Творческое развитие ребенка на уроках ритмики

Творческое развитие ребенка на уроках ритмики thumbnail

Развитие творческой активности детей на уроках «Ритмики и танца».

Для учащихся 1-4 класс.

Педагог дополнительного образования Коробова И.В.

Движение под музыку – это один из продуктивных видов деятельности с точки зрения формирования у детей творческих качеств личности. Художественной деятельностью, которая сочетает в себе музыку, движение и драматизацию, является ритмика.

Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их четкость, выразительность. Обучение языку движений с целью формирования у детей музыкально-двигательного творчества в танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений.

Музыка наряду с движением является одним из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективным и действенным средством воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.

Каждое музыкально-ритмическое задание ребенку нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого.

С первых уроков детям надо предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это весьма трудно.

Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять ее в движениях.

Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно двигаться (бегать, прыгать, покачиваться, двигать руками и т.п.). Такие движения отражают лишь общий характер музыки, но они усиливают ее эмоциональное воздействие.

Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.

Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных.

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей.

Творческая активность проявляется по-разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнение с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.

Действенным средством формирования у детей музыкально-двигательного творчества является обучение языку пантомимических и танцевальных движений, включающее ознакомление со значениями этих движений, овладение некоторыми способами их соединения, варьирования, выразительного исполнения и приемами композиции танца.

Целесообразно проводить урок ритмики в соответствии со следующим планом:

  1. Вход

  2. Разминка

  3. Игры, способствующие развитию музыкальности

  4. Партерная гимнастика «Пластилин»

  5. Упражнения на развитие актерского мастерства.

  6. Импровизация.

Развитию музыкальности способствует включение в урок сюжетного танца, который основывается на музыкальной драматургии и характеризуется игровыми особенностями – образным перевоплощением, взаимодействием разнохарактерных персонажей в сюжетном развитии и в конечном счете создает благоприятные условия для формирования у детей музыкально-двигательного творчества.

Для создания такого танца можно использовать элементы движений, освоенные детьми в других разделах урока или найденные ими в ходе импровизации. В качестве тем для таких танцев можно предложить следующие: «Веселая компания», «Бусинки», «Ромашки», исполняемые в разных вариантах детьми и неизменно пользующиеся успехом как у исполнителей, так и у зрителей.

Знакомство с основами актерского мастерства может происходить как во время урока танца, так и в специально выделенное для этого время на уроке. Для переключения внимания во время краткого отдыха от физической нагрузки педагог объясняет детям анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций. Осознать это помогут игровые задания на передачу эмоциональных состояний: радостно – грустно, вкусно – невкусно, весело – страшно, интересно – неинтересно, любопытно – безразлично и т.п. Усвоив понятие «жест» и его значение в танце, учащиеся переходят к отработке различных жестов – указательных, запрещающих, утверждающих, просящих, жестов, выражающих эмоциональное состояния (радость, печаль, раздумье и пр.)

Упражнения и игры на развитие эмоций

Занятие 1. Наши чувства

Цель: создать в группе эмоционально благоприятный фон; познакомить детей с разными чувствами и состояниями; развивать умение соотносить цветную гамму с образом.

Ход занятия

Упражнение «Импульс»

Дети сидят в кругу, взявшись за руки. Ведущий посылает сигнал – сжимает руку рядом сидящему, тот в свою очередь передает сигнал следующему. Таким образом сигнал начинает бегать по кругу.

Работа с пиктограммами (радость, огорчение, страх, гнев, удивление, стыд).

Ведущий задает детям вопросы.

Какие взрослые больше всего тебя нравятся?

Каким чаще всего бываешь ты?

Каким чаще всего бывает твой друг (подруга)?

Какая чаще всего учительница?

Далее каждый ребенок дорисовывает к каждой пиктограмме туловище, раскрашивает одежду человека тем цветом, который, по его мнению, подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.

Упражнение «Гномы»

Детям показывают гномов – грустного, радостного, спокойного, сердитого, испуганного, удивленного, злого – и предлагает состнести цвет с данными образами. При обсуждении ведущей обращает внимание на то, почему ребенок выбрал именно этот цвет.

