Творческое развитие ребенка через театрализованную деятельность

Яна Глебова
Из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность»

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для познания окружающего мира, а их мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым. Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов и многие другие. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО «Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками». Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Меня, как творческого педагога, привлекла театрализованная деятельность в детском саду, которая даёт возможности раскрытия творческого потенциала ребенка.

Вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль, быть похожими на героев сказок, совершать их подвиги. Сказка и игра во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. «Волшебный край» – так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому я считаю, что заинтересовать детей театром не сложно.

Театрализованная игра – самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. В театральной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, с окружающим миром, через образы, краски, звуки, осваивают способы эмоционального выражения. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Таким образом, целью моей работы является: развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность.

Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

1. Приобщать детей к театральной культуре;

2. Обучать элементам актерского мастерства;

3. Формировать навыки общения и коллективного творчества.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия: предметно-пространственная развивающая среда в группе; организация систематических занятий по театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели мною была изучена методическая литература. Созданы картотеки театральных игр, этюдов, игр на выражение различных эмоций, превращений, пантомимических и интонационных упражнений на развитие речи, пластики, мимики, жестов, имеются мультимедийные приложения.

Начала работу по театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Чтобы создать максимально комфортные условия для творчества детей, в группе создала центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки». В данном центре располагаются различные виды театров, реквизиты для разыгрывания сценок, спектаклей, атрибуты для разнообразных игровых позиций, ширмы для показа кукольного театра, костюмерная. Итогом моей работы на данном этапе стало участие и победа в смотре – конкурсе «Театральные уголки» организованном в нашем ДОУ.

Хочу отметить, что формирование творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности всецело зависит от педагога. Необходимо, уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к перевоплощениям, владеть актёрским мастерством.

Я решила организовать в своей группе кружок по театрализованной деятельности «Волшебный мир театра». Разработала программу кружка для детей 3-7 лет, использовала методические пособия «Театральная деятельность в детском саду» под редакцией Щёткина А. В., «Театрализованные занятия в детском саду» под редакцией Маханёвой М. Д. Содержанием театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами, театральной культурой. Поэтому, в учебно-тематическом плане кружка я выделила три направления работы с детьми:

«Основы театральной культуры»

«Основы актерского мастерства»

«Театральная мастерская»

Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность,в которой наиболее ярко применяется принцип обучения: учить играя. Поэтому, в организации театрализованных игр с детьми использую игровые технологии,применяю практические методы обучения:

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка с овз в доу

• игровой импровизации;

• действенного анализа;

• словесный.

В работе с дошкольникамисоблюдаю основные принципы организации образовательного процесса:

– Последовательности – любая новая ступень в обучении ребнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

– Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Деятельности – включение ребнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

-Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности,

реализующихся в образовательном процессе.

-Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

– Возрастной адресности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

– Преемственности взаимодействия с ребнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Все занятия по театрализованной деятельности провожу с использованием интеграции, т. е.в него включается: чтение художественной литературы, музыкальное сопровождение, сенсорное восприятие, математика, пение, танцы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин.

Театрализованную деятельность включаю в организованную образовательную, совместную и самостоятельную деятельности детей.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми для организационного момента ввожу персонаж, как игровой приём и форму обучения, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

В совместной и самостоятельной деятельности c детьми использую такие формы работы как:

• знакомство с различными театрами,

• разучивание стихов;

работу над этюдами;

• разыгрывание сказок, сценок,

• ролевые диалоги по иллюстрациям,

• самостоятельные импровизации;

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• игры-драматизации;

• изготовление декораций к спектаклям.

В рамках программы кружка дети знакомятся с основами театральной культуры: театральным искусством и профессиями людей, работающими в театре, правилами поведения в театре, учатся выражать свое отношение к прочитанным произведениям и просмотренным спектаклям. Все театральные постановки нуждаются в музыкальном сопровождении, для развития навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. В нашем детском саду музыкальным руководителем основан «Театр юного зрителя», который на протяжении 15лет радует детей своими постановками. Актеры театра – это мы, педагоги ДОУ,для своих воспитанников ставим спектакли по сказкам: «Репка», «Теремок на новый лад», «Секрет красы от мадам лисы», «Гуси-лебеди», «Три медведя» и другие. Приобщая детей к театральной культуре, стараемся, чтобы увиденное представление осталось в памяти, принесло радость, для этого создаем красочные костюмы, декорации, оформляем пригласительные билеты. Чтобы ребята почувствовали себя настоящими зрителями, взаимодействуем с другими театральными коллективами из городов Кемерово, Барнаула, Новосибирска. Актеры мини-театров «Чародеи», «Муза», «Зазеркалье» радуют детей своими театральными постановками. ТЮЗ и сотрудничество с театральными коллективами это накопительный опыт, который способствует развитию у детей умений быть доброжелательными зрителями, досмотреть и дослушать до конца представление, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам».

