Творческое развитие личности ребенка это
Считаете ли вы себя творческой личностью? А своего ребенка? Каждый родитель желает своему чаду достичь успешных результатов в той или иной сфере деятельности. Но способствует ли он этому процессу? Или только отбивает желание развиваться?
Известно, что высокого статуса в обществе добиваются лишь творческие люди, которые еще с детства обладали собственным мировоззрением, демонстрировали нестандартные решения проблем и отстаивали свою точку зрения. Творчество — источник энергии, развития, удовольствия и знаний.
В данной статье подобраны 10 основных советов для родителей, помогающие вовремя заметить творческое начало у своего ребенка и помочь развить его таланты.
Не считайте никого безнадежным
Ошибочно предполагать, что есть дети, обделенные творческими способностями. Просто эти умения нужно рассмотреть. Обратите внимание на своего малыша, что ему нравится больше всего? Тяга к пению или танцам видна сразу, а вот углядеть талант изобретателя не так—то легко. Пробуйте разные направления творчества, предложите ребенку нарисовать вашу семью, смастерить робота из конструктора, или объяснить какой-то термин, а затем наблюдайте за его успехами и делайте выводы. Дети неустанно пробуют и узнают все новое и интересное, а цель родителей — подтолкнуть малыша к совершению подвигов и достижений.
Подберите время для творчества
Старайтесь все свое свободное время проводить с ребенком, общение важно для формирования личности. Каждый день уделяйте минимум 15 минут творческому просвещению: занимайтесь танцами, пением или рисованием. В выходные это время может увеличиваться до 2-х часов. Пользуйтесь разнообразием творческих игр: за завтраком обсуждайте продукты на столе, как они растут и в чем их польза, на прогулке рисуйте мелками на асфальте, а перед сном вместе сочините сказку.
Создаем обстановку
Дети — народ неусидчивый, поэтому постарайтесь в моменты занятий творчеством создать благоприятную атмосферу. Откройте шторы, чтоб лучше видеть краски на столе, наденьте удобную одежду для танцев, не устраивайте физические нагрузки после плотного обеда и самое главное — выключите гаджеты. Ребенку можно рассказать историю об “уставшей” технике, которая хочет отдохнуть, а сами отключите телевизор, телефон, планшет, компьютер и тому подобное. Так малыш полностью сконцентрируется и не будет отвлекаться.
Личное пространство
Каждой личности нужен свой собственный уголок, а при развитии творческих способностей важно иметь укромное местечко для возможности уединиться, чтобы нарисовать родившуюся в голове картину или сложить пазл. Пусть этот творческий уголок будет небольшим, зато личным, так малыш почувствует свою значимость и поддержку близких. Обеспечьте его всем необходимым для занятий творчеством.
Если ваш ребенок не любит рисовать или играть сортером — не отчаивайтесь. Возможно, у него талант к чему-то, чего родители еще не пробовали. Пробуйте развивать фантазию малыша, предлагая разные предметы для творчества: нитки, клей и бумагу, бусинки, блестки, детские запчасти, резинки, пробки и т. д. Если в вашем жилище нет свободного пространства, выделите полку или коробку со всем необходимым для творчества.
Творческий беспорядок
Будьте готовы к легкому хаосу в вашем доме, ведь дети любят беспорядок. Старайтесь не контролировать каждое действие ребенка, иначе вся радость и спонтанность действий будут нарушены. Родители, запомните: игра — это беспорядок. Перед рисованием подложите клеенку в нужном месте, чтобы малыш творил по полной, до игры с мячом — уберите вазу со стола, а перед танцами и пением убедитесь, что никому не помешаете. Это обеспечит спокойное и веселое времяпрепровождение.
Меньше контроля
Некоторые дети очень стеснительны и замкнуты, родители даже не замечают, когда успели привить им это состояние. Если ребенка постоянно контролировать, предугадывать каждый шаг и вмешиваться в происходящее, он всегда будет сомневаться в своих действиях. Дайте малышу возможность раскрыться, пусть он “творит” во время рисования, пусть сам залезет за мячом на кровать или построит кривую башню из конструктора. Излишняя опека отбивают всю охоту развиваться.
Пример творческих личностей
Дети легче ориентируются, глядя на пример, не зря есть подсказки в раскрасках и пазлах. Задача родителей — познакомить малыша с творческими мероприятиями: концертами, выставками и спектаклями. Ему нужно понимать, как проявляют себя творческие личности и к чему стоит стремиться.
Превращайте заботы в игру
Ведь правда, что мама может придумать занятие ребенку, не прилагая для этого много времени и сил. Но будет ли это занятие полезным? Есть способ получить выгоду и родителю, и ребенку. Бытовые заботы неизбежны: придет время для уборки, стирки, закупки продуктов и готовки. Включайтесь, ищите и в себе творческое начало, превращайте банальную уборку в игру. Например, разбирая белье после стирки, попросите ребенка подавать вам только его одежду, потом мамину или папину. Попросите помощи для “укладывания” игрушек спать.
