бумаги, а затем слаживает лист в двое. Ребёнок раскрывает лист бумаги и рассказывает, как он думает, что получилось. Игра «Две феи» в процессе которой ребенку с помощью карандашей следует одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую. Существует большое количество игр, которые помогут воспитателю достичь больших результатов в формировании творческой личности дошкольника.

Используя игры, ребёнок учиться фантазировать, составлять сюжет картины, объяснять. Развивать творческое мышление возможно с использованием мультфильмов, сказок. Воспитатель включает мультфильм и на интересном моменте выключает, а затем предлагает детям придумать концовку мультфильма и нарисовать её. Так как дошкольники могут испытывать трудности в составлении последовательного рассказа, важна помощь со стороны воспитателя, которая далее будет переходить в пассивную помощь.

Многочисленные исследования по проблеме детского творчества в рисовании, говорят о том, что детское творчество носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. В тоже время детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей.

На данный момент существует большое количество  нетрадиционных  техник рисования, которые всесторонне развивают дошкольника и показывают ему  возможности рисования различными техниками. Каждая техника реализует большое количество задач, которые можно трансформировать на многие занятия.

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). Дошкольник выступает в этой деятельности как экспериментатор, которые что-то делает, меняет, смешивает. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно — моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

2. Нетрадиционные техники рисования способствующие творческому развитию дошкольника

Организация работы с использованием нетрадиционных техник и приёмов является не трудоёмким в своей организации, так как могут использоваться все подручные средства.

В процессе рисования используются такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Эти формы организации работы помогают детям научится замечать особенности предметом, сюжетом, составлять свою картину, передавать свои мысли и идеи в картине[5].

“Рисование пальчиками, ладошкой”

Ребёнок опускает в гуашь пальчик (ладошку) и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

Эта техника достаточно интересна детям, так как они могут порисовать своей частью тела, при этом «ощутить» рисование.

“Оттиск печатками из пробки или ластика “

Ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Можно предложить ребёнку покрыть печатку двумя цветами и посмотреть какой цвет получится.

“Восковые мелки или свеча + акварель”

Ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов[7, с. 92].

“Печать по трафарету”

Ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета.

“Кляксография обычная”

Ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. МВ результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

“Кляксография с трубочкой”

Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску (можно делать это кисть), выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, можно двигать листочек, чтобы нарисовать различные элементы. Недостающие детали ребёнок может дорисовать.

“Тычок жёсткой полусухой кистью”

Ребёнок пускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности[1].

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу открытости, непринуждённости на занятии, что стимулирует ребёнка к проявлению творчества, созданию чего-то нового.

Таким образом, процесс творческого развития дошкольника строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм, стараются найти что-то своё и добавить в неё свою идею.

Источник

Муниципальное учреждение «Методический центр»

Романовского муниципального района Саратовской области

Подготовила : учитель

Начальных классов

 МОУ «Бобылевская ООШ

с.Бобылевка, Романовского района

Саратовской области»

Короткова Алёна Михайловна

декабрь 2016 год

          Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Если  хочется,  чтобы  ребёнок  вырос  творческой  личностью, большое  внимание  необходимо  уделять  развитию  воображения.

Эйнштейн считал умение воображать  выше  многознания, «ибо  без  воображения  нельзя  сделать открытие». Без воображения  нельзя  мечтать,   планировать,  нельзя  научиться  догадываться  и  нельзя   научиться  видеть  проблемы.

Большие возможности для этого имеет изобразительное искусство.   Поэтому  особое  внимание на уроках ИЗО  нужно уделять  развитию  воображения.

Цель исследования – выявить влияние изобразительного искусства на уровень развития воображения младших школьников.

В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать творческое воображение как психический процесс.

2. Выявить особенности развития творческого воображения младших школьников.

3. Проанализировать влияние изобразительного искусства на развитие психических процессов младших школьников и охарактеризовать его как средство развития творческого воображения.

4. Предложить рекомендации по совершенствованию творческого воображения.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определённый отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением.

Выделяют два основных вида воображения: пассивное и активное.

Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазии во сне).

Активное воображение включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое).

Воссоздающее (вспоминающее) — это представление  образов  по  задуманному  описанию, при  чтении  сказок, книг, стихов.

Творческое («из  головы») – это  самостоятельное  придумывание  новых образов по собственному  замыслу. 

Неуправляемое («буйная фантазия») — набор  несвязных  нелепиц, рассказывание  небылиц со своим  участием.

Развитое, смелое воображение — это  бесценное  свойство оригинального, нестандартного  мышления. На  одной  ступени  с  воображением  стоит  и  фантазия. Существует  некоторая  разница  между  воображением  и  фантазией.

Воображение –  это  умение  мысленно  создавать  новые  объекты  и   идеи  на  основе  своих  знаний.

 Фантазия –  это  умение  мысленно  создавать  новые  сказочные, нереальные  идеи  и   объекты, невозможные  ситуации  на  основе  тех  же  знаний.