Упражнение «Зеркало»

Дети синхронно повторяют за ведущим его движения. Акцент переносится с физического действия на мимику лица и пантомимику тела.

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

– какие состояния вы испытали на нашем занятии?

– какие «маски» вы раскрасили в яркие цвета и почему?

– какие «маски» вы раскрасили в темные цвета и почему?

– что сегодня вам на занятии понравилось, а что нет?

Занятие 2. Радость

Цель: снять психомышечное напряжение; развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного аппарата; учить изображать и определять эмоцию «радость».

Ход занятия

Игра «четыре стихии»

Играющие сидя в кругу. Ведущий объясняет условия: «на слово «земля», все должны опустить руки вниз, на слово «вода» – вытянуть руки вперед, на слово «воздух» – поднять руки вверх, на слово «огонь» – произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим».

Этюд «Цветок»

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

Этюд «После дождя»

Жаркое лето, только прошел дождь.

Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Подведение итогов

– какое состояние вы испытывали на занятии?

– как узнать что другой человек радостный?

Задание 3. Удивление

Цель: снять психомышечное напряжение; изобразить и определять эмоцию «удивление»; способность принятию детьми друг друга.

Ход занятия

Упражнение «Повтори позу»

Ведущий по очереди изображает три позы, отражающие те эмоции, которые дети определяли на прошлых занятиях. Дети должны назвать их.

Упражнение «Головы дракона»

Каждый ребенок – голова дракона. Ему необходимо загадать и изобразить одно из настроений, причем нельзя повторить предыдущую «голову».

Ведущий предлагает детям изобразить сцены по отрывкам.

Отрывок «Фокус»

Фокусник посадил в чемодан кошку, закрыл его, но сразу же открыл. Там вместо кошки сидел петух! Вот это да! Мальчик очень удивился тому, что произошло.

Отрывок «Пятерка»

Ваня неважно учился, в основном на тройки. Однажды он пришел домой какой – то загадочный. Папа забеспокоился: уж не случилось ли чего? «Дай – ка твой дневник», – строго сказал он. И вдруг глаза его округлились, в дневнике у Вани было две пятерки!

После выполнения задания дети по просьбе ведущего вспоминают случаи, когда они больше всего удивлялись.

Игра «Ошибка»

Каждый раз, когда водящий ошибается при названии игрока, остальные удивляются.

Подведение итогов

– какое одинаковое для всех героев и нас состояние мы изображали?

– у кого удивляться получалось лучше всех?

– нарисуй на листе ватмана «маску» удивления.

Источник

Тема: «Уроки ритмики для развития творческих способностей детей».

Учитель ритмики

Федорова Т.В.

Стаж работы: 14 лет

МОБУ СОШ№1

г. Якутска

Я работаю учителем ритмики в МОБУ СОШ №1 второй год. Ритмика как предмет художественно-эстетического цикла, является вариативной частью учебного плана школы, поэтому урок стоит в расписании и ведется один раз в неделю с первого по восьмой классы. За такое короткое время детей необходимо научить многому: элементам классического, народно-сценического, историко-бытового, бального, современного танцев. Элементы ритмопластики и партерной гимнастики являются неотъемлемой частью каждого урока. Беседы об искусстве, прослушивание музыки, выступления на школьных вечерах и утренниках, концертная деятельность участников – все это заложено в программу уроков ритмики.

Уроки ритмики очень близки по целям и задачам к урокам развития творческих способностей детей. Поэтому по сути уроки ритмики – это и есть развитие – развитие творческих способностей детей средствами хореографии.

Именно ритмы рок-музыки, поп-музыки с наибольшей полнотой имитируют сегодня естественную ритмику жизни тела подростка, физическая активность которого в век научно-технического прогресса снизились. Отсюда и увлечение детей различными формами танцевального досуга: занятие в хореографических кружках, шейпингом, аэробикой в спортклубах, увлечение дискотеками, самостоятельное исполнение танцев дома. И везде танец выполняет функцию психической, соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

И я как специалист с уверенностью могу сказать, что все дети талантливы и очень любят, и хотят танцевать. Поэтому чтобы развивать наших детей в области хореографии, я работаю в школе. Ведь благодаря танцам происходит активное общение сверстников, ведь из всех видов увлечений танец раскрывает непосредственность и искренность эмоционального порыва, что так немаловажно при современном отчуждении людей друг от друга. Неформальное общение в танце – наиболее доступная форма познания мира окружающих людей.