Пример из жизни. Когда у меня жил некоторое время племянник (4-5 лет), я придумал для него игру “Собери носки”. Идея была в том, чтобы из постиранных носков собрать все пары.
Помощь при приготовлении блюда просто неоценима, а дети потом так гордятся своими достижениями и радуются, кормя папу своим омлетом. Хитрите, все превращайте в игру: так и вам легче, и дитя развивается.
Помните творческие моменты
Самые “живые” фотографии — спонтанные. Не забывайте фотографировать малыша в творческом порыве, измазанного красками или пляшущего в кругу семьи, спустя время всей семье будет приятно взглянуть на прогресс в той или иной сфере. Ребенок чувствует поддержку родителей, находя свои рисунки на холодильнике или рассмотрев сделанные его руками бусы у мамы на шее. Спустя годы у вас будет возможность подарить своему ребенку подборку фото и видео с его танцами и песнопениями.
Поощряйте и радуйтесь
Каждый человек любит похвалу, она мотивирует и подсказывает, что ты на верном пути. Хвалите ребенка, поддерживайте его идеи, бросайтесь вместе с ним в придуманные авантюры. Так малыш будет стремиться открывать для себя что-то новое. Дарить ребенку радость — вот главная цель родителей. Радость и удовольствие от проделанной работы способствует выработке смекалки, развитию навыков и тяге к экспериментам. Радуйтесь мелочам — это высшая степень искусства.
Источник
Ближе к 2-3 годам малыши начинают активно познавать окружающий мир, проявляя интерес к созиданию и творчеству. Наверняка, многие замечали, что дети этого возраста уже пытаются демонстрировать родителям свои навыки.
Например, пробуют петь, пританцовывают, увлеченно рисуют, лепят из пластилина, а некоторые даже сочиняют свои собственные истории, в которых присутствуют сказочные персонажи.
Это идеальный момент, чтобы понаблюдать за малышом и определить, что ему нравится больше всего. А также сформировать его интерес, чтобы он трансформировался в более глубокое увлечение.
Как же помочь малышу проявить свои таланты?
Прежде всего, детские психологи советуют не мешать ребенку. То есть дать ему возможность проявляться самостоятельно, не навязывая собственные интересы.
Задача родителей — дать шанс ребенку раскрыть индивидуальность и личный потенциал, помогая осознать разнообразие творческой сферы и окружающего мира.
Каждый раз предлагайте ребенку новое занятие. Например, давай сегодня порисуем карандашами, а в следующий раз дайте освоить рисунок красками или фломастерами.
Дайте попробовать поработать с пластилином или тестом, а потом откройте для него мир картин из кинетического песка.
Приучая любовь к музыке, не стоит делать акцент на чем-то одном, даже если вы сами очень любите классику.
Подарите крохе радость выбора, пусть он сам решит, какую музыку он хочет слушать.
Позвольте ему для начала освоить детские музыкальные инструменты, к примеру, ксилофон, пианино, синтезатор, гитару, барабан, мультиплеер, маракасы и т. д. Чтобы он понял, что ему нравится больше.
Вдруг окажется так, что он очень любит не играть на инструментах, а петь.
Я певец!
Аналогично действуйте относительно физического развития. Ведь спортивных секций очень много.
Разумеется, многие родители предпочитают выбирать за ребенка, отдавая его с малолетства на хоккей, гимнастику, плавание и прочие олимпийские виды спорта.
Я балерина!
Однако практика показывает, что чемпионами и музыкантами становятся единицы, а вырастая, дети часто с ужасом вспоминают ненавистные занятия «под палкой».
Как развить воображение
Самое лучшее для ребенка — это сделать любое его занятие максимально интересным и веселым.
Дети очень быстро устают, если заставлять их долго концентрироваться на чем-то одном.
Допустим, малыш слепил забавного человечка. Чтобы он отдохнул и понял, насколько разносторонней может быть игра, предложите ему соорудить домик из конструктора, заселив его пластилиновыми персонажами.
Попросите малыша нарисовать собственную картину, на которой он сам что-то делает.
Малыши очень любят играть в кого-то: докторов, учителей, поваров, профессий так много, что придумать интересную игру не составит труда.
Развитие воображения поможет ребенку выйти за привычные рамки и научит фантазировать.
Важно показать крохе, что придуманный им мир может быть безграничным.
Даже обычную прогулку со стандартной песочницей и качелями можно превратить в интересную ролевую игру.