Воображение у детей старшего дошкольного возраста более организовано и целенаправленно, чем у младших дошкольников. Это связано с постепенным накоплением жизненного опыта, знаний, значительным расширением игровой, изобразительной, конструктивной деятельности. Игра, рисование, конструктивно-строительная деятельность –  эффективные средства развития воображения детей.

Младший школьный возраст характеризуется активизацией воображения, вначале воссоздающего, а затем и творческого. Это период – сензитивный для формирования воображения. Основная линия в его развитии заключается в подчинении воображения сознательным намерениям, т.е. оно становится произвольным.

Развитию воображения учащихся более всего способствует тематическое и декоративное рисование.

Декоративное рисование, в основном, развивает репродуктивное воображение, так как обычно дети изучают на занятиях различные виды народных росписей (хохлома, гжель, полхово-майданская роспись и др.) и воссоздают их. Но, всё же, существуют задания, требующие и творческого воображения (например, аппликация, рисование орнамента и др.)

Тематическое рисование, на наш взгляд, более всего способствует развитию творческого воображения. В тематическом рисовании ребенок проявляет как художественные, так и творческие способности.

С точки зрения методики преподавания изобразительного искусства, развивать творческое воображение можно с помощью специальной организации уроков.

Любой продукт воображения ребёнка основан на фактах, наблюдениях, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем больше запас наблюдений, чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем больше есть возможностей его использования в деятельности воображения. Накопление разнообразных впечатлений, развитие наблюдательности на том или ином уроке — необходимое условие развития воображения.

Творческая деятельность детей напрямую зависит от внимания, а внимание избирательно: человек замечает одно и не замечает другое. Поэтому так важно, на какие ценности будет оно направлено. Нас часто поражает наблюдательность совсем маленьких детей. Потом у многих это уходит, а ведь наблюдательность это не только созерцание, это основа науки и искусства, поэтому наблюдению нужно учить, его нужно развивать. Если это будет делаться постоянно, позже ребёнок сам научится быть наблюдательным. Это крайне важно не только в творческой деятельности, но и в жизни. Научить человека замечать нелегко. Накопленные впечатления развивают образное мышление, воображение, обогащают внутренний мир ребёнка. Умение видеть жизнь широко, во многих её аспектах даёт человеку ощущение полноты жизни.

Однако для создания творческого продукта необходима ещё способность своевременно использовать накопленный опыт. У разных детей эта способность развита неодинаково. Необходимо всячески расширять чувственный опыт своих учеников и воспитывать способности к его актуализации.

Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Чувства всегда стремятся воплотиться в определённые образы. Сначала необходимо возбудить  у учеников эмоциональное отношение к заданию, а затем оберегать их от сторонних помех и собственного вмешательства.

Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребёнком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

Для реализации этого принципа необходимо не только инициировать детское воображение через разные формы связи фантазии и реальности, но и определённым образом построить ту часть урока, когда дети создают и реализуют замыслы своих рисунков.

Данный этап урока должен содержать несколько стадий.

  1. Стадия подготовки материала к замыслу.

Она включает в себя два рода совместной работы детей и учителя:

  • активизацию накопленного жизненного и культурного опыта;
  •  освоение способов построения художественной формы.

Материал первого рода – это всё, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта – истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) – это свойство бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок (гуашь или акварели), фломастеров, пластилина, цветной бумаги. Дети знакомятся на практике с разными технологиями в изобразительной деятельности. Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения, наблюдения за работой учителя, поиска своих решений (возможно нестандартных).

  1. Стадия постановки замысла-задачи. 

Основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер, то есть построение образа будущего рисунка вначале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определённой задачи. Учитель определяет такие ограничения, сообразуясь с возможностями детей. Задача–замысел опережает и определяет действия рисующего. Способность сочинить замысел имеет у детей индивидуальный характер. Зачастую замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел–задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Поэтому важно особо оценить оригинальность замысла в готовой работе.

  1. Стадия творчества.

Эта стадия требует особого состояния сосредоточенности и полной отдаче работе. В процессе творчества ребёнок как бы «отдаёт» накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развивается. Отношения между учителем и детьми на этой стадии строго индивидуальны. Ребёнок будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления. Исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда произойдёт совместное обсуждение завершенной работы. Задача учителя – внушить ребенку уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.

Несколько рекомендаций по организации уроков для достижения цели развития воображения.

Уроки не должны проходить скучно и однообразно. На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал.

 В начале каждого урока нужно настроить учащихся на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Формулировка темы урока должна интриговать учащихся. Например, вместо «Сегодня будем рисовать на тему «Цветы» лучше сказать: «Сегодня мы отправляемся в чудесное царство цветов».

Чтобы не пропал интерес к рисованию, не рассеивалось внимание, нужно использовать игровые формы активности детей. Метод перевоплощения в различных героев и метод одушевления различных предметов развивает творческое воображение. На таких занятиях учащиеся представляют себя зрителями, мастерами-художниками, героями различных сказок, космонавтами. В руках у них волшебные карандаши и палочки, которые разговаривают, обижаются, танцуют.