Молчаливый и быстрый взгляд усваивает колоссальную по важности и объему информацию: интонацию речи, выразительность позы, силуэта, жеста, взгляда – всей манеры непосредственного поведения. Проявляемый в танце ритмопластичеcкий портрет его исполнителей красноречивей всяких словесных характеристик.

Самое массовое увлечение танцами – это дискотеки, где дети танцуют, выражая свою индивидуальность. Но организация танцевальной среды на дискотеках находится на очень низком уровне. Молодежь в своей массе не обладает даже элементарными выразительными средствами танцевальной импровизации, которая противостоит проявлению в человеке его стадных инстинктов и способствует развитию его достоинства, культуры эмоционального переживания радости или печали. Однако никто участников дискотек этому не учит, они предоставлены сами себе. У нас в стране вообще отсутствует концепция массового развития танцевальной культуры населения.

Поэтому программа «Ритмика и танец» по которой я работаю, направлена на разрешение существующих противоречий и нацелена на:

Основную задачу – привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить учащимся культуру общения между собой и окружающими.

Цель программы: Формирование установки к здоровому и двигательно – активному образу жизни.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать детям первоначальную хореографическую подготовку,

  • выявить их склонности и способности;

  • способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;

  • воспитание культуры поведения и общения;

  • развитие творческих способностей;

  • воспитание умений работать в коллективе;

  • развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;

  • организация здорового и содержательного досуга.

На мой взгляд, главная задача художественно-эстетического образования в области танца заключается в том, чтобы научить детей танцевать красиво, в свободной непринужденной манере, владеть ритмопластикой танца, помогающей быть искренним, привлекательным, непосредственным. Тогда и культура общения в танце станет естественной и необходимой нормой поведения, вне которой учащиеся не смогут реализовать свои лучшие личные качества. Поэтому основным направлением учебно-познавательной работы на уроке является посильное развитие в каждом ученике:

– творческих способностей;

– умения оперировать танцевальными, пластическими образами посредством погружения в специфику хореографического процесса;

– соответствия внутреннего и внешнего образа ученика в единстве с развитием его нравственных устремлений;

– физических данных.

Движение – потребность детского организма. Недостаток движений приводит к ряду заболеваний. Приход ребенка в школу почти вдвое сокращает двигательную активность по сравнению с дошкольным периодом. Уже к концу первого года обучения в школе у многих детей наблюдается нарушение осанки. И это понятно. Ведь им столько приходится сидеть, а какие тяжелые, просто неподъемные рюкзаки таскать! А мышцы так слабы, не тренированы. Ритмическая гимнастика является одним из эффективных средств достижения требований к уроку, обуславливающих его образовательную направленность, высокую моторную плотность, динамичность и эмоциональность. Простота и доступность упражнений ритмической гимнастики обеспечили ей особое место на уроках ритмики в начальных классах.

Комплекс упражнений ритмической гимнастики может применяться в водной части урока для подготовки организма учеников к решению задач основной части. Комплексы ритмической гимнастики обязательно составляются с учетом возраста, физической подготовленности школьников, а также последовательного включения различных частей тела к работе, постепенного увеличения и снижения нагрузки.

Подбор музыкального сопровождения соответствует характеру выполняемых движений, их ритму и темпу. Комплекс упражнений составляется так, чтобы общеразвивающие упражнения были направлены на укрепление мышц спины, формирование правильной осанки. Удачный подбор музыкального сопровождения, танцевальных элементов содействуют развитию двигательных качеств (координации) и музыкально-эстетическому воспитанию учащихся. Обязательно на уроке говорю о том, зачем нам нужно выполнять те или иные упражнения, что они развивают, какие группы мышц. Как и чем нужно заниматься, чтобы быть сильным, здоровым, интересным человеком. Привожу примеры различных сказочных персонажей («Сказка о горбатой принцессе»). Основываясь на естественное влечение детей к игре, подражанию животным, предлагаю различные упражнения на дыхание, имитацию. Детям упражнения, элементы на перевоплощение очень нравятся. Предлагаю упражнения сюжетного характера, например, «Рисуем солнышко», «Печем пирожки», «Лепим снеговика» и т.д. С первого дня учу детей выполнять элементы правильно, эмоционально, что развивает память, воображение.