Просто предложите ребенку самому придумать сценарий и вы удивитесь, какие гениальные идеи могут возникнуть в этой маленькой головке.
Разумеется, как можно чаще общайтесь с малышом. Пусть не только ребенок просит что-то объяснить ему, но и сами станьте на время «почемучкой».
Попробуйте задавать вопросы, ответ на которые он может только придумать.
Реакция родителей на творчество чада
Для ребенка очень важна оценка, полученная от родителей. Искренне хвалите его творчество, радуйтесь вместе с ним его успехам.
Даже если у малыша совсем что-то не получается, подскажите, как можно сделать это лучше или иначе.
Например, домику неправильной формы можно дорисовать мордочку, а вместо крыши пририсовать шляпу. Увидев, как корявое сооружение превратилось в забавный персонаж, ребенок получит урок и вдохновение на новые творения.
Главное, чтобы малыш видел ваш энтузиазм и заразился вашими позитивными эмоциями. Это станет для него лучшей мотивацией для дальнейшего творчества.
Поощряйте малыша, разместив его работы на стене или отдельной полочке. Старайтесь хвалить его при других, показывая его творения.
Не удивляйтесь, если ребенку вдруг стало скучно заниматься тем, что раньше очень нравилось.
Это нормально, ведь малыш развивается, а значит, его интересы могут постоянно меняться.
Ваша задача только в том, чтобы дать ребенку пространство и возможность для самостоятельного выбора и открытых проявлений его талантов. Остальное он сделает сам.
Важная информация для будущих мам! Если ваш подъезд не обустроен пандусом для детских колясок, как это сделать смотрите здесь — ОТКИДНОЙ ПАНДУС.
Пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал! Только ваш искренний интерес является стимулом к дальнейшему творчеству. Всех благ и процветания!
Источник
Родителям творческого ребенка порой приходится непросто, потому что их чадо нуждается в особых условиях для своего развития. Кроме того, одаренные дети обладают уникальными особенностями, которые необходимо постоянно, и что еще важнее, правильно развивать. В этой статье мы расскажем подробно о методах развития творческой личности, расскажем, как выявить в своем ребенке качества творческой личности, чтобы он смог в полной мере реализовать заложенные в нем способности и таланты.
Личность творческого человека: как распознать?
Уже написано огромное количество разных трудов, посвященных творчеству и проявлению творческой личности. В каждом из них ученые представляют свои умозаключения относительно того, как креативность и неординарность выражается человеком.
В данной статье мы приведем характеристику творческой личности, которую в свое время разработал профессор Чикагского университета — Михай Чиксентмихайи. Он всю свою жизнь посвятил психологии, и в конечном итоге опубликовал труд «Десять парадоксальных черт творческих людей», которые четко характеризуют особенности творческой личности. К ним относятся:
- Креативные люди обладают очень большой интеллектуальной силой и энергией, а вот телом они слабы, так как физически они обычно не развиваются.
- Творческие люди очень умны, но при этом наивны. Они склонны доверять всему, что слышат, так как поиски рационального зерна в какой-то точке зрения для них скучны и неинтересны.
- Человек, наделенный творческими способностями, в какой-то степени ленив, если чем-то не вдохновлен. Он предпочтет труду отдых, пока не воодушевится новым проектом или идеей. Но как только муза его посетит, он станет работать, как самоотверженный.
- Творческие люди любят фантазировать, но при этом они остаются реалистами по жизни.
- В обществе креативные люди всегда активны, дружелюбны, улыбчивы и веселы, а вот в домашней тихой обстановке они становятся замкнутыми, закрепощенными и молчаливыми.
- По своей сути творческие личности – это скромные натуры, которые никогда не ждут ни от кого похвалы. Однако они никогда не позволят, чтобы кто-либо унизил их чувство собственного достоинства.
- Творческие мужчины часто очень сентиментальны, а вот женщины, наоборот, брутальные и мужественные.
- Креативные натуры – бунтари. Они не будут сдерживать эмоций, если что-то вышло за рамки их представления о нормах жизни. Но при этом они не любят что-то менять, потому что придерживаются консервативных взглядов.
- Любой творческий человек – страстен. Он горит, когда воплощает свою задумку, однако при этом он может здраво рассуждать и объективно оценивать свою работу.
- Творческие люди всегда счастливы, потому что их образ жизни всегда приносит им море удовольствия. Однако при этом они открыты для негатива, но он не омрачает им жизнь, потому что творческие личности умеют находить в нем положительные для себя стороны.
