Творческое развитие ребенка для чего нужна

Творческое развитие ребенка для чего нужна thumbnail

Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны еще и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой, рисованием.

Родители часто забывают о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой, рисованием. Об этом мы поговорили со специалистом по раннему развитию и воспитанию дошкольников Полиной Блажевой

Мне бы хотелось рассказать подробнее именно о занятиях творчеством, о ручном труде, об их пользе и многообразии. На мой скромный взгляд, от занятий творчеством ребенок получает лишь пользу.

Каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями. И чем ярче, богаче и интереснее его жизненные впечатления, тем необычнее его воображение, тем вероятнее его тяга в искусству в будущем.

“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”, – утверждал В.А.Сухомлинский.

Воображение и фантазия – важнейшая сторона жизни ребенка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Основной пик развития воображения и фантазии идет в возрасте от 3 до 15 лет. И очень важно нам, родителям, не упустить возможность сделать жизнь нашего ребенка ярче, богаче и интереснее.

     

Творческое развитие ребенка для чего нужна

Творчество ребенка

Особенно важна связь творчества с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, занятия творчеством развивает память, внимание, мелкую моторику, учат ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.

Кроме того, занятия творчеством совершенствуют воображение и пространственный интеллект. Ребёнок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие её. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. Художники по-своему воспринимают, преобразуют и выражают в своих произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на картинах известных художников, учится видеть бесконечное количество вариантов.

Рисование для ребенка

Следующий важный аспект – у детей, которые занимаются ручным трудом, более быстро развивается визуальная сторона восприятия и обработки информации. Дети – чаще всего кинестетики. Они всё познают через ощущения, через движение. Человек ориентированный преимущественно на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать свою жизнь и деятельность более эффективно, видеть на большие промежутки времени, чем кинестетики. Как звучат фразы: «Перспективу я вижу» или «я чувствую перспективу»? Визуально ориентированному человеку зачастую легче принимать и находить решения, запоминать что-то, поэтому он более эффективен, особенно, если подключаются и другие каналы восприятия реальности. Это увеличивает возможности человека.

Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, видеть то, что должно получиться, он учится видеть «потом». А если ребенок умеет интерпретировать, значит, у него будет развиваться ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т.е. умение сравнивать и обобщать.

Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир. А это еще один очень важный момент.

Автор: Полина Блажева

Специалист по раннему развитию детей

и воспитанию дошкольников

Источник

Как и зачем развивать творческие способности ребенка?

Представьте себе, что ваш ребенок вырос и стал интересным и успешным человеком. Он способен реализовать замыслы и воплотить свои мечты, может найти выход в трудной ситуации, не растеряется в новых условиях, а наполнит смыслом каждое мгновение своей жизни. А главное стать счастливым. Если вам такое будущее по душе, то стоит начать с развития творческих способностей у ребенка.

Что же такое творческие способности, как они формируются и для чего нужны.

И так, творческие способности — это умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Они связаны с эмоциями, мышлением и личностью человека и включают целый ряд навыков и свойств.

Основной «строительный материал» творческих способностей — это опыт.

Какой же минимальный опыт должен получать каждый ребенок и ка мы можем ему в этом помочь?

Прежде всего, ребенку необходимо активное исследование окружающего мира. Ему нужно капаться в земле и строить замки из песка. Необходимо собирать цветы, ягоды, ходить в лес за грибами. Ему нужно видеть настоящих животных. Ребенку очень нужны игры на природе, поездки на море и лето у бабушки в деревне. Обязательно организуйте посещение зоопарка!

Программа изучения окружающего мира изначально заложена в каждом ребенке, и он всеми силами пытается ее реализовать. Очевидно, что предоставление возможности общаться с миром требует усилий, времени и внимания со стороны родителей. Не оберегайте его от любопытства, а помогайте ребенку понять как устроен этот мир. Рассматривайте вместе с ним, играйте, отвечайте на его вопросы. В конечном итоге это даст свои результаты.

Читайте также:  Особенности развития детей сирот в доме ребенка

Ребенок уже подрос и должен познакомиться с достижениями той культуры, к которой он принадлежит, он должен знать свой край, город, где он живет. Для этого ему надо показывать не только картинки, но и выезжать в центр города, показывать достопримечательности, по возможности рассказывать. Ведь семейные прогулки полезны не только детям, но и вам дорогие родители.

Кроме общения с природой и культурным наследием предков, ребенок накапливает опыт взаимодействия с разными людьми. Конечно, необходимо уделять внимание с кем и как общается ваш ребенок. Но и в течение жизни каждому из нас приходиться сталкиваться со множеством людей в различных ситуациях. И чем больше разных людей находились рядом с нами в детстве, тем шире наш круг общения и поведения. Таким образом мы приобретаем творческий подход в общении. Мы становимся способными находить новые способы коммуникации, быть гибкими и понимать разные точки зрения.