Обязательно говорю детям, чтобы запомнившиеся элементы дети выполняли дома. На каждом уроке к изученным элементам добавляем новый и новый танцевальный этюд. Обязательно чередую упражнения на развитие координации, силу ног, мышц спины, живота, танцевальные этюды с игровыми моментами и элементами партерной гимнастики.

Очень важно во время урока подойти к каждому ученику: одного похвалить, другому подсказать, подбодрить тех, у кого еще не совсем правильно получается, и тогда каждый сможет достичь успеха. Тогда все стараются, и очень трудное сначала упражнение позже становится любимым. На каждом уроке приходится работать с полной отдачей. Конечно, очень трудно, но видеть радость в глазах детей это и есть результат моей работы. Особое внимание на уроках ритмики я уделяю партерной гимнастике. Простые элементы в форме игры, образов я ввожу уже с первого класса. В среднем звене дети с лёгкостью выполняют уже наиболее сложные элементы. Упражнения партерной гимнастики развивают у детей пластику, укрепляют мышцы спины, ног, формируют осанку, укрепляют внутренние мышцы всего организма. Детям очень нравятся такие упражнения, так как они выполняются сидя, лежа на полу на животе, спине, под спокойную, мелодичную музыку. Все эти упражнения на протяжении всех лет, когда ведутся уроки, в большей степени поддерживают и укрепляют здоровье детей, так как многие из них направлены на улучшение иммунной системы человека. Дети учатся «любить» свое тело, развивать его и заботиться о нем. А это имеет большое значение в развитии школьника, как личности. Дети могут самостоятельно пополнять свои знания, умения, занимаясь партерной гимнастикой дома.

Ритмическая гимнастика, партерная гимнастика, игровая деятельность являются составной частью всех уроков ритмики. С первого класса, от простого к сложному, я приобщаю учащихся к миру танца. Если в начальных классах дети изучают детские танцы, такие как «Веселые утята», «Чебурашка», «Полька».

В среднем звене, 5-8-е классы в программу изучения входят элементы классического, историко-бытового, народно-характерного, современного, бальных танцев. Большое значение имеет то, что при изучении бальных танцев ребята танцуют в парах, где воспитывает благородство и уважение к партнеру. Программа подразумевает изучение бальных танцев класса «Д». Это основные элементы танцев «Румба», «Танго», «Ча-ча-ча», «Венский вальс», «Медленный вальс», «Фигурный вальс», а также фитнес-аэробика.

На уроке я стараюсь вводить элементы импровизации и постановки танцевальных сюжетов. Ученикам очень нравится импровизировать, так как при обучении импровизации все формы практических занятий способствуют проявлению собственной инициативы, их стремления сделать что-то свое, новое, лучшее. Сопоставляя спонтанно возникающие движения и выученный материал, анализируя свое выступление и выступление других, участвуя в различных концертах, ребята учатся концентрировать свое внимание на формах рассредоточенного мышления, столь необходимых для принужденного раскрепощенного мастерства в импровизационном искусстве танца.

Создавая атмосферу творчества на уроке, в которой процесс обучения будет не только логически понятным, но и эмоционально увлекательным, важно пробудить в ученике веру в самого себя, уважение к каждому самостоятельно найденному решению, пусть даже не всегда интересному. Ведь обучение танцевальной импровизации учит выражать свои чувства, эмоции, возникающие обычно спонтанно в различных жизненных ситуациях.

На всех уроках я использую различные методы:

  1. Репродуктивный (показ-повтор);

  2. Объяснительно – иллюстративный:

    • Рассказ о танце;

    • Беседа;

    • Показ движений;

    • Прослушивание музыки;

    • Просмотр видео.

  1. Частично поисковый:

  • Поиск новых движений;

  • Импровизация;

  • Творческие работы учащихся.

