Творческое развитие ребенка мозговой штурм
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Брусничка»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Выступление на семинаре по теме:
« Интерактивная технология мозговой штурм»
Выполнила: Конева Алла Александровна
г. Тарко-Сале
2017г.
Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду. Воспитателю необходимо определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала. Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является интерактивная технология «Мозговой штурм», т. к. дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга, преодолевать страх перед критикой, страх ошибиться, развивает умение позитивно оценивать идеи других, умение сотрудничать. Повседневную жизнь невозможно представить себе без интерактивных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности воспитателя в совместной деятельности с ребенком и оказывать положительное влияние на различные стороны развития дошкольников. «Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем, из общего числа высказанных идей отобрать наиболее удачные в соответствии с заданными критериями, которые могут быть использованы на практике.
Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей. Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо: − собрать информацию по теме обсуждения; − разработать цепочку вопросов к детям; − подобрать картинки; − продумать варианты организации продуктивной деятельности; − иметь набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы; − быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций и уметь их решать. А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа. Детей следует познакомить с правилами и ходом игры. Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символического обозначения. Символы можно придумать вместе с детьми. Для наиболее полного усвоения и соблюдения правил мозгового штурма, а также хода деятельного этапа составить с детьми алгоритм технологии. Алгоритм технологии «Мозговой штурм» − выслушать проблему; − подумать над её решением; − разделиться на «Создателей идей» и «Экспертов» − рассказать свою идею; − выслушать и обсудить идеи; − выбрать идею При проведении «Мозгового штурма» воспитатель должен обеспечить психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности. Выбрать идею Воспитатель тщательно подходит к формированию состава группы: отсутствие конфликтов, явных лидеров, примерно равный уровень. Участников лучше расположить за круглым столом. Проблемная ситуация и цель должны быть чётко сформулированы. Важно показать, что у одной и той же проблемы есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
Рассмотрим этапы технологии: Детям на мотивационном этапе ставится проблема или задается ситуация для решения. Далее дети, в ходе организационного этапа разделившись на подгруппы, повторив правила, приступают к деятельности в малых группах: «Создатели идей» и «Эксперты». Во время деятельного этапа «Создатели идей» высказывают возможные решения проблемы, в том числе и фантастические. Воспитатель фиксирует их: записывает сам или использует диктофон. После чего заслушиваются все идеи, а затем по одной. «Эксперты» и «Создатели» обсуждают идею. «Эксперты» высказывают, подходит данная идея или нет. «Создатели» выражают своё мнение, если не согласны аргументируют. Примерные вопросы к детям при обсуждении: Какая идея наиболее подходит? Подходит ли эта идея? Почему? Давайте подумаем вместе? А как сделать, чтобы? Как вы думаете, если…? Какие условия отбора? В ходе рефлексии на заключительном этапе воспитатель даёт общую оценку деятельности детей. Дети проводят самоанализ своей деятельности. На этапе создания идей в адрес авторов, следует ввести полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Работающие дети в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям. Можно смеяться, высказывая сумасшедшую идею, но нельзя смеяться над ней. Технология может быть использована на этапе изучения и закрепления нового материала, для организации совместной деятельности воспитателя с детьми при решении задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». В рамках исследовательской работы технологию можно использовать на этапе постановки проблемы. «Мозговой штурм» можно использовать для развития фантазии и воображения, мышления, памяти, для раскрепощения сознания детей. Достоинства технологии «Мозговой штурм» состоит в том, что она позволяет развивать идеи друг друга; преодолевать страх перед критикой и страха ошибиться; помогает поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые. Технология «Мозговой штурм», позволяет в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.
Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод “мозгового штурма” еще называют “мозговой атакой”. Методика мозгового штурма.
1. Постановка задачи. 2. Выдвижение идей. 3. Обсуждение идей. 4. Принятие решения.
Для решения конкретной задачи собирается группа из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения запоминают и анализируют другие дети, которые и формулируют окончательное решение.
Достоинства метода мозгового штурма.
– Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.
– Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект – увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект “коллективного” ума) и возможности развивать идеи друг друга.
– Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
– Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
– Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.
– Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс). – Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.
– Можно научить детей позитивной критике.
– Метод почти не требует предварительной подготовки.
Недостатки метода мозгового штурма.
-Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач.
– Как и метод проб и ошибок, метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.
-Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.
– Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм. Половина успеха зависит от ведущего.
– Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.
Использование методики мозгового штурма при работе с детьми.
Сначала определим цели:
– Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
-Научить детей смело высказывать свои идеи “на людях”.
-Научить детей фантазировать.
– Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
-Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.
-Оценить общую активность детей.
Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.
1. Разделить детей на две группы. Одна группа: “Генераторы идей”, другая группа: “Проницательные аналитики” или “Эксперты”.
2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.
3. Поставить обеим группам задачу.
4. Попросить “генераторов” высказывать свои решения, а “аналитиков” внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у “генераторов”, то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями.
5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон.
6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово “аналитикам”. Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.
Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент – вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.
Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.
7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие “генераторы” и “аналитики”.
8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.
9. Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот “кто-то” должен быть “хорошим человеком”. “Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке…”
Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть?
Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне – это ресурс для решения задачи. Решения:
– Добавить холодную воду, заварку или молоко.
– Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
– Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
– Добавить много варенья или сахара.
– Переливать через воронку.
– Погружать холодные ложки.
– Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег…
Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: “А что ты предложишь свое?”. Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.
Темы мозгового штурма для детей.
Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?
Чем можно рисовать на асфальте?
Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?
Как сделать разноцветную льдинку?
Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?
Куда в комнате можно спрятать куклу?
Литература.
Возрастная и педагогическая психология /под ред. А. В. Петровского. М., 1981. Громцева С. Н. Поиск новых путей. — М.: «Просвещение», 1990. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. — М.: «Просвещение», 1986. Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996. Матюшкин М. А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. M., 1982. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. httl: // /…metod_mozgovogo_shturma. Тамберг Ю. Г. Тренинг мозгового штурма. httl: // /brainstorming.html.
Источник
Наша жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее.
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения.
В конце 50-х годов ХХ века в России появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Ёе автор – отечественный изобретатель Г.С.Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества.
Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне.
Мы знаем, что дошкольный возраст особенно уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому так важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка по принципу «Творчество во всём!»
Сегодня мы попытаемся раскрыть метод «мозгового штурма». Его по-другому называют “мозговой атакой”, имея в виду атаку на задачи. Существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, которая и придаёт названию некий героический шарм.
Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной лодки судно было беззащитной мишенью. Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они станут пищей для акул. Что делать?
Один из членов экипажа предложил “гениальную” идею: когда они увидят пенный след торпеды, то надо всем вместе встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет в другую сторону.
К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно “отдул” сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде.
Осборн задумался – бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Так появился метод мозгового штурма, который в шестидесятые годы считали самым перспективным.
И по сей день мозговой штурм является очень популярной современной методикой – его применяют и в рекламе, и при разработке технологий, словом везде.
Чем полезна эта методика в быту, и как ее использовать? Наверное, каждый из нас сталкивался с проблемой поиска подарка близким людям. А идей – как нарочно, никаких. Вот в таких случаях и может выручить «мозговой штурм». Как найти отправную точку?
Осмотритесь вокруг. Вполне вероятно, что на диване рядом с Вами лежат журналы. Откройте печатное издание на любой странице, закройте глаза и поставьте указательный палец в любом месте текста. Затем откройте глаза и прочитайте выбранное слово – вот и отправная точка. В принципе, подойдет любая надпись, название или объект.
Например: вам надо придумать какой-нибудь подарок для племянницы школьного возраста. Предположим, вы сидите на кухне, а рядом на столе лежит этикетка от маринованных шампиньонов. Ваш примерный ассоциативный ряд.