Пытаясь защитить ребенка, важно не перегнуть палку и не начать спасать и беречь его от его же собственной жизни. Когда мы слишком сильно волнуемся за детей, наши чувства передаются им. Из-за этого мир вокруг них начинает казаться полным опасностей и неприятностей. Капля за каплей у ребенка пропадают любопытство, смелость и радость познания, а на их месте в душе поселяется страх посещения новых мест и встреч с людьми. В конце концов, дверь получения опыта перед ним закрывается, и фундамент построения творческих способностей начинает разрушаться.

Пусть вас также излишне не тревожит непостоянство увлечений ребенка. Ребенку важно попробовать себя в разных сферах деятельности.

А теперь, давайте научим ребенка самостоятельно создавать новое, на основе того, что уже имеется в его распоряжении. Для этого существует целый ряд приемов. Например, разделите лист бумаги на четыре части и в каждой из них нарисуйте круг. Предложите ребенку создать четыре разные картинки, используя эти круги. То же самое можно делать и с другими геометрическими фигурами. Прочитайте сказку, а потом придумайте ее новый конец. Пусть ребенок интерпретирует пословицы и поговорки и пытается самостоятельно объяснять жизненные явления. Ну и, наконец, запаситесь терпением и переживите вместе с малышом период «почемучки», отвечая на все его вопросы и поощряя задавать следующие.

Дети обожают изобретать новые слова, играть в несуществующих животных, мастерить из подручных материалов костюмы и самостоятельно сочинять сказки. На этом этапе важно, чтобы ребенок был неограничен в реализации своих фантазий и получал удовольствие от процесса свободного самовыражения.

 Когда ребенок рисует, лепит, сочиняет и строит, он стремится получить внимание близких. И иногда нескольких эпизодов небрежного обращения с работами малыша достаточно, чтобы он на всю жизнь запомнил, что то, что он делает никому не нужно. А так как юный творец, как впрочем, и творец любого возраста, связывает обращение людей с его рисунками и аппликациями с их отношением лично к нему, то он легко и быстро приходит к выводу, что и сам он никому не нужен.

Мы приучены постоянно давать и получать оценки: хорошо-плохо, красиво-некрасиво, молодец–не молодец. Но ребенку нужна не просто критика или похвала, а качественное описание его работ. Например, посмотрите на рисунок и назовите использованные в нем цвета и типы линий. Такое реагирование на творчество ребенка научит его слышать в отзывах учителей, одноклассников и коллег смысл и содержание их слов, а не впадать в переживания из-за оценок.

Что делать, чтобы ребенок смог реализовать свой творческий потенциал. Здесь обратим внимание на два момента. Первый — это содержание и предназначение творчества. Чтобы человек был счастлив, то, что он создает, должно быть востребовано окружающими. Поэтому спрашивайте ребенка, что он делает и для чего.

Второй – необходимо, чтобы ребенок научился созидать, учитывая существующие вокруг него условия. Для этого одновременно с поощрением свободного самовыражения мы должны задавать определенные рамки реализации замысла малыша. Эти требования и границы могут быть самыми элементарными. Например, не выходить за края листа во время рисования, использовать какой-то один материал: гуашь, карандаши или акварель, написать сочинение на заданную тему, завершить работу в течение определенного времени.

В противном случае, сосредоточившись только на самовыражении без границ, мы рискуем вырастить непризнанного гения, неспособного найти себя в жизни, но гордого в своей неспособности

Бесконечные возможности для творчества существуют в самых разных сферах жизни: в собирании букетов и в бизнесе, в ремонте квартиры и приготовлении рождественских сюрпризов. Творческий человек способен видеть, создавать и использовать эти возможности. Из предложенных ему путей он создает свой, по которому и отправляется в путешествие под названием «Жизнь».

Источник

К сожалению, современная система образования сводится к выполнению задания по образцу. А предложение своего варианта решения не приветствуется. Но в то же время креативный – нестандартный подход ценится у любого работодателя, в любой сфере деятельности.

Что такое креативное мышление?

Креативное мышление – процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Креативное мышление, если говорить простым языком, это смекалка.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию с ребенком дауном

Креативность близка творческому человеку и дается ему от природы, но является только частью креативного мышления.

Для чего нужно развивать креативное мышление?

Такое мышление помогает видеть в обычных вещах что-то новое, находить необычные решения проблемы, ум ребенка становится “подвижным” и “гибким”, развивается фантазия и усидчивость, воображение.

Постоянное шаблонное выполнение заданий “убивает” креативное мышление в ребенке. Поэтому очень важно тренировать в ребенке оригинальность мышления. И даже в самой безвыходной ситуации он сможет найти выход, что позволит добиться успехов в любой сфере деятельности, на протяжении всей жизни.