Очень важный момент урока — работа над образом. Исходя из целей и задач урока,  необходимо продумывать, какие методы  использовать, что лучше применить для создания художественного образа — стихи или прозу, а может быть, музыку  как метод стимулирования образного мышления.

Поэтическое слово, произносимое учителем на уроке, вызывает самые разнообразные ассоциации, пробуждает чувство стремления к прекрасному.

 Музыка — чудодейственное средство, которое глубоко проникает в душу, заставляет детей радоваться, печалиться, переживать. Поэтому на уроках изобразительного искусства желательно использовать музыкальные фрагменты. На своих уроках для создания творческого настроения использую  отрывки  из классических произведений русских композиторов.

Стихи, сказки, музыка – непременные составляющие активизации творческой деятельности младших школьников на уроках ИЗО. Они могут быть использованы не только как иллюстрация. Порой они нужны, чтобы заинтриговать, увлечь детей, чтобы получилась игра, а чаще всего, чтобы пробудить фантазию, воображение, усилить образность.

Чтобы уроки были эффективными, следует, прежде всего, продумать количество произведений, отбираемых для показа, и возможности их восприятия учащимися. Не следует перегружать урок зрительными впечатлениями, так как воспитательная роль искусства определяется силой эмоционального воздействия, которое оно оказывает на ребёнка, всей совокупностью содержания и выразительных средств.

При ознакомлении же детей с художественными произведениями мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия искусства сделать непосредственным, чтобы дети сами самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определённые педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надёжнее решены, чем незаметнее они для детей. Учитель должен задействовать в восприятии все сферы деятельности ребёнка: и эмоциональную, и интеллектуальную, и нравственно-волевую.

При знакомстве с репродукциями картин необходимо направлять ход занятия путём активных вопросов «почему?», «зачем?», чтобы учащиеся смогли сами прийти к нужным выводам. Очень важно, чтобы ребёнок задумался, какие чувства испытывал сам художник, когда создавал ту или иную картину, как он относился к героям своей картины, как их понимал, кого любил, жалел, кем он восхищался, кого осуждал, какие чувства он хотел вызвать у зрителя. Надо дать ребёнку понять, что в картине нет ничего случайного, что её общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – всё служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств. Ребёнок должен понять все эти средства выразительности и научиться применять их в своей самостоятельной творческой работе.

Умение посмотреть на объективную вещь взглядом художника и попытаться отыскать в ней что-то необычное, поразмыслить над ее тайной и соотнести увиденное со своими чувствами и эмоциями, есть то особое умение оригинальным образом перестроить элементы в поле сознания, которое называется развитием творческих способностей.

Неотъемлемой частью учебного процесса становится современная техника: телевизоры, компьютеры, видеоплееры, сканеры, мультимедийные установки. Вместе с техникой в школу  пришли  и новые педагогические технологии. Применение техники требует особой проработки драматургии урока. Используя экран, можно совершать путешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры, изобразительного и декоративного искусства. Соединение поэтического слова, музыки, слова учителя и современной техники может превратить урок изобразительного искусства в увлекательное зрелище.

При формулировке замысла-задачи ни в коем случае нельзя говорить, что учащиеся должны нарисовать… Это вызывает негативное отношение к заданию. Лучше сказать: «Давайте попробуем выразить в рисунках своё отношение…» На такое предложение реагируют лучше.

Ребенок задумал работу, сделал её. Теперь работу нужно обязательно кому-то показать. Иначе весь процесс творчества останется незавершённым, усеченным. Результат очень важен: если он хорош, то хочется рисовать ещё, если нет, то не хочется. В конце урока  необходимо проводить  коллективное обсуждение работ, отметить самые удачные из них и всех похвалить за активное участие на уроке. Ученик понимает, что к его работе относятся уважительно, а это, в свою очередь, стимулирует творчество. Часто, увидев хорошую работу товарища, учащиеся стараются сделать такую же. Нужно поощрять творческую индивидуальность.

Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,  тем умнее ребёнок» – утверждал В. А. Сухомлинский.

Рисуя, ребёнок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Мышление и творчество неотделимы. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребёнка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики.

Делая вывод по всему вышесказанному, предлагаем несколько рекомендаций по развитию творческого воображения младших школьников:

  • необходимо расширять сенсорный опыт детей;
  • ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности;
  • развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск;
  • обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей;
  • наряду с творческим воображением развивать восприятие, внимание, память, мышление;
  • развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, его чувства;
  • предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы;
  • способствовать оттачиванию художественных навыков как главного инструмента художественного творчества.

Список использованной литературы:

  1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., Союз, 1997.
  2. Косова В.Н. Дидактические игры для младших школьников // Справочник классного руководителя, 2008, №5.
  3. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2009.
  4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., ВЛАДОС, 2003.
  5. Обухова Л.Ф Возрастная психология. Учебное пособие. М., Педагогическое общество России, 2000.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., Народное образование, 1998.

Источник