«Шампиньоны… грибы… грибы есть ядовитые – мухоморы… у мухоморов яркие, красивые шляпки… шляпки… идёт себе такая дама в шляпке… на шляпке яркая ленточка развивается… к ленточке приколоты цветочки… Интересно, как делают такие цветочки? Они ведь искусственные… Это наверно очень интересно!»
В магазине вы без труда найдёте книжку-руководство по созданию искусственных цветов из бумаги и декорированию бисером. Быть может, такой подарок натолкнёт девочку на желание заниматься в кружке рукоделия.
Итак, рассмотрим классическую методику мозгового штурма для решения задач. На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:
1.Постановка задачи.
2. Выдвижение идей.
3. Обсуждение идей.
4. Принятие решения.
Определим порядок проведения «мозгового штурма». Для решения некой задачи нам нужны специалисты, их следует разделить на две группы: «Генераторы идей» и «Эксперты».
«Генераторы идей» – будут высказывать решения поставленной задачи, а «Эксперты» будут внимательно слушать и записывать все идеи.
Когда у первых все версии иссякнут, слово берут «Эксперты». Они дружелюбно оценивают и анализируют каждое решение. Анализ проходит по оценке “хорошо – плохо”. Из всех вариантов выбирается оптимальный ответ, позволяющий решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Например, поставлена следующая проблема:
«На дереве созрели яблоки. Вовочка хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как Вовочке попробовать яблоко?
- Дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять (хорошо – никого не будет, можно взять яблоко свободно; плохо – нельзя брать чужое без спроса, наказуемо)
- Бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи (хорошо – цепь станет короткой, собака не достанет; плохо – собака может задавиться цепью, жалко)
- Попробовать компот, варенье из яблок или сухофрукты (хорошо – не надо никуда лезть; плохо – это уже не натуральный продукт, не так вкусно)
- Отодвинуть будку вместе с собакой (хорошо – собака далеко – не достанет; плохо – как подойти к будке, да и она тяжёлая, проблематично)
- Сбить яблоко длинной палкой (хорошо – достанешь яблоко; плохо – оно упадёт рядом с будкой, снова встанет проблема)
- Купить яблоко в магазине (хорошо – не надо думать, как достать яблоко; плохо – надо сначала заработать денег)
- Подружиться с собакой (хорошо – она станет доброй, подпустит к дереву; плохо – надо найти чем её угостить, вдруг она не всё любит)
- Подружиться с хозяином (хорошо – наладить контакт с хозяином; плохо – он не захочет общаться)
- Сделать трамплин или взять батут и запрыгнуть на дерево (хорошо – весёлое решение; плохо – можно не долететь до дерева и попасть в зубы к собаке)
- Вызвать МЧС и спуститься по лестнице с вертолёта (хорошо – дополнительная помощь; плохо – этого нельзя делать по пустякам, наказуемо)
- Договориться с соседской вороной, чтобы та принесла яблоко в клюве (хорошо – твою проблему решит другой; плохо – поймёт ли ворона, что от неё требуется)
- Прорыть тоннель под землёй к дереву (хорошо – собака не заметит; плохо – трудно и долго копать)
- Надеть шапку-невидимку (хорошо – никто не увидит, в том числе и собака; плохо – негде взять шапку)
- Надуть мусорные пакеты, как воздушные шары и подлететь к дереву (хорошо – пакеты – есть дома; плохо – может отнести ветром в другую сторону)
- Выстрелить из гарпуна с присоской на резинке и достать яблоко (хорошо – безопасно и интересно, плохо – прилипнет ли яблоко)
- Найти другое дерево с яблоками (хорошо – можно забыть про собаку вообще; плохо – возможно придётся долго искать)
- Найти коробку из-под холодильника, влезть в неё и передвигаться к дереву (хорошо – собака не поймёт, что происходит; плохо – может увидеть угрозу в самой коробке и всё равно набросится)
- Надеть ходули и идти к дереву (хорошо – находишься высоко – собаке не достать; плохо – надо сначала научиться ходить на ходулях)
Осборн говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно». А мозговой штурм – это несколько усовершенствованный коллективный метод проб и ошибок.
Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Источник