Когда начинать развивать креативное мышление?

Умение нестандартно мыслить приходит к нам в какой-то мере с рождения. Но, к сожалению, со временем оно угасает, если его не поддерживать, не развивать.

Рекомендуется тренировать креативность мышления с начальных классов. Ребенок должен понять, что у задач есть много решений, а не одно стандартное.

Для развития креативного мышления, прежде всего, нужен метод проблемного обучения. Пусть ребёнок сам ищет ответы на любые интересующие его вопросы, а также и ваши. Если он затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. Но не спешите, помощь должна быть только в крайнем случае.

Так же очень важно давать ребёнку самостоятельность в принятии решений.

Игры и упражнения, которые помогут развить в ребенке креативность мышления.

1.Дорисуй и раскрась

2. “Придумай назначение предмета”

Берем любой предмет и предлагаем ребенку придумать как его можно использовать не по прямому назначению. Например: заколку можно использовать как закладку, скрепку и т.д. Для начала попросите придумать, 10 способов применения, затем увеличивайте.

3.”Ассоциации”

Суть игры назвать как можно больше ассоциаций к слову, проигрывает тот, кто не может больше назвать ни одной. Например: ассоциации к слову дом: семья, уют, тепло и т.д.

4.”Существительные и прилагательные”

Подбираем к словам существительные и прилагательные.

Например, день: светлый, длинный, ясный, солнце, облака и т.д.

5.”Что будет если?”

Предложите ребенку пофантазировать, что будет если: Кошки научатся говорить человеческим голосом? Рыбы научатся летать? Не выключить плиту, после того как сварился суп и т.д.

6. Занятие любым видом творчества.

Например: рисование, лепка, аппликации (из бумаги, ниток, круп и т.д.), плетение из бисера, составление коллажей и т.д.

7. “Доскажи словечко”

Взрослый начинает фразу, ребёнок должен быстро ее закончить.

Примеры фраз:

Ворона каркает, а собака?

Если длинный, то наоборот…?

Зимой холодно, а летом?

У кошки котёнок, а у собаки?

8. “Хороший – плохой”

Предложите ребёнку назвать как можно больше положительных и отрицательных сторон предмета или объекта.

Например, собака, плюс, что охраняет дом, минус может укусить.

9. “Сочини сказку”

Предложите малышу сочинить свою сказку или придумать своё окончание или продолжение в любой известной, придумать рассказ или сказку по любой картине. Можно её записать и оформить в виде книги с иллюстрациями ребёнка.

10. “Составь рисунок”

Рисунки можно делать из чего угодно. Например: из вырезанных геометрических фигур, счётных палочек, пуговиц, пластиковых крышек, камешков, листиков и т.д.

11. “Что общего”

Назвать как можно больше предметов одинаковых по форме, цвету или размеру.

12. “Мелодия”

Можно ребёнку самому попробовать создать мелодию из любого музыкального инструмента или послушать в исполнении кого-то. Пусть расскажет какая это мелодия (громкая-тихая, грустная-весёлая, о чём она по его мнению,хочется ли под неё танцевать).

ВАЖНО ПООЩРЯТЬ НЕОБЫЧНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ В ИГРАХ, НО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОСИТЬ ОБЪЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ОН ТАК СЧИТАЕТ . ЭТО ПРАВИЛО КАСАЕТСЯ И ЗАНЯТИЙ ТВОРЧЕСТВОМ, ПУСТЬ РЕБЁНОК ПРОЯВЛЯЕТ ТВОРЧЕСТВО, СТАРАЯСЬ ИЗБЕГАТЬ ШАБЛОНОВ.

Начинайте развивать креативное мышление у вашего малыша, как можно раньше. Не забывайте поддерживать и хвалить ребёнка!

Вам может быть интересно:

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

Игры на развитие связной речи у детей.

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка

Источник

Снежкова Надежда
Консультация «Зачем детям творчество»

Родители часто забывают о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой, рисованием.

Особенно важна связь творчества с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, занятия творчеством развивает память, внимание, мелкую моторику, учат ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.

Кроме того, занятия творчеством совершенствуют воображение и пространственный интеллект. Ребёнок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие её. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. Художники по-своему воспринимают, преобразуют и выражают в своих произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на картинах известных художников, учится видеть бесконечное количество вариантов.

Следующий важный аспект – у детей, которые занимаются ручным трудом, более быстро развивается визуальная сторона восприятия и обработки информации. Дети – чаще всего кинестетики. Они всё познают через ощущения, через движение. Человек ориентированный преимущественно на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать свою жизнь и деятельность более эффективно, видеть на большие промежутки времени, чем кинестетики. Визуально ориентированному человеку зачастую легче принимать и находить решения, запоминать что-то, поэтому он более эффективен, особенно, если подключаются и другие каналы восприятия реальности. Это увеличивает возможности человека.