  1. Средства:

  • Музыкальные – диски, пластинки, аудиокассеты;

  • Технические средства – магнитофон, проигрыватель, музыкальный центр, компьютер, интернет;

  • Оборудование – зеркала, станки.

За короткое время работы в школе я добилась неплохих результатов. Созданный при школе ансамбль танца «Нюргуhун» является украшением любого концерта на школьных мероприятиях. Успешно выступает на конкурсах различного уровня. В большинстве случаев ребята с интересом и улыбкой приходят на уроки ритмики, поэтому неуспевающих по этому предмету нет, да и «3».

Показатель за 2015-2016 учебный год:

УО – 100% всего 623 ученика

УК – 100%; на «4» и «5» – 623 ученика

I полугодие 2016-2017 учебного года

УО – 100% всего 457 учеников

УК – 100%; на «4» и «5» – 457 учеников

Значимость игры на уроках ритмики.

На уроках я очень часто использую игровые моменты, что очень нравится детям.

Игра – это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности.

Игровая ситуация – это учебное по цели и содержанию, но игровое по форме окружение, способствующее развитию творческой активности учащихся через постепенное включение его в учебную деятельность.

Задачи игровой среды

  1. Создать условия для более осознанного, интересного через организацию активного взаимодействия ребенка и игровой среды.

  2. Обеспечить психологический комфорт каждому ребенку.

  3. Создать творческий потенциал ребенка.

В классе, где обучаются дети с задержкой психического развития: создание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия) речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит у них неравномерно и в замедленном темпе.

Остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы и понятия должного, нужного, а значит, и позиция школьника. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание и т.д.) не позволяет детям полноценно осуществлять рутинную и напряженную учебную деятельность – быстро устают.

Но эти явления, по наблюдению психологов, не имеют стойкого характера и при индивидуальной помощи взрослого компенсируются. В процессе проведения коррекционно-развивающей работы решаются многие педагогические задачи. И в этом большое значение имеет игра.

  • Упражнения и игры на внимание, развитие координации

«Где нос, где ухо?»

Правой рукой беремся за левое ухо, левой рукой за нос – хлопок – беремся левой рукой за правое ухо, правой рукой за нос (повторяем несколько раз).

Игра «Запомни порядок»

Выстроить в ряд человек 6-7 в произвольном порядке. Водящий за 30 секунд запоминает этот порядок. Потом отворачивается т перечисляет, кто за кем стоит. Затем водит другой.

Игры на развитие памяти

«Запомни движение»

Учитель показывает детям движения из 3-4 действий. Дети должны повторить их в том же порядке, потом можно в обратном.

«Повторяем движения»

Участники игры стоят в кругу. Ведущий в центре.

Условия игры: ведущий показывает какие-либо движения, а участники должны их повторять, кроме одного или два. Например, если ведущий поднимает руки вверх, хлопать в ладоши, а при положении «руки в стороны » – топать ногами.

Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.

«Поем вместе»

Участники игры удобно сидят в кругу.

Условия игры: ведущий предлагает спеть вместе песню, например, «голубой вагон» или «Улыбка». Причем, если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, то все начинают дружно петь вслух. Если ведущий хлопает 2 раза, все продолжают петь, но только мысленно, про себя. Если ведущий хлопает опять 1 раз, все снова продолжают петь вслух.

И так несколько раз, пока кто-нибудь из участников не ошибется. Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.

«Развиваем внимательность и наблюдательность»

Условия игры: участники выбирают водящего. Остальные участники занимают определенные позы, которые водящий должен запомнить. Затем водящий выходит из комнаты, а играющие должны сделать всего 5 изменений в одежде, в позах. После этого входит водящий. Он должен вернуть всех в исходное положение. Если водящий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность.

«Комплимент»

Участники игры стоят в кругу. Нужно сказать выразительно, эмоционально комплимент тому, кто стоит справа. Все говорят по очереди соседу справа комплимент, затем в обратном прядке. Игровая ситуация, являясь своего рода оболочкой, позволяет разнообразить учебное наполнение урока, обеспечивает целостную связь, позволяет педагогу параллельно вести игровую и учебную линию. Соблюдать их правильное взаимоотношение, способствовать активизации познавательной деятельности

Источник