Все вышеперечисленные особенности больше характеры для взрослых людей. В ребенке творческий потенциал проявляется несколько иначе:
- он не может усидеть на одном месте более одной секунды, так как его все время тянет на приключения, ему хочется исследовать неизведанное, открывать двери в комнаты, куда вход воспрещен;
- он редко проявляет послушание, так как на все имеет личную точку зрения, которую готов отстаивать даже в раннем возрасте;
- творческий малыш не с особым рвением ходит в школу, потому что привычные уроки ему неинтересны и скучны, ведь сосредоточиться на чем-то для творческой личности ребенка – целая проблема;
- малыш наделен особой энергетикой – он не может успокоиться в течение дня, ему хочется прыгать, бегать, он не может уснуть, когда уже все члены семьи улеглись спать;
- ребенок очень чувствителен – он может всплакнуть, если какой-то сюжет из сказки или другой книжки его растрогает, то же самое произойдет во время просмотра фильма или мультика;
- творческий ребенок предпочтет игры в доме или любом другом закрытом помещении занятиям на природе, так как он проявляет интерес в окружающему миру, животным и растениям;
- творческие детки не любят, когда их контролируют родители, потому что они хотят всегда и во всем быть самостоятельными.
Далее мы подробно рассмотрим, что нужно делать, чтобы жизнь творческой личности ребенка была счастливой и удачливой.
Формирование творческой личности
Развитие творческого потенциала личности ребенка – процесс трудоемкий. К нему нужно относиться с особой ответственностью. Во всяком случае, нужно четко понимать, что может повлиять на развитие творческой личности ребенка.
Ученые считают, что к основным факторам, которые могут подействовать на потенциал малыша, относятся:
- фантазия
- свобода движения и воображения
- отсутствие ограничений
- таланты малыша
Задача родителей – создать такие условия развития творческой личности, чтобы все эти факторы присутствовали в жизни ребенка. Однако сначала нужно разобраться, какие именно творческие способности заложены в вашем ребенке. Присмотритесь к нему внимательно в первые годы жизни. Вы сразу заметите, чем больше всего малышу нравится заниматься. Отталкиваясь от увиденного, вы сможете воспитать творческую личность правильно:
- ребенок должен как можно больше общаться со своими сверстниками, рассказывая им, где он был, слушать и анализировать, что говорят ему;
- чтобы воспитать творческую личность дошкольника, следует как можно больше читать ему, чтобы он проникался сюжетом сказки или любого другого литературного произведения, делился с вами своими эмоциями, переживаниями;
- для развития творческой личности школьника, нужно создавать такие условия в доме, чтобы ребенок сам проявлял интерес к чтению;
- позволяйте ребенку рисовать постоянно, везде и всюду – посредством рисования у него развивается мыслительный процесс, он может фантазировать, мечтать;
- приобретите ребенку несколько видов пластилина, чтобы он мог таким образом воссоздавать плоды своей фантазии;
- включайте малышу музыку, чтобы он ее слушал, танцевал, двигался – попросите кроху поделиться своими переживаниями и эмоциями, которыми он наполнился после прослушивания той или иной музыкальной композиции.
Проблемы творческой личности
Творческие люди всегда выделяются из толпы, поэтому часто сталкиваются с множеством проблем. Как правило, эти проблемы не отображаются на психоэмоциональном состоянии человека, однако могут в некоторых случаях вводить его в депрессию или так называемый «творческий кризис». Что это могут быть за проблемы:
- Недопонимание творческой личности со стороны общества, в котором человеку постоянно приходится находиться. Особенно это касается музыкантов, актеров, художников, которые видят окружающий мир по-своему. Дело в том, что цель творческой личности – создавать, постоянно развиваться, исследовать непознанное. Иногда им просто чужды материальные блага, они странно выглядят, чем вызывают бурю у других людей.
- Креативный человек часто одинок, потому что ему так комфортно. Он находится в своем мире, в котором ему хорошо, находясь наедине с собой. Психологи утверждают, что в тишине творческие способности личности лучше раскрываются, человеку проще себя реализовать.
- Творческая личность стремится к саморазвитию иногда вопреки всему. Поэтому часто семейная жизнь у креативных людей складывается неудачно. Но этого можно избежать, если человеку еще в ранние годы привить семейные ценности и понимание того, что дороже близких и любимых людей в мире ничего и никого нет.
Есть утверждение, что творческими люди рождаются, а не становятся. Однако мы живем в XXI веке, и верить этому предрассудку бессмысленно. Каждый родитель может развить в своем ребенке любой навык, если уделит этому должное внимание. Как показывает современная медицинская практика, даже детки, рожденные с физиологическими аномалиями и прочими отклонениями, могут становиться успешными и состоятельными людьми.
Нет ничего невозможного! Только не пытайтесь реализовать собственную мечту в жизни ребенка, потому что у него, наверняка, есть своя. Лучше помогите ему на пути к достижению поставленной цели, и он будет счастлив!
Видео: «Как развивать творческие способности ребенка?»
Источник