Читайте также:  Бюлер три ступени развития ребенка

Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, видеть то, что должно получиться, он учится видеть «потом». А если ребенок умеет интерпретировать, значит, у него будет развиваться ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т. е. умение сравнивать и обобщать.

Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир. А это еще один очень важный момент.

Также следует помнить, что развитие интеллектуальных способностей напрямую связано с развитием творческих дарований. Свободная творческая деятельность стимулирует работу мозга, способствует расширению кругозора и словарного запаса, совершенствует процессы высшей нервной деятельности и помогает перейти к более высокой ступени психического и физического развития.

Процесс творчества позволяет ребенку активно познавать окружающий мир и себя самого, формирует его мироощущение и мировоззрение. Он воплощает свою уникальность и осознает себя как личность. Поэтому важно направить его познавательную энергию в правильное русло.

Цель занятий декоративно-прикладным творчеством – развивать креативное мышление, художественные способности и навыки работы с различными материалами, формировать духовно богатую личность, очень важно воспитывать у ребенка вкус, чувство меры и цвета.

Кроме того, когда ребенок выбирает, какую именно поделку он хочет сделать сейчас и пытается отстоять свой выбор, он учится коммуникабельности, эффективной модели общения, умению защищать свои интересы, убедительно аргументировать свое мнение. Работая самостоятельно, приобретает такие качества как упорство и целеустремленность, развивает воображение. И наконец, придумывая и создавая что-то свое, ребенок учится подчинять среду своим потребностям и формировать ее в соответствии со своими представлениями о красоте и целесообразности. Эти умения и навыки не раз пригодятся ему во взрослой, самостоятельной жизни.

У ребёнка довольно тонкое эстетическое чутьё, которое помогает ему выбрать именно то, что малышу больше всего по душе, родителям же следует положиться на этот выбор. Развитие детского творчества должно происходить гармонично с их внутренним миром, а ребёнок сам поможет понять, что ему нужно. Стоит просто приглядеться к тому, как он больше всего предпочитает себя проявлять. Не следует сердиться, если он завалил весь дом рисунками с пейзажами, любимой кошкой, собакой или портретами родителей. Не стоит печалиться, что пока это лишь неразборчивые детские каракули. Важнее здесь то, что у ребёнка появилось желание рисовать, запечатлевая окружающий мир на бумаге. Это желание нужно лишь развить, превращая его в настоящее действие. Лучше всего для этого отправить школьника в художественную школу, где его обучат азам живописи, графики, цветопередачи и прочим необходимым для правильного рисования вещам.

Другой малыш может изводить близких пением песенок в очень оригинальной аранжировке. Дети обычно ведь поют так, как видят. Это особый, подчас очень забавный, способ детского восприятия мира. Если от него постоянно слышны подобные «рулады», то необходимо попытаться развить его любовь к вокалу. Детское творчество может проявиться в весьма неожиданной форме. Желательно отвести такого малыша в музыкальную школу, которая является отличной проверкой на истинность любви к музыке. Встретив специфические проблемы и сложные уроки, ребёнок может быстро охладеть к музыкальному жанру. Но если у него на самом деле есть призвание, то он ещё с большим усердием начнёт посещать музыкальный класс.

Ни в коем случае нельзя гнать в такие школы детей насильно, ведь творчество – занятие исключительно добровольное, угасающее под принуждением. Есть ещё ряд кружков (рукоделия, вышивания, работы по дереву, которые могут развить малыша и поддержать его естественную тягу к прекрасному. Развивая детское творчество, люди сохраняют мир прежним, каким они хотели бы его видеть когда-то.

Может возникнуть вопрос: а зачем вообще в ребёнке нужно развивать творчество? Ведь для того, чтобы он состоялся как личность, и мог позднее найти себе приличную работу, требуется несколько иное – хорошее усвоение основных предметов, входящих в школьную программу. Но глубоко заблуждаются те люди, которые считают, что привитие ребёнку тяги к творчеству будет просто пустой тратой времени.

В процессе творчества происходит высвобождение внутренней энергии, которая бурлит в любом человеке. Это светлая, положительная энергия, которая придаёт личности гармоничное состояние. Такое же состояние необходимо передать и ребёнку. Любой индивид по своей природе является творцом. Вся история существования человека была связана с творчеством. В конце концов, без творчества не появилось бы величайшего изобретения – колеса, да и вообще человечество без творчества просто не состоялось бы как цивилизация.

Детское творчество является важнейшим элементом формирования его собственного самосознания. В творчестве он как будто переделывает под себя мир и помогает себе же лучше его понять. Постигая красоты мира, малыш учится находить в нём белые пятна, которые стремится заполнить собственным творчеством, имея при этом цель сделать существующий мир чуточку лучше, правильней, красивей.

Источник