В разделе программы кружка «Основы актерского мастерства» развиваю коммуникативные способности детей, способности к чувственному восприятию образа персонажа и его раскрытию с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Использую этюды на воспроизведение отдельных черт характера. Мной были организованы постановки сказок «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Колосок», «Репка», и другие. Любимые герои становятся образцом для подражания, что положительно влияет на формирование личности в целом. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей. Я считаю, что немаловажную роль играет взаимодействие старших и младших дошкольников в детском саду. Дети старшего дошкольного возраста демонстрируют свои театральные способности для детей младших групп.Результат данного взаимодействия следующие кукольные представления: «Как Петрушка учил Бобика выступать», «Зайкина тётя», сказки «Теремок», «Репка» и другие постановки.

Поддерживая детскую инициативу и активность, способствую развитию творческих способностей детей через проектную деятельность. Мои воспитанники принимают активное участие в конкурсах различного уровня и занимают призовые места. В районом фестивале творческих проектов дошкольников и младших школьников «Радуга», в номинации «Театральное творчество» ребята представили проект «Русская игрушка — озорник Петрушка» и стали победителями в данной номинации.Результат проекта: сделанная детьми кукла «Петрушка», показ театрального представления «В гостях у Петрушки». Дети принимали участие в муниципальном фестивале театральных коллективов ОО Чулымского района «Магия театра» с постановкой «Под грибом». В номинации «Драматический спектакль» заняли 2 место.

Читайте также:  Задержка развития ребенка методы лечения

В возрасте 6-7 лет дети начинают раскрывать свои умения, творческие способности в театральной мастерской. Процесс подготовки к театральным постановкам даёт возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли художника, декоратора – изготавливать атрибуты и декорации для спектаклей. Совместно с детьми готовлю декорации для драматизации сказок, мастерим игрушки из бумаги, картона, рисуем афиши и пригласительные билеты. Свои впечатления от просмотренных спектаклей и самостоятельных выступлений дети отражают в рисунках. Все это доставляет ребятам огромное удовольствие, а если детям нравится, то, чем они занимаются, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного сотрудничества с семьями воспитанников,где я использую следующие формы взаимодействия:

• Анкетирование «Театральная деятельность детей»;

• Папки-передвижки «Театрализованная деятельность в жизни дошкольника», «Играем в сказку»;

• Консультации «Домашний театр»; «Играем вместе – создаём театр»;

• Памятки «Как развить интерес у дошкольника к театрально-игровой деятельности», «Сказка – это важно», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребнка»;

• Рекомендации «Кукольный театр дома».

Предлагаю родителям в домашних условиях, помочь разыграть полюбившуюся сказку, рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра. Родители принимают активное участие в тематических вечерах, являются изготовителями декораций, костюмов. Использую спектакли и как часть родительского собрания.Дети показывали спектакль: «Новые приключения колобка», «Репка», мини-сценки «Чья мама лучше?», «Приходила коляда», праздник «Осенняя ярмарка» и другие. Организация таких выступлений способствует развитию творческого потенциала детей. Возможность «спрятаться» за маску, действовать от имени персонажей помогают ребятам преодолеть робость, неуверенность в себе, и сыграть свою роль, почувствовать себя настоящими актерами. Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.

Наблюдая за детьми, беседуя с ними, я вижу результат своей работы, ребята с большим желанием участвуют в постановке сказок, ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Этому свидетельствует проведенный мониторинг уровня развития дошкольников по методике Т. С. Комаровой с детьми 5-6 и 6-7 лет в начале и в конце учебного года.

Результаты показывают положительную динамику в развитии творческих способностей детей: у них повысился интерес к театрализованной деятельности; усовершенствовались исполнительские умения в создании художественного образа; расширились представления об окружающей действительности; они научились правильно оценивать свои и чужие поступки, понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё. Дети стали больше проявлять активность, инициативность, появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказки. Сформированы нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).

С учётом анализа собственного опыта сделала вывод: что система проведённой работы оказалась эффективной в моей практической деятельности с детьми, театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников.

Внедряя в образовательный процесс в ДОУ театрализованную деятельность, мы делаем жизнь детей содержательной и интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими впечатлениями. Театральное искусство вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру с помощью чувств. Так, давайте же воспитывать в наших детях чувство прекрасного, которое они пронесут через всю свою жизнь!

Литература

1. Артмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

3. Журнал «Воспитатель в ДОУ»:

«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)

• «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)

«Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)

4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

5. Калинина Г. С. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

Читайте также:  Сказки и загадки в развитии ребенка

6. Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974

7. Маханёва М. Д. Театрализованныезанятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений –М.:ТЦ “Сфера”, 2001.

8. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

9. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» – М. Мозайка-синтез, 2007г.

Источник

Светлана Савкина
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для познания окружающего мира, а их мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО «Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками». Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельностьв детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

В «Художественно-эстетическом развитии» – это знакомство с иллюстрациями близкими по содержанию сюжета спектакля. Рисование разными способами по сюжету спектакля или его персонажей. Знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующие более полной передачи образов героев. Знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, НОД, праздников и самостоятельной театральной деятельности.

В «Познавательном развитии» – знакомство с предметами ближайшего окружения, народным творчеством, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традициями народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

«Развитие речи» – это использование скороговорок, чистоговорок, потешек, развитие четкой дикции.

«Физическое развитие» – использование подвижно – сюжетных игр.

«Социально-коммуникативное развитие» – использование дидактических, сюжетных и театрализованных игр.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Безусловно, в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

Подводя итоги, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

Источник